Уроки семейного воспитания в школе. "семейное воспитание в условиях школы - интернат". Характеристика семейной политики и демографии в России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Докла д на тему: «Семейное воспитание »

Республика Дагестан, село Хорель

Значение семьи в воспитании ребенка. Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Современная семья развивается в условиях качественной новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. В таких случаях школа должна играть важную роль в становлении личности, проводит с ребенком различные работы с учетом возрастных особенностей. К примеру я могу привести такие беседы, которые провели наши классные руководители:

1. «Личная гигиена», беседа с девочками. 9 класс, кл. рук. Гаджиева И.З.

2. «Семья и школа», 8 класс, кл. рук. Агарагимов И.А.

3. «О трудностях воспитания в семье», 7 класс, кл. рук. Куберова Л.Г.

4. «Мое свободное время», 11класс, кл.рук. Шихрагимова Р.Ш.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития.

Семейное воспитание зависит от:

Биологического здоровья ребенка и родителей;

Материально-экономической обеспеченности;

Социального положения;

Уклада жизни членов семьи;

Отношения к ребенку;

Наследственности.

К основным задачам семьи относятся:

Создать максимально благоприятные условия для роста и развития ребенка

Стать социально-экономической и психологической защитой ребенка

Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я»

Научить полезным прикладным навыкам и умениям.

Таким образом, родители являются первым и основным учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляются в непосредственном единстве, однако школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Основную работу с родителями школа проводит через родительские собрания. В этом году мы провели общешкольное родительское собрание, на котором рассматривался такой вопрос: «Роль семьи в воспитание школьника». Как правило, на родительские собрания приходят в основном мамы. Это, наверное, объясняется тем, что роль матери в воспитании ребенка в семье больше, чем отца.

Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

В нашей школе работа классного руководителя начинается с составления учебно-воспитательного плана. В сентябре классные руководители проводят классные родительские собрания. На этом собрании знакомит родителей с учебно-воспитательным планом на год, рассказывает родителям о специфике, задачах и предлагает обсудить проблемы предстоящего года. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы или класса;

Участие родителей класса в работе совета школы.

Эта первая функция работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся.

Вторая функция работы классного руководителя с родителями - психолого-педагогическое просвещение.

Классный руководитель должен обладать большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знать детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками. Классный руководитель может взять на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей, которое в нашей школе организуется посредством следующих форм работы с семьей:

Школьные и классные тематические беседы для родителей. Такие как, «Адаптация школьника к различным условиям современного общества», 10 класс, кл. рук. Рамазанова Д. Б.

«Как помочь школьнику учиться», 4 класс, кл. рук. Гаджиева Т.С.

Поклассное просвещение родителей, которое осуществляется классными руководителями на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классного коллектива. Это индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей - предметников и школьного психолога.

Для вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность с целью расширения воспитательной среды, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в Хорельской СОШ используются такие формы работы как:

Участие родителей в подготовке общешкольных традиционных мероприятий (Последний звонок, новогодние утренники);

Бывают ситуации, когда необходима корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Например - оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания, разрешение противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек, помощь в преодолении дурного влияния асоциальных объединений. Чтобы установить с чего начинаются эти проблемы, с родителями проводится анкетирование на тему «Определение детско-родительских отношений », в анкетирование включены такие вопросы: какие взаимоотношения в вашей семье; считаете вы свою семью дружной; какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи; бывают ли в вашей семье конфликты; а на такой вопрос анкетирования «Ваши дети бывают свидетелями семейных конфликтов?» родители зачастую отвечают «Да». Каждый ребенок по своему реагирует на семейные конфликты; переживают, пытаются померить, становятся озлобленными и неуправляемыми. Учитывая эти индивидуальные особенности детей, нужно строит работу школы с родителями.

Особое внимание следует уделить индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся у нас таких неблагополучных семьей нет.

Особое место в воспитательном процессе играет организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Продуктивной является работа классных руководителей по взаимодействию с различными общественными организациями родителей - родительский комитет.

Родительский комитет класса избирается на родительском собрании класса в начале учебного года на один год. На общешкольном родительском собрании избирается родительский комитет школы, который работает по определенному плану. Заседания комитета проводятся раз в четверть.

У нас в школе практикуется такая работа классных руководителей, как посещение на дому. Все классные руководители ведут журнал посещения на дому, где фиксируют цель и причину посещения.

