Сообщение на тему возрастные особенности двигательной активности. Общая характеристика и возрастные особенности развития двигательных качеств. Общая характеристика двигательных качеств

Нормальная форма логической формулы не содержит знаков импликации, эквивалентности и отрицания неэлементарных формул.

Нормальная форма существует в двух видах:

    конъюнктивная нормальная форма (КНФ) -- конъюнкция нескольких дизъюнкций, например, $\left(A\vee \overline{B}\vee C\right)\wedge \left(A\vee C\right)$;

    дизъюнктивная нормальная форма (ДНФ) -- дизъюнкция нескольких конъюнкций, например, $\left(A\wedge \overline{B}\wedge C\right)\vee \left(B\wedge C\right)$.

СКНФ

Совершенная конъюнктивная нормальная форма (СКНФ) -- это КНФ, удовлетворяющая трем условиям:

    не содержит одинаковых элементарных дизъюнкций;

    ни одна из дизъюнкций не содержит одинаковых переменных;

    каждая элементарная дизъюнкция содержит каждую переменную из входящих в данную КНФ.

Любая булева формула, которая не является тождественно истинной, может быть представлена в СКНФ.

Правила построения СКНФ по таблице истинности

Для каждого набора переменных, при котором функция равна 0, записывается сумма, причем переменные, которые имеют значение 1, берутся с отрицанием.

СДНФ

Совершенная дизъюнктивная нормальная форма (СДНФ) -- это ДНФ, удовлетворяющая трем условиям:

    не содержит одинаковых элементарных конъюнкций;

    ни одна из конъюнкций не содержит одинаковых переменных;

    каждая элементарная конъюнкция содержит каждую переменную из входящих в данную ДНФ, к тому же в одинаковом порядке.

Любая булева формула, которая не является тождественно ложной, может быть представлена в СДНФ, к тому же единственным образом.

Правила построения СДНФ по таблице истинности

Для каждого набора переменных, при котором функция равна 1, записывается произведение, причем переменные, которые имеют значение 0 берут с отрицанием.

Примеры нахождения СКНФ и СДНФ

Пример 1

Записать логическую функцию по ее таблице истинности:

Рисунок 1.

Решение:

Воспользуемся правилом построения СДНФ:

Рисунок 2.

Получим СДНФ:

Воспользуемся правилом построения СКНФ.


Пример. Найти КНФ формулы

~ ~

Совершенную дизъюнктивную нормальную форму СДНФ можно строить, используя следующий алгоритм:

1. = 1. алгоритма ДНФ

2. = 2. алгоритма ДНФ

3. = 3. алгоритма ДНФ

4. = 4. алгоритма ДНФ

5. Опустить тождественно ложные слагаемые, т. е. слагаемые вида

6. Пополнить оставшиеся слагаемые недостающими переменными

7. Повторить пункт 4.

Пример. Найти СДНФ формулы.

~

Для построения СКНФ можно пользоваться следующей схемой:

Пример. Найти СДНФ формулы.


~

Известно (теоремы 2.11, 2.12), что СДНФ и СКНФ определены формулой однозначно и, значит, их можно строить по таблице истинности формулы .

Схема построения СДНФ и СКНФ по таблице истинности приведена ниже, для формулы ~ :

~
1 0 1 0 1 1 0 1 СДНФ; СКНФ.

2.2. Задание.

2.2.1 Ниже приведены логические выражения. Максимально упростите выражения своего варианта, воспользовавшись законами логики Буля. Затем с помощью таблиц истинности сравните ваше упрощенное выражение с исходным.



2.2.2. Выяснить вопрос о равносильности f 1 и f 2 путем сведения их к СДНФ (табл. 1).

2.2.3. Найти двойственную функцию для f 3 по обобщенному и булевому принципу (табл.1). Сравнить полученные результаты.

f 1 f 2 f 3

2.3. Контрольные вопросы.

2.3.1. Дайте определение высказывания.

2.3.2. Перечислите основные операции над высказыванием.

2.3.3. Что такое таблица истинности?

2.3.4. Составить таблицы истинности для следующих формул:

~ ~ ~ ;

2.3.5. Учитывая соглашения о порядке выполнения операций, опустить «лишние» скобки и знак « » в формулах:

;

2.3.6. Применяя равносильные преобразования, доказать тождественную истинность формул:

2.3.7. Найти двойственные формулы:

)

2.3.8. Привести к совершенной ДНФ (СДНФ) форме следующие формулы:

~

2.3.9. Привести к совершенной КНФ (СКНФ) форме следующие формулы:

~

Лабораторная работа № 3

Тема: «Минимизация булевых функций. Логические схемы»

Цель: Приобретение практических навыков работы с методами минимизации булевых функций.

3.1. Теоретические сведения .

Минимальные формы

Как было показано в , любая булева функция представима в совершенной нормальной форме (дизъюнктивной или конъюнктивной). Более того, такое представление является первым шагом перехода от табличного задания функции к ее аналитическому выражению. В дальнейшем будем исходить из дизъюнктивной формы, а соответствующие результаты для конъюнктивной формы получается на основе принципа двойственности .

Каноническая задача синтеза логических схем в булевом базисе сводится к минимизации булевых функций, т.е. к представлению их в дизъюнктивной нормальной форме, которая содержит наименьшее число букв (переменных и их отрицаний). Такие формы называют минимальными. При каноническом синтезе предполагается, что на входы схемы подаются как сигналы , так и их инверсий .

Формула, представленная в дизъюнктивной нормальной форме, упрощается многократными применением операции склеивания и операции поглощения и (дуальные тождества для конъюнктивной нормальной формы имеют вид: и ). Здесь под и можно понимать любую формулу булевой алгебры. В результате приходим к такому аналитическому выражению, когда дальнейшие преобразования оказываются уже невозможными, т.е. получаем тупиковую форму.

Среди тупиковых форм находится и минимальная дизъюнктивная форма, причем она может быть неединственной. Чтобы убедиться в том, что данная тупиковая форма является минимальной, необходимо найти все тупиковые формы и сравнить их по числу входящих в них букв.

