Что такое патриотическое воспитание в школе. Патриотическое воспитание в школе. в общеобразовательном учреждении

Библиографическое описание: Матушевский И. В., Боярко И. В. К вопросу о патриотическом воспитании подростков в школе // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 205-206..02.2019).



С чего начинается любовь к Родине? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но я уверен, что многие согласятся, что нельзя не любить землю, на которой родился и вырос.

«Патриотизм, - говорил Алексей Толстой, - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней» .

Актуальность проблемы воспитания, возрождения гражданско-патриотических традиций обусловлена необходимостью преодоления последствий гуманитарного кризиса, обусловившего снижение воспитательного потенциала социума, рост ценностной дезориентации подростков. Актуальность данной темы очевидна, поскольку школьникам порой сложно ответить на вопрос, почему они должны быть патриотами своей страны.

Целью исследования является привлечение молодёжи к историческому наследию города, расширение знаний учащихся об истории Отечества; сохранение исторической памяти.

Идеалы патриотического сознания - служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга - ориентиры социальной и образовательной политики Российской Федерации .

Я убежден, что из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования, но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов: сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России.

В школе № 43 города Севастополя сложились свои традиции, воспитательная работа строится по разносторонним направлениям. Практика патриотизма и гражданского воспитания подростков очень значима, широка и разнообразна. Начинается патриотическое воспитание с первого класса. Это реализуется в рамках проведения классных часов, один из которых проводится на тему «С чего начинается Родина» на котором учителя рассказывают, что такое Родина, что значит любить Родину, как быть толерантным к окружающим и др. Кроме этого в рамках патриотического воспитания в начальной школе обязательно проводят экскурсии по исторически значимым местам города, местам героической славы, мемориалам и памятникам.

Особенно мне запомнилось и произвело очень сильное впечатление посещение с классом Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея», сыгравшего значительную роль в героической обороне города от немецко-фашистских захватчиков 1941–1942 гг. Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» создан на месте трагических событий окончания обороны города в июне-июле 1942 года. Согласно результатам послевоенных исследований, по показаниям очевидцев -участников этих событий, по документам и данным из немецких источников здесь были оставлены без боеприпасов, продовольствия, воды, медицинской помощи, пленены около 80–ти тысяч бойцов Приморской армии и Черноморского флота. На этом месте погибли и не были захоронены тысячи героических защитников Севастополя . Эти впечатления подвигли меня серьезно задуматься о значимости подвигов солдат и патриотизме в целом, а также на всю жизнь оставили неизгладимую память.

В рамках патриотического воспитания школьников в ГБОУ СОШ № 43 г. Севастополя создан музей «История войск ПВО страны». В музее проводятся встречи, беседы, часы общения, уроки мужества с участием ветеранов - почетных гостей нашей школы. Учащиеся узнают от живых свидетелей истории, как они на своих плечах вынесли тяготы страшной войны, прошли огромный трудовой путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Ветераны приходят к поколению, которое не испытало ужасов войны и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов, рассматривая фотографии. Оставшиеся в живых помнят все, каждую подробность боя, имена однополчан, невероятно трудные военные дни. Они - ветераны допускают детей к своему прошлому, передавая от дедов к внукам хотя бы частичку восприятия тех незабываемых дней, да так чтобы зажгло, взбудоражило, взбунтовало воображение и сознание. А у школьников светятся глаза, и они делятся впоследствии незабываемыми подробностями танкового боя или атаки автоматчиков на вражеские позиции со своими друзьями, в семье, обсуждают в классе. Музей - это для школьника среда для диалога между прошлым и будущим, это клад народной мудрости и духовной ценности. Музей - центр воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Обязательным почетным ритуалом стало в школе № 43 г. Севастополя празднование Дня Победы. Лучшие учащиеся - старшеклассники получают право нести Вахту Памяти у Мемориальной стены, посвященной обороне Севастополя 1941–1942 гг. на Посту № 1. Также в школе проходят акции: «Поздравительная открытка» ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, учителям - ветеранам, труженикам -севастопольцам, посвященная ко Дню Победы и «Спешите делать добро». За каждым классом закрепляются ветераны и дети войны. Кроме поздравительной открытки ребята стараются на знаменательные дни принести угощения ветеранам или просто оказать посильную помощь.

