Методика работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста. Проблема преемственности в философии, психологии и теории педагогики

МБОУ

«Ляминская средняя общеобразовательная школа »

«Спасём себя и мир от пагубных привычек»

Спортивно – интеллектуальная игра для детей младшего и среднего школьного возраста

«Вместе мы – сила!»

Бодухина Валентина Александровна, воспитатель

Цель : пропаганда здорового образа жизни.

Основная идея: в игровой форме ненавязчиво, как бы между прочим, вести «антитабачную кампанию», прививать брезгливое отношение к курению, чувство ответственности за себя и тех, кто рядом.

Мероприятие рассчитано на большую аудиторию младшего и среднего школьного возраста.

Предварительная подготовка

За несколько дней до встречи объявить всему детскому и педагогическому коллективу, к каким конкурсам необходимо подготовиться:

* лучший плакат

* лучшая «кричалка»

* оформление классного коллектива (атрибуты болельщиков, внешний вид)

Ход мероприятия

(Пока дети и взрослые занимают свои места в зале, участники художественно – спортивной программы готовятся к выходу, звучит весёлая музыка. Лучше, если будут подобраны песни на темы спорта, здоровья, дружбы)

Ведущий:

На пороге тысячелетия

Наступает момент, когда

Мы за всё бываем в ответе,

Перелистывая года.

Человек, покоривший небо,

Чудо техники изобретая,

Приобщаясь к дурным привычкам,

О здоровье своём забывает.

(Неожиданно для всех меняется музыка. В зал под траурную музыку входит процессия. Впереди «музыкант», бьющий крышками от больших кастрюль, имитирующих музыкальные тарелки. За ним двое на носилках несут большой бутафорский окурок, несколько человек в чёрных халатах с капюшонами несут на подушечках «награды» курильщика: пузырёк с лекарством, скелет, ремень. Шествие медленно обходит сидящих на скамейках и останавливается у саркофага, вокруг которого располагают подушки с «наградами». Передавая с рук на руки «окурок», грустно произносят по очереди)

О последний мой Бычок,

Ляг в коробку на бочок,

Нет тебя родней и ближе,

Но тебя я не увижу,

Зажигалкой не обижу.

Все сейчас ушли за школу:

Ванька с Мишкой,

Даже Вова…
- А сейчас простить нас просим:

Мы тебя решили бросить.

Мы б с тобой дружили долго,

Да достали педагоги.

Всё ругают и ругают –

Тебя бросить заставляют.

(рыдая, укладывают в «саркофаг» и медленно удаляются. Но неожиданно «окурок» выскакивает вслед за рыдающими: он незаметно от зрителей привязан тонкой ниткой к одному из артистов. Все в ужасе бросаются на колени)

Отпусти ты нас, друг милый!

Видишь, нету больше силы…

Посмотри, как похудел я…(поворачивается, а на спине изображён скелет )

Посмотри, как посинел я…(открывает капюшон, все видят синее лицо )

Посмотри на мой дневник…(под халатом медали в виде двоек )

Ну какой я ученик?!

(Вдруг резко меняется музыка. Громко звучит ритмичная, спортивная. Вбегают спортивные команды во главе с капитанами )

Капитан (команде)

Вот как маются куряги,

Надо же помочь беднягам!

Курильщик (оправдываясь):

Трудновато бросить «друга»…

Капитан: (рассматривает нить, связывающую с «окурком»):

Да… узелок завязан туго, и завязан он не другом!

Но в беде мы вас не бросим –

Быть в команде нашей просим.

Вместе проведём урок

О том, как развязать нам узелок.

Дайте нам для дружбы руки!

Ведущий:

Прочь уныние и скуку!

В две команды становись!

Состязанья начались!(«Артисты» делятся на две части и присоединяются к командам)

Внимание! Внимание! Наши команды объявили ультиматум вредным привычкам, которые мешают нам быть крепкими, красивыми, умными, успешными, любимыми. Эти привычки – вредители очень хитры, изобретательны, настойчивы и, порой, труднопреодолимы. Они часто маскируются под хорошие качества. Наша задача: обнаружить противника, перехитрить, не поддаться на провокацию. А, самое главное, помочь тем, у кого эта борьба получается хуже.

1 этап «Гигиена»

(На стене, на разной высоте приклеены скотчем за уголок листы бумаги, имитирующие носовые платки по количеству игроков )

Ведущий:

Всем известно, что каждый уважающий себя и окружающих должен иметь при себе носовой платок. И, не секрет, что у некоторых такой необходимой привычки нет. А это уже плохая привычка, вредная. Вот они, эти важные предметы. Чтобы их приобрести, каждый из вас по очереди бежит к стене Чистоты, подпрыгивает, срывает «платок», бежит к команде, становится в «хвосте» колонны. И так до последнего игрока. Предлагаю посоветоваться 30 секунд о стратегии ваших действий.

