Современная педагогическая теория рассматривает следующие аспекты. Современные педагогические теории. Описание презентации Современные пед. теории и концепции проектирования педагогического процесса по слайдам

Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1)

По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений. 1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают привести себя в порядок к следующему уроку.

Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в длину с разбега.

Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой. Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его частей, но и отдельных компонентов внутри их.

По моим наблюдениям, у всех учителей, чьи уроки отличаются высокой плотностью, есть одно общее качество: требовательность к ученикам. У одних эта требовательность обеспечивается жестким руководством, другие идут более сложным путем – неустанное убеждение учеников в полезности занятий. Думаю, что второй путь все-таки предпочтительнее. Когда ученики сами стремятся выполнить задания, не только не возникает проблемы дисциплины, но не нужен неусыпный контроль за классом. Учитель может заняться индивидуально с тем, кому требуется помощь, не беспокоясь, что за его спиной кто-то присядет на скамейку поболтать с товарищем. Сознательное отношение к урокам позволяет желающим выполнять упражнения сложнее предусмотренных программой: сальто вперед с разбега, длинные кувырки вперед через стул или через «козла», прыжки с подкидного мостика через резинку на двухметровой высоте, лазание по канату с грузом и т.д. Если ребята видят, что учитель искренне заинтересован в их продвижении, если уроки проходят эмоционально и без простоев, то отношение к учителю больше, чем уважительное. Тогда ученики сами одернут нарушителя дисциплины и косо посмотрят на тех, кто работает вполсилы. Такое отношение складывается не сразу и только в том случае, если учитель переводит свои знания и умения в своих учеников, если старается превращать каждый урок в маленький праздник для них.

По методу круговой тренировки в начальных классах

Большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям (заинтересовать ребенка в двигательном действии считаю главной своей задачей) мне удалось добиться благодаря проведению упражнений поточным методом по принципу круговой тренировки.

Во время передвижения учащихся в ходе круговой тренировки слежу за дистанцией, качеством выполнения упражнений, которые корректирую по ходу, помогая, подсказывая, подстраховывая.

Приведу некоторые комплексы упражнений круговой тренировки, используемые в I- IV классах.

I класс

  1. Переползание по-пластунски. Методические указания. Дистанция -1 мат по длине, следить за работой коленями и локтями.
  2. Подъем из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.
  4. Перекат в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать дистанцию.
  5. Разгибание рук в упоре лежа, носками зацепившись за рейку гимнастической стенки. И.п. - лежа на животе, кисти рук под плечами, пальцы вперед. Количество раз определяетучитель.
  6. Отталкивание ногами вперед на животе по гимнастической скамейке. Ноги прямые. Соблюдать дистанцию.
  7. Перекат в сторону вытянувшись («бревнышко»). Передвижение за счет перемаха ног.
  8. Переход по гимнастической стенке с вертикальным переворотом. Высоту определяет учитель. Страховка - маты под стенкой.
  9. «Волчок» - вращение в седе на ягодицах с продвижением по гимнастической скамейке. Выполнять с помощью рук. Ногами касаться пола с одной стороныскамейки при передвижении.
  10. «Задний ход» на четвереньках. При передвижении соблюдать дистанцию. Четвереньки - низкие (получетвереньки), средние или высокие (в полуприседе) - определяетучитель.
  11. Передвижение в висе на гимнастической стенке лицом к ней. Выполнять по силам,без перенапряжения. Девочки передвигаются приставными шагами.
  12. Перемахи ног через гимнастическую скамейку с продвижением вперед. И.п. - стойка сбоку скамейки, упор на руки. Соблюдать дистанцию 2 м.
  13. Прыжки по матам с продвижением вперед, отталкиваясь обеими ногами. Дистанция 4 м.
  14. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках. Движение вокруг матов и гимнастических скамеек лицом и ногами вперед.
  15. Бег с чередованием с ходьбой различного вида (широким шагом, спиной вперед, боковым галопом и др.). Соблюдать дистанцию. Дышать ровно, не задерживатьдыхание.
  16. Ходьба с выполнением упражнений на развитие мышц рук и на равновесие. Упражнения на дыхание. Активный вдох и выдох. Остановка по сигналу.

II класс

  1. Переползание по-пластунски ногами вперед. Соблюдать дистанцию. Использоватьнатянутую резинку (переползание под резинкой).
  2. Подъем из положения лежа на спине у гимнастической стенки. Колени согнуты, голова на мате, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание по гимнастической скамейке на спине обеими руками попеременно,отталкиваясь пятками от скамейки. Соблюдать дистанцию.
  4. Передвижение на высоких четвереньках по матам боком (приставными шагами), на ладонях, ступнях. Соблюдать дистанцию.
  5. Пролезание за перекладиной («пожарные»}. Упражнение выполняют, если дети к нему готовы, с большой осторожностью и подстраховкой учителя; под гимнастической стенкой обязательно положить маты.
  6. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках лицом вперед. Можно пере двигаться вдоль матов, опережая друг друга, но не сталкиваясь.
  7. Передвижение горизонтальное по гимнастической стенке с предметом в руке. Высоту указывает учитель. У гимнастической стенки маты.
  8. «Буксир» вдвоем. Подтягивание по гимнастической скамейке на животе. Хват за щиколотки. Соблюдать дистанцию.
  9. «Паук» - передвижение в упоре сзади на четвереньках, затылком вперед. Не сталкиваться. Продвижение вдоль матов.
  10. Передвижение по гимнастической стенке спиной к ней. Передвижение вдоль стенки. Высоту указывает учитель. У стенки положить маты.
  11. Передвижение по гимнастической скамейке, сидя боком, без помощи рук. Выполнять в быстром темпе.
  12. «Гусеница» на средних четвереньках в парах. В дальнейшем можно передвигатьсякомандами. Хват за щиколотки с внутренней стороны.
  13. «Мосты - мосточки» - прогибание и выгибание спины в упоре на гимнастическихскамейках. Упор с обеих сторон скамейки. Ладонями на скамейке, стоя на полу на носках, вытянувшись. Голова приподнята.
  14. «Космонавты» - перекаты в сторону, парами, держась за руки. Использовать две дорожки по 3 мата. Дистанция -1 мат по длине.
  15. Игра «Ковбои и амазонки» - стойка на гимнастической скамейке {одна рука впереди, другая сзади, ноги по бокам «коня»-скамейки). Выполняют по команде учителя. И.п. - сидя верхом друг за другом, дети «скачут», стуча ногами по полу. По команде «Овраг!» - отрывают ноги от пола, стойка на руках.
  16. Передвижение бегом по периметру спортивного зала с поворотами на 360° по сигналу. Переход на ходьбу с выполнением упражнений для развития мышц рук, ног.
  17. Соблюдать дистанцию. Бег ритмичный, ровный. Дыхание не задерживать, дышать равномерно.
  18. Упражнения в кругу – успокаивающие дыхательные. Активный вдох и выдох без задержки дыхания.

