Рекомендации для родителей от психолога для ученика. Рекомендации школьного психолога для родителей подростков. Некоторые практические советы

Откровенный разговор или как сказать ребенку о самом сложном.

Дети задают родителям разные вопросы. Сначала - простые, в основном удовлетворяющие познавательную потребность, позднее детей начинают интересовать проблемы взаимоотношений в семье, и наконец, вопросы, связанные с исследованием самого себя и своих особенностей. Некоторым родителям в такой ситуации достаточно непросто: сложные вопросы ребенка вызывают много неоднозначных чувств у них самих, родители оказываются перед выбором: ответить честно или слукавить, переключить внимание ребенка на что-то более позитивное, сменить тему. Однако важно понимать, что при избегании болезненных разговоров или нечестных ответах на сложные вопросы, проблемы ребенка не исчезают, а, наоборот, накапливаются, вопросы, на которые он не получает ответ, беспокоят его больше и больше. Откровенный разговор с родителями и другими значимыми людьми поможет ребенку устранить неопределенность, принять себя таким, какой он есть, обнаружить свои возможности и опираться на них. Часто родителям бывает трудно начать такой разговор, они могут и хотят отвечать на вопросы ребенка честно, но не знают, как это лучше сделать. Давайте рассмотрим "сложные вопросы" детей и подумаем, как лучше сказать ребенку о том, что его действительно беспокоит.
Мама, почему я не такой, как все?
Ты знаешь, все люди разные. Каждый человек уникален и неповторим. Но ты прав: у тебя есть заболевание, которое отличает тебя от большинства людей. В этом никто не виноват. Так сложились обстоятельства. Возможно, из-за этого у тебя могут возникнуть некоторые трудности, но если ты будешь уверен в себе, то сможешь их преодолеть. Я верю в тебя.
Я когда-нибудь выздоровею?
Ты знаешь, возможности организма неисчерпаемы. Порой мы даже не представляем себе, насколько они огромны. Когда-нибудь может произойти чудо, и ты выздоровеешь. Мы все в это верим и очень хотим, чтобы это произошло. Но может случиться и так, что ты никогда не станешь таким, как здоровые люди. Как будет на самом деле, никто не знает. Жизнь тем и интересна, что заранее ничего нельзя предугадать. Главное – принимать себя таким, какой ты есть, уважать и любить себя, верить в себя. Это непросто и этому нужно учиться. Мы любим тебя и ты дорог нам, такой, какой ты есть.
Мама, а почему папа не живет с нами?
Ты знаешь, в нашей жизни наступил момент, когда мы поняли, что нам трудно жить вместе и будет лучше, если мы будем жить отдельно. Мне было очень больно и грустно, я много переживала из-за этого. К сожалению, любовь между мужчиной и женщиной не всегда бывает на всю жизнь. Такое может случиться в каждой семье. У папы может быть другая семья и другие дети, но он помнит про то, что ты есть в его жизни. Ты имеешь право злиться и обижаться на него, но это его выбор. Вы сможете иногда встречаться и общаться. Я постараюсь сделать все, что от меня зависит, чтобы тебе было комфортно в такой ситуации.
Мама, почему меня дразнят?
Что мне делать? Ты знаешь, действительно трудно определить причины поступков других людей. Может быть, их тоже кто-то обижает и им проще «отыграться» на менее сильном, чем дать сдачи обидчику. А может быть, что они очень сильно злятся на кого-то, но пока не готовы показать свои чувства тому человеку, и «срывают зло» на тех, кто слабее. В любом случае, они поступают неправильно. Ты не виноват в том, что у тебя есть особенности и не заслуживаешь, чтобы на тебе срывали зло. Ты можешь говорить им о том, как тебе обидно и больно, что ты злишься на них за это. Требуется очень много мужества, чтобы такое сказать, и, может быть, тебя начнут уважать за это. Но если ты пока не готов ответить обидчикам, нужно научиться выражать ту злость, которая возникает, чтобы она не копились внутри. Для этого можно поколотить подушку, порвать бумагу, поиграть в снежки. Я готова поддерживать тебя, я люблю тебя.
Когда я вырасту, у меня будут дети?
Сейчас этого никто не знает. Трудно предсказать то, что ждет нас впереди. Рождение детей – это событие, в котором участвуют двое. Многое зависит от того, какой будет твой спутник жизни, как сложатся ваши отношения, условия жизни. Но если очень сильно чего-то хотеть и верить, есть большая вероятность, что все будет именно так, как ты хочешь. Я буду очень рада, если все твои желания сбудутся.
Конечно же эти ответы, не единственно возможный и правильный вариант. Ваша родительская интуиция и любовь к ребенку помогут ответить на любой его вопрос, если Вы готовы быть с Ним честными и откровенными.

