Умения ребенка в 5 месяцев. Расширение двигательных навыков. Эмоциональное развитие ребенка

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Пятимесячный малыш – это маленький акробат, который неплохо познал возможности своего тела. Он более ярко реагирует на всё, что видит и слышит. Родители, которые занимались с крохой раньше, задумываются, как развивать ребенка в 5 месяцев, чтобы он был умным и ловким.

Любое развитие нужно начинать с диагностики состояния здоровья и способностей.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.


Таблица навыков 5-месячного ребенка

В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.

Физические навыки (крупная моторика)
  • переворачивается со спинки на живот;
  • уверенно держит в руках погремушку;
  • некоторое время сидит с опорой для спины;
  • держась за мамины руки, стоит несколько секунд.
Мелкая моторика
  • развивается рука: возникает противопоставление большого пальца;
  • появляется умение хватать;
  • ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке;
  • ощупывает всё пальчиками: свою руку, лицо, одежду, игрушки.
Эмоциональные навыки
  • узнаёт родителей и близких;
  • в присутствии с незнакомыми людьми ведет себя настороженно;
  • с помощью мимики выражает различные эмоции;
  • криками и плачем пытается привлечь внимание близких людей.
Слуховые навыки
  • узнает знакомые голоса;
  • прислушивается к новым звукам;
  • поворачивает голову на источник звука;
  • по-разному реагирует на спокойную и веселую музыку.
Зрительные навыки
  • отдаёт предпочтение предметам яркой окраски;
  • умеет концентрировать взгляд на определенном предмете, в том числе движущемся.
Речевые навыки
  • певуче гулит;
  • произносит первые слоги;
  • повторяет отдельные звуки.

То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.

Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».

Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.

Рост и вес ребенка 5 месяцев

В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:

Нормы для девочек (ВОЗ)

Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
57,4 4,8
59,6 5,4
61,8 6,1 64,0 6,9
66,2 7,8
68,5 8,8
70,7 10,0

Нормы для мальчиков (ВОЗ)

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
59,6 5,3
61,7 6,0
63,8 6,7 65,9 7,5
68,0 8,4
70,1 9,3
72,2 10,4

В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.

Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:

Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни. Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения.

Как помочь малышу полноценно развиваться?

А. Шопенгауэр заметил: «Час ребенка длиннее, чем день старика».

Маме достаточно заниматься всего один час ежедневно, чтобы он становился более ловким, умелым и умным. За это время можно успеть выполнить гимнастику, поиграть и пообщаться. Для полезного досуга нужно выбрать подходящие занятия.

Ни у каждой семьи есть возможность посещать детские центры раннего развития. Несколько сложнее решать проблему, как развивать ребенка в 5 месяцев в домашних условиях. У домашнего развития есть свои положительные стороны: мама и папа смогут заниматься с крохой различными видами деятельности и вместе проводить развивающие игры.

Физическое развитие (крупная моторика)

Простейшее средство физического развития малыша – комплекс гимнастических упражнений.

Укрепление мышц спины и шеи

Для укрепления мышц спины и шеи крохе полезно упражняться на фитболе.

  • уложив ребенка на мяч животом вниз, мама придерживает его за ножки и слегка подкатывает мяч вперёд;
  • зажав мяч между своих ног, мама держит малыша под мышками, его ножки упираются в мяч. В таком положении мама позволяет крохе «попрыгать» на мягкой поверхности;
  • мама укладывает ребенка на мяч спинкой и, удерживая его за ножки, позволяет ему прогнуться по поверхности мяча;
  • мама укладывает кроху на животик и, удерживая его за ножки, катит мяч вперед до тех пор, пока ручки крохи не коснутся пола. На том месте, где ручки малыша будут приближаться к полу, следует положить несколько игрушек. Это позволит одновременно развивать реакцию крохи и его умение хватать рукой предметы.



Тренировка мышц рук

Сделать руки более крепкими помогут подтягивания. Мама садится перед ребенком, лежащим на спинке, берет его ладошки и аккуратно тянет его вверх, пока он не сядет. Дает радостному малышу остаться в таком положении полминуты и укладывает его снова на спинку.

