Использование фольклора на музыкальных занятиях с дошкольниками. Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников. Приобщение детей к истокам народного творчества в ДОУ носит систематический целенаправленный характер: дете

Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

В то время, когда этот пласт устного народного творчества активно формировался, наши предки придерживались языческого вероисповедания и вели земледельческий образ жизни. Эти две особенности порождали своеобразное отношение к жизни и чуткий взгляд на природу, в рамках которых и формировалась культура.

Жанры этого вида творчества

Для начала нужно определиться, из чего состоит детский музыкальный фольклор. В первую очередь, колыбельные : их пели с самых первых часов жизни малыша. Далее – пестушки , они становились актуальны, когда ребёнок уже начинал реагировать на речь взрослого и делал первые попытки ответного общения. Наиболее знаменитые: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Три колодца».

Позже детям начинали петь небольшие песенки с забавным содержанием – так называемые потешки . Близки к ним по смыслу и напевные небылицы , в которых всё переворачивалось с ног на голову, это очень веселило подрастающего малыша. Для чего наши предки придумывали всё это? Какие цели преследовали, создавая русский детский музыкальный фольклор? Сейчас и попробуем в этом разобраться.

Сакральный смысл устного народного творчества для детей

Славяне, создававшие этот пласт народной культуры, были людьми языческого мировоззрения. Для них всё в природе имело душу и делилось на плохое и хорошее. Хорошие духи помогали, создавали уют и счастье в доме, способствовали приросту домашнего хозяйства. Плохие духи, напротив, пакостили и старались свести все усилия к нулю. Их нужно было в первую очередь задабривать, во вторую – обманывать.

Ребёнок, только что пришедший в мир, считался существом пограничным: да, он здесь, рядом с матерью и отцом, но в любой момент может уйти обратно. Вокруг него постоянно витали злые духи, желающие утащить малыша в своё царство. Первым делом было защитить ребёнка, закрепить в нашем мире. Колыбельные в этом плане служили для охраны сна, они являлись своего рода заговорами от зла, от всего плохого, что покушалось на новорожденного. Пестушки, сложенные специальным образом и основанные на отличном знании таких точек тела, которые настраивают весь организм на здоровый лад, служили для укоренения ребёнка в этом мире.

Небылицы и разного рода прибаутки, построенные на несуразицах, должны были обманывать нечистую силу, ставить ее в тупик. Вот почему в таких произведениях всё наперекосяк, не так, как на самом деле. Одним словом, весь детский музыкальный фольклор был направлен на то, чтобы оставить ребёнка здесь, не позволить злым духам завладеть им.

Воспитательное и эстетическое значение народной культуры для детей

Естественно, все жанры устного народного творчества для подрастающего поколения имели еще и воспитательный смысл, а также не лишены были эстетизма. В первую очередь, они имеют очень чёткий, напевный ритм, что позволяет ребёнка, а также настраивает его на гармоничные отношения с внешним миром. Кроме того, детский музыкальный фольклор имеет и развлекательное значение: он в весёлой и забавной форме систематизирует знания маленького человека о внешнем мире, об отношениях людей и его собственном месте в нём.

Таким образом, этот огромный пласт русского народного творчества имел не только сакральное, но и прагматическое значение и был направлен исключительно на ребёнка. Наши предки смотрели на мир несколько иначе, чем современные люди и создавали свою неповторимую культуру, которой нет ни у какого другого народа.

Народный фольклор (народная мудрость) выступает незаменимым средством воздействия на дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование образцов национальной культуры и, в первую очередь, музыкального фольклора. Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире. Это душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Фольклор обладает рядом особенностей, учет которых позволяет эффективно использовать его в музыкальном развитии детей дошкольного возраста:

1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста.
2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкально-творческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора.