III класс

  1. Переползание по-пластунски с зажатым между голенями предметом (мячом). Продвижение с помощью рук (локтей), на животе.
  2. Продвижение с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали, в руке предмет (мяч). Соблюдать дистанцию. У гимнастической стенки положить маты.
  3. Пролезание змейкой в пролеты гимнастической скамейки. Соблюдать дистанцию. Мяч держать перед головой. Преодолеть не менее 6 пролетов. Затем встать, выпрямиться, выполнить передачу мяча броском от груди учителю.
  4. Передвижение на низких четвереньках боком приставными шагами (под натянутой резинкой).
  5. Передвижение по 3-й рейке гимнастической стенки спиной к ней, преодолеть все 5 пролетов. У гимнастической стенки положить маты.
  6. Передвижение на корточках по двум поставленным параллельно гимнастическим скамейкам («паук»). Скамейки должны быть неподвижными.
  7. Лазание по гимнастической стенке с помощью закрепленного над стенкой каната («скалолазы»). Влезть с помощью каната, спуск по гимнастической стенке. У стенки положить маты.
  8. Игра «Поезд». Переход из положения упор лежа в борцовский «мост». Все участники принимают упор лежа над матами. По сигналу учителя первый участник проползаетв «тоннеле» под «мостами». По следующему сигналу дети выполняют переворот навстречу «поезду» в положение борцовского «моста». Игра продолжается, пока все участники не побывают в роли поезда. Если участников много, их можно разделить на две команды и использовать две дорожки из матов.
  9. Игра «Ковбои и амазонки» на гимнастических скамейках.
  10. Ходьба различного вида (спиной вперед, на носках, на пятках, на корточках, с поворотами по сигналу учителя). Соблюдать дистанцию.
  11. Бег с напрыгиванием на стопку матов. Ходьба в сочетании с упражнениями, успокаивающими дыхание.

IV класс

В IV классе упражнения по методу круговой тренировки провожу в виде эстафет.

Методические указания. Все элементы эстафет должны быть отработаны на предыдущих уроках. Должна быть отлажена четкость в замене оборудования между эстафетами. Надо заранее приготовить доску, мел, секундомер, назначить судей из освобожденных от занятий учащихся, объяснить им правила подсчета очков и их запись. Приготовить предмет для передачи в эстафете.

После построения учащихся в одну шеренгу выполнить расчет на первый-второй. Звучат команды: «Вторые номера, шаг вперед! Шеренги, направо сомкнись!» Затем участники садятся на гимнастические скамейки у дальней стены спортивного зала; капитаны команд (командиры) сидят в центре скамейки.

1-я эстафета (рис. 2). Уложить по 2 мата па­раллельно вдоль спортивного зала, на гимнастической стенке закрепить тонкие канаты для подъема с их помощью. У канатов осуществлять страховку участников.

Выполнить перекат в группировке вдоль зала, добежать до гимнастической стенки, взобраться на нее с помощью каната, спуститься по рейкам стенки, добежать до скамейки, передать эстафету из руки в руку приготовившегося следующего участника.

2-я эстафета (рис. 3). Установить по 3 гимнастические скамейки вдоль зала.

Проползти в пролеты гимнастических скамеек змейкой, добежать до гимнастической стенки, коснуться предметом рейки, обратно проползти по тем же скамейкам на животе, передать предмет следующему участнику.

3-я эстафета (рис. 4). Плотно уложить рядом 6 матов (3 + 3) посередине зала, вдоль них с обеих сторон установить гимнастические скамейки.

Выполнить перекаты цепочкой по 3 человека. И.п. - лежа на животе вдоль матов, хват руками за голени впереди лежащего участника. Завершившие перекат садятся верхом на гимнастические скамейки.

Примечание. Пока перекат выполняет первая тройка, готовится занять и.п. тройка другой команды. За разрыв цепочки начисляют 1 штрафное очко. Хват за голени изнутри.

4-я эстафета. Участники команд сидят на гимнастических скамейках, установленных вдоль зала. У первых номеров в руках волейбольный мяч.

Первые номера выполняют передачу мяча влево (вправо) сзади сидящему участнику. Последний в ряду игрок, получив мяч, бежит вперед и. сев на скамейку, выполняет передачу мяча сзади сидящему и т.д.

