Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей. Мама бьет ребенка: что делать

Заставить детей слушаться получается далеко не у всех родителей. Состояние беспомощности возникает быстро и приводит к шлепкам, окрикам и наказаниям ребенка, который, если задуматься, ни в чем особенно не провинился. Как выйти из порочного круга, знает Мансур Шангареев, самый известный многодетный отец Инстаграма и автор книги "Папины детки", в которой он рассказывает о воспитании своих четверых детей. Итак, в первую очередь надо перестать бить ребенка.

Физические наказания как метод воспитания - определенное, однозначное "нет". И никаких: "Ой, нас лупили, и ничего - выросли нормальными людьми..."

Ну, во-первых, "нормальный" и "счастливый" - это разные понятия. У вас точно нет психологических проблем? С легкостью вспоминаете моменты, когда вас дубасили самые близкие люди - люди, которые, наоборот, должны были всегда вас защищать?

А во-вторых: хорошо, вам повезло - вы выросли нормальным. Но вам нравится сегодняшнее общество? Нравятся морально неустойчивые, неадекватные люди, которые впоследствии легко превращаются в маньяков, живодеров, убийц? Может, все-таки прошлые поколения допускали ошибки в воспитании?

Поставьте себя на место ребенка. Что он чувствует, когда вы бьете его? Страх, унижение, свою беспомощность, слабость...

Как должны дети реагировать на побои? Естественное желание любого живого существа - защититься. Только вдумайтесь! Ваш малыш, которого вы так любите, боится (!) своей мамы, хочет защититься от нее, спрятаться!

К слову, что вы скажете ребенку, если он вдруг подойдет и стукнет вас на ваш отказ включить ему мультики или дать лишнюю конфету? "Ай-ай-ай, нельзя драться!" А вам, взрослым тете и дяде, драться можно?

А ведь вы поступаете именно так. Попросили съесть суп - не послушался - шлеп! Сказали убрать игрушки - не послушался - шлеп! Разлил молоко - шлеп! Это точно такие страшные преступления, за которые надо оставлять неизгладимые следы в душе ребенка? Тогда уж бейте себя, если проспали, разбили тарелку или резко ответили коллеге.

Поймите - рвутся прочные нити, рушится связь между вами и ребенком, исчерпывается его лимит доверия к вам. Вы, призванный защищать, предаете и причиняете боль. Вы, сильный и большой, бьете маленького и слабого. Что должен сделать ребенок, чтобы заслужить столь суровое наказание?

Почему мы бьем детей? Таким образом мы хотим заставить их делать то, что нужно нам, показать их неправоту, наказать, проучить... Но неужели нельзя найти нормальные методы?

Ваш удар "эффективен" только в одной конкретной ситуации. Ребенок перестал портить вещи, потому что боится наказания. Поверьте, как только вас не окажется рядом или он будет уверен, что сумеет избежать расплаты, возьмется за старое.

Его остановит не совесть, не голос разума, а только страх, который не вечен. Если ребенок учится на пятерки, боясь вашего наказания за плохие оценки, он перестанет учиться и постигать новое, как только избавится от вашего контроля. Сила в данном случае - самый слабый метод.

К тому же ребенок, находящийся в страхе, просто не может нормально усваивать информацию. Он немеет, замирает и вообще плохо понимает, что вы ему говорите. Если добавить сюда еще и физическую боль - это будет слишком для малыша.

Вы бьете ребенка по причине собственной несостоятельности, бессилия и беспомощности. Тем самым показываете, что бить - это нормально. Что насилие - это норма, даже между самыми близкими людьми. И почему, если можно вам, нельзя, например, ему?

Поймите, в битье детей нет никакой пользы, особенно - в долгосрочной перспективе, особенно - если думать о последствиях. Да, ребенок замолчит сию минуту, перестанет гонять мяч по квартире, начнет решать примеры... Вы добьетесь своего. Но какой в этом толк, если он сделает это не по своей воле, а просто из-за животного страха боли? Как вообще можно дрессировать ребенка, как животное?

Учитесь сдерживать себя. Думайте о последствиях. Почему вы не бьете начальника, который вас бесит? Родственников, с которыми не ладите? Соседей, которые слушают громкую музыку ночами? С ними вы находите силы сдерживаться, потому что понимаете, какие могут быть последствия. Потому что знаете: такое ваше поведение пользы не принесет, а только усугубит ситуацию.

А теперь живо представьте худшие последствия избиения ребенка. Он будет бояться вас, не доверять вам; пронесет обиду на вас через всю жизнь и будет страдать от этого; станет невротиком; вырастет закомплексованным, неуверенным в себе, несчастливым человеком... список можно продолжать еще долго. И задумайтесь: стоит ли всего этого ваша минутная слабость и раздражение?

Как держать себя в руках. Можете считать до десяти, умываться холодной водой, начинать медитировать, съедать плитку шоколада - выбирайте любой эффективный для вас метод, главное - остановиться до того, как замахнетесь рукой на самое дорогое, что у вас есть.

Не битье, конечно, но тоже вещь ненужная и неприятная. Напишу коротко: дети способны усваивать информацию только в состоянии покоя, поэтому, когда вы кричите, сказанное доходит до них крайне плохо. Крик - неважный способ коммуникации.

Ваша задача - объяснить ребенку, показать, рассказать, научить, а не напугать своим криком так, что ребенок ничего не поймет, но послушается по инерции.

Оскорблениями мы программируем детей на определенную волну. Если внушать сыну, что он неряшливый, трусливый и никчемный, а дочери - что она глупая, некрасивая и неумеха, они такими и вырастут, не сомневайтесь.

Но вы сами-то верите в те слова, что говорите? Верите, что разбить чашку из сервиза - самый ужасный поступок в жизни? И что малыш - идиот и рукожоп, если случайно ее уронил? Верите?

А ребенок верит. Кстати, урони чашку вы сами, наверное, не набросились бы на себя с криками и обзывательствами.

Конечно, есть моменты, когда крикнуть просто необходимо. Например, при возникновении опасности для жизни и здоровья ребенка или в других похожих ситуациях. Но использовать крик ежедневно, просто потому, что вы не можете ребенку донести свой запрет или указание, - крайне глупо. Тем самым вы просто расписываетесь в своей беспомощности и слабости.

Как держать себя в руках. Вообще отлично работает следующая тактика: когда вам захочется покричать, поставьте на место ребенка себя. Хотелось бы вам услышать такие слова? Еще и в таком тоне? Нет? А чем тогда ваш ребенок хуже?

Детей обязательно нужно и поощрять, и наказывать. Ребенок - маленькое, до конца не сформированное существо, он не знает границ, у него нет четких рамок, нет понимания жизни. Все, что он знает, - это то, что вложили в него мы. Хорошие поступки ребенка, его победы, старания и усилия обязательно нужно поощрять. И самое лучшее поощрение для ребенка - это признание и похвала родителей.

Чем больше ребенок слышит ободряющих, теплых слов от папы и мамы, тем лучше он развивается, тем легче учится, становится сильнее и увереннее в себе.

Мы хвалим детей постоянно. Девочкам все время говорим, какие они красавицы и умницы. Поощряем каждое их достижение, стремление помочь, проявление сострадания и милосердия. Могу сказать, что у этого метода уже есть свои плоды: их сердца впитали так много любви, нежных слов, теплых взглядов, поцелуев и объятий, что они просто не могут этим не делиться с миром!


Как наказывать ребенка, чтобы задумался - но не травмировать

Раньше мы часто пользовались таким распространенным методом, как оставление ребенка наедине с собой. Ставили в угол, отводили в другую комнату, чтобы он там "успокоился и подумал над своим поведением".

Сейчас же мы перестали так делать, потому посыл этого действия - ты нужен мне только удобный и послушный, и ты будешь один, пока снова не начнешь соответствовать моим требованиям. Это неправильно, потому что основа родительства - это принятие . Принятие ребенка таким, какой он есть, и обещание любить, несмотря ни на что.

Лучший способ наказания, на мой взгляд, - это лишение дополнительных и приятных бонусов. Не пустить гулять, не показать мультфильм или не дать любимый десерт... Это не травмирует ребенка, но заставит задуматься в следующий раз: хочет ли он вновь этого лишиться?

Еще одно золотое правило: держать свои слова. Обещали забрать планшет, если не наведет порядок в комнате? Заберите. Если понимаете, что наказание слишком сурово, - смягчите его, но слово сдержите (заберите не на неделю, а на два дня). Не сделаете этого - и ребенок быстро поймет, что ваши угрозы - это пустые слова, и перестанет им верить.