Я думаю, посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей. Но у нас такая форма работы практикуется. педагогический семья воспитание

Эффективна и такая форма, как памятка для родителей, которая приглашает их к обсуждению и решению проблем воспитания детей:

Создание благополучной семейной атмосферы;

Воспитание трудолюбия у детей в семье;

О воспитании доброты.

Социальный педагог провел с учащимся 5-7 классов анкетирование «Моя семья». Дети на листочках рисуют свою семью. Такое анкетирование детям было очень интересно. Целью данной методики является - выявить представление ребенка о семье, о своем положении в ней.

Сегодня стало сложнее воспитывать ребенка в школе. Это зависит о ряда причин: цели воспитания, противоречивость материальной обеспеченности, неодинаковый подход школы и семьи к оценке ребенка, авторитет родителей.

Кого мы воспитываем? С этой целью психологом школы был проведен цикл бесед с учащимся 5-11 классов на тему «Преступниками рождаются или становятся?» дети слушали внимательно, активно участвовали в обсуждении, долго спорили, но в основном все пришли к выводу, что преступниками не рождаются, а становятся. Следовательно, становление личности зависит от воспитания.

Успешность или неуспешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позиции педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение процесса деятельности классного руководителя. Формирование индивидуальности ребенка в семье и формы работы классного руководителя с родителями учащегося. Стратегия и тактика взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2009

    Особенности и перспективы развития современной семьи. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся. Педагогическое образование родителей, их привлечение к воспитательной работе. Влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2014

    Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

    Изучение влияния семьи, как социального института, на формирование личности ребенка. Школа, как координатор совместной деятельности школы и семьи. Пути и способы повышения воспитательного потенциала семьи. Способы педагогического просвещения родителей.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

    Формы и методы работы с родителями. Взаимодействие школы и семьи в воспитании. Основы юридических отношений между родителями и детьми. Деятельность социального педагога по защите прав ребенка в школе и семье.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2002

    Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. Методы изучения семьи ученика. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей. Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка. Оказание помощи детям из неблагополучных семей.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2008

    Теоретические основы работы классного руководителя. Роль учителя в привлечении родителей детей в воспитательную деятельность школы. Рассмотрение особенностей взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2013

    Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Формы совместной работы школы и семьи по воспитанию школьников. Совместная работа образовательного учреждения и семьи в условиях интегрированного обучения.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

У вас есть ребенок школьник? Насколько хорошо в вашем случае налажено взаимодействие между школой и семьей? Существует огромное количество форм данного взаимодействия... Как обстоят дела в вашем случае?

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.



Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Более подробно о родительских собраниях можно прочитать в соответствующей статье.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление . Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Организация совместных досуговых мероприятий
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов . К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возгла­вить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы , в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации . Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Как и все образовательные учреждения, школа призвана сеять “разумное, доброе, вечное”. По современным меркам наша школа небольшая – в ней обучается 314 человек, поэтому весь педагогический коллектив знает каждого ученика по имени и фамилии, его умственные, психологические, физические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи, стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения. Однако никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании. Прежде всего, они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. Статистика неумолима: 425 тыс. детей состоит на учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тысяч подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты.

Несомненно, цифры и факты, приведённые в данной статье, вызывают горечь, тревогу и обиду на государство, неспособное создать приемлемые условия для жизни каждой семьи. Но они же помогают понять, что держава окрепнет лишь тогда, когда окрепнет каждая российская семья. Наша программа лишь небольшой шаг по пути укрепления семьи, по защите прав детей. Важно, что он сделан. Ведь известно, что дорогу осилит идущий.

Цель: Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;
  3. Коррекция семейного воспитания;
  4. Организация досуга семьи;
  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • пропаганда психолого-педагогических знаний;
  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;
  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
  • анализ реальной ситуации;
  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
  • оптимистический подход к семье;
  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
  • установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Диагностика семьи

Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

  1. Изучение образа жизни семьи.
  2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
  3. Положение детей в системе семейных отношений.
  4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, её традиций.
  5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
  6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
  7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Формы работы с семьёй

I. Диагностика семей. Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.

II. Организация содействия родителей школе.

III. Школа родителей будущих первоклассников.

IV. Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.

План мероприятий

I. Педагогический лекторий “О вас и для вас родители”:

I четверть

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”

II четверть

I ступень обучения – “Наказание и поощрение в семье: за и против”;

II ступень обучения – “Семья - здоровый стиль жизни”;

III ступень обучения – “Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.

