Факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание подростков. «Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых

Сыроватская Татьяна Витальевна,
учитель иностранного языка
МОБУ СОШ № 25 г. Якутска
Республики Саха (Якутия)

Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование нравственного воспитания подростков является важной и необходимой частью процесса обучения и воспитания в школе. Следует отметить необходимость развития становления нравственно-здоровой личности не только в стенах школы, а также за ее пределами, а именно воспитание и обучение, прежде всего в семье, в которой развивается духовно и физически ребенок. В этом становлении играют важную и особую роль родители. В школе же, примером становления нравственно-идейной личности является учитель. Беседы, лекции, диспуты становятся эффективными лишь тогда, когда подростки сами осознают необходимость в познании нравственности, которая должна сочетаться с различными видами деятельности: учебной, трудовой, общественной, эстетической - по мере овладения которыми учащиеся овладевают опытом нравственного поведения.

Не секрет, что успех просвещения школьников подросткового возраста зависит от умения учителя преподнести материал, будучи желающим донести что-то положительное для ученика. Восприятие учеником будет являться лучше, чем учитель будет более открытым. Эмоциональным, сам подаст положительный пример. Все чаще приходится утверждать, что формирование нравственных понятий на уроках уделяется все еще недостаточное внимание, а также сложившиеся стереотипы родителей. О том, что воспитание, становление нравственности ребенка должно происходить именно в стенах школы.

Отсюда можно сделать следующий вывод о том, что ребенок дезориентирова во взрослом мире. Не имея четкого представления о нравственных идеалах, запутавшись в своих ценностях, а также массовая экспансия молодежных субкультур - все это является тупиковой ситуацией для принятия верного решения о понятии и формировании нравственно-здоровой личности.

В современно настоящей педагогике существуют работы, посвященные изучению данной темы Сухомлинского В.А., Азимовой Р.Д., Халфина Ю.А. и др. К сожалению, что касается становлении личности ребенка содружество с педагогом, родителями, школой недостаточно изучен, что и побудило нас взять за основу исследования на тему: «Формирование нравственного воспитания подростков через систему «школа - родители - ученик» путем обучения и воспитания в условиях современной школы.

Нравственное поведение складывается из поступков, превратившихся в привычку. Умонастроение - это привычка, воля поступать в определенных ситуациях определенно, и отклонение линии поведения здесь случаются в исключительных случаях нравственного поведения определяется не только мотивом, а укоренившейся мотивацией, которая вытекает к конкретному поведению. Процесс морального развития, если он не имеет негативные коллизии, приближает личность к уровню социальной зрелости и духовного совершенства, который предполагает прохождение нескольких этапов: формирование личности, утверждение своего «я», становление личности. Поэтому, мы считаем, необходимым разработку конкретного содержания просвещения нравственности подростков. Важно учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности старшеклассников.

Например, желание самоутвердиться в классном коллективе, отсюда вытекает желание подростков найти свое «я», но зачастую мы видим, как неправильно, в большинстве случаев, подростки находят путь к своему «я» - не хватает настойчивости, последовательности, силы воли, усидчивости, отрицательное влияние «трудных» подростков, жизненные ситуации, случаи на улице и т.д. Ребенок, в каком бы возрасте ни был, как «губка», которая впитывает все и быстро, но, к сожалению, чаще - негативное. Задача педагога, в содружестве с родителями - выявить причины безнравственного поведения, поступков, постараться устранить их с минимальным ущербом для личности подростка. Ведь подростки часто видят нравственное возмужание и самостоятельность в независимости своего поведения от контроля со стороны взрослых, переоценивают свои возможности в достижении нравственных высоких целей. Возникает интерес к моральным проблемам, им свойственен усиливающийся интерес к нравственной стороне окружающей его действительности. Они начинают анализировать поступки взрослых и сверстников, стараются разобраться в мотивах своих действий, чутко прислушиваются к общественному мнению, которое также оценивает его поступки, суждения, отношение к другим и самому себе.