А чтобы таких ситуаций не было, перед тем как что-то сказать, пообещать, запретить - сто раз подумайте. Надо оно вам? Важно ли? Стоит ли? А принимать и отменять свои решения по 10 раз на дню - как минимум несерьезно.

Всегда соизмеряйте поступок ребенка с силой наказания. Если он разбил дорогую вазу, какого наказания он заслуживает? Серьезного, скажете вы. А если разбил случайно, желая, например, помочь вам вытереть с нее пыль?

Самое страшное для малыша - это недовольство им его родителей. Действия ребенка направлены на то, чтобы нравиться взрослому, чтобы тот его любил, заботился о нем. Для каждого ребенка ужаснее мыслей, чем оказаться покинутым, остаться одному, быть не может. Поэтому проявляя недовольство, соблюдайте меру, не перегибайте палку.

Купить эту книгу

Обсуждение

сырые, категоричные мысли,как будто обширный опыт ничему человека не научил... Примеры неудачные. Решения предложены тоже неудачные, забыто разнообразие реакций детей и взрослых, в общем- бесполезная статья.

Комментировать статью "Все еще шлепаете детей? 8 причин этого не делать"

Детей бить нельзя. Помогать нужно в учебе. Нашему учеба с самого начала довалась тяжело, сидели с мужем каждый день и вместе и по очереди. И что накинулись? Никто никого бить и не собирался Нервы у мамы сдают. Поддержка нужна человеку. Ох уж эти мужчинки горманальные!

Обсуждение

Если побьете пробелы в знаниях востановятся? Если побьете своего рпбенка, учитель плохо обьясняющий тему лучше станет объяснять? Если побьете ребенок лучше поймет как ему легче запоминать материал?
Куча вопросов.
Легче конечно побить чем методично и упорно работать чтобы помочь ребенку.

20.10.2018 09:42:56, Тоже есть дети

Детей бить нельзя. Помогать нужно в учебе. Нашему учеба с самого начала довалась тяжело, сидели с мужем каждый день и вместе и по очереди. От каждой его двойки рыдала и переживала, думала какая я несчастная родительница. А когда мой сынок в 12 лет заболел, тяжело и не излечимо, я поняла - вот когда переживать в пору. Плевать на эти оценки, лишь бы здоров был. Мозги встали на местоу него позже, сейчас учится на 4 и 5. Имейте терпение, лучше помогите.

19.10.2018 22:34:03, proscinavica

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия, досуг и хобби. Соседи снизу регулярно бьют детей за учебу и плохие оценки.

Обсуждение

Что бы там вам ниже ни написали - битьё ребенка собственными родителями - уголовно наказуемое деяние по российскому законодательству. То есть инструмент воздействия у вас в руках есть - это УК. Дальше - ваша мудрость, совесть, вера, что это на благо/во вред ребенку, готовность идти до конца....

Если бы Вы слышали как орал мой старший сын в младшей школе, когда я требовала переписать домашнюю работу из черновика. Если я просто замахивалась тетрадкой, то он орал в истерике, чтобы я его не била, стучал кулаками по стенам и полу, захлебывался в слезах. Ужас ((. В итоге мы с ним наоремся, наплачемся напьемся вдвоем новопассита и идем переписывать домашку за 10 минут!! . Я думала выращу истерика. Сейчас 16 лет тихий абсолютно не скандальный хороший пацан))) .

Отношения с детьми. Детская психология. Ребенка в день, когда он дерется, лишаю вечерних мультиков (для него это серьезная "потеря"), говоря, что "драчуны мультики не получают" (Гипенрейтер читала, стараюсь не "тыкать" ребенку...).

Обсуждение

вчера поговорила с другой нашей воспитательницей, она говорит, не волнуйтесь, проходили такое (очень активный ребенок). Она _находит способы_, как переключить моего ребенка в нужное русло.
Короче, все не так страшно оказалось, что в группе происходит:-)

хахаха три раза
вы с ним пятый год "обсуждаете" что девочек и малышей бить нельзя???
вообще то это задолго пяти лет воспитывается. еще в песочнице. дал совком соседу по голове. получил предупрждение. дал еще раз - пошел вон из песочницы.
какие такие разговоры надо вести еще?
есть правила, и есть наказания за наршуение этих правил. наказания должны быть понятные, не отсроченные во времени, - причем НЕ физические типа по попе и без соплежуйства с вашей стороны.
например - девочек бить нельзя. и точка. если девочка сама лезет - обсуждаем, выясняем, разговариваем.ищем решение проблемы и вместе с мамой девочки - но.. п 1 мальчику девочек бить нельзя.
как с другой планеты, ей богу.
кончно -выяснить надо причину. - у мальчика стресс от новой группы, адаптация и прочее. он не знает как с этим справиться. и никаким разговорами вы этому не поможете.
идите к нормальному психологу. и воспитывайте своего будущего мужчину нормально. если только не вы не из маргиналов.

10.10.2012 22:48:27, неважно. плавали

Есть еще младший ребенок - полная противоположность,но уже начинает "учится" у брата. Самое жуткое и обидное,такое ощущение,что он рос один в лесу, а не в семье. У меня ребенок с легкими проявлениями аутизма (сын). Для него типично отсутствие авторитетов.

Обсуждение

Рекомендую вам почитать книгу Феллана Томаса "Ну почему мне все запрещают". Одним днем эту ситуацию не исправить. Необходимо четкое твердое последовательное поведение родителей, без лишних эмоций и разговоров. Автор этому как раз и учит. Сама сейчас использую эту мето.дику на старшем сыне, ему 7 лет, тоже порой наглеет, ведет себя с родителями на равных. Стали вести себя с ним более твердо по методике автора, помогает! Надо только родителям себя вести так в системе.
Удачи вам

14.02.2016 17:46:09, katyas

Научите укладывать ребёнка спать!. Сон. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие Пробовала саму отправлять пить\писать. Почему -то дочь после этого теряется, забывает, что спать надо или не может найти дорогу обратно до комнаты.

Обсуждение

Я после соблюдения всех ритуалов банально рявкаю, после пяти минут нытья в ответ наступает тишина. Почти всегда.

Мда, сочувствую. Насчет пить-писать, знакомо. Ставлю ему _на кухне_ полчашки воды, бегает сам пить, я не встаю и вообще не обращаю внимания. В туалет тоже сам. У нас есть волшебный пупочек (мой живот) - ладошку на живот кладет и засыпает потихоньку, к 10-10.30 спит обычно.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных Шлепаю только раз. До этого - тысячу объяснений и уговоров. После шлепка даже не плачет, но быстро делает что требуется.

Обсуждение

ШЛЁПАТЬ НАДО, если совсем не понимают слов. Если наглеют, если хулиганят, если делают что-то нарочно, издеваются. Даже не шлёпать надо, а выпороть за такое. Мужа воспитывали без шлепков всяких, он убегал из дома постоянно от медовой жизни до тех пор, пока отец его не выпорол как следует. Сбегания из дома прекратились. Как отрезало. Муж родителей очень ценит и уважает. И за тот случай тоже, сам мне об этом говорил.

Без этого, конечно. Не понимаю смысла шлепков.

Ору и бью ребенка. Нужна консультация психолога. Детская психология. Ору и бью ребенка. Я срываюсь на ребенке. Иногда даже остановиться не могу. Из за мелочи какой нибудь. Сейчас наорала на него потому что он уже оч долго болеет.

Обсуждение

11.03.2016 16:08:46, Ойй

Вам нужна помощь специалиста. Есть центры в которых помогают пострадавшим от насилия в семье, там работают и с теми кто его несет в себе. Слышала что туда часто обращаются вполне благополучные мамы, с проблеммой как у вас. Очень прошу вас сделать это. Потому что впереди у вас... сын то вырастет... за счет кого будете тогда решать свои внутренние проблемы? Кого будете бить? Заведете собачку? Или пить начнете? ПО любому что то придется вписать в привычную антистрессовую модель на роль сына... Если сами не сможете найти подходящий центр - обращайтесь, я поищу, знаю где и через кого искать.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Вот что это значит и что с этим делать? восемь лет, это не тот возраст, когда стоит шлепать. в этом возрасте у ребенка уже достаточна развита речь, чтобы решать конфликты на речевом уровне.

Обсуждение

Обычная детская зацикленность, свойственная этому возрасту. Он мог зациклится на чем нибудь другом. Почти уверенна, что такие "приставания" бывают у него и по другим повода. Просто тут вы сильнее внимание обратили. Ни чего страшного.

восемь лет, это не тот возраст, когда стоит шлепать. в этом возрасте у ребенка уже достаточна развита речь, чтобы решать конфликты на речевом уровне.

