Методика обучения каллиграфии в начальной школе. Формирование каллиграфических навыкову младших школьников. Обучение письму леворуких детей

На протяжении многих лет внешняя политика России в 17 веке подчинялась нескольким ключевым целям. Первые Романовы стремились вернуть как можно больше восточнославянских земель, отнятых Польшей и заполучить выход к Балтике (которую контролировала Швеция). Также именно в этот период начались первые войны против Турции. Это противоборство находилось на начальной стадии и достигло своего апогея уже в следующем столетии. Другими регионами, где Россия стремилась соблюдать свои интересы, были Кавказ и Дальний Восток.

Смута и война с Польшей

XVII столетие началось для России трагически. Пресеклась правившая страной династия Рюриковичей. У власти оказался шурин царя Федора Иоанновича Борис Годунов. Его права на престол оставались спорными и этим воспользовались многочисленные противники монарха. В 1604 году со стороны Польши в Россию вторглось войско под командованием самозванца Лжедмитрия. Претендент на трон нашел всяческую поддержку в Речи Посполитой. С этого эпизода началась Русско-польская война, которая завершилась лишь к 1618 году.

Конфликт двух давних соседей имел глубокие исторические корни. Поэтому вся внешняя политика России в 17 веке основывалась на противостоянии с Польшей. Соперничество вылилось в серию войн. Первая из них в XVII столетии оказалась для России неудачной. Хотя Лжедмитрий был свергнут и убит, позже поляки уже своими силами заняли Москву и контролировали Кремль с 1610 по 1612 гг.

Изгнать интервентов удалось лишь народному ополчению, собранному национальными героями Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Затем состоялся земский собор, на котором законным царем был избран Михаил Романов. Новая династия стабилизировала ситуацию в стране. Тем не менее в руках у поляков осталось много приграничных земель, в том числе Смоленск. Поэтому вся дальнейшая внешняя политика России в 17 веке была направлена на возвращение исконно русских городов.

Потеря балтийского побережья

Еще Василий Шуйский, борясь против поляков, заключил союз со Швецией. В Клушинской битве 1610 года эта коалиция потерпела поражение. Россия оказалась парализованной. Шведы воспользовались сложившейся обстановкой и сами стали захватывать ее города рядом со своей границей. Они взяли под контроль Ивангород, Корелу, Ям, Гдов, Копорье и, наконец, Новгород.

Шведская экспансия остановилась под стенами Пскова и Тихвина. Осады этих крепостей закончились для скандинавов фиаско. Затем русская армия выгнала их со своих земель, хотя часть крепостей так и осталась в руках чужеземцев. Война со Швецией закончилась в 1617 году подписанием Столбовского мира. По нему Россия теряла выход к Балтийскому морю и выплатила соседке большую контрибуцию в 20 тысяч рублей. В то же время шведы вернули Новгород. Следствием Столбовского мира стало то, что внешняя политика России в 17 веке обзавелась еще одной важнейшей целью. Оправившись от ужасов Смуты страна начала борьбу за возвращение к берегам Балтики.

Смоленская война

В царствование Михаила Федоровича (1613 - 1645) было лишь одно крупное вооруженное столкновение с другой страной. Им оказалась Смоленская война (1632 - 1634) против Польши. Эту кампании вели полководцы Михаил Шеин, Семен Прозоровский и Артемий Измайлов.

Перед войной московские дипломаты пытались склонить на свою сторону Швецию и Османскую империю. Антипольская коалиция так и не сложилась. В итоге воевать пришлось в одиночку. Тем не менее цели России во внешней политике 17 века оставались теми же. Ключевая задача (возвращение Смоленска) выполнена не была. Многомесячная осада города закончилась капитуляцией Шеина. Стороны завершили войну Поляновским миром. Польский король Владислав IV вернул России Трубчевск и Серпейск, а также отказался от претензий на российский престол (сохранявшихся со времен Смуты). Для Романовых это был промежуточный успех. Дальнейшая борьба была отложена на будущее.

Конфликт с Персией

Наследник Михаила Федоровича Алексей был активнее отца на международной арене. И хотя основные его интересы находились на западе, ему пришлось столкнуться с вызовами и в других регионах. Так, в 1651 году вспыхнул конфликт с Персией.