Укрепление мышц ног

Езда на воображаемом велосипеде

Мама берет ножки малыша, обхватив у щиколоток, и делает по очереди движения, имитируя езду на велосипеде.

Прыжки

Мама садится на диван и ставит себе на колени малыша, придерживая его под мышками. Ребенок сам начнет отталкиваться от маминых ног ступнями, подпрыгивая.

Плавание

В домашних условиях малыши могут даже плавать. Для этого нужно набрать в ванну воды и, поддерживая малыша за спинку или животик, позволить ему грести ручками и ножками.

Развитие мелкой моторики

Если пальцы ребенка плотно сжаты в кулачок , перед началом игры их необходимо расслабить, сделав массаж ручек:

  • Обхватите ручки малыша за локтевой сгиб и потрясите их – это расслабит пальчики.
  • Возьмите ручки ребенка за запястья и слегка потрясите их. Разомните запястья, затем потрите ладошки.

Развивающие игры в 5 месяцев должны быть направлены на стимулирование захвата предметов ладошкой с противопоставленным большим пальцем и перебирание мелких предметов. Обязательны в этом возрасте пальчиковые игры.

Вращение в ладошках массажного шарика

Посадите ребенка на колени спиной к себе. Возьмите массажный шарик размером чуть больше детской ладошки и вложите его в руки малыша. Обхватите своими ладонями ладони ребенка и начинайте вращательные движения: по кругу, вдоль ладони и поперек.

Не нажимайте на ручки ребенка слишком сильно! Это может травмировать суставы или причинить боль от выпуклых элементов.



Возьмите яркий детский носочек и пришейте к нему пуговицы, бусины, бубенцы. Оденьте носок на левую ручку и следите за реакций ребенка. Он должен начать правой рукой ощупывать новую игрушку, мелкие предметы. Если этого не произошло, покажите как надо: подведите ручку крохи к носочку и его пальчиком коснитесь бубенцов.

«Колокольчик динь-динь»

Вам понадобится колокольчик и прищепка. Крепко привяжите колокольчик к прищепке и цепляйте на одежду крохи: на рукав, на штанишки, на носочек. Малыш должен тянуться к звенящему колокольчику и пытаться снять прищепку.

Следите, чтобы ребенок не прищемил пальчик, не оставляйте его одного с этой игрушкой!

Пальчиковые игры

Возьмите ручку малыша и его пальчиками одной руки поглаживайте ладошку другой. Приговаривайте стишок:

Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так!
Мы пальчики потрем,
Так-так и вот так!

Сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем по одному, читая стишок:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.

В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.

Во время купания

Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:

Здесь водичка холодненькая,
Здесь - тепленькая,
Здесь - горяченькая,
А здесь - кипяток, кипяток!

Поддерживаем «комплекс оживления»

Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:

Мальчику:

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сладенький кусочек!

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Стимулируем смех

Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:

Топ, топ, топоток,
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
(И. Михайлова)



Развитие зрения

Малыша привлекают яркие и красочные развивающие игрушки, поэтому он с удовольствием играет с ними.

Наблюдаем за движущейся игрушкой

К любой новой игрушке привяжите ленточку, чтобы ребенок не отвлекался на вашу руку. Положите малыша на спинку, покажите ему игрушку, потрясите. Перемещайте ее по кругу, следите, чтобы кроха следил за ней взглядом. Если он потянет ручки к игрушке, предоставьте ему самому схватить ее. Наблюдая за движением игрушки, малыш учится фиксировать взгляд и следить за ее перемещением.

Неваляшка

Сейчас в продаже имеются не только классические неваляшки-девочки, но и животные – зайчики, мишки, утята. Играя с неваляшкой, малыш учится приводить в действие игрушку и наблюдать за ее мелодичным танцем и раскачиванием в стороны.

Прятки

Игры «В прятки» со исчезающими игрушками развивают любопытство и зрение малыша. Прикройте игрушку платочком и спросите: «Куда мишка спрятался?». Затем уберите платочек и радостным голосом скажите: «А вот и мишка!». Чуть позже ребенок радостно начнет сам убирать платочек.