И шлепнула. Как он завизжал!!! Я сначала не поняла в чем дело и решила проверить неужели я так сильно стукнула и я недавно соверешенно неконтролируемо шлепнула, а потом сама в слёзы...она тоже долго капризничал и не засыпал, но мы то совсем маленькие и скорее это не...

Обсуждение

не удушения.. а сразу смертной казни:)... не убивайся так.. это все нервы.... вызови помощь хоть откуда.. тебе отдохнуть надо....

Правильно пишут - не одна ты такая. Иногда, когда визжит до одури без очевидной причины - очень хочется по памперсу нахлопать или шапочку потуже затянуть))), только почему-то не помогает! Орать начинает так, что в пору скорую вызывать!!! Сейчас мне полегче от того, что как только я повышаю на него голос, ну что-нибудь вроде: "Нука прекрати сейчас же" он перестаёт ныть и начинает ржать, ну, понятно, и я тоже. Так и минуем, а вообще хлопала я его, толко не убивалась сильно, тк всегда помню, что я человек живой, невыспавшийся, живущий в "дне сурка" уже очень давно, и не синяков же я наставила ему в конце концов!!! Поцелуйте его и предупредите, мол видишь как бывает и больше, сын, так не капризничай!))))Всё равно ничего не поможет!!!)))

Почему наших детей нельзя бить. Напишу, давно собираюсь. Это будет о подрощенных приёмных детях с плохим социальным анамнезом. Почему ребенок бьет себя. Детская агрессия: причины возникновения. Версия для печати.

Обсуждение

Не переживайте, такое поведение довольно типично для мальчиков этого возраста. Ребенок не может по-другому выразить ярость и злость, обиду, что что-то не получается. Его надо этому учить. Ребенок не может же еще сказать: "Что за фигня такая! Не получается! Прям злость берет!" :-) Вам обязательно надо говорить за ребенка: "ты рассердился, что не получается" и т.п., т.е. называть эмоции! И перенаправлять агрессию. Вместо стучания головой может подойти или крик в ведро (выделить спец. ведерко, можно его вместе с ребенком расскрасить, обязательно объяснить - для чего) или маленькая плюшевая игрушка, кот. сразу надо давать ребенку в руку для сильного бросания - чтобы "сердитость прошла". У моего была маленькая собачка-сердючка, сын ее пару раз сильно бросит - и улыбается. Удачи! :-)

У нас такое было в 1,5 года. После посещения психолога, прошло.
Таким образом ребёнок пытается выразить свои эмоции. Вам надо научить это делать другим способом. Обязательно должна быть доброжелательная обстановка в доме, наладьте контакт с ребёнком. И проконсультируйтесь у психолога.

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Я своего трехлетку могу и в людных шлепнуть, если он сознательно детей обижает.и дома ему достается.Не сильно.Он сейчас назло делает, я прошу не делать что-то, а...

Обсуждение

Смотря что назвать словом "бить". Когда Ксю меня за грудь цапнула свежевылезшими зубами, шлепнула. Больше не кусается. Когда говорю "нельзя" несколько раз, а она глядя в глаза и улыбаясь продолжает тянуться руками к ножу/кипятку/утюгу, то шлепаю по рукам. Обижается и плачет, но больше не лезет. ИМХО, тут как с воспитанием, извините, щенка газетой по носу: не больно, но так обидно!
Не имею привычки от чего-либо зарекаться, но думаю, ремнем пороть или что-то еще реально болезненное делать никогда не буду.

Вот со старшим был ужас, даже сейчас иногда на крик срываюсь. Стыдно и противно от себя самой. А с младшей вообще нет в душе злости. хотя она такое вытворяет, что старший за это отгреб бы по полной программе.

Еще причина моего такого настроя в том, что мне кажется: если начать шлепать, то когда-то и шлепанье перестанет действовать. Да пофиг мне, что думает современное общество по поводу битья детей, если я ей из-за этого общества жизнь не сберегу, что я потом делать буду...

Обсуждение

Бывает:), но в основном обходимся предупреждениями
ничего страшного в этом не вижу, если не со всей дури конечно,а легонько, для понимания, что каждое действие влечет за собой последствия

Ни разу не шлепнула. Сыну 2,5. Мне, честно говоря, просто не представить, что я ЕГО могу как-то ударить - слабо или сильно. Ведь я и папа - его единственные "свет в окошке"... В его взгляде - ТАКОЕ безграничное доверие и наивность, даже - беспомощность... Я так начиталась книжек "про унижение личности" и "маленького, но человека" и так этим прониклась, что ищу всегда объяснения, подбираю нужные слова так, чтобы ему ЗАХОТЕЛОСЬ (не из страха) мне уступить (это нелегко, но будит фантазию;-)), иногда 15 раз повторяю свою просьбу, потом - просто и коротко увожу/уношу/отбираю под протестами и сопротивлением. При этом как попугай твердо и негромко снова и снова повторяю короткое объяснение "почему увожу/уношу/отбираю". И вижу - при повторяющихся ситуациях ребенок прислушивается все раньше и раньше, т.к. знает - представления "мама разозлилась и раскричалась" не будет, определенный результат будет все равно достигнут, так чего терять силы на пустое, если схема известна и поэтому уже неинтересна? :-) Тем более, что запретов - мало.
Еще причина моего такого настроя в том, что мне кажется: если начать шлепать, то когда-то и шлепанье перестанет действовать. Это как с криком - дети привыкают и уже не реагируют.

02.08.2005 23:58:54, Мопс

Ребенок бьет по лицу. Если бьет детей на площадке, можно попробовать какое-то время так Когда ребенок бьет маму. Т.е. если маму нельзя бить, значит, нельзя ни утром, ни вечером, ни на Почему ребенок бьет себя. Ребенок маминого взгляда не замечает. Он не может найти...

Обсуждение

Наблюдала такую картину на горке, когда сыну было 1,6 года. Приходил кататься мальчик с мамой, мальчику было 3 года, он когда ему не давали игрушки или злился толкал других деток. Толкнул так ребенка помладше. Мама этого драчуна толкнула его, и в ответ на его возмущенные вопли сказала, что другим тоже больно, когда они падают. Больше мальчишка не толкался.
Насчет битья по лицу - я пресекала это еще в полугодовалом возрасте, и бабушке не давала смеяться над ударами, а то любимый и единственный внучек... и т.д. Просто убирала ручку его и говорила, что надо вот так погладить по щечкам, или поцеловать. По отношению к другим детям - сразу бы уводила с площадки, или просто подождала, чтобы другой ребенок постарше дал отпор, больно, но я думаю, он бы понял, как неприятно, когда тебе тоже больно. За метания предметов в родителей и попытку ударить - сажала на стульчик в коридоре и просила просто подумать, что не хорошо себя так вести. Помогло, приходил через минутку уже добрый и пушистый. Целовались и играли дальше.
Просто сваливать на трудный возраст, что все пройдет нельзя, ребенок должен осознавать границы дозволенного.

К сожалению, такие маленькие детки (большинство) не могут еще понять, что значит - другому больно. Поэтому это не аргумент. А аргумент простой - нельзя драться. И сразу уводить его. Раз уведете, два, три...на 10-й уже начнет понимать, на 20-й драться перестанет. Только будте последовательны.

нашлепала ребенка. Детско-родительские отношения. Детская психология. Это не блажь, а очень серьезные вещи, стоит приложить усилия, чтобы добиться для себя больше отдыха. Так же, как Вы, вела себя когда-то моя мама, это было ужасно - сейчас, когда я уже взрослая, мне...

Обсуждение

Думаю, Вам просто надо отдохнуть и постараться на какое-то время хотя бы побольше домашней нагрузки переложить на других членов семьи, а самой отдыхать, гулять, что-то делать вне дома. Это не блажь, а очень серьезные вещи, стоит приложить усилия, чтобы добиться для себя больше отдыха. Так же, как Вы, вела себя когда-то моя мама, это было ужасно - сейчас, когда я уже взрослая, мне ее так жалко, я понимаю, что она просто страшно уставала, причем этого можно было избежать. Больше жалейте себя, давайте себе отдых - и все станет на свои места:)))

Не знаю, наверное уже кто-нибудь написал про это - зачем делать наказание ФИКСИРОВАННЫМ? За все - по попе? У нас в семье наказание связывается с последствиями хулиганства, например: хулиганила на качелях - слезай и не качайся, пока не успокоишься; разбросала еду - не голодная, выходи из-за стола. Про наказание "не пустить гулять" - когда дочка стала выбегать на дорогу, я ей со всей серьезностью и твердостью сказала, что пока она так делает - мы сидим дома и гулять не ходим, ВООБЩЕ!!! Сидели дома, "вредили здоровью" примерно 3-4 дня (не помню точно уже). Все, больше она на дорогу не выбегала ни разу!!!
Еще - про шлепок "дома, не на людях...тем более, не в присутствии сверстников". Ребенок уловит связь очень и очень быстро - что делать тогда?