Внешняя политика России в 17 веке, кратко говоря, стала соприкасаться с множеством государств, с которыми Рюриковичи еще не имели дел. На Кавказе такой новой страной оказалась Персия. Войска ее династии, Сефевидов, атаковали подконтрольные Русскому царству земли. Основная борьба велась за Дагестан и Каспий. Походы закончились ничем. Алексей Михайлович не желал эскалации конфликта. Он отправил к шаху Аббасу II посольство и 1653 году война была остановлена, а на границе восстановлен статус-кво. Тем не менее каспийский вопрос сохранился. В дальнейшем наступление здесь в XVIII веке повел уже Петр I.

Присоединение Смоленска, Левобережной Украины и Киева

Главным успехом Алексея Михайловича во внешней политике стала очередная война с Польшей (1654 - 1667). Первый этап кампании обернулся безоговорочным поражением Речи Посполитой. Запорожские и московские войска вступили на Украину и так фактически воссоединили земли восточных славян.

В 1656 году между сторонами было заключено временное Виленское перемирие. Его вызвало вторжение Швеции в Польшу и одновременное начало войны между шведами и русскими. В 1660 году поляки попытались провести контрнаступление, однако оно завершилось неудачей. Окончательно война завершилась в 1667-м после подписания Андрусовского перемирия. Согласно тому соглашению совершилось присоединение к Москве Смоленщины, Киева и всей Левобережной Украины. Так Алексей Михайлович успешно выполнил задачу, которой была подчинена внешняя политика России в 17 веке. Краткое перемирие еще могло вновь прерваться войной, поэтому конфликт потребовал дальнейших переговоров, завершившихся уже при царевне Софье.

Борьба со Швецией

Как уже говорилось выше, добившись успеха на Украине, Алексей Михайлович решил попытать счастью на Балтике. Давно назревавшая война-реванш со Швецией началась в 1656 году. Она оказалась двухлетней. Бои охватили Ливонию, Финляндию, Ингерманландию и Карелию.

Внешняя политика России 17 - 18 века, кратко говоря, ставила своей целью выход к западным морям, так как именно это позволило бы наладить лучшие связи с Европой. Именно этого хотел добиться Алексей Михайлович. В 1658 году было заключено Валиесарское перемирие, по которому Россия удержала за собой часть земель в Ливонии. Однако спустя три года московским дипломатам пришлось согласиться на восстановление прежних границ во избежание войны на два фронта против Швеции и Польши одновременно. Этот порядок закрепил Кардисский мирный договор. Балтийские порты так и не были получены.

Война с Турцией

Под конец русско-польского противостояния в него вмешалась Османская империя, которая стремилась завоевать Правобережную Украину. Весной 1672 года туда вторглась 300-тысячная армия. Она разгромила поляков. В дальнейшем турки и крымские татары воевали также и против России. В частности, была атакована Белгородская оборонительная черта.

Основные направления внешней политики России 17 века во многом оказались логичным прологом внешней политики XVIII столетия. Особенно эта закономерность прослеживается на примере борьбы за гегемонию на Черном море. В эпоху Алексея Михайловича и его сына Федора турки в последний раз попытались расширить свои владения на Украине. Та война завершилась в 1681 году. Турция и Россия провели границы по Днепру. Также независимой от Москвы объявлялась Запорожская Сечь.

Вечный мир с Речью Посполитой

Вся внутренняя и внешняя политика России 17 века сильно зависела от отношений с Польшей. Периоды войны и мира влияли на экономику, социальную обстановку и настроения населения. Окончательно отношения между двумя державами были урегулированы в 1682 году. Той весной страны заключили Вечный мир.

Статьи договора оговаривали раздел Гетманщины. Речь Посполитая отказалась от протектората, который долгое время существовал над Запорожской Сечью. Были подтверждены положения Андрусовского перемирия. Киев признавался «вечной» частью России - за это Москва выплатила компенсацию величиной 146 тысяч рублей. В дальнейшем договор позволил сложиться антишведской коалиции во время Северной войны. Также благодаря Вечному миру Россия и Польша объединили свои усилия с остальной Европой в борьбе против Османской империи.

