Грудничок лежит как лягушка не выпрямляется. Мышечный скелет. О нарушениях мышечного тонуса у грудничков и их корректировке. Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального

Гимнастика для грудничков – отличный способ укрепить иммунитет, развить мышечный и костный аппарат ребенка, избавить его от гипертонуса. Помимо очевидной медицинской пользы, домашняя зарядка для крохи буквально с первых дней становится важным связующим звеном с мамой – во время выполнения упражнений происходит общение, тактильный контакт. Это помогает развивать эмоциональную сферу малютки, центры распознавания речи, предпосылки к будущему говорению.

Если родители смогут сделать ежедневную гимнастику для грудного ребенка интересной и познавательной, заниматься он будет с большим удовольствием. В этой статье мы расскажем, как провести гимнастику не только полезную для здоровья, но и веселую, которая обязательно понравится вашему крохе.


Польза и цели

О пользе гимнастики для человека много сказано и много написано. Но далеко не все знают, что для грудничка комплекс физических упражнений – это нечто большее, чем просто нагрузка на мышцы и суставы. Поскольку малыши грудного возраста еще не могут выполнять упражнения самостоятельно, зарядка всегда проходит совместно с мамой или папой. Крохе важно чувствовать близость матери, через нее он познавал мир в течение девяти месяцев беременности, и она же в первые месяцы его самостоятельной жизни является его главным проводником в этом мире. Таким образом, зарядка обогащает внутренний мир малыша, дает ему столь необходимое общение с мамой.

Гимнастика является отличным дополнением к массажу. В комплексе оба вида воздействия помогают в коррекции гипертонуса мышц, свойственного всем новорожденным и грудничкам как минимум до полугода. Гимнастику рекомендуют для правильного развития тазобедренного сустава при дисплазии. Также благодаря гимнастике удается исправить кривошею.

Лечебная гимнастика в комплексе с массажем назначается ребенку при наличии впалой и воронкообразной грудной клетки, при гипотонусе, при вальгусных и варусных деформациях ног.




Гиперактивным и легковозбудимым детям для укрепления нервной системы рекомендуется расслабляющая гимнастика и релаксационный массаж. Вялым и апатичным малышам, наоборот, рекомендуется тонизирующая, общеукрепляющая гимнастика.

При выявленных патологиях массаж назначается лечебный, и гимнастика соответствующая – из комплекса ЛФК. Деткам здоровым гимнастика и общий массаж рекомендуются для профилактики патологий, для лучшего физического и психического развития.

В интернете интересующиеся родители могут найти большое количество различных упражнений для детей до одного года, но вот по-настоящему увлекательных среди них не так много, а ведь именно игровая составляющая является самой главной. Если малыша изо дня в день заставлять делать что-то, что ему давно наскучило, пользы от такой гимнастики будет немного. Поэтому мы решили собрать только самые лучшие упражнения, которые не дадут малышу заскучать и принесут немало пользы для его здоровья.



Правила

Веселая гимнастика для грудничков может проводиться с первых дней жизни. Возрастных ограничений нет. Но родители должны хорошо понимать, что физическая нагрузка должна быть соразмерной возрасту, перегружать малютку нельзя. Проводите занятия ежедневно, можно делать гимнастику 2 или 3 раза в сутки, но продолжительность каждого занятия не должна превышать 5-10 минут. Постепенно мама может увеличивать время занятий и к 8-9 месяцам продолжительность гимнастического занятия может составлять уже 20 минут, а ближе к году -уже полчаса.


Несколько простых правил помогут вам организовать занятия с грудничком правильно.

  • Старайтесь проводить занятия в одно и то же время. Оптимально делать это утром и после полуденного сна, но вот вечером, когда вы делаете легкий и расслабляющий массаж малютке перед купанием и отходом ко сну, от гимнастических упражнений лучше отказаться, чтобы не стимулировать нервную систему. Перевозбуждение помешает ребенку быстро и крепко заснуть.
  • Перед гимнастикой всегда делайте легкий общий или лечебный массаж, назначенный врачом по случаю определенного заболевания.

К началу упражнений мышцы малыша должны быть «разогретыми» и подготовленными. Это поможет избежать болевых ощущений, растяжений.


  • Помещение, в котором проводится занятие, должно быть проветренным, в нем не должно быть слишком холодно или слишком жарко. Лучше всего поддерживать температуру на уровне 21 градуса тепла. Если на улице лето и имеется соответствующая возможность, сделайте гимнастику на улице.
  • Не нагружайте малыша сразу после еды, также нежелательно начинать заниматься натощак. Лучшее время для зарядки – интервал между кормлениями (через полтора часа после приема пищи).
  • Не делайте зарядку на мягкой постели. Позвоночник малыша не будет на ней находиться в правильном положении. Для новорожденных и грудничков до полугода используйте пеленальный столик, проводите упражнения на обычном столе.

Для более подвижных и активных деток после полугода больше подойдет поверхность пола, на котором вы постелите коврик из пенополиуретана, не пропускающего холод.


  • Всегда приступайте к зарядке в хорошем настроении. Дети тонко чувствуют состояние мамы, и если настроение у нее плохое, они тоже будут капризничать.
  • Вносите разнообразие в комплекс упражнений, который вы выбрали в качестве основного. Постепенно начинайте проводить отдельные упражнения в ванной, практикуйте плавание, добавьте к привычным упражнениям занятия на гимнастическом шаре – фитболе .
  • Лучшее гимнастическое занятие – это совместное занятие мамы и малыша. Особенно это актуально тогда, когда дети начинают подражать взрослым, то есть после 9-10 месяцев.




Никогда не заставляйте ребенка заниматься против его воли. Если он не выспался по каким-то причинам, у него плохое настроение (да, у грудничков тоже бывает плохое настроение!), его что-то беспокоит, зарядку лучше отложить до того момента, когда ребенок будет совершенно здоров, весел, бодр и настроен на общение.

Противопоказания

Сама по себе гимнастика для грудничков имеет не так много противопоказаний, но перед тем, как начать заниматься, маме следует посоветоваться с педиатром. Обычно разрешение детские врачи дают охотно. А если у ребенка есть особенности развития, то именно врач подскажет, как правильно делать гимнастику именно в вашем случае. Например, при ДТС (дисплазии тазобедренного сустава) гимнастика может проводиться прямо с ортопедическими «распорками» между ножек, но тут нужно обязательно посмотреть, как это делает специалист.

При деформации грудной клетки увеличивают количество упражнений, направленных на растяжение грудных мышц, а потому будут полезны упражнения на фитболе.


При деформации ног основой гимнастики являются упражнения для стоп, коленей и бедра, а при кривошее существуют совершенно конкретные лечебные упражнения для укрепления мышц шеи.

К противопоказаниям можно отнести состояние лихорадки – с повышенной температурой занятия могут навредить. Не стоит делать гимнастику и тогда, когда малыш страдает по поводу колик, режущихся зубов и других недомоганий.

С большой осторожностью и только с разрешения врача проводят гимнастику детям с врожденными пороками сердца, заболеваниями сосудов, гидроцефалией, большими грыжами, а также параличами и парезами разного происхождения.




Для здорового ребенка разрешены и допустимы упражнения как статические, пассивные, которые мама проводит крохе, который лежит, так и активные, в которых ребенок принимает непосредственное и волевое участие в силу своих возрастных умений и навыков.