Вот в чем вопрос. Отношения с детьми. Детская психология. Почему мне кажется это важным - чтобы не формировалась автоматическая реакция "сдачи" на любой удар. Женщин бить нельзя, даже если они ведут себя по-свински. Однако можно не допускать ситуацию до драки.

Обсуждение

Имхо: ни при каком раскладе мальчик не должен бить девочку. Табу.

Не позволять себя бить. Или вы хотите, чтобы кто-то самоутвержждался в дальнейшем за счет вашего сына. Я делала такую ошибку в свое время: не тронь - она девочка, отдай - он младше и т.п. В итоге - моего ребенка мог обидеть ЛЮБОЙ, а он только плакал и боялся ударить в ответ или забрать СВОЮ игрушку. Нужно чтобы он давал сдачи, а если драться учить не зотите, просто поворачивался и уходил, говорил взрослым. Единственное что, на мой взгляд, не надо все-таки драться ногами. Т.е. чтобы не было серьезных повреждений. Это мое мнение, я не психолог, но считаю, что рыцарство в наши дни уместно не всегда. И девочки бывают сейчас похуже многих мальчишек. У нас во дворе девочка 4,5 лет ругается матом, шипается, и дерется кулаком в пах. И что тогда делать????

Бью своего ребенка. Ребят, что делать-то, а? Кажется это уже к психиатру надо? Я все понимаю умом, но когда выйду из себя не могу сдержаться. Не то чтобы сильно бью и не часто, но с остервенением и чувствительно. А главное, ребенок пугается моей бурной реакции.

Обсуждение

Спасибо большое всем кто откликнулся. Вроде ясно стало, что вешаться идти рано. Пойду лечиться от раздражительности:).
В любом случае с вами уже не так плохо.

29.09.2000 00:32:17

Похоже без помощи специалиста вам не обойтись. Но попробуйте сами вот что: настройтесь хорошенько и один день прямо с утра начинайте анализировать все ваши конфликты. Уговорите себя:"Я сегодня не сержусь на неё, а думаю." И начинайте обходить все острые углы. Ну например: не хочет она ботинки одевать, так вы прежде чем рассердиться, попробуйте перехитрить её. Песенку там какую-нибудь придумать или что-то ещё. Короче, заставьте себя думать постоянно над тем, как не доходить до того момента, когда ребёнок начинает раздражать. Это очень-очень тяжёлая работа и с непривычки не всегда будет получаться. Это совсем не значит, что вы должны выступать в качестве домашнего клоуна, отнюдь, вы выступаете в качестве более умного и опытного человека. Типа: все эти фокусы мне хорошо известны, но в этот раз ты меня не доведёшь, я тебя умнее и хитрее. И ещё, ну представьте, что это не ваш ребёнок, а друзей, а вы няня. Чужого ребёнка вы ведь не будете бить, значит будете искать другие способы. Надо абстрагироваться от всего и заставлять себя постоянно анализировать свои чувства.
А вообще, причина сидит где-то глубоко в вас. И пока вы не разберётесь с собственной неудовлетворённостью, кардинальных перемен не произойдёт. Получились весы, где на одной чашке слишком много всего. Как достичь душевного равновесия?.. Тут наверное лучше консультироваться со специалистом. Но не с психиатором:-), а с психологом.
А вообще, это очень хорошо, что вас так волнует эта ситуация. Значит справитесь.

По отношению к физическим наказаниям детей, семьи и родители делятся на тех, кто считает, что это нормально и на тех, кто считает, что бить детей – не допустимо.

Последствия физического и психологического насилия для ребенка достаточно серьезны. Как правило, родители, положительно отвечающие на вопрос «можно ли бить детей », сами пережили в детстве физическое и психологическое насилие. Сейчас насилие продолжается уже по отношению к своим детям.

Когда родители бьют своего ребёнка, они лишают его ощущения защищённости и безопасности, которое необходимо ему для правильного развития. Психическое развитие ребенка при этом существенно затрудняется.

Однако бывает, что даже родители, которые знают, что бить детей нельзя , тем не менее, срываются.

Навигация по статье «Почему раздражает собственный ребенок? Можно ли бить детей?»:

1. Опасность или слабость

Давайте попробуем посмотреть, в каких ситуациях родители применяют насилие в отношении ребенка, и к каким последствиям приводят подобные «методы воспитания».

Иногда родитель может ударить или шлепнуть в ситуации, когда жизни и здоровью ребенка грозит непосредственная опасность. Тогда подзатыльник или шлепок является неконтролируемой реакцией взрослого на опасность, действия человека в такой момент продиктованы автоматическими животными инстинктами.

Родитель также может ударить ребенка в состоянии раздражения, когда находится в напряжении, спешит или сильно устал, болен. Обычно такие родители понимают причины своего поведения и на вопрос «можно ли бить детей» отвечают «нет».

Родители понимают, что насилие по отношению к ребенку является проявлением их собственной слабости. Если ребенка после произошедшего утешить и дать возможность восстановить эмоциональный контакт со взрослым, то подобные эксцессы не повлекут тяжелых последствий.

Лучше бы конечно, чтобы взрослый не позволял себе срываться на ребенка вообще, но идеальных родителей, к сожалению не бывает.

Физическое и психологическое насилие часто имеет место, когда взрослый раздосадован тем, что ребенок «не понимает» чувств взрослого. Здесь насилие используется как заявление, как последнее, что родитель может сделать, как способ общения с ребенком, «чтобы он услышал наконец».

Взрослый может срываться на ребенка потому, что испытывает очень сильные чувства. Его эмоции зашкаливают от труднопереносимого уровня вплоть до измененного состояния сознания. В таких случаях говорят, что «в глазах потемнело», «сам не знаю, что на меня нашло» и т.п.

Взрослый, начавший бить ребенка в подобной ситуации, потом нередко жалеет о произошедшем, винит себя и извиняется. Ребенок в таких ситуациях тоже чувствует свою вину в случившемся, и просит прощения. Подобные вспышки ярости у взрослого могут возникать в результате переутомления, нервного истощения, сильного стресса или .

То, что происходит потом, является ключевым моментом, показывающим: сможет ли взрослый совладать со своими реакциями в будущем или нет? Взрослый либо признает свою ответственность за произошедшее, либо перекладывает ответственность на ребенка.

В первом случае взрослый понимает, что срыв на ребенка происходит в результате его неспособности переносить сильные захлестывающие эмоции. Во втором – взрослый объявляет ребенка виновным в своих действиях: «не понимаешь по-хорошему», «вот как с тобой разговаривать, ты слов не понимаешь?».

Во втором случае есть риск, что насилие в ситуациях эмоционального перенапряжения взрослого будет регулярно повторяться. Такие родители будут срываться на ребенка, неосознанно используя срыв как способ выбросить накопившиеся негативные чувства.

Эти срывы будут продолжаться бесконечно, если они будут поставлены в зависимость от поведения ребенка. Ребенок никогда не справится с возложенной на него ответственностью за чувства взрослого и не будет в состоянии обеспечить взрослому душевный комфорт.

Часто родитель начинает бить ребенка, когда не может выдерживать фрустрацию (раздражение в результате неудовлетворения какой-либо потребности, желания). В детско-родительских отношениях причина фрустрации часто возникает тогда, когда поведение ребенка или сам ребенок не совпадают с ожиданиями взрослого. И ребенок может очень сильно раздражать родителя.

Трудность выдерживать раздражение, напряжение, связанное с неисполнением ожиданий, обычно возникает у людей, которые в детстве часто испытывали беззащитность. Когда в детстве малыш не получал желаемого, а взрослые не помогали ему справляться с фрустрацией, напряжением.

Став взрослыми, такие люди часто испытывают эмоциональный голод. Они часто возлагают на своего ребенка ожидания, что ребенок восполнит эту эмоциональную недостачу, станет для родителей идеальным.

Но родитель неизбежно сталкивается с реальностью и со своим реальным ребенком. Он обнаруживает, что ребенок не может или не хочет соответствовать представлениям, о том, каким он, по мнению родителя, должен быть.

Тогда взрослый испытывает ярость, которую испытывал в детстве, сталкиваясь с невозможностью получить желаемое, и не может себя контролировать – начинает бить ребенка. Такие родители очень любят ребенка и одновременно в момент ярости его сильно ненавидят.

Они не могут одновременно испытывать различные чувства, их не научили в детстве справляться со смешанными чувствами. Когда они были маленькими, при проявлении агрессии их отвергали родители или люди их заменяющие.

