Как эмоциональное состояние будущей матери влияет на ребенка? Эмоциональное состояние кормящих женщин

Как мысли матери отражаются на её здоровье и ребенка

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога. Любая женщина мечтает, чтобы у неё родился здоровый ребёнок. А также о том, чтобы у неё самой хватило сил и здоровья, чтобы вырастить своё дитя, заботиться о нём, помогать ему и поддерживать его. Так что же влияет на здоровье матери и ребёнка? Первое, на что надо обратить внимание – это свои мысли. Почему? Об этом я расскажу в своей статье.

На что может влиять то, о чём вы думаете?

Всё, что происходит вокруг человека, может очень влиять на его расположение духа и состояние здоровья. Так, негативные эмоции наносят большой вред нашему здоровью.

Например, если человек живёт с ненавистью и злобой к кому-либо, исходит от ревности или чего-то постоянно боится, это может привести к тому, что в организме произойдёт сбой, и человек заболевает. А радостные , наоборот, приводят к хорошему настроению и всепоглощающему желанию сделать кучу дел, совершить подвиги.

Чтобы родить здорового ребёнка

К рождению ребёнка родители должны готовиться заблаговременно. Причём, необходимо обращать внимание не только на физическое здоровье, но и на свои мысли. Итак, от каких мыслей зависит рождение здорового ребёнка? Первое – они обязательно должны быть позитивными. Второе – ваш ребёнок должен быть желанным. Вы должны желать его рождения, как манны небесной!

Нежеланные дети чаще рождаются с ослабленным здоровьем, они отличаются неуверенностью в себе, могут отставать в развитии и часто болеть. Кроме того, такие дети, подрастая, могут вести асоциальный образ жизни, постепенно превращаясь в алкоголиков, тунеядцев и наркоманов. Отношения с родителями у таких детей зачастую бывают очень натянутые и сложные.

И самое страшное – если женщина во время беременности сомневалась, нужен ли ей этот малыш, если её посещали мысли об аборте, это может впоследствии привести к тому, что родится ребёнок со склонностью к суициду.

Связь матери с ребёнком

Уже никто не отрицает, что эмоциональная связь между матерью и её ребёнком бывает очень сильной. Это подтверждено различными исследованиями. На то, как растёт и развивается малыш, какое у него здоровье, влияет много различных факторов.

Неспроста многие мамы стараются разговаривать с ребёнком, когда он ещё находится в её утробе, читают ему добрые хорошие сказки, включают спокойную классическую музыку, стараются любоваться природой, произведениями искусства.

Судьба наших детей – в наших руках!

Отношения также очень влияют на здоровье будущего ребёнка. Если муж с женой разговаривают на повышенных тонах, предъявляют друг другу обвинения в чём-либо, живут в разборках и обмане, то их ребёнок может заиметь такую болезнь, как диатез, а также страдать бессонницей. Сыновья могут вырасти хулиганами и задирами, а дочки порой долго не могут наладить свою личную жизнь. А родители потом ищут причину, откуда появились все эти проблемы…

Позитивные мысли – правильное развитие ребенка

Итак, укрепление семейных ценностей, любовь, уважение друг к другу, и, как следствие, позитивные, положительные мысли являются залогом рождения крепкого и здорового малыша. Они приводят к правильному, гармоничному развитию ребёнка, который впоследствии становится самодостаточной, уверенной в себе личностью.

Научитесь мыслить позитивно

Вы, наверное, замечали, что у позитивных людей по жизни гораздо больше друзей, они более успешны, чаще продвигаются по карьерной лестнице, и, соответственно, имеют более высокую зарплату. Такие люди не тратят своё время на обсуждение чужих недостатков, не лезут в чужие жизни, не суются с советами. Они настроены на положительный результат, и это всегда приводит к нему. Попробуйте и вы так же, и в скором времени увидите, как меняется ваша жизнь.