Агрессивный ребенок
Агрессия, к сожалению, окружает нас и наших детей. Агрессивность в поведении человека м.б. защитной, часто «агрессивными» называют детей, «неудобных»,у которых проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми. Почему ребенок становится агрессивным, всегда ли причинами такого поведения являются внешние факторы, что в таком случае делать родителям, как помочь?

Признаки агрессивности:
– ребенок вспыльчив, непокорен, непредсказуем, по характер, самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины агрессивного поведения:
Нарушения эмоционально-волевой сферы:
– неумение ребенка управлять своим поведением;
– недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
Неблагополучная семейная обстановка:
– отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
– нет единства требований к ребенку;
– ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
– физические (особенно жестокие) наказания;
асоциальное поведение родителей;
– плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;
Трудности обучения.
Психологический климат в учебном учреждении.

Советы родителям

Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).
Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.
1 шаг – стимуляция гуманных чувств:
– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
– учите его не сваливать свою вину на других;
– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Например:
«Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
«Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.
Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)
2 шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого.
Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например:
«Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».
3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Например:
Ты стукнул Веру потому, что …, а ещё почему?
Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»
Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
– помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
– учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
– учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
– учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
– стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на переключение состояния:
– стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
– у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
– у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.

Игры для агрессивных детей

Воробьиные драки
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
Минута шалости (психологическая разгрузка).
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.
Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
Каратист (снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
Боксер (снятие физической агрессии).
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).
Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.
«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).
Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.
«Жужа, жужа, выходи,
Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки. топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).
Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).
Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.
«Брыкание».
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
Кукла «Бобо».
Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни. Важно! Не используйте для этих целей готовую игрушку, изображающую зверюшку, малыша – «Бобо» д.б. немного обезличена.
Драка.
«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»
«Уходи, злость, уходи!».
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

Дети это одни из самых дорогих нам людей. Больше всего на свете мать любит своего ребенка и хочет видеть его счастливой самодостаточной личностью. Но бывает, дети ведут себя плохо, не слушают родителей, не выполняют их просьб или даже ведут себя грубо и агрессивно. Каким же образом изменить эту ситуацию так, чтобы не ранить психику ребенка? Именно для этого и нужны советы психолога родителям.

  • Самый главный совет в воспитании детей – это любовь. Ребенок должен знать и понимать, что Вы его любите. Причем не за какие-то особые его успехи или качества, не за внешность, успешную учебу в школе, хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Для этого как можно чаще говорите Вашему сыну или дочке, что любите его. Также используйте другие проявления любви – обнимайте ребенка.
  • Такую фразу, как: « я тебя не люблю», напротив, говорить не рекомендуется никогда! Даже если ребенок совершил очень плохой поступок.

  • Но проявление любви к сыну или дочке, вовсе не означает, что не должно быть никаких запретов и четко обговоренных правил. Ребенок должен понимать, что можно делать, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
  • Психологи советуют родителям: важно всегда помнить, что каким бы строгим не было воспитание, если Вы сами ведете себя противоречащим им образом, то это не даст никакого результата. Дети всегда смотрят и повторяют за родителями. Поэтому стоит обращать на это внимание. Например, нет ничего удивительного, что ребенок начинает врать, если замечает, что мать или отец иногда применяют такие уловки.
  • Самым лучшим тоном при общении с детьми является спокойный и уравновешенный, дружественный. Не рекомендуется вообще использовать приказной тон или критику, осуждение, переходить на крик. Когда это уместно речь может быть строгой, но не резкой или грубой.
  • Словесное оскорбление и физическое наказание – это методы, которые вообще не идут на пользу детям. Хотя вроде бы на первый взгляд и кажется, что ребенок присмирел и просит прощения, но происходит это не потому, что он понял свою ошибку и действительно раскаивается в совершенном, а потому что хочет избежать боли.

  • Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка чего-то хорошего, чем делать плохое. Дети нуждаются во внимании и любят когда родители вместе с ними проводят время, устраивают праздники, совместные прогулки, отдых на природе. А лишение таких запланированных праздников будет наилучшим наказанием для ребенка. Но не нужно применять такие наказания по пустякам. Также важный совет психолога родителям: старайтесь всегда выполнять свои обещания перед ребенком, иначе он потеряет к Вам доверие.
  • Когда Вы хотите указать на ошибку, не оценивайте личность, только поступки. Например, Ваш сын разбил окно. Если вы скажете: «плохой сын», то это будет говорить о качествах личности. Но ведь это всего лишь плохой поступок. Также нельзя осуждать чувства ребенка. Даже если из-за этих чувств он ведет себя глупо и капризно.
  • Никогда не сравнивайте сына или дочку с другими детьми. Это способствует занижению самооценки и не идет на пользу. Сравнивать нужно только с ним самим. Например, если в последнее время он лучше стал решать задачи по математике, то это и нужно отметить.
  • Всегда старайтесь похвалить Вашего ребенка, даже за самые незначительные успехи и хорошие поступки. Если делать таким образом, то радовать он Вас будет гораздо чаще, и успехи уже будут гораздо выше.

Для подростков так же можно использовать все советы психолога описанные выше. Но еще стоит добавить, что дети в подростковом возрасте начинают слишком рано считать себя взрослыми. Поэтому в такой ситуации надо еще меньше использовать жесткий приказной тон и особенно критику в присутствии других детей или взрослых.

Подростки часто начинают грубить своим родителям. В такой ситуации ответная грубость не будет решением. Нужно спокойно показать ребенку, что такое поведение не позволительно.

Я надеюсь, эта статья была для Вас полезной, если же у Вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться на индивидуальную консультацию к психологу.


Предварительный просмотр:

Дорогие мои родители!
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволит мне легче определить свое место.
Не будьте не последовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приручит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большой готовностью на ваши инициативы.
Не давайте обещаний, которых вы не способны выполнить, это может поколебать мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-либо только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших "побед".
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". На самом деле это не так. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не заставляйте меня ощущать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, иначе у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.
Не обращайте внимание на мои "дурные привычки" Это меня портит.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы примите определенные шаги позднее.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я понимаю, что такое хорошо и что такое плохо.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки всегда непоправимы. Я должен научиться, совершив ошибку, не ощущать, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир. Пожалуйста смиритесь с этим.
Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и будут искать информацию где-то на стороне.
Не отвечайте на провокационные и бессмысленные вопросы. Если будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто не хочу чтобы вы постоянно мной занимались.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
Не беспокойтесь, если мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
И кроме того, помните, что я вас люблю; пожалуйста ответьте мне любовью.

Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям

Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем отдыхе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).

  • Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями - кружками, секциями.
  • Дома - без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.
  • Поговорите с ребёнком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.

ПОМНИТЕ! Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребенка, но сугубо индивидуально. Прежде всего необходимо иметь в виду, что для подростков наиболее характерно ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоутверждению.

Советы родителям на каждый день

  • Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это.
  • Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
  • Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  • Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовно общение.
  • В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступать, признавать ошибки и поражения.

Предварительный просмотр:

Копилка советов родителям. Правило №1: Выстройте доверительные отношения с ребенком


Дети – преступники и дети – жертвы преступлений. Виновные и пострадавшие, жестокие и беззащитные. Как свести к минимуму вероятность роковой встречи таких разных ребят? Как уберечь детей от агрессии и зла взрослых? Особенно, когда эти взрослые – не чужие ребенку люди.