Команды, в две колонны стройся!

2 этап «Температура»

(Подготовить бутафорские градусники из плотного картона по количеству участников, положить их в противоположном конце зала напротив команд )

Ведущий:

Готовы ли команды к дальнейшему сотрудничеству в борьбе с привычками – вредителями? Вам предстоит пройти медицинский осмотр – измерить температуру. Первые игроки бегут к месту, где лежат градусники, берут один, бегут назад к команде, берут коврики, ставят себе градусник и ложатся позади шеренги. И так до последнего игрока. Когда последний игрок ложится с градусником, вся команда поднимает градусники вверх и громко кричит: «Мы здоровы!»

3 этап «Разоблачение»

(Помощник развешивает красивые изображения сигаретных пачек на заранее подготовленные кнопки. На обратной стороне – слова, обозначающие то, что получает в «награду» курящий: слабоумие, рак лёгких, плохая память, неприятный запах, одышка, серый цвет лица, жёлтые зубы, слабые мышцы, быстрая утомляемость и т. п. На пути у команд,на полу, приклеиваются ватманы с изображением сигареты. Капитанам выдаётся фломастер.)

Ребята, вы помните, почему нашим курильщикам очень трудно было расстаться с сигаретой? (ответы детей). Молодцы! Конечно же, потому, что они считали сигарету другом, а не врагом и очень не хотели с ней расстаться. А почему не увидели в сигарете врага? Да потому что этот враг опытный, хитрый, маскируется под красивую одёжку – упакован в привлекательную пачечку с модными рисунками. Ваша задача – разоблачить коварного шпиона. По одному, начиная с капитана, вам следует мчаться к красивым пачечкам, останавливаясь у сигареты, лежащей на полу, написать слово «нет», добежать до картинки, снять её и принести в команду. (идёт состязание) Молодцы! Покажите всем, и прочитайте громко, на что можно потратить деньги, приобретя такие вот вещи. Добавьте свои версии.

4 этап «Жертвы курения»

Ведущий

На обочинах дорог нередко можно видеть своеобразные памятники жертвам аварий, напоминающие об опасности. Предлагаем изобразить памятник жертвам курения.

Уважаемые победители вредных привычек, что же мы будем делать с нашей сигаретой, с которой пытались расстаться наши товарищи?

Один из «курильщиков »(несмело):

Может мы её докурим…

Ведущий:

Да… не сразу всем удаётся избавиться от плохих привычек. Но мы не привыкли отступать и поможем занять мысли нашего товарища полезными привычками. (команды завешивают курильщика мячом, книгой, молотком и т. п. Всё это может быть как настоящим, так и бутафорским)

Ведущий: Ребята, вы не заметили, что у вас появилась ещё одна замечательная привычка – думать о тех, кто рядом. А эту гадость выбросим на помойку (бросают в сосуд с надписью «Помойка»). Кто ещё хочет попробовать курить? Тогда вам придётся лезть в помойку. У каждого свой выбор.

Ну что ж, выбор за вами. А пока слово для подведения итогов сегодняшнего сотрудничества двух мужественных команд и их замечательных друзей – болельщиков нашей уважаемой судейской коллегии (подведение итогов, награждение).

Приложение

Советы организаторам:

Такого рода мероприятие может быть заключительным в неделе Здоровья.

Жюри должно быть выбрано и ознакомлено с правилами игры заранее. Неплохо, если в его состав будет входить медицинский работник, участковый, учитель физкультуры. Состав жюри должен быть некурящим, на что нужно обязательно обратить внимание детей.

Результаты с комментариями объявляются после каждого этапа.

Болельщики до начала игры должны быть разделены на две группы.

Тексты плакатов для оформления зала:

-«Здоровье – самое лучшее достояние человека»

-«Сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра стать лучше, чем сегодня»

-«Здоровому духом всё под силу»

-«Воля – это стремление к счастью»

-«Не всё полезно, что в рот полезло»

-«Стыд перед людьми хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» (Л. Н. Толстой)

-«В совершенствовании человека – смысл жизни» (А. М. Горький)

-«На хороший цветок летит и мотылёк»

-«Если вас никто не любит, будьте уверены, - это ваша вина» (Ф. Додридж) и др.

Изготовление плакатов не будет пустой тратой времени только в том случае, если в процессе подготовки их смысл будет донесён педагогами не только до ума ребёнка, но и до его сердца.

Игры со зрителями

Во время подготовки команд к эстафетам или случившихся заминок необходимо иметь в резерве достаточно «развлекалок» с болельщиками.

