Современные подходы к физической культуре в дошкольном образовательном учреждении. Тема: Современные подходы к физическому развитию детей дошкольного возраста

2

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», Санкт-Петербург

В статье обсуждается проблема повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения в контексте сохранения и укрепления здоровья детей. Рассматривается вопрос реализации индивидуального подхода в процессе занятий физическими упражнениями с детьми на основе учета показателей их физического состояния. В работе обращается внимание на проведение мониторинга как обязательного условия выполнения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основной акцент в данном исследовании сделан на оценке уровня физической подготовленности детей. В статье представлены результаты анализа различных систем тестирования, описанных в научно-методической литературе, на основе которого выделены проблемы их применения в образовательном процессе. Предложена методика определения уровня физической подготовленности старших дошкольников, включающая оценку развития у них физических качеств и сформированности двигательных навыков. Обоснована идея выделения: «зоны риска», «зоны возрастной нормы» и «зоны способностей», учитывающего допустимый разброс показателей, обусловленный индивидуальными возможностями дошкольников. Показана целесообразность использования мониторов сердечного ритма для повышения объективности оценки реакции организма детей на физическую нагрузку. На основе проведенного исследования сформулированы подходы к оценке физического состояния дошкольников, учитывающие современные требования к реализации педагогами содержания области «Физическая культура», в рамках программы дошкольного образования.

мониторинг

состояние здоровья

функциональные возможности

физическая подготовленность

дети дошкольного возраста

1. Вегера А. И., Соловьева Т. В., Петренкина Н. Л. Исследование реакции сердечно-сосудистой системы старших дошкольников на физическую нагрузку с помощью монитора сердечного ритма POLAR // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития: матер. науч.-практ. конф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – С. 209–212.

2. Молодцова И. А. Факторы риска формирования хронической аденотонзиллярной патологии у дошкольников, проживающих на урбанизированных территориях: эколого-гигиенический аспект: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Волгоград, 2009. – 22 с.

3. Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 592 с.

4. Муртазина Г. Р. Федеральные государственные требования в дошкольном образовании: трудности и перспективы // Социосфера. – 2011. – № 19. – С. 107–109.

5. Оценка двигательной активности дошкольников при помощи мониторов сердечного ритма «Polar»: метод. рекомендации / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб.: Белл, 2010. – 35 с.

6. Петренкина Н. Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2004. – 18 с.

7. Петросян Г. Г. Физическое развитие и мониторинг состояния здоровья сельских дошкольников Ставропольского края: Дис. ... канд. мед. наук. – Ставрополь, 2009. – 115 с.

8. Фараджева Н. А. Физическое развитие и физическая подготовленность детей 5–7 лет, проживающих в восточном Забайкалье // Гуманитарный вектор. – 2008. – № 4. – С. 98–102.

9. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М.: Перспектива, 2011. – 52 с.

10. Филиппова С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников: монография. – СПб., 2002. – 336 с.

Введение. В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению здоро-вья детей дошкольного возраста. Только за прошедшее десятилетие уровень общей заболеваемости детского населения увеличился в 1,5 раза . Данные официальной статистической отчетности профилактических медицинских осмотров, проводимых среди выпускников дошкольных образовательных учреждений, свидетельствуют о том, что здоровых детей только 20-25 % , имеющих функциональные отклонения - свыше 50 % и страдающих хроническими заболеваниями - почти 30 % . Среди детей в возрасте до 7 лет в 13,5 % случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость).

Сложившаяся ситуация указывает на необходимость определения условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. Огромную роль в решении этой проблемы играет грамотная организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Реализация этого положения должна базироваться как на знании анатомо-физиологических и психологических особенностей развития детей дошкольного возраста, так и на учете индивидуальных характеристик каждого ребенка.

Проблема индивидуализации физического воспитания детей на основе оценки их физического состояния изучалась авторами статьи более десяти лет . Однако изменения, происходящие в системе дошкольного образования, требуют продолжения исследований для определения современных подходов к ее решению.

Необходимость устранения несоответствия существующей системы дошкольного образования требованиям современного общества привело к введению федеральных государственных требований (ФГОТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Введение ФГОТ - это попытка стандартизации в образовании, то есть деятельность, направленная на установление норм, правил и требований в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса, повышения качества образования, экономии всех видов ресурсов, единства измерения результатов образовательного процесса . Следует отметить, что процесс стандартизации образовательных систем - общемировая тенденция.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступившему в силу 16 марта 2010 г., общеобразовательные программы состоят из двух частей: 1) обязательной части и 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть программы должна содержать разделы, отражающие организацию, содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», а также планируемые результаты и систему мониторинга достижений детьми этих результатов.

Мониторинг как способ научного исследования широко применяется в различных науках. Перенос этого понятия в сферу образования изменил его смысл, и в современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития .

В рамках образовательного мониторинга в дошкольном образовательном учреждении проводится отслеживание качества: во-первых, результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения; во-вторых, педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении; в-третьих, условий деятельности дошкольного образовательного учреждения. Инструментарий образовательного мониторинга предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.

