Татьяна Станиславовна Курцаева
Время на чтение: 5 минут
А А
Последнее обновление статьи: 18.01.2017
4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.
Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет
В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.
Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.
В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?
Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.
Математические умения:
- знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
- умеет считать до пяти;
- способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
- владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
- может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.
Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.
Логическое мышление:
- умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
- понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
- понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
- собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
- строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
- находит различия и сходства предметов;
- может найти предмет по описанию;
- определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.
В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.
Окружающий мир:
- ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
- знает основные цвета;
- различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
- знает некоторые профессии;
- может назвать время года по картинке;
- различает погодные явления.
Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.
Речевое развитие:
- знает около тысячи слов;
- строит предложения из нескольких слов;
- способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
- учит наизусть короткие стихи;
- знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
- может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.
К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.
Повседневные навыки:
- нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
- застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
- умело управляется с ложкой и вилкой;
- может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.
В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.
Графические навыки:
- может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
- соединяет точки линиями;
- умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.
В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.
Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.
Игры, развивающие интеллект
Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.
«Из чего состоит»
Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.
«Где можно увидеть»
Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.
«Съедобное – несъедобное»
Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.
Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.
«Соедини по точкам»
Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.
«Дорисуй предмет»
Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.
Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.
Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.
Читайте далее:
Многие родители с большой ответственностью относятся к развитию своего малыша в раннем детстве, кроме того, большинство из них работает, поэтому рано или поздно встаёт вопрос, чем занять ребенка 4 года дома. Ведь это уже понятливый человечек, осмысленно относящийся к окружающим предметам и явлениям, и задачей взрослых является выстраивание правильных с ним отношений и такого распорядка, который бы помогал детям не только беспечно проводить время, но и чему-то обучаться.
Итак, на что же стоит опираться, выбирая занятия для своего сына или дочери, чтобы они были не только развлекательными, но и воспитывающими, обучающими? Для этого надо знать особенности четырёхлеток. В этом вопросе лучше руководствоваться следующими критериями:
- Физическое развитие малыша делает его чрезвычайно подвижным – каждый день он всё больше осознаёт возможности своего тела и пытается себя проверять в различных активных действиях. Он хорошо прыгает и бегает, владеет мячом, умеет подтягиваться, всё лучше ориентируется в пространстве, может преодолевать самые разные препятствия. Поэтому, желательно, чтобы дома у него были различные снаряды, а ещё лучше спортивная стенка или целый комплекс, позволяющий ежедневно заниматься физическими упражнениями. Разумеется, все действия крохи должны проходить под контролем родителей, так как малыш в азарте, вполне, может получить травму, если за ним не следить.
- В четыре года дети постоянно пополняют свой запас знаний об окружающем мире , они жаждут новых впечатлений, задают огромное количество вопросов, поэтому любая информация впитывается очень быстро. Родителям можно начать заниматься с ними чем-то новым, например изучением основ , геометрии, или , тем, что особенно, интересно малышу. Это также может стать поводом к более углублённому изучению родного языка, географии, истории. И здесь незаменимыми являются всевозможные детские книги, специальные энциклопедии, интерактивный глобус, различные говорящие карты и многое другое. Игрой такие занятия назвать трудно, и всё же эти уроки, в любом случае, будут проходить в игровой форме, поскольку только таким образом малышу доступно восприятие многих вещей.
- Интересы
малютки в этом возрасте разносторонние – дети любят самые разные виды творчества и с удовольствием занимаются рисованием (как нарисовать различных зверюшек с пошаговыми фото смотрите ), лепкой, созданием поделок ( , ) разукрашиванием картинок, созданием аппликаций (у нас на сайте есть множество аппликаций с пошаговыми фото, которые можно сделать вместе с детьми: , ), рукоделием. Их фантазия ничем не ограничена, поэтому любые уроки и игры позволяют им, одновременно совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление, развивать воображение. Настольные игры, конструкторы и мозаики могут надолго увлечь малыша, принеся немало пользы для формирования умственных способностей и положительных черт характера, таких как усидчивость, настойчивость и даже упорство в достижении своей цели.