* буримэ (сочинение стихов на заданную рифму)

Сигарета – за это

Радость – гадость

Секрет – ответ

Мечта – не та

*конкурс на лучшую кричалку (заранее объявить)

*шуточные физминутки

Оценочный лист

Название этапа

Макс. кол-во баллов

«Стрела»

«Молния»

1

Приветствие команд

5

2

«ГИГИЕНА»

Сплочённость

3

Отношение к соперникам

3

Следование правилам

3

Скорость

1

Работа болельщиков

5

Итого

15

3

«ТЕМПЕРАТУРА»

Сплочённость

3

Отношение к соперникам

3

Следование правилам

3

Скорость

1

Работа болельщиков

5

Итого

15

4

«РАЗОБЛАЧЕНИЕ»

Сплочённость

3

Отношение к соперникам

3

Следование правилам

3

Скорость

1

Работа болельщиков

5

Итого

15

5

«ЖЕРТВЫ КУРЕНИЯ»

Сплочённость

3

Соответствие теме

3

Чувство юмора

5

Работа болельщиков

5

Итого

16

ОБЩИЙ ИТОГ

66

При подведении итогов обязательно учитывать умение работать в команде (сплочённость), уважительное отношение к соперникам (за любое негативное проявление к членам другой команды балл снижается), соблюдение условий игры, работу болельщиков.

В качестве наград лучше всего подготовить медали, изготовление которых можно организовать как конкурс.

юлия феофанова
Сценарий игровой конкурсной программы «Разноцветная игра» для детей младшего и среднего школьного возраста

Сценарий игровой конкурсной программы «Разноцветная игра » для детей младшего и среднего школьного возраста

Описание работы : Данная разработка предназначена для организации увлекательного, полезного досуга детей старшего дошкольного , младшего и среднего школьного возраста в летний период в детском саду, в дворовых клубах, в пришкольных лагерях , в лагерях отдыха детей . Для его проведения я предлагаю использовать большое количество разноцветных крышек от пластиковых бутылок и цветные мелки

Цель : организация увлекательного, полезного досуга детей

Задачи :

Развивать у детей активность , стремление к достижению успеха, общительность;

Развивать внимание, ловкость и быстроту, умение действовать по сигналу;

Развивать фантазию и творческие способности;

Дать возможность хорошо и с пользой провести свободное время.

Оборудование и реквизит : фонограммы веселых детских песен, 2 мольберта, 2 набора цветных мелков, 2 маркера, 2 ватмана, разноцветные крышки от пластиковых бутылок (7 цветов по 30 штук,разноцветный флажки , воздушные шары разного цвета , 3 набора цветных карточек, мыльные пузыри.

Ход мероприятия.

Звучит фонограмма песни «Коробка с карандашами» .

Ведущий : Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались на празднике

А как он будет называться? Давайте скажем всем

Вместе : мы встречаем праздник «Разноцветная игра » .

Ведущий : Ребята, а вы много цветов знаете?

Давайте вспомним самые главные цвета

Дети читают стихи.

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры - красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Оранжевый

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа :

Оранжевая тоже.

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят,

Желтые листья с деревьев летят.

У нас растет зеленый лук,

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые.

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз,

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Как вы уже догадались, все наши конкурсные задания будут посвящены краскам. Краски в обычном понимании – это цветная энергия, делающая окружающий мир ярким, красочным, разноцветным и интересным . И сегодня мы с вами постараемся получить самую большую порцию этой энергии.

Ведущий : отгадайте загадки

У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает? -…

Ответ : Белый

Он из всех неяркий самый,

Только веришь или нет -

Можно видеть этот цвет

И с закрытыми глазами!

Ответ : Чёрный цвет

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный ,

Ну а цвет похожий - …

Ответ : Красный

Лягушка скачет на болоте

Она все время на охоте.

Прощай, комарик несмышленый!

А у лягушки цвет …

Ответ : Зеленый

Из скорлупок, из пеленок

Вылез маленький цыпленок.

Ой, смешной какой ты,

Наш комочек …

Ответ : Желтый

Мы с тобой рисуем море :

Вот - кораблик на просторе,

Вот - звезда на дне лежит,

Вот - фонтан пускает кит…

Волны и китенка спину

Мы раскрасим цветом…

Ответ : Синим

Незабудок цвет чудесный -

Светлый, радостный, небесный.

Угадаем мы с тобой

Этот цвет. Он - …

Ответ : Голубой

Маме в качестве подарка

Выбирайте розы вы!

Цветом красным, но не ярким,

По простому - …

Ответ : Розовый

Есть он в кофе, в чечевице,

В медвежонке и корице,

В шоколаде тоже есть –

Без него его не съесть.