«Идет коза рогатая»

Малыш уже узнает мама и папу. Эта игра научит узнавать других членов семьи. Поднесите ребенка к бабушке или дедушке. Пусть они поиграют с крохой в «бодашки», читая ему стишок:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!

Развиваем слух

Малыши в 5 месяцев очень любят извлекать звуки из самых разных предметов. Даже элементарная погремушка для них уже не просто яркая грохочущая штука, а что-то вроде примитивного музыкального инструмента. Часто, играя с ней, кроха даже подпевает.

С помощью игр развивается слуховое восприятие малыша.

Откуда звук

Накрывая пелёнкой включенную музыкальную игрушку, взрослый спрашивает: «Откуда звук?». Малыш прислушивается к музыке, ищет взглядом источник звука.

Бубен

Сядьте на пол, малыша посадите на колени спиной к себе. Возьмите бубен, потрясите им справа от ребенка. Малыш должен повернуть голову в сторону звука. Приблизьте бубен к ребенку, позвольте ему постучать по игрушке. Так он научится устанавливать взаимосвязь между своими действиями и исходящими звуками.

Учимся различать мелодии

Возможно, ребенок еще не понимает разницу между спокойной и плясовой мелодией. Научите его, как реагировать на веселую музыку. Возьмите кроху на ручки и потанцуйте с ним, напевая песенку на мелодию «Во саду ли в огороде»:

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Когда подойдет время сна, тихо спойте колыбельную, покачивая малыша на руках:

Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка, здесь не лай,
Белолапа не скули,
И (имя ребенка) не буди.



Развиваем речь

Пятимесячные крохи охотно «разговаривают». Для того чтобы развивать речь малыша, с ним необходимо постоянно разговаривать, комментируя все происходящее вокруг самыми простыми фразами: «мама тот-топ», «водичка кап-кап», «звоночек динь-динь». Чаще разговаривайте, расположив малыша так, чтобы он хорошо видел ваши губы.

Поем песенки из слогов

Пойте простые песенки из слогов. Ребенок охотно будет повторять за мамой: «та-а-а-а, да-а-а-а, ма-а-а-а, па-а-а-а».

«Кто как кричит?»

Игры на подражание звукам животных забавляют малышей, и стимулирую их научиться произносить такие же звуки. Для игр можно использовать игрушки: кошечки, собачки, птички. Держите игрушку и произносите: «Как кошечка мяукает? Мяу!»

Оксана, мама двухлетней Даши: «Когда Даше было 5 месяцев, она начала складывать звуки в слоги. Я предложила ей поговорить: произносила певуче слоги «ма», «па», «на», «ля», «да», «не». Она повторяла их, как умела. Ей нравилось, что мы вместе развиваем речь. Уже в 7,5 месяцев доченька стала лепетать первые простые слова: «мама», «папа», «да», «ляля». Сейчас ей 2 года, она легко строит небольшие предложения, выговаривает почти все звуки. Я думаю, это наши «разговоры» так повлияли на развитие ее речи».

Познавательное развитие ребенка 5 месяцев

Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:

Изучаем лицо

Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.



Изучаем причинно-следственные связи

Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала» . Предложите построить еще.

Знакомьтесь с предметами и окружающим миром

Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».

Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».

Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.

Развивающие игрушки

С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.

Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:

  • На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
  • Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
  • Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
  • Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.

Распорядок дня, как элемент развития

Режим крохи – важный фактор его развития. Именно от правильности распорядка дня зависят его физическая и познавательная активность, способность воспринимать информацию.

Чтобы кроха полноценно питался, развивался и отдыхал, его режим дня должен быть четко организован.

После утреннего пробуждения должен быть завтрак, зарядка, гигиенические процедуры, время для игры. Когда малыш устанет, ему необходимо поспать не меньше часа. Затем можно покушать и отправляться на прогулку. Потом снова прием пищи, отдых, игры, вечерние гигиенические процедуры, сон.

Привыкая жить в определенном ритме, кроха становится собранным, организованным, спокойным и внимательным. А это – важнейшие основы для его полноценного развития.

Заключение

Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.

Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.

Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.

