Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольн

Рогонова Юлия Владимировна

МБДОУ "Детский сад №134"

г.Дзержинск Нижегородской обл.

Воспитатель

Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста »

Задачи: познакомить родителей с понятием «мелкая моторика руки», значением ее развития для ребенка, предложить игры и методики развития мелкой моторики руки ребенка в домашних условиях.

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.

Исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. Д

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

«Моя семья»

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с крышками от бутылок

Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

«Волшебные крышечки»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, закреплять знание основных цветов.

Материал: карточки с нарисованными из кругов предметами, цветные крышки от пластиковых бутылок

Ход игры: предложить выложить из крышек предмет по схеме на карточке.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

«Укрась картинку скрепками»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание.

Материал: фигурки животных и предметов из картона, цветные скрепки.

Ход игры: детям предлагается дополнить картинку скрепками, например: ежику - колючки, солнышку - лучики и т.п

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

«Собери гирлянду»

Цель: развивать умение застегивать пуговицы, мелкую моторику руки, внимание, ориентировку в пространстве.

Материал: полоски из ткани с пуговицами на одном конце и прорезью для них на другом.

Ход игры: дети соединяют полоски в гирлянду, застегивая на них пуговицы.

«Цветочная полянка»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, закреплять знание основных цветов.

Материал: поляка из драпа, резинки для волос, заколки-крабики для волос.

Ход игры: предложить детям посадить на полянке цветы-крабики на «стебельки-резиночки».

«Игры со счётными палочками»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение.

Материал: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

Ход игры:

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

Игры - шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек -разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры - обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр - обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  • Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  • «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  • Организуйте игры с пластилином, тестом.
  • Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  • Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  • Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
  • Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  • Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  • Запускайте пальцами мелкие волчки.
  • Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

Воспитатель:Терешина О.Н. МАОУ Черноковская СОШ структурное подразделение Черноковский детский сад « Ласточка»

Слайд 2

Актуальность

Считаю эту тему актуальной так, как у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вот почему я выбрала тему по развитию мелкой моторики считая ее важной составляющей обучения ребенка.

Слайд 3

Цель

Повышение компетентности по вопросам теории и практики развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Создать оптимальные условия, способствующие полноценному раскрытию потенциальных возможностей детей. Задачи: 1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

Слайд 4

Система работы по развитию мелкой моторики

Пальчиковые игры Пальчиковая гимнастика Пальчиковые упражнения РАЗВИТИЕМОТОРИКИ театр занятия сотрудничество аппликация лепка конструирование ручной труд рисование пальчиковый кукольный настольный аппликация лепка конструирование ручной труд рисование Музыкальный руководитель

Слайд 5

Оснащение педагогического процесса.

Применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей; - использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.; - информационные листы для родителей; - разучивание стихов, потешек; - использование атрибутов к пальчиковой гимнастике. Кисть, краски, листы бумаги Куклы, одежда для кукол Бусины, шнурок Цветная бумага Клубок, нитки Крупа, бобы, фасоль, горох, макароны. Бутылки пластиковые, крышки от бутылок Пипетка, мисочка Прищепки Раскраски, прописи, схемы Набор палочкКюзенейра Конструктор «Строитель» Пальчиковый театр «Колобок» Пальчиковый театр «Репка» Пальчиковый театр «Теремок» и мн. др.

Слайд 7

Пальчики- способные

  • Слайд 8

    Пальчики-артисты

  • Слайд 9

    Пальчики-художники

  • Слайд 10

    Усидчивые пальчики

  • Слайд 11

    Пальчики умелые

  • Слайд 12

    Пальчики-таланты

  • Слайд 13

    Пальчики-волшебники

  • Слайд 14

    Заботливые пальчики

  • Слайд 15

    Игровая деятельность

  • Слайд 16

    Наши пальчики играли, пуговички пришивали, коврик получился для ножек массаж.

    Слайд 17

    совместно с родителями

    Обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; ориентирован на тщательный отбор игр по развитию мелкой моторики рук для детей дома; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; включить в активную совместную работу с детьми и педагогами; достичь эмоционально – нравственных взаимоотношений родителей и детей.

    Слайд 18

    открытые просмотр НОД и мастер- классы

  • Слайд 19

    Картотеки

  • Слайд 23

    Таким образом Проведенные исследования позволили сделать выводы, что да действительно реализация игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет эффективна при условии: включение игр в разные режимные моменты; учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей; методически грамотного руководства игровой деятельностью детей; закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.