Нерчинский договор

Еще во времена Ивана Грозного Россия начала колонизацию Сибири. Постепенно смелые крестьяне, казаки, охотники и промышленники продвигались все дальше на восток. В XVII веке они достигли Тихого океана. Здесь задачи внешней политики России в 17 веке заключались в установлении дружеских отношений с Китаем.

Долгое время граница между двумя государствами не была обозначена, что приводило к разным инцидентам и конфликтам. Чтобы прекратить недоразумения на Дальний Восток отправилась делегация дипломатов во главе с Федором Головиным. Русские и китайские уполномоченные встретились в Нерчинске. В 1689 году они подписали договор, по которому граница между державами устанавливалась по берегам реки Аргунь. Россия потеряла Приамурье и Албазин. Договор оказался дипломатическим поражением правительства Софьи Алексеевны.

Крымские походы

После примирения с Польшей внешняя политика России в конце 17 века оказалась направлена в сторону Черного моря и Турции. Долгое время стране не давали покоя набеги Крымского ханства - государства, находившегося в вассальных отношениях с Османской империей. Кампанию против опасного соседа возглавил князь Василий Голицын - фаворит царевны Софьи Алексеевны.

Всего состоялось два Крымских похода (в 1687 и 1689 гг.). Особого успеха они не умели. Голицын не захватил чужих крепостей. Тем не менее Россия отвлекла на себя значительные силы крымцев и турок, что помогло ее европейским союзникам по общей антиосманской войне. Благодаря этому Романовы значительно повысили свой международный престиж.

Азовские походы

Софья Алексеевна была лишена власти своим младшим братом Петром, выросшим и не пожелавшим делить полномочия с регентшей. Юный царь продолжил дело Голицына. Его первый военный опыт был связан именно с противостоянием с Турцией.

В 1695 и 1696 гг. Петр возглавил два похода на Азов. Со второй попытки Турецкая крепость была захвачена. Неподалеку монарх повелел основать Таганрог. За успех под Азовом воевода Алексей Шеин получил титул генералиссимуса. Итак, два направления внешней политики России в 17 веке (южное и «польское) ознаменовались успехами. Теперь Петр обратил внимание на Балтику. В 1700 году он начал Северную войну против Швеции, обессмертившую его имя. Но то была уже история XVIII столетия.

Итоги

XVII век для России был богат на внешнеполитические события (как успехи, так и неудачи). Результатом Смутного времени в начале столетия стала потеря многих территорий, в том числе прибалтийского побережья и Смоленщины. Воцарившаяся династия Романовых взялась за исправление ошибок своих предшественников.

Особенности внешней политики России в 17 веке оказались такими, что наибольший успех ее ждал на польском направлении. Был не только возвращен Смоленск, но также Киев и Левобережная Украина. Так Москва впервые стала контролировать все ключевые земли Древнерусского государства.

Противоречивее были итоги на двух других направлениях: балтийском и черноморском. На севере попытка реванша со Швецией провалилась, и эта задача легла на плечи Петра I, вступившего вместе со своей страной в новый XVIII век. Та же самая ситуация сложилась с южными морями. И если в конце XVII столетия Петр занял Азов, то в дальнейшем он же его потерял, а задача экспансии в этом регионе была выполнена только при Екатерине II. Наконец, при первых Романовых продолжалась колонизация Сибири, на Дальнем Востоке установились первые контакты с Китаем.

После Смутного времени России пришлось надолго отказаться от активной внешней политики. Однако по мере восстановления хозяйства и стабилизации положения внутри страны царское правительство начинает решать насущные внешнеполитические задачи. Первоочередной из них было возвращение Смоленска - важнейшей крепости на западной границе, захваченной во время Смуты Речью Посполитой. В 1632 - 1634 гг. Россия ведет с ней т.н. Смоленскую войну. Русское войско, однако, оказалось слабым и плохо организованным. Осада Смоленска не дала результатов. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск и все захваченные во время Смуты западные территории России.