На первый взгляд, решение проблемы на поверхности: не допускать, наказывать, помогать. Но почему-то эти меры не дают должного эффекта. Видимо мы, взрослые, прилагаем не достаточно усилий для того, чтобы уберечь наших детей от различных преступных посягательств.

Преступления, в которых потерпевшими становятся дети, безусловно, очень сложны для расследования. И причин тут несколько. Во-первых: дети, ставшие жертвами, как взрослых, так и своих сверстников, крайне редко способны открыто сообщить о случившемся. Самые маленькие, например, просто не понимают, что с ними произошло что-то плохое. Те, кто постарше – стесняются, стыдятся рассказывать родителям. Поэтому «увидеть» беду можно только по косвенным признакам. Если ребенок, который обычно активный, вдруг стал слишком спокойным, заторможенным, если ночью он просыпается от кошмаров, то для родителей, педагогов такое поведение должно стать тревожным сигналом. Еще опаснее, если спокойный, тихий подросток начинает демонстрировать не характерную для него развязность, сексуальную расторможенность.

Необходимо попытаться самостоятельно поговорить с ребенком, если не получается, прибегнуть к помощи специалистов: психолога, социального педагога или психотерапевта. Здесь нужно четко понимать, что запущенная травма с одной стороны обязательно скажется на характере ребенка, а с другой, не узнав о случившейся беде, правоохранительные органы не смогут привлечь виновных к ответственности.

Почему наши дети не рассказывают нам о своих проблемах? Отчасти оттого, что именно мы не хотим об этом слышать: то мы очень заняты работой, то по телевизору идет любимый сериал или футбол, то газета оказалась очень интересной, и нам не до ребенка, не до его вопросов, его изменившегося поведения.

Ребенок остается один на один со своими проблемами, которые требуют решения. И вдруг мы замечаем, что ребенок уже вырос, и мы не знаем, о чем он думает, какие у него друзья и увлечения. И когда мы задаем ему вопрос, то получаем односложный ответ: «Все в порядке». Теперь мы хотим поговорить с ним: но о чем? Как найти тот желанный контакт, мы не знаем.

Говорите с детьми, как можно чаще, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы. Сопереживайте вместе с ним, постарайтесь помочь ребенку в его проблеме. Ребенку необходимо ваше постоянное внимание.

Задайте себе вопрос: когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком? «Вчера, только что», - ответите вы себе. Но давайте задумаемся, что это было: разговор или односторонний монолог, может быть нотация за его очередную провинность? Чаще всего наши разговоры с детьми сводятся именно к чтению нотации. Чаще всего мы задаем шаблонные вопросы: «Ну, что нового?» Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький, видя такое отношение, старается как можно короче ответить, или просто молчит. Он думает, что его все равно не слышат. Но ведь именно доверительная беседа (контакт с родителями) – это едва ли не первое правило безопасности вашего ребенка. Именно через беседу вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Вы должны не только внимательно слушать, но и анализировать все сказанное ребенком, интересоваться его увлечениями, делами, книгами, которые он читает, фильмами, которые он смотрит, информацией, которую он получает, сидя у монитора компьютера.

Старайтесь совместно с ним решать не только его проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас волнует, поделитесь своими переживаниями. И тогда у вас будет с ребенком полный доверительный контакт, а значит, вы сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение.

Предварительный просмотр:

Копилка советов родителям. Правило №2: Объясните ребенку правила безопасности

Не все, конечно, зависит от нас, но если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил, а попросту – будем вести себя более осторожно, то вероятность уберечь свою жизнь и жизнь наших детей значительно возрастет.

Наши дети учатся у нас даже тогда, когда мы абсолютно уверены, что они заняты своим делом и не замечают ничего вокруг. Нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один дома или на улице. Данные правила описаны в сборнике для детей «Твоя школа безопасности». Изучите эти правила и объясните их ребенку.