Примечание . Эстафету начинают сразу, как только последний игрок команды завершил предыдущий этап.

5-я эстафета (рис. 5). Подготовить 2 большие – «групповые» скакалки, 2 кубика.

Участники команд сидят на гимнастических скамейках вдоль стен зала, в ходе эстафеты постепенно передвигаясь к его задней стене. У первых номеров в руках кубик. По сигналу они с кубиком в руках совершают прыжки через скакалку, из-под нее выбежав, кладут кубик на пол, прыгая на одной ноге, выполняют ведение кубика до конца зала, коснувшись гимнастической стенки, встают на четвереньки (упор сзади), кубик кладут на живот, добегают «каракатицей» до последнего сидящего игрока команды, садятся рядом с ним и передают кубик по рукам вперед. Сидящий первым берет кубик и с ним вбегает под вращающуюся скакалку и т.д.

Примечание. По завершении эстафет подсчитывают очки и объявляют команду-победительницу

Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки

Развивая у детей прыгучесть, помимо самих прыжковых упражнений, целесообразно использовать упражнения на развитие гибкости и ловкости, так как эти качества непосредственно влияют на прыгучесть. В связи с этим для развития прыгучести предлагаю комплексы упражнений, в которых развитие гибкости и ловкости непосредственно связано с прыжковой подготовкой. Комплексы рассчитаны на круговой метод занятия.

Комплексы упражнений для развития прыгучести

1-й комплекс:

1-я станция - прыжки через скакалку;

2-я станция - подбросить мяч, присесть, поймать мяч;

3-я станция - из положения лежа на животе руки в стороны согнуть правую ногу назад и коснуться ею кисти левой руки;

4-я станция - прыжки в высоту через препятствие;

5-я станция - прыжки вперед-назад с длиной прыжка 20-30 см;

6-я станция - из положения сидя согнуть правую ногу в колене и отвести правую стопу назад. Согнуть левое колено, взяться кистями обеих рук за левую стопу и поднять ногу вверх вертикально. Полностью вытянуть левую ногу, спину держать прямо.

2-й комплекс:

1-я станция – напрыгивание на небольшое возвышение;

2-я станция - кувырок вперед, поворот прыжком на 360°, кувырок назад;

3-я станция - из положения стоя спиной к стене выполнить наклоны вперед с касаниями пола кистями рук;

4-я станция- «кенгуру» (прыжки через параллельно натянутые резиновые бинты);

5-я станция - прыжок через набивной мяч с поворотом в воздухе;

6-я станция - встать в широкую стойку ноги врозь, руки за голову. Сгибая правую ногу, сделать глубокий выпад вправо и наклон к правой ноге, локтем левой руки коснуться правого носка. С поворотом туловища направо локтем правой руки коснуться пола у носка снаружи. Толчком правой ноги вернуться в исходное положение. То же с другой ноги.

3-й комплекс:

1-я станция - прыжки в длину;

2-я станция - прыжки с доставанием высоко подвешенного предмета;

3-я станция - стоя на коленях, руки поднять вверх, выполнить наклон назад, стремясь коснуться руками пола;

4-я станция - прыжки через барьер;

5-я станция - прыжки с коленей на ступни (выполнять на гимнастическом мате). Из по­ложения на коленях, подпрыгнув (без помощи рук), принять положение «на корточках», затем прыжком вернуться в положение на коленях и т.д.;

6-я станция - из стойки ноги вместе наклониться вперед, обхватить ноги руками. Притягивать голову к коленям пружинистыми движениями, колени не сгибать.

Дозировка упражнений подбирается индивидуально с учетом возраста и подготовленности учащихся.

Итогом прыжковой подготовки может стать проведение соревнований в прыжках.

Соревнования в прыжках «Больше, выше, дальше!»

В этих соревнованиях могут участвовать две и более команд. Количество участников в каждой команде должно быть равным (от 6 до 12 человек).

Станции размещаются по кругу в спортивном зале. На каждой из них должны находиться не менее двух судей.

После построения и представления команд они расходятся по станциям (порядок прохождения станций для каждой команды определен заранее). Команда, выполнившая задание на одной станции, переходит на другую, пока не побывает на каждой из них.

Станция «Интеллектуальная». Судья зачитывает вопрос, после чего команда совещается 5-10 сек. и дает свой вариант ответа. Каждый правильный ответ приносит команде 50 баллов.

Примерные вопросы :

  • «прыгучее» насекомое (кузнечик);
  • резвая в беге лошадь чистокровной поро­ды (скакун);
  • и гимнастические снаряды, и животные (конь, козёл);
  • вид спорта, к которому относятся прыжки (легкая атлетика);
  • веревочка для прыжков (скакалка);
  • резиновый шар, который после падения под­прыгивает (мяч);
  • палка для прыжков в высоту (шест);
  • состязания верховых лошадей (скачки),

Станция «Скакалочная » (соревнования в прыжках со скакалкой). Нужно выполнить как можно больше прыжков со скакалкой. У каждого участника команды одна попытка. Количество прыжков, выполненных отдельным участником команды, суммируют и переводят в баллы, за­работанные командой на этой станции {1 пры­жок равен 1 баллу).

Станция «Кенгуру» (соревнования в прыжках через резиновые бинты). Между параллельно поставленными гимнастическими скамейками натягивают 6-8 резиновых бинтов через каждые 30 см. По сигналу судьи участник в течение 30 сек. выполняет прыжки через каждый резиновый бинт, продвигаясь вперед. Прыгать нужно одновременным толчком обеих ног. После того как учащийся перепрыгнет через каждый резиновый бинт, он разворачивается и начинает прыгать в обратном направлении. Если участник ошибается (задевает нога­ми резиновый бинт, выполняет прыжок не одновременным толчком обеих ног, а иным способом), судья даёт команду «Стоп!», и этому учащемуся засчитывают только предыдущие удачно выполненные прыжки. За каждый правильно выполненный прыжок участник приносит своей команде 5 баллов.