Также на наши мысли очень влияют люди, которые нас окружают. Люди, которые вечно всем недовольны, завистливые, мстительные и злые обычно равняют всех по себе. Им кажется, что против них заговор, что все делают им назло. У них почти всегда плохое настроение, и они начинают выплёскивать свои негативные эмоции на окружающих их людей. А вам это надо? Поэтому постарайтесь исключить из своего окружения таких индивидуумов.

Вы знаете притчу? Едет в автобусе мужчина и думает: «Как же всё плохо в этой жизни… Начальство – злое, жена – стерва, денег нет, настроение никакое…» А сзади мужчины стоит его ангел с блокнотом, записывает мысли и бормочет под нос: «Что поделать, придётся исполнять…». Поняли намёк?

Надо мыслить позитивно, ведь недаром говорят, что наши мысли материальны. И от того, о чём и как мы будем думать, зависит наша жизнь.

Как вы уже, наверное, догадались, научиться управлять своей мыслью – значит, научиться управлять не только своими эмоциями, но и своей жизнью. Живите счастливо, дарите друг другу улыбки, наслаждайтесь жизнью, и всё у вас получится! До встречи в моём блоге!

Мама влияет на ребенка, это уже доказано. Все мамины эмоции оказывают влияние на ребенка, как во время беременности, так и после. И эта связь очень сильна, пока мама кормит ребенка грудью.

Дело в том, что ребенок полностью считывает с мамы ее эмоциональный фон. Вот как собаки чувствуют, когда их боятся, так и дети чувствуют маму. Хоть немного вы встревожились, а ребенок уже это почуял, и давай себе переживать, но даже еще больше чем вы, потому что он не знает о причинах вашей тревоги ничего, у него просто тревожный фон от вас. А потом еще и молоко поел с вашими гормонами стресса, и снова нервничает.

Если вернуться на много столетий назад, в пещерное время, люди жили рядом, кучно, в пещерах. Мама была на вытянутую руку от ребенка, и на любой его сигнал она отзывалась, брала на руки, давала грудь. Но если вдруг случалась опасная ситуация - землетрясение, или мамонты пришли. Встревоженная мама быстро, молча, брала ребенка на руки и они куда-то убегали. И веками закладывался этот механизм в генотипе человека - во время опасности всего два варианта действий - либо бить, либо бежать, иначе не спасешься. В современное же время, как только прием родов стал происходить в больничных стенах (а раньше это делали бабки-повитухи, и это происходило в доме роженицы), сама атмосфера роддома, а иногда и отношение медперсонала к мамочке изначально действуют как стресс, а потом еще начинают пугать разными диагнозами маму, или типа, он у вас голодный, молока не хватает, если смесь не возьмете, мы лялю под капельницу заберем, или вообще в реанимацию. А стресс у мамы зашкаливает, молоко пропадает, и от этого еще больше стресса! Представляете, как сильно мама влияет на ребенка , и эмоционально и физически.

А ребенок то не знает где он родился - в пещере, где мамонты ходят рядом, или в перинатальном центре! Его генотип диктует информацию, и ребенок родившись, реально знает как все должно быть, у него есть определенные ожидания в отношении матери - она защитит, накормит, согреет и будет рядом. А что в итоге - зачастую мамы сразу рядом нет, кормит не она, и никто не защищает! А потом, когда мама приходит, то у нее сплошной стресс. И у ребенка срабатывает та древняя информация из генома - мамонты пришли! И если мама горюет или плачет над ребенком - мамонты не уходят вообще! Они круглосуточные просто! И ребенку не понятно почему мы не спасаемся, если так опасно... И только мама может мамонтов прогнать! Объясните ребенку, что вы в безопасной пещере, что вы рядом, что вам с ним ничего не угрожает. А это получится только если мама успокоится сама.

Вот так вот все бывает грустно там в голове у малышей, и самое главное, что у них нет чувства времени. Ребенок не знает, когда закончится мамин стресс и поэтому маме нервничать - «себе дороже» называется. Думайте о ребенке, ему страшнее. Поэтому деть может висеть на груди - часто и долго, но не потому, что молоко типа "плохое", а потому что хочет успокоиться.