Занимательные движения

Из всего многообразия упражнений для грудничков мы отобрали только те, которые по праву могут считаться веселыми и эффективными. Все они «испытаны» не одним поколением карапузов и обычно очень нравятся малышам и их родителям. Из этого перечня каждая мама сможет составить программу занятий для своего малыша согласно его возрасту. Постепенно программу можно усложнять, повторяя пройденное ранее и добавляя новые упражнения.


Новорожденные

Отличительная особенность гимнастики для самых маленьких – нежные и щадящие прикосновения, отсутствие давления на мышцы при массаже и зарядке. Детки много спят, мало бодрствуют, а потому будет вполне достаточно одного короткого занятия после утренних гигиенических процедур.

    «Лягушка» . Положите младенца на спинку. Возьмите его за ножки в области голени, ладони мамы закрывают колени ребенку. Затем поделайте несколько сгибательных движений, как будто кроха приседает, а потом разведите ножки в стороны коленками наружу – таким образом кроха примет позу «лягушки». Переверните кроху на животик. Возьмитесь за его стопы и слегка надавите, ножки следует развести также до позы «лягушки».


  • «Постовой». Положите кроху на живот. Встаньте сзади и слегка возьмите кроху за плечики. Нужно совсем немного поддержать малыша за плечи, чтобы он несколько секунд удерживался на собственных локтях. Затем слегка разведите плечи в стороны – малыш рефлекторно будет пытаться поднять вверх головку. Это упражнение поможет подготовить мышцы шеи к самостоятельному удерживанию головы.


  • «Велосипед». Это упражнение особенно нравится грудничкам. В положении лежа на спинке возьмите ножки и попеременно подводите их к животику. Такое воздействие укрепляет мышцы живота, уменьшает частоту возникновения колик. Если мама будет сопровождать движения смешными потешками, малыш получит больше удовольствия и пользы. Пример потешки для этого упражнения: «Едем, едем, крутим, крутим, а устанем – отдохнем, все узнаем, все увидим, мир по кругу обойдем! ».


Дети от 2 до 4 месяцев

Для детей в возрасте 2-4 месяцев обязательно добавляют упражнения, способствующие ползанию. Для этого можно усложнить уже знакомую нам «Лягушку», надавливая на стопы поступательно, чтобы малыш совершал рефлекторное движение вперед на животе. Дети становятся более эмоциональными, а потому не скупитесь на стишки и потешки, пойте песенки во время занятий.

    «Зонтики». Положите ребенка на спинку, пальцами захватите кисти его рук, вытяните ручки вперед и вращайте кисти по кругу, потряхивайте их и начинайте вращение в другую сторону. Можно почитать малышу потешку: «Зонтик крутится в руках, дождик дремлет в облаках, вправо-влево покручу, в гости к дождику лечу!».



  • «Лягушонок в плавании». Это упражнение проводится в воде – большой ванне или бассейне. Для него вам понадобится ортопедический круг на шею для купания грудничков. Отпустите ребенка с кругом в воду. Руками возьмитесь за ножки малыша и подводите их как в «сухопутном» варианте – сначала к животу, потом с разведением в стороны. Добавьте серию поворотов с кругом в воде – со спины на живот и обратно.

Малыши от 5 до 7 месяцев

В этом возрасте малыши многое умеют, обязательно пользуйтесь этим для усложнения гимнастики. Задания становятся сложнее, но интереснее, и малыши более эмоционально начинают реагировать на них.

    «Самолетик». Излюбленное упражнение многих поколений. Выполнять его можно на маминых или папиных руках. Ребенка обхватывают одной рукой за животик, другой поддерживают грудь и поднимают в воздух. Рефлекторно в положении на животе ребенок раскидывает руки, как крылья самолета, напрягает мышцы живота и спины, тренируется его вестибулярный аппарат. Дальше – дело фантазии родителей. Можно изображать звуки самолета, можно почитать про «самолет, забери меня в полет», можно просто совместно посмеяться, поскольку дети обычно очень весело воспринимают такое упражнение.

Антропологический детектив. Боги, люди, обезьяны... [с иллюстрациями] Белов Александр Иванович

У КОГО НОГИ КАК РУКИ?

У КОГО НОГИ КАК РУКИ?

Но спросим себя сами: существуют ли какие-либо научные основания считать предком животных антропоморфное существо? Такие основания нам дает теория биологической энтропии. Вот некоторые выдержки из неё.

У человека опорой тела является стопа - уникальное рессорное устройство, состоящее из 26 костей и равномерно распределяющее вес тела на всю подошву. У четвероногих животных стопа сохраняется, но точка опоры приходится на согнутые пальцы - большая часть стопы и пятка повисает в воздухе. Став на четвереньки и «походив» в таком положении в уютной домашней обстановке, мы можем убедиться, что наши ноги опираются лишь на пальцы и их основания (мыски), пятка при этом повисает над поверхностью пола. Таким образом, стопа четвероногих используется не полностью, хотя как анатомический орган присутствует в их телах. Такое странное несоответствие между использованием и строением стопы заставляет нас думать, что стопа изначально создана для прямохождения, а к четвероногим животным перешла по наследству от человека и используется ими не в полной мере! К этому добавим, что у обезьян плоскостопие. Люди, рождённые с этим пороком, знают, что переделать плоскую стопу в сводчатую невозможно, несмотря на все супинаторы и усилия медиков. Однако следуя эволюционистской доктрине, логично было бы признать, что плохо ходящие на двух коротких и кривых ногах обезьяны, в том числе и из-за своего плоскостопия, владели уникальным секретом переделки плоской стопы в сводчатую?!

Слева - строение скелета лошади и человека; справа - скелет ноги человека и четвероногого зверя; внизу - стопы павиана, собаки, ламы (из Брема).

У птиц, двуногих динозавров и прочих животных, перешедших от четвероногости к двуногости вторично, стопа находится в том же положении, что и у четвероногих: ноги птиц опираются на пальцы, пятка зависает над поверхностью земли, и это несмотря на их двуногость! То же самое было и у двуногих динозавров, расхаживавших по земле, как большие курицы. Человек может пожать плечами, но многие четвероногие уже этого не могут. У человека ключицы и лопатки надеты на грудную клетку по принципу седла. Благодаря этому достигается исключительная подвижность плечевого сустава, и рука может двигаться практически в любом направлении. Благодаря этому человек передвигает и поднимает тяжести; стоя преодолевает препятствия, например, открывает двери. Лопатка сзади и ключица спереди опираются на купол грудной клетки, заполненный воздухом и служащий одновременно опорой и амортизатором. Вес груза равномерно за счет мышечного корсета распределяется по всему туловищу, позволяя удерживать столь необходимое в таких случаях равновесие. При этом из руки создается идеальный рычаг, напоминающий стрелу подъемного крана, к которой прикреплен балласт.

Надо ли говорить, что вся эта уникальная конструкция может использоваться только лишь в вертикальной плоскости тела - на четвереньках она теряет всякий смысл. У четвероногих нет ни малейшего желания переносить что-либо, расхаживая на двух ногах. Постепенно у многих из них атрофируются ключицы и плечевой отросток лопатки. Руки утрачивают присущую человеку подвижность, превращаясь в лапы. Если необходимо что-либо перенести, то четвероногие делают это при помощи зубов, к примеру, так кошки переносят котят. Рудиментарные ключицы у некоторых, а также их отсутствие у остальных четвероногих животных ясно говорит, что их далекие предки были прямоходящими.

