Правила гигиены для детей – проводим гигиенические процедуры. Правила личной гигиены школьника: памятка для детей и родителей

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!

Личная гигиена важна для любого из нас. Ведь, благодаря ей, человек сохраняет и укрепляет свое здоровье. Родители с самого рождения приучали нас к гигиене, и наша обязанность научить личной гигиене наших детей.

Условно правила личной гигиены ребенка можно разделить на группы:

  • гигиена тела
  • гигиена волос
  • гигиена полости рта
  • гигиена белья и одежды
  • гигиена спального места

Гигиена тела

Гигиена тела — это основа личной гигиены ребенка. Многие детки любят плескаться в воде, и процедура купания приносит им море удовольствия. Но дети должны понимать, что ванная комната нужна, в первую очередь, для того, чтобы мыться. Научите ребенка самостоятельно мыть ножки, ручки, живот и другие части тела.

Ежедневно вечером ребенок должен принимать душ, пользуясь детскими гелями или мылом. Помимо этого, приучите ребенка мыть руки перед употреблением пищи, после прогулки и туалета.

У ребенка обязательно должно быть собственное полотенце, за чистотой которого должны следить родители. Менять полотенце следует не реже, чем раз в неделю.

Совет: чтобы процесс мытья вызывал у малыша больше интереса — приобретите маленькую детскую мочалку, мыло в виде игрушки или гель в яркой детской упаковке.

Гигиена волос

Правильный уход за волосами и кожей головы — очень важна часть личной гигиены ребенка. Чистые ухоженные волосы сделают внешность малыша опрятной.

Мыть голову ребенку следует не чаще одного раза в три дня, за исключением непредвиденного загрязнения. Обязательно выделите ребенку отдельную расческу. Чаще посещайте парикмахера.

Совет: чтобы мытье головы не превратилось в ненавистную процедуру, используйте только детские шампуни, которые не щиплют глазки. Пусть ребенок сам настроит комфортную для себя температуру воды.

Гигиена полости рта

При уходе за полостью рта у многих детей возникают проблемы. Трудно приучить ребенка ежедневно и правильно чистить зубки. Следует не забывать, что, благодаря гигиене ротовой полости, мы сохраняем зубы в хорошем состоянии. Это предотвратит целый ряд опасных заболеваний.

Чистить зубки нужно 2 раза в день: утром и вечером. У ребенка должна быть своя личная щетка, которую необходимо менять не реже, чем 1 раз в два месяца. Покупайте малышу специальную зубную пасту для детей, соответствующую его возрасту.

Совет: до определенного возраста лучше, чтобы малыши чистили зубки одновременно с мамой или папой. Таким образом, родителям легче будет контролировать деток, а деткам учиться. Чтобы сделать чистку зубов более увлекательной, можно скачать соответствующие приложения для смартфона. Раз в пол года, в целях профилактики, обязательно посещайте детского стоматолога.

Гигиена белья и одежды

Немаловажную роль в личной гигиене ребенка играет уход за бельем и одеждой. Ведь именно одежда защищает тело ребенка от грязи, повреждений и насекомых.

Белье, которое соприкасается с телом, следует менять каждый день. Стирать одежду ребенка рекомендуется исключительно детскими порошками.

Покупаемая одежда и обувь для малыша должна быть соответствующего размера, и, желательно, быть изготовлена из натуральных тканей и материалов.

Совет: никогда не одевайте ребенку чужую одежду и обувь — это негигиенично.

Гигиена спального места

После активного дня ребенка должен ждать крепкий и здоровый сон. Идеально, когда у малыша есть собственная кроватка с ортопедическим матрасом. Домашние питомцы, если они у вас есть, не должны иметь доступа к спальному месту ребенка.

Летом, в жару, постельное белье следует менять 1 раз в неделю, зимой — можно реже — 1 раз в две недели.

Совет: чтобы сон малыша был крепче и комфортней, проветривайте перед сном комнату, в которой он спит.

Родители должны осознавать, как важна личная гигиена ребенка. Следить за чистотой столовых приборов, туалетной и ванной комнат — их прямая обязанность.

В каждой семье существуют свои правила личной гигиены, но в общем они схожи, и обучать им нужно с детства. Таким образом, вы воспитаете в детях аккуратность и защитите их от многих болезней!

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Дети должны содержаться в чистоте, иметь опрятный вид. Медицинский персонал, при отсутствии ухаживающего за ребенком одного из родителей, обязан умывать, причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Медицинская сестра следит, чтобы дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, ежедневно самостоятельно утром и вечером умывались, чистили зубы, мыли шею, при необходимости уши и т.д. После умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от мытья и плохого вытирания краснеет, становится сухой, покрывается трещинами и ссадинами. Чтобы избежать этого, нужно научить детей правилам гигиены, в целях профилактики кожу на ночь рекомендовать смазывать детским кремом, например «Алиса», «Бепантен», «Драполен», «Чебурашка» и др.