Ответ : Коричневый цвет

Он в асфальте и бетоне,

В теплом пухе на вороне,

В волке и его хвосте

И у кошек в темноте.

Ответ : Серый цвет

Ведущий : А сейчас мы с вами немного поиграем и покричим . И сделаем мы это так : у кого в одежде есть зеленый цвет, дружно похлопайте и покричите…А теперь те ребята, у кого есть красный цвет в одежде….и т. д. Отлично!

Ведущий : Ну что ж, проверим какие вы внимательные. Я прочитаю строчки из цветных стихов. Как только вы услышите свой цвет, хлопайте и кричите громче.

Небо дождливое, серое быстро я синим сделаю.

Горит на небе солнце ясное, такое жаркое, такое красное!

Хороши в саду цветы необычной красоты! Нас порадует листва и зеленая трава.

Зимой все покрыто инеем и щеки становятся. красными.

Я пойду гулять на луг, надену платье классное.

В косу я себе вплету ленту ярко. зеленую.

Несу букет сестре Алене а в нем цветок есть. Он. синий.

Ведущий : Молодцы, ребята! Трудно было вас перехитрить.

Теперь нам нужно разделиться на две команды, которые я предлагаю назвать «Карандаши» и «Краски» . За победу в каждом конкурсе команды будут зарабатывать по одному значку, а, значит, вам нужно хорошо постараться, чтобы победить.

Ведущий : Предлагаю вам для начала небольшую эстафету.

Команды выстраиваются в колонны по одному.

Конкурс «Веселый клоун»

Перед каждой командой на определенном расстоянии стоит мольберт с прикрепленным листом ватмана.

По сигналу ведущего игроки каждой команды должны по очереди подбегать к мольберту и рисовать части портрета веселого клоуна.

Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и красивее получает значек.

Ведущий : Ребята, а кто из вас может правильно назвать все цвета радуги без специальной подсказки?. А вы какие подсказки знаете?.

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Конкурс «Нарисуй радугу»

Перед каждой командой на определенном расстоянии стоят ведерки с разноцветными крышками .

Задание : Каждой команде необходимо выложить радугу из крышек. Разрешается каждому игроку выкладывать за один заход по две крышки.

Оценивается скорость и правильность выкладывания радуги

Игра «Найди свой цвет»

Правила : Ведущий разбивает играющих на число групп , соответствующее числу флажков. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета. После слов ведущего «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате) . По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

Ведущий : А теперь поиграем со зрителями (коллективные ответы)

Если видишь - на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется.

(Пейзаж)

Если видишь - на картине чашку кофе на столе, Или сок. в большом графине, или вазу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу, знай, что это.

(Натюрморт)

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас : или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, летчик или балерина, или Колька - твой сосед, - Обязательно картина называется.

(Портрет)

Конкурс «Загадочный рисунок»

Правила : Участникам игры (лучше всего задействовать сразу всех гостей) дается право выбрать один цвет. То есть – один баллончик с пузырями одного цвета и один лист бумаги. За 5-7 минут (после команды «начали!» ) все участники должны нарисовать картину, выдувая мыльные пузыри вблизи бумаги. Причем так, чтобы все остальные (а в первую очередь - судья) смогли определить, что же на картине изображено.

Конкурс «Путаница»

Ведущий : Ребята! У нас перепутались все буквы в словах, обозначающих цвета, надо срочно расшифровать эту абра-кадабру :

тосавылай– салатовый

ресевыней – сиреневый

раонвыжей – оранжевый

дорбойвы – бордовый

лимавыйно – малиновый

рикочвыней – коричневый

олефивытой – фиолетовый

Команды по очереди вытягивают листочки с зашифрованным цветом. Минуту совещаются и дают правильный ответ.

За каждый правильный ответ команде присуждается один значек.

Правила игры Светофор

Правила : С помощью считалочки выбирается водящий, рисуются 2 линии на расстоянии нескольких метров друг от друга. Игроки встают за одну из линий. Водящий встает в центр между линиями и поворачивается к игрокам спиной . Далее он называет любой цвет и поворачивается к игрокам . Дети ищут у себя этот цвет на одежде, если они его находят, то показывают его ведущему, и спокойно проходят на ту сторону. Если у игрока этого цвета нет , он должен перебежать на другую сторону, задача водящего попытаться осалить его. Тот, кого осалят, становится водящим. Если все прошли-перебежали на другую сторону, водящий отворачивается и загадывает новый цвет. Перед началом игры следует договориться о том можно ли искать цвета на заколках, бусах, часах и других аксессуарах

Конкурс «Разноцветные краски »

Педагог раздает детям воздушные шары (желтый, зеленый, оранжевый, синий, фиолетовый, красный, голубой) . Объясняет правила игры. Ребенок слышит в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с цветом шара и подбрасывает его (шар) вверх. Педагог предлагает детям забросить воздушные шары за ширму. Но не всем сразу а по сигналу-взмаху флажком определенного цвета.

