Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми. Как правильно воспитывать ребенка: секреты счастливых родителей

Вопросом, как воспитывать детей, задаются и молодые родители, и даже те, у кого уже есть дети. Каждый ребёнок уникален, уже с самого раннего возраста он – личность со своим характером. Поэтому воспитывать детей - непростая задача, и поиск правильных ответов на вопросы о воспитании детей – это целое искусство. Но все трудности компенсируются, когда родители видят, что у них растёт здоровый, счастливый, всесторонне развитый ребёнок.

Даже тем, кто только задумывается о детях, будет полезно узнать о том, как воспитать ребенка правильно. Многие понятия важно обдумать, пропустить через себя, а в некоторых случаях – и провести работу над своим характером. Чтобы воспитывать ребенка, нужно самому быть взрослым – не только физически, но и психологически. Не бойтесь, что у вас не получится, однако уделите побольше внимания советам о воспитании детей.

Легче всего воспитать ребенка своим примером. Расхожая фраза – «воспитывай себя, а не ребенка, ведь он будет похож на тебя». И это правда: дети, как губка, впитывают всё, что видят вокруг. Они формируют свою модель поведения по тому, что видят от самых близких людей – от родителей.

Первое и основное, что видит ребёнок, - это его семья и дом. Какие отношения между членами семьи, какая обстановка в доме, как мама и папа относятся к посторонним – всё это накладывает отпечаток на его личность. Подрастая, ребёнок замечает и другие модели поведения, находит себе новых кумиров, но тем не менее, он перенимает черты родителей. Даже если сам этого не хочет.

Многие, собираясь воспитать ребенка, ждут, что он будет похож на них. При этом они ожидают, что ребенок впитает только самые лучшие черты и пойдёт по их стопам. Но стоит ребёнку обнаружить те же недостатки, что и у них, как они начинают негодовать. Порой даже с формулировкой – «и в кого ты такой пошёл!»

А в самом деле – в кого? Генетика – сложная наука, и ребёнок может оказаться похож на кого-то из бабушек или дедушек больше, чем на родителей. Но и здесь нужно понимать, что он видит всё происходящее вокруг и зачастую понимает лучше, чем полагают взрослые. Поэтому, когда требуете чего-то от сына или дочери, - сначала убедитесь, что сами соответствуете своим же требованиям.

Трудно ждать от ребенка, что он будет вежлив с окружающими, если он видит, как родственники грубят соседке или кассиру. Ребёнок, которого с детства приучили к чистоте, будет поддерживать свой дом в порядке и будучи взрослым. И конечно же, на требование не курить вполне может последовать резонный ответ: «Но ты же сам куришь, так почему мне нельзя?»

Поэтому, если хотите воспитать ребенка в определённой манере поведения – для начала убедитесь, что у него есть пример. Заложенное родителями всегда будет для ребенка ориентиром и главной моделью поведения.

Но если всё так просто, откуда тогда появляются гуманитарии в семьях математиков и дебоширы в благополучных семьях? Причины могут быть самыми разными, и далеко не всегда дело в ошибках воспитания. Где-то поработает генетика и индивидуальные особенности, где-то – внешние факторы


Как воспитывать ребенка правильно

Когда женщина впервые становится мамой, поначалу воспитать ребенка ей непросто. Она может столкнуться со шквалом критики со всех сторон – от своих собственных родителей до случайных прохожих. Все считают своим долгом сообщить ей, что она неправильно держит ребенка, неправильно кормит, одевает и занимается с ним. Порой эти советы могут быть действительно полезными. Но часто советчики противоречат друг другу, не видят всей картины, да и не всегда опираются на действительно полезный жизненный опыт.

Как быть и кого слушать?

В первую очередь запомните: совет хорош, когда его просили. Многие женщины жалуются на бесцеремонность посторонних людей и порой не знают, что с этим делать. Поэтому определите для себя узкий круг тех, кто будет авторитетом: врач-педиатр, кто-то из классиков воспитания детей. Многие полагаются на опыт своей мамы, сестры или подруги. Определите для себя того, чьё мнение будет иметь вес.

И в то же время помните: вы ответственны за здоровье своего ребенка, особенно когда он совсем маленький. Не руководствуйтесь непроверенными источниками. Прежде чем прийти к определённому мнению, просмотрите несколько авторитетных ресурсов. Перед тем, как попробовать новую методику или препарат, пообщайтесь с педиатром. А если общаетесь на форумах, обращайте внимание на то, насколько грамотно пишет пользователь и насколько ухоженными и счастливыми выглядят его дети, если он показывает их фото.

Советы посторонних людей тоже могут оказаться полезными. К примеру, если уже третий человек за прошедшие полчаса говорит, что вашему ребёнку жарко, задумайтесь: может быть, и в самом деле не стоило надевать на него шапку в +20? Утрированно, но случается и такое.

Не стесняйтесь попросить о помощи, если чего-то не понимаете или не успеваете. Помните: в первую очередь ребёнку нужны здоровые и спокойные родители.

А какие советы по воспитанию детей являются классикой на все времена и случаи? Каковы основные принципы? Что нужно учесть обязательно, чтобы не упустить самых важных моментов в развитии ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберёмся: а в чём заключается правильное, полное воспитание?

В разных педагогических школах существуют разные подходы. Но есть кое-что неизменное, обязательное, какую бы методику ни задействовали.

Основные требования к воспитанию - это:

  • обязательность;
  • комплексность;
  • равнозначность.

Что всё это значит? Разберём подробнее.

Установленные правила не могут применяться от случая к случаю, когда это удобно. Их необходимо придерживаться её полностью. Сюда относится, например, соблюдение режима. Во время учебного года ребёнок ложится и встаёт в одно и то же время; на каникулах же часто наступает расслабление – играть допоздна и затем спать до полудня. В результате в конце лета будет трудно перестроиться на изначальный режим, и это оборачивается болезненностью, раздражительностью и ссорами. Так вот – даже если обстоятельства меняются – оставьте правила, принятые для ребенка, как можно более неизменными. Это пойдёт на пользу ему же: как раз в отсутствие стабильности дети становятся беспокойнее, а чётко установленные границы дают ощущение почвы под ногами.

Из принципов воспитания нельзя выбрать только то, что кажется правильным и лёгким. Любая методика работает, когда её применяют в комплексе, не упуская деталей. Если только ругать ребенка и считать, что он не заслужил похвалы, он будет расти запуганным; если же никогда не критиковать, он станет самоуверенным и будет более болезненно воспринимать удары – потому что не готов к ним.

А кроме того, никакие из принципов воспитания не являются менее важными, чем другими. Научить ребенка выражать эмоции так же важно, как и приучить помогать по дому, а деньги на карманные расходы для растущей личности не менее важны, чем одежда и питание. Не пренебрегайте и тем, что считает важным сам ребёнок.

Воспитывать ребенка – это нечто большее, чем просто кормить, одевать и включать мультфильмы. Воспитание задействует множеств сфер жизни. Остановимся на таких видах:

  • трудовое;
  • эмоциональное;
  • социальное.


Социальное воспитание ребенка

Дети в общественных местах – это обширная тема, которая многим даёт обоснованные поводы для недовольства. Чтобы ребёнок умел взаимодействовать с миром к обоюдному удовольствию, важно с самого раннего детства приучать его к правильному поведению. Безусловно, грудному малышу не объяснить, что его плач беспокоит других людей, но с ним можно отойти в сторону, укачать его; в конце концов, хотя бы спокойно и доброжелательно извиниться перед теми, кто вынужден находиться радом, - люди обычно понятливы к тем, кто так же относится к ним самим.