В рамках патриотического воспитания молодежи в нашем городе ежегодно проходят военно-патриотические мероприятия, одним из которых является военно-патриотическая игра «Рубеж», проходящая уже на протяжении 49 лет. Лучшие команды школ города, которые прошли отборочные туры, и вышли в финал игры в сентябре месяце каждого года сражаются за право быть лучшими патриотами своего города. Выходя в финал, школы-финалисты, в том числе и школа № 43 на базе ДОЛ «Горный» соревнуются и показывают свои навыки в военной подготовке. Каждая школа, в рамках игры разбивает палаточный мини-лагерь, что соответствует военно-полевым условиям. Ребята соревнуются в течении трех дней. Победителям достается помимо славы и грамот призы от города в виде военного инвентаря для школы.

Таким образом, исходя из содержания понятия патриотизм, мы считаем, что формирование личности патриота основывается на воспитании следующих чувств: привязанности к родным местам, долга перед малой и большой Родиной, верности Родине и гордости за ее достижения, гуманизма, милосердия, ответственности за судьбу родного края. На уроках, во время внеурочной деятельности необходимо неустанно проводить работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свою Родину, за свой народ.

«Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», - писал А. С. Макаренко .

Литература:

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// government.ru /media/files/ f5Z8H9tg UK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

3. 35-я береговая батарея: Музеи Севастополя [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sevastopolis.com/museum/2806.html

4. Мудрые мысли о воспитании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sovushka.ucoz.com/psiholog/mudrye_mysli_o_vospitanii.pdf

В Общественной палате началась разработка программы патриотического воспитания маленьких и юных россиян. Одна из её инициатив - введение уроков патриотизма в школах. Концепция пока ещё находится в стадии разработки, но некоторые ориентиры уже оглашены. Обсудим их, а также основные препятствия на пути массового патриотического воспитания в России.

О целях

Пожалуй, мы вынесем на первое место вопрос целесообразности патриотического воспитания вообще. В смысле "зачем воспитывать патриотизм". Сколько автор ни читал в последние годы программ, концепций и проектов молодёжной политики - как ни странно, чёткого ответа на этот, казалось бы, определяющий вопрос там не нашёл. В основном он тонет в пространных рассуждениях о необходимости пропаганды традиционных семейных ценностей, толерантности и охране окружающей среды.

Государство ещё не начало заниматься воспитанием, а от как бы патриотических чиновничьих штампов уже хочется убежать подальше. Чёткого ответа на простой вопрос: а для каких целей мы намерены вводить систему патриотического воспитания молодёжи, - пока нет. Почему-то ответ кажется таким очевидным, что его обсуждать не принято. Считается, что это нужно делать, потому что "патриотизм - это хорошо, это правильно, этому нужно учить с детства".

Но постойте, выстраивать целую государственную политику в сфере образования и культуры на таких расплывчатых формулировках представляется верхом формализма и заведомой гарантией того, что она не сработает.

Зачем нужна была советская система воспитания, всем понятно. Сначала - для того, чтобы отстоять право на само существование молодой республики, окружённой врагами и страдающей от диких внутренних противоречий и проблем. Затем - чтобы провести грандиозную индустриализацию, затем - чтобы выстоять в великой войне, потом - чтобы оправиться от неё и предотвратить войну новую, наверное, ещё более ужасную. И всё это время - затем, чтобы воспитать строителей нового, принципиально лучшего и непрерывно развивающегося мира, потому что только в таком мире стране бы ничего не угрожало.

Как легко видеть, даже в советские времена перед воспитанием личности в разные периоды стояли вполне конкретные и очевидные задачи. Включая главные. А когда они перестали быть конкретными и очевидными, стали "неоднозначными" и формальными, тогда и прекратил своё существование сам воспитатель.

Чтобы наполнить документы конкретикой, нужно всего-то определиться с двумя простыми вещами:

Где мы находимся сейчас;

И куда мы намерены прибыть.

То есть если мы сейчас находимся в преддверии большой войны, а в будущем намерены в ней стать победителями - то исходя из этого и нужно выстраивать систему патриотического воспитания. Так, чтобы пацаны мечтали стать лётчиками, а не юристами. А девчонки играли в полевых медсестёр, а не смотрели целыми днями тупые реалити-шоу про то, как подставить подругу и увести её парня.