Конкурс «Красивая клумба»

Перед каждой командой на асфальте нарисован круг диаметром примерно 1 метр. Всем игрокам команды выдаются цветные мелки. За 1 минуту команды должны «посадить» как можно больше цветов на «клумбу» .

Побеждает команда, нарисовавшая большее количество цветов.

игра "Краски"

Правила : Для игры "Краски" среди участников выбирают одного ведущего-продавца и одного покупателя-монаха, остальные дети становятся красками. Участники-краски сидят в кругу или в беседке, иногда дети становятся в шеренгу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует. Дети запоминают свой цвет. Монах-покупатель не должен знать цвета красок.

Ход игры:

Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу :

Я монах в синих штанах, пришел за краской.

За какой?

Монах называет цвет краски (например, голубой) . Если такой краски нет, то продавец отвечает :

Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

Задания для монаха могут быть разные : проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по другому.

Если названная краска в магазине присутствует, то продавец отвечает монаху :

Есть такая!

Сколько стоит?

Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз) .

Подведение итогов конкурсов .

Награждение участников и победителей сладкими призами.

Ведущий : Наш праздник завершается. Но не кончается лето. И пусть оно будет таким же ярким, веселым и разноцветным , каким вы его нарисовали!

Приключения Плакунчика в стране Слезокапов

Для детей младшего и среднего школьного возраста


Вячеслав Вячеславович Денисов

© Вячеслав Вячеславович Денисов, 2017


ISBN 978-5-4474-8183-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Высоко в грозовом небе, среди раскатов грома и ослепительных вспышек молнии, парил белоголовый орёл. Широко раскинув крылья, он внимательно осматривал окрестности затерянного в океане острова. Страна Добродушных Карликов, ещё недавно утопающая в зелени цветущих садов, теперь была покрыта чёрно-серым слоем золы и пепла. На месте изумительного сказочного замка с высокими башнями и резными куполами были разбросаны угасающие под дождём брёвна, которые, издавая зловонный запах гари, невольно придавали унылому окружающему пейзажу наиболее удручающий жалкий вид. Добрый волшебник, хозяин этого замка, обхватив голову руками, сидел на останках обгоревшего трона. На нём был ярко-малиновый плащ и такой же ярко-малиновый колпак с витиеватыми узорами, вышитыми золотой нитью. У него на коленях лежала книга заклятий и длинный посох – единственные вещи, которые он успел вынести из замка, внезапно объятого разбушевавшимся пламенем. В эти минуты, никто из придворных не осмелился нарушить ход его тягостных мыслей. Он даже не сразу заметил громадную птицу, бесшумно опустившуюся с небесной выси, у которой белые перья украшали не только её голову, но так же красовались аккуратным белым подворотничком на шее, а затем вновь проявлялись в виде оригинального орнамента на хвосте. Не менее примечательной особенностью в композиции внешнего вида этой гордой птицы были ярко-жёлтые когти и хищный изогнутый клюв.

– Мне искренне жаль тебя, мой повелитель! – клокоча, произнёс белоголовый орёл. – Тебя постигло несчастье. Коварная судьба сыграла над тобой злую шутку. Ты остался без восхитительного замка…

– Прекрати, Жёлтый Коготь! – непривычно резко и грубо перебил его волшебник. – Я не нуждаюсь в твоей жалости. Я знал, что сухая древесина, являясь отличным строительным материалом, не способна противостоять тёмным силам природы. Я был уверен, что она не сможет выдержать удара грозовой молнии, но пренебрёг этим обстоятельством и теперь жестоко наказан за допущенную безалаберность.

Он неторопливо поднялся с останков обгоревшего трона, выпрямился во весь рост и ещё раз окинул беглым взглядом последствия угасающего пожара. По сравнению с жителями страны Добродушных Карликов, добрый волшебник был несоизмеримо огромен. В стране маленьких человечков он казался настоящим великаном. Наблюдая со стороны, можно было подумать, что он по-прежнему не сломлен разгулявшейся стихией и продолжает сохранять хладнокровное спокойствие. На фоне грозового неба, он выглядел мужественным и величавым.