При необходимости нужно помочь ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдая определенную последовательность действий

(рис. 8).

Рис. 8. Техника чистки зубов

С 6 мес, то есть с момента появления первого зуба, ребенку следует чистить зубы зубной щеткой. Пасту выбирают без обильной пены, чтобы она не вызывала рвотный рефлекс. Можно пользоваться гелем. Используют детские зубные пасты («Парексил» и др.).

Лучше пользоваться современными зубными щетками с подвижными головкой и корпусом типа «аквафреш», «рич интердентал» и др. Зубные щетки Oral B, линии Stages учитывают возрастные особен-

ности ребенка. Так, Stage-1 с удобной ручкой предназначена для руки взрослого, имеет специальные мягкие овальной формы щетинки для чистки зубов и массажа нежных десен, снабжена системой оповещения об износе щетины, применяется детям от 4 мес до 2 лет. Stage-2 имеет ручку, которую удобно удерживать в маленькой детской ладони. Узкая форма головки зубной щетки легко помещается в детском ротике, а специальный выступ позволяет добраться до самых дальних зубов; применима от 2 до 4 лет. Stage-3 создана для детей от 5 до

7лет, когда выпадают молочные зубы. Новшество - щетина в форме чаши, окружает и позволяет тщательно чистить каждый зуб. Stage-4 - зубная щетка для детей от 8 лет. Ее щетинки расположены под углом друг к другу, что позволяет удалять налет между зубами, а удлиненная щетина по краям «работает» с меняющимися зубами ребенка.

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, девочкам расчесывать длинные волосы индивидуальной расческой, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой кипяченой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в неделю необходимо проверять состояние ногтей, раз в 7-10 дней - организовать гигиеническую ванну.

В этот же день меняют постельное и нательное белье, одежду.

Гигиеническое содержание постели. Кровать должна быть никелированной, чтобы ее легче было подвергать дезинфекции и влажной уборке. Допускается использование деревянных кроватей, но с условием, чтобы их размеры соответствовали возрасту детей. Кровать ставят в палате таким образом, чтобы к ней было удобно подойти с любой стороны, головным концом к стенке. Расстояние между соседними кроватями не должно быть менее 1,5 м. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, с ровной поверхностью, на нее кладут матрац и застилают его простыней, края которой подворачивают под матрац, чтобы она не сворачивалась и не собиралась в складки. Если больной принимает пищу в постели, то постель необходимо перестилать для удаления с простыни крошек, остатков пищи, для расправления складок. На подушки из пера или ваты (нижнюю) и пуха (верхнюю) надевают чистые наволочки. Одеяло должно быть байковым, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. В летний период года больные могут пользоваться тканевыми одеялами. На тканевые и байковые одеяла надевают пододеяльники. Не следует разрешать детям сидеть на чужих кроватях, тем более нельзя это позволять посетителям. Родители должны садиться на стулья.

Определенной категории больных, например, с заболеванием позвоночника, суставов, при патологической подвижности внутренних органов (например блуждающая почка), сетку в кровати заменяют деревянным щитом, поверх которого кладут матрац.

Для тяжелобольных нужны специальные функциональные кровати, которые позволяют обеспечить требуемое положение (например, полусидячее и др.). Функциональная кровать состоит из рамы с панелями, двух спинок, двух боковых решеток, надкроватного столика и корзины. Панель кровати составлена из трех подвижных секций: головной, тазобедренной и ножной (рис. 9).

Рис. 9. Функциональная кровать

Боковые решетки у функциональной кровати съемные и могут использоваться для обеспечения безопасности детей младшего возраста или как вспомогательные устройства, с помощью которых бинтами можно фиксировать руки и ноги больного при проведении длительных внутривенных вливаний и т.д. Надкроватный столик состоит из подноса и двух ножек и устанавливается непосредственно над кроватью перед лицом больного, если последний находится в полусидячем положении. Имеется корзина для горшка.

Возле каждой кровати ставят прикроватную тумбочку, куда кладут предметы личной гигиены ребенка, его белье, игрушки, книги. За состоянием тумбочек для предметов личного пользования следит медицинская сестра.

Смену постельного и нательного белья проводят в отделении, как уже упоминалось, раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, медицинская сестра захватывает края рубашки, снимает ее через голову и затем освобождает руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашки сначала на больную, а затем на здоровую

руку.