А по мере того, как ребёнок растёт, тем более важно присматривать за его поведением. Он живёт среди людей, поэтому ему важно понимать правила поведения в обществе. Объясните ему, что необходимая особенность взрослого человека – это умение ладить с людьми, находить компромиссы. И в то же время ребёнку важно иметь понимание своих собственных прав.

Расскажите ребёнку о том, что у каждого человека есть права на здоровье, на отдых, на уважительное отношение. У каждого – и у него в том числе. И его свобода делать всё то, что он хочет, ограничивается правами других людей.

Кроме этого, есть и другие моменты. Допустим, к примеру, что ребёнок стесняется посторонних – дома он подвижен и общителен, а на людях теряется. Вряд ли он справится с тем, чтобы быстро поладить с десятком незнакомых детей или стать звездой детских праздников. В таких случаях не ругайте его и не запугивайте тем, что ему будет сложно жить.

Но и быть в одиночестве – тоже не выход, ему необходимо социализироваться, поэтому приучайте его идти на контакт с другими людьми. Пусть он сам заплатит за покупку приветливой продавщице или пообщается со знакомыми семьи. Так или иначе, ему придётся многому научиться, чтобы чувствовать себя в обществе комфортно.

Детям учиться легче, чем взрослым. У них более гибкая психика, большая открытость и отзывчивость. Если с самого детства заложить в нём правильные задатки и развить природные данные, то во взрослой жизни у него будут и друзья, и успешная карьера.

И при этом не забывайте о безопасности ребенка. Нельзя разговаривать с чужими, нельзя никуда с ними уходить, открывать им дверь или садиться с ними в машину. Пусть ребёнок будет открыт миру, но помнит, что главным авторитетом для него остаются родители и их слова.


Как воспитывать детей: эмоциональное развитие

У детей обычно нет проблем с выражением своих эмоций. Но есть ещё и такое понятие, как эмоциональный интеллект – осознание своих эмоций и умение связывать их со своими желаниями и действиями. Если такого умения нет, то и во взрослом возрасте могут возникнуть проблемы с выражением и пониманием своих эмоций. Из этого возникает и неумение сказать о своих потребностях, и трудности с налаживанием контактов, и подобные внутренние конфликты.

Как этого избежать?

Ребёнок растёт, сталкиваясь с неизвестными ему сторонами мира и открывая с новой стороны свой собственный характер. Его границы постоянно расширяются, появляется всё больше непонятных событий. И, естественно, он не всегда знает, как себя вести и как реагировать. И свои эмоции он выплескивает теми способами, которые ему доступны.

У всех детей разный порог чувствительности. Кого-то может огорчить или рассердить чьё-то безобидное замечание. Не стоит над этим смеяться – покажите ребёнку, что он может приходить к вам со своими проблемами и получать понимание. Какими бы мелочами ни казались причины, для ребенка, с его крохотным жизненным опытом, они считаются огромными.

Не отрицайте его чувства – «это всё глупости», «хорошие девочки не плачут» - а покажите ребёнку, что вы его любите, даже если он бывает сердитым или капризным. Покажите, что понимаете его: «да, это обидно», «я вижу, что тебе грустно».

Научите ребенка выражать свои чувства словами. «Мне грустно, потому что ты отправляешь меня спать, а я ещё не дорисовал». «Мне было обидно, когда бабушка сказала, что у меня толстые щёки». Это умение поможет в будущем избегать конфликтов, недоговорённостей и непониманий.

Читая с ребёнком сказки или смотря мультики, почаще спрашивайте у него: «как ты думаешь, что чувствовал герой? А что бы ты чувствовал? Как бы ты поступил на его месте?» Это поможет ребёнку не только научиться справляться со своими эмоциями, но и считаться с чувствами других людей.

Важно дать ребёнку «выплеснуть», прочувствовать свою эмоцию. Злость или раздражение – это неприятно, но это часть психики, и подавлять их – значит подавлять личность. Кому-то захочется сделать ребенка «удобнее», но тогда непрожитые эмоции накапливаются, как снежный ком. Установите для ребенка границы и опору: свою злость он выражает только в своей комнате, но вы при этом обязательно будете рядом, чтобы услышать его.

Многие родители берегут детей от домашних обязанностей, считая, что любимое чадо ещё успеет наработаться в своей долгой жизни. Но именно в этом и дело: маленькому человеку рано или поздно придётся прикладывать усилия самому, и если он будет к этому готов – ему же самому будет легче.

Некоторые мамы испытывают удовольствие, говоря, что без них ребёнок ничего не делает: они в таких случаях ощущают себя важными и незаменимыми. Но в таких случаях имеет место самая настоящая зависимость ребенка от матери, когда он представляет из себя гораздо меньше, чем мог бы. Не развивайте в ребёнке зависимость от себя, не делайте так, чтобы без вас ему было плохо. Сделайте так, чтобы ему было хорошо с вами.

Развивайте в нём вместо зависимости привязанность. Это другой вид отношений – когда людям хорошо вместе, но и по отдельности они не становятся слабее и беспомощнее. Дайте ребёнку как можно больше навыков – и вы станете для него другом и авторитетом и заработаете его уважение.

Чем больше у ребенка умений, тем больше у него свободы, даже если эти умения никогда ему не пригодятся. К примеру, если он умеет готовить суп, у него есть выбор – говорить самому или пойти в кафе. Если же готовить он не умеет, то и выбора у него нет, и вместе самостоятельности он оказывается в зависимости от быта.

Важно учесть, что подобные навыки не вырастают за один день. Если всё детство прошло в «тепличных условиях», то взрослая жизнь окажется ударом. Разумеется, можно научиться готовить суп и в более взрослом возрасте. Но умение поработать для себя, помочь близкому человеку, освоить новый навык, - всё это оказывает огромную пользу на растущий характер, если исходит из детства.

Подключайте детей помогать по дому. Даже совсем маленьким мальчикам и девочкам под силу накрыть на стол, подать маме веник, а папе – отвёртку. Важно хвалить и поощрять даже такие простые действия, чтобы труд стал для ребенка увлекательным делом, а не скучной необходимостью.

Предоставьте ребёнку самостоятельность: пусть он сделает дольше, но сделает это сам. Не отбивайте у него активность попытками сделать что-то за него. Будьте рядом, чтобы помочь, если ему станет совсем трудно, но помните: личность развивается, когда начинает решать проблемы, которых раньше не приходилось решать. Ребёнку доставит огромную радость самому найти ответ на вопрос. Не лишайте его этой радости.

А если он встал в тупик? Предложите подумать. Задавайте наводящие вопросы. Но не бросайтесь делать всё за него, и тем более не ругайте. Дайте своему ребёнку расти самостоятельной личностью. А в конце обязательно отметьте его достижение, расскажите о своём подобном опыте. Сфотографируйте, похвастайтесь бабушкам и дедушкам.

Отслеживайте, к чему у ребенка есть склонности, а что ему не даётся. Наблюдение за его успехами поможет развить его сильные стороны – например, поступить в школу с физико-математическим уклоном. А учитывать недостатки тоже нужно – как для того, чтобы не требовать от него больше возможного, так и для того, чтобы смягчить их.

И здесь мы переходим к другой важной теме. То, чем ребёнок занимается исходя из своих способностей и интересов – или же интересов родителей. Речь пойдёт об увлечениях.

Когда ребёнок правильно развивается, он любопытен и хочет иметь занятие по душе. Как помочь ему в этом и как не навредить?

В дошкольном возрасте ребёнок не всегда может отчётливо сформулировать, что именно его интересует. Однако родители всегда могут определить, к чему он больше склонен. Играя и разговаривая с ним, легко заметить, какого рода занятия ему даются и к чему он тянется: легко запоминает стихи или с удовольствием рисует, выбирает машинки или конструктор. Исходя из этого и выбирают, куда его отвести: в театральную студию, на рисование, во что-то активное или творческое.