Такие взрослые часто оказываются бывшими воспитанниками детских домов, а иногда даже психопатами. В приступе ярости, близком к состоянию аффекта, человек может быть очень опасен, может не только бить ребенка, но даже покалечить или убить.

Ребенок, вырастающий в семье с таким родителем, рискует развить в себе виктимное поведение (поведение жертвы), может быть склонен к зависимостям. И в результате такого «воспитания» он учится обходиться со своими противоположными чувствами так же, как делает его родитель. Такой ребенок может в будущем отвергнуть родителя, испытывая к нему страх и ненависть.

Насилие может применяться родителем в результате сильной обиды на ребенка за то, что тот родился не вовремя, что похож на отца, который сильно обидел, за то, что не оправдал надежд, что болеет и портит жизнь, срывает планы.

Если родитель, осознанно или не осознанно, считает ребенка причиной утраты чего-то жизненно-важного, он испытывает к ребенку очень много негативных чувств. И может срываться на ребенка из мести.

Впоследствии, ребенок, регулярно испытывая такое отношение к себе, может быть склонен к аутоагресии, суицидальному поведению. Иногда ребенок настолько сильно мешает взрослому, что родитель не хочет, чтобы ребенок жил. Естественно, это редко осознается самим родителем, но зато хорошо ощущается на бессознательном уровне ребенком.

Ребенок, как правило, слушается и стремится угодить маме (папе), самоустраниться, самоуничтожиться. Вырастая, он редко ненавидит и отвергает родителя, скорее жалеет и утешает взрослого в его горе и утрате.

Родители могут бить ребенка потому, что это принято, «так правильно». В таком случае речь идет о культурных традициях, воспитании и обычаях. Такие родители и семьи, как правило, не считают насилие проблемой.

Родители, считающие физические и психологические наказания чем-то нормальным и подобающим, не обращаются за помощью к психологам с просьбой научить их не срываться на ребенка. Они считают, что насилие в отношении детей – это часть воспитания, без этого не получится вырастить достойного человека.

В такой семье даже сам ребенок не считает насилие проблемой. Они живут в соответствующей культурной среде, где бить ребенка — норма. За какой либо проступок или невыполнение просьбы/указания положено определенное наказание, как правило, физическое, хотя бывает и психологическое.

Психологическое наказание, такое как игнорирование, бойкот, унижения и т.п., переносится ребенком иногда даже тяжелее, чем физическое. Уровень жестокости при наказаниях может быть разным.

Ответ «да» на вопрос «можно ли бить детей », часто встречается у людей эмоционально мало чувствительных, не способных к сопереживанию эмоционального состояния другого человека. «Надо иногда бить ребенка, чтобы человеком вырос!» — максима таких родителей.

Их самих, как правило, в детстве воспитывали также. Родители часто не имеют достаточного навыка коммуникации с ребенком. Им не хватает способов и форм межличностного общения.

Для не очень чувствительного в области эмоций ребенка такое воспитание не будет очень болезненно. Ребенок будет воспринимать это как часть правил и общественных устоев.

Чувствительному же ребенку в такой среде может быть очень тяжело. Он будет воспринимать физическое и психологическое наказание как унижение, и будет иметь высокий риск получения психологических травм.

Достаточно редко, но все же встречается садизм (как сексуальная девиация) по отношению к ребенку.

Полный доступ к статье имеют только зарегистрированные пользователи.

Если ранее Вы уже регистрировались, то

Вы хватаете своего ребенка и начинаете неистово лупить. В голове звучит барабанная дробь, проносятся мысли: «Господи, что я делаю?! Она же ребенок. Это всего лишь игрушки». Но дело уже сделано. Малышка рыдает в истерике на полу, кричит, что ей больно. Вы оборачиваетесь к ней с глазами полными ненависти и, как-бы оправдываясь, орете: «Ты сама виновата, нечего было меня провоцировать»...

«Господи, да что же это такое? Я больше не могу это терпеть! Ну почему ты такая упрямая?! Или ты просто тупая и не понимаешь, что я тебе говорю? Раз не понимаешь, значит тебе нужно всыпать хорошенько ремня. Сейчас ты получишь так, что мало не покажется. Что ты нарываешься? Убирай игрушки! Я последний раз тебя прошу! Или ты думаешь, что я буду за тебя это делать? Даже не надейся! Не хочешь убирать, я сейчас возьму большой пакет, сгребу все в одну кучу и вынесу на помойку. Улыбаешься? Ах ты…»

Вы хватаете своего ребенка и начинаете неистово лупить. В голове звучит барабанная дробь, проносятся мысли: «Господи, что я делаю?! Она же ребенок. Это всего лишь игрушки». Но дело уже сделано. Малышка рыдает в истерике на полу, кричит, что ей больно. Вы оборачиваетесь к ней с глазами полными ненависти и, как-бы оправдываясь, орете: «Ты сама виновата, нечего было меня провоцировать».

Игрушки так и остаются неубранными. Вы с чувством полной беспомощности уходите из комнаты, громко хлопнув дверью, чтобы не видеть и не слышать детского плача. Затем начинаете перемывать всю посуду в раковине или гладить белье или мыть полы, в общем что-то делать физически, чтобы как-то прийти в себя, успокоиться.

Пытаетесь оправдать себя мысленно, но здравый смысл твердит свое. С вами происходит что-то не то. Вы же любите своего ребенка. Любите больше всего на свете. Вы так ждали ее появления в своей жизни. И вы вроде бы все делаете правильно для ее воспитания. Но когда она не слушается, происходит какой-то щелчок в голове, и из заботливой мамочки вы превращаетесь в монстра, как в фильмах ужасов.

Что обычно советуют нам современные психологи в таких ситуациях? Например, постараться направить агрессию по отношению к ребенку в другое русло. В частности, предлагается бить детские игрушки, подушку, стену или при приступе агрессии начать прорабатывать неприятные мысли, чувства и воспоминания.

Или даже завести календарь, в котором рекомендуется отмечать дни, в которые вы срываетесь и кричите на ребенка, чтобы увидеть эмоциональный фон, создаваемый для роста своего чада. Также предлагается поощрять себя за каждый день без крика и рукоприкладства, например, внеплановым походом в салон красоты или на сеанс массажа.

Однако у всех этих советов есть один существенный недостаток: они не работают на практике. Потому что никаким образом не устраняют причину такого вашего состояния, а лишь предлагают хоть как-то понизить амплитуду его выражения.

И в тот момент, когда на вас накатывает очередной приступ агрессии к ребенку, становится совершенно невозможно остановиться, даже на какое-то время и, к примеру, уйти в другую комнату, чтобы начать осмысливать происходящее. Даже когда в голове есть понимание, что это неправильно и ребенок совершенно не заслуживает такого отношения к себе, рука все равно поднимается, и вы начинаете его бить.

Почему именно я бью своего ребенка?

Понять в действительности, что именно происходит с нами и почему мы не можем себя контролировать в таких ситуациях, нам помогает Системно–векторная психология Юрия Бурлана. Она помогает человеку найти причину своих плохих состояний и устранить их. Вслед за причиной уходит и следствие.

Системно-векторная психология вводит понятие восьми векторов. Вектор – это совокупность врожденных психических свойств и желаний, Она определяет то, как мы видим и воспринимаем этот мир, систему ценностей, таланты и способности, поведение и реакции, жизненный сценарий. У одного человека может быть один или несколько векторов. Заложенные в нас свойства способны развиваться до окончания подросткового периода. А после пубертата мы всю жизнь реализуем их.

В данной ситуации нас интересуют обладатели . Необходимо отметить, что люди с анальным вектором имеют в своем багаже очень много прекрасных качеств и талантов. В потенциале из них получаются самые лучшие в мире мужья и жены, отцы и матери.


Верность, честность, порядочность, справедливость, дружба, уважение, почет - все это так же входит в систему ценностей людей с анальным вектором. Аналитические способности, склонность к систематизации, хорошая память – тоже их отличительные черты.

Однако, в каждом векторе могут быть фрустрации из-за отсутствия достаточной реализации своих врожденных свойств. В анальном векторе нехватка реализации может выразиться через проявление неконтролируемой агрессии.

В чем причина агрессии?

Дело в том, что сегодня обстоятельным и неспешным от природы обладателям анального вектора непросто вписаться в быструю ритмичную кожную фазу развития человечества. Анальные ценности: почет, уважение, прямолинейность, семейственность уже не играют прежней роли в мире индивидуализма, потребления, гибкости и материального успеха.

А это означает, что обладатели анального вектора часто ощущают себя невостребованными, так как далеко не всегда могут проявить в должной степени свои природные свойства. Отсутствие полноценной реализации на работе и в социуме, ненаполненные желания, чувство бессилия, обиды на жизнь, сексуальная неудовлетворенность часто вынуждают человека к проявлению негативных состояний наружу, в отношении окружающих. Чаще всего от этих «выплесков» негатива страдают наши близкие, с которыми плотнее всего происходит контакт, и конечно же самые беззащитные - наши дети.