Видео: Развитие нервной системы ребенка в 5 месяцев

  1. Дюкова Е. Мать и дитя: от беременности до 3 лет.
  2. Лучшие методики раннего развития.
  3. Л. Суркова. Быть мамой здорово! Беременность и первый год жизни малыша.
  4. Н. Андреева. Беременность, роды и первый год жизни ребёнка.

Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что ребенок в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: ребенок уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес ребенка в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.

Средний рост пятимесячного ребенка составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».

Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело ребенка становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.

Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Читайте также о питании ребенка:


Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Ребенок осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» ребенок может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить ребенка на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки ребенка научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физиологическое развитие

  1. Зрение. Зрение ребенка совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
  2. Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
  3. Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
  4. Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.

Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.

Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца

Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.

  1. Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
  2. Если ребенок остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
  3. Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
  4. Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
  5. Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.

Читайте также о развитии ребенка:

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры

Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Примеры пальчиковых игр

Коза и козленок Сорока-ворона

Прятки

Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.

Футбол

Перед ножками ребенка, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.


Покажи часть тела

Уже в 5 месяцев можно пробовать учить ребенка показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.

Слушаем музыку

Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.

Волшебные мешочки

Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.


Прогулка по дому

С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.

Догонялки с игрушкой

Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.

Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка и познанию окружающего мира.

В этом ребенку могут помочь:

  • игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
  • различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
  • игрушки с зеркальными элементами;
  • браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание ребенка, но и будут способствовать развитию слуха;
  • детские развивающие коврики;
  • озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.

Уход

Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:

  • повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
  • расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
  • стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
  • устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.

После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.

Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с ребенком в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.

Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.

Развитие ребенка в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.

Вконтакте

От момента рождения до года малыш ускоренно растет и развивается. На 5-м месяце жизни ребенок становится более активным, подвижным и любознательным. Родители, изучив природный биоритм своего чада, устанавливают соответствующий распорядок дня. Примерный режим дня детей в 5 месяцев должен выглядеть так:

  1. 7:00 - пробуждение, кормление, развлечение малыша.
  2. 9:00 - утренний сон.
  3. 11:00 - умывание, подмывание, зарядка и массаж, приём пищи, общение с ребенком.
  4. 13:00 - отдых на свежем воздухе.
  5. 15:00 - кормление, развлечение.
  6. 17:00 - вечерний сон.
  7. 19:00 - питание, прогулка (по желанию), купание, игры.
  8. 21:00 - сон. Одно ночное кормление либо несколько (по требованию ребенка).

Такой режим очень удобен как для детей, так и для их родителей. Он не должен соблюдаться в точности, время на отдых и бодрствование может быть сокращено или увеличено в зависимости от потребностей малыша.

Сон

Детский сон играет самую важную роль для здорового роста и развития.

Детей в 5 месяцев особых изменений касательно отдыха не принёс. Сон составляет столько, сколько и в четырёхмесячном возрасте, но при этом он более глубокий ночью и короткий днём.

Ночной сон в 5 месяцев становится более крепким, продолжительным и непрерывным. Если же ребенок и встаёт на кормление, то как поест, сразу засыпает. Если же этого не происходит, не нервничайте, покачайте ребеночка, ласково погладьте и спойте тихую колыбельную.

Постепенно сокращается время дневных снов. Ребенок уже хорошо адаптировался к постороннему бытовому шуму во время отдыха. И уже спокойно спит при звуках работающей стиральной машины, телевизора и прочего.

Не забывайте проветривать детскую комнату. А в летнее время обеспечьте непрерывный поток свежего воздуха, открыв окно на проветривание.

Питание малыша

Основное и единственное месяцев - это материнское молоко или смесь. Ничего другого до 6 месяцев здоровому ребенку давать не следует.

Прикладывать к груди нужно по мере необходимости, максимально приближенно к сформированному режиму дня.

Как правило, малыш в течение суток съедает около литра молока или смеси (за 5-6 кормлений).

Прикорм ребенку пяти месяцев можно вводить по рекомендации педиатра в тех случаях, если малыш:

  • не доношен;
  • плохо набирает вес;
  • не наедается материнским молоком, постоянно капризничает;
  • находится на полном искусственном вскармливании.