Но вы скажите, как не нервничать, когда диагнозы сыпятся от медиков. Ну во-первых, окончательный диагноз можно поставить лишь с полугода, а до этого многое просто компенсируется за счет ГВ и качественного ухода. Во-вторых, если реально что-то надо лечить, то это нужно просто принять, принять без условий, нам же нужен здоровый ребенок! Вот как солнце встает по утрам, и вы это принимаете, как бы не хотелось еще поспать, так и тут, болезнь и ее лечение нужно просто принять, без условий, и не рвать себе сердце желанием уйти домой, когда вы с лялей находитесь в больнице. Жизнь продолжается и в стенах стационара, и спокойная, уверенная мама нужна ребенку здесь и сейчас, тогда не будет ни мамонтов ни землетрясений, и у всех крепкие нервы и здоровая психика.

Читать далее Читать далее

Здравствуйте, дорогие друзья. В сегодняшней статье расскажу вам о том, каков мой ребенок на прогулке. За окном в полную силу «жарит» лето. Почему в кавычках? Не знаю, как у вас, но у нас лето никак не начинается… Температура держится в пределах 22−25 градусов, бывает и 19. И это вы называете середина лета? Июль? Что тогда дальше будет… Каждодневные дожди, порывы ураганного ветра. Хорошо ещё, что мы уже успели съездить в свой небольшой...

Приветствую своих дорогих читателей! Сегодня хочу предложить на обсуждение такую серьёзную тему — как уложить ребенка спать. Вам знакомо такое: наступает вечер, приближается время отдыха, Ваш малыш увлечен какой-то игрой? Причем, до этого момента он был как-то не особо занят, а вот именно тогда, когда нужно готовиться ко сну, внезапно появляются неотложные дела — обязательно нужно достроить дом для леговских человечков (ведь им негде...

Дорогие друзья, здравствуйте. В разгаре учебный год, но вместо новых знаний и радостных открытий школьника преследует безразличие, усталость, апатия. Что же с ним происходит? Неужели он не хочет учиться? На самом деле ваш малыш просто устает. Игнорировать такое состояние нельзя, иначе оно может привести к психологическим, а также физическим заболеваниям. Так почему ребенок устает после школы, а главное, как ему можно помочь? Давайте попробуем разобраться в этом...

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим на такую тему — как накормить малоежку? Ваш ребенок не хочет ничего есть? Давайте сначала решим: является ли этот факт проблемой для вас или нет? Вы сильно переживаете по поводу того, сколько и чего именно съел Ваш малыш? Если для Вас это проблема, давайте с ней разберемся. А для начала ответьте на вопросы: ребенок всегда не хочет кушать или отвергает что-то...

Читать далее

Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

Близится к завершению то время в истории родительства, когда длительное грудное вскармливание (например, хотя бы до 1,5 лет) вызывало удивление и даже неодобрение окружающих, и всё большее число людей сдаётся под напором фразы «рекомендовано Всемирной Организацией Здравоохранения» и принимает то, что ещё вчера казалось по крайней мере странным. И всё большее число родительниц удлинняет период кормления грудью и даже становится приверженцами самоотлучения ребёнка. И теперь, когда решение принято и можно вздохнуть «уф! Ну всё, кормим!», настаёт время присмотреться повнимательнее к этому самому ГВ и разобраться в его тонкостях, психологических моментах. Потому как продолжительное кормление грудью – это, как уже доказано, хорошо и для мамы и для малыша, а вот комфортное и гармоничное кормление грудью, приносящее взаимное удовольствие – это планка, которую ещё предстоит взять многим из сегодняшних мам-первопроходцев.