Как правило, мамы, обладательницы анального вектора, выливают свои плохие состояния именно на своих любимых деток. Это может быть и вербальный садизм: крики, унижения, оскорбления, и прямое рукоприкладство. Сначала это шлепки, потом по нарастающей сильное до боли сжатие руки или локтя, дергание за руку, далее по нарастающей, избиение, удары кулаком по спине и затылку, попытка удушения.

Последствия битья для кожного ребенка, или Как воспитать вора

Последствия для ребенка бывают разными, в зависимости от его векторального набора, но всегда трагичными. Для детей с кожным вектором систематические унижения и избиения - это «залог» развития мазохистского сценария и жизненного сценария на неудачу, склонности к воровству.

Кожный ребенок самый адаптивный, он быстрее всех приспосабливается к любым, даже негативным изменениям. В ответ на унижения и боль его организм вырабатывает естественные опиаты. Для того, чтобы смягчить страдание. А потом ребенок уже неосознанно стремится к повторению подобного опыта получения опиатов. Для получения очередной «дозы» он даже может провоцировать родителей и окружающих на наказание. Так, постепенно он учится получать удовольствие от боли и унижений, бессознательно ищет их в своей жизни и успешно находит.

В итоге он получает во взрослом возрасте неспособность устроить свою жизнь, постоянные проблемы с работой, партнером по парным отношениям, притягивание к себе различных неприятностей. Битые кожные девочки могут даже стать проститутками, мальчики – ворами и «лузерами».

Последствия битья для ребенка с анальным вектором. Когда Жизнь остается в прошлом

Битые дети с анальным вектором, которые в своем потенциале самые послушные дети на земле - это гарантированная обида на вас на всю жизнь. Большинство таких детей проносят это чувство до самой старости. Со временем эта обида обрастает рядом других претензий к вам лично, к обществу в целом и может придавить вашего ребенка своим грузом на всю жизнь.

Такой человек не будет способен адекватно оценивать окружающий мир. А тяжесть обид, которые обладатель анального вектора не может забыть, поскольку у него самая лучшая в мире память, не даст ему нормально жить и двигаться в будущее. Он может превратиться в человека, который сидит на диване, постоянно ворчит и обижается, а то и вынашивает планы мести. Словом, делает все что угодно, но не живет полноценной жизнью.

К тому же у мальчиков с анальным вектором часто обида на мать переносится и на всех женщин, что делает невозможным создание гармоничных отношений со своей женой. Она априори будет плохой. Ведь он «всех их знает, все они одинаковые».


Хочешь не дать своему ребенку развиться? Бей его!

Битый ребенок теряет способность развивать свои свойства, так как не чувствует самое важное от своей мамы. Это чувство защищенности и безопасности. Это базовое ощущение, самое главное, что родители должны дать своим детям.

Когда родители поднимают руку на ребенка, он теряет это чувство защищенности и безопасности. Это стресс, сильнейшая травма, от которой он перестает развиваться.

И для того, чтоб вернуть себе чувство защищенности и безопасности, малыш вынужден начать преждевременно выполнять свою видовую роль. Причем делает он это архетипично, по первобытному принципу, поскольку не успел развиться. Так, как когда-то делали наши далекие предки. Кожный человек, например, добывал пищу всеми возможными способами, которые были адекватными для тех далеких времен. Однако в современном мире мы называем подобную добычу воровством.

Кожный ребенок начинает «добывать» так, как умеет. То есть воровать. Ребенок с анальным вектором становится непослушным упрямцем, жестоким по отношению к животным, детям, окружению. Уретральный убегает из дома, зрительный остается в страхах, звуковой уходит в себя, закрываясь от мира.

Как же быть мамам?

Разумеется, ни одна здравомыслящая мама не хочет убивать будущее своего ребенка. А сдерживать свои желания и долгое время ограничивать себя не получается, так как наше внутреннее состояние, наши психологические страдания сильнее нашей силы воли и доводов разума. Это хорошо наблюдаемо.

Поэтому необходимо попытаться понять, какая именно нехватка в психическом состоянии мамы управляет поведением женщины, что именно является причиной агрессии. Снять эти фрустрации можно, поняв причины их возникновения и начав реализовывать свои природные свойства и таланты.

Отличные результаты уже прошедших тренинг женщин с аналогичной проблемой говорят сами за себя:

Когда у мамы уходят плохие состояния, то это автоматически гармонизирует состояние ребенка. Ведь он «считывает» ее настроение. К тому же у женщины пропадает желание бить, унижать своего ребенка, кричать на него. При этом меняется восприятие не только себя и своих желаний, но и других людей.

Где выход?

Там, где есть понимание происходящего, уже нет места гневу, агрессии, раздражению. Либо они становятся управляемыми, и вы получаете способность самостоятельно с ними справляться. Кроме того, вы учитесь отслеживать свои желания, понимаете, откуда они берутся. А значит, желания перестают управлять вами. Это дает огромную свободу выбора поступков и решений в жизни.

Приходит четкое осознание, почему ребенок ведет себя именно так, а не иначе. Почему вы реагируете на его поведение именно таким образом. Вы начинаете понимать, как можно подводить ребенка к нужному вам результату, а каких реакций и действий от него ждать и добиваться вовсе бессмысленно. Ведь теперь вы знаете его внутренние свойства и таланты.

Видеть каждый день счастливые глаза своего ребенка, полные любви и доверия к вам, а не испуганные заплаканные глазки загнанного зверька – это стремление каждой любящей мамы!

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Ребенок не слушается. Как научиться не бить ребенка и не кричать на него

Наконец произошло то событие, которого так долго все ждали. Ждали не только 9 месяцев, но гораздо больше – всю жизнь.

Когда я родила дочь, то очень беспокоилась все ли у малышки в порядке. Врач сказала мне, что все замечательно и только тогда я почувствовала как тепло и спокойствие заполнили мое уставшее тело. Я была счастлива.

А потом пришли суровые будни. Сейчас моей малышке 2 года и 10 месяцев, я каждый день смеюсь, сержусь, иногда теряю терпение, иногда наказываю, но всегда люблю.

Первые дни материнства были для меня самыми тяжелыми. Анюта часто плакала, болел животик, не отходили газики, зубки беспокоили, то глазки закисали, то пупок не хотел быстро заживать, мне казалось, что это будет бесконечно! Кормление грудью вообще отдельная история.

Пережить трудные минуты мне помог супруг, он всегда был рядом, когда у меня «сдавали нервы». Я успокаивалась и благодарила его за то, что он пришел мне на помощь. Но, несмотря на его усилия, иногда я теряла контроль над собой. Это пугало меня и вызывало чувство вины. Я читала статьи в интернете, покупала журналы, книги, искала ответы на вопросы. Мне казалось, что я «чудовище», потому что иногда испытывала ненависть к своему ребенку, за которого в тот же момент была готова отдать свою жизнь!

Со временем я услышала не одну историю о том, что мамы могут бить своего ребенка и кричать на него. Неужели по-другому нельзя, если ребенок не слушается ? Почему все так оказалось нелегко? Почему у одних, получается, сдерживаться, у других нет? Как научиться не бить ребенка , как научиться не кричать на ребенка , как не страдать из-за того, что уже сделано? И как правильно: бить, или не бить?

Искать ответы на эти вопросы мне пришлось самой и, причем не в книгах, а в себе. Я нашла ответ, и теперь успешнее достигаю мастерства в роли мамы. Я перестала говорить себе: «Не буду бить ребенка , не буду кричать на ребенка , не буду требовать, не буду выходить из себя». Я решила поощрять себя за каждый день без крика, за каждый день терпения и понимания в отношении своей малышки. Сделав некоторые открытия, я многое смогла себе объяснить.


Одна мама сказала мне: «Я завела розги, рукой бить ребенка опасаюсь. Боюсь, что не смогу себя проконтролировать и сильно ударю»; другая мама завела компьютерные «проводочки» чтобы воспитывать; третья повесила ремень на гвоздь, на самом видном месте; четвертая злость вымещает на игрушках своего ребенка; пятая скручивает полотенце и так далее. Могу сказать, что все мы, так или иначе выпускаем эти негативные эмоции либо на ребенка, либо на супруга, либо на себя.