Аналогичным образом начинают атрофироваться у четвероногих локтевая и малая берцовая кости. Эти кости вкупе с другими костями предплечья и голени отвечают за вращение стоп и ладоней. Мы можем поворачивать ладони и стопы на 180 градусов, человеку это необходимо для того, чтобы брать руками предметы и удерживать тело в состоянии равновесия на двух ногах. У четвероногих заботы - либо быстро бежать и прыгать, опираясь на лапы, либо быстро копать землю, либо когтить кого-то. То, другое и третье требует лишь сильных однообразных движений в одной плоскости. Следовательно, локтевая и малая берцовая кости человека у них становятся лишними. К примеру, у личинки лягушки закладываются две кости предплечья, ну совсем как у людей. У взрослой лягушки локтевая и лучевая кости срастаются в одну. Это является доказательством того, что далекие предки лягушки зачем-то вращали конечностями, вероятно, делали они это не только из-за любопытства. В рудиментарных конечностях кистеперой рыбы зачем-то присутствуют элементы, сходные с лучевой и локтевой костями предплечья, а также с малой и большой костями голени. Это наследство от прямоходящих существ!

У всех позвоночных сохраняются особенности скелета человека. На рис. - человек, макака, лошадь, волк, кошка, заяц, цератозавр, птица, крокодил, лягушка, ихтиостега, двоякодышащая рыба. 1 - стопа, 2 - колено, 3 - бедро, 4 - таз, 5 - позвоночник, 6 - плечо, 7 - локоть, 8 - кисть, 9 - голова.

Руки и ноги человека в деталях строения во многом сходны друг с другом, но сгибаются в разные стороны: в локтях - к телу, в коленях - от тела. Создается впечатление, что некто «приделал» руки и ноги к человеческому туловищу, исходя из соображений целесообразности. С помощью рук мы подносим, к примеру, пищу ко рту, различные предметы к глазам. Ноги вертикально удерживают тело, при перемещении толкают туловище вперед и вверх от земли. Различия в движениях рук и ног по отношению к туловищу явно объясняются их зеркальной анатомией. Эти разные функции сохраняются только в вертикальном положении тела. Очевидно, что такое разделение функций могло возникнуть только при вертикальном положении тела. Это можно утверждать, потому что у четвероногих животных строение передних конечностей соответствует рукам, а задних - ногам человека, так же как местоположение головы человека соответствует местоположению головы животного, а не его таза.

Руки сгибаются вверх к голове, а ноги вниз - от тела. Это является доказательством первоначального прямохождения человека.

Изменение угла прикрепления позвоночника к черепу от человека к зверю.

Четвероногое животное, вынужденное поддерживать тело всеми четырьмя конечностями, лишается человеческих анатомических и функциональных преимуществ. Все четвероногие животные имеют сходное с человеком строение верхних и нижних конечностей, но используют и передние и задние конечности в основном только для передвижения. Вполне очевидно, что зеркальное строение конечностей скорее является помехой при перемещении на четырех точках, чем подспорьем! К примеру, как далеко уедет автомобиль, если его передние и задние колеса крутятся в разные стороны? Когда вы вставали на четыре точки, вы, вероятно, обратили внимание, что передвигаться в таком положении достаточно неудобно. Зад находится выше головы, потому что ноги длиннее рук. Приходится быстрее перебирать руками, чтобы не упасть. Немаловажно, что колени у четвероногих почти всегда находятся в согнутом положении. Это объясняется просто: ноги короче рук, и, чтобы удержать тело горизонтально, приходится подгибать колени. Это связано еще и с тем, что ноги опираются на мыски, а не на всю стопу.

Четвероногие быстро бегают, потому что плечо и бедро четвероногих сокращаются в размерах по отношению к пропорциям в человеческом теле, а стопа и кисть, наоборот, удлиняются. Это позволяет животным обзавестись идеальным рычагом конечностей, позволяющим быстро бегать.

Кроме того «руки» четвероногих опираются не на всю ладонь, как у нас, а на пальцы, как и стопа, поэтому эти животные сохраняют равновесие и быстроту бега. К примеру, у непарнокопытных: тапиров, лошадей, носорогов, бегающих на кончиках пальцев, постепенно атрофируются ненужные пальцы из пятипалого набора. У лошадей остался один палец - средний, снабженный ногтем-копытом. У парнокопытных: свиней, бегемотов, верблюдов, коров, овец, коз, яков, жирафов, оленей, лосей и т. д. - в основном сохраняются два пальца - средний и безымянный, остальные рудиментарны. Им незачем что-либо брать «руками» и подносить к глазам или ко рту. Во «рту» у них достаточно зубов, чтобы лучше всякой руки схватить то, что их заинтересовало. В этом случае их «руки» испытывают явную дисфункцию по отношению к их строению. В целом анатомия конечностей у них остается такая же, как и у человека. Вот и приходится животным передвигаться на пальцах, чтобы хоть как-то приспособиться к необычному для себя способу передвижения.

Из этого следует, что первоначальную структуру конечностей четвероногие унаследовали от прямоходящих, при этом руки у них стали выполнять функцию ног, сохраняя все свои прежние кости и суставы.

Если мы посмотрим на свои руки, то увидим, что рука с пятью пальцами представляет совершенный орган, идеально созданный для манипулирования предметами. Тем более удивительно наличие пятипалой руки у животных, которые не используют пальцы по прямому назначению. Если они их все же иногда используют, то делают это иначе, чем люди, и совсем для других целей.

Сакраментальные вопросы, зачем животным пятерня и почему у человека и у животных пять пальцев на ногах, могут найти свой ответ, если взглянуть на ноги как на отражение рук, почти во всех деталях их повторяющее. Множество живых существ, начиная от примитивной лягушки до человека, имеют на своих конечностях пять пальцев. Для чего у всех этих зверей такое излишество? Признать, что они пронесли через миллионы поколений своих предков во многом бесполезные для себя пять пальцев, снабженных нужным количеством суставов и фаланг, - это значит признать чудо. Но ведь дарвинисты в чудеса не верят. Логичным будет другое предположение: совершенный пятипалый механизм - изначальный атрибут человека, где функция руки соответствует ее анатомическому строению. Уже от человека он был унаследован животными!

Пятипалые конечности различные животные унаследовали от человека. Передние конечности лягушки, кистеперой рыбы, стегоцефала, человека, медведя, кита, предков лошадей, летучей мыши. 1- плечевая, 2 -локтевая, 3 - лучевая кости.

По представлениям, распространенным в физиологии, воздушная струя, проходящая через нос, способствует охлаждению работающего головного мозга. Высокое переносье обеспечивает большую площадь контакта воздушной струи с капиллярами в носовых пазухах, а следовательно, способствует большему охлаждению мозга, защищая его от перегрева. Два следующих обстоятельства, что мозг современного человека загружен работой лишь на 10 % и что среди современных людей мы практически не найдем человека с высоким переносьем, выстраиваются в одну логическую цепь. По причине того, что мы думаем значительно меньше, чем наши предки, сокращается высота переносицы. Нет нужды охлаждать то, что и так слабо работает! А ведь еще у древних греков высокая переносица сохранялась. И нас вряд ли утешит, что у обезьян, а уж тем более у примитивных животных, напрочь отсутствует переносица. Ведь и в их мозгу работает не более 2 % клеток, несмотря на его значительно меньший размер. Таким образом, обезьяньи мозги «произошли» от человечьих, а не наоборот!

