Классный час безопасность в общественных местах. Классный час «Поведение в общественных местах». Классный час « Воля и её развитие»

Цель : познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах: на вернисаже, в музее, в кинотеатре, на улице.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Объявляется тема и цели классного часа. (Возможно обсуждение посещения театра, если оно состоялось.)

II. Беседа по вопросам:

Часто ли вы посещаете кино, выставки, музеи?

Что вам особенно понравилось?

Как вы думаете, что значит «вести себя прилично в общественном месте»?

Возможное домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Культурный человек на выставке или в музее», «Поход в кино».

Дополнительный материал

В кинотеатре

В зале кинотеатра кроме таких «неприятностей», как дама в шляпе, влюбленные со склоненными друг к другу головами, резкие духи, громкий критик, существует типичный кинобич: зритель, который громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет». Такого непрошеного комментатора должна одернуть его спутница. Посторонний также вправе сделать ему замечание.

В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты, но, разумеется, не следует жевать громко, шелестеть бумажками и бросать их под стулья.

На стадионе ни шелест бумажек, ни хруст карамелек никому не мешают. Однако сорить тоже не следует.

На концерте особенно нежелательны всякие покашливания, замечания вслух - словом, все, что может помешать слушать музыку. Ни в коем случае не следует напевать мелодию, которая звучит с эстрады, выбивать такт рукой.

После концерта, спектакля или киносеанса мужчина провожает приглашенную им женщину домой. Отвезя ее на такси или собственной машине, мужчина ждет, пока она войдет в подъезд; еще вежливее выйти из машины и проводить спутницу к двери ее квартиры. Женщина, которую мужчина приглашал на спектакль, прощаясь, должна поблагодарить его за приятный вечер.

На вернисаже

Вернисаж, то есть открытие выставки картин или скульптур, - это тоже своего рода спектакль. Громкие замечания допустимы только в том случае, если они выражают одобрение. Если художник знаком вам лично, принято подойти к нему и поздравить. В таких случаях необходима особая деликатность, не допускающая неловких сравнений его с современниками-художниками. Может случиться, что автор выставки творчество именно этого художника не считает для себя образцом.

В случае, если художник вам не знаком, тоже можно к нему подойти, представиться и выразить свое одобрение - ему это будет приятно.

Многие женщины считают неудобным для себя в одиночку посещать концерты и кино. Конечно, приятнее пойти вдвоем. Но принцип «не с кем идти» не должен лишать женщину эстетического удовольствия. Правила хорошего тона вовсе не запрещают этого, наоборот, поощряют.

На улице

На улице мужчине полагается идти слева от женщины; если же идут двое мужчин, то слева идет тот, кто моложе. Если на улице грязно или ведутся дорожные работы, то мужчина идет с внешней стороны тротуара. Если вы идете по улице втроем, середина, как самое почетное место, отводится лицу более уважаемому. Например, профессор между двумя студентами, женщина между двумя мужчинами. В сочетании «мужчина и две женщины» - мужчина идет в центре. Этим предполагается, что в данной обстановке для каждой из женщин он служит равной опорой, к тому же так легче поддерживать разговор. Если вместе идут четверо, то лучше разделиться на пары, женщины или старшие по возрасту идут впереди. Общество из пяти человек разделяется на пару и троих, таким образом, никто не остается в одиночестве.

Поднимаясь по лестнице, мужчина идет на ступеньку ниже - так он может поддержать женщину в случае надобности. Спускаясь по лестнице, мужчина идет вслед за женщиной на таком расстоянии, чтобы успеть поддержать ее, если она вдруг споткнется.

Ежедневно мы встречаемся либо знакомимся и вступаем в общение с новыми людьми. Принятой формой знакомства является взаимное представление. Всегда полагается представлять женщине мужчину, человеку старшему по возрасту или по положению - более молодого.

При встрече первой руку подает мужчине женщина, старший - младшему, вышестоящий по занимаемой должности - нижестоящему. Подавать надо всю ладонь, а не несколько пальцев. Протянутую вам руку слегка пожмите. Слишком сильное рукопожатие, как и слишком длительное, - некрасиво, хотя некоторые стремятся подобным образом выразить свое особое расположение. Иные, проявляя радушие, пожимают протянутую руку двумя руками. Этого делать не следует. Руку подают чуть согнутой в локте, причем локоть не стоит поднимать слишком высоко.