Вторым моим открытием было то, что я старалась изо всех сил быть супер мамой, и когда мой ребенок начинал истерику, я воспринимала это как «двойку» для себя, что я не справилась, не научила ее вести себя иначе. Я поднимала планку и для себя и для нее, я отказывалась воспринимать ее совсем маленькой девочкой, которая иногда может истерить и топать ногами, кричать и требовать, обижаться и плакать. А она действительно маленькая девочка, мне 30 и я не всегда могу совладать со своими эмоциями, а ей только 2 года и 10 месяцев. Кто из нас имеет больше опыта? Как только я это осознала, то стала воспринимать ее относительно нечастые истерики по-другому. Иногда я кричала на нее, иногда испытывала желание ударить, чтобы остановить, но я очень старалась сдержаться, и у меня это получалось.

Занимаясь изучением данной проблемы, я так же поняла, что ребенок во время крика снимает внутреннее напряжение. А значит, его тело освобождается от психологического и духовного дискомфорта. Если данное освобождение не будет происходить, то ребенок будет болеть.

Я предлагаю взять календарь и с сегодняшнего дня отмечать дни, когда Вы срываетесь и кричите на ребенка , перед Вами предстанет картина семейного фона, в котором растет Ваш ребенок. Это будет отличный мотив, чтобы начать двигаться в другом направлении. В направлении любви и терпения, ласки и понимания.

«История Натальи: Я раздражаюсь, когда мой ребенок не дает мне говорить по телефону. Он начинает кричать, просить что-то из того, что нельзя, топать ногами, кричать, хватает меня за руки. Естественно, разговор не получается, я начинаю сердиться. Разговор заканчивается, я понимаю, что толком ничего не поняла и не поговорила. Потом ложу трубку и берусь за ремень. Начинаю бить ребенка , кричу: «…у меня есть право на телефонный разговор?!», бью ребенка по попе и чувствую, что не могу останавливаться. Потом беру себя в руки, но и это дается нелегко, и я еще минут 10 продолжаю кричать на ребенка . Потом малыш говорит мне: «Я больше так не буду», я кричу ему о том, что не верю ему. Наконец я успокаиваюсь. Подхожу к ребенку, беру на руки и говорю ему, что надо найти в себе терпение, что я сама не справлюсь, что мне нужна его помощь, чтобы он был послушным. Он смотрит на меня, но не плачет. Я говорю ему, что конфет больше не будет, что мультики я не разрешу смотреть, так как он мне не давал поговорить по телефону и рассердил. Он соглашается, а через 5 минут просит конфету. Я не даю, стараюсь быть последовательной, но из-за чувства вины мне так хочется дать все, что он просит».

Что делать?

  1. Надо осознать, откуда эти эмоции. Что стоит за этим гневом и желанием бить ребенка , за чувством вины, которое всегда приходит после всплеска эмоций. Все особенности человека закодированы в ДНК. Дезоксирибонуклеиновая кислота́ (ДНК) - один из двух типов нуклеиновых кислот, обеспечивающих хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живого организма . Основная роль ДНК - долговременное хранение информации о структуре РНК и белков. Другими словами Вы как носитель ДНК являетесь также носителем всей информации о Ваших предках, которая зашифрована в генах. Исследования ученых показали, что ДНК человека содержит порядка 30 000–50 000 генов. Из них только 20% - это информация о внешности, а 80% информации еще не расшифровано. Существует предположение, что в 80% генов лежит информация о поведении, морали, поступках, и многое другое, что унаследовано от предков. Плюс, приобретенный жизненный опыт, который тоже войдет в ДНК и будет передан Вашим детям, внукам, правнукам. Особенное влияние на поведение, мировоззрение и поступки человека будет иметь опыт предыдущих 4 поколений. Поэтому важно знать какими были Ваши предки. По собственному опыту могу сказать, что родители склонны скрывать многие факты от своих детей, так как считают, что знание их может подорвать доверие детей к ним. Родители забывают о том, что ребенок имеет право знать о своей семье все. И что никакие факты из жизни родителей не смогут разрушить любовь, так как она идет из сердца.
  2. Когда Вы получите ответы на интересующие Вас вопросы необходимо двигаться далее. Спросите себя, какие чувства у Вас в детстве вызывали Ваши братья и сестры. Вспомните, за что Вы на них обижались. Что больше всего Вас раздражало в родителях, близких, друзьях. Возможно, будет нелегко себе признаться, тогда подумайте о том, насколько трудно было Вашим родителям дать Вам искренние ответы на поставленные вопросы. Вам необходимо будет обратить взор на себя.
  3. Вспомните, как Вас наказывали родители:
    • били;
    • кричали;
    • давали много работы;
    • лишали сладкого, мультфильмов, прогулки с друзьями;
    • возможно, родители не били вас, но вызывали чувство страха, поэтому Вы всегда их боялись.
  4. Теперь, когда Вы обладаете достаточной информацией, можно начинать работать над собой. Скажите себе, что «Наказания нет, и никогда не было» . Помните о том, что когда Вы обижаетесь на кого-то, то, во-первых дали себя обидеть, во-вторых этому человеку Вы желаете зла, ведь обида это негативная эмоция содержащая в себе огромный отрицательный потенциал, который коснется обоих, и того кто обиделся, и того на кого обиделись. А еще рядом с Вами живет малыш, который будет выражать все, что есть в менталитете родителя. Поэтому он может быть обеспокоен эмоциональным фоном, который в первую очередь базируется на фоне мамы и папы.

Вспомните пословицу: «Относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе»


«История Зоряны (Врач): недавно мне позвонили по телефону и попросили о том, чтоб я приняла клиента и дала консультацию. Я была не против, но принять могла клиента только в определенное время. На том конце линии замолчали, а потом категоричным тоном сообщили о том, что придут только утром и только в конкретный день. Я опешила, подобным образом со мной никто никогда не разговаривал. Я отказала им в приеме, так как время меня совсем не устраивало. В огромном возмущении и раздражении я пошла на прием к стоматологу. После посещения стоматолога я почувствовала себя плохо, у меня кружилась голова, и через короткий промежуток времени у меня появился подкожная эмфизема (припухлость на поверхности кожи). Мне назначили курс антибиотиков, а высокая температура не позволяла выйти на работу. После курса антибиотиков все мое тело покрылось сыпью. На лечение мне понадобилась неделя. За эту неделю я многое поняла. Я испытала по отношению к звонившему огромное раздражение, и возмущение, и даже обиду. Мне казалось, что я права в своей претензии, так как посещение клиентов идет строго по графику и, назначив им определенное время, я не имела ничего личного, я пыталась помочь им. С другой стороны после окончания разговора я почувствовала возмущение, раздражение и обиду, за что поплатилась, так как мои негативные эмоции плюс их негативные эмоции (а в этом сомневаться не приходится) спровоцировали заболевание, которое выбило меня на целую неделю. На сегодняшний день я осознаю, что не стоило на них обижаться. Вероятно, у них были причины, на то чтобы требовать более ранней встречи со мной».

Когда Вы обижаетесь на другого человека, Вы не желаете добра – Вы в гневе, то есть, любви нет – Вы желаете зла, и Вам за это будет воздаяние. Не наказание, а именно воздаяние. Воздаяние – это справедливый ответ на то, что есть в Вашем разуме.

Если обида либо чувство вины направлены на ребенка, у него возможно заболевание на физическом уровне (ОРЗ, расстройства желудочно-кишечного тракта, головная боль).

Постарайтесь удалить из своего лексикона слово наказание, замените его на воздаяние. Поступая по-доброму с окружающими Вас людьми, Вы получите воздаяние в виде здоровья, любви, радости. А если Вы будете нести в своем разуме гнев, раздражение, нетерпение по отношению к другому, завышенные требования, то Вы тоже получите воздаяние, но в этом случае это будет: болезнь, печаль, раздражение, нетерпение по отношению к Вам и многое другое. Вы всегда делаете выбор, что к Вам применит разумная жизнь. А разумная жизнь реализует в отношении Вас то, что Вы реализовываете в отношении других.

Пример отношения Вас к ребенку это пример отношения Бога к Вам!

В общении со своим ребенком выберите позицию, где нет места наказанию, крику, упреку, высмеиванию. В данной тактике главным звеном будет возможность выбора. Ребенок сам выбирает как ему вести себя: слушаться Вас или не слушаться. Ваша задача научить ребенка тому, что за любой выбор будет воздаяние, а вот какое решать ему и Вам. Будет послушным, благодарным, ответственным получит от жизни такие возможности, какие позволят осуществить самые заветные мечты и желания. Не будет послушным родителю, будет протестовать, жизнь тоже будет протестовать против него. Его возможности будут минимальны и мечты останутся мечтами.

Задача родителей измениться самим, через изменение отношения к ребенку. Ведь именно Вы главный пример для него, и Ваши успехи повлекут его успехи, так как Вы одно целое.

