Методическая разработка на тему: Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к культуре родного края". Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края


Методическая разработка.

Тема. «Приобщение детей к истории и культуре родного края»

Я, Козачук Надежда Николаевна, воспитатель МБДОУ «Соловушка» Усть - донецкого района Ростовской области, представляю тему «Приобщение детей к истории и культуре родного края». Помимо основных направлений педагогической деятельности, работаю над воспитанием подрастающего поколения через приобщение его к культуре и истории родного края. Ведь семья, достояние культуры, родная природа, история народа - это то, что составляет фундамент становления личности.

В настоящее время выражение «гражданин мира» всё больше приобретает актуальное значение: расширяется общение, возрастает интерес к мировой культуре, истории, а также современности. Учитывая специфику, тенденции настоящего, возникает потребность воспитания у дошкольников тех качеств, которые помогут им легко общаться, ориентироваться в многообразии культур, расти духовной личностью, уважающей традиции не только своего народа, но и других. Но, к сожалению, есть и другая сторона этого вопроса: обилие информации, ускоренный ритм жизни, неспособность ориентироваться в жизненных ценностях приводят к негативным проявлениям, особенно у некоторой части молодёжи. А, как известно, каждый человек «родом из детства», поэтому закладывать фундамент гармонично развитой, социально ориентированной личности, гражданина необходимо с первых дней жизни ребёнка.

Рождаясь, ребёнок попадает в самый близкий для него мир - семью. Именно с семьи начинается познание ребёнком жизни, ощущение себя, как значимой единицы. Люди, окружающие его, атмосфера, созданная этими людьми, будят в ребёнке эмоции, чувства, которые в дальнейшем будут сопровождать его всю жизнь. И то, какие нравственные чувства разовьются у ребёнка, зависит именно от окружающих, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Наиболее глубокое чувство всех возрастов - это любовь. У ребёнка любовь проявляется к самым близким для него людям - родителям. С возрастом это чувство приобретает осознанность, обрастая всё новыми проявлениями - заботой, пониманием, уважением. Таким образом, ребёнок УЧИТСЯ любить. Поэтому, на данном этапе ведущей становится роль взрослых, в том числе и педагога, задачей которого является научить ребёнка видеть и ценить в близких ему людях то добро, которое они дарят ему.

В своей работе я уделяю большое внимание установлению более тесных связей «ребёнок - родители - детский сад». Совместные работы, мероприятия доставляют детям радость, пробуждают чувство гордости за свою семью, воспитывают уважение к семьям других детей. Стараюсь активно привлекать родителей своих воспитанников в педагогический процесс - провожу беседы с родителями на различные темы, мамы и папы участвуют в организации и проведении праздников, досугов, в группе. Всё это создаёт психологический комфорт для дошкольника, возможность чувствовать себя значимым в мире сверстников и взрослых, а значит, происходит начало личностного и гражданского становления ребёнка. Таким образом, реализую первую ступень работы по патриотическому воспитанию - «воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому».

Второй ступенью обозначила - «Моя страна - Россия», включает в себя расширение элементарных представлений о своей России., приобщение к истокам русской народной культуре, традициями и обычаями. .Вместе мы с детьми рассматривали альбомы «Символы России», «Армия России», «ВОВ», «Природа России», карту России. Проводила выставки детских работ на темы «Природа в лесу», «Что нам осень подарила», «Кто живет лесу», аппликации «Флаг России», «Наша армия сильна» и др. Дети учились выражать свою гражданскую позицию, активно высказывая своё мнение, споря, доказывая свою точку зрения. Знакомства с родной страной, Очень важным моментом в работе является необходимость подвести детей к пониманию, что повсюду трудятся люди на благо других людей; везде соблюдаются традиции, обычаи; любая страна, город помнит и чтит своих героев; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут природу и т. д. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Третью ступенью обозначила - «Люби и знай, родной свой край » включает в себя: формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края, расширение знаний о богатствах и достоянии, формирование любви к родному краю, красоте и многообразию родной природы.

Четвертую ступень обозначила «Наши праздники и традиции» включает в себя расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного села, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны. Традиции семей, детского сада, села, страны входят в жизнь ребёнка, приобщая его к большой многогранной культуре родного края. Иллюстрации «Моя малая Родина», участие в жизни детского сада, группы - вот источники воспитания и развития в дошкольниках тех корней, которые в дальнейшем будут питать нравственность подрастающего поколения, связь поколений, уважение к истории и современности, без чего невозможно будущее. Дети с большим удовольствием принимают участие в тематических праздниках и досугах, посещают музей «Казачества», созданный руками педагогов на базе детского сада, принимают участие в музыкальных праздниках и конкурсах рисунков. Активное участие в сохранении традиций родного края принимают родители детей. Они изготавливают костюмы, выступают на праздниках, помогают в художественном оформлении мероприятий, территории доу оказывают информационную помощь.

Таким образом, патриотическое воспитание, подготовка ребёнка к жизни в огромном мире - есть главная задача, решаемая обществом и семьёй. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности.

Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает всё, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает, какие проявления взрослых он наблюдает. Всё это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности. Мои разработки по данной теме выступают той средой, которая через многообразие форм и методов работы создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитание основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». Ведь сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей

Образовательный педагогический проект

Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края

Исполнитель :

воспитатель МКДОУ № 26

Корелина Ирина Сергеевна

Верхняя Пышма

2012 г.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Введение

Актуальность темы

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ):

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей, старшим поколением.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать бережное отношение к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты.

Сроки реализации: 2 года.

I. Теоретическое обоснование проекта

Теоретическую основу программы составили некоторые положения из программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», в частности, положение «о необходимости широко использовать все виды фольклора как средство приобщения детей к нравственным- патриотическим ценностям; знакомить с культурой родного города, села и использовать интегративный подход в образовании и воспитании».

Был использован также практический опыт педагогов Н. Козачек, А. Минаевой «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края».

Педагог сам определяет способ организации, место в режиме дня, содержание того или иного занятия по данной программе.

Направления проектной деятельности

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, разработка комплексно-тематического планирования;
  • Организационный блок: создание предметно – развивающей среды (мини-музеи, центры активности; уголки творчества и познания и т.п.);
  • Контрольно – рефлексивный блок: разработка анализа эффективности образовательного проекта, вычисление противоречий и проблем во время реализации проекта, разработка перспективы проекта.

Интегрирование

При работе с проектом был использован принцип интегративного подхода, т.к содержание образовательного проекта достаточно объёмный, следует основная часть программы интегрируется в другие образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, чтение, музыка.

Необходимые условия для реализации проекта

  • Интерес детей и родителей
  • Методические разработки
  • Педагогический опыт
  • Предметно – развивающая среда
  • Инновации
  • Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта

  1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  2. Совместные игры и творческие проекты;
  3. Познавательно – игровые занятия;
  4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;
  5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;
  6. Нетрадиционные формы с родителями.

Предполагаемый результат

1 . Знать/называть: историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическую ситуацию в городе.

2. Знать/называть: растения и животных края, камни добываемые на Урале.

3. Знать/называть: народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города.

4. Выражать/принимать: отношение к окружающей среде, участие проведении мероприятий по охране окружающей среды в УО.

5. Уметь: заботиться о близких, управлять своими чувствами, анализировать свои поступки и поступки других.

Достигнутые результаты (приложение 1)

Во время контрольного проведения рефлексивного этапа по результатам итогового мониторинга прослеживается положительная динамика по следующим показателям:

  1. РОДНОЙ КРАЙ, ГОРОД (история края и города, символика города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе): 2011г -2012г увеличилось на 26 %;
  2. ФЛОРА И ФАУНА УРАЛА: (растения и животные края, камни добываемые на Урале): 2011г-2012г увеличилось

на 23 %;

  1. ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ : (народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города): 2011г-2012г увеличилось на 31 %;
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: (отношение к окружающей среде, участие детей и родителей в проведении мероприятий по охране окружающей среды): 2011г-2012г увеличилось на 34 %;
  3. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ : (забота о близких, умение управлять своими чувствами, умения анализировать свои поступки и поступки других): 2011г-2012г увеличилось на 15%.
  1. Практическая реализация проекта

Этапы проведения и реализации проекта

1.Информационно-накопительный

Изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

Посетить музей г. Верхняя Пышма;

Изучить краеведческую литературу;

Подобрать библиотечку произведений уральских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

Изготовить методические материалы и дидактические пособия по теме «Мы - из города Верхняя Пышма», «Верхняя Пышма - город трудовой», « Спортландия»; «Уральские сказки», «Природа нашего края» (альбомы); план-схему Восточного поселка, карту города;

Совместно с родителями подобрать весь необходимый материал для изготовления пособий;

Разработать план целевых прогулок и экскурсий конкретно для своей возрастной группы, ориентируясь на содержание программы.

2. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, исходя из на темы: “Город Верхняя Пышма – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Свердловская область»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Природа родного края», «Прошлое и настоящее моего города» , «Профессии наших родителей».

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению:
“Я шагаю по Верхней Пышме», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

Изготовление макета улицы Петрова.

Изготовление мини – музея «Русский дом на Урале»

3. Презентационно - завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

4. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов. Проведение итогового мониторинга.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Заключение

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:

  • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»

(дать знания об улицах Восточного посёлка, знать адрес своего места жительства (ребёнку), совершать целевые прогулки в сквер, проводить беседы).

  • 2 блок «Детский сад – мой второй дом»

(дать знания о социальном портрете дошкольного учреждения и какие объекты находятся вблизи детского сада, совершать целевые прогулки по ближайшим улицам и вести наблюдение за трудоустройством горожан, за машинами города, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, как отдыхают с родителями на природе).

  • 3 блок «Родной свой край люби и знай!»

(ознакомление детей с историей города; показать, город в котором живут дети, красив, современен, город – труженик, рассказать какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями и предприятиями, на которых работают родители детей).