Формирование у школьников старшей возрастной группы, на наш взгляд, нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентаций является процессом формирования нравственного сознания в целом. Моральные понятия, которыми осваивают подростки, формируют у них нравственные мотивы поведения, умение давать правильные оценки явлениям общественной жизни, собственному поведению, отношением в коллективе. Развитое нравственное сознание способствует возникновению у старшеклассников готовности выполнять общественные требования, самостоятельно выбирать способы поведения в простых и сложных жизненных ситуациях. Поэтому, мы выявили следующее, анализируя практику нравственного поведения в школе, можно заметить, что он осуществляется в процессе преподавания, в основном, гуманитарных предметов; во внеклассной деятельности: беседы, диспуты, обсуждение книг, кинофильмов, лекций, спектаклей, в которых затрагиваются проблемы нравственности; в процессе воспитания ребенка в семье. Мы обратились к данному аспекту, исходя из его насущности.

Система нравственных ценностей будет закладываться в подростках тем лучше, чем, например, преподаватель является более эмоциональным, так чаще говорит об этом опыт работы в школе, жизненные наблюдения тех или иных ситуаций. Успех просвещения школьников - подростков зависит в основном от этого, потому, что большую часть времени в основном, ученик проводит в школе, естественно, для него существуют идеалы, идеалы-учителей, те люди кому они больше доверяют, кто пользуется у них авторитетом. Учитель, используя разные методические приемы, старается добиться положительного эмоционального настроя учащихся при решении тех нравственных задач, которые будут поставлены на уроке. Именно, эмоциональная окраска преподавателя позволяет выявить главное, существенное в нравственной стороне изучаемого явления, раскрыть свою точку зрения. Побуждая чувства подростков, педагог влияет на разные стороны их морального сознания, прежде всего на мотивы деятельности и духовные потребности. Целенаправленное наблюдение за учебным процессом позволяют нам утверждать, что формированию нравственных понятий на уроках уделяется все еще недостаточное внимание. Задача же учителей - предметников и классных руководителей - определить какие ключевые понятия могут быть сформированы одновременно по каждому предмету. Желание учителя изучить эту проблему, составить схему ее подачи подростком - облегчит, на наш взгляд, и поможет в воспитании становлению нравственно гармоничной сформированной личности учащегося.

Конечно же, нельзя сказать, что ребенок воспитывает нравственность только в школьных стенах. Неотъемлемой частью нравственного становления личности является семья. «Семья, - говорил Энгельс, - дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» Семья своего рода носитель «арсенала» человеческих чувств и представлений, «окно», через которое ребенок впервые приобретает возможность всмотреться в общество, а через него и в себе. Поэтому проблемы семьи не могут не сказаться на ее воспитательных функциях, как субъекта воздействия. Например, материально обеспеченные родители сказываются на воспитательных функциях семьи. Не случайно возникла уже проблема подростка, воспитываемой в условиях достатка. В таких семьях ребенок чаще всего воспринимает все как само собой разумеющееся. В подростковом возрасте начинает вырабатываться сознание, которое впоследствии обязательно отразится на таком качестве, например, как чуткость, и в развитии этого качества важную роль играют взаимоотношения родителей. Родительский авторитет формирует в ребенке отношение к миру с умом. Если учесть, что воспитанием ребенка занимаются молодые родители, где еще не устоялись жизненные ориентиры, порождает свои проблемы, затрудняющие процесс нравственного воспитания детей. Мы уверены в необходимости учреждений, проведение курсов, бесед, способствующих педагогическому обучению детей.