И ещё. У человека температура тела - 36,6 °C. У разных млекопитающих температура тела отличается от человеческой на несколько градусов. С потерей постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) холоднокровные позвоночные - рептилии, земноводные, рыбы - теряют необходимую температуру тела. Ее они пытаются регулировать через внешнее воздействие. Они постоянно ищут такую среду обитания, которая бы в жару снимала излишний перегрев организма и, напротив, согревала бы его до нужной температуры, когда холодно. Это объясняется тем, что биохимические процессы, которые идут в организме, должны протекать в строгом температурном режиме. Отсюда можно сделать вывод о том, что предки холоднокровных были теплокровные животные с постоянной внутренней средой и тонко уравновешенной системой обмена веществ. Чтоб поддерживать необходимую температуру, животным, не имеющим одежды, приходится обзаводиться шерстью. Когда же им жарко, они вынуждены усиленно дышать, гипервентиляцией легких охлаждая свой организм; высовывать язык, как собаки, или залезать в воду, как буйволы. Из всех живых существ наиболее тонко уравновешено по биофизическим и биохимическим показателям тело человека. Это говорит о том, что тело человека было основой для «изготовления» животных тел.

Мощные шейные мышцы, отсутствующие у человека, образуются у животных из-за необходимости поддерживать голову в горизонтальном положении обращенной вперед, а не вниз. В таком горизонтальном положении постепенно меняется и угол прикрепления черепа к шейному отделу позвоночника.

Челюсти у четвероногих вытягиваются, потому что нет возможности схватить добычу руками, они это делают пастью. Вот тут естественный отбор поработал на славу: выжили лишь те хищники, которые обзавелись вытянутой челюстью с острыми клыками. У кошачьих челюсть короче, так как они пользуются лапами с когтями для поимки добычи. А у псовых, которые этого не делают, морда более вытянута.

Гипотетическое превращение отдельных популяций древних людей сначала в обезьян, а затем в четвероногих зверей.

Дисфункция головного мозга (о чем можно думать, если вы уже на четвереньках?) привела к компенсаторному увеличению длины спинного мозга, ответственного за рефлекторную деятельность, и появлению хвоста.

У мужчин в норме внутри полового члена никакой кости нет. Однако в редких случаях такая 4-5-сантиметровая кость появляется, располагаясь между мочеиспускательным каналом и пещеристыми телами. Она носит название os Priapi, вероятно, в честь Приапа - греческого фаллического божества, и представляет собой редкое окостенение мягких тканей. У примитивных народов до сего дня сохраняется обычай, не полагаясь на переменчивую природу, через специальный разрез в мочеиспускательном канале внутрь полового члена на время полового акта вставлять «искусственную» os Priapi, выточенную из слоновой кости, дерева, камня и т. д. У них считается, что это увеличивает потенцию и усиливает наслаждение от полового акта. Любопытно, что и у многих животных (насекомоядных, летучих мышей, собак, волков, тигров и т. д.) внутри полового органа имеется кость бакулюм (os penis). Эта кость облегчает введение головки полового члена во влагалище. Так, например, лев в периоды готовности самки совершает с ней до 120 раундов спаривания через каждые полчаса! Без помощи бакулюм здесь не обойтись. У многих ископаемых хищников бакулюм достигала длины одной трети от длины всего тела!

Таким образом, сравнивая строение тел животных и человека, мы еще раз убеждаемся: предки животных были люди. Перешедшие от двуногого хождения к четвероногому! Человек стал животным, встав на четвереньки и предварительно побывав в облике обезьяны! Так приложим же усилия, чтобы это открытие не повергло нас в прах, и укрепим самое важное достояние человека - разум, дабы он не покинул наши головы и мы с вами не превратились в обезьян или того хуже - в собак или крыс!

Известно, что младенцы рождаются недоразвитыми и обретают физиологическую норму лишь к трем годам. Полновесное включение в общественную жизнь происходит еще позже. Лишь к 25 годам человек обычно обретает способность к независимой жизни. Длительный период физического и умственного созревания и вызван недоразвитием человеческого эмбриона в утробе матери. Все это позволяет нам гипотетически предположить, что если бы человеческий плод развивался в утробе не 9, а, скажем, 12 месяцев, то новорожденный был бы гораздо более развит умственно. Давайте же серьезно подумаем, отбросив эмоции и догмы механистического мышления: от кого «произошел» человек? И сделаем это не ради пустого любопытства, а исключительно ради того, чтобы разглядеть в грядущем смутные контуры будущего поколения людей. Тем самым предупреждая их об опасности превращения в двуногих обезьян!

Из книги Экспериментальные исследования способностей животных к количественным оценкам предметного мира автора Резникова Жанна Ильинична

Две ноги … Правда, с протестом выступили птицы, поскольку им показалось, что и у них лишь две ноги. Дж. Оруэлл «Скотный двор» Значительная часть исследований, посвященных изучению способности животных к счету, была проведена на птицах. Первая детальная работа принадлежит

Из книги Наши знакомые незнакомцы автора Воловник Семен Вениаминович

Четыре ноги Он, казалось, был чем-то удивлен. Глаза его возвращались к моим рукам. Он вытянул свою руку и стал медленно считать свои пальцы. Герберт Уэллс «Остров доктора Моро». Первые опыты, выявляющие способность к счету у четвероногих, были проведены на макаках резусах

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Умелые ноги Образ паука в нашем представлении тесно связан с паутиной (хотя тенета строит лишь треть всех пауков). Остановимся перед ловчей сетью паука-крестовика. Она растянулась над лесной тропинкой, слегка пружинит от дуновений ветра, сияет каплями росы… Красота, да и

Из книги С утра до вечера автора Акимушкин Игорь Иванович

Из книги История одной случайности [или Происхождение человека] автора Вишняцкий Леонид Борисович

У кого где уши У кузнечика и сверчка - в передних ножках; у саранчи уши в брюшке, в том месте, откуда растут задние ноги-ходули; у бабочек и мух - в основании крыльев; у мотыльков - в конце груди, начале брюшка; у муравьев, по-видимому, - в усиках; у некоторых жуков - тоже; у

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Дай бог ноги! Органы чувств обеспечивают животным, так сказать, превентивную, то есть предупредительную, оборону. Это их разведчики. Но когда враг замечен (учуян или услышан), животные, подпустив его на известное расстояние, обычно удирают. Эту критическую дистанцию, ближе

Из книги Читая между строк ДНК [Второй код нашей жизни, или Книга, которую нужно прочитать всем] автора Шпорк Петер

Из книги Внутренняя рыба [История человеческого тела с древнейших времен до наших дней] автора Шубин Нил

Какое учение древнегреческого философа Анаксагора его современники считали настолько опасным, что манускрипты передавали из рук в руки тайно? Анаксагор (около 500–428 до нашей эры) был богатым человеком, но равнодушно относился к своему достатку, ибо был страстно влюблен в

Из книги Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда (4-я редакция) автора Протопопов Анатолий

Руки прочь от пластиковых бутылок В свете представленных выше работ Рэнди Джертла вряд ли кто-то усомнится в том, что он умный человек с тонким чутьем на научные тенденции. Когда Нора Волков, одна из ведущих исследователей наркомании, выдвигала его кандидатуру на звание

Из книги Человек дарует имя автора Краснопевцев Валентин Павлович

Создавая руки Наши конечности трехмерны - у них есть верх и низ, сторона мизинца и сторона большого пальца, основание и конец. Кости на конце конечности - в пальцах - отличаются от костей внутри плеча или таза. Сторона мизинца и сторона большого пальца тоже отличаются

