Можно ли ребенку 4 месяца. Развивающие игры и упражнения. Каковы двигательные умения малыша в этот период

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 - 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Вот уже вам исполняется 4 месяца! За эти дни и недели вы уже успели привыкнуть друг другу, у вас налажен быт, вы с удовольствием ходите гулять вместе, мама уже научилась понимать, что требует от неё этот неугомонный карапуз, а малыш купается в ласке и любви, которые вы дарите ему ежесекундно. В благодарность он дарит вам свои улыбки, смех и первые достижения. А к 4-ём месяцам они уже ого-го какие!

Что новенького

Малыш все больше меняется внешне, набирая в весе он приобретает так обожаемые всем складочки и пухлые щёчки. Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи становятся более гармоничными: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2–3 сантиметров в месяц.

В этом возрасте начинается становление новых цвета и качества волос. Нежный, тонкий пушок выпадает и растут «взрослые» волосы. Цвет глаз также может измениться. Если ваш малыш родился голубоглазым, вы можете заметить, что теперь его глаза потемнели, а со временем он станет кареглазым, как вы или его папа. Только когда голубой цвет глаз останется до шести месяцев, можно надеяться, что это - навсегда

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30–40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки - чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Полезно знать

Ребенок в 4 месяца различает основные спектральные цвета и музыкальные звуки, разница между которыми 4–5 тонов.

Вместе с малышом растет его сообразительность. Он уже почти всегда поворачивает голову к говорящему, особенно когда его зовут по имени. Вовсю пытается имитировать звуки, интонации и жесты окружающих.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи - неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

Появляются и вредные привычки. Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Несомненным главным навыком пятого месяца является точный захват предмета одной рукой. Если раньше ребенок только бесцельно махал ручками или хватал игрушки «в обнимку», то теперь он научился точно протягивать руку и брать то, что захочет. И иногда этим желанным объектом оказывается что-то горячее или острое. Держите опасные предметы подальше и будьте осторожны!

Предоставленный сам себе, малыш извивается, лежа на полу или кровати, пытается перевернуться. Он умеет запрокидывать ноги к голове и часто уже хватает руками пальцы ног.

К концу четвертого месяца у малыша могут начать прорезываться молочные зубы, хотя у большинства грудничков первые зубки появляются в основном в шестимесячном возрасте. Помогите своему малышу - предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. При этом слюны выделяется столько, что многие мамы надевают на малыша слюнявчик. Не беспокойтесь: слюна ребенка обладает бактерицидным действием.

Полезно знать

Проявлениями прорезывания зубов может стать раздражительность малыша, покусывание деснами всего, что попадает к нему в ротик, иногда повышение температуры тела до 38–39 градусов. Первыми, как правило, прорезываются нижние центральные резцы. Купите специальное резиновое кольцо или игрушку-прогрызыватель.

Эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети не любят подолгу находиться одни. Часто кричат и зовут маму поиграть с ними, и если маме удастся оторваться от домашних дел, то игра несомненно доставит обоим одно удовольствие.

Самая главная особенность этого периода жизни крохи - острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Полезно знать

помните, что залог нормального психического развития крохи - это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.

Как выглядит ребенок в 4 месяца








Физическое развитие ребенка в 4 месяца

С этого возраста появляются индивидуальные различия между разными здоровыми детьми в освоении новых навыков развития психики и речи.

Двигательное развитие в четвертый месяц

В положении на животе уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь (верхнюю часть тела). Может уже в большей степени опираться на одну из рук. Ноги раздвинуты в стороны.

Самостоятельно переворачивается со спины на бок. Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону (например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела). В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме - ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его ротации (скручивания) в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот. Если вы часто выкладывали малыша на живот и он хорошо освоил это положение тела, поворот с живота на спину не вызывает затруднения. Если же в течение 4-го месяца жизни ребенок не способен поворачиваться самостоятельно, чаще играйте с ним. Тренируйте его поворот вправо на живот из положения на спине. Для этого вкладывайте в его правую ладонь свой палец. Ребенок его крепко схватывает. Поворот с живота на спину осуществляется при поддержке за левую руку.