- Растёт маленький человек и в эмоциональном плане , и это очень важно. Дети уже умеют различать настроение окружающих людей, учатся сопереживать, проявлять участие и даже выстраивать свои первые отношения с ровесниками. Поэтому им так необходимы сюжетные игры, в которых они пробуют себя в самых разных ролях. Маме с папой надо помнить об этом и позаботиться, чтобы у ребёнка был различный реквизит к своим сценариям в виде наборов, содержащих атрибуты для игры в Кулинара, Доктора или Продавца.
- Поскольку бытовые навыки тоже совершенствуются, и ребёнок без напоминания следит за своей гигиеной, использует столовые приборы, умеет одеваться и раздеваться, есть масса полезных взрослых заданий, которые малыш будет выполнять с удовольствием и при этом приобретёт новые умения, безусловно, являющиеся актуальными в его будущей жизни.
- Несмотря на то, что четырёхлетние дети могут подолгу играть самостоятельно, они всё больше тянутся к общению со своими сверстниками, и в этом смысле хорошо, если иногда в гости к дочери или сыну будут приходить соседские девочки и мальчики. Ролевые или командные настольные игры научат детей ответственности, коммуникабельности, умению находить компромисс с разными людьми.
Одним словом, занятия ребенку в четыре года можно предложить самые разные, в том числе, игрушки, игры и настоящие уроки, проходящие в духе игр. Детям можно привить любовь к музыке, изобразительному искусству, рукоделию, если, конечно, постараться и учесть их увлечения.
Занятия ребенку в 4 года: видео
Основные правила игры
Существует несколько важных правил при организации досуга и обучающих занятий с малышом, выполняя которые, родители могут получить хороший результат, воспитав разносторонне развитых, креативных и умных детишек, к тому же, отличающихся отличной физической формой:
- следует помнить, что все обучающие уроки лучше проводить с ребёнком в первой половине дня, когда он полон сил, энергии и имеет позитивный настрой;
- эмоциональное состояние детей является очень важным, так как в хорошем настроении они лучше контактируют со взрослыми и своими ровесниками, гораздо быстрее схватывают нюансы игры, более открыты для восприятия новой информации;
- любое обучение должно проводиться в виде игрового процесса и нести полезный заряд;
- игры и занятия лучше планировать заблаговременно, также желательно создать нужную атмосферу, а для этого придётся подготовить различные пособия, материалы или атрибуты.
Все эти вещи взрослые должны продумать заранее. Психологи советуют папам и мамам составлять далеко идущие программы на неделю, и даже месяц вперёд – от этого будут зависеть достижения чада.
Если в домашних условиях подготавливается место для подвижных игр, необходимо позаботиться о том, чтобы убрать все хрупкие и бьющиеся предметы, острые углы мебели лучше закрыть мягким материалом, во избежание травм. Особенно, это актуально, если к сыну или дочери придут друзья.
Зная, чем занять ребенка 4 года дома, конечно, нельзя забывать, что нужно чередовать умственную деятельность с активным времяпровождением – таким образом, сбрасывается чрезмерное напряжение, и малыши меньше устают.
Чем занять ребенка в 4 года дома для развития
Как развлечь четырехлетнего малыша, не должно представлять для родителей сложности, так как вариантов, действительно, много.
Развивающие игры и занятия:
- Словарный запас , в основном расширяется у детей во время свободных тематических игр с использованием наборов, при которых дети подражают взрослым, примеряя на себя различные роли. Во время этого процесса они даже повторяют характерные интонации, с которыми говорят те или иные люди. В этом плане также хороши настольные игры, например, лото. Особенно, малышам нравится зоологическая тематика, при этом они усваивают много новых слов, названий животных, отдельных частей их тела, места их обитания.
- Огромную роль в развитии речи играет и литература – проза и стихи . Хорошо если это , они помогают формировать правильные ассоциации объекта с его изображением, к тому же в таких головоломках есть много описаний разных предметов, которые дети проговаривают и быстро запоминают. Чтение, выучивание отрывков и стихов с одновременным рассматриванием картинок – это нужный и увлекательный этап в развитии ребёнка (о том как с ребенком и мы писали ранее, рекомендуем знакомиться со статьями).
- Развитие моторики и сенсорики неотъемлемо связано с рисованием и лепкой. Здесь можно предложить детям любые подходящие материалы – краски (о том как сделать пальчиковые краски смотрите ), глину, пластилин или тесто. Замечательно, если оба занятия совмещаются. Создав фигурку из полимерной глины, затем её можно раскрасить вместе с ребёнком, параллельно он научится правильному сочетанию цветов. Одновременно с этим, у малыша будет усиливаться сенсорная чувствительность, развиваться ловкость пальчиков и координация движений.
- Воображение и логика – важный аспект в формировании маленькой личности, а для этого подойдут пазлы, коллажи, конструкторы. Эти игры чрезвычайно увлекают малышей, развивая у них усидчивость, внимание, логическое мышление. Также такое времяпровождение заставляет детей анализировать различные признаки предметов, что благотворно сказывается на их мыслительных способностях.
- Если стоит задача обучить дошкольника арифметическому счёту , в этом помогут яркие красочные карточки с изображением разного количества предметов, что позволяет малышам познакомиться с цифрами, а также, с математическими действиями — сложением и вычитанием. Такие интересные игры, как «Математическое домино» или «Математический эрудит» подходят, как для детской вечеринки, так и для совместного с родителями отдыха. В то же время, ребёнок обучается навыку быстрого сложения и другим арифметическим действиям. Кстати, буквам и азбуке четырёх леток также можно обучать по аналогичным играм, карточкам или специальным кубикам.
- С четырехлетним ребенком можно начинать учить буквы (о том как быстро, легко и играя выучить все буквы с малышом смотрите в ). Если же малыш уже знает все буквы, то можно перейти к обучению чтению (подробнее об обучении чтению мы писали ).
- Разумеется, можно воспользоваться и специальными программами, развивающими мультфильмами , но для этого смысловая нагрузка подобного обучения должна соответствовать возрасту ребёнка. К тому же, долго просиживать перед планшетом малышу нельзя, так как от этого страдает его внимание, а также может возникнуть нарушение нормального сна. Оптимально провести перед экраном 15 минут, но никак не больше.
Активные игры для детей 4 лет
- танцы и песни под любимую музыку;
- дома можно приобрести для ребёнка детский теннис либо теннисную ракетку с мячиком на веревочке;
- игры с воздушными шариками, мячами, фитболом;
- для активного времяпровождения подойдут прятки, отыскивание спрятанных предметов, игрушечный кегельбан;
- детям можно организовать уютный домик или палатку, собранную из покрывал, подушек и других подручных материалов – там они смогут играть в свои ролевые игры;
- музыкальные игры под композиции Е.Железновой, они позволяют детям танцевать, кружиться, подпевать, притоптывать. Несомненно, это занятие привьёт малышам любовь к музыке, разовьёт их музыкальный слух и будет способствовать улучшению координации движений.
Активно провести время ребёнок сможет и, выполняя некоторые поручения мамы или отца – дети чувствуют себя настоящими хозяевами и умелыми хозяйками, когда стирают пыль, моют посуду или подметают полы.
Как занять ребенка в 4 года и сделать домашние дела
Чем же еще можно развлечь четырехлетнего малыша, если ему скучно и нечем заняться? Дети в этом возрасте могут самостоятельно играть в течение получаса, а если занятие очень увлечет, то и целый час, забыв про время, маму и все на свете.
При этом, чтобы надолго занять ребенка не понадобится дорогих игрушек (кстати, по моему опыту и опыту других мам, дорогие игрушки ненадолго занимают малыша, намного дольше дети способны заниматься другими «игрушками», порой не предназначенными для игр — прищепки, скотч, дырокол, пуговицы...)
Также четырехлетнего ребенка можно приобщить к какому-нибудь полезному и незнакомому для него делу и он будет просто счастлив, что требуется его помощь.
Несколько простых вариантов, которые безотказно действуют, когда нужно отвлечь внимание ребёнка от взрослых:
- В некоторых случаях можно доверить ребёнку раскатывание теста, уборку со стола, перемешивание салата .
- Хорошим подспорьем маме станет наведение порядка на нижних полках шкафов, где нужно протереть пыль или аккуратно сложить чистые вещи.
- Четырёхлетних детей всё так же привлекают игры, связанные со всевозможными коробочками, шкатулками. Дочери мама может дать коробку с бижутерией и, тем самым, как минимум, на полчаса развлечь кроху самостоятельной разборкой драгоценностей.
- Совместное творчество на кухне может полностью поглотить внимание дочери или сына – для этого достаточно разрешить крохе самостоятельно приготовить интересное блюдо. Поварёнка следует обеспечить всех необходимым, даже дать ему некоторые простые продукты и пусть он готовит свой кулинарный шедевр. Поверьте, малыш может быть настолько увлечён, чтоб мама сможет спокойно готовить обед или ужин, тем более что любимое чадо находится в поле её зрения.
- Помимо этого, детям продолжают нравиться различные конструкторы и пазлы , в такие игры они могут играть длительное время, не тревожа родителей. Такой же притягательностью для малышей обладают всевозможные шнуровки, нанизывание бусин и пуговок на нитку, игры с дыроколом, строительство зданий из кубиков и других деталей.
- Также сейчас самое время познакомить ребенка с ножницами (если вы этого не сделали раньше) — покажите ребенку, как правильно ими пользоваться, дайте старые журналы, ненужные листки (у нас дома всегда есть «черновики» для рисования и вырезания), обои, посадите недалеко от себя и пока вы будете заниматься домашними делами, ребенок с удовольствием будет отрабатывать навыки работы с ножницами. Когда ребенок хорошо освоит работу с ножницами, можно усложнить задания — попросить вырезать кружочки, квадратики, треугольники, а потом их посчитать (заодно и математике поучиться).
- Дырокол
(как так и обычный) был моей палочкой-выручалочкой, когда дети со мной ездили в офис на работу. Игрушек с собой на работу много не возьмешь, а занять малыша чем-то надо. Вот пока мама работала дети либо рисовали или получали дырокол и делали много-много дырочек. Очень нравилось сперва раскрасить бумагу цветными карандашами, а потом дыроколить листик и получать разноцветное конфетти).
- Трафареты. Помните у нас в детстве были трафареты букв? Сейчас помимо буквенных трафаретов есть различные — с животными , геометрическими фигурами, принцесс , машинки, корабли, самолеты... и многое другое. Такие трафареты можно обводить и раскрашивать. Моя дочь очень любит рисовать с трафаретом «принцесс», а сын с удовольствием рисовал машинок.
- Про кинетический песок я говорила уже не раз. У нас это самая ходовая «игрушка» особенно в зимнее время. Мы используем не покупной песок, а сделанный своими руками (его рецепт можете посмотреть ). Кстати, при его изготовлении дети принимали самое активное участие. С ним можно играть часами, к примеру, на сайте я разместила подборку из , в которые мы играем с детьми. Рекомендую посмотреть, вдруг что-то понравится и вам.
- Домик . Помню в детстве мы с сестрой очень любили строить домики из подушек, одеял, стульев, кресел. И там могли играть часами... Так что своим детям я купила домик-палатку, когда старшему ребенку исполнился год. Прошло уже несколько лет, а игрушка все не теряет своей актуальности. Порой и я с удовольствием играю с детьми в домике. Продают их в любом детском магазине.