Что же необходимо для нравственного воспитания подростков? Проводя работу по домашнему аспекту воспитания здоровой личности ребенка, мы можем сделать следующие выводы и рекомендации: необходима качественная методика, направленная на проецирование программ по формированию целостной нравственной личности подростка. Целостность и эффективность системы деятельности учителя в процессе обучения. Принципиально важно в диагностике программы при их конфигурации заложить развивающее взаимодействие компонентов системы деятельности, направление на установление и развитие системы деятельностей, направленное на установление и развитие системы нравственных отношений в соответствии с нравственно-психологической структурой личности школьника с учетом возраста. Комплекс диагностических программ изучение состояний системы деятельности учителя по нравственному воспитанию и развитию личности в процессе обучения способен выполнить не только диагностическую, конструктивную, но и прогностическую, активно влиять на повышение уровня зрелости системы и нравственной сферы личности учащегося.

Цели, на наш взгляд, нравственного воспитания по своим содержательным характеристикам, делится на цели, которые связаны с идеалом нравственной личности, и те, которые непосредственно рождаются жизненной практикой и направлены на решение задач первостепенной важности: гражданской и нравственной зрелости подрастающего поколения, его готовности к труду, к осмыслению личной ответственности.

К средствам нравственного воспитания, мы считаем, относится широкий круг целенаправленных воздействий и прежде всего этическое просвещение через различные каналы и на различных уровнях, сюда же относятся общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Так как это является неотъемлемым фактором становления нравственности подростков.

Нас интересует выработка средств управления нравственным воспитанием ребенка и подростка, по пути их морального развития в рамках треугольника торговых микросистем: семья - детский сад - школа. Под средствами управления нравственным воспитанием в этих микросистемах имеются в виду конкретные наблюдения, выявление индивидуальных характеристик каждого ребенка. Специфика торговых микросистем играет в моральном развитии ребенка определенную роль и создает возможность накопить «информативный» материал, необходимый для субъекта моральной деятельности, о возможностях и интересах воспитуемого.

Основная задача нравственного воспитания заключается в том, что она в первоначальной стадии предполагает «изучение выявление» внутреннего потенциала воспитуемого. Без этого знания воспитание может превратится в чистое морализаторство, когда создается почва для разрыва слова и дела, когда слова могут остаться повисшим в воздухе, не найти своего адресата души и чувств ребенка, подростка. Только лишь воспитание, мы считаем, протекающее одновременно с выявлением индивидуальных возможностей и способностей подростка, может сформировать практически действенные, эффективные условия управления нравственными процессами. Эта работа должна проводиться еще в детском саду в таком сотрудничестве с семьей и всеми воспитательными учреждениями. Подготовка ребенка к вступлению в большую жизнь начинается с детского сада и семьи, на данном этапе должно быть сделано все, чтобы помочь встать ему на путь самосознания, осмысления своей необходимости обществу. Живое отношение к живой действительности создает реальные условия для построения действенной воспитательной системы. Воспитатель по призванию и по профессии обязан знать внешние и внутренние детерминации (причины и условия) в которых протекает нравственное и духовное приобщение ребенка к общественной жизни. Вот почему первым шагом знакомства с воспитателем является изучение внешних условий, в которых оказался ребенок, а именно условий семьи. Ведь именно отсюда первые шаги по формированию нравственных качеств.

Круг друзей и семейный круг - все должно быть объектом постоянного внимания школы и координирующих соответствующих организаций.

В широком опыте учителей проверялось положение о том, что внесение изменений в направленность и характер процесса обучения, признание ему ярко выраженной устремленности к правовым ценностям в условиях организуемого и стимулирования общения подростков друг с другом должно вызвать к жизни нравственную деятельность, осознанные и нравственные мотивированные поступки, привести к интеграции необходимых компонентов нравственно целостной личности подростков в самом процессе их взаимосвязанного формирования. Основными педагогическими средствами интеграции компонентов выступали комплексное проектирование, программно - целевое планирование и формирование целостного процесса нравственного воспитания личности подростка в формах организации обучения, моделирования и формирование нравственной деятельности, организация и стимулирование обучения подростков друг с другом на нравственной основе. В результате, мы думаем, учебный процесс приобретает ярко выраженный коллективистский и гуманистический характер, такие системные свойства, такие как интегративность, целостность, нравственная направленность. Новообразования объясняются тем, что сама мораль по своей природе интегративна, целостна.