Некоторые родители хотят растить вундеркинда и водят дошкольника на английский, математику и подобные занятия из школьной программы. Однако для ребенка в этом возрасте самое главное - ладить с друзьями по группе, приходить на занятие с радостью и познавать мир – через игры, общение, прогулки в новые места. Бывают и такие дети, которым по душе складывать числа или узнавать новые иностранные слова. Но в приоритете должны быть развитие социальных навыков и подвижные игры.

Один из вариантов – до шести лет поводить ребенка на различные активные секции, чтобы увидеть, на какую из них стоит делать упор. Пробуйте разные виды занятий – футбол, конный спорт, плавание, кулинария. На каком-то из них ребёнок захочет задержаться.

Все занятия могут быть полезны – как те, которые связаны со склонностями ребенка, так и те, где он развивает общительность или усидчивость. Если он не хочет ходить на занятия, расспросите, что именно ему не нравится. Дело может быть в некомпетентном преподавателе, а может – в неумении ребенка наладить контакт с ровесниками. Таким образом увлечение может стать способом проработать важные навыки – социальное взаимодействие, умение идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения.

Когда ребёнок подрастает, могут начаться конфликты интересов. Он становится самостоятельным и начинает сам выбирать себе занятие. И оно может коренным образом отличаться от того, чем он занимался раньше. Дети меняют интересы, находят новых друзей и открывают для себя новое, ищут себя – это нормальный процесс роста.

Важно учитывать и то, что хобби ребенка не всегда будет совпадать с увлечениями родителей. Огромная ошибка – делать своего ребенка воплощением своих несбывшихся стремлений и отводить его на футбол, когда ему по душе балет, - или наоборот.

Иногда в таких случаях бывают возможности найти компромисс. Например, если отец видит сына хоккеистом, а тот не приемлет грубых видов спорта и тянется к прекрасному, имеет смысл попробовать фигурное катание. Но ни в коем случае не следует попрекать сына тем, что он выбрал «не мужское» занятие. Если у него есть решимость отстаивать свою точку зрения – это уже огромный плюс в его пользу.

Кроме того, ошибочно делить занятия на те, что «не для девочек» или «не для мальчиков». Девочки тоже могут любить играть в конструктор или гонять мяч наравне с мальчиками, и в этом нет ничего дурного – это развивает творческое мышление и командный дух.

Не следует ругать ребенка, если кажется, что он занимается неподходящим занятием. Всё, что действительно необходимо от хобби – чтобы оно нравилось и помогало меняться в лучшую сторону. Лучший способ понять, нравится ли ребёнку занятие, - посмотреть, занимается ли он этим вне выделенного расписания. Если он ходит на музыку – играет ли он для себя? Или только на занятиях и в часы, выделенные для домашней работы?

От упражнений, которые выполняются «из-под палки», не будет пользы, какими бы полезными ни были они сами по себе. Несомненно, музыкальная грамотность - это ценное качество. Однако не менее ценной будет уверенность ребенка в том, что родители на его стороне.

Что бы ни выбрал ребёнок для своего развития и как бы вы к этому ни относились, покажите ему, что уважаете его выбор. Расспрашивайте, как идут у него дела, как он ладит с товарищами по команде или с преподавателем.


Мультфильмы и другие помощники в воспитании

В том, чтобы воспитывать детей правильно, у родителей всегда есть помощник – мультфильмы. Дети их любят – большинство родителей помнят это по себе. Это идеальный способ отвлечь ребенка, придать ему хорошее настроение и даже научить его многим полезным вещам. Но этот же помощник может обернуться и другой стороной, не такой радужной. Что это значит и как этого избежать?

Мультфильмы для ребенка – это наименее энергозатратный способ восприятия мира. Чтобы воспринимать книгу, нужно вслушиваться, задействовать воображение, представлять героев и действие; в мультфильмах же всё уже показано – остаётся только смотреть. Ребёнок задействует меньше умственных усилий и просто пассивно смотрит на экран. Даже если перед ним разворачивается увлекательный, продуманный, замысловатый сюжет, - не нужно прилагать усилий, чтобы его понять.

Кроме того, продолжительное сидение на одном месте и взгляд, сфокусированный в одной точке, не идут на пользу здоровью. Это вредит и взрослым, не говоря уже о том периоде, когда организм только формируется. Ребёнку необходимо развиваться физически – двигаться, играть с друзьями, быть на свежем воздухе. Если он смотрит мультик не один, а в компании – общение происходит тоже, но в первую очередь дети всё равно увлечены сюжетом.

Кроме того, страдает и формирующееся зрение. Многие окулисты против того, чтобы вообще давать смотреть мультфильмы детям до трёх лет. С этим можно не согласиться, поскольку эта тема не исследована до конца. Но кое-что остаётся обязательным: когда дети смотрят мультфильмы, важно соблюдать определённые правила.

Экран должен быть хорошо освещён – то есть включать ребёнку мультики нужно или в дневное время, или вечером при включённом свете. Яркий экран в тёмной комнате даёт слишком резкий контраст, и глаза испытывают дополнительное напряжение.

Долгая поездка в транспорте – большое искушение занять ребенка планшетом. Однако, если поездка происходит на неровной дороге, когда автобус или машину постоянно встряхивает, это тоже не идёт на пользу. Даже взрослым не рекомендуется читать в автобусе, потому что расстояние между глазами и книгой всё время колеблется, - что уж говорить про детские глазки. Поэтому, если предстоит долгая поездка – возьмите для ребенка игру, поиграйте с ним в слова, расскажите ему сказку или просто поговорите.

Делайте перерывы. Не позволяйте ребёнку-дошкольнику смотреть на экран дольше получаса – поставьте на паузу и позовите его выпить сока или сделать по дому что-то из того, что он любит. Установите правило: один мультфильм в день. А если речь идёт о длинном, полнометражном мультфильме – разбейте его на два дня.

Помимо физического здоровья, имеет место и психологический фактор. Что ребёнок вынесет из мультика? Не повлияет ли увиденное на его психику, не появится ли у него тревожность или агрессивность? Просматривайте мультфильмы, которые включаете ребёнку, и думайте: хотите ли вы, чтобы он уподоблял себя главным героям? Смотрите вместе с ним и обсуждайте. Прислушивайтесь, если он захочет рассказать о сюжете и героях, задавайте вопросы.

Существуют и образовательные мультфильмы: они учат английскому, правилам поведения, рассказывают о буквах и цифрах и ещё многих полезных вещах. Многие признают, что их дети с удовольствием смотрят такие мультики, действительно учатся и схватывают материал лучше, чем с ними. Это действительно удобное изобретение. И всё же это – не заменитель родителей. Обсуждайте с ребёнком то, чему он научился, давайте ему задачки на повторение. И соблюдайте те же правила гигиены, что и с обычными мультфильмами.

Когда дети становятся старше, мультики становятся для них ещё и средством социализации. Как он может не смотреть что-то, когда этим увлекаются все в его классе? При этом по мере того, как ребёнок растёт, его вкусы порой начинают резко не совпадать с убеждениями родителей. Родители начинают резко критиковать, запрещать смотреть – и это ещё никому не шло на пользу.

Поэтому, даже если вы терпеть не можете каких-нибудь зомби-кукол, найдите время, чтобы разобраться, что же это из себя представляет и какие мысли может почерпнуть оттуда ребёнок. Посмотрите одну серию вместе, понаблюдайте, как он реагирует. И не позволяйте предубеждённости стать между вами и ребёнком.

То же касается и фильмов. Дети могут смотреть нечто, по мнению родителей, совершенно ужасное – боевики, фильмы ужасов. Это часть процесса их роста, потребность в острых ощущениях, и, если у ребенка есть друзья и нет проблем с большей частью школьной программы – значит, он развивается нормально.