- Наклейки. Книжки с многоразовыми или одноразовыми наклейками, либо просто набор наклеек и альбом также могут развлечь четырехлетнего ребенка и он не будет ходить по дому и то и дело твердить, что ему скучно и развлеки меня, мама.
- Рисование по точкам, лабиринты, раскраски (для этого можно скачать заготовки из интернета либо купить книжки-развивашки в магазине). Выбирать лучше с ребенком, чтобы он мог сам выбрать, к примеру, какую раскраску хочет раскрашивать, а какая ему не очень нравится.
- Старый фотоаппарат или телефон
. Дайте возможность ребенку побыть «взрослым» фотографом. Дайте ему старый фотоаппарат или телефон (я своему ребенку отдала на растерзание старый телефон, со слабой фото-камерой). Теперь он может делать фото-репортажи совсем как взрослый. Правда память заполняется очень быстро, так как малыши хотят запечатлеть каждое мгновение жизни. :)
- Волшебная баночка . Есть у меня волшебная баночка дома, ее я завела, когда старшему ребенку было около года (с течением времени содержимое баночки видоизменялось, но баночка всегда была). Когда моему 4-летнему ребенку было скучно и он не знал, чем заняться. я вручала ему эту волшебную баночку, которая в остальное время была вне зоны доступа. В ней лежат разные «сокровища» — монетки, пуговицы, «собачка» от замка и другие не очень большие, но очень увлекательные предметы. которые способны надолго заворожить моего ребенка.
- Рисование по образцу. Моя дочь любит рисовать — красками, карандашами, пальчиковыми красками (кстати как сделать писала здесь), фломастерами, по трафаретам, на , и конечно же просто в альбоме. Часто мы учимся по пошаговым инструкциям. Такие инструкции есть как у меня на сайте , и так и в интернете. Недавно я купила эту книжку, о том как нарисовать любое животное за 30 секунд. Если мне нужно чем-то заняться, то дочка может самостоятельно по инструкции нарисовать зверюшек, а потом показывать мне, что получилось. Часто к зверюшкам дорисовываются предметы «интерьера» — облако, солнце. деревья, трава и другие зверюшки, которые она уже умеет рисовать.
- Лупа . Многие родители недооценивают такой интересный предмет, как...лупа. А ведь это настоящая находка для маленького исследователя. Помимо исследования на улице всего, что попадается на глаза — травка, жучок, гусеничка. листик и т.п. можно продолжить исследования и дома.
Чем еще развлечь четырехлетнего малыша: видео
Выяснив, чем занять ребенка 4 года дома, взрослые и сами могут придумать что-то новое, необычное и оригинальное для развлечения и пользы своих детишек. Это не так сложно, как может показаться, главное, чтобы занятие соответствовало увлечениям и темпераменту малыша.
Вашему малышу исполнилось четыре года, и это значит, что позади с его капризами и непослушаниями. Теперь ребенок уже более самостоятельный, усидчивый, предпочитает уже другие игры и игрушки. Самое время проверить, соответствует ли его развитие средним нормам. Возможно, на какой-то аспект стоит обратить особенное внимание и вплотную заняться обучением малыша. О том, что должен знать и уметь ребенок в 4 года, вы узнаете, прочитав нашу статью.
Физические параметры: нормы роста, веса и другие
Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его , окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:
- рост - от 99,1 до 107,5 см;
- вес - от 14,4 до 18,6 кг;
- окружность головы - от 48,7 до 51,7 см;
- окружность груди - от 52,4 до 55,8 см.
- рост - от 98,4 до 107 см;
- вес - от 14 до 18,5 кг;
- окружность головы - от 47,9 до 50,8 см;
- окружность грудной клетки - 51,6-55,1 см.
- рост - от 89,8 см и ниже;
- вес - от 10,9 кг и ниже;
- окружность головы - от 45,1 см и ниже.
- рост - 115,7 см и выше;
- вес - от 25,2 кг и выше;
- окружность головы - от 53,6 см и выше.