III четверть

I ступень обучения – “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”;

II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;

III ступень обучения – “Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.

IV четверть

Общешкольное родительское собрание: “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”

II. Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка” (1-11 классы);

III. Мероприятия, проводимые с учащимися

1. I ступени обучения:

Беседы с учащимися на темы:

“Значение семьи в жизни человека”;

“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”;

Разучивание стихов и песен на эти темы;

Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам;

Выходы в природу совместно с родителями.

2. II ступени обучения:

Беседы с учащимися на темы:

“Твоя родная семья”

“Огонь родного очага”

Посиделки, девичники, ситуативные классные часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои родители”, творческие семейные выставки.

3. III ступень обучения:

Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;

Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело – личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”

Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на земле от любви!”, “Красивый человек – это значит…”, “Дочки-матери”.

IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию.

V. Знакомство с нормативно-правовой документацией:

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребёнка;

Конституция РФ;

Устав школы;

Положение о КДН.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года.

1-й этап – подготовительный (2005-2006 уч. год)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2006-2007 уч. год)

Апробация и использование в работе по данному направлению личностно-ориентированных технологий, форм, приёмов и методов работы, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка.

3-й этап – обобщающий (2007-2008 уч. год)

Обработка и интерпретация данных за 3 года.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы по семейному воспитанию.

Предполагаемый результат

По итогам реализации программы ожидаем:

Укрепление связи с семьёй;

Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Характер, здоровье, жизненная успешность, вера в себя у человека начинается с семьи, с его семейного воспитания. С него начинается формирование личности человека. Оптимистом он станет или пессимистом, эгоистом или альтруистом, будет прятать голову в песок, как страус, или не бояться брать на себя ответственность - все это зависит от воспитания человека и примера его родителей. Итак, разберемся в тонкостях воспитания в семье здорового ребенка в разные возрастные периоды и воспитания детей не совсем здоровых.

Семейное воспитание детей и его особенности

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен. Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка. Возможно ли такое было 30 лет назад?

Вместе с тем, раньше граждане страны все время находились под защитой государства, им гарантировалось право на труд, охрану здоровья, бесплатную учебу и стабильные цены, а сегодня, во времена капитализма и демократии, уже с детства ребенок приучается к тому, что за свое право на полноценную жизнь нужно бороться, завоевывая свое место в обществе, отстаивая себя в жесткой конкуренции. И все это он видит и слышит на примере своих родителей. Именно они доходчиво и систематически демонстрируют необходимость приспосабливаться к требованиям сегодняшнего времени, а иногда и бороться с его вызовами.

Семейное воспитание - это, прежде всего, система отношений родителей с детьми. Конечно, ведущими в этой системе выступают папа с мамой. Особенность семейного воспитания заключается в эмоциональном окрасе взаимоотношений.

Да, такие отношения должны строиться на любви и уважении. И тут очень важно не переступить ту грань любви, которая отделяет истинную любовь от синдрома избалованного ребенка. На примере многих семей можно наблюдать, как дитя в семье становится кумиром, которому ни в чем не отказывают, у которого есть всегда все самое лучшее, и который диктует папе с мамой, что делать и когда. Для таких родителей воспитание становится не формированием личности малыша, его жизненного опыта, ограничений и соблюдения моральных правил, а скорее показушностью с преобладанием у собственного чада материальных ценностей с раннего возраста. Такой безотказной и слепой любви не хватает для формирования сильной личности. Тогда ребенок привыкнет к тому, что за его спиной всегда есть родители, которые „вылезут из шкуры”, но отдадут ему все самое лучшее и сделают все за него. В таких семьях воспитание сводится к тому, что малыш становится центром всех семейных задач, досуга. По сути, семейное воспитание и любовь заменяются присутствием в жизни ребенка всевозможных материальных ценностей.

Но есть и другая форма семейного воспитания, которую выбирают мудрые и современные родители. Это отношения партнерства. Дитя четко знает, что можно, а что категорически нельзя (при этом для бабушек и дедушек не должно быть исключений); когда можно что-то не делать, а когда выполнение просьб (не приказов) родителей обязательно. В таких семьях ребенок не будет обманывать, потому что его приучили всегда говорить правду, какой бы она ни была. Он не боится быть наказанным, а скорее переживает за то, что расстроит папу с мамой.