Давайте разберемся, чем кормить в 5 месяцев ребенка, которому разрешено вводить дополнительные продукты.

Рассмотрим два варианта.

  1. Малыш на естественном или плохо набирает вес. В этом случае прикорм рекомендуют начинать с безмолочных каш, со временем можно включать и молочные.
  2. Искусственное вскармливание ребенка 5 месяцев предусматривает возможность введения дополнительных продуктов.

Если нет проблем с весом, дополнительное питание рекомендуют начинать с овощных пюре (куда входит кабачок, цветная капуста либо картофель) или фруктовых (зеленое яблоко, банан, персик).

Начальная порция прикорма составляет до чайной ложечки в день. Объем нужно постепенно увеличивать, заменяя одно кормление. Блюдо нужно отваривать или запекать в духовке.

Кормите ребенка такими продуктами до обеда, чтоб проследить за реакцией организма. При возникновении аллергии или проблем с перевариванием уберите из рациона этот продукт. В течение недели не давайте никакого прикорма.

Гигиена малыша

Ребенок в 5 месяцев купается с большим удовольствием и активно участвует в водных играх, так как начинает принимать вертикальное положение.

С этого возраста малыша можно купать в большой ванне с игрушками, аккуратно сажать его, придерживая спинку. Воспользуйтесь кругом для плавания, надев его на шею ребенка. При помощи него он будет чувствовать себя более уверенно и подвижно, отрабатывая основные навыки плавания.

Полноценный уход за нежным тельцем также включает:

  • обеспечение чистоты ушек, носика и глазок;
  • подстригание ногтей;
  • подмывания;
  • купание;
  • увлажнение.

Утренние процедуры начинайте с умывания личика и подмывания после снятия памперса или туалета. Для этих мероприятий достаточно струи теплой воды. Мыло для подмывания используйте не более одного раза в день.

Купать малыша следует перед ночным сном. Теплая вода помогает расслабить все группы мышц, она дарит порцию наслаждения, хорошо успокаивает и обеспечивает крепкий сон. Мыло, гель или пенку для купания используйте только раз-два в неделю. Ушки и носик чистите по необходимости. В конце процедуры обмойте ребенка чистой водой на градус ниже температуры жидкости в ванночке.

Кожа в эти месяцы остаётся такой же чувствительной, склонной к опрелостям, раздражениям и высыпаниям. Для профилактики таких проблем давайте коже дышать - делайте воздушные ванночки и увлажняйте тельце малыша после купания.

Помните, что все гигиенические средства должны быть строго детскими. Так как взрослые, в силу различных добавок и отдушек, могут вызвать раздражение и аллергию.

Прогулки на свежем воздухе

Бывать на свежем воздухе с маленьким ребенком нужно каждый день. Длительность прогулок (в зависимости от погодных условий) должна составлять от 40 минут до нескольких часов.

В холодную или ветреную погоду сократите время пребывания на улице, обеспечив тепло и комфорт малышу в коляске. В теплые летние дни гуляйте как можно чаще и дольше.

Оптимальными являются прогулки дважды в день. Для здоровья ребенка они полезны во время сна. Также малышу очень понравится проводить время на улице, когда вокруг столько интересного: люди, машины, природа, животные, птицы.

Чем занять ребенка во время бодрствования

Ребенок в 5 месяцев бодрствует на полчаса или час больше прежнего. В это время ему нужно уделить максимум внимания. Дети, которые лишены этого, развиваются медленнее и могут иметь психические расстройства.

За несколько часов бодрствования вы можете погулять с малышом, позаниматься физической активностью, развлекательными и развивающими играми, послушать музыку, потанцевать, спеть песенки, почитать книжки, рассказать стишки и многое другое.

Детский массаж

Режим дня детей в 5 месяцев и старше предусматривает обязательное проведение массажа с расширением комплекса гимнастических упражнений. Благодаря регулярным занятиям ваш малыш будет быстрее развиваться, становиться более активным и энергичным. Массаж улучшает кровообращение, обменные процессы. Гимнастические упражнения, направленные на моторное развитие ребенка 5-6 месяцев, отлично развивают пластику, навыки ползания, сидения, хождения.