Содержание области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение таких задач как: а) развитие физических качеств; б) накопление и обогащение двигательного опыта детей; в) формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Основное содержание исследования . Оценка физического состояния дошкольников предусматривает изучение четырех показателей: группы здоровья, физического развития, физической подготовленности, функционального состояния. Первые два показателя в дошкольном учреждении оцениваются медицинскими работниками. Физическая подготовленность детей определяется специалистом по физической культуре или воспитателем. Оценка функционального состояния детей предполагает совместную деятельность педагогов и медицинских работников.

Определение группы здоровья проводится в соответствии с принятой в педиатрии системой. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента детей в целом, чем диагноз. Показателями физического развития, которые используются в практике работы дошкольных учреждений, являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. По сочетанию этих величин и на основе соматоскопии (наружного осмотра) судят о типе телосложения.

Определение физической подготовленности дошкольников складывается из определения уровня развития физических качеств и степени сформированности двигательных навыков. Определение функционального состояния организма детей обычно включает характеристику состояния опорно-двигательного аппарата и оценку деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Следует отметить, что оценка физического состояния дошкольников на современном этапе невозможна без учета региональных особенностей, отражающих разнообразие этнического состава населения, особенностей уклада жизни, климатических условий, о чем свидетельствуют результаты многих исследований .

В настоящее время дошкольные учреждения работают по различным образовательным программам, соответствующим ФГОТ. Каждая из них предусматривает необходимость контроля физической подготовленности детей для определения их индивидуального образовательного маршрута.

Однако многие из предлагаемых систем тестирования не позволяют объективно оценить готовность детей к освоению программного материала по физической культуре, так как не учитывают их индивидуальные особенности и специфичность организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения. Авторы многих методик, заимствуя ряд тестов из других программ, зачастую не подвергают их более или менее тщательному анализу. Такое положение приводит к тому, что принципы личностно-ориентированного подхода в образовании ребенка оказываются оторванными от практической оценки его двигательных возможностей.

Проведенный анализ позволил выделить основные проблемы предлагаемых систем оценки физической подготовленности дошкольников:

  • часть тестов заимствована исследователями из системы диагностики школьников и, даже при кажущемся их адаптировании к особенностям развития детей дошкольного возраста, не может объективно характеризовать физическое качество, для определения которого они используются;
  • на результат отдельных тестов оказывает влияние соматотип ребенка, однако это, как правило, не принимается во внимание;
  • габариты физкультурных залов и стандартное оборудование дошкольных учреждений не позволяют использовать ряд тестов, предлагаемых в литературе;
  • некоторые тесты могут быть проведены только на улице, что затрудняет их использование в зимнее время;
  • разработчики систем тестирования предлагают большое количество тестов; значительный объем работы и затраченное время приводят к тому, что тестирование становится неприятной обязанностью и проводится только для отчетности;
  • многие тесты дублируют друг друга; более того, сумма результатов данных тестов приблизительно (часто однобоко) характеризует физическую подготовленность дошкольников;
  • ряд тестов предполагает использование сложного оборудования или специального обучения персонала дошкольного учреждения технологии тестирования;
  • результаты части тестов в значительной степени зависят от уровня владения техникой предлагаемого упражнения, а не от уровня проявления тестируемого физического качества;
  • в некоторых тестах, предлагаемых в методической литературе, существуют значительные разночтения в исходных положениях при их выполнении, что не позволяет объективно сравнивать показатели детей;
  • узкая «специализация» теста, разработанного для конкретного исследования, не позволяет педагогу использовать его результаты в образовательном процессе.

Предлагаемый нами мониторинг освоения детьми области «Физическая культура» посредством определения уровня их физической подготовленности основывается на следующих положениях:

1. Определение физической подготовленности старших дошкольников носит количественный характер и проводится по двум блокам: определение уровня развития физических качеств, который осуществляется с помощью тестов: «челночный бег 5х6 м», «прыжок в длину с места», «поднимание туловища из положения лежа за 30 сек», и определение уровня сформированности двигательных навыков, который осуществляется с помощью тестов: метание малого мяча в вертикальную цель удобной рукой (с расстояния 3 метра, высота до центра мишени 1,5 м), прыжки через короткую скакалку за 30 сек., отбивание мяча от пола удобной рукой за 30 сек.

2. Для определения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста используется комплексная оценка, составляющая сумму баллов, набранных отдельно в каждом блоке, в соответствии с 6-ти балльной шкалой. Результаты детей, полученные в ходе тестирования, делятся на 3 зоны, которые условно обозначены как «зона риска», «зона возрастной нормы», «зона способностей»; «зона риска» соответствует сумме набранных баллов при выполнении всех упражнений - от 0 до 2; «зона возрастной нормы» соответствует сумма баллов от 3 до 12; «зона способностей» соответствует сумме баллов от 13 до 15.

3. Дошкольники одной половозрастной группы, независимо от типа конституции, к которой они относятся, показывающие результаты в «зоне возрастной нормы» и «зоне способностей», относятся к детям, развивающимся в соответствии с возрастной нормой, и могут быть допущены к занятиям физическими упражнениями по любой программе, разрешенной в дошкольных учреждениях; дети, чьи результаты ниже нижней границы диапазона возрастной нормы, отнесены к «зоне риска» и должны пройти дополнительное обследование у различных специалистов, с целью выявления у них психологических, анатомо-физиологических и других нарушений, влияющих на их физическую подготовленность и развитие.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что результаты большинства детей, как мальчиков, так и девочек, в первом блоке тестов (развитие физических качеств) имеют сходные суммы баллов, соответствующие «возрастной норме». Детей, имеющих результаты выше и ниже границ «возрастной нормы», немного (около 2,5-5 %). Этот факт подтверждает наше мнение о том, что дети со значительными нарушениями, влияющими на их развитие, встречается редко. Однако знание педагогом того, что в группе есть такой ребенок, дает возможность педагогу скорректировать программу физического воспитания в соответствии с рекомендациями других специалистов дошкольного учреждения. Дети, имеющие показатели, превышающие границу «возрастной нормы», встречаются во всех возрастных группах (3-5 %). Высокие результаты детей в одном упражнении, как правило, сочетаются с высокими результатами в других упражнениях.

В то же время, специалист по физической культуре не должен стремиться к тому, чтобы все дети показывали результаты «зоны способностей», так как это показатель индивидуальной двигательной одаренности ребенка. Нарушение этого принципа может привести к различным негативным проявлениям как в состоянии здоровья детей, так и в снижении у них интереса к занятиям физическими упражнениями. Знание педагога о возможностях ребенка показывать результаты (как в отдельных тестах, так и суммарно), соответствующие его индивидуальным особенностям развития, является основой для реализации индивидуального подхода.

Анализ данных, показанных детьми при выполнении второго блока тестов, оценивающих степень сформированности двигательных навыков, показал, что результаты имеют тенденцию к улучшению с возрастом детей как у мальчиков, так и у девочек. Однако высокие результаты в овладении двигательными навыками встречаются крайне редко, а вот показатели ниже «возрастной нормы» встречаются часто. Большая часть детей имеет результаты, характеризующие их как соответствующие «возрастной норме», хотя набранная ими сумма баллов невелика.

Анализ сумм баллов, набранных детьми отдельно в первом и втором блоках, показал, что дети с высокими результатами развития физических качеств не всегда показывают таковые и по уровню сформированности двигательных навыков. Это подтвердило наше предположение о том, что овладение двигательными навыками у детей дошкольного возраста зависит не от уровня развития у них физических качеств, а от профессиональной компетентности педагога, организующего двигательную деятельность детей. В этой связи результаты исследования могут использоваться для оценки инновационных программ, предлагающих изменение содержания занятий физическими упражнениями.

Повышение уровня физической подготовленности детей возможно при грамотной организации физкультурно-оздоровительной работы. Осуществить правильный выбор физических упражнений, а также провести качественную оценку функциональных возможностей организма детей помогают современные технические средства. Одним из наиболее перспективных направлений в решении этой проблемы можно считать использование мониторов сердечного ритма.

В нашей работе использовались мониторы сердечного ритма POLAR S 625X. Полученные данные по оценке реакции сердечно-сосудистой системы детей на различные виды физической нагрузки позволили выделить границы 6-ти «коридоров» показателей ЧСС, на основании которых может быть произведена дифференциация уровня физической подготовленности дошкольников . В системе оценки реакции организма детей на физическую нагрузку были выделены: «зона риска», «зона возрастной нормы» и «зона тренированности».

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что результаты детей, превосходящих «зону тренированности», не имеют корреляционной зависимости с их показателями здоровья. Это требует дальнейших исследований рассматриваемой проблемы.

Заключение. На основании вышеизложенного можно сформулировать подходы к оценке физического состояния дошкольников в свете федеральных государственных требований:

а) оценка физического состояния дошкольников должна проводиться совместно с педагогами и медицинскими работниками дошкольного учреждения;

б) оценка физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста должна быть количественной и определять уровень развития физических качеств и уровень сформированности двигательных навыков;

в) у детей младшего и среднего дошкольного возраста должна использоваться качественная оценка, определяющая соответствие уровня овладения движениями возрастной норме;

г) оценка физической подготовленности должна носить комплексный характер, позволяющий нивелировать влияние индивидуальных особенностей детей на конечный результат;

д) показатели сформированности двигательных навыков детей могут использоваться для характеристики качества физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении;

е) для качественной оценки функциональных возможностей организма детей целесообразно использовать высокоточные технические приборы;

ж) в оценке физического состояния необходимо перейти к понятию «коридор результатов», которое учитывает разброс показателей, обусловленных индивидуальными возможностями дошкольников.

Осуществление указанных подходов будет способствовать повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы и успешному освоению детьми программы, реализуемой дошкольным учреждением.

Рецензенты:

Зюкин А. В., д.п.н., профессор, профессор кафедры гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Чурганов О. А., д.п.н., профессор, заведующий отделом медико-биологических технологий спорта Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Петренкина Н.Л., Филиппова С.О. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7361 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Физические особенности детей старшего дошкольного возраста. «Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей» (Студеникин М.Я., 1988).