Пусть, например, функция задана в совершенной нормальной дизъюнктивной форме:

Группируя члены и применяя операцию склеивания, имеем .

При другом способе группировки получим:

Обе тупиковые формы не являются минимальными. Чтобы получить минимальную форму, нужно догадаться повторить в исходной формуле один член (это всегда можно сделать, так как ). В первом случае таким членом может быть . Тогда . Добавив член , получим: . Перебрав все возможные варианты, можно убедиться, что две последние формы являются минимальными.

Работа с формулами на таком уровне подобна блужданию в потемках. Процесс поиска минимальных форм становится более наглядным и целеустремленным, если использовать некоторые графические и аналитические представления и специально разработанную для этой цели символику.

Многомерный куб

Каждой вершине -мерного куба можно поставить в соответствие конституенту единицы. Следовательно, подмножество отмеченных вершин является отображением на -мерном кубе булевой функции от переменных в совершенной дизъюнктивной нормальной форме. На рис. 3.1 показано такое отображение для функции из п.3.7.

Рис.3.1 Отображение на трехмерном кубе функции, представленной в СДНФ

Для отображения функции от переменных, представленной в любой дизъюнктивной нормальной форме, необходимо установить соответствие между ее минитермами и элементами -мерного куба.

Минитерм ( -1)-го ранга можно рассматривать как результат склеивания двух минитермов -го ранга (конституент единицы), т.е. , На -мерном кубе это соответствует замене двух вершин, которые отличаются только значениями координаты , соединяющим эти вершины, ребром (говорят, что ребро покрывает инцидентные ему вершины). Таким образом, минитермам ( -1)-го порядка соответствуют ребра -мерного куба. Аналогично устанавливается соответствие минитермов ( -2)-го порядка - граням -мерного куба, каждая из которых покрывает четыре вершины (и четыре ребра).

Элементы -мерного куба, характеризующиеся измерениями, называют -кубами. Так, вершины являются 0-кубами, ребра – 1-кубами, грани – 2-кубами и т.д. Обобщая приведенные рассуждения, можно считать, что минитерм ()-го ранга в дизъюнктивной нормальной форме для функции переменных отображается -кубом, причем каждый -куб покрывает все те -кубы низшей размерности, которые связаны с его вершинами. В качестве примера на рис. 3.2 дано отображение функции трех переменных. Здесь минитермы и соответствуют 1-кубам (), а минитерм отображается 2-кубом ().

Рис.3.2 Покрытие функции

Итак, любая дизъюнктивная нормальная форма отображается на -мерном кубе совокупностью -кубов, которые покрывают все вершины, соответствующие конституентам единицы (0-кубы). Справедливо и обратное утверждение: если некоторая совокупность -кубов покрывает множество всех вершин, соответствующих единичным значениям функции, то дизъюнкция соответствующих этим -кубам минитермов является выражение данной функции в дизъюнктивной нормальной форме. Говорят, что такая совокупность -кубов (или соответствующих им минитермов) образует покрытие функции.

Стремление к минимальной форме интуитивно понимается как поиск такого покрытия, число -кубов которого было бы поменьше, а их размерность - побольше. Покрытие, соответствующее минимальной форме, называют минимальным покрытием. Например, для функции покрытие на рис. 3.3 соответствует минимальным формам и .

Рис. 3.3 Покрытия функции .

слева ; справа

Отображение функции на -мерном кубе наглядно и просто при . Четырехмерный куб можно изобразить, как показано на рис. 3.4, где отображены функция четырех переменных и ее минимальное покрытие, соответствующее выражению . Использование этого метода при требует настолько сложных построений, что теряется все его преимущества.

Рис. 3.4 Отображение функции на четырехмерном кубе

Карты Карно

В другом методе графического отображения булевых функций используются карты Карно , которые представляют собой специально организованные таблицы соответствия. Столбцы и строки таблицы соответствуют всевозможным наборам значений не более двух переменных, причем эти наборы расположены в таком порядке, что каждый последующий отличается от предыдущего значением только одной из переменных. Благодаря этому и соседние клетки таблицы по горизонтали и вертикали отличаются значением только одной переменной. Клетки, расположенные по краям таблицы, также считаются соседними и обладают этим свойством. На рис. 3.5 показаны карты Карно для двух, трех, четырех переменных.


Рис. 3.5 Карты Карно для двух, трех и четырех переменных

Как и в обычных таблицах истинности, клетки наборов, на которых функция принимает значение 1, заполняются единицами (нули обычно не вписываются, им соответствуют пустые клетки). Например, на рис. 3.6, а показана карта Карно для функции, отображение которой на четырехмерном кубе дано на рис. 3.4. Для упрощения строки и столбцы, соответствующие значениям 1 для некоторой переменной, выделяются фигурной скобкой с обозначением этой переменной.


Рис. 3.6 Отображение на карте Карно функции четырех переменных

(а) и ее минимального покрытия (б)

Между отображениями функции на n -мерном кубе и на карте Карно имеет место взаимно-однозначное соответствие. На карте Карно s -кубу соответствует совокупность 2 соседних клеток, размещенных в строке, столбце, квадрате или прямоугольнике (с учетом соседства противоположных краев карты). Поэтому все положения, изложенные в выше (см. п. многомерный куб ), справедливы для карт Карно. Так, на рис. 3.6, б показано покрытие единиц карты, соответствующее минимальной дизъюнктивной форме рассматриваемой функции.

Считывание минитермов с карты Карно осуществляется по простому правилу. Клетки, образующие s -куб, дают минитер (n–s) -го ранга, в который входят те (n–s) переменные, которые сохраняют одинаковые значения на этом s -кубе, причем значении 1 соответствуют сами переменные, а значениям 0 – их отрицания. Переменные, которые не сохраняют свои значения на s -кубе, в минитерме отсутствуют. Различные способы считывания приводят к различным представлениям функции в дизъюнктивной нормальной форме (крайняя правая является минимальной) (рис. 3.7).