    Слайд 24

    Посмотреть все слайды

    Шевцова Светлана Александровна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУДСКВ № 22
    Населённый пункт: город Ейск,Краснодарский край
    Наименование материала: статья
    Тема: "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста".
    Дата публикации: 22.02.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у

    детей младшего дошкольного возраста».

    «Ум ребенка – в пальчиках»

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления

    информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и

    пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая

    малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.),

    тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.

    Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если

    движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах

    нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая

    моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется

    под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы

    хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

    Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на

    стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них,

    можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя

    мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний –

    кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

    Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.

    Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев

    приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в

    отличном состоянии.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже

    грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные

    точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте

    нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не

    забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и

    расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь

    ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если

    задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию

    игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в

    детском саду, так и дома.

    Пальчиковая гимнастика.

    Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

    Способствует овладению навыками мелкой моторики;

    Помогает развивать речь;

    Повышает работоспособность головного мозга;

    Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

    Развивает тактильную чувствительность;

    Снимает тревожность.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо

    рифмованных историй, сказок при помощи рук.

    Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант

    такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

    Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится

    игротренинг).

    Моя семья

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – я.

    Вот и вся моя семья!

    (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем

    Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

    Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

    Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

    Как же быть без хруста

    Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

    Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

    Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

    Мы капусту солим, солим…(щепотками)

    Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

    Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и

    разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

    Игры с пуговицами

    Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома

    Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится

    выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной

    мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

    Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

    Игры с сыпучими материалами

    1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как

    месят тесто, приговаривая:

    "Месим, месим тесто,

    Есть в печи место.

    Будут-будут из печи

    Булочки и калачи". Или:

    «Мы тесто месили,

    Мы тесто месили,

    Нас тщательно все промесить попросили,

    Но сколько не месим

    И сколько не мнем,

    Комочки опять и опять достаем.

    2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по

    одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно,

    попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и

    мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

    «Зашагали ножки: топ-топ-топ,

    Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

    Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

    Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

    3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и

    удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую

    горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть. Можно делать это одной или

    двумя руками.

    4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую

    крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

    Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте

    вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

    5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается

    наощупь определить и достать только горох или только бобы.

    Игры с пробками от бутылок

    Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи».

    Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по

    шагу на каждый ударный слог:

    «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы».

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

    Игры с прищепками

    1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к

    мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    «Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

    2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или

    квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам

    пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей

    «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

    3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их

    прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с

    прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

    Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

    «Прищеплю прищепки ловко

    Я на мамину веревку».

    Игры с пинцетом и пипеткой.

    Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых,

    кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его

    моторику.

    Игры с бусинами, макаронами

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что

    нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

    Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

    Игры – шнуровки

    Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

    (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают

    пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают

    творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности

    действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

    Аппликация

    Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы

    опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как

    получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им

    какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше)

    можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с

    закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки

    из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на

    вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое

    преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно

    напоминающий снежинку или звездочку.

    Работа с пластилином

    Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные

    задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем

    пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом

    слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.

    Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

    Кусочки пластилина

    Катает наша Зина,

    Шарики, колбаски,

    И оживают сказки,

    Пальчики стараются,

    Лепят, развиваются.

    Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое

    тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль-

    вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть

    меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла).

    Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться

    в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми,

    запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет

    раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек

    полепить и малышу.

    Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения,

    расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

    Рисование

    Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в

    руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые

    буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –

    разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски,

    дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку:

    дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят

    для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество

    фабричных игр – обводок.

    Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать

    пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно:

    каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на

    бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в

    магазинах специальные пальчиковые краски.

    Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с

    шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

    Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка

    дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям

    тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию

    пространственных ориентировок.

    Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией,

    нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не

    забывать хвалить малыша.

    Памятка для родителей

    Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

    Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами,

    карандашами, ручками, фломастерами.

    «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

    Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные,

    деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

    Организуйте игры с пластилином, тестом.

    Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или

    песок для эффекта массажа.

    Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной

    толщины и длины для завязывания и развязывания.

    Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки,

    скорлупки, початки и т.д.).

    Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и

    застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

    Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

    Запускайте пальцами мелкие волчки.

    Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

    Режьте ножницами.

    Дорогие Родители!

    Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

    Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как

    интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

    Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать

    хорошем настроении и малыша, и Вашем.