Сеансы проводите перед кормлением или спустя полтора-два часа после него. Для этой процедуры главное:

  • хорошее настроение мамы и малыша;
  • теплая комната;
  • приятная музыка, хорошо подойдёт классика;
  • пелёнка и детское масло.

Выполняйте простые массажные и гимнастические движения, которые включают поглаживания, разминания, вибрацию и похлопывания.

Начинать нужно с рук малыша, затем переходить на ножки, живот и спину. Большее внимание в этом возрасте уделяйте массажу живота. Он успокаивает ребенка и улучшает пищеварительный процесс.

Физическое развитие

Физиологические изменения в развитии 5-месячного ребенка оценивают по следующим критериям, определенным ВОЗ.

  1. Рост (от 62,1 до 63,9 см). За этот месяц ребенок вырастает в среднем на 2 см.
  2. Вес (от 6,4 до 7 кг). В течение пятого месяца малыш набирает около 700 г.
  3. Окружность головы (от 40,6 до 41,6 см).
  4. Окружность грудной клетки (от 42,3 до 42,9 см).

Здесь приведены средние показатели физического развития. Нижний предел - среднее значение для девочек, а верхний - для мальчиков. Как видно, у мужской половины вес в 5 месяцев немного больше, чем у женской.

Темпы как и психомоторного, индивидуальны для каждого ребенка и зависят как от показателей при рождении, так и от ухода за малышом.

Психомоторное развитие

Это формирование двигательных навыков, соответствующих уровню психического становления ребенка.

Развиваться дети могут как плавно, так и скачкообразно. Не нужно расстраиваться и гнаться за подругой, у которой ребенок делает то, чего ещё не может выполнять ваш малыш 5 месяцев. Развитие всегда индивидуально. Спустя неделю-две ваш малыш сможет догнать и перегнать умения «соперника».

В пятимесячном возрасте дети умеют:

  • Различать лица, узнавать себя в отражении, приятно реагировать на голос мамы.
  • Тянуться и хватать понравившуюся вещь, отнимать игрушку.
  • Греметь погремушкой, нажимать на музыкальные инструменты, играть с пищалкой, ощупывать предметы, изучать их форму и поверхность. У ребенка улучшаются слух и зрение.
  • Тянуть в рот окружающие предметы, свои ручки и ножки.
  • Следить за понравившимся предметом, поворачивать голову во все стороны.
  • Переворачиваться со спины на бок, затем на животик и назад на спину.
  • Лежать на животе, опираться на колени и голову, пытаясь поднять туловище и таз.
  • Проявлять первые попытки к сидению.
  • Хватать и крепко держать мамины пальчики, чтоб приподняться и занять вертикальное положение.

Чем больше времени вы будете уделять ребенку, разговаривая и играя с ним, тем быстрее он будет развиваться.

Становление речи

И общение с мамой - главные составляющие для раннего развития речи. Сейчас малыш лепечет, аукает, произносит различные звуки: а-а-а, э-э-э, у-у-у. Девочка 5 месяцев немного раньше мальчика начинает издавать новые гласные (ы, а) и согласные (б, п, м), смеётся, рычит, визжит, пищит во время игр.

Все эти навыки являются большим достижением в развитии ребенка пяти месяцев. Продолжайте заниматься с малышом, больше разговаривайте, при этом произносите слова четко и правильно. Читайте стишки, рассказывайте потешки, давайте трогать предметы разной формы.

Развивающие игрушки

Малышам в этом возрасте будут интересны яркие, цветные игрушки с различными звуковыми эффектами, а именно:

  • мягкие игрушки со вставками фольги, пищалок, твердых предметов;
  • разноцветные погремушки, барабан;
  • матрешки;
  • пальчиковый кукольный театр;
  • музыкальные животные, рассказывающие сказки и поющие песенки;
  • ксилофон и прочие музыкальные инструменты.

Также воспользуйтесь домашними предметами (кастрюлями, ложками), рассматривайте фотографии, книжные картинки. Разминайте пальчики малыша под любимые потешки, играйте в прятки, накрыв лицо платочком. Дайте малышу попрыгать на ваших коленях, полетать самолётиком. Целуйте во все части тела, называя каждую из них, обнимайте. Дарите свою любовь, в которой так нуждается малыш 5 месяцев.