В положении на спине начинает самостоятельно поднимать голову, отрывая затылок от подушки или другой поверхности и прижимая подбородок к груди. Сводит кисти вместе и играет своими пальчиками, рассматривая их. Прижимает и разводит ладошки.

Тест
При тракции (подтягивании) за руки из положения лежа на спине в положение сидя малыш начинает пытаться садиться: активно приподнимает голову вперед - голова и туловище в процессе приподнимания располагаются на одной линии, - пытается подтянуться к рукам взрослого, активно сгибая ручки.

Поза сидя еще неустойчива, хотя малыш уверенно удерживает голову. Верхняя часть спины уже не такая круглая, как в , так как ребенок начинает сводить вместе лопатки и пытается за счет этого разгибать верхнюю часть туловища. Ближе к возрасту 5 месяцев он может дольше находиться в положении сидя при небольшой поддержке взрослого. В связи с недостаточной зрелостью позвоночника не надо тренировать в этом возрасте функцию сидения.

Тест
Если, держа ребенка под мышки, поставить его вертикально с опорой на стопы, то он опирается на них, стоит с прямым туловищем, может переступать ногами, переносить вес с ноги на ногу. Однако функцию стояния и ходьбы нецелесообразно тренировать до того, как ребенок начнет сам вставать, держась за предметы. Да и после этого нет необходимости в тренировке ходьбы - здоровые дети всегда начинают ходить самостоятельно.

Внимание!

Если малыш не опирается на ножки, срочно обращайтесь к неврологу.

Во вpемя коpмления он придерживает бутылочку или грудь матери руками. Если вы поднесете ложку с питьем, то ребенок откроет рот и может попить из ложки.

Подолгу рассматривает игрушку, подвешенную над кроватью, тянется к ней обеими руками, ощупывает, может ее захватить двумя руками и тянуть себе в рот. Над кроваткой желательно вывешивать коромысло с более разнообразными игрушками и предметами, имеющими разную форму, цвет и структуру поверхности (мягкий - твердый, гладкий - шершавый). Это могут быть мешочки с различным содержимым, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра), резиновые игрушки, детали от конструктора, разные ключи и т. д. Все это необходимо для развития чувства осязания и навыков мелких движений. Лучше купить такой специальный подвесной набор в магазине игрушек, чтобы ребенок не мог их оторвать и проглотить, но чтобы мог хватать и ощупывать эти игрушки, и даже греметь некоторыми из них. В магазинах также бывают в продаже коврики для ползания ребенка, к которым пришиты некоторые из вышеописанных предметов.

В кроватку нужно начинать класть несколько разнообразных игрушек, которые можно безопасно брать в рот. Ребенок захватывает обеими руками погремушку или другую удобную игрушку, до которой может дотянуться. Когда одни игрушки надоедают, надо заменять их на новые. Лучше всего поощрять эти действия с игрушками, выкладывая ребенка на живот в манеже. Главная цель действия ребенка с игрушками, начиная с этого возраста, это исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т. п.

В 4 месяца малыш сразу же тянет схваченную игрушку в рот. На протяжении 5-го месяца появляется и постепенно увеличивается период, когда ребенок сначала рассматривает игрушку, находящуюся у него в руках, и лишь затем тянет в рот.

Тест-игра
Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней внимание ребенка. Когда он увидит ее, то начнет радоваться, протягивать вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка. Если он сразу не пытается ее захватить, то легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой. При этом ребенок должен раскрыть ладонь и взять игрушку. Если ребенок и после этого не возьмет сам игрушку, то дотроньтесь ее рукояткой до кончиков его раскрытых пальцев. Когда ребенок наконец-то захватит игрушку, обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу. Чередуйте руку ребенка, в направлении которой протягиваете игрушку. Особенность проверки заключается в том, что зажимать и удерживать погремушку, просто всунутую в ладонь, а не активно взятую, может даже новорожденный за счет врожденного хватательного рефлекса, доставшегося нам от обезьян.