Станция «Высокая» (соревнование в прыжках в высоту). Между двумя стойками натягивают резиновый бинт на высоте 50-60 см (в зависимости от возраста участников соревнований). За резиновым бинтом, в зоне приземления, лежат гимнастические маты. Каждый участник после небольшого разбега выполняет прыжок в высоту любым способом. Участники, взявшие эту высоту, приносят своей команде по 10 баллов и получают право на выполнение следующего прыжка на высоту, увеличенную на 5 см. Если участник при прыжке задевает резиновый бинт какой-либо частью тела, он выбывает из участия в соревнованиях на данной станции.

Станция «Длинная» (соревнования в прыжках в длину с места). Каждому участнику дается одна попытка. Результат каждого прыжка соответствует определенному количеству баллов.

Таблица оценки результатов в прыжках в длину (Таблица № 2)

После прохождения каждой командой всех станций судьи подсчитывают общее количество баллов, набранных командами.

Команды строятся. Судьи объявляют и награждают победителей.

Эффективность занятия во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Так, одним из показателей эффективности занятия является его плотность.

Общая плотность - это отношение времени, использованного педагогически оправданно, но ко всей продолжительности занятия.

Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы. Определяется плотность занятия в целом и по частям

Моторная плотность - это отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия.

Факторы, влияющие на моторную плотность:

  • 1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)
  • 2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)
  • 3 Количество и качество инвентаря
  • 4 Количество учащихся в классе, их подготовленность
  • 5 Мастерство педагога.

Пути повышения моторной плотности.

  • 1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)
  • 2 Заблаговременная подготовка инвентаря.
  • 3 Увеличения количества отделений и групп
  • 4 Хорошая дисциплина.
  • 5 Использование временно освобождённых учеников.
  • 6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .
  • 7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.
  • 8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

Требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно - воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Определять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия. Точный учёт времени деятельности педагога и воспитанников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера.

Общее время, затраченное на занятия (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени занятия рассчитываются процентные величины.

Так как моторная плотность занятия - это отношение времени, затраченного учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности занятия, то для ее расчета необходимо прохронометрировать время выполнения учениками физических упражнений (t), умножить на 100% и разделить на общее время занятий (t общ):

Время, педагогически оправданное *100% общая плотность = время занятия

В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение, организация занятия, словом всё то, без чего нельзя провести занятие. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятия. Общая плотность полноценного занятия по физической культуре должна приближаться 100%.

Моторная плотность урока в процессе постоянно меняется и зависит от различия применяемых упражнений, места их использования и методов применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока.

На необходимые вспомогательные действия - раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов - в процессе занятия отводится минимальное время. Необходимо заранее обдумать организацию этих действий и исключить возможность непроизвольной затраты времени.

Случайные организационные неполадки - недостатки в физкультурной форме ребенка, отсутствие необходимого инвентаря на занятии, появление посторонних лиц - определяется как педагогически неоправданная затрата временим.

Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнений и отдых.

При подготовке к занятию воспитатель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

На плотность занятия влияет и его содержание, в котором упражнения должны сочетаться по характеру, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия.

Рациональное использование времени, занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большой активности детей, он широко применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением. При фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.

Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.

Способ выполнения упражнений сменами заключается в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают упражнения. При сменном способе воспитателю удобно следить за выполнением задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.

При групповом способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время занятия; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность занятия; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно, а остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки. При этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.

Комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводится без интервалов».

Объяснения на занятиях должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.

Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки.

Стоит отметить, что при всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления детьми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Таким образом, методы руководства, рациональное сочетание показа и объяснения воспитателя также оказывают влияние на плотность занятий. Также повышению плотности занятия способствует подготовленность воспитателя к ведению занятия.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков : 1) Вводные уроки проводятся перед началом прохождения нового самостоятельного раздела программы. В них предусматривают решение общих задач учебно-воспитательного процесса, выяснение методических или организационных вопросов. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность; 2) Базовые уроки в зависимости от преимущественной направленности в них одной из сторон процесса физического воспитания могут акцентироваться на обучении двигательным действиям или воспитании двигательных способностей. В первом случаи они обозначаются как уроки изучения, повторения или закрепления учебного материала, во втором – как уроки развития или поддержания двигательных способностей. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала; 3) Контрольные (учётные, зачётные) уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков, на измерение различных морфофункциональных показателей, состоянии тренированности. 4) Смешанные (комплексные) уроки сочетают в себе характерные для названных выше видов уроков задачи. Направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип уроков наиболее широко используется в физкультурной практике. Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность урока. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока и определяется по формуле: общая плотность =(tо: ty) х 100 %, где tо – педагогически оправданное время, кроме простоя ty – продолжительность всего урока. Общая плотность должна равняться 100 %.

Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности и вычисляется по формуле: моторная плотность = (tр: ty) х 100 %, где tр – время выполнения физических упражнений, ty – продолжительность всего урока.