Обычно одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает постель. Смену белья у лежачих больных проводят двумя способами:

1)грязную простыню скатывают валиком со стороны головы и ног, а затем удаляют. Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец больного и расправляют по длине кровати;

2)больного ребенка передвигают на край постели, затем скатывают грязную простыню по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую перекладывают больного, а на другой стороне снимают грязную и расправляют чистую.

Грязное белье - отдельно постельное и нательное - собирают в пластмассовые баки с крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый фартук, сортирует белье и передает в центральную бельевую больницы, откуда его отправляют в прачечную. После смены белья пол и окружающие предметы в палате протирают ветошью, смоченной в 1 % растворе гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Помощь при отправлении естественных потребностей. Ребенку, находящемуся на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмали-

рованный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался только своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем обрабатывают 1 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной извести. Для устранения запаха мочи посуду после отправлений обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Профилактика пролежней. Уход за кожей особенно важен у детей, длительное время находящихся на строгом постельном режиме и не имеющих возможности принимать гигиенические ванны. Кожные покровы протирают полотенцем или чистой мягкой тканью (марлей), смоченной одним из дезинфицирующих средств (полуспиртовым раствором, одеколоном, столовым уксусом, камфорным спиртом и др.). Один конец полотенца смачивают, слегка отжимают и протирают за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца вытирают кожу насухо в том же порядке.

Пролежень - некроз мягких тканей (кожи с подкожной жировой клетчаткой). Чаще пролежни возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом (рис. 10).

Основными причинами образования пролежней являются нарушение местного кровообращения в коже и подлежащих тканях и недостаточная подвижность больного.

Образованию пролежней способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое ее перестилание. Сначала появляется бледность кожи, впоследствии сменяющаяся покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса. Возникновение пузырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных нарушениях и явной недооценке медицинским персоналом первоначальных симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Быстрое присоединение инфекции приводит к сепсису.

Рис. 10. Места образования пролежней при положении ребенка лежа на спине (а), на животе (б), на боку (в)

Профилактическими мероприятиями, направленными на предупреждение пролежней, являются поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние), ежедневное неоднократное стряхивание крошек, устранение складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими растворами. Тяжелобольным, длительное время находящимся в постели, следует подкладывать под наиболее уязвимые места резиновый (надувной) круг, обернутый пленкой, а также водяные подушки, поролоновые прокладки. В последнее время для профилактики пролежней, при обширных ожогах

используются промышленного производства надувные матрацы или так называемые аэропады с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия (рис. 11).

Рис. 11. Аэропад

Меры по лечению пролежней аналогичны мерам по их профилактике с тем отличием, что лечение предусматривает уход за раной. Необходимое условие успешного лечения - исключение непрерывного давления на пораженную область, лечение основного заболевания, обеспечение тщательного ухода за больным. Если появляется гиперемия кожи, то этот участок осторожно протирают сухим полотенцем для улучшения местного кровообращения. Используют ультрафиолетовое облучение. Кожные покровы в местах мацерации обмывают холодной водой с детским мылом и протирают 5 или 10 % спиртовым раствором йода или 1 % раствором бриллиантовой зелени, а затем припудривают тальком или простой пудрой, либо область пролежня закрывают сухой асептической повязкой. До отторжения омертвевших тканей мазевые и влажные повязки недопустимы.

При отграничении некроза врач удаляет омертвевшие ткани, а рану закрывает стерильной салфеткой, смоченной 1 % раствором перманганата калия. В дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку, сообщает врачу сведения о состоянии раны. По мере очищения раневой поверхности начинают применять мази для их заживления - солкосериловую, ируксол, камадол, мазь Вишневского

и др. Мази наносят на раневую поверхность тонким слоем, процедуру повторяют 2-3 раза в сутки до полного заживления.

Появление пролежней у детей - свидетельство плохого ухода, низкой медицинской культуры персонала отделения, безответственного отношения к своим прямым обязанностям.

Уход за полостью рта. Утром и вечером больной ребенок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской зубной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (четверть чайной ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3-5 г бикарбоната натрия на стакан воды). При необходимости применяют ряд дополнительных средств для ухода за полостью рта: нити, элексиры, ополаскиватели. Медсестра контролирует правильное применение этих гигиенических средств. Так, ополаскиватель на основе хлоргексидина следует применять 2 раза в сутки, но не более 14 дней.

В настоящее время многие дети прибегают к специализированной ортодонтической помощи по медицинским или эстетическим причинам. Рекомендации при ношении брекет-систем:

1)используют лечебно-профилактическую зубную пасту и ополаскиватель, желательно одной фирмы-производителя (например, зубная паста «Синквель Актив» и ополаскиватель «Синквель Сенситив» или др.);

2)применяют особую щетку для брекетов;

3)исключают из питания вязкую, жесткую и твердую пищу, а также жевательные резинки, ириски.