И ещё одна близкая тема. Что ребёнок читает?

Книги – ещё больший помощник в воспитании ребенка. Но среди них есть хорошие, есть и плохие. Как развить у ребенка вкус и любовь к чтению?

Ребёнок, который подружился с книгами в раннем возрасте, будет увлечён ими на всю жизнь. Поэтому, если хотите, чтобы ваш ребёнок рос образованным, эрудированным, был интересным собеседником, умел формулировать свои мысли – больше читайте вместе с ним.

И сами тоже читайте. В самом начале мы говорили: лучший способ научить ребенка – показать своим примером. К чтению это тоже относится.

Читайте ему на ночь и придумывайте свои альтернативные версии. Разговаривайте о персонажах: кто как поступил и почему он это сделал. Смотрите фильмы, снятые по книгам, и обсуждайте отличия.

Давайте ему книги разных жанров: приключенческие, исторические, о животных, о его ровесниках. Чем больше он прочтёт, тем лучше разовьётся его кругозор.

Со временем у ребенка появятся свои вкусы и предпочтения. Если вы всё сделали правильно, то он не принесёт в дом очевидную макулатуру. И даже если вам не понравится его выбор – постарайтесь понять, что же он в этом нашёл, найдите для него что-то подобной тематики. Покажите, что, даже если вам не нравится его выбор, - вы его примете.

А как насчёт таких вредных изобретений, как компьютерные игры и социальные сети? В этом тоже нет ничего ужасного, если в остальном ребёнок развивается нормально: имеет друзей, увлечения, ответственно относится к своим обязанностям. Договоритесь с ним о режиме: сидение за компьютером вредит осанке и зрению, поэтому подросток сидит за ним на определённых условиях: не больше установленного времени – полтора-два часа; каждые полчаса делает перерывы и встаёт.

И ещё одно важное условие в такой договорённости: пусть он включает компьютер только после того, как выполнены школьные задания и домашние обязанности. Таким образом ребёнок будет приучаться к ответственности и дисциплине и привыкать соблюдать важные для него правила.


Как избегать опасностей

Запретов должно быть минимальное число. Как ориентир – столько, сколько лет ребёнку. Слишком частое «нельзя» теряет свою весомость – оно должно касаться только того, что по-настоящему опасно и недопустимо.

Есть действия, не опасные для ребенка, но недопустимые - например, бегать по квартире в уличной обуви. Есть то, что может нанести ему серьёзный вред – горячий утюг или большой острый нож. И есть вещи, которые не допустимы ни в коем случае – выбегать на проезжую часть.

Если ребёнок пытается совершить что-то из третьей категории – реакция должна быть немедленной и ощутимой: резкий тон, строгий вид. Ребёнок должен осознать, что произошло нечто неправильное, и не повторять этого.

Всё остальное, чего ребёнок не должен трогать, нужно убрать из его поля зрения. Он изучает мир, исследует всё, что попадает в руки – и это нормально, это процесс его развития. Но если вещь может разбиться или поранить ребенка – просто уберите её подальше. Осуществить это труднее, чем каждый раз кричать ребёнку «нельзя!», но потянуться за вазочкой и выбежать под машину – это ситуации разной степени опасности, которые не должны стоять рядом в сознании ребенка. Поэтому проговаривайте с ребёнком все ситуации, которые не являются критичными, отвечайте на его вопросы, общайтесь с ним на равных. Это придаст ему доверия к вашим словам, и он будет твёрдо знать, что выбегать под машину нельзя, а ваш запрет – это действительно запрет.

Вместо того, чтобы запрещать, - нейтрализуйте вред. Нет ничего плохого, если ребёнок попрыгает в луже, - только пусть при этом он будет в резиновых сапожках, и прогулка кончится раньше обычного. Пусть он делает всё, что хочет, узнавая мир, если это не несёт для него существенной угрозы. Позвольте ему узнать, что такое «горячее» или «острое» - о таких вещах невозможно узнать иначе, чем на собственном опыте. Пусть он под вашим присмотром легонько прикоснётся кончиком пальца к горячей батарее или к кончику ножа – это даст ему осознание, какими бывают ощущения от опасных вещей. И такой, собственный, не вредный и не опасный опыт даст ему гораздо больше понимания, чем постоянные запреты.

Кроме того, важно, чтобы установки были позитивными – то есть без частицы «не». Даже взрослому не всегда легко продумать режим поведения, если ему сказали, как нельзя, но не объяснили, как можно. Вместо «нельзя трогать духовку!» скажите «надели рукавички – теперь достаём пирог».

Общайтесь с ребёнком. Объясняйте ему последствия поступков. Расскажите, что произойдёт или не произойдёт. «Если тянуть кота за хвост, ему будет больно. Если ему будет больно, он станет защищаться, и тогда больно будет тебе». Если так и произошло – посочувствуйте ребёнку. Но не говорите «а ведь тебя предупреждали!» - у ребенка будет больше уважения и доверия к вашим предупреждениям, если он будет знать, что вы на его стороне несмотря ни на что. И не наказывайте кота – он не виноват, и он показал ребёнку, что у всех действий могут быть последствия.

Не опекайте ребенка выше меры. Это стресс для любой мамы – видеть у любимого чада синяк или царапину. Но такие вещи – часть жизни, которые формируют у подрастающего человека жизненный опыт, умение преодолевать неудобства и понимать последствия своих поступков. Умение пережить мелкие неприятности формирует умение быть осмотрительным и не получить более крупные.

И ещё один очень важный момент. Не делайте ребенка «удобным», не подавляйте в нём личность. Позвольте ему действовать так, как он считает нужным, - если это не касается опасных для жизни вещей. Объясните ему, что умные люди учатся на чужих ошибках, но дайте ему проявлять его собственную волю. Дайте ему базовые правила приличия и безопасности – и на их основе позвольте принимать решения самому.

К ребёнку не выдают инструкцию по эксплуатации, иначе не было бы необходимости в советах и исследованиях, как воспитывать ребенка. Каждый случай индивидуален, и большинство из них не обходится без ошибок. Поэтому примите тот факт, что идеал недостижим, с ребёнком порой будут возникать трудности, и не всегда будет понятно, что с этим делать. Просто стремитесь делать для ребенка всё, что в ваших силах.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми», - как-то заметил Оскар Уайльд.

Казалось бы, вот он - лучший рецепт воспитания, только понятия счастья и «хорошести» у большинства родителей совершенно разные. Конечно, мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными и послушными. Но, помимо этого, в каждой семье к ребенку могут предъявлять целый ряд требований для получения статуса «хорошего». Надо сказать, что желание иметь «хорошего» ребенка – это во многом отражение проекций родителей. В ребенке они хотят видеть то «хорошее», что им кажется «хорошим». При этом все, на их взгляд, «плохое» отсекается как ненужное.

Иногда выходит так, что в семье ученых чадо непременно должно быть отличником, спортсменов – чемпионом, музыкантов – певцом и так далее. Иногда в погоне за суровыми критериями «хорошести» родители перестают видеть уникальную личность ребенка, которому могут быть совершенно безразличны точные науки, спортивные достижения, пение и другие навязанные интересы. Вместо того, чтобы заняться тем, что по-настоящему нравится, ребенку приходится удовлетворять амбиции взрослых. Нередко такие дети чувствуют себя подавленными, лишенными инициативы, а иногда начинают капризничать и вступать в конфронтацию, а ближе к переходному возрасту становятся, по мнению родителей, «трудными» и «плохими».