Рост и развитие организма имеют свою закономерность. Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,- 107,0см, а масса тела - 17 - 18кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200,0г., а роста - 0,5см. .

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка старшего дошкольного возраста еще не завершено.

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет, но к шести годам еще не окончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении подвижных игр, игровых упражнений и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам..

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. В целом в старших группах детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опору на одну ногу, например в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка» и др..

Координация движений дает большую экономию в затрате энергии. Умение согласовать работу отдельных мышц вырабатывается не сразу. Координация движений улучшается с возрастом, особенно если дети имеют возможность упражняться в различного рода движениях.

Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Поэтому при выполнении детьми трудовых поручений нужно следить за посильностью физических нагрузок..

Грудная клетка ребенка также отличается большой мягкостью. Она легко изменяет свою форму, если ее стеснять тесной одеждой, при неправильной позе - налегание грудью на стол и т.п.

Рост и развитие кости, а иногда и форма костей в большей мере связаны с работой мышц, которые в дошкольном возрасте также имеют свои особенности.

У детей 5-7 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепления у детей плоскостопия, причиной которого обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Нужно прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят..

В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них - это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. Работоспособность мышц у дошкольника значительно ниже, чем в более поздних возрастах; утомление мышцы наступает скорее. Установлено, что утомление мышцы зависит не только от количества работы, но и от характера этой работы. Работа мышц по своему характеру может быть динамической и статической..

Упражнения, требующие статического напряжения мышц, сильно утомляют детей.

Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений дети старшего дошкольного возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию педагога, т.е. менять темп.

У детей старшего дошкольного возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает..

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения..

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается с изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему..

К особенностям, связанным с уровнем развития центральной нервной системы, надо отнести также недостаток точности в движениях детей. Для того чтобы выполнить какое-нибудь движение точно в соответствии с данным заданием, нужно хорошо осознать движение, суметь напрячь нужные мышцы с достаточной силой и выключить из работы другие, ненужные, правильно дозировать напряжение мышц во время их работы и т.д.

Утомление нервной системы в дошкольном возрасте вообще наступает довольно быстро. Оно выражается часто в возбуждении детей, ссорах друг с другом, невнимании к словам воспитателя и т.п. В более серьезных случаях оно отражается на общем поведении ребенка, его аппетите, сне, настроении. Причины утомления нервной системы могут быть различны. Иногда оно наблюдается при перегрузке движением, вследствие физической усталости, поэтому очень важно точно дозировать занятия, проводимые с детьми, внимательно следить за нагрузкой детей во время их самодеятельных игр..

Позднее других отделов нервной системы развивается кора головного мозга, обладающая самой сложной структурой. Рост сознания, развитие высших психических функций идут параллельно с развитием мозговой коры. В этом отношении ребенок за период 3-7 лет также проходит большой путь развития. Ввиду этого в старших возрастных группах воспитатель чаще прибегает к воздействию на сознание ребенка, чем в младших, где он больше опирается на характерную для дошкольного возраста эмоциональность восприятия.

Вегетативная нервная система заведует работой гладкой мускулатуры, не подчиняющейся нашей воле. Она руководит бессознательными физиологическими процессами в организме. Дыхание, сердцебиение, расширение и сужение сосудов, перистальтика желудочно-кишечного канала и пр. находятся в ее ведении..

При оценке физического развития детей нужно учитывать возможность индивидуальных отклонений, часто встречающихся в дошкольном возрасте. Повторные измерения через определенные промежутки времени дают более полное представление о ходе физического развития каждого ребенка.

Кожа ребенка также имеет свои особенности. Она значительно тоньше и нежнее, чем кожа взрослого, поэтому несколько хуже играет свою защитную роль по отношению к глубже лежащим тканям: меньше защищает их от механического или химического раздражения, от действия резких температур. Что важно учитывать при правильной постановки физического воспитания в детском саду.

Устройство дыхательного аппарата ставит ребенка, по сравнению со взрослым, в невыгодное положение. Незначительный наклон ребер, высокое стояние диафрагмы уменьшают размах дыхательных движений. Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легких. Само строение легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития..

Сердечнососудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Сердечная мышца, не подвергавшаяся еще отрицательным воздействиям различных сердечных ядов (никотин, алкоголь), не утомленная слишком напряженной деятельностью или влиянием тяжелых переживаний, работает хорошо. Сосуды относительно широки, ток крови свободно проходит по ним. Несколько хуже обстоит дело с обратным током крови - по направлению к сердцу. Но тут приходит на помощь подвижность ребенка: сокращение мышц помогает движению крови - мышцы во время работы выдавливают венозную кровь по направлению к сердцу.

Пульс у ребенка дошкольника - 90-100, у взрослого - 70-74 ударов в минуту..

При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечнососудистой системы ребенка и его дыхательного аппарата, так как под влиянием посильных упражнений они развиваются и крепнут, но выбор этих упражнений должен соответствовать возрастным особенностям.

Особенностью движений детей является также недостаточная координированность (взаимная согласованность) работы мышц.

Изучая изменения в строении и функциях отдельных систем и органов, мы видим, как в связи с процессами роста и развития детского организма изменяются и движения ребенка.