Из книги Человек как животное автора Никонов Александр Петрович

Так кого же больше? Если у тебя нет женщины, значит, у кого-то их две. Аркадий Давидович В бытовом обсуждении проблемы женского одиночества часто звучит мнение, что в означенном одиночестве виновата нехватка мужчин. И хотя строгие социологические исследования не

Из книги Эволюция [Классические идеи в свете новых открытий] автора Марков Александр Владимирович

Голова, ноги, хвост… Не только внешность в целом, форма тела животного, но и приметные особенности строения отдельных частей его или органов нашли отражение в кличках. Да и как не обратить самое пристальное внимание при первом же, пусть даже мимолетном знакомстве на такие

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Глава 3 Горячее сердце, холодная голова, чистые руки Гложет сердце кручина, Давит грудь подоконник, Где ж ты бродишь, мужчина, Настоящий полковник? Юрий Исаков Слушая печальные исповеди друзей-приятелей и наблюдая вокруг бесчисленные катастрофы семейных кораблей и

Из книги автора

Hox-гены обрели свободу - и змеи потеряли ноги Напоследок рассмотрим исследование, проливающее свет на роль Hox-генов в эволюции позвоночных. Как известно, важнейшая функция Hox-генов состоит в том, что они подробно размечают эмбрион вдоль передне-задней оси. Дальнейшая

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

  • Повышенный тонус (гипертонус).

    Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме "фиги"). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).
  • Пониженный тонус (гипотонус).

    При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.
  • Асимметрия мышечного тонуса.

    При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.
  • Неравномерный тонус (дистония).

    При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Диагностика мышечного тонуса

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности . Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые "остаточные" (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

  • Разведение бедер.

    Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.
  • Присаживание за руки.

    Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.
  • Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

    Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.
  • Симметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.
  • Асимметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.
  • Тонический рефлекс.

    Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он "закроется", подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).
    В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.
  • Рефлексы Моро и Бабинского.

    Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое "авось" и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Исцеляющий массаж

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно "подгоняется" под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения ( , неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить "остаточные" рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.


При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж , который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество "рубящих" движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура , например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа . Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние , обычно ослабленной в это время года.

Наталья Алешина
Консультант — детский врач-невропатолог Князева Инна Викторовна.

21.12.2008 10:50:45, Елена

у меня вопрос, ребенку 3,5 месяца и он сильно запракидывает голову назад когда лежит на спине, что это может быть?

20.12.2008 22:06:34, кирилл

Спасибо, статья хорошая, согласно с высказыванием Леси. Перед приемом у невропатолога, приведите малыша в нормальное состояние. Мы крепко спали - спящую раздели, доктор осматривает - детеныш мягкий, как котенок, рефлексы слабые,ручки раскинули, дрыхнем...в результате - диагноз "Дифузионный гипотонус " Хотя не стану отрицать, тонус все же понижен, но так как напугался врач, лучше никому не видеть, потом напугалась я, и детенышу не есть хорошо.На втором приеме все устаканилось - гипотонус есть, но не сильный. Делаем массаж (250 за сеанс,x 20 раз, у ребенка цены нет), едим Кавентон (Вимпоцетин) для улучшения мозгового кровообращения.Все восстанавливаемо, мамы, не переживайте.

10.08.2005 14:57:26, Юлия

09.02.2005 17:37:17, ЮриК

Эта статья нам очень помогла.Когда мой ребенок в 2 месяца первый раз попал на проф. обследование к неврологу, то к этому времени уже был изрядно измучен предыдущими обследованиями педиатра и хирурга, да и еще подходило время кормления. Потому неудивительно, что когда мы вошли с ним в кабинет врача, то он был сжатым комком нервов. Как следует осмотреть такого ребенка, которого уже все достало и он недовольно орал, не в силах никакой врач, тем более невролог. В итоге ребенку, при таком состоянии, поставили диагноз: гиперестезия кожи, гипертонус мышц конечностей и выписали лекарства. Вооружась сведениями об этих болезнях и сравнивая их с повседневным поведением своего малыша, я никак не могла согласиться с диагнозом невролога. Даже рефлексы, которые применяются для установления тонуса (ими пользуются неврологи, но мы их нашли в вашей статье и сами использовали) не давали подтверждения такого диагноза. Никакое предписанное лечение мы не производили, тем более, что выписанные врачом лекарства применяются при лечении тяжелых болезней, а дождались трьохмесячного возраста ребенка и отправились с визитом к опытному неврологу. Главное и ребенка подготовили: он был сытым и наслаждался ауканием. Как мы и ожидали, врач никаких отклонений в развитии не нашел. Поэтому, отправляясь к неврологу, надо найти подходящее время именно для ребенка, чтобы его состояние не давало повода к ошибочным диагнозам.

18.06.2004 23:19:15, Леся

Добрый день, очень полезная статья, спасибо большое. Нашей Настеньке сегодня 4 мес. У нас ассиметричный тонус, сейчас уже исправляется при помощи массажа. Участковый нервапотолог в 3 мес. прописал Кавинтон,необходимо ли его принимать, что это за препарат, или может лучше проконсультировать ребенка еще у одного специалиста?

19.09.2003 18:36:43, Юлия

Иногда случается так, что мама, разглядывая своего новорожденного малыша, замечает странные признаки: одна ножка явно короче другой, складки бедер и ягодиц не симметричны. Если такого ребенка положить на стол, согнуть ему ножки в коленях и развести их в разные стороны - коснуться стола не удастся.

Первое, что следует сделать в данной ситуации - как можно быстрее показать малыша детскому ортопеду. Вероятнее всего, у ребенка дисплазия – недоразвитие одного или обоих тазобедренных суставов. В зависимости от тяжести процесса дисплазия может проявляться предвывихом, подвывихом и вывихом сустава, различающихся по степени смещения головки бедренной кости («бедренный» компонент сустава) относительно вертлужной впадины («тазовый» компонент сустава). Крайним проявлением дисплазии тазобедренного сустава является врожденный вывих бедра.

После уточнения диагноза ребенка с помощью УЗИ и рентгенографии тазобедренных суставов ортопед назначит лечение. Родителям придется быть терпеливыми: терапия дисплазии тазобедренных суставов длительная, непрерывная, и поначалу тяжело воспринимается ребенком. Важный компонент лечения – использование так называемых ортопедических пособий (стремена Павлика, подушка Фрейка, шины-распорки), которые фиксируют тазобедренные суставы в функционально выгодном положении - сгибания и отведения. Кроме того, применяется массаж, физиотерапия, лечебная гимнастика.

Причины и проявления Дисплазия тазобедренного сустава - нарушение развития тазобедренного сустава, основным компонентом которого является неправильная пространственная ориентация головки бедренной кости («бедренный» компонент сустава) относительно вертлужной впадины («тазовый» компонент сустава), приводящее к нарушению опорной функции конечности.

Различают 3 степени дисплазии тазобедренного сустава:

  • Предвывих (дисплазия I степени) - недоразвитие тазобедренного сустава без смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
  • Подвывих (дисплазия II степени) - недоразвитие тазобедренного сустава с частичным смещением головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
  • Вывих (дисплазия III степени) - недоразвитие тазобедренного сустава с полным смещением головки бедренной кости относительно суставной впадины.
Крайним проявлением дисплазии тазобедренного сустава является врожденный вывих бедра.