Еще одно распространенное заблуждение – путать понятие «хороший» ребенок с понятием «удобный». «Удобный» ребенок всегда спокоен, прилежен, редко идет наперекор, ест, что дают, спит, когда скажут. Мечта, да и только! Одна проблема – повзрослев, «удобный» ребенок начинает подстраиваться под окружающих, не умеет дать отпор и редко проявляет инициативу. Поэтому прежде чем решить воспитать «хорошего» ребенка, стоит четко понимать, что же на самом деле это значит.

«Хороший» ребенок - какой он?

Начнем с самого слова «хороший». Словарь русского языка Ефремовой определяет, что «хороший» - это тот, кто отличается достойностью, приличием, обладает положительными качествами и свойствами. В толковом словаре В.И. Даля «хороший» - значит «красивый, добрый, способный». Ни в одном определении не нашлось места таким словам, как «успешный», «популярный», «послушный», «спокойный» и «покорный». А ведь нередко именно таким видят родители «хорошего» ребенка.

Даже когда мы рассуждаем о «хорошем» взрослом, послушность и повиновение – последнее, что приходит на ум. Обычно «хорошим» нам кажется знающий правила приличия, образованный человек, который живет, не нарушая закон и по-доброму относится к окружающим.

У психологов нет четкого определения «хорошего» человека. Чаще мы говорим о «здоровой» личности, ее внешних и на внутренних качествах. Такая личность:

  • имеет четкое понимание своих желаний и целей, умеет находить ресурсы для их осуществления либо может спокойно отказываться от задач, если они невыполнимы;
  • умеет самостоятельно принимать решения и отвечать за себя;
  • способна успешно строить коммуникацию как в личном, так и в деловом окружении;
  • уверена в своих силах, адекватно оценивает себя, зная и сильные и слабые свои стороны;
  • эмоционально устойчива;
  • способна отстаивать свои интересы;
  • в целом мыслит позитивно и по-доброму настроена к внешнему миру и т.п.

Все перечисленное говорит в первую очередь о «психологическом здоровье» человека, фундамент которого закладывается еще в детстве. Достичь гармоничного развития ребенка на самом деле не так трудно, как кажется. Главное – видеть в ребенке не свою собственность, а формирующуюся личность, но в то же время не пускать все на самотек и уметь грамотно очертить границы дозволенного. Родителям приходится учиться балансировать между излишней добротой и вседозволенностью и крайней строгостью и запретами. Любой перекос может сказаться на хрупкой формирующейся личности ребенка и отразиться на его дальнейшей жизни.

Однако известно, что излишняя суровость, критика, а в особенности оскорбления и побои наносят серьезный удар по самооценке ребенка. Чрезмерный же контроль и желание оградить чадо от внешнего мира может сделать его инфантильным и неприспособленным к жизни. Также пагубно влияет полная безнаказанность и выполнение всех капризов. В данном случае родитель рискует получить «хорошего» эгоиста.

Какого ребенка хочу я?

Психологи для начала рекомендуют родителям задать вопрос самим себе: «что для меня значит иметь хорошего ребенка?» Честный ответ самому себе поможет выбрать правильный вектор воспитания. Если же ответ никак не приходит на ум, лучше разобрать ситуацию в кабинете психолога, особенно если вам кажется, что воспитание ребенка сбилось с курса и не приносит должных результатов.

Интернет и полки книжных магазинов пестрят всевозможными пособиями по воспитанию детей. Но, как правило, каждый конкретный ребенок и отдельная семья нуждаются в индивидуальном, а не усредненном подходе к такому деликатному вопросу. Мы рекомендуем вам обратиться к опытному, квалифицированному специалисту, с которым вы сможете обсудить все свои сомнения относительно воспитания вашего чада.

Как из «хорошего» ребенка не сделать «плохого»?

Психологи многих стран, проанализировав различные случаи из практики, пришли к выводу, что часто родители и их советчики повторяют одни и те же ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Родители пугают ребенка фразами вроде: «Если ты не сделаешь это, то я перестану тебя любить». Такое заявление крайне негативно отражается на психике, так как любовь и забота родителей безусловны и не должны зависеть от его поведения.
  • Родители избегают тактильного контакта, лишний раз не погладят и не обнимут ребенка. Ласка и поощрение очень важны для детей, так как дают им уверенность в любви и заботе.
  • Родители слишком устают, чтобы играть с ребенком и интересоваться его жизнью. Конечно, рассказ чада о новом дне в детском саду не так увлекателен, как любимый сериал, но именно общение с ребенком помогает выявить его интересы, проблемы и переживания.
  • Родители критикуют, унижают, оскорбляют, сравнивают с другими детьми. Все это бьет по самооценке, тогда как похвала за самые незначительные достижения и успехи вселяет веру в себя.
  • Родители не могут договориться друг с другом в вопросах воспитания. В итоге ребенок не понимает, что можно, а что нельзя.

Когда нужна помощь специалиста?

Иногда бывает и так, что родители уважают личность ребенка, уделяют ему внимание, но он все равно не слушается, ведет себя агрессивно и не может ни на чем сосредоточиться. В данном случае родителям имеет смысл обратиться к психологу. Возможно, причина такого поведения кроется в тех факторах, о которых родители даже не догадываются.

Случай из практики.

Женщина обратилась к психологу с жалобой, что ее 9-летняя дочь начала сильно отставать в школе и замкнулась в себе. При этом клиентка честно призналась, что никогда не позволяла себе грубости в отношении девочки и всегда поддерживала дочь во всех ее начинаниях. Но в ходе терапии выяснился интересный факт: из-за стесненных жилищных условий девочка и мать спали на одной кровати практически с самого рождения ребенка. И сейчас, когда дочери исполнилось 9 лет, мать не спешила решать проблему. Психолог выявил, что этот, казалось бы, незначительный факт стал причиной постоянного психологического дискомфорта ребенка. После того, как женщина сделала перестановку и купила девочке отдельную кровать, ребенок наконец получил свое личное пространство. Успеваемость и настроение девочки значительно улучшились.

Привет всем читателям блога! Хочу сегодня предложить тему: как воспитывать ребенка? Воспитывать правильно. Просто родить ребенка не значит сделаться родителем. Эта фраза - основа, на которой строится понимание родительства. Любой, даже умственно-отсталый человек без контрацепции может зачать и родить ребенка. Но только истинный родитель может поднять ребенка и сделать его ЧЕЛОВЕКОМ!

Знаю, мои слова кажутся немного жесткими, но это факт. Как говорит мой друг: Дети - это не свиньи, которых нужно взрастить, выкормив и одев до 18 лет. Это не трудно. Сложно воспитывать ребенка, вырастив порядочного человека, а не подлеца! Я с этим полностью согласен. Часто слышу, как говорят: „ Ничего, выкормим, прокормим“. Согласен, но воспитаете ли ребенка, как положено? Это уже намного сложнее.

Прежде всего, родителям, нужно взглянуть на воспитание детей, как одну из основных своих обязанностей. Для этого нужно прикладывать все усилия и энергию. Прочитав статью до конца, родители найдут ответ на вопрос: Как правильно воспитывать ребенка? В каждом разделе рассматривается, что включается в правильное воспитание ребенка?

Я уверен, многое из описываемого вы не читали. Поделюсь опытом, который РАБОТАЕТ, дает результат, если его применять!!!

Важно помнить: нет двух совершенно одинаковых детей, даже если они живут в одной семье. К каждому нужен свой подход в воспитании. Например, на одного когда он шалит достаточно только строго посмотреть, все сразу понял. А другому ребенку этого недостаточно. Ему нужен шлепок по «мягкому месту». Но в любом случае, как одному, так и второму просто важно знать: что вызвало недовольство родителей.