Для правильной постановки работы по физической культуре особенно важно знакомство с ходом развития таких основных движений тела, как бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье. Дети охотнее всего пользуются ими в играх; трудно представить себе дошкольника, который не любил бы бегать, прыгать, лазать и т.п.

Эти движения легко даются детям, не требуют от них большой затраты внимания. Физиологическое значение их очень велико. Они повышают обмен веществ, вызывают усиленную деятельность сердечнососудистого и дыхательного аппарата, вовлекают в работу большую часть мышц и тем самым способствуют их развитию, а также росту и развитию костных рычагов. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (восприятие, внимание и память старшего дошкольника). Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. К старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию, т.е. к 6-7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Воображение, мышление и речь. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

В конце дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление ребенка, которое предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности волевых проявлений у детей 6-7 лет. Дети 6-7 лет способны к проявлениям значительных волевых усилий. Основой этого является достаточно высокий уровень их общего физического и психического развития, совершенствование возбудительных и тормозных процессов, морфологического и функционального оформления коры головного мозга, накопленный в предшествующие годы опыт действия с различными предметами, а также возросшая роль слова как регулятора поведения ребенка.

Волевые действия детей 6-7 лет более осознанные, целенаправленные и регулируются мышлением, что выражается в предварительной ориентировке, обдумывании задания, в решении, что и как делать. Старшему дошкольнику доступно понимание целостного объяснения или наглядного показа задания, на основе которых он может выполнить полученное задание. Причем в отличие от младшего дошкольника 6-7-летний ребенок не сразу приступает к выполнению требуемого, а предварительно обдумывает план решения задачи .

В процессе индивидуального развития ребенка у него формируется представление о прилагаемых усилиях, вслед за которым возникает и конкретизируется представление о способностях. «Способность» как понятие и как причина собственных успехов и неудач осознается ребенком, начиная примерно с 6 лет.

К этому возрасту возникает определенное соподчинение мотивов, благодаря которому дети научаются действовать, исходя из нравственно более высоких, значимых мотивов, подчиняя им свои действия и сопротивляясь сиюминутным желаниям, противоречащим основным мотивам поведения.

Способность к самосознанию у ребенка старшего дошкольного возраста в отличие от детей более раннего возраста выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребенок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в будущем. Об этом свидетельствуют детские вопросы типа, «Каким я был, когда я был маленький?» или «Каким я буду, когда вырасту?». Размышляя о будущем, дети дошкольного возраста стремятся стать людьми, наделенными определенными ценными качествами: сильный, добрый, смелый, умный и т.п.

Коллектив нашего детского сада "Колокольчик" уделяет пристальное внимание воспросам сохраниея и укрепления здоровья воспитанников.

Предлагаю Вашему вниманию план проведения Педагогического совета по вопросам ЗОЖ дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

проведения

Педагогического совета № 4

МДОУ детский сад № 7 «Колокольчик»

г. Катав-Ивановск

Дата проведения: 25.02.2015 г.

Тема: «Современные подходы к обеспечению физического и психического развития

Ребенка-дошкольника»

Выполнение решений педагогического совета №3 от 05.12.2014 г.

1 Формирование культуры здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности ДОО на современном этапе.

Сообщение ст. воспитателя Давыдовой И.А.

2 Современные подходы в деятельности инструктора ФЗК в реализации задач образовательной области «Физическое развитие» .

Сообщение инстр. ФЗК Овченковой А.Р.

3 Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Сообщение воспитателя Штоковой Л.Е.

4 Организация здорового питания в детском саду.

Сообщение ст. м/с Зуевой Н.Г.

5 Распорядок жизнедеятельности и его значение в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОО

Сообщение воспитателя Саблиной И.Л.

6 Использование нестандартного оборудования для развития двигательной активности детей

Сообщение воспитателя Жирновой Н.А. (презентация пособия)

7 Руководство самостоятельной двигательной деятельностью старших дошкольников

Сообщение воспитателя Фадеевой Н.А.

8 Мозговой штурм «Решение педагогических задач»

9 Взаимодействие ДОО и семьи с целью эффективного решения задач по физическому развитию

Сообщение воспитателя Стрельниковой Е.А.

10 Физическая культура и музыка

Сообщение муз. руководителя Садовской Г.Ю.

11 Коррекционная деятельность учителя –логопеда по реализации задач здоровьесбережения воспитанников ДОО

Сообщение учителя-логопеда Панковой Е.Ф.

12 Анализ планов В-О работы с детьми по реализации задач ОО «Физическое развитие»

13 Результаты анкетирования родителей на тему «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?» и результаты детского опроса «Что такое здоровье?»

Аналитическая справка ст. воспитателя Давыдовой И.А.

14 Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым?»

15 Решение Педагогического совета

  1. Формирование культуры здоровья дошкольников через приобщение к здоровому образу жизни и воспитание навыков безопасного поведения. Сообщение ст. воспитателя Давыдовой И.А.