Использование карт Карно требует более простых построений по сравнению с отображением на n -мерном кубе, особенно в случае четырех переменных. Для отображения функций пяти переменных используется две карты Карно на четыре переменные, а для функции шести переменных – четыре таких карты. При дальнейшем увеличении числа переменных карты Карно становятся практически непригодными.

Известные в литературе карты Вейча отличаются только другим порядком следования наборов значений переменных и обладают теми же свойствами, что и карты Карно.

Комплекс кубов

Несостоятельность графических методов при большом числе переменных компенсируется различными аналитическими методами представления булевых функций. Одним из таких представлений является комплекс кубов , использующий терминологию многомерного логического пространства в сочетании со специально разработанной символикой.

). 0-кубы, соответствующие конституентам единицы, представляются наборами значений переменных, на которых функция равна единице. Очевидно, в записи

Рис. 3.8 Комплекс кубов функции трех переменных (а ) и его символическое представление (б )

Комплекс кубов образует максимальное покрытие функции . Исключая из него все те s -кубы, которые покрываются кубами высшей размерности, получаем покрытия, соответствующие тупиковым формам. Так, для рассматриваемого примера (рис. 3.8) имеем тупиковое покрытие

,

которое соответствует функции . В данном случае это покрытие является и минимальным.

Для двух булевых функций операция дизъюнкции соответствует объединению их комплексов кубов , а операция конъюнкции - пересечению комплексов кубов . Отрицанию функции соответствует дополнение комплекса кубов, т. е. , причем определяется всеми вершинами, на которых функция принимает значение 0. Таким образом, имеет место взаимно-однозначное соответствие (изоморфизм) между алгеброй булевых функций и булевых множеств, представляющих комплексы кубов.

Представление функции в виде комплексов кубов менее наглядно, однако его важнейшие достоинства состоят в том, что снимаются ограничения по числу переменных и облегчается кодирование информации при использовании вычислительных машин.

Минимизация булевых функций

Постановка задачи. Минимизация схемы в булевом базисе сводится к поиску минимальной дизъюнктивной формы, которой соответствует минимальное покрытие. Общее число букв, вхо­дящих в нормальную форму, выражается ценой покрытия , где - число - кубов, образующих покрытие данной функции от п переменных. Минимальное покрытие характеризуется наименьшим значением его цены.

Обычно задача минимизации решается в два шага. Сначала ищут сокращенное покрытие, которое включает все -кубы максимальной размерности, но не содержит ни одного куба, покрывающегося каким-либо кубом этого покрытия. Соответствующею дизъюнктивную нормальную форму называют сокращенной, а ее минитермы - простыми импликантами. Для данной функции сокращенное покрытие является единственным, но оно может быть избыточным вследствие того, что некоторые из кубов покрываются совокупностями других кубов.

На втором шаге осуществляется переход от сокращенной к тупиковым дизъюнктивным нормальным формам, из которых выбираются минимальные формы. Тупиковые формы образуются путем исключения из сокращенного покрытия всех избыточных кубов, без которых оставшаяся совокупность кубов еще образует покрытие данной функции, но при дальнейшем исключении любого из кубов она уже не покрывает множества всех вершин, соответствующих единичным значениям функции, т. е. перестает быть покрытием.

Куб сокращенного покрытия, который покрывает вершины данной функции, не покрываемые никакими другими кубами, не может оказаться избыточным и всегда войдет в минимальное покрытие. Такой куб, как и соответствующая ему импликанта, называют экстремалью (существенной импликантой), а покрываемые им вершины - отмененными вершинами. Множество экстремалей образует ядро покрытия, ясно, что при переходе от сокращенного покрытия к минимальному прежде всего следует выделить все экстремали. Если множество экстремалей не образует покрытия, то оно дополняется до покрытия кубами из сокращенного покрытия.

Приведенные определения иллюстрируются на рис. 3.9, где сокращенное покрытие (см. рис. 3.9а,) и минимальные покрытия (рис. 3.9б) и (см. рис. 3.9, б) выражаются следующим образом.

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: «Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности»


Введение

Глава I. Теоретические основы оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

1. Понятие двигательной активности

2. Оптимизация двигательной активности по мнению ученых и исследователей

3 Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях ясли-сад №43

1 Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях

2 Описание опытно-экспериментальной работы по оптимизации двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях в ясли-сад №43

3 Результаты опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Реферат


В курсовой работе представлены количество таблиц __, страниц __.

Актуальность темы исследования : Период адаптации ребенка к началу систематического обучения в школе является одним из наиболее трудных, течение которого во многом зависит от состояния здоровья и степени готовности физиологических систем организма к постоянному воздействию учебных нагрузок. Степень готовности ребенка к школе оценивается уровнем развития основных психофизиологических функций. Однако не менее значимым является уровень физической подготовки, поскольку учебный процесс в школе предъявляет к организму ребенка повышенные учебные и статические нагрузки.

Развитие функциональных резервов организма детей 4-5 лет во многом определяется уровнем их двигательной активности, в том числе в организованных ее формах в дошкольных образовательных учреждениях.

Проводимые ранее научные исследования были направлены на разработку двигательных режимов по восполнению дефицита двигательной активности старших дошкольников.

Под физической подготовкой детей старшего дошкольного возраста к школе в ДОУ понимается не только уровень физической подготовленности, но и уровень функциональных возможностей организма детей подготовительных к школе групп. Необходимость оптимизации физической подготовки детей к школе обусловлена увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией учебного процесса в современной начальной школе и может быть достигнуто посредством совершенствования двигательных режимов детей в детском саду с целенаправленным развитием и тренировкой школьно значимых физических качеств.

В соответствии с вышеизложенным определены цель и задачи исследования темы курсовой работы.

Цель исследования : оценить влияние разных вариантов организации двигательной активности старших дошкольников в детском саду на функциональные возможности их организма и физическую подготовленность и на этой основе разработать алгоритм гигиенической оптимизации двигательного режима по физической подготовке детей к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач :

) Охарактеризовать и теоретически исследовать методы оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста c использованием психолого-педагогической литературы по проблеме активизации двигательной активности.