Скажу, как мы в семье воспитывали нашего ребенка, когда приходилось иногда шлепком нашу дочь. После этого мы садились с ней и объясняли, почему мы наказали ее. Не потому что мы ее не любим, а потому что нам не нравился поступок дочери, что она не слушалась. Она хорошая девочка, но поступок ее плохой. Позвольте теперь дать рекомендации родителям по воспитанию детей.

Как воспитывать ребенка, уделяя время и личное внимание

Приведу пример: чтобы получить урожай нужно высаживать и ухаживать за саженцами в правильное время. Если мы медлим или не смотрим за урожаем, ничего не получим, а если получим, то очень мало.

Дети развиваются по тому же принципу. Поэтому на вопрос: как воспитывать ребенка, отвечу: нужно уделять внимание ребенку, не в следующем году, или завтра, а именно сейчас, сегодня!

Посмотрите этот ролик. Обещаю, искренний родитель много почерпнет из него.

Родителям нужно отдавать свое время малышу. Больше, чем просто находясь в той же комнате, вам нужно быть в том же «месте», где дети. Поэтому не упускайте драгоценных возможностей воспитывать ребенка, уделить время детям

Совет: Дорожите теми часами и днями, которые вы проводите со своими детьми, потому что это время проходит быстро. Что упустите сейчас, не вернете потом.

Однажды один отец, после смерти своей дочери, плакал и говорил мне: «Если бы все можно было вернуть назад. Тогда я играл бы с доченькой. Я ходил бы с моей девочкой гулять в лес, парк. Я часто был бы с ней». Тогда мне было трудно сказать, что-то этому отцу. Это заставило меня подумать вод над чем:

Неужели нужно потерять ребенка, чтобы потом понять, как важно нам было уделять ему время? Почему многие это понимают уже после того, как не вернешь ребенка назад?

Это была одна из причин, почему в нашей семье жена оставила возможность работать, зарабатывать, а много времени уделяет дочери. Согласитесь, - дети, это как инвестиции в будущее. Чем больше вложишь сейчас, тем больше вероятности много получить потом.

Совет: Общайтесь, играйте с детьми. Старайтесь развивать в них качества полезные детям для счастливой жизни. Это НАША, родителей РАБОТА, а не кого-либо другого.

Конечно, можно возразить: а кто будет зарабатывать? Кто будет оплачивать счета? Признаю - это нужные дела. Но отвечу вопросом на вопрос: А кто будет воспитывать твоих детей? Бабушка, дедушка, садик, школа? Кто лучше родителей знает, как правильно воспитать ребенка, их ребенка?

Согласитесь, этой карусели (зарабатывать, оплачивать счета) нет конца и края. Можно работать и уделять время детям. У вас наверняка есть знакомые родители, которые становятся мамой и папой для телевизора, интернета, гаража, друзей, но только не для детей. Вот если все это поменять местами, то найдется время для ребенка.

Что мы видим на улице вокруг нас? Детей, которые пытаются получить от взрослых внимание, которое им так нужно. Что дети делают? Совершают проступок - это верный способ привлечь к себе внимание. К сожалению, некоторые дети поверили, что это лучший и единственный способ. Но корень этой проблемы - родители, которые мало давали им «качественного» времени. Поэтому, чтобы помочь детям в жизни, не нужно бояться сегодня себя растрачивать, отдавая ребенку свое время, свое внимание.

Итак, на вопрос: как воспитывать ребенка? Отвечаю: Жизненноважно для родителей выделять время для своих детей, оказывать им внимание. Не нужно ждать завтрашнего дня, чтобы ребенку уделить время и поговорить сегодня. Дорожите сегодня тем, что пройдет завтра - оказывать внимание детям. Придет время, и дети будут оказывать внимание родителям.

Как правильно воспитывать ребенка, применяя обучение

Не буду давать сухих советов, как это делать. Наверняка об этом вы уже много начитались в интернете. Поделюсь тем, как мы применяли обучение на практике.

Когда наша дочь была маленькой, мы часто учили ее с помощью игр. Рисовали «мультяшки» на какую-то тему, а затем объясняли дочери то, чему хотели научить. Такие рисунки помогали нам учить ее размышлять, видеть больше того, что она нарисовала. Перед тем, как пойти в школу, затем, когда она училась в школе, мы разыгрывали с ней практические сценки. Сценки, которые помогали ей подготовиться к реальным жизненным ситуациям. Как поступать, как защищать себя, сталкиваясь с трудностями, угрозами.

Если репетировать, что делать в трудной ситуации, как поступать, это может развить в ребенке умение и уверенность поступить правильно. В таких сценках я играл роль так называемого «друга», который предлагал дочери покурить, выпить, «уколоться». С каждой игрой я выдумывал новые ухищрения, обещания, чтобы завлечь дочь в свои сети, а она училась мне противостоять. Когда дочь стала подростком, мы пользовались обычным методом - вопрос-ответ.

Такие занятия помогут родителям увидеть, как ребенок будет реагировать в подобных ситуациях. С каждой игрой родители оттачивают ребенку умение противостоять сложным ситуациям, трудностям. Нарабатывают ребенку опыт, которому его школа не научит. В таком обучении вы передаете детям свой богатый опыт и проводите с ними совместный отдых. Разговаривайте с детьми, объясняйте, почему сегодня что-то считается плохим, в чем опасность, какие последствия.

Эти занятия мы проводили регулярно, как бы нам с женой не было трудно или мы были уставшие. Мы установили для себя график: два раза в неделю проводить такие игровые занятия, тренинги. Со временем у нас выработалась привычка, даже потребность в таких занятиях. Сегодня, когда дочь выросла, мы вместе обсуждаем различные вопросы, трудности с которыми сталкивается молодежь. Как можно их правильно решить? Как найти выход?

Итак, как воспитывать ребенка и делать это правильно? Обучая практическим навыкам, нарабатывая опыт ребенку справляться с трудностями, искушениями, опасностями.

Важно общаться с детьми

Наверняка вы слышали совет: Когда ребенок хочет тебя о чем-то спросить или просто поговорить, то оставь ВСЁ, уделив ему внимание. Это действительно очень действенный совет. Потому что раз, другой, сошлешься на занятость, а на третий родитель сам захочет поговорить с ребенком, но деточка не будет хотеть разговора.

Будешь пытаться пробиться в «душу» ребенка, понять, что же там творится, но он тебя туда не пустит. Не откроет ребенок туда доступ. Отсюда и недомолвки, недопонимание. Как следствие ссоры, скандалы, обиды.

Что скажу из нашей практики? Даже если разговор не получается, как говорят «не клеится», не отвлекайтесь чем-то другим. Внимательно слушайте. Не просто слушайте, что ребенок говорит, а постарайтесь понять, что он хочет сказать. Как он выражает свою мысль. Когда говорите с ребенком смотрите на него, но не как «Ленин на буржуазию». А как родитель, для которого нет ничего важнее того, что говорит ребенок.

Совет: Родителю важно научиться слушать. Что значит слушать? Нужно понять ребенка, а не просто услышать! Слушать ребенка, а не просто слышать, его разговор. В таком общении родитель 30 % говорит, а 70 % слушает. Не спешит осуждать, учить, а старается вникнуть в суть сказанного ребенком.

Лучше чем родители никто ему не расскажет и не объяснит вопросы, которые его волнуют, особенно, когда ребенок подросток. Вопросы отношений с друзьями, противоположным полом, изменениями в организме, половом воспитании. Поэтому, научившись общаться с детьми, как говорят «по душам», вы поможете им научиться правильно, реагировать на их проблемы.

Когда ребенок становится старше у него больше своих, личных секретов. Он менее общителен или неохотно идет на откровенный разговор - это НОРМАЛЬНО! Мы такие же были. Тем не менее, как хотелось нам, где-то там внутри, в сердце, чтобы отец или мать поговорили с нами, выслушали. Также и наши дети этого хотят, даже если они скрывают это желание.