Большое значение в настоящее время придается профилактике кариеса. В связи с этим рекомендуется использовать специальные гигиенические салфетки (Spiffies) с 4 мес или с началом введения прикорма, то есть до появления первого зуба. Салфетку оборачивают вокруг указательного пальца и, прижимая ее большим пальцем, протирают ребенку зубы, десны, внутреннюю поверхность щек и языка. Салфетку используют, когда зубная щетка недоступна, для уменьшения боли при прорезывании зубов, после каждого кормления грудью или из бутылочки.

Уход за глазами. Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При заболеваниях глаз по предписанию врача проводят закапывание капель или втирание мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно моет руки с мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство. Указательным пальцем слегка оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу). Больной при этом должен смотреть в противоположную сторону. Спустя некоторое время закапывают вторую каплю и просят ребенка закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр.

Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть, осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во время ежедневного утреннего туалета, когда ребенок умывается, он должен мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку (рис. 12). При закапывании капель в левое ухо голову больного наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает помощь медицинская сестра - удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным

Рис. 12. Туалет наружного слухового прохода

раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Уход за носом требует определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетении кос и т.д. Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески. Причесать короткие волосы у мальчиков обычно несложно. Длинные волосы у девочек нужно разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косички. При наличии обильной перхоти или загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уделять профилактике расстройств зрения. Следует соблюдать рекомендации для чтения и письма:

1)держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

3)во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4)проводить упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до 10-50 раз);

5)не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6)не играть с компьютером более 30 мин в день.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

2.Какие требования предъявляются к устройству постели и ее гигиеническому содержанию?

3.Как пользоваться функциональной кроватью?

4.Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

5.Каковы правила хранения чистого и грязного белья?

6.Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

7.В чем заключается профилактика пролежней?

8.Как проводится лечение пролежней?

9.Как правильно положить подкладной резиновый круг?

10.В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами, полостью рта, волосами больного?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Личная гигиена – это основа здоровой, полноценной и счастливой жизни ребенка. Незаметный, но такой важный уход нужен для защиты от возможных вирусных или кишечных инфекций, заболеваний кожи, слизистых оболочек. Первые месяцы и годы жизни малыша о его чистоте заботится мама, но когда ребенок уже весело бегает по дому, пора задуматься, как приучить его самому следить за гигиеной.

Гигиена младенца: на заметку молодым родителям

Соблюдать чистоту и порядок необходимо с первого дня жизни малыша, тщательно заботясь о нежной бархатистой коже малыша, помнить про ротик, носик и ушки, подстригать ногти и заботиться о чистоте волос. Основные гигиенические процедуры для самых маленьких:

  • Ежедневное купание. Это обязательный, приятный и очень веселый ритуал. С первых дней младенцев купают в водичке со специальными лечебными травяными сборами, некоторые родители используют кипяченую воду до месяца жизни. Хорошо, если эта процедура станет правилом на всю жизнь, но потом можно будет заменять купание душем или подмыванием;
  • Обработка пуповины. Первые несколько недель нужно обрабатывать ее зеленкой и оберегать от влаги;
  • Уход за кожей. Опрелости – одна из частых проблем грудничков. Чтобы этого не допускать, нужно выбирать для ребенка чистую проглаженную одежду каждый день, устраивать воздушные ванны, вытирать влажной салфеткой или подмывать после смены подгузника;
  • Чистота рук. Мыть ручонки малышу перед едой можно с самого детства, даже если он сам еще не держит вилку или ложку. Мыть руки нужно часто, обязательно – после прогулки;
  • Уход за ногтями. Срезать маленькие ноготки неудобно, но это обязательно.

В первые месяцы жизни ребенка вопрос чистоты остается главным на повестке дня. Чистым должна быть вся квартира, чистой – одежда и постель малыша, все игрушки, домашние вещи, обувь. Конечно, невозможно достичь полного совершенства, да и не стоит. Когда же ребенок начинает ходить, становится более самостоятельным и уверенным в себе, нужно потихоньку прививать ему основные правила личной гигиены.

Первые самостоятельные шаги: учим детей быть чистоплотными и следить за собой

Исследование мира ребенком начинается с непосредственного тактильного контакта. Малыш трогает, обнимает, пробует «на зуб» все подряд. Играя во дворе или на прогулке, дети не задумываются о том, что могут испачкаться, взять руками что-то грязное, или о том, что от этого может быть плохо. Поэтому личная гигиена начинается у детей с мытья рук.

Мытье рук

Учить ребенка мыть руки после прогулки, перед едой, после туалета не так сложно, как кажется. Все просто: показывайте все на своем примере, постоянно, терпеливо и неукоснительно. Дети повторяют все, что делают взрослые – воспользуйтесь этим в воспитательных целях.