Развитие и воспитание ребенка

С каждым днем ребенок активнее познает окружающую среду. Он начинает понимать запреты и просьбы, такие как «нельзя», «дай», «на», «иди ко мне» и прочие. Умеет различать интонацию. Когда обращаешься ласково - улыбается, если ругаешь - плачет.

Именно сейчас малыша нужно правильно воспитывать.

Развитие ребенка 5-6 месяцев нужно проводить по таким направлениям.

  1. Познание. Изучайте окружающий мир при помощи игрушек и безопасных предметов обихода. Выкладывайте разные по цвету и форме игрушки на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы он пытался дотянуться к ним, подползти.
  2. Социум. Учите контактировать с людьми. В игровой форме имитируйте голоса и ласково обращайтесь к ребенку.
  3. Развитие речи. Здесь помогут чтение и игры с мелкими предметами.
  4. Двигательная активность. Выполняйте гимнастические упражнения, завлекайте к движению в игровой форме.

в 5 месяцев

Пока ребенок не научится говорить, все его просьбы к удовлетворению его потребностей будут выражаться в слезах.

Здесь важно распознать вид рыданий и устранить причину. Плач может быть как физиологическим — голод, повышенная усталость, недостаток внимания и общения, так и патологическим - колики, прорезывание зубов, прочие патологии и заболевания.

Никогда не игнорируйте расстройства ребенка, будьте терпеливы, ласковы, старайтесь сохранять спокойствие. Даже если кроха требует повышенного внимания, уделите его. Ведь любовь и забота никогда не бывают чрезмерными.

Если же малыш постоянно плачет, и вы не можете его успокоить, идите к невропатологу.

Правильно выстроенный режим дня детей в 5 месяцев является лучшей профилактикой заболеваний, дисциплинирует малыша и позволяет ему хорошо развиваться.

Что умеет ребенок в 5 месяцев ?

Вашему ребенку 5 месяц. Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то, похожее на самое главное слово: «Ма-ма». Конечно, пока младенец говорит его случайно, осваивая новый вид речи – лепетную. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» - самые простые. Поэтому ребенок будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями.

Младенец весь настроен на общение с взрослыми. Лучшей игрой для него становится та, где есть диалогическая речь. Недаром масса потешек состоит из вопросов и ответов! Если у малыша активно развивается речевой аппарат, ответы он вскоре сможет повторять за вами. Хотя пока это лишь попытка копирования, а не полноценная речь.

Разбираемся в людях

Незнакомцы теперь вызывают настороженную реакцию. Это нормально и даже замечательно. Объясняйте малышу, кто пришел к вам в гости. А гостям не следует брать кроху на руки до того, как он с ними не «познакомился»: осмотрел, потрогал, убедился в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.

Когда мама рядом, младенец не боится посторонних. А вот появление чужого человека в тот момент, когда мамы нет, может вызвать настоящую истерику. Такая реакция на незнакомцев – очень важный этап в развитии психики ребенка. Он учится делить мир на «своих» и «чужих», выделять отдельного человека из общего фона. Поддерживайте малыша, разъясняйте ему все происходящее. Кстати, «знакомым» для ребенка является тот, кто играет и занимается с ним практически каждый день.

Малыш сам стремится вызвать взрослых на контакт. Для этого он зачастую имитирует действия, которые хотел бы получить от близкого человека: тянет ручки, улыбается. Может начать гулить и ворковать, когда делать явно не хочется, улыбаться, когда не до улыбки. Таким образом, младенец «провоцирует» взрослых на нужную ему реакцию. А не получив ее, начинает горько и обиженно плакать.

На 5 месяце у младенцев совершенствуется навык зрительного управления движениями рук. В этом возрасте движения «глаз-рука» практически всегда скоординированы, и ребенок легко достает нужную игрушку, предварительно посмотрев в ее направлении.