Итак, Как воспитывать ребенка, общаясь с ним? Отвечаю: развивать желание, потребность общаться с ребенком. Быть открытым для общения, поняв, что нет ничего важнее разговора с ребенком. Учиться слушать.

Заключение

Воспитание ребенка иногда называют 20-летним проектом. Осуществить этот проект обычно становится труднее тогда, когда ребенок достигает подросткового возраста. Дети сталкиваются с БОльшими проблемами, поэтому родителям приходится усиливать свои старания. Ключ к успеху остается тем же - родителям нужно много работать над воспитанием. Награда родителей - ребенок - ваша гордость! Когда вам не придется краснеть, когда вы спокойно спите, когда ребенок на голову выше по интеллекту своих сверстников. Желаю и вам испытать такие чувства!!! Думайте над тем что написано ниже:

Как воспитывать ребенка, даже подростка - это личное внимание, теплота и понимание. Правильное воспитание детей станет вашей гордостью и обеспечит вам поддержку, когда придет время!

С уважением

Посмотрите ролик из КВН об отцах. Юмор поднимет Вам настроение.

Пожалуй, не бывает в жизни цели более важной и ответственной, чем воспитание ребенка. Родить мало, нужно поставить на ноги и ввести в жизнь. А его дальнейшие успехи во многом будут зависеть от того, как вы воспитаете свое чадо, какие черты характера в нем разовьете. О том, как не наделать ошибок в этом важном процессе и как воспитать ребенка правильно мы и поговорим в этой статье.

Ну что же, предположим, что настал самый счастливый момент в вашей жизни – у вас появился ребенок. Радости просто нет предела, но ликования останутся позади, а впереди будут ждать суровые будни и целая череда выборов, от которых зависит, каким вырастит ваш наследник.

Природно, что в такой ситуации возникает вопрос, а как воспитать ребенка? Воспитание детей – вопрос не самый простой. В голове нужный образ наверняка имеется, но он часто очень размытый и поверхностный. А стало быть, если вы хотите знать, как воспитать хорошего ребенка, изначально следует наметить цель, определить качества, которые вы хотите в нем увидеть. И уже потом выбирать пути их достижения.

Психология – как воспитать ребенка

Нужно ли давать ребенку все, что он пожелает? Ответим словами Ж.-Ж. Руссо: «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа».

Итак, помимо обычной воспитанности, послушания, вежливости и уважения к старшим, что вполне обычно, какое направление развития вашего ребенка вы считаете наиболее важным? Вы хотите воспитать интеллектуала? Или может волевого лидера? Или самое главное – это трудолюбие? Доброта? А может, все сразу? Давайте посмотрим, как это делается.

Как воспитать умного ребенка

Казалось бы, что тут сложного – всего то и нужно заниматься с малышом. Но когда доходит до практики, все получается не столь гладко, как на бумаге. То он капризничает, то откровенно не понимает, что вы от него хотите. Все это добавляет сумбура в процесс, но не дает результат. А потому изначально следует осознавать четкую схему того, как вы превратите своего ребенка в гения человечества. Это возможно, не сомневайтесь. В статье о мы говорили, что в человеке можно выработать абсолютно любой навык и научить чему угодно. В детском возрасте это происходит еще проще, если правильно подойти к вопросу.

Итак, первое, что стоит уяснить, это интерес. Именно интерес станет той силой, которая с малых лет увлечет ваше чадо, и отправит на поиски новой информации, заставит мечтать, думать и анализировать. Такая мотивация дает ответ на вопрос – как воспитать детей без. Расскажите ему интересую историю, сказку, а потом предложите подумать над ее смыслом…или узнать окончание самостоятельно прочитав последнюю страницу книги.

«Воспитание есть усвоение хороших привычек».

Платон

Второй важный фактор – это дисциплина. С ребенком нужно трудиться, заставлять читать, писать каждый день. Даже понемногу это полезно, вода камень точит. Пусть учит стихи, решает простые задачки, не забывайте поощрить подарками или интригой, это всегда работает. Вам придется стать преподавателем, придумывать истории, которые ребенок сможет анализировать, над которыми ему будет интересно размышлять. Не бойтесь дать возможность проявить инициативу, напротив, ее нужно максимально поощрять. Но самое главное – делайте это регулярно, даже через силу. Никаких развлечений, пока не будет выполнена работа на сегодня.

Следуйте этим простым правилам: интерес + дисциплина, и у вас вырастит ребенок, которым можно будет гордиться.

Воспитание волевых качеств ребенка

А вот если вы хотите вырастить волевого ребенка, не важно мальчика или девочку, то в уме вы должны ярко представить себе, образ вашего чада в будущем. Он должен уметь преодолевать трудности и никогда не сдаваться? Чтобы этому научить, нужно пользоваться любой жизненной ситуацией, как способом тренировки характера. Просто подталкивайте и направляйте его добавиться своего, вновь и вновь пробовать, но в итоге ощутить чувство радости от своего достижения. Оно запомнится на всю жизнь.

Полезный совет:

Можно ли ругать ребенка ? Если у вашего чада что-то не выходит, то лучше не заострять на этом внимание. Старайтесь чаще его хвалить за те вещи, которые получаются хорошо. Чувство гордости и желание его поддерживать волшебным образом скажутся на ребенке.

При этом не стоит проявлять излишнюю жалость (это адресовано к молодым мамам). Жалость, это как наркотик, приучите с детства, получите слюнтяя. Может, это и грубо, но верно. Направляйте вашего ребенка по пути борьбы, за что угодно, и в тот момент, когда он захочет сдаться, объясните, почему нельзя, даже если победа невозможна, пусть идет вперед. Если в детском возрасте такой подход овладеет сознание ребенка, то дальше все пойдет гораздо проще.

Начинаем приучать ребенка к труду

Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли трудолюбивыми? К огда речь заходить о трудолюбии, то здесь все так же действуют два фактора. Первый и самый главный – это выработка привычки. Чтобы проще было понять, вспомните как тяжело было ходить на учебу или работу после долгого отпуска. Но стоит втянуться, привыкнуть и работа уже не кажется такой непосильной ношей.

Так вот, если с детства приучать к труду, нагружать различными задачами, то подобное войдет для ребенка в норму и простой отдых без дела будет казаться чем-то чуждым. Однако и здесь важно не перегнуть палку, иногда отдых полезен – он позволяет разбавить напряжение и с легкостью поддерживать нужный темп.

Второе, о чем нельзя забывать, это поощрение. В голове ребенка должна появится мысль о том, что любой труд несет в себе блага. Помыл машину – получи сладости. Сделал хорошо уроки, можешь поиграть в футбол. Таким образом вырабатывается ощущение того, что любую прелесть, какую только захочется, можно получить, если упорно работать. Разве не это является стимулом для каждого из нас? В детстве это усваивается еще быстрее.

Как воспитать доброго ребенка

Важное качество, которым многие родители хотят наградить своего ребенка – это доброта. Вы спросите можно ли этому научить? Сопереживать, помогать ближнему, относиться с теплом? Безусловно, многое зависит от врожденных качеств, но наш мозг мы можем менять, как нам вздумается. И тем более в детском возрасте воспитать нужное качество не составит труда.

Как это сделать? Как воспитать доброту в детях? Вы наверняка замечали, что ребенок часто повторяет то, что делают родители. И даже больше – то, что вы чувствуете, чувствует и ребенок. Поэтому ответ напрашивается сам собой – хотите воспитать доброту, будьте добрыми. Ваш образ жизни сам по себе позволит ребенку учиться у вас. Не стоит недооценивать и важность окружающей информационной среды. Внимательно следите за тем, какие мультики смотрит ваше чадо, и какие у него друзья. Это важно по той же причине – копирование поведения и чувств происходит повсеместно.