Утреннее умывание

После крепкого и здорового сна первым делом нужно умываться – это должно быть законом для всей вашей семьи. Как это лучше делать:

  • Лучше умываться в майке и трусиках, или же раздетым до пояса;
  • Сначала моем руки с мылом, потом – лицо, ушки и шею;
  • Аккуратно моем глаза;
  • Высушиваем все тщательно полотенцем.

Чтобы малышу было интереснее, добавляйте в эти занятия игровые элементы, веселитесь и радуйтесь вместе. Обычные гигиенические процедуры могут быть очень приятными и увлекательными.

Чистим зубы

Чистка зубов — один из главных этапов личной гигиены ребенка. Стоматологи рекомендуют начинать

Щеткой с двух лет, когда большая часть молочных зубов уже сформирована. Уход за этими нежными зубками не менее важен, чем за постоянными. Более того, болезни молочных зубов провоцируют заболевания основных зубов.

Начинать очищать первые зубки нужно и раньше. Начиная с одного года, делайте это сами, очищая поверхность зубов простой марлевой тряпочкой. После еды давайте малышу кипяченую воду, а деток постарше нужно учить полоскать зубы после еды. Начинать чистить зубы самостоятельно нужно без пасты, и только с трех лет можно использовать специальную щадящую детскую пасту.

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость содержания в чистоте лица, рук, прически, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Чтобы облегчить ребенку освоение этих навыков, надо сделать процесс обучения доступным и интересным. Прививать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности малыша и степень его самостоятельности.

Надо, надо умываться…

Утреннее и вечернее умывание, чистка зубов, мытье рук перед едой, содержание в чистоте своего тела – обязательные мероприятия в процессе воспитания гигиенических навыков. Формирование этих привычек необходимо начинать еще в раннем детстве.

Объясните крохе, зачем нужно мыть руки перед едой, после общения с животными, прогулки, пользования туалетом и просто если они испачкались. В годовалом возрасте можно воспитывать эту привычку, основываясь на ощущениях ребенка. Например, перед мытьем рук можно дать малышу мыло в красивой обертке, предложить развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло! Какое душистое. Понюхай, как вкусно оно пахнет. Наверное, мыло хорошо пенится. Давай проверим!» А после мытья можно вместе с малышом рассмотреть его ручки, отметив, какие они чистые и красивые.

Детям постарше будет интересен небольшой рассказ о вредных микробах, которые живут, например, на улице и могут попасть на руки ребенка, и о том, как можно быстро избавиться от них, вымыв руки с мылом.

Чтобы понятно объяснить малышу, что такое микробы, можно нарисовать их и рассказать о них, используя сказочные сюжеты. Изобразите на листе бумаги не только «страшных» микробов, но и «рыцарей», которые с ними борются, мыло, воду и т.д. Знакомя кроху с подобными терминами, избегайте запугивания, жизненных историй с плохим финалом и т.п. Нужно детально объяснять все ребенку на уровне игры или рисунка, тогда не возникнет проблем с пониманием и приучением малыша к личной гигиене. Расскажите крохе, как мечтают его пальчики помыться, как им стыдно, что они грязные, как теплая водичка ждет его.

По мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. И наоборот, назидание, приведение нелицеприятных примеров начисто лишает ребенка интереса к гигиеническим мероприятиям. Поэтому, знакомя малыша с правилами гигиены, стоит избегать рассказа о неприятных последствиях невыполнения этих правил, запугивания ребенка («Не будешь мыть руки – будет болеть живот/ съедят микробы/ заболеешь» и т.п.). Воспитание полезных привычек должно строиться на позитивном, доверительном отношении к миру.

Обучая малыша гигиеническим навыкам, лучше всего основываться на ощущениях, которые может испытывать ребенок: приятном запахе, ощущении чистоты, полезности для здоровья и самочувствия.
Для формирования необходимых навыков большое значение имеют и атрибуты гигиены: зубная паста, зубная щетка, шампунь, пена для ванны, мыло в мыльнице. Пусть все эти средства имеют детскую направленность: яркий цвет, необычную форму, разные дополнения, привлекающие внимание малыша, и способствуют проявлению интереса к гигиеническим процедурам.

У ребенка должно быть индивидуальное полотенце яркой расцветки с забавными рисунками, чтобы кроха мог безошибочно отличить его от личных вещей других членов семьи.

Все вещи малыша должны иметь в ванной постоянное место. После того как крохе исполнится 1–1,5 года и можно будет обучать его умываться самостоятельно, эти предметы должны быть для него доступны.