В конце 1640-х гг. в противостояние России и Речи Посполитой вмешалась третья сила: на Украине и в Белоруссии вспыхнуло мощное восстание. Оно было вызвано тяжелым положением, в котором находилось местное население. Если украинские и белорусские феодалы в XVI - XVII вв. в большинстве своем приняли католическую веру и ополячились, то крестьяне и горожане продолжали сохранять верность православию, родному языку, национальным обычаям. Помимо социального неравенства, им приходилось страдать еще и от религиозного и национального гнета, чрезвычайно сильного в Речи Посполитой. Многие пытались бежать на восточную окраину государства, к днепровским казакам. Эти казаки, сохранявшие самоуправление, несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Однако польское правительство строго контролировало численность казаков, занося их в специальные списки - реестры. Всех не включенных в реестр оно рассматривало как беглых, пытаясь вернуть их хозяевам. Между правительством и казачеством постоянно вспыхивали конфликты. В 1648 г. они переросли в восстание, возглавленное Богданом Хмельницким.

Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой в 1648 г. у Желтых вод и у Корсуни. После этого казачье восстание, поддержанное народными массами, переросло в освободительную войну. В 1649 г. у Зборова войско Хмельницкого разгромило поляков. После этого был заключен Зборовский договор, значительно расширявший списки реестровых казаков (с 8 тыс. до 40 тыс.). Договор носил компромиссный характер и не смог примирить враждующие стороны. В том же году освободительная война охватила помимо Украины еще и Белоруссию. В 1651 г. в сражении под Верестечком украинская армия из-за измены крымского хана, союзника Хмельницкого, потерпела поражение. Новый Белоцерковский договор, ограничивший число реестровых казаков 20 тыс., еще меньше удовлетворял восставших. Хмельницкий, хорошо понимавший невозможность справиться с поляками своими силами, неоднократно обращался к России за поддержкой. Однако царское правительство считало страну не готовой к войне и медлило с решительными действиями. Только после того как сначала в 1653 г. Земский собор в Москве, а затем в 1654 г. Украинская рада (народное собрание) в Переяславле высказались за воссоединение Украины и России, началась очередная русско-польская война.

Первые действия русских войск были успешными: в 1654 г. они вернули Смоленск и захватили значительную часть Белоруссии. Однако не доведя до конца эту войну, в 1656 г. Россия начала новую со Швецией, пытаясь прорваться к Балтийскому морю. Затяжная битва на два фронта шла с переменным успехом. В конце концов Россия добилась гораздо меньше того, на что рассчитывала. По Кардисскому миру со Швецией (1661) Россия вернула все прибалтийские территории, захваченные ею во время войны. Не удалось добиться полного успеха и в войне с Речью Посполитой: по Андрусовскому перемирию Россия возвращала Смоленск, а получала Левобережную Украину - все земли на восток от Днепра - и Киев на западном днепровском берегу. Правобережная Украина оставалась во Власти Речи Посполитой.

После этих войн резко обострились отношения России с Османской империей, овладевшей к этому времени Северным Причерноморьем и пытавшейся распространить свою власть на всю Украину. В 1677 г. объединенное османо-крымское войско осадило Чигирин - русскую крепость на Украине. В 1678 г. ее удалось захватить, однако осада Чигирина ослабила османов и на другие военные действия у них уже не хватило сил. В 1681 г. в Бахчисарае подписан договор, по которому османы признавали право России на ее украинские территории. В 1686 г. Россия заключила "вечный мир" с Речью Посполитой - недавние враги стали союзниками в борьбе с экспансией Османской империи.

В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе
This article examines the formation of the calligraphic skills of Junior pupils with impaired handwriting

Ключевые слова: почерк, нарушение, каллиграфия, каллиграфические умения, младший школьник
Key words: handwriting, violation, calligraphy, calligraphic skills, younger student

Одно из детских воспоминаний, сохранившихся о начальной школе, которое есть у каждого современного взрослого – это «минутки чистописания». До сих пор некоторые школы практикуют уроки чистописания для того, чтобы обучить детей красивому почерку.

Слово «каллиграфия» пришло к нам из далеких времен. Еще на древнем греческом языке оно было образовано от двух слов, переводящихся на русский язык, как «красота» и «пишу».

Под этим термином понимается способность четко, красиво и разборчиво писать от руки, опираясь на имеющиеся образцы письма .

Для каллиграфического почерка важно соблюдать правила строки, выдерживать ровные поля как справа, так и слева страницы, придерживаться одинакового размера и наклона для букв (причем наклон регламентирован и равен 65 градусам), правильно отрисовывать каждую букву и правильно соединять буквы.