Учитесь говорить со своим ребенком на его языке

Говорите своему ребенку о том, что Вы его любите, но когда он послушный Вы любите его еще больше. Так Вы покажете ему, как он может заслужить Вашу любовь и ласку через послушание. Поощряйте его самостоятельность, учитесь видеть за плохим поступком - хорошего ребенка, который ошибся и только. От этого любить меньше Вы его не станете. Когда он пожнет плоды своего поступка, акцентируйте его внимание на этом, чтоб он учился делать правильный выбор. Так как с этой наукой «правильного выбора» он будет сталкиваться всю свою жизнь.

Я недавно сделала выбор в пользу своего ребенка, а значит и в свою пользу – я отказалась от наказания. Теперь, когда мой ребенок совершает неверный поступок, я объясняю ей, что так делать не выгодно, так как последствия лягут только на ее плечи.

Я коллекционирую фигурки коров. Моя малышка страстный поклонник лошадей, но и на моих коров часто засматривается. Она знает, что мама против, когда ее коровки не стоят на месте и с ними кто-то играет. Но естественно ребенок не всегда слушается маму. Поэтому часто тайком она берет коров, но для этого ей приходится рисковать, так как можно упасть. Недавно так и случилось, она упала. Было больно, и были слезы. Я взяла ее на руки и сказала: «Аня, я не разрешаю брать моих коров. Ты нарушила правило, поэтому упала. Если бы ты спросила разрешения, то наверняка бы не упала. Тебе бы не пришлось торопиться и переживать, что я застану тебя. Ты поступила неверно и получила тот результат, который заслужила!» Прошло два дня. Желание подержать в руках коровку опять возникло. Аня подошла ко мне и спросила: «Мама, можно взять твою коровку?». Помня наш разговор, я сказала что можно. Она самостоятельно по тому же пути, как и прошлый раз, добралась до коллекции и взяла ту коровку, которую хотела. Я уверена, что теперь она не упадет, так как получила разрешение от родителя. Следовательно, торопиться, опасаться, оглядываться нет необходимости, значит, все свое внимание она посвятит процессу доставания фигурки коровы, а это залог успеха, чтоб избежать падения.

Право на отдых имеет каждый человек

Также необходимо сказать об отдельном вкладе со стороны отца, бабушки, дедушки, друзей. Я говорю о возможном отдыхе для мамы. Если у Вас есть на кого оставить своего ребенка, не отказывайте себе в удовольствии побыть одной, походить по магазинам, пройтись по парку, вокруг дома, сходить с подругами в кино, или съездить на работу проведать сотрудников. Необходимо помнить, о том, что своевременный отдых, это залог здоровья. Чтобы нервная система мамы не давала сбои надо создать для нее условия, при которых она будет чувствовать себя свободной. Чтоб ее жизнь не состояла только из ребенка, прогулки и приготовления пищи. Она имеет право на отдых, на такой, какой захочет и для этого не надо ждать истерики или апатии или взрыва эмоций с ее стороны, для этого достаточно от нее только желания, которое будет подкреплено словом, а затем и действием.

Время на себя, для женщины это важно!


Близкие люди (супруг, родители, друзья) могут не только словом, но и делом показать свою любовь, признательность, дружбу. Например, взять к себе на выходные внука могут бабушка и дедушка, папа может самостоятельно сходить с малышом на прогулку или в кукольный театр, родная тетя может отлично прогуляться с племянниками по парку…

Уважаемые родители, найдите в себе силы не бить и не кричать на своего ребенка , даже если он не слушается, и Вы получите результаты превосходящие самые смелые ожидания. Я от всей души желаю Вам радости жизни, оптимизма и хорошего настроения!

Приглашаю всех желающих на мои семинары, время и место оговариваются дополнительно.

С уважением и любовью

психолог Кривошта Елена

Мой пятилетний сын проснулся в 6 утра чтобы попить. Он уже снова сопит под одеялом, а мне не спится. Воспользуюсь этим моментом, чтобы вспомнить, когда я перестала его бить.

Сначала о терминологии. Когда я говорю “бить”, то имею в виду физическое воздействие, выражающее мою злость. Толкнуть в плечо вниз, на пол, дернуть за руку, отвесить подзатыльник, шлепнуть по попе, схватить за плечи, надавить с силой рукой на голову. Понятно, что в каких-то случаях физическое воздействие может быть вызвано реальной необходимостью, например, выдернуть за руку из воды захлебывающегося ребенка. Сравните с таким же рывком за руку в момент, когда ребенок кричит гадости и не хочет замолчать. Действие одно, а чувства, его вызвавшие, разные.

Почему же я перестала его бить? Наверное, самое главное, что меня изменило, это страх за второго ребенка. Физически выражая свою злость, я на своем примере научила этому и сына. А у него, разумеется, злости хоть отбавляй! Младшая, проходя мимо, зацепила пару игрушек на ковре - и вот уже старший налетел на нее, шипя, вопя, брызгая слюной и размахивая руками. Что я могу ему сказать, как остановить? Нельзя драться? А сама-то?

Сильно повлиял на меня и еще один момент. Я тогда сильно разозлилась на мужа. В тот период я часто на него злилась, да и было за что. И вот как-то он в очередной раз сделал что-то, от чего я вскипела, и после этого уселся на полу, чтобы помочь ребенку с носками. Я быстро подошла к нему и с размаху ударила рукой по затылку. И в этот момент поняла, что никогда бы не сделала так, если бы он не был в уязвимом положении: сидя, ниже меня, с занятыми руками. Моментально в памяти всплыли случаи, когда я вела себя так же с ребенком. Значит, причиной была не только моя оглушающая злость, но и тот факт, что ребенок был беззащитен передо мной. Я почувствовала омерзение к себе. Так вот, значит, какая я: “гуманистка”, которая жалеет всех на расстоянии и бьет слабых рядом.

Глядя на полуторагодовалую малышку, которая, смеясь, убегает от меня и прячется за занавеску в тот момент, когда я зову ее спать, я вспоминаю ее старшего брата в этом возрасте. Усталость и неоправдывающееся желание, чтобы ребенок непременно заснул днем любой ценой, доводили меня до белого каления, до потери самообладания. Я вела себя так, что ребенок плакал от страха, а наплакавшись, конечно, засыпал. Потом я увидела результат: засыпать без слез ребенок разучился.

Выйти из порочного круга удалось, когда однажды я прилегла на кровать в ожидании, когда малыш набегается - и заснула сама. Я проспала примерно полчаса. К счастью, с ребенком за это время ничего плохого не произошло. За время этого короткого сна мне удалось отдохнуть, и тот факт, что ребенок спать по-прежнему не собирался, уже не вызывал у меня сильных эмоций. Так я поняла, что проблема не в ребенке, а в моей усталости, и стала стараться тратить меньше сил в первой половине дня, чтобы хватило до вечера.

И это мой главный урок. Сбавить обороты. Снизить планку. Если для того, чтобы не срываться на ребенке, мне нужно полдня ползать по дому сонной мухой, не планируя и не делая ничего осмысленного, значит так тому и быть.

Понемногу, пробуя то одно, то другое, я находила все новые и новые способы заботы о себе. Не все из общепринятого мне подошло, что-то может показаться странным стороннему зрителю. Например, оказалось, что если набрать в ванну несколько сантиметров горячей, холодной или теплой воды, в зависимости от погоды на улице, и походить по ней туда-сюда, то это здорово помогает сбросить напряжение и поднять себе настроение.

Второй момент, который мне помог - разрешить себе грустить и плакать. У меня злость часто возникает в том месте, где на самом деле прячется разочарование. Что-то пошло не так как я хотела. Или вообще все не так. Хочется все немедленно исправить, сделать что-то. Злость - для этого. Но на самом деле сделать, исправить можно далеко не всегда. И вот научиться смиряться с тем, что сделать ничего нельзя, было очень трудно. Я говорю ребенку о том, что он должен то и это, все громче, все резче - а он не слушается. В какой-то момент приходится брать себя мысленно за плечи и утешать: “Да, он не слушается. Как я ни стараюсь, он меня не слышит. Это очень печально. Я никак не могу изменить это сейчас, я бессильна”.

Остановиться на этом, развернуться, уйти, выпить воды, сделать приятную мелочь для себя - бросить взгляд на комнатный цветок, умыться, расчесаться, спеть музыкальную фразу, коснуться кошки, перелистать блокнот с планами на будущее… Минута - и жизнь становится шире и глубже, чем фрагмент неприятного противостояния с ребенком. И можно попробовать найти другие слова и интонации, чтобы договориться, а можно просто обняться и забыть о ссоре, а к разговору вернуться как-нибудь в другой раз. И ликовать внутри себя: удалось! Снова!