Забота о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии – первостепенная задача и педагогов дошкольных учреждений и родителей, создающих такую среду, которая обеспечивает безопасность его жизнедеятельности и способствует двигательной активности. Усилия работников ДОУ сегодня как некогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Сегодня все шире в обществе используется понятие «культура здоровья». Культура здоровья рассматривается как компонент общей культуры человека. Введение этого понятия в образовательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ценности и навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Решить задачи физического воспитания и развития детей, формирования ценностного отношения к своему здоровью, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к формированию культуры здоровья ребенка: особое внимание необходимо уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, создании определенных условий.

Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности… соблюдает элементарные правила здорового образа жизни… Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила)…»

Задача педагогов дошкольных учреждений – создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Необходима грамотная, высокоэффективная организация здороьесберегающего образовательного процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни.

  1. Современные подходы в деятельности инстр. ФЗК в реализации задач

ОО «Физическое развитие».

(сообщ. Инстр. ФЗК Овченковой А.Р.)

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии , без которых немыслим образовательный процесс современного детского сада.

  1. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. (сообщение Штоковой Л.Е.)

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов образовательного процесса в детском саду: воспитанников, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание культуры здоровья, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Сегодня в практике дошкольного образования накоплен большой опыт использования разнообразных средств – здоровьесберегающих технологий:

Физкультурно – оздоровительные технологии;

Технологии обеспечения психологического и социального благополучия;

Организация двигательной, развивающей и оздоровительной среды;

Технологии приобщения дошкольников к ЗОЖ;

Технологии воспитания навыков разумного и безопасного поведения;

Технологии здоровьезбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим: утренняя гимнастика, физкультурная деятельность, гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; прогулки нетрадиционного вида; совместные досуги с родителями; спортивные праздники и развлечения. Соблюдение распорядка жизнедеятельности в ДОУ, регламентирующего время пребывания детей в детском саду имеет большое значение в сохранении и укреплении здоровья детей.

  1. Организация здорового питания в ДОУ

(сообщ. Ст. мед. Сестры Зуевой Н.Г.)

  1. Распорядок жизнедеятельности и его значени е в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОО.

(сообщ. Саблиногй И.Л.)

  1. Использование нестандартного физкультурного оборудования в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников

(сообщ. Жирновой Н.А.)

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно-психического утомления детей. Однако, за последние годы происходит ее неуклонное снижение, как по объему так и по интенсивности. Известно, что удар наносимый гипокинезией по мышечной системе, отражается на состоянии нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Формируются различные дефекты осанки.

Движения в любой форме, соответствующие физиологическим возможностям детей, выступают как оздоровительный фактор. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Параллельно с совершенствованием моторики, обогащением двигательного опыта ребенка педагогам необходимо обращать серьезное внимание на всестороннее развитие личности. Формируя сознательное управление движениями, взрослый помогает становлению личности ребенка-творца, а не простого исполнителя чьих-то заданий. Решение проблемы в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценным для этого представляется: создание самостоятельно изготовленного нестандартного оборудования. Внедрение нового оборудования развивает интерес у детей к занятиям физкультурой, быстрее формируются двигательные умения и навыки, повышает качество выполнения движений, создает положительный настрой на занятие. Важно, чтобы такое оборудование было безопасным, эстетичным, соответствовало и имело функциональную привлекательность.

  1. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью старших дошкольников. (сообщ Фадеевой Н.А.)
  1. Мозговой штурм «Решение педагогических задач по вопросам приобщения дошкольников к ЗОЖ»
  1. Взаимодействие ДОО и семьи с целью эффективного решения задач по физическому развитию. (сообщ. Стрельниковой Е.А.)
  1. Физическая культура и музыка.

(сообщ. Муз. руководителя Садовской Г.Ю.)

  1. Коррекционная деятельность учителя-логопеда по реализации задач здоровьесьережения воспитанников ДОО.

(сообщ. Уч. логопеда Панковой Е.Ф.)

  1. Анализ планов В-О работы с детьми по реализации задач ОО «Физическое развитие».

(Инф. справка ст. воспитателя Давыдовой И.А.)

  1. Результаты анкетирования родителей

(аналитическая справка)

  1. Результаты детского опроса «Что такое здоровье?»

(аналитическая справка)

  1. Рефлексивно-ролевая игра «Что такое здоровье?»
  1. Решение Педагогического совета №4

Материалы выступления участников ПС прилагаются.