– Я потратил более тысячи лет, ради того, чтобы на этом диком острове появились цветы и деревья, – после некоторой задумчивости, продолжил хозяин сгоревшего замка. – Я создал флору и фауну. Я поселил здесь обездоленных карликов, которых постоянно обижали «Большие Люди». Я хотел сделать их жителями самой счастливой страны. Теперь, вместе с моим замком, уничтожена мечта всей моей жизни. Соломенные крыши городских домов и деревенских лачуг, вспыхивали ярким пламенем от самой ничтожной искорки, принесённой ветром. Страна Добродушных Карликов, созданная мною на протяжении столетий, уничтожена в течение нескольких часов. Я до сих пор продолжаю слышать стоны мужчин, плачь испуганных детей и женщин. Я не смог их защитить…

– Ты добрый волшебник и обязательно что-нибудь придумаешь. Ты сумеешь облегчить их горькую участь, – рассудительно подметил белоголовый орёл.

– Хватит! – возмутившись, воскликнул хозяин сгоревшего замка. – Мне надоело быть добрым! Эта ничтожная доброта мешает заниматься научной работой, требующей постоянного изучения чёрной и белой магии. Она связывает меня по рукам и ногам. Она мешает производить опыты и не позволяет повысить моё волшебное мастерство.

В его глазах вспыхнули искры безумия. Настигшее горе, внезапно лишило его рассудка.

– Я потрачу ещё тысячу лет, но наперекор грозной стихии, возведу новый замок! Я создам его из монолитного камня. Я построю его из гранита и мрамора. Мои подданные будут ежедневно, с раннего утра и до позднего вечера, трудиться на каменоломнях. Я стану не только искусным волшебником, но и буду владельцем самого крепкого и надёжного замка!

– О, повелитель! – осмелился заметить белоголовый орёл. – У твоих подданных не такая долгая жизнь. Никто из них не доживёт до того светлого дня, когда ты сможешь осуществить этот грандиозный замысел.

– Ну и пусть! – возразил обезумевший волшебник. – Не только ремесленники и крестьяне, которые живут на этом острове, но и любой придворный советник, из представителей высшего сословия, обязаны беспрекословно исполнять мою волю! Неважно, сколько сменится поколений этих ничтожных людишек. Я всё равно возведу Каменный замок…

– О, повелитель! – снова произнёс белоголовый орёл. – Нельзя забывать, что к тому времени, ты станешь не только мудрее…

– Нельзя забывать, что даже самые искусные мастера белой и чёрной магии, не в состоянии избежать неминуемой старости.

– Знаю! – отмахнулся волшебник. – Ты не сообщил мне ничего нового. Когда строительство Каменного замка приблизится к его завершению, пройдёт ещё несколько столетий. Возможно, к тому времени, у меня появится седая длинная борода. Возможно, я стану дряхлым немощным старцем, но не сомневайся, бестолковая птица…

Волшебник посмотрел на белоголового орла надменным взглядом. На его лице отразилась презрительная ухмылка.

– Если, ещё раз, вздумаешь мне перечить, то я ощиплю тебя как напыщенного индюшонка! Ты станешь не только позором орлиной стаи, но и посмешищем всего птичьего рода!

– Я немного подумал, и пришёл к выводу, мой повелитель, – поспешно ответил мудрый орёл. – Не стоит расстраиваться из-за такого пустяка. Не следует обращать внимания на временные неприятности. Не стану скрывать, прежний замок мне очень нравился. Но замок, возведённый из гранита и мрамора, это совсем иное дело…

– Так значит, ты одобряешь мой грандиозный план? – вкрадчивым голосом, поинтересовался волшебник.

– Всего, каких-нибудь пару тысячелетий… – уклончиво ответил Жёлтый Коготь.

Он преднамеренно прервал льстивую речь, спрятал голову под крыло, сделав вид, будто поправляет перья.

– Моим верноподданным бездельникам предстоит изрядно потрудиться. Во что бы то ни стало, я добьюсь заветной цели! – запальчиво произнёс обезумевший от горя волшебник. – Мне надоело быть правителем Добродушных Карликов. Теперь я стану королём страны «Слезокапов»! Многие тысячелетия, мой Каменный замок будет венцом моей неограниченной власти и моего могущества!

«Или венцом твоей глупости», – посетовал белоголовый орёл, но не осмелился произнести эти слова вслух.