Лучше всего хранить вещи в специально отведенном для ребенка шкафчике или на полочке в ванной комнате, подвешенной на уровне роста малыша. Это необходимо для того, чтобы кроха смог все рассмотреть и самостоятельно достать из шкафчика необходимую вещь для проведения очередной гигиенической процедуры. Также важно иметь в ванной невысокую устойчивую скамеечку, чтобы ребенок мог дотянуться до крана с водой.

В гости к Мойдодыру

Аккуратности, умению следить за собой, содержать себя в чистоте нужно учить спокойно, ненавязчиво, в игровой форме, сохраняя, однако, незыблемую систему обязательных требований.

Привлекайте внимание ребенка к проведению гигиенических мероприятий средствами фольклора например, перед каждым мытьем рук или умыванием прочтите малышу небольшой стишок или потешку:

Знаем, знаем, да, да, да!
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, –
Мы пришли умыться!

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Буль-буль-буль, журчит водица.
Мы умеем сами мыться.

Умойтесь вместе с ребенком, приговаривая «умывалочку»:

Вместе с мамой кран откроем –
Пусть бежит водичка,
Она чисто Оле (Саше и т.д.) моет
Руки, шею, личико!

Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия лучше разделить на несколько операций. Например, при мытье рук ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, стараясь не разбрызгать воду, и насухо вытирает.

Необходимо несколько раз повторить последовательность действий вместе с малышом, чтобы он успел их запомнить. На начальном этапе формирования навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнить осваиваемые действия.

Можно подобрать или изготовить для ребенка небольшую памятку, на которой будет изображена последовательность действий при мытье рук, умывании и т.д., и прикрепить ее на стену в ванной. Например, основные действия при мытье рук можно изобразить в виде отдельных картинок:

Первая картинка: засучиваем рукава.
Вторая картинка: моем руки водой под краном.
Третья картинка: намыливаем руки мылом.
Четвертая картинка: смываем мыльную пену водой.
Пятая картинка: вытираем руки полотенцем.

Эти несложные для взрослых действия ребенок усвоит не с первого раза. Для годовалого малыша самостоятельное мытье рук является сложной задачей, но все равно следует предоставить крохе возможность самостоятельно выполнять эти действия, открыв и закрыв за ним кран с водой, отрегулировав ее температуру и при необходимости помогая на всех этапах освоения навыка.

Обучая кроху быть аккуратным, опрятным и чистым, можно использовать наглядное изображение противоположных состояний: грязное – чистое. Можно приобрести или изготовить подобные карточки, на которых изображены неумытый и чистый ребенок, неопрятный малыш и аккуратно одетый и т.д. Показывая карточку, эмоционально окрашивайте свой рассказ, выражая позитивное или негативное отношение в зависимости от изображения.

С годовалым крохой можно поиграть в игру «Кукла Маша купается». Покажите ребенку куклу и скажите: «Кукла Маша давно не мылась, у нее грязные лицо и ручки. Давай скорее умоем Машу». Отправляйтесь с малышом в ванную и покажите, как правильно моет кукла ручки, как нужно ее умывать, приговаривая:

Маша, мой лицо и шейку,
Мойся мылом хорошенько.
Воду ты не разливай,
Сухо ручки вытирай.

Для трехлетнего ребенка игра усложняется: предложите ему самостоятельно вымыть кукле лицо и ручки. Направляйте его действия подсказками. Потом предложите малышу самому умыться и вымыть руки.

Деликатные проблемы

Самостоятельно посещать туалет кроху можно учить не ранее 1,5–2 лет – до этого времени его нервная система не способна распознавать сигналы, идущие от органов выделения.

Приучая малыша к горшку, необходимо обозначить несколько правил соблюдения чистоты и опрятности. Пусть ребенок пробует самостоятельно снимать и надевать штанишки. Упростите процесс снятия одежды: надевайте крохе штаны на резинке, без бретелек и пуговиц.

Научите ребенка вытираться после опорожнения кишечника или мочевого пузыря, используя при этом мягкую туалетную бумагу или гигиенические салфетки. Конечно, сначала все будет получаться не очень хорошо. Деликатно направляйте действия малыша, но позвольте ему все делать самостоятельно. Не настаивайте, если у ребенка по какой-либо причине нет желания выполнить все самому – просто еще не пришло время. Обязательно проговорите состояние малыша после гигиенической процедуры: «Вот теперь все чисто, сухо, хорошо». Приучите кроху мыть руки после туалета.

Даже научившись самостоятельно ходить в туалет, ребенок время от времени может написать в штанишки. Не ругайте его за это, не упрекайте и не стыдите!

В стремлении малыша к самостоятельности важно деликатно и мягко направлять его действия и с пониманием относиться к неудачам.