Надо купить ребенку резиновую кошечку, лошадку, собачку или другие фигурки, погремушки, пищалки. Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша, а именно: быть не меньше 4 см в диаметре; не иметь мелких деталей, чтобы он не смог их проглотить; не иметь острых углов; материал, из которого сделана игрушка, должен быть безопасным в отношении токсических веществ. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облезали краска, лак. У погремушки должна быть удобная для захвата ручка. Лучше всего, если она будет иметь форму прямого стержня с закругленным концом. Хорошо, если погремушка будет сделана из мягкого и теплого на ощупь материала.

Психическое развитие ребенка в 4 месяца

К этому возрасту завершается формирование аппарата зрения. Поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый. Косоглазия быть не должно.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей.

Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух
При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его.

По-разному он реагирует на музыку. При звуках быстрой плясовой песни проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища. В подражание поющему родителю ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания плясовой песни оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

На искусственное музыкальное воспроизведение отмечается аналогичная, хотя и не столь выраженная, как на ваше живое исполнение, реакция. Во время бодрствования ребенок становится очень активным - часто и легко возникает комплекс оживления в ответ на посторонние раздражители.

В отличие от предыдущего периода (до 3 месяцев) ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит входящего, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.

Четко отличает по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать - от других взрослых, узнает ее, радуется ее появлению.

В состоянии бодрствования ребенок активен и постоянно чем-то занят: рассматривает и хватает игрушки, следит за окружающим.

Понимание речи
Большая часть детей в этом возрасте хорошо различают интонацию голоса и по-разному реагируют. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. Если же вы недовольны ребенком и разговариваете с ним строгим, сердитым голосом, то он демонстрирует отрицательную реакцию: перестает улыбаться, замирает, проявляет беспокойство, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает предательски подрагивать. Если вы продолжаете и дальше таким же образом «издеваться» над ребенком, то малыш разражается безутешным плачем.

Предречевое развитие ребенка в 4 месяца

Малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на общение со взрослым, сопровождающееся заигрыванием, щекотанием и т. д. Когда чем-то обижен или недоволен, плачет со слезами.

В одиночестве (когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров) ребенок длительно, нараспев произносит гласные звуки (гулит). В процессе гуления он как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Некоторые ученые сравнивают ребенка в период гуления с музыкантом, настраивающим свой инструмент. При гулении появляются звукосочетания «а-о-у», «ю-а-а». Формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с согласными «п», «б», «т», «д», «м». Появляются звукосочетания типа «гн-агн, ля-аля, рн» и т. д. Чаще и более четко говорит «агу» - агукает (еще с 2–3 месяцев начинает произносить похожее звукосочетание).

Как кормить ребенка в 4 месяца

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и докормов. Малыш в возрасте 4 месяцев заметно реже нуждается в прикладывании к груди: сосет обычно при засыпании, пробуждении и во время ночного и дневного сна. Так появляется довольно точный режим кормлений.

Во время кормления малыш может прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение от матери. Адекватное поведение матери - испуг, вскрик - помогают малышу понять, что он и мама - это не одно и то же.

Еще одна особенность возраста 4 месяца - во время кормления малыш начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, как бы проверяя маму на надежность. В это время нельзя забирать у него грудь, считая, что он уже наелся, или вредничает, или отказывается от груди, - наоборот, стоит благожелательно и спокойно подождать ребенка.

Полезно знать

Примерно в 4 месяца ребенок начинает интересоваться едой взрослых и процессом приема пищи: следит за руками, заглядывает в рот.

Идеальной пищей для грудного младенца является материнское молоко, а в случае его отсутствия - высокоадаптированные питательные смеси. Этого питания ребенку, который кормится грудным молоком, вполне достаточно до полугодовалого возраста, а искусственнику только до 4 месяцев.

В 4 месяца количество кормлений, скорее всего, сократится до 4–5 бутылочек по 180–210 граммов каждая, и к шести месяцам будет, как правило, составлять 3–4 бутылочки в дань с 210–240 граммами каждая.

И такой ритм питания (3–4 кормления по 210–240 граммов) установится до года, пока ребенок не сможет перейти на цельное коровье молоко и три приема твердой пищи плюс перекусы.

Прикорм ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании
На 4 месяце жизни активность ребенка увеличивается: он меньше спит, стремительно развивается моторика (ребенок уже переворачивается на бок, берет игрушки). Вот значит пришло то время, когда пора приучать малыша к обычным продуктам. Первым блюдом в питании 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании является овощное пюре.

Полезно знать

Прикорм следует начинать вводить в первой половине дня, чтобы понаблюдать, как ребенок будет вести себя после дегустации нового блюда.

Если вы собираетесь делать пюре для прикорма сами, то следует сказать, что готовить овощное пюре нужно без соли, специй и масла. Для приготовления такого пюре следует брать овощи, которые не вызывают аллергию (не яркие) и не вызывают повышенного газообразования в кишечнике (не использовать бобовые). А когда организм малыша адаптируется к приему такой пищи, то его можно будет слегка подсаливать и добавлять пару капелек масла.

Не стоит сразу заменять овощным пюре целое кормление, достаточно в первый день дать 1–2 ложечки, а потом докормить малыша смесью. Если ребенок хорошо перенесет новую еду, то на следующий день можно дать 4 ложки. Каждое новое блюдо нужно вводить в течение 2 недель.

Чем кормить ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании?

А чем кормить ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании, когда овощное пюре уже введено в рацион?

Вторым блюдом является молочная каша, которую можно готовить самому, либо покупать в магазине сухую смесь, которую нужно только лишь залить горячей водой. Теперь овощное пюре следует сдвинуть на третий прием пищи, а молочную кашу начинать вводить во время второго приема пищи. Принцип введения в рацион молочной каши тот же, что и у овощного пюре.

Таким образом, к 5 месяцу жизни у ребенка, который находится на искусственном вскармливании, 2 приема пищи заменены на обычные продукты.

Полезно знать

Прикорм малышу нужно давать с ложечки, а не из бутылки. Если на время ввода прикорма ребенок не здоров, тогда не следует давать ему новые продукты, лучше подождать, когда малыш поправится. И главное, ни в коем случае нельзя ребенка заставлять есть, еду нужно прихваливать и рекомендовать малышу попробовать новое вкусное блюдо.

Сколько спит ребенок в 4 месяца


Сон ребенка - один из главных показателей его здоровья. Ваш кроха пока не может рассказать о своем самочувствии, поэтому будьте внимательны к тому, как он спит. Неглубокий ночной сон с частыми пробуждениями может иметь несколько причин. Самые распространенные из них не связаны с состоянием здоровья. Возможно, ребенку жарко или холодно, неудобно лежать, мешает забытая в кроватке игрушка или подвернувшаяся пеленка. Поменяйте подгузник - скопившаяся влага не дает уснуть и наверняка станет причиной опрелостей. Малыша могут беспокоить колики или прорезывающиеся зубки. Но тревожный неглубокий сон может быть симптомом серьезных заболеваний, таких, как рахит или отит.

К 3 или 4 месяцам большинство младенцев спит 15–17 часов в день, 10–11 из них ночью, а остальное время разделено между 3, а в основном 4 дневными снами по 2 часа.

Режим ребенка в 4 месяца

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном.

Какой стул у ребенка в 4 месяца? И сколько он писает

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2–3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз.

Можно ли сажать в слинг 4 месячного малыша


Как только ребенок может сидеть в положении с поддержкой спины, можно сажать его в слинг вертикально. Скорее всего это очень понравится и ему, и маме. С высоты человеческого роста малыш может наблюдать за всем, что делает мама, а вокруг столько интересного! У мамы же освобождаются руки для дел.

Как заниматься с ребенком в 4 месяца

Массаж ребенку в 4 месяца

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру - избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

В этот период любимым развлечением малыша станет упражнение «велосипед». Его ножки стали очень подвижными, а если ребенка поставить вертикально, поддерживая подмышки, он будет пританцовывать и даже пытаться шагать. Немало радости крохе принесет, если вы посадите его, но только ненадолго! Такое положение тела позволяет малышу лучше исследовать свои ступни, но не оставляйте его сидя на долгое время, вы рискуете переутомить его или деформировать позвоночник. Подтяните ребенка за ручки в положение сидя, потом аккуратно опустите, - пусть это будет элементом гимнастики.