3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра (терцовый лад в колыбельных песнях, распетый пятый слог во фразах колядных песен, текстовые рефрены «Шчодры вечар, добры вечар», «Каляда», «Агу, вясна!» и др.). Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением.
4. Для фольклора (особенно раннего пласта) характерна синкретичность - слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. Таким образом, фольклорный репертуар соответствует возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Знакомство детей с народными песнями и мелодиями происходит уже с младшей группы. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией («Зайка», «Бусел», «Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока»). Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Дети знакомятся с потешками («Кую, кую ножку», «Ладу, Ладу, ладкі», «Коці, коці, лапкі»), колыбельными («Спі, сыночак, міленькі», «Люлі, люлі, люлі, прыляцелі куры»). Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. В средней и старшей группе вводится понятие «обрядовая песня» (колядные песни «Ой, ну-ну, каза», «Каляда з казой», «Го-го-го, каза», щедровки «Добры вечар», заклички «Дожджык, дожджык, сыпані», «Жавароначкі, прыляціце», «Божая кароўка»). Именно в старшей группе вводится новый жанр — частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленкам, повороты ладошек из стороны в сторону, поскоки, пружинка, повороты корпуса. В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку, подскоки, моталочка. В старшей группе: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку. Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. Так же в хороводах формируется умение у детей менять направление в кругу, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Среди образцов танцевально-игрового фольклора используются доступные дошкольникам имитационные (танцы «Таўкачыкі», «Млынок», «Каваль»), образные («Мосцік», «Пакажы, казелінька»), традиционные танцевальные (элементы танцев «Лявоніха», «Крыжачок», «Трасуха», «Весялуха») движения. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом («У мядзведзя на бару», «Грушка», «Бульба», «А мы проса сеялі»). Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Особое место в работе с детьми занимает использование народных музыкальных инструментов (бубны, треугольники, ксилофоны, трещотки, деревянные ложки, дудочки, свистульки). В старшей группе формируется представление о тембрах народных музыкальных инструментов таких, как цимбалы, скрипка, дуда, балалайка, гармонь, колёсная лира. Характерные для народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие ребенка и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Использование фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Элементы народного фольклора эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях. Обряды, народные песни, танцы, игры развивают музыкальные способности детей, интерес и внимание к окружающему миру, способствуют расширению кругозора, воспитывают любовь к родному краю, уважение к народным традициям.

0 «Детский музыкальный фольклор»

Россия,Воронежская область,Новоусманский район, п. Воля

МКОУ "Тресвятская СОШ"

Учитель музыки

Мирошникова О.В.

«Детский музыкальный фольклор»

Народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить молока матери для младенца; конечно, можно и без последнего выкормить ребёнка, но посмотрите, сколько живых стихий и детского здоровья погибнет в этом выкармливании; сухой, бледный и чахлый физически, он будет таким и нравственно без укрепляющей дух дитяти здоровой родной песни родного народа.

С. Миропольский.

Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека. Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на его характер, жизненный уклад. Искусство никогда не существовало отдельно от жизни, оно слито с языком людей, обычаями, особенностями темперамента.

Фольклор в переводе с английского – народная мудрость, и приобщить современных детей к ценностям народного творчества и можно, и нужно, потому что в нём воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души. К тому же народное творчество с присущим ему четким сопоставлением добра и зла, с орнаментальностью, яркостью красок, волшебством, увлекательными ритмами как будто специально создано для детей. Чувство родства с природой, особое видение мира, готовность к тому, что небывалое может поджидать у обочины знакомой дороги, понимание значимости природных циклов, прикосновение к истокам древней культуры – всё это необходимо современному человеку.

Собирание, запись и изучение народного творчества начинается лишь со второй половины 18-го столетия. Известно, что произведения устной поэзии, записанные в разных краях нашей родины, бытуют в различных вариантах, текст многих из них отличается слабой устойчивостью. Особое место в народном творчестве принадлежит песне, которая в жизни народа всегда играла большую роль. Народ говорит: «Песня – правда». И верно, песня – правда о жизни. Во времена тяжелого рабства и бесправия она заменяла и книгу, и письмо, и дружескую беседу. Песни по сей день хранят память о народных героях, ярко воссоздают эпизоды борьбы с врагами, они слагались в разные исторические эпохи, в различных условиях жизни, и это налагало отпечаток на их содержание и характер. Вот откуда такое богатство и многообразие жанров русских народных песен (трудовые, обрядовые, хороводные, плясовые, исторические, былины, лирические, революционные.

В наши дни создаются произведения народного творчества с иным содержанием. В современных народных песнях отражается новое мировоззрение, воспевается новая жизнь и новые совершенствования людей.

Как предмет школьного изучения фольклор – явление специфическое, но на самом деле он очень близок детям, « созвучен» им по мироощущению. Нужно с младших классов воспитывать в ребятах чувство радости от общения с фольклором, тогда, став взрослее, они сохранят интерес и любовь к нему. А это очень важно. Ведь, по словам Д.Д. Шостаковича получившего диплом mba , « народная музыка, в полном смысле этого слова, очищает дух…».

Обращаясь к богатствам народного творчества, учитель помогает детям лучше понять природу искусства и заинтересоваться культурой народа. Но на уроках различные сведения должны подаваться незаметно и вести к музыке, из неё исходить.