) Провести обследования дошкольников старшего возраста и определить средние возрастно-половые значения показателей их физического развития и физической подготовленности,

) Оценить режим дня старших дошкольников и выявить особенности организации двигательной активности детей подготовительных к школе групп,

) Оценить влияние разных вариантов инновационных двигательных режимов на функциональные возможности организма старших дошкольников и их физическую подготовленность,

) Разработать алгоритм гигиенической оптимизации двигательного режима в дошкольном образовательном учреждении по физической подготовке детей к обучению в школе.

Практическая значимость :

Были разработаны методики оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Согласно им были исследованы уровни двигательной активности старших дошкольников, приведены их оценки уровня физического развития и результаты тестирования физической подготовленности детей 4-5 лет к школе. Согласно результатам исследования контрольных и экспериментальных групп медицинским работникам дошкольных образовательных учреждений рекомендуется использовать полученные в работе средние возрастно-половые значения физиометрических показателей (жизненной емкости легких, силы мышц правой и левой кистей рук) и показателей скоростных и скоростно-силовых качеств.

Использование алгоритма оптимизации двигательных режимов по физической подготовке детей к обучению в школе способствует повышению эффективности организации двигательной активности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Разработанные методические рекомендации по оценке и динамическому наблюдению за физическим развитием и здоровьем детей старшего дошкольного возраста позволяют проводить объективный контроль развития функциональных возможностей организма и физическую подготовленность детей в период их физической подготовки к обучению в школе.

Объект исследования : дети старшей группы ясли-сада №43 ул.Зои-Космедимьянской 39.

Предмет исследования : физическо-образовательные, двигательно-игровые, учебно-игровые, физические трененги в ДОУ, как средства оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.

Гипотеза исследования : оптимизация двигательной активности детей 5-6 лет на физкультурных занятиях в ДОУ будет возможна, если в основу занятия положены следующие методические подходы:

распределение физических нагрузок дошкольников согласно возрастным группам;

метод поэтапной, сбалансированной и эффективной физической нагрузки в отношении к процессу учебной деятельности старшего дошкольника.

Научная новизна исследования :

Впервые проведено исследование функциональных резервов организма(ФРО) детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной оценки состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и результатов координаторных функциональных тестов при двигательных режимах разной направленности развития физических качеств. Установлена распространенность низкого (у 17,6% детей), среднего (у 52,2% детей) и высокого (у 30,2% детей) уровней функциональных резервов организма. Впервые обосновано применение показателя функциональных резервов организма в качестве критерия оценки физической подготовки детей к обучению в школе.

Установлено, что у детей подготовительных групп высокий уровень ФРО выявляется реже, чем у детей старших групп.

Выявлено, что для детей подготовительных к школе групп характерно снижение объема двигательной активности в режиме дня, обусловленное необходимостью посещений дополнительных занятий статического характера по подготовке к обучению в школе.

Установлена возрастная чувствительность организма детей 5-7 лет к физическим нагрузкам развивающей и оздоровительной направленности. В 5-летнем возрасте детский организм более чувствителен к действию физических упражнений.

Использование выявленных закономерностей при построении двигательных режимов в детском саду позволяет повысить эффективность физической подготовки детей к школе.

Выявлены особенности развития основных физических качеств у детей 5-7 лет.

Введение


В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования . При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.


Глава I. Теоретические основы оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста


.1 Понятие двигательной активности


В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка . Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).

Особенность заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие .

Т.И.Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают , что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.


1.2 Оптимизация двигательной активности по мнению ученых и исследователей


Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в разных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры (Л.В.Карманова, В.Г.Фролов, О.Г.Аракелян, Г.В.Шалыгина, Е.А.Тимофеева и др.). Авторами этих исследований разработаны содержание и методика проведения физических упражнений, направленных на увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста, показано положительное влияние сочетания физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха на организм детей.

В.Г.Фролов, Г.Г. Юрко отмечают, что при проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. А многократное повторение упражнений в условиях большего пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

В исследованиях М.А. Руновой по проблеме оптимизации двигательной активности детей в ДОУ с учетом индивидуального уровня их развития, отмечается: «Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния «здоровья и гармоническому физическому развитию» .

На основе комплексной оценки основных показателей двигательной активности - объема, продолжительности и интенсивности, М.А. Рунова распределила детей на три подгруппы, по уровням развития ДА (высокий, средний и низкий уровни). По мнению автора, это даст возможность воспитателю проводить дифференцированную работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход .

Согласно рекомендациям М.Я. Набатниковой , верхняя зона интенсивности физических нагрузок была поделена на предельную (частота сердечных сокращений выше 190 уд/мин), околопредельную (170-180 уд/мин) и большую (150-169 уд/мин). Такое деление, по мнению Г.Г. Попова , необходимо не только при работе в каждой из этих зон, но и по причине значительной разницы в методике их организации и проведения.

Анализ специальной литературы свидетельствует, что одним из перспективных инновационных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов технологии спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в ДОУ. По мнению В.К. Бальсевича, концепция тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.

«Применительно к решению задач физического воспитания детей под оздоровительной тренировкой (по определению С.Б. Шармановой и А.И. Федорова) следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка».

«Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его планировании, - считают Н.М. Амосов <#"center">1.3 Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста


Двигательная активность(ДА) является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, детренируется сердце. Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний.

Двигательные функции неразрывно связаны с вегетативными, с такими жизненно важными системами, как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты. В исследованиях сотрудников лаборатории И.А. Аршавского установлена прямая зависимость формирования деятельности сердечно-сосудистой системы в онтогенезе от активности скелетной мускулатуры. Сходная зависимость обнаружена и во взаимодействии системы с мышечной деятельностью. Рациональная двигательная активность оказывает положительное влияние на нервную систему и психическое развитие ребенка. Совершенствование моторики ребенка повышает иммунобиологические свойства организма, его устойчивость к инфекции.