Итак, мои юные друзья! Мои милые мальчики и девочки! Если вы захотите узнать, удалось ли обезумевшему от горя волшебнику, возвести Каменный замок на далёком, затерянном в океане острове. Если вы решитесь побывать в стране, в которой уже многие столетия не росли деревья, не появлялись самые обыкновенные полевые цветочки и не порхали крохотные мотыльки. Если, ради того, чтобы познакомиться с Пушистиком и Толкайчиком из племени Плюшевых Камнетёсов, вы без всяких колебаний спуститесь по длинной винтовой лестнице в холодное сумрачное подземелье. Если у вас достаточно мужества, чтобы вы смогли посетить город Зловредных Хныкалок, и пройти по набережной Мелких Капризуль. Если у вас хватит смелости побывать в деревне Плаксивых Драчунов. Если вы не испугаетесь прокатиться верхом на пятнистом гепарде, или подняться выше грозовых облаков на крыльях белоголового орла. Если вы способны, добрыми поступками и неодержимой отвагой, вызвать уважение у завистливых придворных: Плешивчика и Бултыхайки из племени Пышноусых Подхалимчиков. Если ради высоких идей, вы сумеете перехитрить Длинноязыких Ябедников и Кляузников, и ещё многих других придворных. Если вы сумеете преодолеть всевозможные козни военачальника маршала Бультогора и двух его полковников. Если вы осмелитесь побывать в тёмной башне Летучих Мышей, а затем прогуляться по проспекту Озорников. Если вы захотите встретиться с прекрасной, умной девочкой Кареглазкой, и с её помощью приобрести хороших и верных друзей. Если вы без малейшего колебания готовы мужественно выступить против целой армии Кусачих Тушканчиков, то вам придётся, на какое-то время отложить в сторону все прочие дела и, вместе со мной, перенестись в иное измерение. Попасть в сказочный мир, где вы станете не только свидетелями забавной истории, но и её виртуальными участниками. Истории, которая бы так никогда и не произошла, если бы однажды…

Особенности развития и воспитания младших школьников

1.3 Развитие и воспитание детей младшего и среднего школьного (подросткового) возраста

Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, -- младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированными в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.

Под влиянием образовательно-воспитательного процесса в начальной школе развитие ребенка выходит на новый уровень. В первую очередь, интенсивно и в самых разных направлениях развивается познавательный интерес. Однако темпы развития ребенка в большей степени определяются особенностями воспитания детей, принятыми конкретным учителем. Ребенок приходит в школу с огромным стремлением познавать все новое, и воспитание, методы обучения и оценки успехов учащихся во многом определяют, разовьется этот интерес в дальнейшем или затормозится под влиянием недовольства учителя и плохих оценок. В это время у детей окончательно формируются склонности и задатки к отдельным видам искусства и областям знания. Поэтому воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не только на получение знаний опосредованно, от учителей или родителей, но и на формирование ряда умений, необходимых для самостоятельного обучения и работы с различными учебными материалами.

На начальном этапе школьного обучения воспитание ребенка зиждется на поддержании авторитета родителей и особенно учителя. Сила воздействия педагога на личность ребенка очень велика. Это период, когда воспитание и развитие тесно взаимосвязаны: уровень развития все еще является определяющим критерием в выборе методов обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит интенсивность развития ребенка.

Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты -- как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного, прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

В основном, развитие ребенка завершается в старших классах. В это время сглаживается большая часть противоречий подросткового возраста. Снова усиливается роль учителя в воспитании ребенка -- теперь уже как наставника, помогающего сформировать у учащихся основы мировоззрения, реализовать свои склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как полуребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1--1,5 года быстрее, чем 30--40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро -- приставка, которая используется в смысле "под" и указывает на понижение против нормы и dinamus -- сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Учение, требующее сидячего образа жизни, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию, что отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают специальное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, предупреждающие необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, отношениями к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняя обаятельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

У детей младшего школьного возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ходить, бегать, прыгать, метать...

Анатомо-физиологические особенности учащихся общеобразовательных школ

В основе ловкости лежит развитие двигательного аппарата, т.е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне больших полушарий головного мозга. Ловкость является функцией управления...

Анатомо-физиологические особенности учащихся общеобразовательных школ

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6 - 7 до 11 лет (I-IV классы) (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000). Особенности возрастного развития...

Воспитание и развитие личности ребенка

Подрос-тковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплета-ются черты детства и черты, во многом присущие юнос-ти...

Культурное развитие внимания

Четвертый этап развития внимания - второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни...

Методика проведения урока физической культуры и здоровья с учащимися 1-й ступени общего среднего образования

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы). Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Значительные и быстро растущие успехи в моторной работоспособности можно отметить в возрасте с 8 до 11--13 лет 33). Это та фаза развития, в которой уже знакомые формы движений заметно улучшаются...

Особенности физического развития детей

физическое развитие работоспособность дети Большую роль в физическом развитии детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений...

Правовое воспитание детей младшего школьного возраста

Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка

Развитие речи определяется потребностью ребенка в общении. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Развивающаяся речь в фонетическом и грамматическом периодах еще не отделена от неречевого поведения, т. е...