Нравственная направленность учебного процесса предопределяется постановкой целей и задач, системы вопросов и заданий, направленных выяснение нравственного аспекта явлений и процессов, их осмысление, оценку, выбор нравственных эталонов и их реализацию в поступках. Организация общения подростков друг с другом в нравственно направленном учебном процессе ставит их в жизненные ситуации. Такие ситуации общение на нравственной основе пробуждает у подростков неудовлетворенность сущим и стремление перестроить реальные отношения по критерию нравственного идеала. Согласованное и внутренние принятое нравственная порча получает возможность осуществиться какой-либо гранью в реальном действии подростов, закрепиться в их опыте, стать чертой характера. Способ организации общения подростков в процессе обучения превращается в способ интеграции знаний, в способ структурирования нравственно целостной личности. Так мы можем вывести формулу общения подростков интеграции знаний.

Учебная деятельность не имеет этической оценки, так как результат ее непосредственно не задевает ничьих интересов. И с этой точки зрения и ученик-отличник, и ученик-троечник, казалось бы, равны перед нравственностью. Их нравственные достоинства станут оцениваться в другой сфере и с других позиций. Учеба должна восприниматься подростками как деятельность, дающая им возможность в дальнейшем влиять на социальную жизнь общества, изменять ее, улучшать. Сами дети не в состоянии это понять и помнить постоянно. Профессиональное их будущее так далеко от их сегодняшнего дня. Если же учесть, что о профессии они судят по внешним формам ее проявления или отличия, а о сути и содержании профессии долго не подозревают, что становятся понятым, как мала возможность подростков по-настоящему понять, что их учение сегодня - это качество их работы завтра. Поэтому педагогически целесообразно ориентировать нравственное сознание старшеклассника на этическое значение учебной деятельности. Ученик должен видеть зависимость своей будущей жизни от сегодняшнего учения. Этот этический план подразумевает только человек, максимально развитый может принести пользу людям и обществу, следовательно, потенциально только он может быть высокоразвитым человеком. И следующее: сегодняшняя плохая учеба - это завтрашний невысокого качества труд, потому что, неразвитый человек при всем своем старании не обеспечит качественной продукцией труда.

Обеспечение нравственной ориентацией деятельности подростка способствует в определенной степени к решению проблемы выбора профессии: ученик начинает искать для себя профессию, в которой он мог бы быть максимально полезен для человечества, а не работу, которая бы была подходящая для него и с точки зрения престижности, и с точки зрения достижения материальных благ, и с точки зрения минимальной собственной подготовки к ней. Нравственная ориентация учебной деятельности может совершаться и в ходе объявления цели урока и подведения его итогов. Формулировка цели, сообщаемой учащимся, должна подчеркивать этические возможности знаний, изучаемой закономерности. Характеристика работы учащихся тоже содержит в себе возможности нравственной ориентации. Отмечая успехи, говоря о недостатках, поздравляя с удачами, учитель учит детей видеть и нравственный аспект их деятельности. Мы признаем, что для организации нравственно ориентированной учебной деятельности на уроке не так уже много средств и возможностей. Эти возможности удесятеряют свою силу, если идея реализуется всеми преподавателями. Мы считаем, в учительской среде не очень хорошо продуман этот вопрос, поэтому бытует всеобщая успокоенность в отношении такой оценки, как тройка, и такого ученика, как троечник, Им позволяется работать не напряженно, ошибочность такого суждения рождается из «тихого поведения троечника» - он не доставляет хлопот, он не требует к себе внимания. Вероятность того, что его позиция «тихого человека» потом вдруг перерастает в позицию гражданской активности, очень мала. Так как активность идет по нарастающей.

Многие учителя, понимая, понимая, сколь велико нравственное влияние открытого урока на детей, не только готовят его дидактическое оснащение, но и обеспечивают благоприятные условия для восприятия этого урока детьми. Нравственная ориентация урока требует от учителя постоянного внимания к требованиям, к аргументации, к оценке, к выполнению заданий на уроке.

Список использованных источников

    Азимова Р.Д. Управление нравственными процессами в разноуровневых коллективах: (Некоторые проблемы морального развития и воспитания становления личности) [Текст] - Баку: Элм, 1985.-115с.

    Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения. [Текст] Учебное пособие /Омский госпед. институт им. А.М. Горького/, Челябинский гос.пед.институт.- Омск; Челябинск: ЧГПИ, 1987.- 99.с.

    Гавриловец К.В. Воспитание человечности. [Текст] Книга для учителя. - Минск: Нар. Асвета, 1985.-183с.

    Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. [Текст] Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.-159с.

    Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. [Текст] Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.- 159с.

    Маркс К., Энгельс. Капитал - Т.1. Соч.2-е изд. 358с.

    Рувинский Л.И. Нравственное воспитание подростков [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1971.-94с.

    Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. [Текст] - 2 изд. М.: Сов. Россия, 1981.-93с.

    Халфин Ю.А. Пробуждение души (О духовном формировании подростка) [Текст] - М.: Знание, 1985.-80с.

    Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравственного воспитания). [Текст] - М.: Знание, 1979.- 96с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблем духовно-нравственного развития в педагогической науке. Описание методов и средств духовно-нравственного воспитания в современной школе. Особенность этической беседы. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Взаимодействие социума и религиозно-нравственного воспитания в современных условиях. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности. Влияние других факторов - школы, улицы и средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. Суть понятия "духовно-нравственное воспитание". Воспитательные возможности современной духовной музыки.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях, разработка сценария праздника.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    .
    Вопрос о значении семьи в воспитании подрастающего поколения являлось всегда предметом споров и дискуссий.

    Многие ставили под сомнение значение семьи, ее нравственного микроклимата, считая, что можно стать добропорядочным человеком под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.

    Другие наоборот считали, что только семья закладывает основы нравственности.

    Сегодня мы очень хорошо понимаем, что основы нравственности безусловно формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, формируются семьей и в семье.

    Каждый человек имеет ценностные установки –то, что в родительском доме признается как возможное и невозможное, те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит их вплоть до создания собственной семьи.

    Понятие « нравственный человек» очень сложное.

    Нравственный человек добрый, честный, совестливый, справедливый, трудолюбивый, ответственный и т.д.

    Основным в воспитании нравственности является активное участие в нем ребенка. То есть, когда он сам хочет быть хорошим. Именно здесь коренятся истоки поведения человека. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает моральный климат семейного окружения. Доброжелательность в отношении друг к другу , спокойная ласковая речь, спокойный он в общении - хороший и обязательный фон в формировании нравственных чувств.

    И в этом конечно огромную роль играют родители, которые создают атмосферу в доме, являются образцом для подражания, задают нравственные ориентиры для ребенка.

    Школа не может подменять ребенку его родной дом. Она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможности для самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа помогает ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. И в этом отношении по своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. Ведь в семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях.

    Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания : нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того , какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Часто родители вкладывают в понятие воспитания только материальную сторону. Одет –обут, что еще ему надо? А надо ребенку доверительные, теплые отношения, любовь, уважение.

    Воспитание в семье зависит, конечно, и от материального достатка, но есть еще моменты оказывающие влияние на этот процесс . Это – культурный и образовательный уровень родителей, морально- психологический климат в семье, традиции и обычаи семьи, система ценностей и требований, предъявляемых в семье, авторитет родителей в глазах детей , степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

    Существуют так называемые Законы Семьи , на основе которых в семье развивается нравственно здоровая личность.

    1. каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего;

    2. каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты;

    3. ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение; подростки любят рассуждать и в ходе этих рассуждений постигают суть нравственных понятий. Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает и без нас. Надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать отчитываний и проповедей. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

    4. исключение из жизни семьи безнравственных приемов наказания ребенка. Наказание не должно оскорблять достоинства. Это сочетание строгости и доброты.