Человек только в том случае владеет каллиграфией, если его почерк уже сформировался, он пишет быстро и связно, при этом скорость письма не влияет на его разборчивость и наклон. Если человек нарушает пропорции, изменяет наклон букв, не применяет правила написания некоторых элементов, то считается, что он допускает каллиграфические ошибки.

Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный научно-технический прогресс и бурное развитие информационного мирового поля ставит перед человеком обязательной задачу заниматься самообразованием.

Поэтому у человека появляется необходимость писать не просто разборчиво, но и быстро, сохраняя при этом каллиграфический почерк. Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. В работах современных методистов К.Д. Ушинского, В.А. Илюхиной, Л.С. Выготского и других есть научные рекомендации для решения этой проблемы.

Сегодня большинство людей не обладают навыками каллиграфического письма. Что произошло с почерком за последние десятилетия? Почему люди стали допускать такое количество ошибок? Почему в младших классах все труднее приучить детей к каллиграфии? Эти вопросы волнуют многих педагогов. Каждый год мы наблюдаем рост количества детей, которые имеют трудности в обучении письму. До 30 процентов детей имеют затяжные проблемы в обучении письму.

Сегодня обучение каллиграфическому почерку считается одной из главных проблем школьного образования. Эту проблему изучают многие ученые и методисты. Формирование правильного письма сегодня рассматривается с разных точек зрения. Например, программа «Письмо с секретом» подразумевает формирование мускульной памяти.

Почему этот вопрос так волнует многих людей? Потому что есть существенные проблемы, связанные с плохой каллиграфией у детей. Если ребенок небрежно относится к разборчивости своего почерка, то эта небрежность переходит и к усвоению орфографии. Проверяющему трудно определить, какие буквы находятся в тексте. О человеке, который пишет плохим почерком, складывается часто ложное впечатление, будто он неграмотный и небрежный в жизни. Компьютеризация в обучении накладывает свой отпечаток, так как дети меньше времени пишут, что мешает им усвоить каллиграфические навыки письма.

Наиболее часто возникающие проблемы в написании слов – это трудности в овладении буквенной формы, методов соединения букв, наклон строки. Из за того, что упражнения проводятся реже, чем раньше, все эти навыки теряются.

Но есть еще более серьезные признаки этой проблемы – на процесс формирования навыков письма влияют не только физические трудности, но и психологические особенности личности.

Согласно Е.М. Гуровой, нужно выделять отдельные элементы каллиграфического почерка и отрабатывать каждый из них. При этом нужно учить детей писать в такт или по команде.

Существует стойкое убеждение, основанное на фактах, что если придерживаться строгого размера ритма, то можно легко освоить быстрый и в то же время красивый почерк.

Упражнения по письму в такт позволяют не только правильно писать, но и помогают детям проявлять внимание (ведь нужно с первого раза понять и написать то, что говорит учитель). Также это позволяет тренировать память и развивать способность к усидчивости. Отдельные элементы, о которых пишет Илюхина, нужно писать безотрывно.

Еще один совет, который предлагает В.А Илюхина – это проговаривать каждую букву при ее написания. Дети легко усваивают главные элементы, которые встречаются чаще всего.
На каждом уроке рассматривается новая буква. При этом уже во второй половине сентября детей отправляют на «самостоятельный поиск». Дети не всегда способны дать развернутый ответ на различные вопросы учителя. Но при этом на уроках часто звучит детская речь.

Дети при этом самостоятельно комментируют свое написания буквы или слова. Они проговаривают каждый элемент в момент его написания. При этом письмо идет безотрывно от бумаги.

Уже давно доказано и опробовано на практике то, что при тактическом (его еще называют ритмическом) написании под счет дети гораздо лучше усваивают чистописание.
Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, которая применяет принципы ритмизированного написания. Такое письмо становится более четким и плавным. А ритмичность во время написания букв значительно ускоряет темп без ущерба для качества письма. Этот коррекционный метод позволяет совершенствовать графо-моторный компонент у детей, который имеют свои двигательные особенности.

Тактированное письмо вводится в три этапа.