    Консультация для родителей

    «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.

    Доказано , что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

    Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

    Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

    Задачи сенсомоторного развития:

    • развитие мелкой моторики рук;
    • развитие координации движения кистей рук;
    • формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
    • активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

    Что такое сенсорное развитие ребенка?

    Психолог Венгер Л.А. утверждает, что «сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.».

    По мнению Павловой Л.Н., ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Задача взрослых – выявить их и своевременно способствовать их дальнейшему развитию.

    Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

    Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Оно направлено на формирование наиболее полного восприятия окружающего мира и служит основой познания действительности.

    Первой ступенью познания действительности является чувственный опыт малыша. Успешность физического, умственного и эстетического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня его сенсомоторного развития, т. е. от того, насколько хорошо ребенок умеет видеть, слышать и осязать окружающий мир.

    Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.

    Не менее важную роль сенсомоторика играет в психическом развитии ребенка, поскольку дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития и совершенствования органов чувств, а также для накопления наиболее ярких и верных представлений об окружающем ребенка мире.

    Раннее детство - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

    Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается прежде всего в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним свойствам: величине, форме, положению в пространстве. Главное, чтобы ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

    Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

    Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста

    Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка – игра. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

    Что даёт ребёнку игра :

    • удовольствие;
    • знакомство с нормами, правилами жизни;
    • общение со сверстниками;
    • возможность выражать свои эмоции;
    • возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, место);
    • внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

    Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу : игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной. Акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры - э ти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная активность. Не всем нам нравится, когда ребёнок много бегает, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего нужно подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

    Дети очень любят играть на полу. Для того чтобы создать им комфортные условия, можно сшить им валики, подушки в виде гусеницы разноцветной и с пуговицами, для развития мелкой моторики сшить сенсорный коврик «Сказочный лес »; «юбку-забаву» и на этой юбке расстегивают и застегивают пуговицы, учатся шнуровать, закрывают и открывают карманы на липучках и т. д.

    Для игр с водой необходимо оборудование: ведерки, тазики, лейки, воронки, плавающие игрушки, бутылки, баночки и т.д. Дети на время игр надевают специальные фартучки. Из игр с водой можно предложить следующие: «Спасатели», «Что как плавает», «Капитаны», «Тёплый – холодный» и т. д. Из всего арсенала игр с водой, наиболее интересной для детей, является игра с мыльными пузырями. Малыши пускать пузыри сами не могут. Это делает взрослый. Это прекрасное зрелище, воспринимаемое малышами радостно и эмоционально.

    Детям раннего возраста необходимо предоставлять бумагу. Они её комкают, мнут, пытаются разорвать, что им в начале, конечно, не удается. Издаваемый, при этом, бумагой звук доставляет им удовольствие. Пользоваться, в этом случае, можно абсолютно чистой бумагой. Газеты давать детям не рекомендуется, так как газетная краска содержит цинк в больших количествах. Нельзя давать и книги, так как детей необходимо приучать к бережному отношению к книгам. К тому же они начинают проявлять интерес к собиранию кусков порванной бумаги. Это надо поощрять: детям предлагается корзинка или ведерко. Дети очень любят наблюдать за тем, как взрослые вырезают ножницами что-либо из бумаги. Со временем они начинают просить ножницы. Можно привлечь детей к наклеиванию вырезанных фигур на бумагу. Конечно, в начале, работа может идти беспорядочно, но постепенно техника совершенствуется, работа становится чище.

    Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если в играх с детьми использовать такие игрушки и пособия:

    Игрушки для нанизывания, которые имеют сквозные отверстия и предназначены для нанизывания на стержень.

    Игрушки для прокатывания и группировки по форме, цвету или величине.

    Игрушки для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок и подбора их по цвету, величине и форме.

    Народные игрушки, которые легко собираются и разбираются.

    Игры с подобными игрушками способствуют развитию ориентации в пространстве и умению составлять предметы из нескольких отдельных частей. Игрушки и пособия рекомендуется постепенно обновлять и дополнять новыми, более сложными и более разнообразными моделями.

    Что касается развития тактильной формы ощущений , то подобные ощущения дети получают через кожу. Со временем они осознают, что такое холодное, что горячее, что твердое, что мягкое, что сухое, а что мокрое. Тактильные ощущения напрямую связаны с процессом мышления, с помощью них ребенок познает окружающий мир. Наиболее благоприятными для развития тактильных ощущений считаются игры на песке и игры с водой.