Прежде чем сделать вывод: хорошая или плохая моторная плотность урока, необходимо знать какая задача решалась на уроке. Если научить технике…, то 50 % считается как хороший показатель, а если совершенствовать технику…, то 50% считается как неважный показатель, а хорошим принято считать 70-80 %. Зависимость моторной плотности: от возраста, пола, физической степени подготовленности занимающихся, от материально-технической базы школы, от количества учащихся в классе, от подготовки преподавателя к уроку, от задачи, решаемой на уроке, от типа урока, от способа организации учащихся на уроке. С целью оценки расхода времени и одновременного определения общей и двигательной плотности урока наблюдают и хронометрируют деятельность занимающихся. В качестве субъекта наблюдения выбирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный. Обработка данных хронометрирования производится после окончания урока. После получения данных общей и двигательной плотности урока необходимо их проанализировать в соответствии с поставленными перед уроками задачами, особенностями занимающихся и условий проведения урока. Оценку следует сопроводить своими рекомендациями по средствам и путям повышения общей и двигательной плотности данного урока.

На уроках физической культуры в качестве контроля за интенсивностью физических упражнений в зависимости от пола, возраста и подготовленности учеников в течение урока применяется частота сердечных сокращений (ЧСС), которая является прямым показателем нагрузки.

К достоинствам показателя интенсивности ЧСС относятся:

а) сравнительная простота измерения ЧСС у занимающихся, не требующих приборов и приспособлений;

б) достаточная информативность о внутренних изменениях в организме ученика в процессе выполнения физического упражнения;

в) невозможность подбора и использования других показателей нагрузки, так как на уроках физкультуры используются различные по структуре средства - динамические, статические, ситуационные упражнения.

«Физиологической кривой» принято называть изменение ЧСС в процессе выполнения физических упражнений на протяжении урока. В связи с этим при анализе применяемых физических упражнений по интенсивности различают среднюю ЧСС за урок и характер ее изменения во всех частях урока: вводной, основной и заключительной.

Средняя ЧСС на уроке находится в определенной зависимости от вида и типа урока. На уроках гимнастики при использовании стандартного оборудования средняя ЧСС значительно меньше, чем на уроке легкой атлетики, лыжной подготовки или спортивных игр. В зависимости от типа уроков ЧСС низкая на вводных уроках и на контрольных уроках достигает 110-120 уд./мин, высокая - на уроках совершенствования и учебно-тренировочных (160-170 уд./мин). Промежуточные величины ЧСС (150 уд./мин) наблюдаются на комбинированных уроках физкультуры. Необходимо подчеркнуть, что одним из требований к подбору физических упражнений по интенсивности на уроке является средняя ЧСС в пределах не менее 130 и не более 170 уд./мин, т.е. работа находится в зоне умеренной мощности. В вводной части урока, длительность которой 12-15 мин, ЧСС повышается и может доходить до 170-180 уд./мин, т.е. средняя ЧСС в этой части урока находится в пределах 160 уд./мин. В основной части, в зависимости от поставленных задач, происходит снижение ЧСС на 10-20 уд./мин, но в конце урока ЧСС не должна превышать исходный уровень на более чем 20 уд./мин. Таким образом, на уроке физической культуры у «физиологической кривой» различают два пика подъема ЧСС - во вводной части урока и в конце основной части урока при развитии двигательного качества. На протяжении основной части урока «физиологическая кривая» имеет плато, т.е. устойчивое состояние, с небольшими колебаниями ЧСС в процессе выполнения физических упражнений и отдыха. «Физиологическая кривая» позволяет оценить правильность подбора физических упражнений в зависимости от уровня подготовленности учеников и распределения интенсивности физических упражнений по частям урока.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке.

Основы обеспечения безопасности на уроках физической культуры в школе. Приемы и методы страховки. Медицинские, психологические и педагогические приемы оказания первой помощи в случае получения травмы.

Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты : Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций но охране труда. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников. Учитель физкультуры должен: проходить курсы (не реже 1 раза в 5лет) по охране труда; принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования; вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса; организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т.д. Учитель физкультуры должен знать: подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося; медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра; учащихся, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни, и отмечать учащимися, отсутствующих на уроке. Соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности; Снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов; Следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения па уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое нарушение; Организовывать учащихся для уборки спортивного инвентаря и оборудования в места его хранения; Организованно выводить учащихся с места проведения занятия; Производить тщательный осмотр места проведения занятия, выключает освещение, закрывать на ключ все подсобные помещения и спортзал; Доводить до сведения ответственного за спортзал и спортплощадку сообщение обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса; При жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить учащегося к врачу; Оперативно извещать руководство о каждом несчастном случае. При пожаре в спортивном зале открывать запасные выходы и организованно вывести учащихся согласно плану эвакуации в безопасное место, сообщать о пожаре в пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания.

Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1)

По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений. 1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают привести себя в порядок к следующему уроку.

Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в длину с разбега.

Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой. Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его частей, но и отдельных компонентов внутри их.

По моим наблюдениям, у всех учителей, чьи уроки отличаются высокой плотностью, есть одно общее качество: требовательность к ученикам. У одних эта требовательность обеспечивается жестким руководством, другие идут более сложным путем – неустанное убеждение учеников в полезности занятий. Думаю, что второй путь все-таки предпочтительнее. Когда ученики сами стремятся выполнить задания, не только не возникает проблемы дисциплины, но не нужен неусыпный контроль за классом. Учитель может заняться индивидуально с тем, кому требуется помощь, не беспокоясь, что за его спиной кто-то присядет на скамейку поболтать с товарищем. Сознательное отношение к урокам позволяет желающим выполнять упражнения сложнее предусмотренных программой: сальто вперед с разбега, длинные кувырки вперед через стул или через «козла», прыжки с подкидного мостика через резинку на двухметровой высоте, лазание по канату с грузом и т.д. Если ребята видят, что учитель искренне заинтересован в их продвижении, если уроки проходят эмоционально и без простоев, то отношение к учителю больше, чем уважительное. Тогда ученики сами одернут нарушителя дисциплины и косо посмотрят на тех, кто работает вполсилы. Такое отношение складывается не сразу и только в том случае, если учитель переводит свои знания и умения в своих учеников, если старается превращать каждый урок в маленький праздник для них.