Нормально, если и мальчики, и девочки в росте прибавляют стабильно, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени. Чтобы точнее узнать о соответствии роста и веса крохи нормативным показателям, можно воспользоваться калькуляторами, размещенными в Интернете.
Развитие малыша
Большинство четырехлетних уже посещают дошкольные учреждения, где их развитие оценивают и корректируют воспитатели и психолог. Родители же тех деток, которые воспитываются дома, могут самостоятельно оценить степень зрелости своего малыша, сравнив его умения и навыки со стандартными, которые мы приводим ниже.
Физическое
Физическое развитие дитя включает не только антропометрические параметры, но и его двигательные способности, объемы легких, количество сердечных сокращений, мышечную массу и т. п.
В четыре года малыш уже умеет:
- уверенно бегать и прыгать;
- ходить вперед и назад;
- спускаться и подниматься по ступенькам;
- лазать по вертикальной лестнице;
- крутить педали на велосипеде;
- стоять на одной ноге около девяти секунд;
- ловить мяч двумя руками;
- повторять последовательность упражнений в танце.
- рисовать простые рисунки, в том числе человека, карандашом, фломастерами, кисточкой;
- строить башню из кубиков;
- рисовать простые геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.;
- лепить мелкие детали из пластилина и теста;
- показывать отдельно от других указательный палец, указательный и средний пальцы одновременно;
- нанизывать бусинки на нитку;
- раскрашивать раскраски;
- резать детскими ножницами.
Психическое
В четыре года ребенка активно уже нужно учить управлять своими эмоциями, находить общий язык с людьми. Он уже в состоянии понимать, что такое чувства, собственные и других людей. Он становится более покладистым, может с легкостью и при желании делиться с другими детьми своими игрушками. Кроха ориентируется в знакомой обстановке, может показать дорогу домой и в садик либо привычный магазин. Его уже следует научить отличать право и лево, вперед-назад, вверх-вниз. Развитие ребенка в 4 года, как мальчика, так и девочки, считается нормальным, если он:
- может определить, где много предметов, а где - мало;
- отличает большой предмет от маленького;
- знает не менее восьми цветов;
- считает от нуля до девяти;
- знает основные геометрические фигуры и умеет их изобразить на бумаге;
- складывает конструктор и пазл;
- ориентируется в профессиях;
- знает домашних животных и названия их детенышей;
- знает названия деревьев, которые ему часто встречаются, может определить, какому дереву принадлежит какой листик;
- знает времена года и их отличия, очередность;
- может группировать предметы по определенному признаку;
- может определить лишний предмет в логической цепочке;
- может назвать свои и фамилию;
- знает имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек;
- знает название родного города и страны.
Знаете ли вы? Принято считать, что большинство мальчиков начинают позже, чем девочки. Это объясняется тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.
Многих родителей интересует вопрос, как должен говорить ребенок в 4 года. В этом возрасте 90 % детей уже разговаривают четко и внятно, так, что их может понять любой сверстник и взрослый. Они произносят все звуки, в том числе и шипящие. В плане речевого развития малыш умеет:
- составлять сложные предложения;
- строить фразы из семи-восьми слов;
- рассказать, что он видит на картинке при помощи двух-трех предложений;
- отвечать предложением на вопрос;
- подбирать антонимы.
Навыки и умения
В плане самообслуживания четырехлетний ребенок - это уже вполне самостоятельный член общества. Он умеет:
- одеваться и раздеваться;
- аккуратно складывать свои ;
- самостоятельно умываться, чистить , купаться с мочалкой;
- застегивать и расстегивать молнию, пуговицы и липучки;
- развязывать шнурки;
- пользоваться расческой;
- пользоваться вилкой и ложкой, держа их по-взрослому.
Важно! Не страшно, если ребенок не умеет либо не знает чего-то из вышеперечисленного в списке. Практически все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений.