Дисплазию тазобедренного сустава (или обоих суставов) достаточно часто выявляют у детей первого года жизни, причем у девочек эта патология встречается в пять раз чаще, чем у мальчиков. Причины дисплазии

Развитию врожденных нарушений опорно-двигательной системы способствуют:

  • наследственность;
  • гормональные нарушения у женщины во время беременности;
  • тазовое предлежание плода, маловодие, крупный плод. При этом у ребенка снижается объем движений в тазобедренных суставах, что препятствует их нормальному развитию;
  • гинекологические заболевания матери (миома матки, спаечный процесс в матке и др. процессы, которые могут затруднять внутриутробные движения ребенка);
  • Нередко вывих бедра наблюдается у маловесных (меньше 2500 г) новорожденных.

Как проявляется?

Некоторые признаки вывиха бедра может заметить мама малыша. Следует обратить внимание на следующие симптомы:

  • одна ножка ребенка короче другой;
  • дополнительная складка на бедре;
  • асимметрия ягодичных складок и ягодиц;
  • асимметрия при отведении ножек;
  • согнутые в коленях ножки не удается отвести полностью (колени ребенка касаются стола);
  • щелчок, возникающий в момент сгибания ножек в коленных и тазобедренных суставах.

При выявлении этих признаков следует как можно быстрее показать малыша ортопеду.

Диагностика

В роддоме педиатры должны тщательно осмотреть ребенка на предмет врожденной патологии тазобедренного сустава. Кроме того, за состоянием суставов малыша внимательно следит педиатр, наблюдающий его с момента рождения. В случае, если у врача возникают какие-либо подозрения, ребенка направляют на дополнительное обследование - УЗИ тазобедренных суставов или на консультацию к детскому ортопеду.

Плановое посещение детского ортопеда обязательно проводится в 1 месяц, а затем – в 3, 6 и 12 месяцев (или когда ребенок начнет ходить).

Ортопед проводит клинический осмотр и при необходимости направляет ребенка на ультразвуковое исследование (УЗИ) тазобедренных суставов. Это безвредный метод обследования, который однако не дает полной картины патологических изменений в суставе. В большей степени УЗИ подходит для скрининга, то есть обследования всех новорожденных на предмет патологии тазобедренных суставов (к сожалению, в нашей стране этот скрининг пока не практикуется). Кроме того, УЗИ может быть полезно в качестве контроля за эффективностью лечения.

При наличии дисплазии или подозрении на нее врач может назначить рентгеновское исследование тазобедренных суставов. Рентгенография позволяет объективно оценить состояние суставов.

Лечение

Если детский ортопед подтверждает диагноз вывиха (а также подвывиха или предвывиха) бедра, то лечение начинают немедленно. При недостаточности лечебных мероприятий с ростом ребенка наблюдается переход легкой степени дисплазии в подвывих, а подвывиха в вывих. Необходимо помнить, что лечение врожденного вывиха бедра длительное (как правило, от одного месяца до одного года) и комплексное.

В первый месяц после рождения применяется широкое пеленание ребенка . Принцип широкого пеленания сводится к следующему: обычная фланелевая пеленка складывается в виде прямоугольной распорки шириной 15-17 см и прокладывается между отведенными в стороны на 60-80° ножками ребенка, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах. Края свернутой пеленки должны доходить до колен. Если вы ребенка не пеленаете, можно прокладывать пеленку поверх памперса и ползунков и при помощи завязок в виде ползунков зафиксировать на плечиках малыша. Ребенок быстро привыкает к широкому пеленанию, хорошо переносит и при перепеленании самостоятельно удерживает ножки в положении отведения.

Также необходимо проведение лечебной гимнастики - разведение бедер при каждой смене памперса, переодевании ребенка. Полезно плавание на животе.

В случае, если широкого пеленания и гимнастики окажется недостаточно, ортопед назначит одно из ортопедических пособий:

  • стремена Павлика - являются самими щадящими для тазобедренного сустава и самыми удобными для ребенка и родителей пособием. Назначаются детям с третьей недели до 9 месяцев.
  • подушка Фрейка - пластиковые штанишки, которые поддерживают ножки в положении «лягушки». Назначается детям с 1 месяца до 9 месяцев со сменой пособия по мере роста ребенка.
  • шины-распорки (шину с бедренными туторами, шина для хождения, шина с подколенными туторами).

Лечение направлено на фиксацию тазобедренных суставов в функционально выгодном положении - сгибания и отведения. Наиболее оптимальным устройством с 1 месяца до 6-8 месяцев считаются стремена Павлика или отводящая шина с подколенными туторами. С 6-8 месяцев назначают отводящую шину с бедренными туторами, а при разрешении врачом-ортопедом ходить ребенку - отводящую шину для хождения.

Кроме того, для лечения ребенка применяют:

  • физиотерапию, в частности, электрофорез с кальцием на область тазобедренного сустава;
  • массаж;
  • лечебную физкультуру. Массаж и лечебную физкультуру должен проводить только специалист.

Самое главное - не прерывать лечения. Иногда случается, что родители снимают шины и другие фиксирующие устройства, не проконсультировавшись с ортопедом. Ни в коем случае не следует этого делать, поскольку недолеченный врожденный вывих бедра может привести к развитию диспластического коксартроза. Это тяжелое инвалидизирующее заболевание тазобедренных суставов, проявляющееся болями, нарушением походки, снижением объема движений в суставе. Лечение такого состояния может быть только оперативным.

При консервативном (то есть безоперационном) лечении врожденного вывиха бедра ребенок долго не ходит. Понятно желание родителей увидеть свое чадо на ножках к исходу первого года жизни. Но без разрешения ортопеда ребенка ставить на ноги нельзя, ведь можно лишиться всех с таким трудом достигнутых успехов в лечении врожденного вывиха бедра.

При неэффективности консервативного лечения проводится операция. Суть операции - вправление головки бедренной кости и восстановление анатомического соответствия элементов тазобедренного сустава. Объем операции определяется сугубо индивидуально (иногда в процессе лечения может потребоваться несколько операций). После операции проводится длительная фиксация, затем восстановительное лечение с использованием адекватной физической нагрузки на суставы, лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии.

Профилактика

Для того, чтобы суставы малыша развивались нормально, врачи рекомендуют делать широкое пеленание или вовсе не пеленать ребенка.

Ни в коем случае не следует делать так называемое тугое пеленание, когда ножки малыша выпрямляются и туго стягиваются пеленкой. Врожденный вывих бедра редко встречается в странах, где не принято тугое пеленание детей (Африка, Корея, Вьетнам). Для правильного развития суставов необходим адекватный объем движений в них, а в покое - так называемое физиологическое (или естественное, предусмотренное природой) их положение, когда ножки ребенка согнуты в коленях и разведены.

Первый визит к ортопеду Первый ортопедический осмотр ребенка проводится, как правило, в 3 месяца - до этого момента ортопеду обычно трудно сделать какие-либо выводы о его развитии. Однако бывают пограничные состояния, которые можно выявить уже на первой неделе жизни, в этих случаях раннее начало восстановительного лечения станет залогом дальнейшего благополучия ребенка.

Давайте проведем совместный ортопедический осмотр вашего малыша. Сначала посмотрим, как ребенок лежит в кроватке: ровно ли расположено тело, убедимся, что он спокоен, и исследуем его, что называется, с головы до пят.

Голова и шея

Внимательно осмотрите головку вашего малыша, обратите внимание на ее форму, она должна быть симметричной. Но внимание взрослых должна привлечь не только форма, но и положение головы. Поворачивает ли ее малыш или норовит все время смотреть в одну сторону? В последнем случае ортопед может констатировать формирование привычного поворота головы - пограничного состояния, которое, если вовремя не принять соответствующие меры, может привести к развитию односторонней деформации черепа, (так называемому «скошенному затылку»).

Причины образования привычного поворота головы могут быть различными - и родовые травмы (кефалогематома, перелом ключицы), и неправильное обращение с ребенком, когда родители постоянно подходят к кроватке с одной стороны, не перекладывая ребенка головой в разные стороны.

Но, пожалуй, самый неприятный диагноз, связанный с неправильным положением головы, - это мышечная кривошея (травма кивательной мышцы шеи, вследствие которой голова принимает неправильное положение). Она не всегда диагностируется в роддоме, однако уже на первой неделе жизни мама может обратить внимание на вынужденное положение головы ребенка (наклон в больную сторону, поворот подбородка в здоровую). При попытке изменить положение головы малыш начинает проявлять признаки беспокойства, на его личике появляется болезненная гримаса. Чуть позже родители могут заметить асимметрию лица: со стороны кривошеи отмечается уменьшение объема щечной мышцы. При попытке прощупать шейную мышцу с больной стороны можно обнаружить плотное образование (от 1 до 3 см), болезненное на ощупь.

Врожденная мышечная кривошея требует немедленного квалифицированного лечения, состоящего из курсов физиотерапии, массажа, применения специальных укладок (подушечек, валиков и т.п.) для головы. При раннем выявлении и своевременном лечении кривошея устраняется без оперативного вмешательства.

Позвоночник и грудная клетка

Закончив осмотр головы и шеи, переходим к позвоночнику и грудной клетке, однако этот этап осмотра необходимо предварить небольшим экскурсом в анатомию.

Позвоночник взрослого человека не прямой, он имеет физиологические изгибы - кифоз (внешний изгиб - если смотреть на человека сбоку, этот изгиб направлен назад, в сторону спины) и лордозы (внутренние - направленные в сторону груди):

  • шейный лордоз;
  • грудной кифоз;
  • поясничный лордоз.

Все эти изгибы формируются в первые месяцы жизни человека. При правильном формировании позвоночных изгибов возникает эффект пружины, и в дальнейшем позвоночник легко переносит осевые нагрузки за счет хорошей амортизации позвонков, но при сглаженности хотя бы одного из изгибов этот эффект исчезает, и позвоночнику приходится испытывать нерациональные нагрузки, что способствует развитию многих заболеваний, таких как сколиоз (боковое искривление позвоночника), остеохондроз (ограничение подвижности позвоночника) и др.

Итак, вернемся к осмотру. Положим малыша на живот с согнутыми в коленях ножками («поза лягушки»), и убедимся, что позвоночник располагается по средней линии. Иногда у ребенка может отмечаться «младенческий сколиоз». Чаще всего он сопутствует неврологической симптоматике (мышечная дистония, гипертонус) - при ее устранении восстанавливается и нормальное положение позвоночника.

Иногда при осмотре в этом положении у ребенка выявляется отклонение оси позвоночника назад - так называемый кифоз поясничного отдела позвоночника; он встречается в основном у детей, родившихся достаточно крупными, и довольно быстро проходит, если первые три месяца жизни ребенка правильно держат на руках, не пытаются посадить, поставить на ножки (многие родители любят устраивать с ребенком «попрыгушки» - этого делать нельзя).

Родителям следует знать, что формирование изгибов позвоночника идет поэтапно: сначала ребенок начинает держать голову - это способствует формированию шейного лордоза. Здесь уместно напомнить, что использование подушек у детей нарушает правильное формирование данного изгиба. Когда малыш начинает присаживаться (а делает он это постепенно, если ему не мешают взрослые), формируются грудной кифоз и поясничный лордоз. Если же ребенка посадить в кресло раньше времени, то вместо положенных изгибов у него может сформироваться грудопоясничный кифоз, так называемая «круглая спина».

Если вы хотите опробовать на своем ребенке изобретения современной промышленности, то попытайтесь сначала представить, как это отразится на костно-мышечной системе малыша. Не торопитесь приобретать для своего ребенка кресло, ходунки, прыгунки, манеж. В первую очередь позаботьтесь о правильном матраце: он должен быть упругим, плотным, на нем не должно оставаться вмятин после сна.

Первые 2-3 месяца жизни ребенок должен лежать на спине или животе. Не стоит поворачивать его на бок, так как слабо развитые боковые мышцы еще плохо удерживают тело, вся нагрузка падает на позвоночник, и при положении ребенка на боку может возникнуть сколиоз. С 3-4 месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться и с этого момента сам выбирает удобное для себя положение: на спине, животе или боку. В этот период мама должна проследить, с одинаковой ли частотой малыш переворачивается через левую и правую стороны. Предпочтение одной стороны может свидетельствовать об остаточных явлениях мышечной дистонии (разном тонусе мышц слева и справа). Эти явления необходимо устранить до того момента, как ребенок начнет садиться:

  • во-первых, разная сила мышц левой и правой половины тела затруднит выработку навыков при посадке (ребенок будет заваливаться в одну сторону и может потерять желание продолжать попытки),
  • во-вторых, посадка в таком положении может спровоцировать формирование сколиоза.

Возможно, в этот период целесообразно провести курс массажа, дать ребенку поплавать в большой (взрослой) ванне, это поможет избавиться от нежелательной асимметрии тонуса мышц. Тазобедренные суставы и ноги

Вернемся к ортопедическому осмотру нашего малыша. Следующий, не менее важный, этап - тазобедренные суставы. Чтобы оценить функцию тазобедренных суставов, ребенка следует положить на спину, согнуть ему ноги в коленных суставах и попытаться развести их в стороны. Не следует делать этого резко, с применением силы. Это может не понравиться малышу, он напряжет мышцы и не даст развести ноги.

При правильном проведении этой пробы обычно удается отвести ноги настолько, что коленные суставы касаются стола, на котором лежит ребенок. Ограничение отведения может быть связано с различными причинами. Самой частой (и легко устраняемой) причиной является спазм приводящих (внутренних бедренных) мышц. В этом случае поможет широкое пеленание (то есть такое, при котором бедра ребенка не прижимаются друг к другу, а разводятся на некоторое расстояние), плавание в теплой воде, лечебная гимнастика. Если мама отмечает, что отведение бедер с одной стороны ограничено больше, на это необходимо обратить внимание врача.

Следующий этап осмотра - проверка симметричности ягодичных складок и длины ног, для ее проведения положите малыша на живот. Следует обратиться к специалисту, если вы заметили асимметрию ягодичных складок или разную длину ног. Эти симптомы могут возникать при некоторых заболеваниях.

Убедившись, что тазобедренные суставы сформированы правильно и функция их не нарушена, посмотрите на стопы. Обратите внимание на положение стопы, она должна находиться в среднем положении. Если вы заметили, что стопа направлена не строго вперед, а немного повернута в горизонтальной плоскости внутрь или наружу (то есть имеет место так называемая ротация стопы), необходимо как можно скорее начать массаж стоп. Специальный курс массажа устранит неправильное положение стопы уже на первом месяце жизни ребенка. При более выраженной деформации стоп возможно использование корригирующих лангет, что дает возможность исправить стопу, пока ребенок еще не начал ходить. Помните: любая незначительная деформация стоп легко устраняется в ранний период жизни, но гораздо больше усилий приходится затрачивать на лечение, начатое после того, как ребенок пошел.