По методу круговой тренировки в начальных классах

Большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям (заинтересовать ребенка в двигательном действии считаю главной своей задачей) мне удалось добиться благодаря проведению упражнений поточным методом по принципу круговой тренировки.

Во время передвижения учащихся в ходе круговой тренировки слежу за дистанцией, качеством выполнения упражнений, которые корректирую по ходу, помогая, подсказывая, подстраховывая.

Приведу некоторые комплексы упражнений круговой тренировки, используемые в I- IV классах.

I класс

  1. Переползание по-пластунски. Методические указания. Дистанция -1 мат по длине, следить за работой коленями и локтями.
  2. Подъем из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.
  4. Перекат в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать дистанцию.
  5. Разгибание рук в упоре лежа, носками зацепившись за рейку гимнастической стенки. И.п. - лежа на животе, кисти рук под плечами, пальцы вперед. Количество раз определяетучитель.
  6. Отталкивание ногами вперед на животе по гимнастической скамейке. Ноги прямые. Соблюдать дистанцию.
  7. Перекат в сторону вытянувшись («бревнышко»). Передвижение за счет перемаха ног.
  8. Переход по гимнастической стенке с вертикальным переворотом. Высоту определяет учитель. Страховка - маты под стенкой.
  9. «Волчок» - вращение в седе на ягодицах с продвижением по гимнастической скамейке. Выполнять с помощью рук. Ногами касаться пола с одной стороныскамейки при передвижении.
  10. «Задний ход» на четвереньках. При передвижении соблюдать дистанцию. Четвереньки - низкие (получетвереньки), средние или высокие (в полуприседе) - определяетучитель.
  11. Передвижение в висе на гимнастической стенке лицом к ней. Выполнять по силам,без перенапряжения. Девочки передвигаются приставными шагами.
  12. Перемахи ног через гимнастическую скамейку с продвижением вперед. И.п. - стойка сбоку скамейки, упор на руки. Соблюдать дистанцию 2 м.
  13. Прыжки по матам с продвижением вперед, отталкиваясь обеими ногами. Дистанция 4 м.
  14. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках. Движение вокруг матов и гимнастических скамеек лицом и ногами вперед.
  15. Бег с чередованием с ходьбой различного вида (широким шагом, спиной вперед, боковым галопом и др.). Соблюдать дистанцию. Дышать ровно, не задерживатьдыхание.
  16. Ходьба с выполнением упражнений на развитие мышц рук и на равновесие. Упражнения на дыхание. Активный вдох и выдох. Остановка по сигналу.

II класс

  1. Переползание по-пластунски ногами вперед. Соблюдать дистанцию. Использоватьнатянутую резинку (переползание под резинкой).
  2. Подъем из положения лежа на спине у гимнастической стенки. Колени согнуты, голова на мате, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание по гимнастической скамейке на спине обеими руками попеременно,отталкиваясь пятками от скамейки. Соблюдать дистанцию.
  4. Передвижение на высоких четвереньках по матам боком (приставными шагами), на ладонях, ступнях. Соблюдать дистанцию.
  5. Пролезание за перекладиной («пожарные»}. Упражнение выполняют, если дети к нему готовы, с большой осторожностью и подстраховкой учителя; под гимнастической стенкой обязательно положить маты.
  6. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках лицом вперед. Можно пере двигаться вдоль матов, опережая друг друга, но не сталкиваясь.
  7. Передвижение горизонтальное по гимнастической стенке с предметом в руке. Высоту указывает учитель. У гимнастической стенки маты.
  8. «Буксир» вдвоем. Подтягивание по гимнастической скамейке на животе. Хват за щиколотки. Соблюдать дистанцию.
  9. «Паук» - передвижение в упоре сзади на четвереньках, затылком вперед. Не сталкиваться. Продвижение вдоль матов.
  10. Передвижение по гимнастической стенке спиной к ней. Передвижение вдоль стенки. Высоту указывает учитель. У стенки положить маты.
  11. Передвижение по гимнастической скамейке, сидя боком, без помощи рук. Выполнять в быстром темпе.
  12. «Гусеница» на средних четвереньках в парах. В дальнейшем можно передвигатьсякомандами. Хват за щиколотки с внутренней стороны.
  13. «Мосты - мосточки» - прогибание и выгибание спины в упоре на гимнастическихскамейках. Упор с обеих сторон скамейки. Ладонями на скамейке, стоя на полу на носках, вытянувшись. Голова приподнята.
  14. «Космонавты» - перекаты в сторону, парами, держась за руки. Использовать две дорожки по 3 мата. Дистанция -1 мат по длине.
  15. Игра «Ковбои и амазонки» - стойка на гимнастической скамейке {одна рука впереди, другая сзади, ноги по бокам «коня»-скамейки). Выполняют по команде учителя. И.п. - сидя верхом друг за другом, дети «скачут», стуча ногами по полу. По команде «Овраг!» - отрывают ноги от пола, стойка на руках.
  16. Передвижение бегом по периметру спортивного зала с поворотами на 360° по сигналу. Переход на ходьбу с выполнением упражнений для развития мышц рук, ног.
  17. Соблюдать дистанцию. Бег ритмичный, ровный. Дыхание не задерживать, дышать равномерно.
  18. Упражнения в кругу – успокаивающие дыхательные. Активный вдох и выдох без задержки дыхания.

III класс

  1. Переползание по-пластунски с зажатым между голенями предметом (мячом). Продвижение с помощью рук (локтей), на животе.
  2. Продвижение с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали, в руке предмет (мяч). Соблюдать дистанцию. У гимнастической стенки положить маты.
  3. Пролезание змейкой в пролеты гимнастической скамейки. Соблюдать дистанцию. Мяч держать перед головой. Преодолеть не менее 6 пролетов. Затем встать, выпрямиться, выполнить передачу мяча броском от груди учителю.
  4. Передвижение на низких четвереньках боком приставными шагами (под натянутой резинкой).
  5. Передвижение по 3-й рейке гимнастической стенки спиной к ней, преодолеть все 5 пролетов. У гимнастической стенки положить маты.
  6. Передвижение на корточках по двум поставленным параллельно гимнастическим скамейкам («паук»). Скамейки должны быть неподвижными.
  7. Лазание по гимнастической стенке с помощью закрепленного над стенкой каната («скалолазы»). Влезть с помощью каната, спуск по гимнастической стенке. У стенки положить маты.
  8. Игра «Поезд». Переход из положения упор лежа в борцовский «мост». Все участники принимают упор лежа над матами. По сигналу учителя первый участник проползаетв «тоннеле» под «мостами». По следующему сигналу дети выполняют переворот навстречу «поезду» в положение борцовского «моста». Игра продолжается, пока все участники не побывают в роли поезда. Если участников много, их можно разделить на две команды и использовать две дорожки из матов.
  9. Игра «Ковбои и амазонки» на гимнастических скамейках.
  10. Ходьба различного вида (спиной вперед, на носках, на пятках, на корточках, с поворотами по сигналу учителя). Соблюдать дистанцию.
  11. Бег с напрыгиванием на стопку матов. Ходьба в сочетании с упражнениями, успокаивающими дыхание.

IV класс

В IV классе упражнения по методу круговой тренировки провожу в виде эстафет.

Методические указания. Все элементы эстафет должны быть отработаны на предыдущих уроках. Должна быть отлажена четкость в замене оборудования между эстафетами. Надо заранее приготовить доску, мел, секундомер, назначить судей из освобожденных от занятий учащихся, объяснить им правила подсчета очков и их запись. Приготовить предмет для передачи в эстафете.

После построения учащихся в одну шеренгу выполнить расчет на первый-второй. Звучат команды: «Вторые номера, шаг вперед! Шеренги, направо сомкнись!» Затем участники садятся на гимнастические скамейки у дальней стены спортивного зала; капитаны команд (командиры) сидят в центре скамейки.

1-я эстафета (рис. 2). Уложить по 2 мата па­раллельно вдоль спортивного зала, на гимнастической стенке закрепить тонкие канаты для подъема с их помощью. У канатов осуществлять страховку участников.

Выполнить перекат в группировке вдоль зала, добежать до гимнастической стенки, взобраться на нее с помощью каната, спуститься по рейкам стенки, добежать до скамейки, передать эстафету из руки в руку приготовившегося следующего участника.

2-я эстафета (рис. 3). Установить по 3 гимнастические скамейки вдоль зала.

Проползти в пролеты гимнастических скамеек змейкой, добежать до гимнастической стенки, коснуться предметом рейки, обратно проползти по тем же скамейкам на животе, передать предмет следующему участнику.

3-я эстафета (рис. 4). Плотно уложить рядом 6 матов (3 + 3) посередине зала, вдоль них с обеих сторон установить гимнастические скамейки.

Выполнить перекаты цепочкой по 3 человека. И.п. - лежа на животе вдоль матов, хват руками за голени впереди лежащего участника. Завершившие перекат садятся верхом на гимнастические скамейки.

Примечание. Пока перекат выполняет первая тройка, готовится занять и.п. тройка другой команды. За разрыв цепочки начисляют 1 штрафное очко. Хват за голени изнутри.

4-я эстафета. Участники команд сидят на гимнастических скамейках, установленных вдоль зала. У первых номеров в руках волейбольный мяч.

Первые номера выполняют передачу мяча влево (вправо) сзади сидящему участнику. Последний в ряду игрок, получив мяч, бежит вперед и. сев на скамейку, выполняет передачу мяча сзади сидящему и т.д.

Примечание . Эстафету начинают сразу, как только последний игрок команды завершил предыдущий этап.

5-я эстафета (рис. 5). Подготовить 2 большие – «групповые» скакалки, 2 кубика.

Участники команд сидят на гимнастических скамейках вдоль стен зала, в ходе эстафеты постепенно передвигаясь к его задней стене. У первых номеров в руках кубик. По сигналу они с кубиком в руках совершают прыжки через скакалку, из-под нее выбежав, кладут кубик на пол, прыгая на одной ноге, выполняют ведение кубика до конца зала, коснувшись гимнастической стенки, встают на четвереньки (упор сзади), кубик кладут на живот, добегают «каракатицей» до последнего сидящего игрока команды, садятся рядом с ним и передают кубик по рукам вперед. Сидящий первым берет кубик и с ним вбегает под вращающуюся скакалку и т.д.

Примечание. По завершении эстафет подсчитывают очки и объявляют команду-победительницу

Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки

Развивая у детей прыгучесть, помимо самих прыжковых упражнений, целесообразно использовать упражнения на развитие гибкости и ловкости, так как эти качества непосредственно влияют на прыгучесть. В связи с этим для развития прыгучести предлагаю комплексы упражнений, в которых развитие гибкости и ловкости непосредственно связано с прыжковой подготовкой. Комплексы рассчитаны на круговой метод занятия.