Можно отработать навык самостоятельного посещения туалета и изучить гигиенические правила, привлекая к этому любимую игрушку малыша. Желательно, чтобы на ней были те же элементы одежды, что и на крохе: трусики, штанишки. Попросите ребенка повторять вслед за игрушкой последовательность действий: снять штанишки и трусики. Усадите игрушку рядом с крохой на импровизированный «горшок». Побуждайте малыша повторять действия игрушки: «Смотри, чтобы сходить в туалет, Зайка снимает штанишки. И ты снимай тоже». Таким же образом обучите ребенка вытираться, надевать трусики, мыть руки после туалета.

Чей носовой платок?

Когда малышу исполнится 1,5–2 года, его надо начинать учить пользоваться собственным носовым платком. Платок должен всегда находиться в кармане одежды ребенка. Объясните, что носовой платок необходим, чтобы вытирать нос во время насморка; чтобы протереть грязные руки, если нет рядом крана с водой; чтобы вытереть рот или стереть с одежды пятно, если испачкался. Расскажите крохе, что носовой платок – это личная индивидуальная вещь для каждого человека и пользоваться ею может только хозяин. Платок должен быть личным, чтобы избежать переноса микробов другому человеку. Объясните малышу, что при кашле или чихании нужно отворачиваться и прикрывать рот и нос платком. А лучше всего приучать ребенка пользоваться одноразовыми бумажными платочками. И главное – следить, чтобы у малыша в карманчике уличной одежды всегда была упаковка или несколько штук таких платков.

Игра «Постираем платочки» поможет ребенку 2–3 лет следить за чистотой личных вещей. Налейте немного воды в тазик и, протянув ребенку мыло, предложите ему самостоятельно постирать свой носовой платочек.

Предварительно нужно показать, как правильно это сделать. Повесьте платок сушиться, а когда он высохнет, покажите малышу, как правильно свернуть его. Пусть ребенок потренируется аккуратно складывать платочек, класть его в карман и доставать оттуда.

Я возьму свою расческу…

Объясните малышу, зачем нужны другие личные вещи: расческа, салфетка, полотенце. В своем рассказе раскройте важность и необходимость иметь у себя личные вещи, не брать их у других людей и не разрешать пользоваться своими личными вещами.

Малышу в 1,5–2 года можно показать, как правильно пользоваться расческой. Причешите кроху, а затем предложите ему сделать это самостоятельно.

При расчесывании волос ребенка используйте небольшие стишки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.

Причешу сынишку –
Вихрастого мальчишку!
Приглажу чубчик,
Красавец, мой голубчик!

Укрепить навык пользования расческой можно, предложив причесать маму, папу, других членов семьи. Только не забудьте, что у каждого должна быть своя расческа.

Трехлетнему малышу можно показать, как содержать в чистоте свою расческу – вымыть ее с мылом, вытереть и положить в специально отведенное место. Расческу, которой ребенок пользуется в детском саду, можно положить в специально сшитый чехольчик.

Сменим трусики и майку

Устройте вместе с крохой стирку, поменяв ему белье. Пусть малыш сам положит в барабан стиральной машины свои трусики и майку, а затем немного посмотрит, как машина стирает эти вещи.

В возрасте 2–3 лет можно показать ребенку, как стирать белье вручную. Предоставьте ему возможность самостоятельно намылить трусики, постирать и прополоскать их в небольшом тазу, а затем помогите отжать мокрую ткань и повесить сушиться. Так ребенок не только учится ухаживать за собой и своим телом, но и приобретает необходимый трудовой навык.

Во время стирки можно объяснить крохе, что такое нижнее белье и почему оно так называется. Расскажите ребенку, что нижнее белье нужно обязательно менять каждый день после подмывания или купания. Обозначьте важность этих моментов для чистоты и здоровья. Объясните малышу, что это необходимо для поддержания чистоты своего тела.

Покажите крохе место в шкафу, где лежит его нижнее белье, и каждый вечер просите доставать оттуда чистые трусики. Этот ежедневный повторяющийся ритуал будет своего рода сигналом ребенку, что нужно принять вечерний душ и сменить белье.

Скажите малышу, что грязную одежду нужно складывать в корзину для белья, а затем стирать, чтобы она вновь стала чистой. При наблюдении за действиями мамы, освоении и многократном выполнении тех же действий приобретенный навык становится прочным, постепенно перерастая в привычку.

Не забудем про ножки…

Объясните крохе, что, придя домой с прогулки и сняв уличную обувь, необходимо переобуваться в домашнюю.
Перед сном надо мыть ноги, потому что на них особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Пусть кроха стоит в ванне или душе, а вы будете поливать его ножки водой. Предложите двухлетнему ребенку попробовать самостоятельно помыть себе ноги. Для этого можно налить в детскую леечку немного теплой воды и показать малышу, как правильно лить воду на ножки.