Малыш становится более самостоятельным. Теперь он может забавлять себя интересными игрушками или предметами минут десять, не отрываясь. Причем обычно сам выбирает предмет, который его интересует в данный момент. Это еще один важный шаг в развитии – формирование умения выбирать и концентрировать внимание. Кроме того, это необходимо для развития способности к обучению.

Малыш также держит в памяти не только лица, но и прически, цвет и фасон вашей постоянной одежды (например, домашнего платья, в котором видит вас каждый день). Поэтому на новую прическу или непривычный наряд следует незамедлительная реакция: младенец настораживается и долго осматривает, ощупывает, прислушивается к маме, переодевшейся, например, в вечерний наряд и сделавшей укладку или покрасившей волосы.

Возраст хватайки

Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.

Первым делом он должен все пощупать, попробовать на вкус, ощупать снова. Его уже интересуют такие характеристики, как температура, особенности поверхности. Используйте это и удовлетворяйте интерес в играх. Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Позвольте ему погрузить пальчики в теплую кашу или кисель. Ничего, что до знакомства с взрослой едой еще далеко, пока это лишь средство познания окружающего мира.

Ребенок учится сознательно разжимать ручку, выпуская из пальчиков предмет, который удерживал. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он «выбрасывает» из кроватки игрушки. Наоборот, пусть тренируется! К тому же это первый опыт активного взаимодействия с взрослым: кроха бросает, а мама приносит. Если вы устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В 5 месяцев ребенок прекрасно поднимает плечи, руки, ноги. Если дать ему пальцы, за которые он может схватиться, он подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему еще не в состоянии. И сажать специально – в подушки – кроху не стоит. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. А вот подтягиваться малыш может столько, сколько хочет. Повесьте над его кроваткой маленькие кольца – хватаясь за них, он будет тренировать руки и мышцы спины.

Если вы заметили, что ребенок подтягивается на одной руке больше, чем на другой, обязательно сделайте массаж «слабой» стороны, чтобы мышцы развивались равномерно. Мышцы спины у крохи уже развиты настолько, что, лежа на животе, он может делать «самолетик» - поднимает голову, руки, ноги и машет ими. Не удивляйтесь, если лежа на спине, ребенок вполне осознанно отправит в рот пальцы ног или пятку.

Знакомство с телом

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамочки тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха постоянно фиксируется на этом занятии. Подобное поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный телесный дискомфорт (например, вы редко меняете ему подгузники или неправильно пользуетесь ими или детской косметикой, из-за чего возникло раздражение в области гениталий).

Также это делают дети, которым катастрофически не хватает ласки и тактильных контактов с взрослыми. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, спокойно расскажите, что «там» находится (так же, как вы объясняли, где нос, рот, глазки), и направьте ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу.

Наказания, шлепки по рукам, наоборот, фиксируют внимание малыша на «запретной» зоне, и именно такая реакция взрослых может привести в дальнейшем к онанизму или отклонениям в сексуальном развитии. А пока никакой сексуальной подоплеки в общении младенца со своим телом нет и быть не может. Просто ему интересно и приятно.

Домашняя игротека

В этом возрасте очень важно проследить за тем, чтобы врожденный физиологический гипертонус постепенно проходил. Только тогда малыш сможет ловко управлять руками, ногами, всем телом, научиться ползать , сидеть, вставать. В этом вам помогут игры на расслабление и чувство ритма.

«Каравай»
  • Мешу-мешу тесто (поднимать и опускать, разминая, ручки, ножки, поглаживая головку ребенка)
  • Есть в печи место.
  • Пеку-пеку я каравай – (похлопывать по всему телу крохи)
  • Головушку валяй-валяй, валяй-валяй! (покачивать голову из стороны в сторону)
«Моторка»
  • Моторка-моторка еле ползет.
  • Моторка-моторка, ходу прибавь!
  • Моторка-моторка, полный вперед! (приводить согнутые в коленях ножки к животу и обратно быстро и медленно).
«Ку-ку»

Игра в «ку-ку» не только забавляет малыша, но и очень важна для развития мозга. Играть в нее можно по-разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце, пеленку, одеяльце и выглядывая из-за них; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глазки его же руками, а потом убирая руки; пряча игрушку под покрывало. А потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.