Особенности семейного воспитания сегодня - это умение родителей видеть перспективу в жизни своей крохи. Это обозначает, что с раннего детства нужно распознать его способности, наклонности, уважать его как личность, формировать веру в себя, свою успешность. Семейное воспитание в наше время - это умение формировать у ребенка правильные представления о реальной стороне жизни, а не надевать на него „розовые очки” и прятать от проблем за своей широкой спиной.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается. Все это начинается с периода младенчества. Затем семейное воспитание протекает хаотично, поскольку родителям мешают следующие обстоятельства:

  1. Дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным (или просто не имеют на это сил) уделять несколько часов ребенку. Походы в зоопарк бывают лишь по праздникам, когда есть дополнительный выходной, или в отпуске. Вечерние семейные прогулки после ужина заменяются отслеживанием на диване ввиду усталости родителей.
  2. Непонимание важности семейного воспитания и ориентация на воспитание в детском учреждении. К сожалению, многие молодые родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал - воспитатель, учитель. Такие папа и мама с удовольствием приходят на детские утренники и рьяно интересуются, почему их дитя не в главной роли. Они ”делегируют” свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически собственное время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования.
  3. Замена родительского воспитания компьютером. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться, и поэтому родители считают, что технические познавательные умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его и вместе с тем не беспокоиться о том, где он, с кем, в какую погоду. Дети проводят время за играми и мультяшками, при этом испытывая дефицит живого общения и, конечно же, развития речи.

Вот такое неумение родителей воспитывать своих чад в семье с дошкольного возраста приводит к конфликтам в подростковом возрасте, в учебе, социальной адаптации.

Семейное воспитание детей в школе

К началу учебы ребенка в школе уже можно четко проследить за стилями взаимоотношений между родителями и детьми. Их есть несколько:

  1. Генеральский стиль. При таком типе взаимоотношений четко прослеживаются армейские замашки родителей. Альтернатив во взаимоотношениях нет, все сказанное папой и мамой должно четко выполняться. Способы воздействия на чадо при таком стиле отношений - это указания и угрозы, целью которых является тотальный контроль над поведением малышей.
  2. Психологический стиль. Некоторые родители пытаются анализировать, почему ребенок поступил так, а не иначе. Вопросы и детализация в этом случае направлены на то, чтобы скорректировать его поведение на правильный путь.
  3. Судейский стиль. Это оценочное поведение родителей, когда ребенка дома ждут чтения морали за низкую оценку, опоздания и другие неправильные поступки. К этому стилю близким является и стиль священника, когда все свои разговоры с чадом родители начинают с фразы ”Ты должен… обязан... надо...”.
  4. Циничный стиль. Это самый опасный стиль взаимоотношений, когда ребенок постоянно слышит насмешки и унижения, даже прозвища. Такие родители всегда демонстрируют свое господство и таким образом не только отчуждают свое дитя, а и формируют в нем комплексы, неуверенность, чувство вины и страх. У таких родителей дети часто грызут ногти, обманывают, боясь быть наказанными.
  5. Дружественный стиль. Быть другом дочке или сыну - означает уметь выслушать, понять, не ругать и помочь решить ребенку свою проблему самостоятельно, но правильно. Сотрудничество является самым продуктивным типом взаимоотношений между детьми и родителями. Это и самый сложный для родителей тип отношений, когда нужно чувствовать грань, которую переходить нельзя. Как правило, в семье, где царит сотрудничество, детишки хорошо учатся в школе, они всюду успевают, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дитя считают личностью и полноценным членом семьи. Поэтому оно и совершает уже в школьном возрасте взрослые и самостоятельные поступки. Обычно при таком стиле взаимоотношений в семье подростковый возраст ребенка проходит более-менее гладко. Ведь понимание и партнерство с родителями не заставляют его искать отдушину вне семьи. Уважение и взаимоподдержка, любовь и ответственность всегда присутствуют в семейном воспитании школьника при дружественном типе взаимоотношений.

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Что может быть лучше, чем здоровый и умный ребенок? Но, к большому сожалению, многие родители таким счастьем не обладают. Их детки имеют отклонения в развитии и, конечно, они вынуждены корригировать семейное воспитание. Существуют разные отношения родителей к дефекту их ребенка. Это отношение и определяет методы воспитания:

  1. Охранительное воспитание. Это всегда переоценка дефекта, которая проявляется чрезмерной опекой. Дитя балуют, позволяют буквально все, оберегают от всех. Ему ничего не дают делать, ограничивают даже те функции, которые вполне доступны больному. Такая модель поведения родителей является искусственной изоляцией ребенка-инвалида. Даже если его недуг в развитии и можно исправить, то охранительное воспитание формирует из него эгоиста и потребителя.
  2. Равнодушное воспитание. Отношение родителей формирует у ребенка чувство собственной неполноценности и ненужности. Дитя становится робким и закомплексованным. У него формируется недоброжелательное отношение к другим деткам, а также к родным и чужим людям.