Социально-педагогическое обеспечение готовности к переходу в среднюю школу детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Часто сталкиваясь в своей практике с трудностями, возникающими у детей, педагоги и психологи пытаются анализировать каждую конкретную ситуацию, учитывая при этом общие возрастные особенности ее участников...

Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-- 7 до 11 лет (I--IV классы). Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата...

Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе

Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, -- младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика...

Физическое воспитание младших школьников

Выдающийся педагог В.О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал...

Этическое поведение младших школьников

Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д...

Нравственное воспитание детей младшего и среднего школьного возраста (3-5 лет)

В младшем и среднем дошкольном возрасте открываются новые возможности для нравственного воспитания. Дальнейшее развитие мышления и речи детей способствует лучшему пониманию ими моральных требований, расширяет возможность словесного регулирования поведения дошкольников. Для младших дошкольников выполнение правил поведения связано в основном с потребностью получить одобрение взрослого.

В среднем дошкольном возрасте выполнение правил приобретает в сознании ребенка самостоятельную ценность. Дети проявляют большое внимание к выполнению правил поведения другими детьми. Педагог использует оценку поступков воспитанников для формирования их этических представлений и развития способности сравнивать свое поведение с нравственной нормой, что является важным фактором нравственного развития детей.

Игровая деятельность, сменяющая предметную открывает новые возможности для нравственного развития детей. Отражая в играх взаимоотношения людей, дети начинают глубже осознавать поведение взрослых, которое становится для них образцом. Общепринятые нормы отношений становятся через игру одним из источников морали дошкольников. В игре дети осваивают практику взаимоотношений со сверстниками, учатся согласованию действий, поведению в игровом «детском обществе». К пяти годам коллективные игры преобладают в игровом общении детей.

Дошкольники проявляют активное стремление к самостоятельности, к «деловому сотрудничеству» со взрослыми. Продолжает развиваться эмоциональная сфера дошкольников, их чувства становятся разнообразнее, укрепляется связь чувств с нравственными проявлениями детей.

К пяти годам ярко проявляется чувство гордости за правильно совершенный поступок, чувство стыда, раскаяния за совершенный проступок. Отношение к проведению норм поведения эмоционально окрашено. Но вместе с тем управление чувствами представляет для дошкольников большие трудности. Дети 3-5 лет еще очень импульсивны, их поведение часто определяется внешними обстоятельствами, настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля со стороны взрослого.

В нравственном воспитании дошкольников младшего и среднего возраста задачи формирования нравственных чувств, навыков, привычек поведения и этических представлений решаются в единстве. Осуществление задачи воспитания нравственных чувств детей 3-5 лет связано с дальнейшим развитием любви к родителям и близким, привязанности к воспитателю, отзывчивости и сочувствия к сверстникам, а также любви к природе, детскому саду, родному городу. Развитие данных чувств обеспечивает основы формирования гуманного отношения детей к окружающему миру.

Одновременно решается задача воспитания нравственного поведения. Чувство дошкольника должно получить воплощение в конкретных поступках: помощь сверстнику, забота о маме, стремление к аккуратному обращению с игрушками. Воспитание поведения связано с формированием дружеского доброжелательного отношения ребенка со сверстниками: быть приветливым, спокойно общаться, не мешать, делиться игрушками, проявлять внимание к сверстнику.

Важное внимание уделяется задаче воспитания культуры поведения детей. Воспитывается привычка слушаться взрослых, выполнять их требования, быть вежливым. У детей младшего возраста воспитываются культурно-гигиенические навыки, привычка к вежливости. У детей средней группы вырабатывается привычка постоянно выполнять правила вежливого общения, культура совместной деятельности, воспитывается привычка бережно относится к вещам и игрушкам.

Ввиду того, что поведение у дошкольников только складывается, особое значение приобретает своевременное формирование самостоятельности, способствующей развитию детских взаимоотношений и нравственного поведения. В младшем и среднем дошкольном возрасте формируются также элементарные нравственные представления о правилах поведения, о хороших и дурных поступках. Воспитатель использует конкретные проявления детей в игровой и трудовой деятельности, чтобы раскрыть нравственный смысл их поведения: дружно ли играли, делились ли игрушками, уступали ли друг другу, помогали ли товарищам. Чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, просмотр инсценировок, разговоры с детьми на нравственные темы - все это формирует первые нравственные представления.

Таким образом, задачи и содержание нравственного воспитания детей 3-5 лет направлены на постепенное формирование у них элементов нравственного поведения, чувств и сознания и затрагивают разные области их взаимодействия с окружающим: отношения со взрослым, со сверстниками, с предметным миром. Работа по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции.