Анкета для родителей на тему "Семейные традиции" материал (старшая группа) на тему. Количественный и качественный анализ анкеты «Семейные традиции и ценности» Анкета семейные традиции для родителей доу

Валентина Богатырь
«Семейные традиции». Анкета для родителей

Анкета для родителей "Семейные традиции "

Уважаемые родители !

традиции семейные традиции семейным традициям

традиции ?

Да, обязательно;

2. Какие ?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов ;

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

Бабушка;

Прабабушка;

Дедушка;

Другие родственники.

Совместное чтение;

Прогулки на природе;

Обучение рукоделию;

Развивающие игры;

Занятия спортом;

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей "Семейные традиции "

Уважаемые родители !

В каждой семье есть определенные традиции . Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции ?

Да, обязательно;

Возможно, если они сами собой сложились;

Нет, это пережитки прошлого.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете ?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, религиозные праздники и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов ;

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

5. Какой труд объединяет вашу семью?

Работа в огороде, ремонт квартиры, уход за домашними животными;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?

Бабушка;

Прабабушка;

Дедушка;

Другие родственники.

7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?

Совместное чтение;

Прогулки на природе;

Обучение рукоделию;

Развивающие игры;

Занятия спортом;

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения.

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Консультация «Семейные традиции» Семейные традиции в современном мире. Не смотря на то, что мир вокруг изменился, многие стремятся создать в своем доме особую атмосферу.

Светлый праздник Пасхи любят все дети, хотя и не все понимают смысл данного таинства. Мы с детьми средней группы за две недели до праздника.

Консультация для родителей «Семейные ценности и традиции» Важной проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. В настоящее время наблюдается дефицит добра, любви,.

Презентация для родителей «Семейные традиции» Обсуждении темы о том, как помочь родителям снова воспитывать свих детей на семейных традициях. В последние годы отмечается проблема снижения.

Консультация для родителей «Семейные традиции» Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей,.

Консультация педагога-психолога для родителей «Семейные традиции» Консультация педагога-психолога для родителей. Зачем нужны традиции и как их создавать? Давайте поговорим о семейных традициях – что это.

Активизировать внимание педагогов к теме мастер-класса, создать доброжелательный настрой.

Форма проведения : круглый стол.

Участники семинара : учителя, классные руководители .

Оборудование : презентация; столы для проведения собрания , раздаточный материал для работы музыка; памятки для родителей ; рисунки на тему : «Семейные традиции » ; листы бумаги; доска.

Оформление зала : на стенах плакаты изречений великих людей, пословицы.

Ход мероприятия.

Сегодня я хочу провести с вами мастер- класс по работе с родителями , показать, как я проводила родительское собрание на тему :

«Нам традиции семейные важны»

Учитель : Я приглашаю вас помочь мне в проведении данного мероприятия.

(все рассаживаются за круглый стол под музыку) .

Учитель : Чтобы привлечь родителей на родительское собрание , провожу предварительную работу- это красочные пригласительные на собрание , провести анкетирование родителей по теме «Семейные традиции » , подготовка презентации для родителей по данной теме .

Сегодня мы собрались , чтобы поговорить о том, как в наше нелегкое время сохранить семью , семейные традиции , подчеркнуть их значение в воспитании уважительного отношения к семье и старшему поколению у детей старшего дошкольного возраста. О нравственном здоровье семьи , ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям . Традиция в переводе с латинского означает «передача» . Традиция – это то , что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи) . (Словарь русского языка С. И. Ожегова) . Если вы произнесете слово «детство» и закроете глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникает что-то особенное, присущее только вашей семье . Это «что-то» и есть семейная традиция . А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.



Учитель : У каждого из Вас есть свои определения семьи , которые сложились из Вашего личного опыта, наблюдений. Как вы понимаете слово семья ? (Ответы)

Учитель : (обобщающий ответ) Семья – это самое главное , что есть у каждого из нас. Семья – это место , куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят : «Моя семья – это моя опора , моя семья – это моя крепость ». О семье и ее значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже

Что может быть семьи дороже ?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.

Родители – во всем мудрей ,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье ,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Учитель : А теперь давайте поразмышляем над понятием « семейные традиции » . Как вы понимаете слово традиции ? (ответы) .

Учитель :

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все : вдохновение, игра, радость, умение, точность, искусство.

Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа» , в которой есть и цветущий сад, и родники «живой воды» . Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют – животворят семью . В каждой семье есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям .

Я Вам покажу и расскажу, о наиболее распространенных семейных традициях , с которыми необходимо знакомить родителей (демонстрация слайдов) .

1. Семейные трапезы (обеды, ужины) :

замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения, рассказывать друг другу о событиях дня.

Семейные трапезы – это и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе , а из серванта извлечен праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Это могут быть и ужины, совместно с родственниками, на который приходят со своим угощением. Это отличный способ членам семьи (братья, сестры, бабушки, дедушки и т. д.) похвастаться своими кулинарными способностями.

Если вы решите устраивать такие ужины ежемесячно, сделайте их тематическими. Приносите рецепты, напечатанные на бумажке для всех участников ужина, чтобы они могли приготовить ваши блюда дома.

Очень хорошо если в ваших семьях сохранились традиции общесемейных трапез , которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи , поддерживают ее цельность и заинтересованность всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела , волнующие всех или кого-либо из членов семьи . Традиция общесемейных трапез , сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейности .

2. Совместный досуг.

Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе.

Это воскресный поход к бабушке или праздник в честь первого выпавшего снега. Встречайте лето – первые летние деньки всей семьей на природе . Это может быть полноценный пир с шашлыками, либо просто вылазка с готовыми бутербродами и овощными салатами.

Очень распространенная традиция – отпускная (ежегодный отдых вместе с детьми) или путешествие по родному краю : посещение различных городов и исторических мест, из которых вы обязательно привозите различные безделушки и сувениры, которые хранят теплые воспоминания о вашем семейном отдыхе .

Очень хорошо, если в семье есть традиция собирать какие-либо коллекции у себя дома, если же нет, то еще не поздно начать это делать. Что можно коллекционировать в семье ? Это ракушки, камешки, коряги и т. д. Хорошо собирать марки, открытки, фантики. Традицией могут стать и походы, где у детей появляется масса новых дел, не домашних занятий : дрова, палатка, рюкзак, удочки, новые обязанности и новые впечатления.

Не надо забывать и о такой семейной традиции , как совместный труд родителей и детей – дома , на огороде. Субботняя уборка, когда распределяются роли, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому раскладывать игрушки, кому мыть полы. И после этого запах чистоты во всем доме. Я думаю, вы со мной согласитесь, что каждый член семьи должен иметь свои повседневные обязанности по дому. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности, с малых лет включают ребенка в жизнь семьи , дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Даже просмотр телевизора может стать своеобразным ритуалом, когда вечером после тяжелого дня вся семья собирается вместе для того, чтобы включить интересный фильм, а после его окончания обязательно следует обсуждение.

(Листы вывешиваются на доске. Группы проводят презентацию своих работ) .

3. Следующая семейная традиция , о которой я хочу поговорить - это семейные праздники . Это празднование знаменательных событий в жизни семьи : дни рождения, юбилеи; общенародные, государственные праздники : Новый год, Рождество,23 февраля, Масленица, Пасха, День Победы. Эти общенародные праздники в каждой семье стали- традицией . Но Вам в эту традицию можно внести что-то свое, что запомнится вашим детям на всю жизнь. В каждой семье совершенно свои особенные . Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага .

Один из основных семейных праздников - это день рождение детей – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Праздник должен подчеркивать значимость каждого члена семьи , приносить радость, настроение. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют его из череды других. Что можно сделать, чтобы он запомнился Вашему ребенку? (раздать памятки)

Новый год – это самый любимый праздник – праздник надежд. Его встречает каждая семья . Можно украсить елку вместе с детьми, можно украшать, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз, а можно, если есть такая возможность, украсить лесную красавицу на улице игрушками, сделанными своими руками, угощениями для птиц. Традицией может стать дело , которое делают все вместе. Традиции должны исходить от взрослых, в первую очередь поддерживаться ими и не планироваться как развлечение для детей.

23 февраля, 8 Марта – обычно в это день принято дарить подарки. Дарение подарков – это торжественный момент и его нужно продлить, сделать запоминающим.

На Масленицу найти возможность покатать детей на санках, сжечь вместе с ними ненужные вещи, чтобы старое все ушло, хорошо бы научить детей печь блины.

Пасха, не забывайте и эту замечательную традицию - украшать пасхальные яйца и печь куличи. Активно привлекайте детей в процесс превращения обычного яйца в красочное украшение. Создайте свой рецепт большого кулича или делайте маленькие именные куличики для всех членов семьи .

День Победы – в этот день хорошо бы ввести традицию приходить с детьми к памятнику павшим в ВОВ и возлагать цветы, можно почитать детям рассказы о том, как воевали наши солдаты, посмотреть вместе с ребенком фотографии, награды, поговорить о родных, которые воевали, вспомнить их, если живы – обязательно поздравить. У нас в селе сохранилась традиция , в этот день варить солдатскую кашу, обязательно на костре. И этой кашей поминать всех тех, кто погиб в ВОВ.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник - это событие. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Для Вас, уважаемые гости , мы тоже приготовили заготовки, чтобы Вы нарисовали и представили свою семью и рассказали о традиции своей семьи ( выполняют задание ) .

4. « Семейная традиция » -это семейная родословная . Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках : кто они были, чем занимались. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны и каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если родители в семье начнут собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколениями. Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии, биографию, просто и доходчиво пересказанную для внуков.

Семейный альбом – это огромное, осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Например, свадебная фотография родителей . Для ребенка свадебное фото на стене – это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие истории сообщат малышу о незыблемости его семьи , о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. С чем сравнить трепетное ощущение, которое испытывает каждый, листая страницы альбома, соприкасаясь с историей своей семьи , дорогих людей. Каждая фотография хранит прикосновение рук наших родных, любимых, наполняет нас энергией.

Реликвии семьи . У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним и бережем его вещи, и они живут. Это тоже наши традиции . Эти реликвии дороги нам, как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи , история народа. Это - замечательная традиция многих семей . Реликвии моей семьи – это вышитые полотенца, наволочки, самовар.

5. Сказка на ночь, семейные чтения , когда читают не только родители семьи , отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребенка незабываемые впечатления об этих вечерах. Даже если ребенок еще совсем кроха, и не понимает то, что вы ему говорите, один ваш голос будет оказывать невероятную пользу для малыша. Следует внимательно относиться при этом к выбору сказок. Книги должны учить ребенка, воспитывать и вырабатывать в нем определенные качества. Можно попробовать сочинять поучительные сказки самим, делая упор на тот воспитательный элемент , который Вы считаете нужным. А если все эти сказки записать в отдельную тетрадь и на юбилейную дату (18 лет) – подарить ребенку, это будет настоящим семейным подарком , который, ваш ребенок сохранит и передаст своим детям, добавив что-то свое.





Учитель : Можно приводить много примеров разных семейных традиций . Общее в них та трепетность, с которой их вспоминают, желание перенести их в свою семью . Если в семье ваших родителей , нет традиций , пусть придумают их. Это сделает их жизнь и детство их детей намного богаче. Формирование традиций нужно начинать еще в самом начале создания семьи , когда дети пока не появились или еще маленькие. Очень сложно выработать семейную традицию , когда дети стали взрослые и у них уже сформировалось отношение к семье . Традиции должны быть простыми, но ни как не надуманными. В создании семейных традиций нет правил . И ни кто не может сказать, какая из традиций хороша , а какая не очень. При создании семейных традиций нужно проявить инициативу, думать креативно и действовать. Создавайте свои семейные традиции , и они укрепят вашу семью .

Подведение итогов мастер – класса.

В заключении мне хотелось бы выделить еще одну традицию – у нас в Берсеневской школе-интернате есть традиция завершать любое мероприятие доброй светлой песней. (звучит песня) . Благодарю всех за внимание.

Памятка для родителей .

« Семейные традиции »

Семейные традиции – это мама , каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве .

1. Семейные трапезы (обеды, ужины, запах пирогов по воскресеньям) –замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

2. Совместный досуг (игры, отдых на природе, отпускные поездки, путешествия, воскресные поездки, просмотр телевизора, совместный труд).

3. Семейные праздники дни рождения, общенародные праздники : Новый год, Рождество, 23 февраля, Пасха, 8 Марта, Масленица, День Победы и др.) В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников .

4. Семейный альбом , семейная родословная . Тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если вы в семье начнете собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколения

5. Сказка на ночь, семейные чтения , когда читают не только родители , но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи , отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребенка незабываемые впечатления об этих вечерах.

7. Повседневные традиции (ритуал встречи и проводов, заботливое отношение к друг другу , умение считаться с желанием каждого).

Традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи .

Традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю.

Традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говориться.

Формируйте традицию с любовью , для блага, а не для установления жестоких воспитательных рамок .

Памятка для родителей

Что можно сделать, чтобы праздник запомнился Вашему ребенку?

1. Можно с ребенком приготовить пригласительные (сделать аппликацию, нарисовать, можно приготовить пригласительные в стихотворной форме (стихи придумать самим) .

2. Продумать, как украсить комнату (это создаст праздничное настроение) .

3. Продумать сценарий дня рождения :

а) это может быть кукольный спектакль (декорации и куклы, готовить вместе с ребенком, в антрактах дети идут в «буфет» - садятся за стол;

б) игры, прятки, хороводы;

в) срезание игрушек с закрытыми глазами;

г) беспроигрышная лотерея;

д) игра «Ищи подарок» - по запискам.

4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.

5. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, костюмы в которые могут нарядиться взрослые (заложить в памятку) .

6. Вот еще одна из идей, для семейных традиций – смешные колпачки на день рождения. Такая шапочка делается или покупается один раз на первый день рождения ребенка и потом «носится» всю жизнь. Они хранятся в комоде от праздника до праздника и являются «официальными» нарядами для всех дней рождений.

Анкета для родителей «Изучение эффективности семейных традиций воспитания детей»

Инструкция. Внимательно прочтите вопросы, в большинстве из них даны возможные варианты ответов. Выберите из них один или более ответов, которые соответствуют вашему мнению, и обведите букву, стоящую перед ним. Если вопрос без вариантов ответов, то свое мнение запишите после него.

1. Ваш основной род занятий в настоящее время?

1. работа на частном, приватизированном предприятии

2. работа на государственном или муниципальном предприятии

3. работа в бюджетной организации/ воинской части/ органах государственного и городского управления

4. работа в общественной, некоммерческой организации (фонд, партия, профсоюз)

5. пенсионер (ка)

6. домохозяйка

7. временно не работающий (ая, безработный (ая)

8. другое (что именно) ___

1. Ваша должность, служебное положение?

1. руководитель, зам. руководителя предприятия, учреждения

2. руководитель подразделения, отдела, специалист

3. служащий (ая, технический исполнитель

4. рабочий (ая)

5. другое (что именно) ___

1. Ваш пол (отметить, не спрашивая):

1. мужской

2. женский

1. Ваш возраст: ___лет

2. Возраст супруги /супруга: ___лет

3. К какой национальности Вы себя относите? ___

4. К какой национальности относит себя супруг/супруга? ___

5. Сколько детей до 18 лет проживает вместе с Вами? ___чел.

Цель: Обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии и становлении личности подростка, как будущего примерного семьянина.

Задачи:

Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития полноценной личности подростка

Проанализировать наличие традиций и обычаев в современных семьях.

Форма проведения собрания: диспут

Участники: Классный руководитель, родители учащихся, педагоги дополнительного образования.

Подготовительный этап:

Анонимное анкетирование учащихся на тему семейные традиции и обычаи в вашей семье.

Тест: «Наедине с самим с собой» (об отношениях с родителями)

Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

Говоришь ли ты со старшими по «душам», советуешься ли ты по «личным делам»?

Интересуешься ли ты работой своих родителей?

Знают ли родители твоих друзей?

Бывают ли они у вас дома?

Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?

Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?

Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

А «детские праздники» - предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?

Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

А телевизионные передачи и фильмы?

Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

Участвуете ли вместе в прогулках, туристских походах?

Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?

Утвердительный ответ оцени двумя очками. Если ответ выражается словом «отчасти», «иногда» - одним очком. Если он отрицателен – ноль. Подсчитай, сколько очков ты набрал.

Если более 20 очков – твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.

Если от 10 до 20 – отношения можно оценивать как удовлетворительные. Но недостаточно многосторонние; подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 – твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

Анкета для учащихся

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только один из предложенных ответов.

Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

хорошей организации быта,

радости общения,

покоя и защищенности.

Одинок ли ты в своей семье?

Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

здоровье детей,

хорошая учеба детей,

трудовое участие детей в жизни семьи,

настроение детей и причины его изменений.

Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

быть материально обеспеченi4ым,

встретить любовь,

иметь много друзей,

Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

Что для тебя вечер дома?

радость общения,

возможность быть самим собой,

мучение и пытка.

Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

Анкета для родителей

(Раздается заранее вместе с приглашением на родительское собрание, родителями заполняется дома и сдается до собрания.)

Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.

Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

хорошей организации быта;

радости общения;

покоя и защищенности.

Что более всего заботит вас в семье?

здоровье детей;

хорошая учеба,

трудовое участие детей в жизни семьи.

Одинок ли ваш ребенок в семье?

Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

быть материально обеспеченным,

встретить любовь,

иметь много друзей,

реализовать свои интеллектуальные возможности.

Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

Что для вашего ребенка вечер дома?

радость общения,

возможность быть самим собой,

мучение и пытка.

3. Индивидуальные задания родителям.

Уважаемая Ольга Петровна, напишите, какое место занимает спорт в вашей семье.

Андрей Владимирович, пожалуйста, изложите письменно свою точку зрения на предмет: «Как вы прививаете детям любовь к книгам?»

Оформление помещения, оборудование и инвентарь :

Стулья расставлены для работы в группах.

Выставка книг о воспитании ребенка в семье.

Оформление доски:

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

В.А.Сухомлинский

«Что делает отец, то старается делать и сын»

«Один добрый пример лучше ста слов»

«Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются»

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя.

Добрый день уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание, мы поговорим о культуре поведения в семье, о значении культурных ценностей семьи для развития подростка. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом, каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? «Семья – это первое признание для каждого человека. Не ради же работы мы родились на свет, Исключение только для гениев и высокоодаренных» - высказывание М. Боярского.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:

Родители пример тому.

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему научит.

Теперь вести себя прилично не в моде стало, и обычно.

И женский пол, себя позоря, стал сквернословить в разговоре.

Мужья – пример для жен своих, а дети учатся от них.

Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.

С. Брандт

Педагогическое просвещение по теме «Культура семьи».

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка, вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в эмоциональный мир человека, подчиняло его себе. Но воспитательное воздействие музыка оказывает лишь в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок привыкает к музыке как к бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, телевизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок вряд ли научится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились давние традиции интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга… Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, в которых близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждении, где воспитывается их ребенок.

Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а какие следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я». Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом внутренней потребности.

Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые (И.В.Бестужев–Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят семейные традиции и обычаи.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной фотолетописи (а сегодня – видеолетописи) и т.д.. Неизменным остается их назначение в обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку (А.И.Захаров, А.Б.Орлов, А.С.Спиваковская).

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

Организация обсуждения значения культурных ценностей семьи на развитие подростка, будущего семьянина.

Родителям предлагаются вопросы для обсуждения в группах, с последующим выступлением и обсуждением. Дается определенное время.

Как вас воспитывали ваши родители?

Какие ценности были приоритетны в вашем воспитании?

Какие ценности и традиции вы перенесли в свою семью?

Случались ли у вас разногласия с родителями по поводу ценностей и норм поведения? Как вы справлялись с этими разногласиями?

Как решаете эту проблему с собственными детьми?

Обмен опытом.

Анализ анкет учащихся

Самым дорогим в семье для наших детей является …..

Имеют представление о семейных традициях … учащихся.

Не представляют, что в семье существуют традиции … учащихся.

Дороже всего из семейных традиций следующие …

Сообщается в процентах – благополучные отношения, удовлетворительные, нет контакта.

В рамках подготовки к собранию проводилась анкета среди учащихся и для родителей с использованием аналогичных вопросов. Сейчас у нас есть возможность сравнить позиции и взгляды двух сторон. Школьный психолог предварительно предлагает родителям вспомнить вопросы анкеты и сделать прогноз о том, каким ответам отдали предпочтение их дети. Затем психолог сообщает, каково истинное положение дел, т.е. проводит качественный и количественный анализ данных. Анализируются также результаты анкетирования родителей.

Выступления рассказы заранее подготовленных родителей о своих семейных традициях и обычаях.

Выступление школьного психолога о влиянии особенностей семейных отношений на уровень морального развития ребенка, о четырех типах семей.

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем морального развития, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков.

гармоничность отношений в семье;

особенности воспитательных усилий родителей.

Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей.

В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, добро- желательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от первой группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми скорее можно назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта - конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания - полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка - его взгляды, его отношение к людям - в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок - зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Подведение итогов

Заключительное слово классного руководителя

Спасибо всем участникам нашего обсуждения. Дорогие папы и мамы! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка. А помогут вам в этом наши памятки.

Памятка для родителей

«Создание благоприятной семейной атмосферы»

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Анкета "Традиции моей семьи"

1. Генеалогия.

    Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам род ных и близких)? Если мало, то почему?

    Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеа логическое древо?

    Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

    Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

    Есть ли (была ли) традиция переписки между родственни ками в роду, семье?

2. Семейные рассказы.

    Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (ин тересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

    Сохранились ли предания о жизни семьи в различные ис торические периоды? О чем больше любят вспоминать и расска зывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

    Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные слу чаи, биографические факты, о которых рассказывают детям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?

    Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональ ной деятельностью?

    Есть ли семейные рассказы о домашних животных, расте ниях?

3. Наследственность и связи родственников.

    Передаются ли в Вашем роду по наследству личные каче ства, способности, интересы, профессиональные склонности?

    На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?

    Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого- то из родственников? На кого?

    Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?

    Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умер ших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?

4. История взаимоотношений.

    Можно ли назвать Вашу семью дружной?

    Каковы Ваши отношения с сестрами, братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?

    Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (историче ских) причин?

    Были ли случаи знаменательных, в том числе неожидан ных, встреч родственников?

    Приходилось ли принимать в семью нового человека?

5. События жизни семьи.

    Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

    Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?

    Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

    Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

    Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?

6. Семейные реликвии.

    Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?

    Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?

    К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

    Есть ли домашний архив? Что в него входит?

    Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукопис ные свидетельства прошлого?

7. Дом.

    Какое место Вы считаете Родиной?

    Что для Вас «родной дом»?

    Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?

    Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поез док, путешествий?

    Где и когда семья собирается вместе?

    Праздники.

    Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?

    Как вы отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?

    Отмечаете ли именины, дни ангела членов семьи?

    Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?

    Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, свя занные с подготовкой к празднику, самим празднованием?

9. Повседневное общение.

    Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совмест ные обеды, ужины?

    Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?

    Какие формы напутствий в дорогу при любом расставании приняты в Вашей семье?

    Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?

    Какими формами обращений, образованных от слов «ба бушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Уважаемый участник исследования!

Кафедра теории и истории социологии Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина проводит социологическое исследование с целью изучения мнения жителей Екатеринбурга на тему « Семейные ценности современной семьи » Предлагаем Вам принять участие в анкетировании.

Заранее благодарим Вас за участие!

    Укажите пожалуйста, Ваш возраст (количество полных лет) : ______ (если возраст выходит за рамки интервала 20-60 лет – закончить анкетирование ).

    Ваш пол:

3). Укажите, пожалуйста, сколько полных лет вы замужем/женаты:_______

4). Какой вид брака у вас?

    Фактический брак, без юридического оформления (переход к вопросу №5)

    Официально зарегистрированный в органах ЗАГСа. (переход к вопросу №6).

5). Вы планируете зарегистрировать свой брак официально в государственных органах?

2.Нет (переход к вопросу №7)

99.З./о (переход к вопросу №7)

6).Вы венчались в церкви?

7). Что для Вас в жизни самое главное? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 8 - наименее важное)

Что для Вас в жизни самое главное?

Р асположите цифры от 1 до 8 в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 8 - наименее важное

1. Любовь-

2. Образование

6. Творчество

7. Здоровье

8. Уважение окружающих

8) В Вашем представлении, семья - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9 ) Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

2. Скорее да, чем нет

3. Затрудняюсь ответить

4. Скорее нет, чем да

10 ) Какая форма организации семьи Вам ближе?

1. Главой семьи является мужчина, он принимает основные решения

2. Главой семьи является женщина, она принимает основные решения

3. Супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения

11 ) Как вы считаете что нужно иметь вашей семье, что бы быть счастливым ?

1. Уют в доме

2. Здоровье (себя и близких)

3. Собственное жилье

4. Работа и постоянный доход

5. Не задумывался (ась)

6. Другое_______________________________

12 ) Кто, по Вашему мнению, должен обеспечивать семью материально?

1. Муж, в основном

1. очень высокий

2. достаточно высокий

3. средний

4. достаточно низкий

5. очень низкий.

14 ) Какие ценности (Что в) семейной жизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 10 - наименее важное)

Ценности семейной жизни

Расположите цифры от 1 до 10 в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 10 - наименее важное.

3. Поддержка, забота, взаимопонимание

4. Совместное времяпровождение, досуг

5. Эмоционально-психологический комфорт

6. Материальная обеспеченность

7. Преемственность поколений

8. Постоянные сексуальные отношения

9. Стабильность

10. Социальная защита

15 ) Как Вы считаете, кто должен быть организатором семейного досуга?

1. Муж, в основном

2. Жена, в основном

16 ) Как, по Вашему мнению, члены семьи должны проводить свой досуг?

1. Обязательно вместе

2. По возможности вместе, но необязательно

3. Нужно обязательно отдыхать друг от друга иногда

17). Какие семейные традиции имеют для Вас большое (первостепенное) значение?

__________________________________________________________________________ _____

18) У Вас есть дети?

1. Да есть____ (укажите количество).

2. Нет. И не хочу заводить детей (переход к вопросу №20).

3. Нету. Но я хотел бы завести ребенка.

19). Какой стиль воспитания Вы, скорее всего, выберите для своего ребенка?

1. Предоставление ребенку возможности высказывать свое мнение, отношение, право выбора

2. Строгий контроль деятельности и поведения ребенка, требовательность

3. Отсутствие активного участия в процессе обучения и воспитания ребенка (невмешательство)

4. Удовлетворение любых желаний и потребностей.

20).Что по вашему мнению должны давать родители детям?

  1. Заботу о здоровье.

    Воспитание.

    Образование.

    Что еще __________________________________________________

99. Затрудняюсь ответить.

21). Как вы считаете, кто в основном должен воспитывать ребенка в семье? (Можете выбрать несколько вариантов ответа).

3. Оба родителя вместе.

4. Ближайшие родственники (бабушка, дедушка и т.д.).

5. Ближайшие родственники и родители

6. Государственные учреждения (школа, институт, кружки, секции и Т.Д.).

7. Церковь

99.Затрудняюсь ответить

22). Как вы считаете, кто должен выполнять домашни е обязанност и по дому?

    Оба супруга

    Другое_______

23) В ы поддержива ете близкие отношения с родителями после вступления в брак?

1. Да, поддерживаю, мы постоянно общаемся

2. Нет, не поддерживаю близкие отношения

99. З/о. Не задумывался (ась) об этом.

24). Считаете ли вы, родители должны поддерживать вас морально?

99. Затрудняюсь ответить

2 5 ) В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя)

2. Неполная (один родитель)

3. Другое___________________

26).Ваши родители, родители (мужа/жены) - вас поддерживает материально?

1.Да поддерживают

2.Нет, не поддерживают

2 7 ) Ваш род деятельности:

1. учащийся

2. госслужащий / военнослужащий

3. владелец бизнеса, предприниматель

4. служащий / рабочий государственного предприятия

5. служащий / рабочий частного предприятия

6. домохозяйка

7. пенсионер

8. безработный

9. другое_______________________________________

28). Ваше образование:

1. основное общее

2. среднее (полное) общее

3. начальное профессиональное

4. среднее профессиональное

5. высшее профессиональное

6. послевузовское профессиональное.

1. очень высокий

2. достаточно высокий

3. средний

4. достаточно низкий

5. очень низкий.

Спасибо за участие!

Научный руководитель: Проф. Антонова Н. Л.

Составитель: студент 6 курса

заочного отделения Чубыкин Александр

Тираж 200 экземпляров.