Итак, надеемся, что в результате нашего осмотра вы поняли, как важно внимательно следить за состоянием ребенка, отмечать тревожные симптомы и проводить своевременное лечение. Однако не менее важно не торопить развитие малыша, не подгонять его, не пытаться «помочь», а терпеливо ждать, когда он сам захочет и сможет - сесть, встать, пойти. Родительская любовь должна быть внимательной и терпеливой, лишь тогда она принесет достойные плоды, и ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

По материалам журнала «9 месяцев» №2 2002 год

Дисплазия тазобедренных суставов, или врожденный вывих бедра – это частая патология у грудных детей, которая является врожденной и заключается в недоразвитии на момент рождения структурных элементов тазобедренного сустава. Это в свою очередь приводит к несоответствию суставных поверхностей и вывиху.

Несмотря на то, что этот диагноз очень широко распространен и приводит родителей в ужас, врожденный вывих бедра прекрасно поддается лечению при условии, что патология замечена вовремя и у родителей есть время и терпение на то, чтобы заниматься здоровьем своего малыша.

В большинстве случаев поможет лечебная гимнастика и массаж при дисплазии тазобедренных суставов. В более сложных вариантах прибегают к применению лечения положением (специальные фиксирующие ортопедические приспособления для ребенка) и хирургической коррекции вывиха.

Как вовремя заподозрить проблему?

Первой понять, что с малышом что-то не так должна мама, потому обращаем внимание на признаки, которые указывают на врожденный вывих бедра у новорожденного:

  • длина ножек у ребенка неодинаковая: если у лежащего на спине малыша согнуть нижние конечности в коленях, а пяточки придвинуть к ягодицам, то коленки должны находиться на одинаковом уровне, если этого нет – ноги имеют различную длину;
  • асимметрические складочки на ножках и ягодицах, но этот признак часто встречается у здоровых детей, у которых просто неравномерно распределена подкожная жировая клетчатка;
  • неполное разведение ножек ребенка, согнутых в коленках: у здорового малыша угол такого отведения достигает 80-90 градусов, при дисплазии он ограничен, но нельзя забывать о физиологическом гипертонусе мышц новорожденного до 3-4 месяцев, который может создавать псевдоограничение разведения ножек;
  • симптом щелчка: при разведении ножек мама ощущает характерный щелчок в тазобедренных суставах.


Асимметрия кожных складочек при дисплазии тазобедренного сустава

Описанные выше признаки не являются такими, которые подтверждают диагноз, потому при обнаружении их у своего ребенка, не стоит паниковать – покажите малыша педиатру и ортопеду. Диагноз дисплазии тазобедренного сустава подтверждают при помощи УЗИ до 3 месячного возраста, после трех месяцев нужно выполнять рентгенографию тазобедренных суставов.

Массаж при дисплазии

Массаж при дисплазии тазобедренных суставов входит в комплексное лечение и является неотъемлемой его частью. Лечебный массаж наряду с гимнастикой позволяют добиться стабилизации тазобедренного сустава, вправления вывиха, укрепления мышц, восстановления полного объема движений в суставе, гармонического физического развития малыша.

Массаж должен назначаться только врачом (педиатром или детским ортопедом), делать его можно также только специально обученному медицинскому персоналу, например, врач-массажист, который специализируется на данном нарушении у детей.

Но родители могут освоить не специальный лечебный массаж, а общеразвивающий и общеукрепляющий, который принесет только пользу, как ребенку с дисплазией, так и абсолютно здоровому. Выполнять его рекомендуют вечером перед сном.


Для большей эффективности массажа ребенок во время сеанса должен иметь хорошее настроение

Если ребенку показано ношение специальных ортопедических конструкций, то массаж можно выполнять, даже не снимая их. У детей применяются не все техники массажа и движения, а только поглаживание и растирание.

  • малыша на время сеанса массажа укладывают на ровную и твердую поверхность, идеально – пеленальный столик;
  • под ребенка нужно постелить специальную пеленку, которая упитывает влагу, так как массажные движения могут спровоцировать мочеиспускание;
  • массаж проводится один раз в день, курс включает 10-15 сеансов;
  • выполнять массаж нужно только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не голоден и не хочет спать;
  • необходимо 2-3 курса массажа с перерывами между ними 1-1,5 месяца.

Схема общего развивающего массажа для грудного ребенка

Положение ребенка – лежа на спине. Начинаем выполнять легкие поглаживающие движения живота, грудной клетки, рук и ног. Потом переходим к легкому растиранию всех названных частей тела. Заканчивают также поглаживанием.

Положение ребенка – лежа на животике с согнутыми и разведенными ножками. Начинаем с поглаживания ног, их растирание и поочередное отведение в стороны. Массажируем спину и поясницу. Далее опускаемся на ягодицы. Здесь, кроме поглаживания и растирания, можно применять легкое похлопывание пальцами. Далее массажируем область тазобедренного сустава и наружные стороны бедер.

Лечебная гимнастика для малыша

Лечебная гимнастика при дисплазии может и должна выполняться родителями ребенка после их обучения педиатром или ортопедом. Это вовсе не сложные упражнения, которые позволят быстро добиться положительных результатов. Делать их можно на протяжении дня, когда удобно ребенку (учитывать нужно, чтобы малыш был в хорошем настроении, не голоден и не хотел спать). Можно повторять комплекс по 3-4 раза на день. Как правило, такие занятия нравятся детям, особенно, когда их проводит мама.


ЛФК могут выполнять сами родители несколько раз в день

Комплекс ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов:

  1. Малыш лежат на спинке. Мама или папа сгибают его ножки в коленных и тазобедренных суставах и медленно разводят в стороны в позу лягушки. Старайтесь сделать упражнение так, чтобы коленные суставы коснулись поверхности стола при разведении ног.
  2. Положение на животе. Повторяем предыдущее упражнение. Сгибаем ноги в коленях и тазобедренных суставах, разводим их в стороны (как при ползании).
  3. Положение – лежа на спине. Выполняем сгибание прямых ног к голове ребенка.
  4. Лежа на спине, выпрямляем ножки ребенку. Прямые ноги разводим в стороны.
  5. Прямые ножки ребенка подтягиваем к голове и из этого положения разводим их в стороны.
  6. Складываем ножки малыша в позу полулотоса, левая ножка должна быть сверху.
  7. Попеременно сгибаем ноги в коленных и тазобедренных суставах.
  8. Переворачиваем ребенка на живот. Поочередно подтягиваем его ножки на уровень таза с постановкой на стопу.
  9. Ребенок лежит на спине. Сгибаем ноги в коленных суставах и разводим их в стороны, как открываем книгу.
  10. Ребенок лежит на животе. Правой рукой берем пятки малыша и придавливаем их к ягодичкам, выполняем лягушку.

Важно помнить, что любые упражнения в положении сидя и стоя на корточках можно выполнять только с разрешения специалиста, так как такие вертикальные нагрузки могут усугубить вывих.

Противопоказания к массажу и гимнастике

Существует несколько противопоказаний, когда выполнять массаж и гимнастику запрещено:

  • повышение температуры тела;
  • острое инфекционное заболевание;
  • наличие у ребенка не вправляемых грыжевых выпячиваний;
  • врожденный порок сердца.

Лечение дисплазии является обязательным, ведь в случае осложнений у ребенка не только нарушится походка, но и может возникнуть асептический некроз головки бедренной кости, что приводит к тяжелой инвалидности и невозможности самостоятельно передвигаться. Занимайтесь – и вы победите дисплазию.