    Игры с пуговицами

    Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

    Игры с сыпучими материалами

    1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

    "Месим, месим тесто,

    Есть в печи место.

    Будут-будут из печи

    Булочки и калачи".

    «Мы тесто месили,

    Мы тесто месили,

    Нас тщательно все промесить попросили,

    Но сколько не месим

    И сколько не мнем,

    Комочки опять и опять достаем.

    2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

    «Зашагали ножки: топ-топ-топ,

    Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

    Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

    Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

    3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

    4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

    5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

    Игры с прищепками

    1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    «Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

    2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, лучики солнышку или листочки репке, морковке, вырезанным из картона и т.д.

    3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

    Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

    «Прищеплю прищепки ловко

    Я на мамину веревку».

    Игры – шнуровки

    Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

    Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки извсё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров изв несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

    Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

    Кусочки пластилина

    Катает наша Зина,

    Шарики, колбаски,

    И оживают сказки,

    Пальчики стараются,

    Лепят, развиваются.

    Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

    Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разкрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски.

    Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

    Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

    Таким образом, благодаря использованию игр и пособий для развития сенсомоторики и выполнению упражнений на развитие зрительного и тактильного восприятия у детей повышается пытливость и любознательность, формируются знания о конкретных сенсорных эталонах, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной, игровой, поисковой и экспериментальной деятельности.

    Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться.

    Большое значение имеют сенсорные игры для развития речи , основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

    Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

    Игры с красками

    Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем - начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

    Игры с водой

    Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки - наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

    Игры с мыльными пузырями

    Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки - например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря

    Игры со светом

    Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

    Памятка для родителей

    Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

    • Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
    • «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
    • Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
    • Организуйте игры с пластилином, тестом.
    • Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
    • Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
    • Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
    • Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
    • Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
    • Запускайте пальцами мелкие волчки.
    • Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
    • Режьте ножницами.

    Дорогие Родители!

    Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

    Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

    Помните , что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

    Литература:

    • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
    • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
    • Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
    • Н.В.Рыжова Развитие речи в детском саду. Ярославль. «Академия развития»., 2007.

    Консультация для воспитателей:

    «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

    Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.

    Исследователи, изучающие в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

    Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга, значит, нужно больше времени уделять развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, рисованию, лепке, аппликации.

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.


    Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как о казывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь - основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды.

    Уже с самого раннего возраста можно развивать детские пальчики при помощи легкого массажа, тем самым оказывая воздействие на речевые зоны. Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания. Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.

    В процессе общения воспитателя с детьми во время режимных моментов у детей формируется соответствующие навыки: (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку и вилку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.)

    Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

    Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
    Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

    Способствует овладению навыками мелкой моторики;

    Помогает развивать речь;

    Повышает работоспособность головного мозга;

    Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

    Развивает тактильную чувствительность;

    Снимает тревожность.

    Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    «Паучок»

    Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
    А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)
    Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
    Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
    Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
    Паучок ползет опять, пальцы растопырены, качаем руками.)
    А за ним ползут все детки, (действия аналогичны первоначальным.)
    Чтобы погулять по ветке. (“паучки” ползают по голове.

    «Апельсин»

    Мы делили апельсин.
    Много нас,
    А он один.
    Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
    Эта долька - для ежа.
    Эта долька - для стрижа.
    Эта долька - для утят.
    Эта долька - для котят.
    Эта долька - для бобра
    По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
    А для волка - кожура.
    Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
    Он сердит на нас - беда; (грозят пальчиком)
    Разбегайтесь – Кто куда!
    Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки.

    «ВАРИМ КОМПОТ» Будем мы варить компот,
    Фруктов нужно много. Вот:
    (левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")
    Будем яблоки крошить,
    Грушу будем мы рубить.
    Отожмём лимонный сок,
    (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
    Слив положим и песок.
    Варим, варим мы компот.
    Угостим честной народ.
    (опять" варят" и "мешают")

    Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий необходимо сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
    – застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
    – всевозможные шнуровки;
    – нанизывание колец на тесьму;
    – игры с мозаикой;
    – сортировка мозаики по ячейкам;
    – игры с конструктором;
    – перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

    Развитие речевых навыков в процессе формирования у детей раннего возраста познавательных интересов непосредственно через взаимодействие с предметами.

    В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания.

    В познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (с водой, песком, снегом, разными видами конструктора) у детей развиваются моторные навыки, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая речь, воображение.

    Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.