Также необходимо каждый день менять носочки и колготки. Объясните малышу, что редкое мытье ног и ношение грязных носков может привести к неприятному запаху и болезням. По этой же причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. Скажите ребенку, что в бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки. Можно рассказать крохе небольшую историю о том, как его ножки за день вдоволь набегались, устали, стали грязными, на них скопилось много микробов. И теперь нужно помочь им вновь стать чистыми, отдохнуть за ночь, чтобы завтра целый день ходить, бегать, прыгать.

Следует приучать детей бережно относиться к вещам, одежде. Ложась спать, малыш 2–3 лет может аккуратно сложить одежду, поставить рядом с кроватью свою домашнюю обувь. Если у него что-то не получается, нельзя подчеркивать его неумение, а надо подсказать, как исправить ошибку, и доделать все по возможности с участием ребенка.

Полезные правила

Прививая ребенку правила гигиены, необходимо соблюдать постоянство в условиях. Вначале просто повторяйте ритуал умывания, чистки зубов и т.д. каждый день, без исключения. А затем предоставьте ребенку больше самостоятельности. Тогда это не будет подчинением взрослому, а войдет в привычку и станет нормой.

Нужно объяснять малышу, почему тот или иной навык значим для здоровья, почему важно выполнять правила.
Обучение должно быть последовательным и постепенным в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Формирование того или иного навыка надо продолжать до тех пор, пока он не станет потребностью малыша, привычкой его поведения.
Гигиенические навыки и умения могут быть сформированы у ребенка только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять к нему единые требования.
Поведение взрослого должно служить для малыша примером во всех его действиях и поступках.

Обед и этикет

Культуру еды часто тоже относят к гигиеническим навыкам.

Перед едой нужно тщательно вымыть руки. Здесь подойдет небольшой рассказ или сказка о вредных микробах, которые «прилипли» к ручкам, пока ребенок гулял, играл. И теперь этих микробов нужно смыть водой, чтобы они не попали в организм вместе с пищей. Существует много детской литературы, в которой в интересной для ребенка форме говорится о важности мытья рук перед едой.

Обучите кроху правилам поведения после приема пищи. Маленькие дети редко бывают аккуратны за обедом, но все поправимо: покажите ребенку, что после еды, если испачкался, нужно вытирать рот салфеткой или умыться.
Обратите особое внимание крохи на то, что есть нужно всегда за столом дома или в специальных местах – в столовой, кафе и что не следует принимать пищу на улице. Если кто-то угостит малыша конфетой, нужно съесть ее дома, предварительно вымыв руки. Данное правило можно аргументировать рассказом о микробах, о том, что есть на улице, «на ходу» вредно для животика и, чтобы он не заболел, нужно принимать пищу дома, за столом, вымыв руки.

Для того чтобы закрепить навыки гигиены и правильного поведения за столом, поиграйте с малышом в игру «Кукла обедает». Понадобится набор кукольной посуды, кукла или любимая мягкая игрушка. Попросите ребенка покормить куклу по всем правилам. Проговаривайте и подсказывайте каждый этап организации обеда: «Сейчас мы вымоем Кате ручки с мылом», «Посади ее за стол правильно», «Нужно повязать ей салфетку, чтобы она не запачкала одежду». Можно задавать малышу наводящие вопросы, попутно исправляя ошибки в его действиях. Например: «Что нужно вымыть перед тем, как сесть за стол? Покажи, как ты моешь ручки Кате», «Что нужно повязать кукле, чтобы она не испачкалась во время еды?», «Смотри, Катя запачкалась. Как помочь Кате снова стать чистой и опрятной?».

Таким же образом можно обыграть правила: «Перед едой надо мыть руки с мылом», «Фрукты и овощи перед едой нужно мыть», «Есть следует не торопясь».

Еще один вариант – обыграть с игрушкой (перчаточной куклой) небольшие рассказы о правилах приема пищи, например отрывки из стихотворения З. Александровой «Мой мишка»:

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку,
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей!

На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между ребенком и игрушками.

Сюжетов для рассказов и инсценировок можно придумать очень много: про рубашку (платьице), которая убежала от малыша, оттого что он забывал засучивать ее рукава во время мытья рук; про куклу, которая постоянно шмыгала носом и не хотела пользоваться носовым платком; про непослушного мальчика, который все время забывал, где его тапочки, и т.д.

В обучении малыша правилам гигиены важную роль играет собственный пример родителей. Например, трудно научить кроху пользоваться за обедом салфеткой, если она редкая гостья на вашем столе. Необходимо помнить, что формирование правильных представлений о гигиене, чистоте и режиме питания возможно только в том случае, если все члены семьи следуют единым правилам.