С первого урока первого класса мы размышляем о месте музыки в жизни людей, её способности отразить самые неуловимые состояния человеческой души.

Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся.

В импровизации, как и в любом другом виде музыкальной деятельности, органически сплетаются два момента: «радость творчества» (Асафьев) и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребёнком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определённых музыкальных знаний.

Импровизация – одно из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребёнок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень не легко. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно и продемонстрировать тем самым своё неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.

Например, слушая песню-пляску «Во саду ли, в огороде», дети следят за вариациями и каждую вариацию сопровождают каким-нибудь новым движением. Это могут быть: разведение рук в стороны и возвращение к поясу, «помахивание» платочком, «игра» на балалайке или баяне и др. Важно, чтобы движения соответствовали смене вариаций и, по возможности, характеру каждой вариации.

Задача учителя – создать в классе непринужденную, творческую атмосферу, в которой ребята будут чувствовать себя свободно и непосредственно.

Во втором классе включается задание посложнее: сочинение подголосков к знакомым попевкам и песням – в традициях русского народного многоголосного хорового творчества.

В третьем классе дети уже глубоко воспринимают мир музыки, полный чувств и образов. Говоря о музыке русского народа, подводя ребят к осознанию её жанрового многообразия, мы обращаем их внимание на то, какая природа окружает человека. Какая музыка может появиться среди бескрайних полей, ярких лугов, широких могучих рек, дремучих зелёных лесов? Дети сами находят отличительные черты русской музыки: широту, плавность, мощь звучания. Очень важно чтобы дети ощущали фольклор не как что- то архаичное, стародавнее, а как естественную и неотъемлемую часть их жизни.

Как известно, в понятие «детские песни» или «детский музыкальный фольклор» входят: произведения, созданные взрослыми для детей, которые исполняются при укачивании в люльке младенца (колыбельные), при пестовании его (пестушки*), при развлечении и игре с ребёнком (потешки, прибаутки**), а так же творчество самих детей, то есть то, что находится в их репертуаре и исполняется только детьми, - это считалки, дразнилки, заклички, приговорки***, игровые песенные припевы**** и т.д.

Основой напевов детских песен являются многократные повторы секундовых, терцовых, квартовых попевок. Строящиеся на напевно-декламационных интонациях клича, зова, скандовки, приговора, они отражают естественные понижения и повышения голоса, близкие разговорной речи (ходы на малую секунду). Доступные каждому ребёнку секундовые и терцовые интонации детских песен подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодии. Ведь даже в песнях с широкими интонационными ходами роль секундовых сопряжений весьма значительна.

Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети усваивают и попевочный словарь, лежащий в основе всего музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребёнка.

________________________________________________________________

Пестушки получили своё название от слова «пестовать» (нянчить, растить, воспитывать, носить на руках). Это короткие песенки, которыми сопровождают движения ребёнка, его действия в первые месяцы его жизни.

**Потешки – песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с малышом (связанные с пальцами рук, подбрасыванием, качанием его на коленях…). Таковы известные «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и др.

***Приговорки (от слова «приговаривать» в значении «припевать, нашёптывать») представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям и т. п. В большинстве приговорок в остаточной форме сохраняются элементы древних заклинаний, заговоров.

****Игровой припев – это песня, исполняемая в игре, тесно связанная с её сюжетом и не имеющая самостоятельного значения вне игры. С него обычно начинается игра, он связывает части игрового действия, может использоваться и в роли концовок. Игровой припев может также содержать условия игры и определять последствия при их нарушении.

Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и певческое дыхание, голосовой аппарат – ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток поются полным голосом, легко и непринуждённо.

В быту, в повседневности детские песни имеют значение функциональное, утилитарное: они призваны помочь интересней провести игру, организовать её. Песни, припевы иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту; ведь в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент.

При обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому пению небольшие по объёму формы детских песен, могут входить в репертуар младшего школьного возраста, а также служить для распевания и постановки голосов для более старших групп детей. С разучивания и исполнения весёлой дразнилки, с её интонационной раскованностью, свободой интонирования, простотой попевочной формулы, может начинаться любое занятие.

На уроках можно обратить внимание на то, что устное народное творчество живет и в наши дни, причём дети, сами того не зная, в нем тоже участвуют. Вспомнить, как, играя во дворе в разные игры, они выбирают «водящего» с помощью считалок. А ведь это область народного творчества – детского фольклора. Детям будет интересно узнать, что бывают и музыкальные считалки. Например:

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

Здравствуй, Мишенька-дружок!