Отклонения от развития
Родителям следует обратиться к специалисту, если ребенок в четыре года не может:
- внятно говорить;
- построить предложение;
- оперировать хотя бы 500 словами;
- сам одеваться и раздеваться;
- самостоятельно принимать пищу;
- построить башню из восьми кубиков.
Важно! Отклонения в развитии необходимо выявлять как можно раньше. В таком случае есть шанс их исправить до того, как ребенок сядет за школьную скамью. Существует множество способов лечения подобных состояний.
Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо раньше срока, имеющих родовую травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со слухом, черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой речевого и психомоторного развития также страдают детки с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.
Развивающие игры и упражнения в 4 года
В этом разделе мы подобрали для вас игры и упражнения, разработанные специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи четырехлетних малышей. Изучив их, у вас отпадет вопрос, чем заниматься с ребенком в 4 года.
Игры
Для четырехлеток интересны игры со сверстниками, хотя они также могут играть подолгу и самостоятельно. На первый план выходят ролевые игры, где малыш примеряет на себя какой-либо образ и осуществляет определенный набор действий, говорит определенные фразы. Также для них интересны игры на ловкость, например, кегли, гольф, набрасывание колец на палку и т. п. Приобретите простые и увлекательные настольные бродилки, в которые можно играть всей семьей.
Важно! Необходимо стараться играть с ребенком не тогда, когда это удобно только вам, а когда хочет сам кроха. Важно правильно подгадать момент, чтобы игра была интересной и не утомительной для малыша. В четыре года на развивающую игру должно приходиться не более 15 минут.
С осознанием пола меняется и психология игр, теперь девочки предпочитают быть модницами, обращают внимание на мамин гардероб, украшения и косметику, а мальчишки стремятся помочь папе что-либо смастерить, проявляют интерес к строительным инструментам - все это говорит о правильном развитии ребенка в 4 года. В этом возрасте необходимо увлекать малыша более сложным конструктором, пазлами. Для разработки мелкой моторики, кроме пластилина, красок, карандашей, бусинок, шнуровки, мозаики, можно уже подключать спички, предварительно выучив с крохой правила безопасности. Из спичек можно строить домик, составлять любые рисунки, делать поделки. На улице малышу нужно разрешать как можно больше играть со сверстниками.
В игровой форме можно развивать мышление крохи. Можно поиграть в игру на осязание «Кто прячется в пакете?». Заранее положить в пакет различные предметы - например, любимую пушистую игрушку, печенье, яблоко, кубик, фонарик и т. д. Малыш должен закрыть глаза. После этого взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, а тот на ощупь должен отгадать, что это. Если малыш затрудняется ответить, можно делать ему подсказки.
Также в игровой форме развиваются внимание и память. Наиболее простой и увлекательной игрой является «Кто в домике живет?». Родитель ставит перед ребенком пять-шесть игрушек (можно из «Киндер-сюрприза»). Просит внимательно их рассмотреть в течение минуты. Затем просит малыша закрыть глаза либо отвернуться, а сам прячет игрушки в игрушечный домик. Задание крохи вспомнить, какие игрушки поселились в домике.
Логику можно развивать с помощью игры «Чего не хватает?». Подготовить картинки (можно с изображениями животных или какие-нибудь другие). Затем отрезать от них какую-нибудь деталь, например, у лисы - хвост, у зайца - ухо, у машины - одно колесо. Попросить ребенка рассказать, чего не хватает на каждой картинке. Игра «Цветной попрыгунчик» позволит повторить уже выученные названия цветов. Родитель называет цвет, а ребенок должен с помощью прыжков добраться до какого-либо предмета данного цвета и дотронуться до него. Простая игра «Повтори узор» призвана развить внимание и память. Взрослый рисует простой узор либо геометрическую фигуру, а затем просит ребенка изобразить ее по памяти.Упражнения
Физические упражнения очень важны для детей и их развития. Важно в этом возрасте начинать приучать ребенка к регулярным занятиям физкультурой. Для этого в распорядке дня, в утренний период, нужно выделить время для гимнастики. Гимнастика не должна быть скучной и однообразной. Родителям придется постараться и придумывать разные упражнения, каждый раз заинтересовывая малыша чем-нибудь новым и необычным, например, проводить гимнастику по какому-либо сценарию - «В лесу», «В реке», «На море», «В небе», «В селе», в ходе которых ребенок будет подражать движениям животных и птиц либо преодолевать воображаемые препятствия.