Двигаясь по улице в необходимом темпе (как правило, ускоренном), нужно тоже стараться не причинять неудобств - ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице: не сорит, не плюет, не показывает пальцем; не кричит на детей; не останавливается внезапно посередине дороги для того, чтобы поговорить с товарищем; не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не бросает огрызки, не выплевывает косточки, не лузгает семечки и не носит включенным транзистор или портативный магнитофон. Некрасиво силой пробивать себе дорогу к витрине, на которой, возможно, и выставлено нечто интересное.

На улице не следует часто оборачиваться. Мужчине не подобает оглядываться вслед проходящим женщинам особенно в тех случаях, если он разделяет общество другой женщины.

Небрежное обращение с правилами дорожного движения - это не только неоправданный риск в отношении собственной жизни, но и неуважение к нелегкому труду водителя. В свою очередь водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье. Встретив знакомого на улице, лучше не допытываться: «Куда идешь?» - и не останавливать приятеля, который идет не один.

Мужчина всегда пропускает женщину вперед. Но если проход труден (толпа, узкий, ненадежный мостик), впереди идет мужчина, в опасных местах предлагая женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами или вещами, чемодан, портфель. Однако он выглядит нелепо с дамским зонтиком в руках или сумочкой своей спутницы. Женщина также сама несет снятый плащ или жакет.

Как следует носить закрытый зонтик? Женщина подвешивает его на запястье за предусмотренный именно для этого случая шнурочек. Мужчина носит закрытый зонтик на левом предплечье или в правой руке, как трость. Не полагается носить зонтик наперевес, как копье: им можно нечаянно уколоть идущего за вами. Пользуясь открытым зонтом, нужно следить за тем, чтобы не задеть им чужую голову, очки. Спускаясь в подземный переход, зонт нужно сложить.

На ходу не следует есть. В крайнем случае можно детям позволить по дороге съесть мороженое, фрукты или баранки. Взрослому же лучше съесть мороженое или пирожок, стоя у киоска или сидя на лавочке в городском сквере.

Общепринято, что мужчина курит на улице, хотя, по строгим правилам хорошего тона, этого следовало бы избегать. Но женщина на улице может закурить только в самых исключительных случаях. Если у мужчины попросили прикурить, вежливее будет протянуть спичку, а не дымящуюся сигарету.

К одежде, в которой мы выходим на улицу, нужно быть очень требовательными. В первую очередь исключаются в туалете неопрятность и небрежность. Лучше выйти в обычной спортивной рубахе, но чистой и аккуратно застегнутой, нежели в белой, но несвежей, «из под пиджака». Накинутый на плечи или зажатый под мышкой пиджак - весьма сомнительное дополнение к туалету. Сандалеты на босу ногу мужчина надевает только в местах отдыха. И никогда не носят перчатки к костюму, а подбирают их к пальто, плащу или куртке.

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица и т. п.

Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже остроумные реплики, печально демонстрируют недостатки своего воспитания.

Обращение к случайному прохожему вроде «У вас на чулке спущена петля» или «У вас забрызгано пальто» расценивается скорее как бестактность, нежели как услуга. Но вполне уместно будет обратить внимание незнакомой женщины на то, что у нее открылась сумка, или вовремя подсказать мужчине, что у него из кармана идет дым: тлеет трубка.

В общественном транспорте

Уступая место женщине, галантный мужчина притрагивается к шляпе, затем он встает как можно дальше от нее и не смотрит в ее сторону. Никто не ожидает, что возвращающийся с работы мужчина уступит место любой стоящей рядом женщине (пусть совесть подскажет, как ему поступить). Но приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду. Иногда можно наблюдать, как мужчины вскакивают при виде хорошеньких девушек, которые вполне могут и постоять, в то время как пожилые женщины часто стоят.

Нет нужды говорить, что юноша или девушка не должны сидеть в общественном транспорте, если стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

Тот, кому уступили место, благодарит, но никогда не начинает разговора с уступившим место лицом. Если мужчина уступает место женщине, которую сопровождает другой мужчина, последний должен высказать благодарность.