Сколько стоит пирожок?

Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся.

Считалка удобна и полезна для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции.

К следующему уроку попросить ребят постараться узнать и выучить новые музыкальные считалки или сочинить мелодию на слова считалок известных им.

Со сказок, пословиц, поговорок, частушек и т.п., с умения их исполнить начинается знакомство с фольклором. Но механически внести в урок игры, пословицы, песни, обряды и народные промыслы - значит, не сделать почти ничего, если не внести в урок сам дух фольклора, строя процесс общения с детьми на принципах, лежащих в основе создания и освоения народного творчества. Главные среди них: раскрытие творческой индивидуальности каждого, вариантность, единство движения, слова и напева, свобода действия по отношению к музыкальному материалу. При этом принципиально важно, чтобы освоение материала происходило « как в жизни», т. е. естественно, на добровольных началах. Постепенно народно-игровые формы занятий могут стать потребностью для учителя и учеников, потому что процесс совместного творчества будет приносить радость всем.

Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни , различные по типу, характеру и темпу исполнения, а так же песни с разнообразным движением хоровода. На уроках детям можно рассказать о том, что хороводы водили на вольном воздухе, за околицей, на зелёной луговине, в них участвовала сельская молодёжь, подростки. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (ещё их называли посиделками, беседами), на которых нередко исполнялись хороводные песни. Круг при этом часто отсутствовал, участники сидели на лавках.

При освоении хороводных песен в действие вступает принцип единства слова, напева и движения. Обратимся к русской народной песне « Во поле берёза стояла ». Приводится она в программе как пример одного из « трёх китов », как материал для фиксации внимания на основных вокально-хоровых навыках. С песней « Во поле береза стояла» дети встретятся в Четвёртой симфонии Чайковского, проследят за её развитием. Но этого мало для освоения песни как народного образца в подлинном понимании этого слова. К тому же обедняется возможность участия детей в творческом процессе. Ведь песня эта хороводная, движение, слово и напев в ней должны быть связаны воедино. Хороводные песни, как правило, состоят из двух частей – напевной первой и более «частой» второй. На первом уроке обращать внимание на это не обязательно. Учитель сам показывает разницу между частями: во время исполнения первой плавно идёт по кругу вместе с детьми, а после остановки на припеве «лю-ли» делает простые притопы и движения руками, всякий раз их варьируя. Часть ребят по желанию может составить группу инструментального сопровождения. В практике часто оказывается, что дети знакомы с этой песней, знают, что она хороводная, и даже водили хоровод в детском саду.

Если нет возможности свободно двигаться в классе, то можно использовать разнообразные движения корпусом, руками. При этом важно ощущение двухчастности и свободный выбор движений. На следующем уроке можно расширить представление о хороводных песнях, используя подлинные хороводные напевы в исполнении учителя или в фонозаписи, с включением детей в процесс исполнения: будь то просто движение руками, ногами, корпусом или пение с движением.

Бывает, дети поют песню тихо, вяло или, наоборот, каждый выкрикивает на свой манер, не слушая других. Играя же в народную игру , выучивая её «с голоса», настроя учителя, дети стараются подражать, сохраняя его интонацию, эмоциональный посыл и при этом интуитивно ищут, а часто и находят свои варианты. В момент игры никто уже не думает о внешней стороне исполнения. «Круг», в котором происходит игра или хоровод, становится для всех особым миром, в котором действуют свои законы, зачастую отличные от требований к нефольклорному материалу. Для народных игр, как правило, не требуется ни какого особого помещения. К примеру, игра «Лень» может проводиться в обычной классной комнате, а в качестве атрибутов народного быта (венки, плетка, элементы одежды) можно использовать обычные платочки так, как это бывало у народных исполнителей.

Игра «Лень»

Один из играющих, изображающий Лень, садиться на землю. Его спрашивают:

Тепло ли тебе, Лень? Холодно ли молодому?

Не тепло! - отвечает Лень.

Ему поют:

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девицы венок.

Участники игры изображают, как они одевают Лень. Затем опять спрашивают:

Что ты, Лень, сидишь?

Пить-есть хочу!

Что же тебе надобно?

Яства боярские, питья государские!

Затем говорят:

Поскачи- попляши, Лень, тогда дадим пить-есть.

Лень встаёт и пляшет.

Для пляски Лени можно выбрать любую мелодию плясового характера и исполнить её в инструментальном сопровождении вместе с учениками. Можно использовать записи подлинных народных инструментов – жалеек, гуслей и др. Здесь важна фантазия, совместное творчество учителя и ребят.