Также зарядку можно делать то с подушкой, то со скакалкой, то с воздушным шариком, с любимой игрушкой и т. п. Ребенку должно быть интересно, тогда упражнения будут для него в радость. А вскоре станут и привычкой. В комплекс физических упражнений обязательно должны входить следующие движения:- ходьба на месте;
- ходьба через препятствия;
- потягивания;
- покачивания туловищем;
- прыжки на месте;
- прыжки двумя ногами через веревку;
- приседания;
- кувырки.
Хорошо, если у ребенка в этом возрасте уже есть шведская стенка. Тогда к домашним упражнениям можно подключать вис на перекладине, подъем и спуск по вертикальной лестнице, катание на перекладине.
Развиваем речь
Важно, кроме того, что постоянно общаться с малышом и отвечать на его бесконечные вопросы, также проводить с ним игры на развитие речи. Одной из увлекательных игр, как развивать речь ребенка в 4 года, является «Маленький детектив». По дороге в садик либо на прогулке обращать внимание малыша на окружающие предметы и просить рассказать о том, что он видит. В процессе рассказа взрослый должен исправлять допущенные ошибки, дополнять его своими репликами, обращать внимание на неувиденные детали.
Знаете ли вы? Слова «мама», «папа» у большинства народов мира звучат примерно одинаково. Дело в том, что они состоят из первых звуков, которые лепечут маленькие дети.
Не стоит забывать о таких важных упражнениях для развития речевых навыков, как заучивание стишков и песенок, отгадывание загадок, ежедневное чтение книжек, разыгрывание кукольного театра либо театра теней. Ежедневно можно играть с ребенком в такие игры, как «Колючие слова» - просить его назвать, какие он знает колючие предметы, «Мягкие слова» - назвать мягкие предметы, «Стеклянные слова», «Деревянные слова» и т. д.
В игре «Кто что делает?» можно изучать профессии и расширять словарный запас. Показывать ребенку картинку с человеком какой-либо профессии, например, доктора, продавца, строителя и задавать ему вопрос: «Что он делает?». Кроме простого «лечит», «продает», «строит», малыш также должен подробно рассказать его действия - например, «слушает фонендоскопом», «смотрит горло», «выписывает рецепт».
Режим дня для ребенка
Чтобы ребенок нормально развивался и хорошо себя чувствовал, необходимо установить для него и контролировать, чтобы он придерживался, определенного режима дня. Для стабильной работы нервной, пищеварительной и иммунной систем четырехлетнему ребенку нужно:
- спать дважды в сутки в общей сложности не менее 11-12 часов;
- четыре раза в день в одно и то же время с промежутками в четыре часа;
- гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день;
- иметь время для самостоятельных игр и для игр с родителями.
Желательно посещать спортивную либо творческую секцию. Режим дня для четырехлетнего ребенка, который посещает детский сад, может примерно выглядеть следующим образом:
- 7.00-8.00 - подъем, гигиенические процедуры, дорога в детский сад;
- 8.10-8.30 - утренняя ;
- 8.30-9.00 - завтрак;
- 9.00-10.00 - игры, занятия;
- 10.00-11.45 - прогулка;
- 12.00-12.30 - обед;
- 12.30-14.30 - дневной сон;
- 14.30-15.00 - пробуждение и игры;
- 15.00-15.30 - полдник;
- 15.30-17.00 - прогулка;
- 17.00-19.00 - прогулка с родителями, посещение кружка;
- 19.30 - ужин;
- 20.00 - купание, гигиенические процедуры;
- 20.30 - чтение перед сном, ночной сон.