Если перед нами стоит задача реиндустриализации, то давайте делать упор на популяризации рабочих профессий со всеми необходимыми мероприятиями. Хотим совершить научный рывок - тоже понятно, кого и как воспитывать. И так далее.

О предмете

Однако пока ответы на два вышеприведённых вопроса не найдены, получается, что государству нужен не патриотизм, а лояльность. Впрочем, сами авторы об этом и говорят:

"…Одна из задач программы - грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Зачастую, прикрываясь патриотизмом, детей уводят в крайне правую или, напротив, левую сторону. Патриотизм - очень "нежная" субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств".

Это не фраза, не мысль и не "задача программы" - это обмылок, свидетельствующий о том, что её авторы так ничего и не поняли и, буквально, весь ценнейший (потому что свежий) опыт последнего года пролетел мимо них со свистом, не задев.

Патриотизм не может быть "нежносерединным", таким может быть только пофигизм. Патриотизм же - это энергия, и рождается она в действии. Пятнадцать лет общество находилось в состоянии сомнамбулы, а слово "патриотизм" считалось пошлым. Когда же в состав России вдруг вернулся Крым, то патриотизм без всяких усилий чиновников-воспитателей стал восходящим общественным трендом. И стимулируют эту энергию сейчас не наши чиновники, а западные, организующие наезды на нашу страну и поддерживающие на медленном огне у нас под боком нашу же Украину.

Я ещё раз подчеркну: патриотизм - это не слова, не набор ценностей, не партийная установка - это именно энергия. И если воспринимать её так, то многое становится понятным. Становится, например, понятным, что власть, столкнувшаяся с её пробуждением, но не знающая, куда направить, будет стремиться зажать её в тиски "центризма" и медленно там задушить, "чтоб чего не вышло".

Подкреплю свежим примером. Недавно в наш город вернулся ополченец, сражавшийся в рядах войска ДНР. Хороший парень с реальным боевым опытом и "некабинетным" знанием войны. Кто-то выступил с инициативой провести его по школам, чтобы тот рассказал старшеклассникам о своём опыте, показал фотографии, видео. Чиновники сначала проголосовали двумя руками "за", но потом, подумав, запретили от греха подальше. А вдруг с них потом спросят за разжигание? А вдруг ещё чего? Нет, лучше как обычно пригласим 90-летнего ветерана ВОВ, и он расскажет, как пил воду из Эльбы. Что будет, когда ветераны всё-таки кончатся? Их заменят, вероятно, формальные экскурсии по мемориалам.

О средствах

Если у кого-то сложилось впечатление, что мы против патриотического воспитания, то это впечатление ошибочное. Мы горячо за и призываем к этому ещё со времён, когда государство пыталось воспитывать не "патриотов", а "креативных инноваторов". Потому так и задевает нас эта тема: нам кажется, что её всерьёз решили похоронить в бумагах и безмозглом формализме.

В частности, мы неоднократно призывали отказаться в воспитании молодёжи от устаревших методов и средств, указывали на то, что с молодёжью нужно говорить на современном языке, в том числе социальных сетей, онлайн-игр и т.д. Теперь наконец-то об этом же заговорили и авторы программы из Общественной палаты:

"К сожалению, зачастую инициативы, направленные на патриотическое воспитание населения, отдают нафталином. Мы видим подходы, которые были описаны и широко применялись ещё в Советском Союзе. К примеру, они чётко прослеживаются в работе завучей в школах, которые учились в "старых" педагогических вузах, или студенческих советов. Сегодня необходимо признать, что эти подходы устарели и требуются новые. Чтобы вырастить настоящих патриотов, школьников необходимо учить патриотизму не по учебникам, а знакомить с настоящими героями, которые живут среди нас и создают современную историю.

Предлагается максимально уйти от теории и познакомить детей с современными героями. Для этого организовывать периодические экскурсии в РАН, на киностудии, в центры подготовки олимпийских чемпионов и т.п.".

Всё это отлично - правда, от предложений "сходить на экскурсию в РАН, киностудию и встретиться с чемпионами" отдаёт всё тем же нафталином, который ругают авторы. Разве советских школьников не водили на экскурсии? Разве в советское время не призывали с трибун "признать, что подходы устарели и требуются новые", а также "смелее использовать достижения научной мысли"?