Опишем факторы, определяющие двигательную активность старших дошкольников. В настоящее время человек в повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса в детском саду, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Особое значение данное положение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.двигательный активность физический дошкольник

Социальные факторы могут подавлять естественную биологическую потребность в движениях, вызывая состояние моторного голодания, вредного для организма. Неблагоприятное влияние недостатка ДА может особенно остро проявиться в период роста и созревания детского организма. Последствия дефицита двигательной активности у детей дошкольного возраста могут иметь длительный латентный период и проявиться только в зрелом возрасте, оказывает отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья взрослого. Это может быть незаметно для родителей, педагогов и самого ребенка. Продолжающийся недостаток двигательной активности может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма. Существует мнение, что увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы в известной степени связано с гиподинамией, встречающейся у большей части современных людей.

ДА детей 4-5 лет характеризуют показатели ее продолжительности . A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 ч, двигательная активность падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же соответственно 2 ч 15 мин против 5 ч 45 мин.

Не менее существенную роль в оценке двигательной активности детей играет показатель ее интенсивности . По данным В.Г. Фролова, дети 5 лет на занятиях по физкультуре выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На воздухе интенсивность движений повышается. Г.П. Юрко установила, что интенсивность движений при свободной деятельности 7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту.

В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста. Многие научные исследователи, изучавшие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, констатируют, что показатель двигательной активности у мальчиков выше, чем у девочек. По данным Д.М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков - 7,6 км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные колебания двигательной активности детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять двигательной активности летом мальчиков 5-6-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение двигательной активности детей - она составляет 94,7%. Р.А. Анхундов в своих исследованиях заметил особенно высокую двигательную активность детей 7-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого он видит не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.

Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада , обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью , обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), благодаря которым он :

сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);

подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;

хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка . Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) является учет их возрастных особенностей.


Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях ясли-сад №43


1 Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях


Экспериментальные исследования проводились на базе ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи с детьми подготовительной к школе группы - экспериментальная группа (далее ЭГ), не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой. Экспериментальным фактором стало внедрение системы физкультурных занятий с применением эффективных по сравнению с рекомендациями методов и приемов повышения двигательной активности детей 6-7 лет. Контрольной группой (КГ) были дети того же возраста ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи.

На начальном этапе была проведена комплексная оценка физического состояния детей на основе показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. Изучение состояния здоровья детей проводилось на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определялась группа здоровья, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлялось наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определялось гармоничность развития. Физическая подготовленность дошкольников оценивалась в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов. После сравнения результатов с региональными нормативами обе группы (КГ и ЭГ) были отнесены ко второй подгруппе -- дети первой и частично второй групп здоровья, имеющие основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие средним и ниже среднего уровнем физической подготовленности.

В процессе комплексной оценке физического состояния дошкольников помимо выявления индивидуальных характеристик каждого ребенка, мы определили и общегрупповые особенности, свойственные большей части обследуемых. Так, например, в процессе стоматоскопического обследования было установлено, что более 50% детей имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, деформации стоп) и в связи с этим при тестировании физической подготовленности у большинства испытуемых зарегистрированы низкие результаты в упражнениях, характеризующих уровень развития силы мышц, туловища и гибкости. Значит, следует предусмотреть разработку соответствующих комплексов, направленных на формирование правильной осанки, укрепление «мышечного корсета», развитие гибкости.

Проведенное нами комплексное обследование физического состояния дошкольников опытных групп позволило сделать вывод об отсутствии достоверных различий в показателях физического развития и физической подготовленности между ними.

Оценка двигательной активности (ДА) проводилась путем вычисления общей и моторной плотности.

Общая плотность (ОП) представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

ОП = (полезное время / продолжительность занятия) х 100.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для объяснения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

Моторная плотность (МП) занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.

Если общая плотность занятия при правильной организации, приближается к 100%, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая МП может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 80-90%.

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечно-сосудистой и дыхательной).

Частота сердечных сокращений (ЧСС) является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты сердечных сокращений в процессе выполнения физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.

При правильном построении занятий с повышенной двигательной активностью детей частота пульса к концу вводной части (на 2-3 мин.) должна достигать 140 уд./ мин., что составляет 40 - 50% по отношению к исходному уровню (90-100 уд./мин.) В основной части занятия частота пульса должна колебаться в пределах 140-180 уд./мин., достигая максимальных величин при беге со средней скоростью и в подвижной игре. При проведении общеразвивающих и основных движений пульс должен находиться в пределах 135-15- уд./мин. В заключительной части -- снижаться до 130-120 уд./мин. Таким образом, частота пульса при ОРУ должна увеличиться на 35-45%, при основных движениях - на 40-50%, при беге и в подвижной игре может увеличиться на 80-100%, в заключительной части снижается на 20-30%; в среднем ЧСС на занятии должна находиться в пределах 140-160 уд./ мин.

Для оценки двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях мы использовали хронометраж и пульсометрию. Метод хронометража использовался для измерения моторной плотности занятия. Наиболее простой способ - использование секундомера с суммирующим устройством . Методика проста: секундомер настраивается на рабочее состояние. Из двух рабочих кнопок во время хронометража используется одна - она нажимается в момент начала и окончания каждого периода движения ребенка. В конце наблюдения на малом циферблате стрелка показывает общее время движения за весь период наблюдения. Соотношение двигательной активности к общему времени наблюдения в процентах подсчитывается по формуле:


Время ДА = дв. 100% / вр. набл.


Проанализировав серию физкультурных занятий в опытных группах мы определили среднюю МП на них, которая составила не более 65-70%. Это, по нашему мнению, не оказывает оздоровляющий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. А общая плотность занятий составила в среднем 75-80%, которая явилась следствием низкой физической нагрузки; нецелесообразным использованием времени занятия, чередованием умственной и физической деятельности; непродуманностью методов руководства и организации детей; командного стиля руководства педагога и других причин. Все это, в свою очередь, стало причиной шалостей детей, невнимательности, потери интереса к занятиям.

Параллельно с хронометражем, была использована пульсометрия, для более объективной оценки двигательной активности детей на занятиях. Результаты метода подтвердили предыдущие выводы и выявили средний уровень частоты сердечных сокращений детей 6-7 лет на занятиях, что составило 100-130 уд./мин. Средний уровень определяется суммированием ЧСС после: 1) вводной части; 2) ОРУ; 3) основных движений; 4) подвижной игры; 5) заключительной части и деления на 5 .

Таким образом, результаты диагностики уровня двигательной активности детей привели нас к выводу, что данные типы занятий для детей подготовительной к школе группы в недостаточной степени позволяют совершенствовать двигательную активность и самостоятельную деятельность детей. В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий с применением эффективных методов и приемов повышения двигательной активности и уровня работоспособности детей 6-7 лет.


2.2 Описание опытно-экспериментальной работы по оптимизации двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях в ясли-сад №43


Цель формирующего эксперимента - внедрить систему физкультурных занятий с применением эффективных методов и приемов повышения двигательной активности детей.

Эксперимент проходил в ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи, в двух подготовительных к школе группах: контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ). В обеих группах учебно-воспитательный процесс осуществлялся на основе комплексной Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой). Однако в учебно-воспитательный процесс в ЭГ были включены разработанные нами типы физкультурных занятий: по принципу круговой тренировки, в форме ритмической гимнастики и занятия на открытом воздухе, с применением эффективных методов и приемов повышения ДА детей, уровня работоспособности.

В обеих группах (КГ, ЭГ) занятия по физической культуре проводились с одинаковой кратностью (три раза в неделю, в том числе одно занятие на открытом воздухе в ЭГ) и продолжительностью. Система занятий была рассчитана на 5 учебных месяцев (с октября по февраль).

При разработке и проведении занятий мы опирались на основные дидактические принципы: сознательности и активности; систематичности и последовательности; наглядности; доступности и индивидуализации, а также на принципы, отражающие закономерности физического воспитания: непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха; всестороннее и гармоническое развитие личности; связь физической культуры с жизнью; оздоровительная направленность физического воспитания; постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий; цикличное построение занятий; возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Проведение физкультурных занятий с включением высокой физической нагрузки требует особого внимания со стороны всего персонала детского сада, поэтому обязательным условием их проведения было осуществление медико-педагогического контроля, особенно на занятиях на открытом воздухе. При этом рассматривались такие факторы, как: наличие условий для проведения занятий и их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям; соответствие одежды и обуви гигиеническим требованиям и условиям погоды; внешние признаки утомления; предупреждение травматизма; соответствие нагрузки здоровью, физическому развитию и подготовленности детей подготовительной к школе группы.

В связи с тем, что методика проведения занятий на воздухе специально направлена на развитие выносливости у детей, бегу в них отводилось до 50% времени. Быстрый бег широко использовался в играх, эстафетах в целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей. Частота пульса во время бега достигала 170-180 уд/мин (околопредельная интенсивность), но при этом отмечалось быстрое его восстановление: уже на 1 мин. она снижалась до 130-140 уд/мин (средняя) и на 2-3 мин. возвращалась к исходному уровню (90-100 уд/мин).

Частота пульса во время бега со средней скоростью за первые 30с. повышалась до 160 уд/мин и во время бега колебалась от 160 до 170 уд/мин (большая интенсивность). Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности. Во время продолжительных пробежек действовало строгое правило: "Не обгонять, не толкаться, не отставать, соблюдать дистанции". Во время занятий педагог использовал различные маршруты, что повышало интерес детей к бегу.

Таким образом, на каждом занятии в чередовании с другими видами упражнений дети совершали 2 пробежки со средней скоростью, 3 пробежки медленно и несколько отрезков пробегали быстро в игре или эстафете (см. приложение 2).


2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы


Эффективность применения разработанной нами системы физкультурных занятий с включением методов и приемов повышения двигательной активности детей 6-7 лет оценивалась посредством сравнения показателей здоровья, функционального состояния и физической подготовленности детей ЭГ и КГ до и после проведения эксперимента.

Проведенное до начала эксперимента комплексное обследование состояния здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности детей обеих групп позволило сделать вывод об отсутствии достоверных различий между ними.

В процессе педагогического эксперимента в обеих группах наблюдалось снижение простудной заболеваемости, в ЭГ отмечено несущественное снижение простудной заболеваемости по сравнению с КГ (см. Приложение № 3).

Итоговое обследование состояния опорно-двигательного аппарата детей обеих групп показало следующее. В КГ число детей, имеющих нарушение осанки, снизилось с 50% до 40%, а в ЭГ - снизилось с 50% до 20%. Экспериментальная методика занятий ритмической гимнастикой позволяет достичь лучших результатов в формировании правильной осанки благодаря комплексному использованию базовых упражнений оздоровительной направленности: упражнений на формирование навыков правильной осанки и походки, укрепляющих "мышечный корсет", развивающих гибкость, формирующих навык рационального дыхания, способствующих нормализации эмоционального статуса (упражнений в расслаблении, этюдов психогимнастики).

По результатам плантографии в КГ число детей, имеющих деформации стоп, снизилось с 50% до 43%, в ЭГ - снизилось с 50% до 25%. (Приложение № 4) Положительное влияние экспериментальной методики на формирование сводов стоп обусловлено систематическим применением следующих видов упражнений: стилизованных разновидностей ходьбы, бега и прыжков; элементов хореографии, включая упражнения партерной хореографии, выполняемых из положений разгрузки стоп; упражнении в равновесии; поворотов, а также благодаря целенаправленной работе над формированием гимнастического стиля выполнения всех движений, предусматривающего вытянутое положение стоп.

Сравнительный анализ динамики ЧСС на физкультурных занятиях обеих групп показал, что у детей ЭГ, получавших физическую нагрузку в большем диапазоне интенсивности - от 120 до 200 уд/мин, т.е. как с выраженным тренирующим эффектом, так и нагрузку оздоровительного, активизирующее естественное развитие характера, в большей степени выражено улучшение этого показателя.

Сопоставление результатов пульсометрии, полученных в процессе занятий по физической культуре в ЭГ, и индивидуальных пороговых показателей ЧСС детей 6-7 лет, свидетельствует о том, что при использовании разработанной нами системы занятий обеспечивалась нагрузка аэробной направленности, целесообразная для реализации оздоровительных задач физического воспитания. Таким образом, данные пульсометрии свидетельствуют об эффективности предложенной системы занятий.

После эксперимента однонаправленное достоверное изменение регистрируемых показателей физического и функционального развития наблюдалось у детей обеих групп. Следовательно, повышенные нагрузки не оказали отрицательного воздействия на организм испытуемых, а применяемые в процессе экспериментальных занятий по физической культуре методы и приемы физического воспитания, были адекватны возможностям организма детей 6-7 лет, что подтверждается также результатами педагогических наблюдений и пульсометрии.

В итоге педагогического эксперимента было зафиксировано достоверное различие в показателях ЧСС и частоты дыхания у детей ЭГ и КГ. Более выраженное снижение показателей ЧСС и частоты дыхания у детей ЭГ свидетельствует о совершенствовании функциональных возможностей организма и преимуществе занятий по принципу круговой тренировки, в форме ритмической гимнастики и на открытом воздухе по сравнению с занятиями по типовой программе по физическому воспитанию в ДОУ.

В ходе итогового педагогического тестирования физической подготовленности детей в обеих группах наблюдались достоверные положительные изменения результатов, однако сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей КГ и ЭГ после эксперимента выявил достоверные межгрупповые различия. При этом в результатах всех контрольных упражнений дети ЭГ превзошли детей КГ.

Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия по экспериментальной методике способствуют формированию у детей устойчивого интереса к физкультурной деятельности, что проявляется в высокой активности дошкольников в процессе выполнения физических упражнений и включении освоенных элементов ритмической гимнастики, круговой тренировки и подвижных игр в самостоятельную двигательную деятельность. Это подтверждается данными опроса (в форме беседы) детей, воспитателей после проведения эксперимента, а также родителей дошкольников.

Таким образом, применение методов и приемов повышения двигательной активности на занятиях физической культурой детей 6-7 лет способствует повышению их эффективности, что выражено в положительной динамике показателей функционального состояния и физической подготовленности дошкольников и формировании интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Результаты проведенного нами эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.

Приведем краткий вывод к главе II.

Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий и формирующий этапы. На констатирующем этапе, главной целью которого было определение уровня двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях, проводилось комплексное обследование физического состояния дошкольников: анализ индивидуальных медицинских карт; анализ заболеваемости; антропометрия, физиометрия, соматоскопия, плантография; педагогическое тестирование; хронометрирование; пульсометрия. Результаты показали низкую общую (75-80%) и моторную (65-70%) плотность занятий и неэффективность применяемых методов и приемов, которые не оказывают тренирующего эффекта организму.

Основной этап педагогического эксперимента - формирующий, проходил в естественных условиях функционирования ясли-сад №43. В формирующем эксперименте было задействовано по 16 детей 2 подготовительных групп в экспериментальной и контрольной группах. В ходе эксперимента были апробированы типы физкультурных занятий: по принципу круговой тренировки, в форме ритмической гимнастики и занятие на открытом воздухе, с включением методов и приемов повышения двигательной активности детей. Применялись методы: игровой, соревновательный, творческих заданий, проблемного обучения, и приемы: рациональное использование физкультурного оборудования, разных способов организации детей; лаконичное объяснение и четкий показ упражнений; активизация мыслительной деятельности детей; создание ситуации для проявления решительности, смелости; использование музыкального сопровождения; вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что занятия по экспериментальной методике способствуют формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре, что проявляется в высокой активности дошкольников в процессе занятий; повышению их эффективности, что выражено в положительной динамике показателей здоровья, функционального состояния и физической подготовленности детей, по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают основные положения выдвинутой гипотезы.

Заключение


В своей курсовой работе были теоретически раскрыты пути повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, практически доказана важность физических упражнений и нагрузок для старших дошкольников. На примере опытно-экспериментальной работы - методики, было показано, что разработанные физические занятия благоприятно и эффективно влияют на учебный процесс старшего дошкольника, увеличивают показатели умственной деятельности ребенка. Разработанная методика способствует развитию физической формы и нервно-психической устойчивости к внешним факторам, а также развитию моторики детей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как :

главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева);

основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский);

кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд);

удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).

Исследования показали , что увеличение объема и интенсивности двигательной активности способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной);

На основе анализа исследований ученых (Ю.И. Данько, Г.П. Юрко, С.М. Тромбах, И.А. Аршавский, В.И. Добрейцер) было отмечено, что высокая физиологическая реактивность организма в ответ на интенсивные физические нагрузки позволяет рассматривать период старшего дошкольного возраста в качестве сензитивного для развития выносливости к физическим нагрузкам большой интенсивности.

В каждом конкретном ДОУ педагогический коллектив должен творчески отнестись к проблеме организации оптимального двигательного режима детей 4-5 лет и выбрать свой собственный вариант, учитывая местные условия конкретного ДОУ:

экологическую обстановку;

материально-техническую базу;

количество и состав возрастных групп;

состояние здоровья и физического развития детей;

физическую подготовленность детей.


Список использованных источников


1.Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. - Минск: НИО, 2007. - 304 с.

2.Степанова М.И., Поленова М.А., Воронова Б.З., Сазанюк З.И.Cовременные проблемы школьного обучения: пути гигиенической оптимизации.

М.Н. Кузнецова: Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников: Методическое пособие.

Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М.: 2009, - с.283.

Храмцов П.И. Инновационный проект формирования здоровья и физической культуры современных дошкольников / Храмцов П.И., Рунова М.А., Никитина М.А. и др. - М.: 2009, - с.278-282.

Никитина М.А. Влияние двигательного режима на функциональные резервы организма дошкольников / Никитина М.А. / Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы гигиенической безопасности и здоровье населения». - М.: Модерн Арт, 2009, - с.187-190.

Никитина М.А. Функциональные резервы организма старших дошкольников при разных двигательных режимах / Никитина М.А., - с. 443-446.

Приложение 1


Модель двигательного режима детей 5 - 7 лет в дошкольном учреждении (по Руновой М.А.)

№Виды занятийОсобенности организации1. Физкультурно-оздоровительные занятия1.1Утренняя гимнастикаЕжедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин.1.2Двигательная разминкаЕжедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз). Длительность 7-10 мин.1.3ФизкультминуткаЕжедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин.1.4Подвижные игры и физические упражнения на прогулкеЕжедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин.1.5Оздоровительный бегДва раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.1.6Индивидуальная работа по развитию движенийЕжедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин.1.7Прогулки-походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные)Два-три раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин.1.8Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннамиДва-три раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.1.9Сауна с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующими играми в бассейнеДва раза в месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин.1.10Корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажемПосле дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели. Проводиться по рекомендации врача Длительность 12-15 мин.1.11Логоритмичная гимнастикаДва раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом).2. Учебные занятия2.1По физической культуреТри раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом уровня ДО детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин.2.2По плаваниюДва раза в неделю, во второй половине дня, подгруппами не более 10-12 человек. Длительность 30-35 мин.3. Самостоятельные занятия3.1Самостоятельная двигательная деятельностьЕжедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.4. Физкультурно-массовые занятия4.1Неделя здоровья (каникулы)Два-три раза в год (последняя неделя квартала).4.2Физкультурный досугОдин-два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной - двух групп. Длительность 50-60 мин.4.3Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на водеДва-три раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения. Длительность 75-90 мин.4.4Игры - соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классовОдин-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин.4.5Спартакиады вне детского садаОдин раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 мин.5. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий5.1Группы ОФППо желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 25-30 мин.5.2Спортивные кружки, танцыПо желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 35-40 мин.6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи6.1Домашние заданияОпределяются воспитателем6.2Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольных учрежденииПо желанию родителей, воспитателей и детей.6.3Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада.Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий.

Приложение 2


План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе

Место проведения - спортивная площадка.

Количество детей -16 (8 мальчиков и 8 девочек)

Одежда и обувь детей - спортивный костюм, майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготы, шерстяная шапка на х/б подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки.

Физкультурный инвентарь - 3 обруча, 4 гимнастические скамейки, 3-4 мешочка с тремя картофелинами (мячами), флажки.

Задачи занятия:

Повышать интерес детей к физкультурным занятиям, воспитывать выносливость при высоких физических нагрузках.

Упражнять в ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейки, в ползании на четвереньках под дугами или в туннелях, прорезанных в снежных валах.

Воспитывать выдержку, развивать ловкость, быстроту, выносливость, память, внимание.

I. Вводная часть

Ходьба в колонне. Ходьба с четкими поворотами на углах. Медленный бег.

По одной стороне площадки бег высоко поднимая колени, по другой - приставным шагом. Затем прыгают на одной ноге.

II. Основная часть:

1. Общеразвивающие упражнения:

«Греемся на морозе»

И.п.: руки в стороны, ладони вперед. 1 - скрестить руки на груди, хлопнуть ладонями по лопаткам - выдох; 2 - И.п.

Обратить внимание детей на глубокий и быстрый вдох и медленный выдох «порциями».

12 раз в быстром темпе.

«Хлопок над головой»

И.п.: О.с. 1 - правую руку в сторону; 2 - левую руку в сторону; 3 -

руки вверх; 4 - через стороны вниз. 3-4 раза.

«Рубим дрова»

И.п.: ноги на ширине плеч, ладони соединены. 1 - руки вверх, прогнуться - вдох; 2 - наклон вперед, руки между ног выдох. 8-10 раз.

Наклоны в стороны. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклон вправо, левая рука за голову; 2 - И.п.; 3-4 - то же в другую сторону. 8 раз.

Приседание. И.п.: ноги вместе. Руки за голову. 1 - присесть. Прогибая спину и разводя локти в стороны; 2 - И.п. 10-12 раз.

Подскоки. И.п.: руки на поясе. 4 подскока на правой ноге, 4 - на левой, 4 - на двух ногах. 4 раза.

Основные движения

Бег со средней скоростью (1 мин. 40 сек./). Медленный бег. Быстрый бег. (30-40 сек.). По команде воспитателя дети чередуют виды бега.

Ходьба по узким рейкам гимнастической скамейки.

Дети друг за другом (поточно) проходят по узким рейкам гимнастической скамейки. 1-2 круга дети держат руки в стороны. Потом опять на поясе. 4-5 кругов.

Бег со средней скоростью. 1 мин. 40 сек.

Ползание. Дети потоком проползают на четвереньках под дугами (в снежных туннелях), бегут до бревна и проходят по нему. Пролезают в один из обручей и вновь возвращаются к дугам. 2-3 круга.

Игра-эстафета «Посадка картофеля»

Дети делятся на 3-4 команды. Которые стоят в колоннах у черты. На расстоянии 15-20 м. от черты напротив каждой команды - 3 небольших кружочка. В руках у детей, стоящих впереди колонны, мешочки с тремя картофелинами (мячи).

По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, «сажают» в каждую по картофелине и возвращаются, передают мешочек следующему ребенку. Побеждает команда, первой закончившая упражнение. 3-4 раза.

III. Заключительная часть

Медленный бег.

Дыхательные упражнения.

Приложение 3


Рисунок -1. Динамика заболеваемости детей ЭГ и КГ


По количеству заболеваний в год дети всех экспериментальной и контрольной групп находятся практически в одинаковом положении с минимальным преимуществом 1-й и 2-й групп.

Анализ заболеваемости в ходе эксперимента показал, что у детей экспериментальных групп произошло ее достоверное снижение, что наглядно просматривается на диаграмме

Приложение 4


Рисунок -2. Состояние свод стоп у детей дошкольного возраста. 1 - нормальные своды стоп, 2 - пониженный свод стоп, 3 - плоскостопие I степени, 4 - плоскостопие II степени, 5 - плоскостопие III степени, 6 - нарушение свода одной стопы


Таким образом, из вышесказанного следует, что современная постановка физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях не всегда способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.