Оба типа отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии приводят к формированию у него психической травмы. У таких деток благодаря родителям возникают вторичные отклонения в психическом развитии. Во избежание этого родители таких детишек на всех возрастных этапах должны консультироваться со специалистами - психологами, врачами, реабилитологами. Только систематическое взаимодействие с ними поможет не только грамотно формировать ребенка-инвалида как личность, а и адаптировать его к жизни в обществе.

Постоянный тандем „родители - специалисты” призван научить членов семьи ребенка с особенными потребностями помогать, совершенствоваться и побеждать все трудности вместе со своим малышом.

Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта

Если зреть в корень, как говорил Козьма Прутков, то в большинстве случаев виноватыми в умственной отсталости детей являются их родители. У одних это безответственное отношение к беременности, у других - наследственность, у третьих - карма.

У 13% таких детей родители - алкоголики, наркоманы и правонарушители. Следует знать, что треть детей с нарушениями интеллекта рождается у родителей - выпускников коррекционных школ. То есть их родители сами имеют определенную форму интеллектуальной недостаточности. Родители таких деток имеют тот же уровень образования и социальный статус. Подобные семьи чаще распадаются либо функции воспитания в них делегируются бабушкам. Дети с нарушениями интеллекта очень часто воспитываются в интернатах. И это, конечно же, разрушает их взаимоотношения с родителями.

В таких семьях обычно проявляются тоже два типа взаимоотношений: гиперопека или полное равнодушие. Гиперопека формирует у ребенка поведение страуса. Тогда не может быть и речи о воспитании какой-либо самостоятельности.

Полное равнодушие к умственно отсталому малышу - это дальнейшее его отставание в умственном и психическом развитии. Когда же родители, а чаще всего это мама, привязаны к ребенку, любят и занимаются с ним, консультируются со специалистами в вопросах развития, то он приобретает уверенность в себе, активно познает мир. Семейная психотерапия с матерями способна существенно облегчить семейное воспитание и развитие такого малышва. Оказывая помощь маме и такой семье в целом, специалист дает конкретные рекомендации и акцентирует на том, что духовное общение со своим чадом является мощным источником положительных изменений в нем.

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Очень много родителей не понимает, почему же именно их деткам характерны нарушения в развитии речи. Они часто обижены и свое недовольство вымещают на детях. Однако таким родителям следует понимать, что все познается в сравнении. И нарушение речи по сравнению с тяжелой инвалидностью, умственной отсталостью - не такая уж катастрофа. Сегодня, когда логопедия идет вперед прогрессирующими шагами, родителям нужно найти хорошего специалиста для занятий с ребенком. И, конечно же, создавать для него в семье такую обстановку, которая бы гармонизировала его развитие.

Терпение, понимание, любовь к крохе должны быть доминирующими принципами семейного воспитания. Ведь иногда именно неправильный стиль взаимоотношений с детьми формирует дефекты речи у последних. Неадекватные родительские установки, авторитарный стиль воспитания являются факторами возникновения речевых нарушений. Именно поэтому главной задачей учителя-логопеда в работе с такими родителями является оптимизация отношений между родителями и детьми. Работа над дефектами детской речи - это общая задача специалиста и родителей. Если ребенок будет видеть, что с ним занимается и мама, и логопед, он будет больше стараться, а повторения будут только способствовать коррекции речи. Кроме этого, родительское внимание к ребенку всегда производит должный эффект.

Диагностика речи ребенка, как правило, проводится в детском саду. С детками уже там работают логопеды, и, возможно, они посоветуют родителям определенные направления работы и коррекции. Речь идет о подрезании уздечки языка, которая иногда мешаетвыговаривать звук «р» . Конечно, есть родители, которые инертны к советам специалистов, не имеют времени заниматься этим. А потом такие детки вырастают с комплексом неполноценности, они зажаты, с них смеются в школе по поводу картавости речи.

Мудрое семейное воспитание - это всегда внимание к ребенку, его радостям, переживаниям, дефектам и проблемам. Нет проблем, с которыми бы не справились любовь и терпение мамы.

Специально для - Диана Руденко