Старший воспитатель А.О.Решетникова

Огромную часть потенциала российского общества половины ХХI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Сейчас становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, понижении уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.
В то же время, мероприятия, связанные с охраной здоровья ребенка, повышающие его функциональные возможности, уровень физической подготовленности, являются ведущими во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления сотрудников, вносят в деятельность новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает все собственно образовательное. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования.
Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно происходит обновление содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений.
Однако не все инновационные процессы, происходящие в физической культуре дошкольников, могут быть определены как положительные. Многие вопросы, с которыми сталкиваются педагоги и администрация дошкольного учреждения, не имеют сегодня однозначных ответов. Остановимся на подготовке детей к обучению в школе. Современные родители почти полностью перепоручили воспитание своих детей дошкольному учреждению. Однако постоянно они контролируют лишь вопросы интеллектуального воспитания, в то время как проблемами физического воспитания, как правило, не интересуются. И если сегодня при поступлении в школу физическая готовность никак не оценивается, а состояние здоровья не принимается во внимание, то и на дошкольном этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти аспекты отходят на второй план, а иногда и вовсе не присутствуют в системе подготовки к школе.
Одна из насущных проблем культуры дошкольников - диагностика их физического состояния. Подбор тестов для диагностики дошкольников требует учета психофизических особенностей детей этого возраста.
Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:
– систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ(в настоящее время в ДОУ используется широкий спектр медицинских оздоровительных технологий);
– обоснование дифференцированных двигательных режимов для дошкольников с разными функциональными возможностями, состоянием здоровья и ограниченными возможностями;
– создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, подготовленных к творческому труду и защите Родины. В процессе физического воспитания решаются следующие задачи: оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности); образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний); воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).
На современном этапе требования к физическому воспитанию дошкольников предусматривают решение следующих задач:
– воспитание у детей потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и включение их в активную физкультурно-спортивную деятельность;
– формирование у детей начальных теоретических знаний и практических умений в области физической культуры;
– полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий.
Однако решение данных задач сдерживается многочисленными негативными факторами, основными из которых являются:
– неполное соответствие программ по физическому воспитанию дошкольников сути задач физического воспитания;
– не всегда достаточная материальная база ДОУ для решения задач физического воспитания детей;
низкий уровень общего физического развития и высокая заболеваемость дошкольников.
Для преодоления названных затруднений в нашем ДОУ была разработана модель физического воспитания дошкольников, которая включает в себя основы, базирующиеся на совокупности принципов: научности, доступности, систематичности, последовательности, активности дошкольников, индивидуализации, непрерывности.
Второй основной составляющей являются механизмы реализации предложенных принципов. Данная модель функционирует под действием следующих механизмов: организационного, экономического, кадрового и социального.
Не секрет, что в детском саду и дома наши дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Я считаю, что главное назначение физической культуры - движение и активный отдых.
Наш детский сад имеет определенные условия, которые позволяют в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Дети с удовольствием занимаются утренней гимнастикой, физкультурными занятиями, дыхательной гимнастикой, ритмикой, выполняют точечный массаж, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях, Днях здоровья.
Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно.
Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в образовательную деятельность по физическому развитию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать!
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
С учетом всего перечисленного, я стараюсь творчески подходить к организации физкультурных занятий: заранее разучиваю подражательные движения, готовлю картинки с изображением зверушек, рассказываю об их повадках, о том, где (в каких странах) они живут, подбираю фонограммы (негромкая ритмичная музыка, записи шумовых эффектов, в том числе звукоподражаний, которые дети должны имитировать) (варианты упражнений-загадок - см. Приложение)
По мере усвоения техники исполнения движений, дети могут сами по очереди загадывать загадки. Такие веселые и забавные «загадки вместе с зарядкой» стараюсь использовать в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.
При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка. Дети познают мир не только умом, но и сердцем. Это способствует повышению настроения во время выполнения физкультурных упражнений.
Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера («цирк», «спортсмены», «зоопарк»).
Очень интересны игры-имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет. Довольно часто провожу игровые занятия не только внутри своей группы, но и с другими группами такого же возраста.
Занятия тренировочного типа - направлены на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Они включают в себя большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, различных элементов спортивных игр, дифференцированных двигательных заданий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости.
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ.
Наряду с традиционной формой, я активно использую в своей практике нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики.
В традиционном комплексе утренней гимнастики используются бег, ходьба различными способами, перестроение, комплексы упражнений с предметами и без.
Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя: две-три подвижных игры разной степени интенсивности (« Найди свою пару», «Удочка», «Море волнуется»), либо берется игровой сюжет (« Малыши-крепыши», «Цапля на болоте» и т.д.).
Большой интерес у детей вызывает утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий. Она позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий, а детям, как правило, очень нравится преодолевать различные препятствия: перепрыгивание через модули, обручи, передвижение приставным шагом и т.д.
На большом эмоциональном подъеме проходит утренняя гимнастика с элементами спортивных игр (ведение мяча, подбрасывание, ловля, броски в баскетбольное кольцо).
В теплое время года, во время приема детей на свежем воздухе, я провожу утреннюю гимнастику с включением оздоровительных пробежек на 100, 150, 200 метров в зависимости от индивидуальных особенностей детей, бег на 30 метров между группами одного возраста. В начале утренней гимнастики детям предлагаю короткую разминку, состоящую из 3-4 упражнений, затем идет сама пробежка или соревнование и завершается все элементами дыхательной гимнастики.
Также известно, что дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. Чтобы достичь большей заинтересованности детей и побудить их принимать участие в таких играх, я стараюсь создавать на занятии радостную непринужденную обстановку, придумывать веселые сюжеты.
Часто для проведения физкультурных мероприятий бывает, необходима подвижная игра с героем-персонажем. Такую игру нетрудно придумать самим на основе загадок, стихов, поговорок. В ее ходе могут понадобиться большие яркие игрушки, маски животных (примеры - см. Приложение).
Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Особенно нестандартное. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки. Поэтому я активно использую изготовленный своими руками и руками родителей нестандартное физкультурное оборудование на занятиях и развлечениях.
В нашей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном - нестандартное. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое.
Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребенок познает мир, осваивает пространство при помощи движений с раннего возраста.
В детском саду к физической культуре приобщать ребенка нужно постоянно, ежечасно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается состояние ребенка.
При проведении физкультурных мероприятий не следует забывать об основных требованиях, предъявляемых к ним: возрастные особенности детей, полученные ранее умения и навыки, а также об индивидуальном подходе к детям.
Контроль физического развития детей проводится на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости.
Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять детей во всех видах основных движений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения-загадки:

1. (Легкий бег на носочках, руки - в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз).