    5. понимание ребенком слов «можно», «нельзя», «надо». Т.е. обучение ребенка разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Потворство родителей действует очень вредно.

    6. традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

    7. культивирование в семье положительных привычек . Ведь можно говорить о вреде курения и при этом самому взрослому - курить, не переставая. Такие примеры- модель для подражания и активного использования в жизни.

    8. создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

    Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел – значит освоил. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра должны строго контролировать свое поведение, чтобы не послужить примером безнравственного поведения.

    Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.

    Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речкина Любовь Федоровна

    Педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД»

    с. Красноселькуп, ЯНАО,

    Тюменская область

    Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.

    «Человек отражается в своих поступках»

    Ф.Шиллер

    Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание в настоящее время выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего гуманистического воспитания. В современном обществе, требующем от молодого поколения не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

    В связи с этим, появился социальный заказ – системе образования обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины. Образовательным учреждениям и в большей степени учреждениям дополнительного образования реализовать одну из главных задач - подготовку ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

    Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей подрастающего поколения к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

    Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть

    высоко нравственным.

    Критерии сформированности нравственно-этической культуры системы образования МО Красноселькупский район.

    Системообразующей основой воспитания в образовательных учреждениях нашего района является нравственное воспитание, представляющее собой процесс освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственное воспитание, которое основывается на общечеловеческих понятиях добра и зла.

    Для выполнения социального заказа в учреждениях образования ставится цель - формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни. И задачи, которые сегодня ставит сама жизнь:

    1. усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа (знакомство из литературы с основными приоритетными аспектами жизнедеятельности):
    2. знакомство с принципом толерантности;
    3. формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности «педагог-воспитанник-родитель»;
    4. развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения;
    5. воспитание высоких моральных качеств - доброты и милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.;
    6. формирование норм поведения, необходимых в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, природе.

    Основные нравственные качества, воспитанием которых призваны заниматься учреждения образования МО Красноселькупский район и непосредственно «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» являются: совестливость, отзывчивость, доброта, общительность, чувство долга, гражданской ответственности, патриотизма и гуманизма. Структура воспитательного процесса в Центре представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

    Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

    Воспитательный потенциал в сфере формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, нравственного потенциала опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, Концепцией модернизации образования на период до 2020 г., государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

    Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения обозначены Программой деятельности и Планом воспитательной работы Центра и определяются посредством этических требований общества.

    В качестве основных задач этического воспитания педагогический коллектив Центра выделяет:

    1. накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения воспитанников (в семье, на улице, в школе и других общественных местах) ;
    2. разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям.
    3. Честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

    В процессе нравственного воспитания детей, подростков и обучающейся молодёжи педагогический коллектив нашего Центра широко применяет такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

    В план воспитательной работы, включаются мероприятия направленные на формирование и воспитание гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Самореализации личности воспитанника. Воспитание достойных граждан своего Отечества ; через различные формы воспитательных мероприятий. В соответствии со своими функциями деятельности педагог – организатор, осуществляет отбор форм работы с воспитанниками. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

    по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные;

    по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

    по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

    по времени подготовки - формы работы, проводимые с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку воспитанников.

    Выводы, которые будут составлены по окончанию цикла воспитательных мероприятий, могут звучать примерно так:

    Подлинно воспитанный человек - это тот, кто ценит достоинство. Поэтому каждым своим шагом он непременно проявит уважение к тому, с кем имеет дело. Сильный всегда должен приходить на помощь слабому - это великодушие, это подлинное благородство и оно является основой воспитанности... И эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Воспитанность- это умение достойно держать себя в обществе. Бывает и так - все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие. Собрались, поговорили, а разговора не получается. Каждый говорит о своем и совсем не слушает собеседника. И вянет беседа. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника. Надо уметь разговаривать. Это тоже признак воспитанности.