В возрасте четырех месяцев многие детки уже активно переворачиваются со спинки на животик и обратно. Если ваш малыш припоздал с этим умением, то самое время его подтолкнуть к такому достижению. Ежедневные кратковременные массажи конечностей и торса хорошо стимулируют нервные окончания, и импульсы от головного мозга начинают лучше передаваться к нужным для новых достижений мышцам.

Кроме переворотов малыш уже пытается приподнимать головку, когда его подтягивают за ручки, и делает попытку садиться. Естественно, усаживать его еще очень рано, но тренировать мышцы спины и шеи очень полезно именно сейчас.

Для этого используют все те же массажи с акцентированием на плечевой пояс, а также разнообразные гимнастические упражнения, которые проводятся на ровной поверхности или на гимнастическом мяче (фитболе).

Кроме того, грудничковое плавание тоже хорошо помогает ребенку развивать мышечную систему, которая вскоре примет на себя большую нагрузку, а потому она должна быть к этому готова.

Выкладывая ребеночка на животик, мама замечает, как он уже высоко поднимает не только головку, но и плечики, опираясь при этом на руки. Пройдет еще немного времени, и кроха станет пытаться стать на четвереньки. Чтобы ускорить процесс, мама может уже сейчас помогать ребенку - сгибать ножки поочередно в положении на животике, тем самым стимулируя его умение ползать. Если положить впереди яркую игрушку, малыш во что бы то ни стало будет стремиться дотянуться до нее.

Развивающие игры с ребенком в 4 месяца

Ответь мне
Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку
Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики - напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце
Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили
Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Рассматриваем фотки и картинки
Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

К концу 4 месяца подберите для малыша красочные фотки или картинки с животными, предметами и т.д. (кол-во деталей как можно меньше на одной картинке, например, только медвежонок, только пара яблок в вазе и т.д). Предложите ему в минуты бодрствования их рассмотреть, попутно комментируя то, что он видит, односложными словами: Это мишка… Это яблоки, а это - ваза. И т.д.

Игра стимулирует зрительный анализатор, обогащает восприятие и словарный запас у ребенка, что необходимо для становления речи.

Поем с малышом
Когда ребенок гулит - поем, подражая ему:
Поёёёёт - поёёёёт солоооооовушек!
Поёёёёт - поёёёёт молооооооденький!
Молооооооденький, хорооооошенький!
Хорооооооошенький - пригооооооженький!
Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!
Пооооет-пооооет голубооооочек!
Аааааай-да малееееееесенький!
Аааааай-да радеееееесенький!
Аааааагуууууль, ааааагууууууль,
Аааагулеееесеньки!

Используя потешки в уходе за ребенком или в играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации - говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо - громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша - какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом - одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Ваня, Ваня, где ты был?
Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
Я ходил в лесочек.
Что видал?
Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Потешка для умывания
Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!

Правильные игрушки для малыша в 4 месяца


  • Колокольчик и другие подвесные звучащие игрушки с привязанной к ним ленточкой.

  • Погремушки в виде большого кольца с шариками внутри.

  • Погремушки с подвешенными к ним дополнительными деталями (колечко с ключами, палочка со свисающими шариками).

  • Передвигающиеся игрушки.

Нужно ли идти в поликлинику в 4 месяца? Прививки в 4 месяца

Плановый прием педиатра. Диспансеризация в этом месяце не проводится, следующая - в 6 мес.

Видеоблог - ребенку 4 месяца

4 месяца. Врачи/Прививки/Умелки

4 месяца после родов: Вес/Выпадение волос/Депрессия.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем чувство баланса

Игра 1. «Катание на мяче»

В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

Вам понадобятся

Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

План игры

1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

Родителям на заметку

1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 - 7,2 кг и 59,9 - 64,3 см*.

Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало - любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Питание

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Уход за ребенком

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» - и можно начинать.

Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки - повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

Сон

В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Время чтения: 9 минут

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми. Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени. Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи. Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада. Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.