Существуют также не круговые построения: ряды, движущиеся в одном направлении, колонна расходящихся пар, описывающих восьмёрку, зигзагообразное движение цепи. Особой является форма, где два ряда участников, ведущие между собой диалог, последовательно то наступают друг 6на друга, то отступают. Так разыгрываются известные хороводные песни: «Просо», «Бояре», «Кто с нами пашенку пахати».

Всем разучиваемым элементам движений можно дать образные названия. Например:

«В две ноги» – топать поочерёдно ногами на каждую четверть такта.

«В три ноги» – топать поочерёдно на первые три восьмые, четвёртая - пауза.

«Горошек» – мелкое, дробное постукивание ногами.

«Дробь» – выстукивание ногами какого-либо ритмического рисунка.

«Улица» – дети, приплясывая, двигаются стайкой в каком-либо направлении.

«Стенка на стенку» – дети стоят в шеренгах, держась за руки, и двигаются навстречу друг другу одновременно.

«Плетень» – дети стоят в шеренгах, руки сплетены крест-накрест, шеренги двигаются навстречу друг другу поочерёдно.

«Заплетающийся плетень» - дети стоят друг за другом, взявшись за руки, - цепочка. Ведущий ведёт детей к последней паре и проводит цепочку под сцепленные руки этой пары, затем ведёт цепочку между стоящими рядом. Каждый раз у впередистоящего в паре, между которой прошла цепочка, одна рука остаётся на плече, он переворачивается – заплетает плетень. Только последний ребёнок цепочки не переворачивается.

«Капустка» («улитка») – ведущий ведёт по кругу цепочку детей, постепенно заворачивая круг спирально (улиткой), пока сам не окажется в центре. Выворачивается «капустка» двумя способами: первый - ведущий разворачивает спираль в обратном направлении; второй – дети в спирали поднимают сцепленные руки (воротики), под которыми ведущий выводит всю цепочку.

Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала.

Вопрос о манере пения, применительно к народной игровой традиции, часто кажется надуманным, нарочито усложнённым. При разучивании песен, особенно игровых, закличек, припевок и т. д., надо ориентироваться на естественное, речевое интонирование, опираться на разговорное начало, не стремиться «академизировать» исполнение, не гнаться за силой звучности и каким-то специфическим тембром. Важно, чтобы дети старались, не имитируя тембр учителя или какого-то другого исполнителя, искать свой голос, свою индивидуальную манеру. Таков подход, присущий фольклору, в отличие от более выровненного, « усреднённого» звучания академического хора.

Для яркого восприятия песни велико значение слова учителя. Слово это должно быть хорошо продумано, оно не может быть преподнесено всем классам по одному трафарету, надо считаться в каждом отдельном случае с подготовкой учащихся, учитывать их общий и музыкальный уровень.

Большой интерес и творческий стимул для детей – первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на школьных утренниках и праздничных концертах. Фольклорные праздники – возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Фольклорные праздники – это не только своеобразный итог проведённой работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

В настоящее время вряд ли нужно доказывать, на сколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня – неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно-методических работах В.Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, О. А. Апраксиной, Е. Я. Гембицкой, В. А. Дышлевской, В. С. Попова, Ю. Б. Алиева, изданных в разные годы.

Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество и других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.

Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего –школьника. Вкусы детей в этот период ещё только формируются, они не являются достаточно стойкими, определёнными. Поэтому если с самого раннего возраста ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает её мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать.

Список используемой литературы:

1 «Музыка в школе», выпуск №3 (методический журнал) – М. 1987г.

2 «Музыка в школе», выпуск №1 – М. 1990г

3 «Искусство в школе», выпуск №1 – М. 1994г.

4 «Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся» В. А. Дышлевская. – М. 1956г.

5 «Русская народная песня». Сост.: Н. Калугина, В. Попов. - М. 1971г.

6 «Музыка в школе», выпуск №3 – М. 1990г.

7 «Искусство в школе», выпуск №2 – М. 1994г.

8 «Уроки музыки в начальных классах» Г. С. Ригина. - М. 1979г.

9. http://vpodvorye.ru/dymkovskaya_igrushka.html

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Песни детства

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: "Сорока-ворона, кашу варила..."; "Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки...". У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.

Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну.

Русская народная песня. Неизвестные страницы музыкальной истории

Антология

Языки: Русский

Издательство: Российский Институт Истории Искусств

Серия: Фольклор и фольклористика

ISBN 978-5-86-845-139-3; 2009 г.