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, –

Он вспорхнул и улетел (Бабочка).

2. (Ходьба на внешней стороне стопы. Руки широко расставлены в стороны. Шаги медленные, неуклюжие).

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?

Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (Медведь)?

3. (Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на носках, не теряя равновесия).

В воде купался, а сух остался.

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки (Гусь).

4. (Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп).

Я копытами стучу, стучу

И по полю все скачу, скачу,

Грива вьется на ветру… Кто это (Конь).

5. (Сесть на пол с упором на колени и ладони. Наклоняться вперед, сгибая руки в локтях).

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается (Кошка).

6. (Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе).

В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит… (Крокодил).

7. (Ходьба с высоким подниманием колен, руки высоко вверх, потом вниз).

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту,

За лягушками, к болоту (Аист).

8. (Ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны).

Желтые комочки,

Легкие, как вата,

Бегают за квочкой

Кто это…(Цыплята)?

9. (Быстрый стремительный бег, руки широко расставлены в стороны, пальцы растопырены).

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает (Ястреб).

Подвижные игры:

«Мишка косолапый»

Большую игрушку (мишка) располагают в центре помещения. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с мишкой садятся дети-ловишки (один или двое).

Вариант для младших возрастных групп

Дети: Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою - топ!

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются врассыпную. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей и укладывают их «в корзинки» (сажают на скамейку).

Вариант для старших возрастных групп

Дети: Он большой и косолапый.

Говорят, сосет он лапу.

Громко может он реветь,

А зовут его… (медведь).

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» мишку, отходят назад, образуя большой круг. «мишка» ловит детей. Чтобы он скорее справился с этим, ему дают в руки надувную игрушку-булаву.

«Найди и промолчи».

Воспитатель прячет игрушку-козленка. Дети должны найти ее, подойти и тихо сказать воспитателю, где она спрятана.

Воспитатель: У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Завтра утром отнесу.

Он заблудится в саду…

Дети: Я сама его найду (девочки).

И я сам его найду (мальчики).

«Волк и зайчата»

Большая игрушка (волк) или ребенок в маске сидят в центре помещения. Дети- зайчата осторожно, на носочках идут по кругу, как бы крадутся, руки перед собой согнуты, кисти опущены вниз.

Дети: Он всегда по лесу рыщет,

За кустом зайчишек ищет,

Он зубами щелк да щелк…

Волк (грозно): Угадали? Это волк!

Дети-зайчата разбегаются врассыпную - волк старается их догнать.

Методологической основой проблемы является аксеологический (ценностный) и практико-ориентированный подходы.

В проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию раскрывается содержание работы по физическому развитию:

Взрослые создают условия для психофизического развития детей;

Способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

Создают широкие возможности для двигательной активности детей;

Развивают у ребенка интерес к различным видам спорта;

Способствуют становлению и развитию физической компетентности детей
(валеологические знания, умения, навыки),

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). Физическое развитие это не только биологический процесс, характеризующий становление, изменение форм и функций организма, но социальный процесс. Активность самой личности, ее отношение к своему здоровью, овладение опытом в процессе социализации развивают природные анатомо-физиологические предпосылки организма.

Овладение движениями, техникой их выполнения, развитие физических качеств происходит при активном участии взрослого. Тем самым, физическое воспитание является ведущим в развитии личности ребенка. Благодаря педагогической работе у ребенка появляется потребность в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на создание условий. способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.

Термин «физическое образование» ввел П.Ф. Лесгафт, который создал оригинальную систему физического образования в России (См. Лесгафт П.Ф. Руководство физическим образованием детей школьного возраста. Пед. сочинения в 2-х томах - М.. 1993).

Физическое образование - комплексный процесс, организованный взрослым и направленный на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками, физическими качествами, привычки к здоровому образу жизни.

Физическая подготовленность является результатом физического образования и воспитания. Под физической подготовленностью подразумевается наличие у ребенка определенного уровня компетентности в плане физического развития, уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Исследователями разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений (Т.П. Осокина, Г.П. Лескова, В.А. Тимофеева, Л.Г. Голубева, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Н.А. Ноткина, Т.Л. Богина и др.).

Понятие «физическая подготовленность» тесно связано с понятием «физическое совершенство», которое отражает идеальную цель физического развития. Как правило, физическое совершенство понимается по-разному на каждом историческом этапе развития общества. Но его составляющие - гармоническое сочетание всех сторон физического развития, здоровья, физической подготовленности.