На первом этапе дети выполняют следующие задания: они обводят буквы на специально заготовленных образцах под кальку. Упражнение выполняется под счет.

На следующем этапе дети с помощью кальки обводят уже не буквы, а слова, которые объединены в группы. В каждой группе находятся слова, имеющие схожие ритмические структуры и подобные ударения.

Третий этап характеризуется тем, что дети уже начинают также обводить с помощью кальки целые предложения. Также постепенно внедряются стихи и даже небольшие тексты.

Для успешного выполнения всех этих упражнений была издана рабочая тетрадь. С ее помощью дети в младшей школе формируют графо-моторный элемент письма. Занятия по этой тетради проводятся в начальных классах школы.

Также существуют эффективные альтернативные методы обучения красивому письму. Обсудим более подробно методику, которую предлагает Н.Г. Агаркова.

Согласно Н.Г. Агарковой, занятия по обучению красивому и разборчивому почерку нужно основывать на принципах, которые применяются в русской графике. Важно проводить регулярные занятия, с помощью которых дети до автоматизма доводят действия по написанию букв.

Принципы, о которых пишет Н.Г. Агаркова, следующие:

  • буквы нужно изучать поэлементно;
  • важно добиться стабильного одновариантного написания буквы;
  • буквенные знаки нужно логически группировать.

Поэлементное освоение букв проявляется в том, что перед тем, как приступить к начертанию буквы, нужно сформировать у ребенка ее зрительный образ в памяти так, чтобы он четко понимал, из каких отдельных элементов строится данная буква. Он также должен хорошо помнить, какие соотношения существуют между этими элементами. Буква воспроизводится поэлементно, но теперь уже задействуются двигательные элементы. В результате в сознании учеников формируется устойчивый буквенный образ. Это позволит создать прочный фундамент для формирования хорошего каллиграфического почерка.

Стабильное написание разных букв достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в процессе написания текста на бумаге. Это круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. Как правило, рука во время написания разных букв совершает одни и те же движения.

Если логически группировать разные буквы, то можно достаточно быстро после изучения отдельных букв сформировать в сознании учеников ясные образы каждой буквы, а это позволит избежать частых графических ошибок при быстром письме. В результате закладывается прочный фундамент для формировании способности автоматически писать каллиграфическим почерком.

Принципы, которые были описаны нами в этой статье, можно реализовать с помощью поэлементно-целостного метода. Он опирается на особенности, связанные с возрастом шести-семи лет и психологическим развитием детей этого возраста. Этот принцип не мешает развитию связного письма. Наоборот, мы считаем, что он позволяет более глубоко его раскрыть.

Методика основывается на двух категориях образов букв. Это зрительные образы букв и двигательные образы букв. Зрительные образы основаны на закономерностях восприятия с помощью зрения. Двигательные образы основаны на закономерностях движений в процессе написания.

Тематическая литература, особенно труды Е.Н. Потаповой, В.А. Илюхиной и других, предлагает различные методики. Например, одна методика основана на копировальном методе написания. Другая – на генетическом подходе.

Также существуют ритмические методики, шрифтовые методики, которые разработаны Н.Г. Агарковой. Н.А. Федосова позволяет не просто приобрести каллиграфический почерк, но и развить мелкую моторику, сформировать разные виды памяти . Особое внимание нужно обратить на рекомендации В.А. Илюхиной. Она предлагает методику, которая эффективно работает вплоть до конца обучения в школе.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Каждая рассмотренная методика основана на принципах и подходах, имеющих надежные исторически сложившиеся рекомендации;
  2. Эти методики позволяют ученикам осознанно овладеть каллиграфическим почерком;
  3. Современные технологии обучения развивают не только способность к письму, но и другие важные качества ребенка;
  4. Методики также учитывают психологические и физические особенности учеников младшей школы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Смирнова Юлия Алексеевна у читель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» о бразование – высшее у читель начальных классов – I квалификационной категории п едагогический стаж – 9 лет

«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна. В трудах психологов: Л.С. Выгодского «Мышление и речь»; П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования умственной деятельности»; Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших школьников» можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво?

Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал: опыт выполнения графических заданий; рисования; несовершенна координация движений руки; низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти; большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш; не умеют правильно сидеть; не знают, как расположить бумагу; редко кто владеет основами звуко - буквенного анализа.

Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму? Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья.

Что же представляет собой процесс письма? Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Что же такое навык письма? «Навык – это действие, сформированное путем повторения…» (Краткий психологический словарь). В формировании навыка выделяются три основных этапа. Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия. Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие. Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость. Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка.

Методы формирования навыков каллиграфического письма Копировальный метод - суть его состояла в том, что дети обводили написанные образцы (точками или бледными чернилами), учитель мог и сам прописывать задание для учащихся в их тетрадях карандашом. Недостатком метода было то, что он не способствовал сознательному овладению почерком. Сегодня используются элементы этого метода в прописях и в индивидуальной работе с детьми, при коррекции почерка.

Линейный метод – Учащиеся обучаются на основе точных, одинаковых расстояний между элементами букв, точных пропорций высоты и ширины букв, можно пользоваться вспомогательной сеткой. Как единственный этот метод также не оправдал себя, так как частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера. Глаза учеников быстро уставали. В современной школе используются элементы этого метода, например, когда с первых дней обучения учитель применяет тетради с одной линией, в начале обучения линейный метод применяется как основной.

Генетический метод заключается в изучении букв в порядке от более простых по форме и начертанию к более сложным. В школе этот метод известен еще со средних веков, его с успехом применял Песталоцци. В методических разработках последнего времени метод применяется для отработки формы букв в послебукварный период, например, в пособии "Дидактические материалы по обучению письму" для 2 и 3 классов.

Ритмический или тактический метод – письмо под счет, в одинаковом ритме. Метод удобен для фронтальной работы с классом, развивает уверенность и плавность руки, устанавливает нужную скорость письма, довольно широко применяется в современной методике обучения письму. Необходимо помнить, что при длительном применении метод не оправдывает себя, так как дети быстро утомляются от постоянного счета.

Метод обучения письму путем прописывания специальных упражнений (метод Карстера) - этот метод ставил главной задачей выработку у учащихся четкой и красивой скорописи. Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера. По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей (прописи Н.И.Ткаченко и А.И.Воскресенской, пособия В.А.Саглина, Н.Н,Боголюбова и др.). Наилучшего результата при первоначальном обучении письму дают, как правило, сочетание всех этих методов без выделения ведущего

Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма 1. Показ Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

2. Копирование Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: размах, размер, направление, форма.

3. Списывание с готового образца Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

4. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.

5. Письмо под счёт или в такт счёту Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа. Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два - три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.

6. Показ ошибочного написания Спорным является приём показа ошибочного написания. Я применяю его для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается карточка.

Этапы формирования навыка 1. Штриховка Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов). Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

2. Развитие тактильной памяти Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.

Подготовка к письму и обучение графическим навыкам Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5. 1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке; 2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью; 3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев коснуться виска; 4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до металлической части стержня – один пальчик; 5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди. Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

В процессе работы у ребёнка могут возникнуть трудности в рисовании прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понять причины возникающих трудностей позволяют следующие задания. 1. Проверяю, умеет ли ребёнок манипулировать мелкими предметами. Например, даю пакет с пуговицами и прошу отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п. (Выполнение задания для себя отмечаю + или -). 2. Прошу ребёнка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш и покрутить его. (Получается +, не получается -). 3. Написать палочки (большие и маленькие) и считать – раз, два, три, четыре. (//// ////). 4. Заштриховать небольшой рисунок, предварительно показав, как это сделать. «Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений.

5. Скопировать рисунки. 6. Найти такую же фигуру или сочетание фигур. (Не более чем за 6 секунд +, более 6 секунд –). 7. Сложить простые фигуры из деталей. (Быстро +, медленно –). 8. Внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, затем три фигуры. Закрыв фигуру, нарисовать по памяти. 9. Дополнить (закончить) рисунок 10. Можно поиграть в такую игру: взять чистый лист бумаги и фломастер. Учитель в роли штурмана, а ребёнок в роли водителя: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, сделаем круг и...». Получится схема движения. Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия.

2. Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно. 3. Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения. Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец). 4. Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила: Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения. Замедленное движение «под диктовку». Повторение инструкции. Самостоятельное выполнение действия.

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.