Мать и ребёнок поначалу существуют в некоем симбиозе, и хотя малыш физически уже отделился от мамы, но эмоциональное и психологическое отделение ещё только в самом зародыше и продолжаться оно будет до подросткового возраста. А пока что недаром матери даже в речи частенько не отделяют себя от ребёнка, говоря «мы»: «мы поели», «мы погуляли».

Грудные дети чрезвычайно чувствительны к состояниям матери, её эмоциональному настрою. Они всё ещё продолжают пока «жить её жизнью» и питаться её «соками», хоть и не через пуповину, а из груди.

Существует также мнение, что чувствительны малыши до определённого времени и не только к самой матери, а к людям вообще. Ещё с давних времён не рекомендовалось показывать новорождённого в течение месяца после родов посторонним людям, считалось, что его могут сглазить. Сглаз же действует особенно сильно на натур впечатлительных и чувствительных (ребёнок же в 10 раз впечатлительнее любого взрослого). Да и сами матери чисто интуитивно стремятся уединяться в первое время, избегают ездить с малышами в общественном транспорте. А известный основатель ребёфинга (одного из методов психотерапии) Л. Орр говорит, что дети обладают экстрасенсорной чувствительностью и вообще не рекомендует показывать ребёнка даже родственникам как можно дольше…

Впрочем, любая мать, имеющая хоть небольшую склонность к самонаблюдению, подтвердит, что дети очень тонко чувствуют изменение её эмоционального состояния и моментально реагируют изменением своего.

Грудное вскармливание – это не только процесс насыщения, это таинство, и картины кормящих матерей известных художников говорят об этом без лишних слов… Когда мать кормит своё дитя, она сама становится на некоторое время Мадонной – любящей и принимающей своего дитя без всяких условий, абсолютно и полностью.

Никто из мам не станет отрицать, что кормление грудью - это общение мамы с малышом… Народная мудрость (а говоря психологическим языком, коллективное бессознательное) говорит: «впитать с молоком матери». Всё больше современных авторов, вплотную изучающих тонкости взаимодействия матери с малышом, считают, что во время кормления грудью ребёнок получает не только полезные вещества для своего тела, но и важную информацию, необходимую для его души: ему передаётся эмоциональное состояние матери, и даже её переживание всего мироздания. Для наилучшего контакта с ребёнком советуют уединяться для этого таинства и сосредотачиваться на ребёнке и своих ощущениях. А некоторые православные священники предлагают матерям молиться перед каждым кормлением.

В связи с этим интересно отметить одно не так давно сделанное открытие японского учёного Масаро Эмото. Вообще, уже давно известно, что вода – вещество, способное хранить и передавать информацию, а последние открытия этого учёного, которые приобретают всё большую известность, показывают это шокирующе наглядно. Вот как рассказывает о его исследованиях одно Интернет-издание:
«Масаро Эмото исследовал капельки разной воды под мощным микроскопом и зафиксировал результаты фотографически. Он изучил, как влияют на структуру воды различные звуки и даже слова. В лаборатории включалась музыка Бетховена, народная, тяжелый рок. Потом вода замораживалась, и обнаруживалось, что музыка Бетховена и народные песни приводили к образованию геометрически правильных, красивых снежинок, а тяжелого рока - к беспорядочному нагромождению игл льда.

Опыты «лингвистические» вообще были на грани фантастики! На емкость с водой наклеивалась бумага с напечатанными словами: «любовь», «мать», «Бог», «я тебя убью». Оказалось, что даже напечатанная информация воспринимается водой! Слова «мать», «любовь» отражались в красоте и правильности снежинок, причем форма их была идентичной. Слово «Бог» сопровождалось образованием снежинок с… ликом человека в центре. Фраза «я тебя убью» приводила к образованию уродливых снежинок, будто взорванных изнутри.»

Человек на 80% состоит из воды, а молоко матери тогда на сколько? Молоко «слышит» все мысли мамы и воспринимает её чувства и, конечно, передаёт и ребёнку. Видимо, молоко, это очень мощный носитель информации о состоянии матери, неудивительно, что малыши так охочи до него и в особенности, если они чем-то обеспокоены или испуганы. Ведь мама – это всегда напоминание о том безмятежном состоянии, когда малыш ещё был с ней одно целое.