Мужчины иногда ошибочно полагают, что при выходе из транспорта надо пропустить вперед женщину, которую они сопровождают. Это неверно, мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице. На незнакомых мужчин это правило не распространяется, они просто пропускают женщин при входе, если не возникает никаких очевидных затруднений. Мужчина может помочь женщине с маленьким ребенком или с багажом, если этого не сделают водитель или кондуктор, но он должен при этом вести себя очень корректно, не навязываться с разговором, а оказав помощь, не пытаться без необходимости завязать знакомство.

В поезде, трамвае или автобусе также необходимо помнить о соблюдении определенных правил. При посадке придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, а мужчины - женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, то ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с вашей знакомой толпа и разделит.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест - добровольная вежливость. Поэтому не в каждом случае уместны громкие замечания в адрес «сегодняшней молодежи». Ведь молодой мужчина может как раз возвращаться с утомительной работы или плохо себя чувствовать. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное место сажать своего здорового ребенка даже младшего школьного возраста. Особа, сопровождающая пожилую женщину, для которой не оказалось свободного места, может обратиться к кому-нибудь помоложе с просьбой его уступить, но делать это следует спокойно и вежливо. Женщина не уступает место мужчине даже намного старше себя. В большинстве случаев ему станет неловко: ни один мужчина не хочет, чтобы его принимали за старика. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику.

В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.

Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков.

Если женщина едет с мужчиной, он первым проходит к выходу, прокладывая ей путь, первым выходит, помогая сойти женщине. Однако подобная галантность со стороны мужчины вряд ли уместна в отношении начальника (разумеется, если он не женщина), с которым довелось ехать вместе.

В поезде внимание и вежливость к окружающим подчас требует от нас значительных усилий. Толпа и жара, толчея и громоздкий багаж - все это может даже спокойного человека превратить в оголтелого железнодорожного пассажира, пускающего в ход локти, а то и крепкое словцо. Тем более, что сами по себе отпадают проблемы давки, багажа, а также необходимость уступать свое место.

Однако все же напомню, что в полете вовсе не обязательно вызывать панику среди пассажиров, например, такими замечаниями: «Кажется, уже один мотор не работает...», или меланхолически предаваться воспоминаниям об известной вам воздушной катастрофе: «...Погода была хорошая, такая как сегодня».

На пароходе следует представиться соседу по каюте. Не годится занимать весь шкафчик - он, как правило, рассчитан на двоих. Умывшись, не забудьте привести в порядок раковину: после вас ею будет пользоваться ваш сосед. Даже при самых первых признаках морской болезни нужно выйти из каюты в туалетную комнату.

Поездка в автомашине - это тоже определенный круг прав и обязанностей. Почетным местом в личной машине считается переднее - рядом с водителем. Правда, это место менее безопасно, но зато сидеть здесь интереснее. Существует два мнения относительно того, кому предлагать это место. Практически чаще переднее место занимает супруга хозяина машины, а гости располагаются на задних сиденьях. Но лучше всего предложить им выбор, потому что может оказаться, что именно задние сиденья гостю более удобны. В сочетании - двое хозяев, двое гостей - около водителя садится женщина - гость, на задних местах - хозяйка и мужчина-гость. Допустимо также, что рядом с хозяином садится мужчина-гость, а дамы позади. Выбор одного из этих вариантов предоставляется гостям.

Некогда в обязанности водителя, если он отвозил женщину, входило открывать перед ней дверь машины. Для этого мужчина оставлял руль, переходил на другую сторону машины и, открыв дверь, помогал даме выйти. И в настоящее время подобная галантность не изжила себя окончательно, а в отдельных странах даже является обязательной. Во всяком случае, выглядит это очень привлекательно. Но все же в большинстве случаев мужчина-водитель только наклоняется и открывает дверь с той стороны, где сидела женщина. Сегодня подобный жест расценивается как исключительное внимание женщине, которая вам особенно симпатична. Всегда, во всех случаях мужчина-водитель обязан помочь женщине вынести багаж.

Пассажир, сидящий рядом с водителем, добровольно берет на себя ряд особых обязательств. По просьбе водителя он должен протянуть ему сигарету, зажженную зажигалку, развернутую конфету. Не следует допускать в таких случаях энергичной критики, восклицаний вроде: «Ты с ума сошел!», даже если вы испугались, даже если при резком торможении пришлось стукнуться о переднее стекло. Пассажиры обязаны проявлять полное доверие к водителю, коль скоро они сели в его машину.

Даже близкого друга, сидящего за рулем, не следует просить о том, чтобы он подвез «голосующих», или останавливать машину без видимой необходимости. Такие вопросы решает сам водитель.

Не стоит упрашивать знакомого, чтобы он «подбросил» вас на работу или брал с собой на воскресные прогулки. Такие предложения должны исходить только от хозяина машины.

Если вас подвозят попутно и заранее условия оплаты не обсуждались, то в конце пути нужно дать водителю сумму, примерно соответствующую стоимости проезда в такси (на загородном шоссе - примерную стоимость проезда в автобусе). Некоторые водители отказываются брать деньги - это их дело.

Личную машину, как правило, не одалживают. В отдельных, неотложных, случаях можно попросить знакомого, чтобы он отвез вас в больницу, на вокзал.

Вечером, выходя из дома знакомых в обществе других гостей, хозяину машины следует предложить подвезти несколько человек в зависимости от количества мест в его машине. Если это, например, пять человек, а в машине могут разместиться только трое, присутствующие сами решают, кто поедет.

В служебной машине, которую водит штатный шофер, почетным сиденьем считается заднее. Но начальник поступит более вежливо по отношению к водителю, если сядет рядом с ним.

Нелепым выглядит положение, когда начальник усаживает свою сотрудницу рядом с водителем, а сам садится сзади. Его авторитет нисколько не пострадает, если он разместится вместе с сотрудницей сзади или сам сядет около водителя.

Если в такси вы видите табличку «Не курить» или об этом просит шофер, нужно подчиниться безоговорочно. Таким же образом шофер в ответ на просьбу пассажира должен закрыть окно.

Вежливость требует, чтобы садящийся в такси пассажир поздоровался с водителем, тот столь же вежливо обязан ответить на приветствие.

Из двоих пассажиров первой в такси садится женщина. Сопровождающий ее мужчина садится рядом с ней, а не около водителя.

Мужчина и женщина

На улице мужчина, как правило, идет слева от дамы. Справа идут только военные, которые»должны быть готовы отдать честь.

Сопровождающий даму мужчина не курит.

Если мужчина и женщина отправляются куда-либо на такси, то мужчина, подойдя к машине, открывает правую заднюю дверцу. Первой садится женщина, мужчина садится рядом с ней.

Из автомашины мужчина выходит первым и помогает выйти женщине. Если мужчина управляет машиной сам, то вначале он помогает женщине сесть на переднее сиденье, а потом сам садится за руль.

Перед входом в помещение мужчина открывает для женщины дверь, а сам входит после нее.

Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди, а поднимаясь - на одну-две ступеньки сзади.

Если женщина оступилась или поскользнулась, мужчина поддерживает ее.

В помещении мужчина никогда не сядет раньше женщины.

В гардеробе мужчина помогает женщине раздеться, а выходя - подает ей пальто.

Настоящий джентльмен всегда помогает даме любого возраста нести тяжелые вещи.

Цели и задачи классного часа:

Развитие этических норм поведения в обществе;

Воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Предварительная работа. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.

Описание классного часа

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, кино, библиотеке, магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Выходит группа учеников, которые читают отрывки стихотворения А. Барто «Снегирь».

1-й ученик:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне...

2-й ученик:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

3-й ученик:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все благодарил <...>

4-й ученик:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

5-й ученик:

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря...

Я кричал на всю квартиру:

— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, мальчиков и девочек, спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правил, обязательных для всех»

Учитель : А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.

Выходят несколько учеников и читают стихи.

1-й ученик:

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных —

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

2-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, — Это просто ерунда!

3-й ученик:

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,

Не как звери,

Не как рыбы, —

Точно ястребы летать!

4-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы, —

Это просто ерунда!

(Из стихотворения Д. Хармса «Врун»)

Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Учитель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, учении, приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал — приди вовремя.

Третье правило — деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

Ситуация первая: Вот ученики четвертых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы вы поступили в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

Ситуация вторая: Четвертый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идут много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить подножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли падают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты, решения проблемы.)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись первым выскакивать в двери.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой за руку.

Не забудь снять головной убор, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вида в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости — произнеси слово «Простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не сквернословь!

Не считай себя «самым умным и всезнающим», будь скромен.

Мальчики — будьте вежливыми с девочками, а девочки — будьте учтивы с мальчиками.

Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под влияние вредных привычек.

Учитель : Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней. Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть «правил хорошего тона», например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например: «не болтай ногами», «не разговаривай» и т. д.

При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).

При приветствии старшего...

При разговоре с другом...

При входе в общественный транспорт...

В людных местах и на улице...

Входя в школу...

Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.

Культура поведения

в общественных местах

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Проблема культуры поведения в общественных местах остается актуальной и в настоящее время. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил. Это и понятно – трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому мы хотим озвучить хотя бы некоторые из них. Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

История

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.

Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы. Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме формируется общегражданский этикет.

Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета.

Тема: «Как вести себя в общественных местах».

Цель: выработка у учащихся навыков культурного поведения в общественных местах. Задачи: закрепить знания детей о вежливости; развивать культурного поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать проблемные ситуации; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; закреплять знания по безопасности движения.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие.

Здравствуйте! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

II Основная часть

- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.

- Встало солнце кислое,

Смотрит – небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

2. Беседа по прочитанному стихотворению.

- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?

- Что значит «кислое настроение»?

- А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (По выражению лица, по его словам и поступкам).

- Ребята, а как можно «поднять» настроение? (сказать человеку добрые слова).

3. Игра «Поднимем друг другу настроение».

4.. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Правильно, мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

5. Беседа о вежливости.

Как мы понимаем, что человек вежлив?

Правильно, прежде всего, в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются, или становятся?

Конечно же, становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.

6. Беседа о правилах поведения на улице.

Давайте вспомним вместе правила поведения на улице. (Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева. Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливы.

А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим ералаш, и вы мне скажите, о чем мы будем говорить дальше. (О правилах поведения в общественном транспорте)

7. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Скажите, правильно ли поступили мальчики?

Что они должны были сделать с самого начала? (Уступить место старушке).

А как бы вы поступили в данной ситуации?

Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать?

( Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

В транспорте надо вести себя достойно:

Не шуметь и не толкаться;

Уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками;

Не отвлекать водителя во время движения транспорта;

Держаться во время движения транспорта за поручни;

Вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

Острые и неудобные для других пассажиров предметы надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали

8. Беседа о правилах поведения в театре или кинотеатре.

Ребята, а кто из вас бывал в театре или кинотеатре?

Расскажите, какие правила необходимо было соблюдать детям в театре (кинотеатре)?

( Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому приходи пораньше.

Проходить на свое место следует лицом к сидящим.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

Есть во время представления, киносеанса нельзя – шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

Во время сеанса не делай никаких замечаний – ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.

Если ваш сосед уже видел этот спектакль, фильм и теперь, желая похвастаться, рассказывает его содержание, вам следует сделать ему замечание.

В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим посетителям.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.)

А чем отличается театр от кинотеатра? (Кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит.

Ребята, а что такое «Антракт»? (Антракт - перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.)

Для чего предназначен антракт? (Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.)

9. Решение проблемных ситуаций.

А теперь мы с вами попробуем решить проблемные ситуации. У меня в руках карточки, на которых написаны ситуации из жизни, ваша задача решить их.

Кто будет брать карточку, сначала читает вслух вопрос, а потом отвечает на него. Будьте все внимательны, если тот, кто отвечает, дает неполный или неправильный ответ, то вы будете ему помогать.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.)

В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Вера Ивановна!» Какую ошибку допустил мальчик? («Здравствуйте» должно быть адресовано всем учителям, а не только классному руководителю.)

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Надо.)

Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил? (Спасибо, мне очень приятно.)

Два мальчика столкнулись в дверях при входе в кабинет и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

Спасибо ребята за ответы.

III Итог занятия

Ребята, о чем говорили сегодня на занятии?

Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

Ребята, и чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах, каждый из вас получает буклет «Правила поведения в общественных местах». И я надеюсь, что вы всегда будете выполнять эти правила.

Спасибо за работу на занятии!