Комплексы упражнений для развития прыгучести

1-й комплекс:

1-я станция - прыжки через скакалку;

2-я станция - подбросить мяч, присесть, поймать мяч;

3-я станция - из положения лежа на животе руки в стороны согнуть правую ногу назад и коснуться ею кисти левой руки;

4-я станция - прыжки в высоту через препятствие;

5-я станция - прыжки вперед-назад с длиной прыжка 20-30 см;

6-я станция - из положения сидя согнуть правую ногу в колене и отвести правую стопу назад. Согнуть левое колено, взяться кистями обеих рук за левую стопу и поднять ногу вверх вертикально. Полностью вытянуть левую ногу, спину держать прямо.

2-й комплекс:

1-я станция – напрыгивание на небольшое возвышение;

2-я станция - кувырок вперед, поворот прыжком на 360°, кувырок назад;

3-я станция - из положения стоя спиной к стене выполнить наклоны вперед с касаниями пола кистями рук;

4-я станция- «кенгуру» (прыжки через параллельно натянутые резиновые бинты);

5-я станция - прыжок через набивной мяч с поворотом в воздухе;

6-я станция - встать в широкую стойку ноги врозь, руки за голову. Сгибая правую ногу, сделать глубокий выпад вправо и наклон к правой ноге, локтем левой руки коснуться правого носка. С поворотом туловища направо локтем правой руки коснуться пола у носка снаружи. Толчком правой ноги вернуться в исходное положение. То же с другой ноги.

3-й комплекс:

1-я станция - прыжки в длину;

2-я станция - прыжки с доставанием высоко подвешенного предмета;

3-я станция - стоя на коленях, руки поднять вверх, выполнить наклон назад, стремясь коснуться руками пола;

4-я станция - прыжки через барьер;

5-я станция - прыжки с коленей на ступни (выполнять на гимнастическом мате). Из по­ложения на коленях, подпрыгнув (без помощи рук), принять положение «на корточках», затем прыжком вернуться в положение на коленях и т.д.;

6-я станция - из стойки ноги вместе наклониться вперед, обхватить ноги руками. Притягивать голову к коленям пружинистыми движениями, колени не сгибать.

Дозировка упражнений подбирается индивидуально с учетом возраста и подготовленности учащихся.

Итогом прыжковой подготовки может стать проведение соревнований в прыжках.

Соревнования в прыжках «Больше, выше, дальше!»

В этих соревнованиях могут участвовать две и более команд. Количество участников в каждой команде должно быть равным (от 6 до 12 человек).

Станции размещаются по кругу в спортивном зале. На каждой из них должны находиться не менее двух судей.

После построения и представления команд они расходятся по станциям (порядок прохождения станций для каждой команды определен заранее). Команда, выполнившая задание на одной станции, переходит на другую, пока не побывает на каждой из них.

Станция «Интеллектуальная». Судья зачитывает вопрос, после чего команда совещается 5-10 сек. и дает свой вариант ответа. Каждый правильный ответ приносит команде 50 баллов.

Примерные вопросы :

  • «прыгучее» насекомое (кузнечик);
  • резвая в беге лошадь чистокровной поро­ды (скакун);
  • и гимнастические снаряды, и животные (конь, козёл);
  • вид спорта, к которому относятся прыжки (легкая атлетика);
  • веревочка для прыжков (скакалка);
  • резиновый шар, который после падения под­прыгивает (мяч);
  • палка для прыжков в высоту (шест);
  • состязания верховых лошадей (скачки),

Станция «Скакалочная » (соревнования в прыжках со скакалкой). Нужно выполнить как можно больше прыжков со скакалкой. У каждого участника команды одна попытка. Количество прыжков, выполненных отдельным участником команды, суммируют и переводят в баллы, за­работанные командой на этой станции {1 пры­жок равен 1 баллу).

Станция «Кенгуру» (соревнования в прыжках через резиновые бинты). Между параллельно поставленными гимнастическими скамейками натягивают 6-8 резиновых бинтов через каждые 30 см. По сигналу судьи участник в течение 30 сек. выполняет прыжки через каждый резиновый бинт, продвигаясь вперед. Прыгать нужно одновременным толчком обеих ног. После того как учащийся перепрыгнет через каждый резиновый бинт, он разворачивается и начинает прыгать в обратном направлении. Если участник ошибается (задевает нога­ми резиновый бинт, выполняет прыжок не одновременным толчком обеих ног, а иным способом), судья даёт команду «Стоп!», и этому учащемуся засчитывают только предыдущие удачно выполненные прыжки. За каждый правильно выполненный прыжок участник приносит своей команде 5 баллов.

Станция «Высокая» (соревнование в прыжках в высоту). Между двумя стойками натягивают резиновый бинт на высоте 50-60 см (в зависимости от возраста участников соревнований). За резиновым бинтом, в зоне приземления, лежат гимнастические маты. Каждый участник после небольшого разбега выполняет прыжок в высоту любым способом. Участники, взявшие эту высоту, приносят своей команде по 10 баллов и получают право на выполнение следующего прыжка на высоту, увеличенную на 5 см. Если участник при прыжке задевает резиновый бинт какой-либо частью тела, он выбывает из участия в соревнованиях на данной станции.

Станция «Длинная» (соревнования в прыжках в длину с места). Каждому участнику дается одна попытка. Результат каждого прыжка соответствует определенному количеству баллов.

Таблица оценки результатов в прыжках в длину (Таблица № 2)

После прохождения каждой командой всех станций судьи подсчитывают общее количество баллов, набранных командами.

Команды строятся. Судьи объявляют и награждают победителей.