    Расул Гамзатов очень хорошо по этому поводу сказал:

    Уважай чужое мнение,

    Но, достойный, мудреца,

    Сам высказывай сужденье

    Лишь от первого лица.

    Жизнь постоянно воспитывает человека. Жизнь многому учит. В том числе и подлинной культуре. Культура - это отношение к миру на основе своих знаний, свое понимание действительности. По-настоящему культурный человек всегда жадно относится к движению жизни, ко всему новому, свежему, современному. Уважение к другим - это, прежде всего строгость к себе. Скромность в поведении, простота, сдержанность в проявлении чувств на людях, терпимость к мнению собеседника. В основе этих качеств лежит уважение к человеку.

    Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.


    1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Родители выполняют все прихоти своего чада, «Наш ребенок всегда прав!» - лозунг таких горе-воспитателей. В итоге дети привыкают к такой вседозволенности. По этому поводу Ф.Э.Дзержинский в своем дневнике в «Письмах к родным» писал: «Любовь родителей не должна быть слепой... Удовлетворение всякого желания ребенка, постоянное «пичкание» ребят конфетами и другими лакомствами есть ни что иное, как уродование души ребенка. И здесь нужна в качестве воспитателя та же разумная любовь, которая во сто крат сильнее слепой любви...Огромная задача стоит перед вами - воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову родителей». Ведь когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизнь не такая сладкая, как кажется, и жизненные тяготы вынести нелегко и проще поддаться многочисленным соблазнам: пьянству, наркотикам, безумным сексуальным связям.

    2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь родители прямо не потакают капризам и поощряют вседозволенность. В их отношениях с детьми господствует снисходительное безразличие к их поведению. Ушел подросток надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. Попахивает спиртным или сигаретами - ничего страшного. По существу, это полная бесконтрольность, которая приводит в конечном итоге к печальным последствиям. Так случилось с Димой Д., родители которого мало интересовались мальчиком: мама почти никогда не приводила сама и не забирала ребенка из детского сада, папа не интересовался ни успехами сына, ни его неудачами. То же было и в школе: родители никогда не реагировали на проступки сына, никогда не приходили на родительские собрания. Результат: мальчик ушел из дома, связался с плохой компанией и был задержан во время совершения кражи.

    3. Педантично-подозрительный стиль. Родители постоянно одергивают подростка, не доверяют ему, ведут «сверхбдительный» контроль за его поступками, малейшая самостоятельность не дозволяется. Нахождение подозрением убивает инициативу, подталкивает подростка к лживости, скрытности, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. В итоге может быть уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь, наркотики, сексуальная распущенность. Так, мама Светы Л. с детства контролировала девочку на каждом шагу, не давала выразиться собственной детской индивидуальности. Девочка росла неуверенной в себе, замкнутой. «Найти» себя она смогла в более старшем возрасте, когда оказалась в компании сверстников, которые вели себя свободно, раздольно, где можно было делать все, что хочешь. Так она начала курить, выпивать и вести беспорядочную половую жизнь в тайне от матери. Т.е. в результате неправильного воспитания подросток становится предрасположенным к совершению негативных поступков, а в итоге - к совершению преступления.

    4, Жестко-авторитарный стиль. Подросток воспитыва­ется в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так рождается ненависть к родителям и вообще к взрослым и, кроме того, насилие воспринимается как метод общения с другими людьми. Из практики известно, что многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детстве. Великий немецкий философ-идеалист И. Кант так написал о наказании: «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так, чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. Заставлять детей после наказания благодарить, целовать руки и т. п. - глупо и делает из детей рабов. Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители стану наказывать детей за их упрямство, то они делают их еще упрямее...».

    5. Непоследовательный стиль. Родители переходят о уговоров к физическим наказаниям, от оскорблений - к ласке. Резкие переходы в поведении дезориентируют лишают устойчивых навыков, вызывая у подростка презрительное отношение к родителям, ожесточение против них и приводит к отчуждению от семейного очага. Когда подросток не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.