Более десяти лет назад в серии "Фольклор и фольклористика" вышли в свет два сборника: "Русская народная песня: Неизвестные страницы музыкальной истории " (1995) и "Экспедиционные открытия последних лет" (1996). Оба направления, обозначенные в названиях, продолжают активно развиваться и до сих пор остаются актуальными в научно-фольклористической жизни. Поэтому сектор фольклора решил продолжить их в следующих тематических выпусках, сохранив те же названия.

Основная часть настоящего сборника посвящена принципиально новой области исследований, которая вполне определенно обозначилась в секторе за прошедшее десятилетие.

Источниковедчески - это рукописные песенники, нотные и безнотные, которые охватывают период от второй половины XVII до начала XIX столетия. Коллекции разного рода рукописей, в том числе и рукописные песенники, любовно собранные знаменитыми книжниками-коллекционерами конца XIX - начала XX в., находятся в крупнейших архивохранилищах страны.

Детский музыкальный фольклор

Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. С двенадцати-четырнадцати лет подростки допускались на посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил взрослой жизни.

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская "пение и вообще музыку" в школу, "по мере возможности и усмотрению начальства", уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана.

Все школьные уставы предлагали местному "начальству" позаботиться о преподавании музыки и других искусств "по мере возможности", когда есть к тому способности. Или, говоря подругому, "материальные возможности". К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились.

"Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое... в высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания...."

Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано музыкальное воспитание в других женских институтах.

В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело обстояло совсем иначе. "Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют...."

Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений "такого типа". Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия музыкой.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего меня вопроса в современности.

В реализации задач музыкальноэстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема, связанная с тем, что в нашем городе так мало "поющих" общеобразовательных школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок музыки - научить детей петь.

А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии петь трёхчетырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. На вопрос: "Почему так происходит?"довольно пространный ответ: "В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным голосовым аппаратом....."

Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры. Последнее наиболее актуально, так как самым главным является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям.

Молодые учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся. Скорее всего это связано с тем, что в педагогических учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между педагогической практикой студентов и обучением дирижированию.

Музыкальный фольклор

Народная м у з ы к а - музыкальный фольклор - вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое.

Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклорапесни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкаьлного фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народноцй музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).

Музыкальный фольклор существует в одноголосной (сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны-от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе - скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор в детском саду

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор - это целый мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок, зависит формирование его сознания, отношения к окружающему. Используя в детском саду народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, мы тем самым развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Всё это богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения, должно происходить на основе синтеза форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они - участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит в занимательной и увлекательной игровой форме.

Освоение доступного фольклорного материала детьми дошкольного возраста формирует у них представление о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоциональном произнесении текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей.

Чтобы обучить пению, детей надо научить преодолевать трудности в исполнении фольклора, для чего необходима образовательная система, которая стала бы развивать певческие навыки: правильное естественное дыхание, протяженное гибкое и подвижное звуковыведение, отчетливая выразительная дикция, единая манера пения и говора.

Очень важно, чтобы при обучении детей сольному, ансамблевому народному пению в репертуаре всегда были детские игры и песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному фольклорному интонированию. Большое значение в развитии певческих навыков имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависит выявление вокальных, исполнительских возможностей и способностей каждого ребенка, а также певческое дыхание, диапазон и регистр, сила и тембр, полетность, гибкость голоса.

Педагоги дошкольных учреждений, перед которыми стоит важная и большая задача: сохранение и приумножение традиции и культуры русского народа вполне справляются с ней, так как повседневная работа помогает в осуществлении поставленных задач в коллективе. Они непосредственно соприкасаются с культурой и традициями в различных направлениях деятельности дошкольников: изо-деятельность, познавательное, музыкальное и физическое развитие, развитие речи, социальный мир.

Сегодня этнопедагогика имеет несколько направлений - ранее развитие (материнство и детство), дошкольное, школьное, специальное. Выделившись в самостоятельное направление в детском музыкальном воспитании, она достигла уровня апробированной системы.

В современном мире одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклор как синтез этих трёх компонентов возможен только при усвоении взаимосвязи. Задача нашего поколения сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. И педагоги дошкольных учреждений занимают не последнее место в осуществлении этой задачи.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

2. Готовцев Г. А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа, 1993

3. Мельников М. Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение, 1987

4. Музыкально-певческий фольклор: программы обучения, сценарии, опыт: сборник материалов/ сост. А.С. Каргин.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012.