Воспитание ответственности у детей

Ответственность – это очень важное качество, которое сильно поможет во взрослой жизни и потому нельзя его обойти стороной. Конечно ответственность берется из осознания результатов своих поступков. А здесь поможет только опыт и наказание за проступки. Увы, но лучше хорошего ремня еще ничего не придумали. Поэтому не стоит искать ответов на вопрос – как воспитывать детей без наказания. Так не бывает, точнее бывает, но результат вас не очень порадует.

Как в ребенке воспитать уверенность

Самое важное качество, которое позволит покорять любые вершины – это уверенность. Наградить им – это большой подарок. И вам наверняка интересно, как воспитать уверенного ребенка. Развить силу и решительность, волю к победе и лидерские качества не так уж и трудно, если делать это с самого детства. Однако здесь стоит запомнить, что не стоит искусственно пугать ребенка, предлагая преодолеть свои страхи. Многие фобии как раз и развиваются из таких детских страхов, а уверенности подобное не добавляет.

В жизни и без того будет полно ситуаций, которые могут стать отличной тренировкой. Дать сдачи обидчику в школе, подойти и заговорить с девочкой, выступить в школьном спектакле. Главное, к каждой ситуации подходить максимально подготовленным. А значит, вам придется уделять время на психологическую работу с вашим ребенком.

Объясните, почему дать сдачи, это не страшно, воспользуйтесь советами, которые мы описывали в этой . Главная цель – мотивировать ребенка несмотря на страх сделать то, что нужно. А потом еще раз. И еще. Такое повторение позволит избавиться от тревог и само собой разовьет уверенность вашего чада.

Вот мы и разобрались с тем, как воспитывать детей. И не забывайте главное – этот процесс состоит из множества деталей, каждая из которых может иметь решающее значение. А это значит, что нельзя пускать дело воспитания на самотек вообще никогда. Уделяйте время своему ребенку, ведь он – ваше самое лучшее творение.

Первое правило воспитания гласит: родитель, который считает себя несчастным человеком, никогда не сможет сделать счастливым своего ребенка, как бы ни старался. Он будет штудировать психологическую литературу, задаривать чадо подарками, нанимать самых лучших учителей или устраивать спартанские условия выживания, но все это окажется безрезультатным, а горе-родитель так и не приподнимет завесу над тайной как правильно воспитывать детей. Потому что у дерева лечат корни, а не плоды, то есть начинать нужно с себя.

Часто задаваемые вопросы о правильном воспитании

У меня как раз все хорошо! Проблемы у ребенка

Если вы чувствуете себя нереализованным, если живете жизнью, которой не хотели бы пожелать своему ребенку, то какой там хорошо? Очень часто психологам приходится сталкиваться с ситуацией, где родители подавляют своего ребенка, заставляя быть лучше, бежать впереди паровоза и постоянно совершенствовать свои способности. Казалось бы, что плохого? Это пригодится ему в будущем. На самом деле, как только чаду стукнет восемнадцать, натянутая пружина лопнет и поведет его в обратную сторону. Потому что он сам должен прийти к желанию расти над собой, а не стараться, потому что папа всыплет ремня.

Хорошо, вы скажете: «А как быть с семьями, где один ребенок – умница, спортсмен и медалист, а другой – конченный неудачник? Воспитание-то одно!» А дело в том, что второму нужно было больше любви, но родители этого не заметили. Ведь каждый ребенок – личность, у каждого и наклонности, свой характер. Важно разглядеть это, вовремя поддержать и направить. Не просто следить, чтобы был накормлен и в 9-ть ложился спать, но воспитывать.

А как же школа? Мы все перепробовали, но он все равно отстает

Проблема школы в том, что она делает акцент на математике и литературе вместо практических навыков, которые реально пригодись бы детям в жизни. Рассудите сами, что поможет вашему чаду больше: знание Шекспира, тригонометрических уравнений или же умение выстраивать отношения со сверстниками, правильно себя презентовать, самостоятельно решать проблемы и распределять время? Чтобы добиться успехов в жизни, больших мозгов не нужно, важно знать свои сильные стороны и уметь их правильно подать, найти своего «покупателя».

А теперь посмотрите на школьную систему. Ребенок зациклен на оценках, пытается осилить программу, которая давно превышает его возможности, но не знает самого себя, своих желаний и жизненных законов. Он выйдет из школы напичканный самой разнообразно и, в сущности, бесполезной информацией, совершенно не зная, как теперь жить. И в этом подвох! Родителям нужно не за двойки ругать, но искать таланты в маленьком человеке, вдохновлять его на их развитие.

Ну а если совсем от рук отбился, теперь и наказывать нельзя?

Наказывать детей можно и порой даже необходимо, только разделяя личность ребенка и плохой поступок, им совершенный. Например, он дал вам слово убраться в доме и выучить уроки к вашему приходу, однако ничего из этого не сделал, увлекшись игрой в Xbox. В этот момент важно сохранить самообладание, чтобы не накинуться на него с подзатыльниками и не орать благим матом, мол, не вырастет из него ничего путного. Просто подходите и с улыбкой забираете любимую игрушку (Xbox, мобильный телефон, планшет), не забывая сказать: «Я тебя люблю, но наш договор ты не выполнил, потому это я конфискую». Без истерик и оскорблений личности.

Кстати, не стоит использовать как предмет манипуляций карманные деньги. Не нужно контролировать, на что и куда он их спускает, это его личное дело. Почему? Во-первых, он должен учиться уже с детства распоряжаться своими финансами, это поможет ему в будущем. Во-вторых, успеваемость и поведение ребенка не должны зависеть от ваших выплат. Интерес к учебе и труду должен идти изнутри, а не потому, что вы за это платите.

Почему нельзя опекать ребенка?

Да, у многих родителей есть и такая идея фикс: уберечь свое дитя от всех проблем и забот этого мира, пока они живы. Как это происходит? Они берут жизнь ребенка под свой контроль, указывая, как ему думать, одеваться, с кем общаться, чем заниматься и как жить. Излишне опекающие родители навязывают ребенку собственный жизненный сценарий и амбиции, лишая своего «я», продавливают малыша своим авторитетом.

Как результат – человек вырастает инфантильным и не умеет самостоятельно принимать решения, решать проблемы. Именно такие дети впоследствии легче всего попадают под дурное влияние плохих компаний, ведь их не научили думать своей головой, им не доверяли, с их мнением не считались. И теперь ребенок пошел искать то, чего ему не додали…

Меньше критики и больше любви

Дети развиваются, копируя поведение своих родителей. Какой смысл запрещать им совершать поступки, которые вы сами систематически повторяете? «Не матерись!» - говорит родитель, а сам ругается как сапожник. «Пить вредно», - учит жизни отец-алкоголик. «Хватит лениться, взялся бы за учебу», - вычитывает мать сына, лежа на диване с пивом, пока бабушка несет на плечах семейные заботы. И кто потом вырастет? Детей не надо учить, как жить, показывайте им собственный пример. Не помогает? Ищите причину, что-то вы делаете не так.

Поменьше критики, не оскорбляйте его личность, но анализируйте поступки. Не «дурак и бездарь», а «твой поступок был нелогичен». Не «в кого ты такой непутевый родился», но «давай покажу, как надо».

Хорошие родители всегда действуют в интересах своего ребенка, даже наказывая его или отказывая в чем-либо, решая вопрос как правильно воспитывать детей на уровне интуиции. Ребенок должен ощущать, что любим, что его окружают зрелые, сильные и добрые люди, которые на его стороне, что бы ни случилось. Только тогда он вырастет на зависть всем другим, он станет счастливым!