Очень возможно, что у многих трудных моментов кормления грудью ноги растут из этой ситуации: отказ от груди, встречающийся у малышей в первые месяцы жизни, укусы груди, становящиеся для некоторых матерей реальной проблемой, когда у ребёнка появляются зубы.
Почему он кусается? Может потому, что мама сама в этот момент злится на кого-то или что-то. Не думаю, что сам ребёнок злится на мать или тем более мстит ей, скорее всего он просто как чувствительный радар славливает настроение матери и, видимо, входит в подобное состояние, а сдавливание челюстей непроизвольно происходит при переживании злости, вроде как сжимание кулаков…

Что же получается, малыш в курсе всего, что происходит с мамой? Но ведь у мамы столько забот и тревог и ведь неспроста. А так хочется оградить своё чадо от всего нехорошего – ради того и стараешься! А вот в какую ловушку попадаешь – ловушку своих же стараний!
Как же использовать эту информацию, чтобы она пошла на пользу и сослужила родителю службу, а не стала поводом для появления ещё одной головной боли? Ведь мамы – народ, порядочно нагруженный заботами и моменты кормления для многих – это одна из немногих возможностей ненадолго отвлечься от забот, отдохнуть или же подумать о чём-то своём, а оказывается, что и тут надо потрудиться – так и перетрудиться недолго! Хочу вас предостеречь от подобного отношения. Со всех сторон сыпется информация о том, какая должна быть идеальная мама, а как же можно не дать своему ребёнку лучшее! И вот приходиться родителю поднапрячься… только хорошо ли от этого ребёнку, в выигрыше ли семья? На самом деле то, что действительно нужно ребёнку – это счастливая мама, а не идеальная и поэтому мамам больше всего действительно необходимо позаботиться о себе и дать себе больше любви, а вовсе не напрячься ещё больше, чтобы быть ещё лучшей мамой. Позвольте дать вам совет, как обойтись с этой информацией, которую я предлагаю вам. Не пытайтесь заставить себя контролировать свои мысли, чувства во время кормления грудью, не насилуйте себя, когда чувствуете, что не можете пребывать в благостном состоянии духа – насилие над собой только усугубит ситуацию. Позвольте в такой момент всему идти, как оно идёт, и не обвиняйте себя в слабости. Когда же вы будете в настроении, о! вот тут-то можно и потренироваться. В этот благоприятствующий вам момент подумайте о том, что ваш малыш очень близок к вам, может ещё ближе, чем вы думали, подумайте обо всём том хорошем, что бы вы хотели бы передать ему. О том сокровенном, что лежит в глубине вашей души и приготовлено специально для вашего дорогого дитя. О том, что вы действительно по-настоящему хотите и что придаёт вам сил в трудные минуты на вашем родительском пути. Позвольте появиться перед вами этому прекрасному образу и просто побудьте, покупайтесь в его лучах. Подумайте о том, что ваш малыш сейчас купается в этих лучах вместе с вами, и в эту самую минуту вы передаёте ему всё то, о чём мечтаете. Представьте себе, как вместе с вашим молоком, течёт тепло вашей души. Сейчас ваше дитя находится у самого вашего сердца и может это неслучайно, что именно во время кормления грудью он ближе всего к сердцу мамы, так пусть из груди течёт к нему молоко, а из сердца – любовь. Побудьте вместе с этим образом столько времени, сколько вы захотите, сколько он будет питать вас. И повторяйте это упражнение каждый раз, когда будет возникать желание.

Позвольте этой информации помочь вам стать более уверенным в себе и счастливым родителем, и не заостряйте внимание на том, что не всегда можно быть в хорошем настроении во время кормления грудью, а лучше порадуйтесь тому, что теперь вы знаете что-то ещё, что поможет вам в заботе о вашем сокровище.