Список литературы

1. Большой России маленькая росинка - Филантроп, 2008г.

2. Городской округ Верхняя Пышма. Большой России маленькая росинка- Екатеринбург, Филантроп, 2008г.

3. М.Е. Головацкий и др. Верхняя Пышма 1854-2004- Екатеринбург, Уральский университет, 2004г

4. В.И. Гриневич. Верхнепышминцы в войне 1941-1945 г.г

5. В. Непомнящий, Е.Селина, А.Грамолин, М. Тимошадченко, Е. Назарова, Ю.Горбунов Р. Печурина. Медное платье Урала.- Сократ, Екатеринбург, 2004г.

6. И.Г.Пронин, Л.Н. Никитина Г.Д. Мамонов- г. Верхняя Пышма, 1996г.

7. И.Г. Пронин. Мой город. Прошлое и настоящее.- г. Верхняя Пышма, 2000г.

8. Серия. Наш город- наша гордость! Стихи о Верхней Пышме- Центральная городская библиотека им. В.В. Волоскова.


Эта тема актуальна по целому ряду причин. Целенаправленное ознакомление ребёнка с историей и культурой родного края формирует гражданскую позицию, позволяет сформировать патриотические чувства. Ведь чувство Родины, как малышей, так и взрослых связано с местом, где родился, т.е. с малой Родиной. Нужно углубить эти чувства, расширить представления о родном крае, истории и культуре, показать, что свято и дорого каждому человеку. Актуальность:




Создание условий в группе для восприятия сведений об историческом прошлом, настоящем и культурном облике родного края. Дать знания детям о родном крае: истории, символики и достопримечательностях. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Кашинский край. Познакомить с культурой и традициями родного края. Повысить компетентность у родителей по вопросам приобщения детей к истории и культуре родного края. Задачи:






В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получила: 12% родителей знают историю и культуру родного края; 24% родителей интересует данная проблема; 42% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению; 22% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме. Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовала метод анкетирования.
















В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получила: 20% родителей знают историю и культуру родного края; 40 % родителей интересует данная проблема; 36% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению; 4% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме. Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовала метод анкетирования. (конец года)



    Воспитывая у детей любовь к своему городу, я подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины

    Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы. Встречи в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды. Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного города, своей родины.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»»

Дронова Ольга Анатольевна

Воспитатель ГККП ДО №18 «Балдырган»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста

к истории и культуре родного края»

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»

В. Орлов

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Поэтому, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другими я решаю следующие задачи:

    формирование нравственно-духовного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

    формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Считаю, что важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Уральск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб.

Поэтому, я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить вне занятий.

Думаю, что именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

С этой целью я провожу экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Родители должны рассказывать детям о городе, о своих любимых местах: показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Очень часто я провожу беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, я подвожу их к пониманию, что их город - частица Родины

Средствами ознакомления дошкольников с родным городом являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основной формой ознакомления детей с родным городом является организованная учебная деятельность. Важно, чтобы она повышала детскую мыслительную активность. Мне кажется, что этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Казахстана, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Таким образом, знакомя детей с родным городом и родной страной, я учитываю, чтобы вся информация вызывала в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д.

При знакомстве дошкольников с историей родного города, мне приходится использовать словесные методы. От того, как я это сделаю, зависит, воспримет ребенок новые представления или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет в них желание узнать что-то еще.

Считаю, что успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: "Я - казахстанец! Я горжусь своей страной!».

Поэтому свою работу я строю в тесном содружестве с семьёй. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Поэтому, мои родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах.

Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы. Встречи в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды. Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного города, своей родины.

Таким образом, проводимая мною работа поможет обогатить знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только сформирует любовь к традициям своего народа, но и будет способствовать развитию личности в духе патриотизма.

А совместная деятельность станет основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота Родины.

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»

«Копилка уроков – сайт для учителей» 20. 03. 2016 года)

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

На современном этапе развития общества совершенствование системы патриотического воспитания является важнейшим условием, обеспечивающим могущество нашей Родины и развитие России как демократического государства.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Нравственно – патриотические чувства формируются в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям. Обращение к отеческому наследию воспитывает у детей уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому дошкольникам необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Первый этап работы по формированию нравственно - патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края, начинаем проводить с младшими дошкольниками, учим называть свою улицу и ту, на которой расположен детский сад. В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на основе ознакомления с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью русского народа. Это позволяет детям увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические. Знакомя дошкольников с родным городом, привлекаем их внимание к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, магазин, аптека, рассказываем об их назначении, подчеркиваем, что все это создано для удобства людей.

Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями), показываем детям всю красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, стараемся помочь полюбить свое, родное, близкое. Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, постепенно расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняем: в честь кого они воздвигнуты; у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого мы проводим экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.Занятия и беседы по ознакомлению с традициями и обычаями наших предков проводим в краеведческом музее, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек и дети могут потрогать предметы своими руками.