Обращаем ваше внимание:

  • При разъяснении правил дайте почувствовать ребенку, что вы его всегда поймете, и не будете ругать, а дадите ему поддержку и окажете помощь.
  • Поддерживайте отношения с друзьями вашего ребенка и их родителями.
  • Объясните ребенку, чтобы он не открывал дверь незнакомым людям, когда находится один дома, не общался с незнакомцами по телефону. Проиграйте в игровой форме различные ситуации. Попросите знакомого позвонить Вам домой и попытаться выяснить у ребёнка состав семьи и местонахождение взрослых. За правильное поведение – поощрите, а неправильное – обсудите, чтобы знать, как надо действовать в следующий раз.

Не стесняйтесь устраивать периодически проверку бдительности.

Объясните ребенку, как себя вести, если в подъезде стоит незнакомый человек, что делать, если ребенок возвращается домой вечером один. Придумайте историю, как повёл бы себя ребёнок в различных ситуациях. Можно потренироваться, кто громче умеет звать на помощь и так далее. Время от времени закрепляйте материал, но так, чтобы ребёнку не надоели подобные репетиции.

Помните, когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается. Если ваш ребенок дошкольного возраста или младшего школьного возраста не отпускайте его на улицу одного.

Ведите разъяснительные беседы с ребенком в части правил безопасного поведения на улице, безлюдных пустырях, придорожных лесопарках, чердаках, в новостройках, заброшенных домах, подвалах, подъездах дома и общественных местах.

Продумайте школьный маршрут, пройдите с ребенком вместе до школы и обратно до дома.

Контролируйте ситуацию, спрашивайте ребёнка, когда он должен вернуться домой из школы. Звоните ему в течение дня и интересуйтесь его планами. Запрограммируйте на мобильном телефоне ребенка кнопку срочного вызова родителей и научите пользоваться ею. Вы можете выбрать телефонную программу, в рамках которой детский телефон может звонить только на номер родителей и родных.

Обсудите различные варианты поведения, если по дороге из школы к ребёнку привязался незнакомый взрослый.

Объясните ребенку, что нельзя садиться в машину к незнакомцам, ходить к нему домой, брать от него угощения.

Контролируйте по времени возвращение ребенка домой. Помните, что по закону Тюменской области несовершеннолетние, не достигшие возраста 16 лет, не могут появляться в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей). Например: парки, скверы, транспортные средства общего пользования, остановки общественного транспорта, подвалы, чердаки, лестничные площадки, лифты, вокзалы и др. Ночным временем считается время с 22 до 6 часов местного времени - в период с 1 ноября по 31 марта. С 23 до 6 часов местного времени - в период с 1 апреля по 31 октября. По фактам обнаружения несовершеннолетних в ночное время без сопровождения взрослых, в установленном законом порядке родители (законные представители) несовершеннолетнего могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законом.

Предварительный просмотр:

Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?" "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.

Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не заругивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же жизненных важнейших навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.

Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку прочитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.

Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.

Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранить веру в себя.

При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.

Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.

Проверяйте домашнее задание особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не довольны им. Будьте уверены: следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.

Предварительный просмотр:

Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойный обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшими достижениями, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  • культурные: обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.

Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможною. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает.

В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону, уточняют, обсуждают, спорят.

Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.

Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.

Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7–8-х - до 3, 8-9-х - до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребёнок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребёнка к учёбе.

Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт.

Предварительный просмотр:


В случае, когда вам стал известен факт совершения насилия над ребенком, примите меры по его защите

Дети обычно скрывают факт насилия, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Еще сложнее детям, когда насилие происходит в семье со стороны родственников.

Надо всегда помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом. Помните! Преступник, который совершил преступление в отношении жизни и половой неприкосновенности ребенка, несет уголовную ответственность.

По закону дело об изнасиловании несовершеннолетнего ребенка может быть возбуждено и без заявления, если об этом факте стало известно из других источников.

Отнеситесь серьезно к рассказу ребенка о совершенном преступлении в отношении него. Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит, помните, что признаться в том, что тебя изнасиловали, очень тяжело.

Запомните:

  • Не оставляйте своего ребенка с чужими людьми, с мало знакомыми, даже если они - знакомые ваших родственников или друзей.
  • Если вы узнали о факте насилия или попытке в отношении ребенка, сообщите незамедлительно в полицию. Если вашего ребенка изнасиловали, аккуратно упакуйте его одежду, каждый предмет в отдельный бумажный пакет или переложите листами белой бумаги. Не мойте ребенка, отвезите его на медицинское освидетельствование.
  • Помните! В случае изнасилования, или другого преступления насильственного характера ваш ребенок нуждается в незамедлительной помощи психолога. Необходимую помощь специалистов вы можете получить у психологов центров социального обслуживания населения. Согласно действующего законодательства, они обязаны соблюдать конфиденциальность информации личного характера при обращении.

МОУ «Табачненская школа»

Советы психолога

родителям в воспитании ребёнка

Подготовила:

Педагог- психолог

МОУ «Табачненская школа»

Миколайчук Ольга Александровна

КАК СТАТЬ ДРУГОМ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЁНКА?

Говорите своему ребенку:

1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Благодарю.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.

Рассказывайте:

11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14. О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.

Слушайте:

21. Вашего ребенка в транспорте.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.

Спрашивайте:

26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если.....?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое "оно" на вкус?

Показывайте:

32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер/домик.
35. Как резать еду.
36. Как складывать белье.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.

Выделите время:

39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.

Порадуйте своего ребенка:

46. Сделайте сюрприз и уберите или украсьте его комнату.
47. Положите начинку-сюрприз в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.

Отпускайте:

51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.

Отдавайте:

54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Будьте терпимы.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

    В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие - гораздо хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.

    Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения - истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

    З. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку будьте последовательны - и не уступайте ему. Но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете избаловать ребенка, но никогда не уступая, вы выглядите жестокосердными в его глазах.

    Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ребёнок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты - не слышу».

    Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.

    Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

    Ни в чем не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.

    Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба «Мы тебя поим, кормим...»

    Бывает так: папа уходит утром, мальчик еще спит, приходит вечером - мальчик уже спит. А в. воскресенье папа - на рыбалку. Но хотя бы, после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»

    Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

    В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

    Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

    Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.

    Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

    Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

Десять советов отцам и матерям.

    Принимайте ребенка таким, каков он есть.

    Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.

    Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни - диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребенка это занимательное зрелище.

    Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

    По части подарков - никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

    Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

    Говорите обо всем без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец.

    Объединяйтесь со своими. Семья - это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.

    Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

    Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.

С первого дня обучения ребёнка в школе родители сталкиваются с рядом проблем, связанных с адаптацией, обучением, поведением, успеваемостью. Зачастую они не знают, как поступить в той или иной ситуации, как помочь ребёнку на начальных этапах обучения, а затем и в подростковый период. Действенную помощь родителям в решении их проблем, самим детям и даже педагогам смогут оказать специалисты школьной психологической службы.

Адаптация первоклассника к новым условиям обучения

С поступлением ребёнка в первый класс существенно меняется стиль его жизни, режим дня, коллектив. Это зачастую приводит к социальному стрессу, существенно влияющему на адаптацию ребёнка к новым условиям обучения. И родители, и дети начинают новую, насыщенную событиями жизнь, поэтому от умения родителей поддержать малыша в этот период напрямую зависит качество школьного обучения в будущем. По мнению специалистов, адаптационный период у первоклассника длится от двух до шести месяцев. Важно, чтоб всё это время ребёнок чувствовал поддержку семьи. Большинство родителей понимают степень ответственности и правильно организовывают совместную деятельность с сыном или дочерью, однако иногда всё-таки упускают некоторые важные моменты, на которые обращает внимание детский специалист-психолог.

В первые недели обучения необходимо помочь первокласснику поверить в свои силы. Новые условия способствуют тому, что ребёнок теряется, начинает сомневаться в том, что у него получится сделать так, как велит учитель. Задача родителей на данном этапе - постоянно быть рядом и подбадривать своего ученика, выражать уверенность в его возможностях и способностях, и тогда ребёнок начнёт верить в себя сам. Не менее важно постоянно интересоваться жизнью класса, событиями школьного дня, причём нужно спрашивать у самого ребёнка. Стоит дать ему возможность посмотреть на события со стороны ещё раз, возможно, он увидит что-то важное, что изначально не привлекло его внимания. Ни в коем случае не стоит порицать маленького ученика, тем более что на первом этапе он делает только пробные шаги. Критика в этот период способна лишь усугубить проблему, к тому же, его и так будут критиковать одноклассники, возможно, даже сам учитель, если что-то не получится. Не следует забывать, что темперамент малыша напрямую влияет на скорость адаптации: активные дети долго не научатся сидеть на одном месте, медлительные - не будут успевать за школьным ритмом. Потому важно не сравнивать ребёнка с другими детьми, их успехами. Стоит помнить, что каждый малыш - индивидуальность, которую следует просто понять и принять. Советы родителям первоклассников направлены на осознание того, что успех адаптации в школе во многом зависит от родителей.

Поведенческие проблемы учеников

Часто, беседуя с родителями, можно услышать от них фразу: «Все дети нормально сидят на уроках, а наш не сидит. Он с рождения такой». Проблемы некоторых учеников становятся заметны с первого дня обучения в школе: повышенная двигательная активность, болтливость, суетливость, неусидчивость. Кроме того, у таких учеников, как правило, практически сразу возникают проблемы с вниманием, сосредоточенностью. Это становится причиной недостаточного усвоения школьной программы, неуспеваемости. При нормальном интеллекте, ребёнок начинает отставать от сверстников в усвоении материала. Советы родителям о дополнительных мерах воспитательного воздействия эффекта не дают: ребёнок продолжает демонстрировать неконтролируемое поведение. В таких случаях специалисты могут предположить, что имеют дело с гиперактивным ребёнком.

С учётом того, что в школе главной деятельностью ребёнка является обучение, в первую очередь необходимо правильно организовать процесс усвоения знаний гиперактивным ребёнком. Дети с таким поведенческим расстройством не могут удержать одновременно большой объём информации, поэтому задания для них следует дробить на части, что способствует поэтапному усвоению учебного материала. Гиперактивный ребёнок не может выстраивать для себя отдалённую перспективу: ему нужно всё здесь и сейчас. Потому родителям следует продумать систему получения результата за каждое выполненное задание без отсрочки: пусть это будут очки или жетоны. Постепенно следует приучать ребёнка к умению отслеживать время, так как у таких детей проблемы именно с его ощущением. Зная "беду" своего малыша, стоит избегать ситуаций, в которых провоцируется плохое поведение, напоминающее маме и папе, что им достался гиперактивный ребёнок. Советы психолога родителям таких детей направлены также на то, чтоб меньше провоцировать ситуаций, в которых захочется отругать школьника.

Причина плохой успеваемости в начальной школе

Часто родители, проверяя дневник и тетради своего ученика, начинают обвинять ребёнка в лени, нежелании работать в полную силу. Испробовав все возможные варианты наказания и поощрения, приходят к выводу, что их ребёнок просто неспособный, продолжая винить в этом самого ученика. Специалисты по детской психологии утверждают, что причина кроется не в лени или неспособности, проблему следует искать в другом. В первую очередь ребёнок может таким образом требовать к себе больше внимания со стороны мамы и папы, понимая, что если у него что-то не будет получаться, то родители отставят все дела и начнут уделять внимание только ему. Часто такая ситуация диагностируется в семьях, где взрослые постоянно заняты выяснением отношений друг с другом, частыми ссорами. Ребёнок обязательно начнёт стараться отвлечь самых близких ему людей от выяснения отношений любыми доступными ему способами, в том числе и плохой учёбой. В любом случае стоит обратиться за консультацией к школьному специалисту-психологу, который, изучив ситуацию, даст советы родителям по организации действенной помощи ребёнку.

Те родители, которые хотят видеть в дневнике своего ребёнка хорошие отметки, должны усвоить для себя несколько правил:

Нельзя награждать ребёнка обидными эпитетами, кричать на него за плохую успеваемость;

Нельзя при совместном выполнении домашних заданий брать основную нагрузку на себя: помощь родителя должна быть минимальной, ребёнок должен научиться работать самостоятельно;

Нельзя показывать ребёнку сильную озабоченность его успехами, так как он может подумать, что его любят не просто так, а за успехи в учёбе: принцип безусловной любви должен присутствовать в жизни ребёнка постоянно.

Специалисты утверждают, что залогом успеха в обучении являются три составляющих:

  1. Труд самого ребёнка.
  2. Время родителей.
  3. Терпение.

Таким образом, главными помощниками ученика в школе являются родители. И дети обязательно оценят помощь, оказанную им, успеваемость постепенно наладится.

Главные проблемы пятиклассника

С переходом ученика из начального звена в среднее возникает ряд проблем, на первый взгляд невидимых. Ребёнок попадает в новую для него социальную ситуацию, примеряет на себя новую роль ученика средней школы. В пятом классе, как правило, успеваемость снижается за счёт замедления темпа деятельности в силу психологических особенностей ученика. К тому же дети уходят от одного учителя и приходят сразу к нескольким преподавателям, у каждого из которых своя методика и свой подход. Ребёнок должен привыкнуть ещё и к новым педагогам. Специалисты-психологи, как правило, диагностируют в этот период у пятиклассников повышенную возбудимость, вспыльчивость, снижение навыков волевой саморегуляции, некоторую склонность к аффектам. Педагогические советы родителям в этот период содержат рекомендации по улучшению успеваемости и организации режима дня пятиклассника. Несколько другую направленность, более конкретизированную, имеют советы школьного психолога родителям и классным руководителям.

Советы психолога родителям пятиклассников основываются на психологических особенностях младшего подростка. Родителям следует понимать, что именно в этот период ребёнок требует к себе повышенного внимания как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Ему необходима помощь, поддержка и понимание семьи. Советы родителям ученика пятого класса отражают модель поведения членов семьи в этот ответственный для школьника период:

Психологические особенности современного подростка

О проблемах подросткового возраста говорят и пишут много, возраст учеников 8 и 9 классов считается проблемным. Психологические советы родителям школьников принимают особую актуальность в этот период. Специалисты называют этот возраст «периодом бури и натиска», действительно, именно сейчас и происходит окончательное становление личности. Семья отходит на второй план, а на первый выходят межличностные отношения. Дружба становится главной ценностью, подростки начинают заниматься поисками смысла жизни, что отражается на поведении и манере вести себя в коллективе. Постоянные конфликты со взрослыми также являются издержками подросткового периода, так как подросток постоянно чувствует ущемление взрослыми своих прав. Считая себя уже достаточно зрелыми и самостоятельными людьми, они довольно агрессивно реагируют на любые, с их точки зрения, притеснения со стороны старшего поколения. Советы психолога родителямподростков направлены прежде всего на установление равных взаимоотношений между взрослыми и детьми, так как подросток, почувствовав, что с ним считаются, уважают его мнение, сможет адекватно оценивать своё поведение и возможности.

Психологическая помощь родителям подростка

Помощь специалиста в период взросления ребёнка особенно необходима родителям. Возникающие в этот период между родителями и детьми разногласия основываются на недостаточной осведомлённости о психологических особенностях взрослеющего ребёнка. Советы родителям подростков направлены на формирование правильного подхода к воспитанию повзрослевшего ученика:

  1. Обязательным условием является установка на безусловную любовь. Подростку особенно необходимо ощущать любовь и поддержку близких ему людей.
  2. Нельзя забывать о позитивном личном примере: не стоит давать ребёнку поводов для упрёка.
  3. Не стоит умалять значимость образования, этот период особенно важен для формирования позитивной мотивации к обучению.
  4. Нельзя унижать ребёнка и оскорблять его достоинство: в период становления личности особенно необходимо поддерживать уверенность в своих возможностях.