Нафталин как он есть. И они этого даже не понимают. Они не понимают, что сейчас в социальных сетях самодеятельные группы патриотической направленности, насчитывающие миллионы участников, за день без всякой помощи государства практически делают в сто раз больше, чем все чиновники за вечность. И что стоит только тем влезть в эту среду со всей свойственной этому государственному классу решительностью и неповоротливостью, как она на глазах рухнет.

Экспериментировать подобным образом активно пытались во времена моей школы. Сначала введением уроков "духовной культуры". Они не прижились, но взрастили в детях отвращение к одному только упоминанию и "духовности" и "культуры". Ещё более смелым экспериментом стали уроки "полового воспитания", когда под дикий восторг восьмиклассников им показали в кинотеатре какой-то якобы "разоблачающий извращения и алкоголизм" андеграудный порнофильм, от которого учителя готовы были залезть под кресла, а школьники - немедленно опробовать все извращения и алкоголь.

Ну, и ещё помню, как взамен "устаревших уроков НВП" у нас пытались внедрить уроки ОБЖ. Но почему-то раз за разом присылали преподавать их молодых выпускников педагогических вузов нетрадиционной сексуальной ориентации (такие в педагогических вузах просто пытались избежать призыва). Эксперимент тоже провалился - после того, как очередного учителя с тонким голосом поколотили в школьном туалете старшеклассники.

Я это всё к тому, что в то время чиновники ведь тоже были уверены, что говорят новое слово в воспитательской работе и применяют сверхсовременные методы и средства.

Однако мы не имеем ничего против современных средств воспитания, но нужно понимать, что они в отсутствии цели ничего не гарантируют, а часто только вредят делу.

Как не может быть

Приготовьтесь услышать банальность, которую вы слышали миллион раз: если власть не патриотична, то никаких "патриотов" (в нужном ей смысле - то есть лоялистов) она никогда не воспитает. Ей просто не поверят. Даже ежедневные "походы в РАН" не принесут никакого положительного результата на фоне редких сообщений об изъятом миллиарде у очередного губернатора, который ещё вчера насаждал у себя в области идейный патриотизм и пел по утрам гимн России, пересчитывая хрустящие купюры.

Не будет нормального патриотического воспитания и без понятных обществу целей. Патриотизм "на всякий случай" и "про запас" не состоится. Он должен быть вовлечён в какую-то созидательную деятельность, противостоять чему-то или отвечать на какой-то вызов. Всё остальное - пофигизм в шкуре патриотизма.

И наконец, система воспитания не может быть оторвана от всех иных аспектов государственной политики. В первую очередь информационной. Так как пока в школах ученику рассказывают о традиционных ценностях, а вечером по телевизору он смотрит по федеральным каналам про ценности нетрадиционные, то он будет склоняться к последним (хотя его и приучат повторять бездумные мантры про первые). Просто потому, что порок, если его не ограничивать, всегда выглядит ярче, а деградировать проще, чем бороться и расти над собой.

…Нет, в том, что Общественная палата готовит свою программу, а Минобрнауки готовится её рассмотреть, нет ничего дурного. Просто нам нужно внимательно следить за всеми этими движениями. Управлять общественной энергией - настоящее искусство. А пока представляется, что "управляющие" даже не осознают, чем решили распоряжаться.

P.S. Виктора Мараховского

К сказанному коллегой хотелось бы добавить несколько слов. Из "посещения Академии наук и встречи с реальными героями", пусть даже и 90-летними ветеранами, по факту всё равно будет вырастать традиционное советское представление о патриотизме. Оно всё равно существует - как бы в андеграунде - только неартикулированное, официально "обрываемое на полуслове". Именно поэтому властные элиты, которые пытаются сшить кентавра из советского идеала человека-созидателя и защитника и постсоветского "толерантного квалифицированного потребителя", - обречены на провал.

Действенный, практический патриотизм - это действительно энергия, и она никуда не денется. И миллионы граждан, бескорыстно помогающих друг другу и Донбассу, тому пример.

Но у такой любви к Родине не будет и не может быть никакой лояльности. Напротив - у неё чем дальше, тем больше будет накапливаться вопросов к нынешнему положению страны и её будущему. А значит - к текущей элите.

Евгений Супер

Подпишись на NOVO24

Военно-патриотическое воспитание в школе

Воспитываем патриотов

КАРНАУХОВА Вера Андреевна

учитель истории

«Мужественные подвиги

достовернее слов».

А.В.Суворов.

Современному обществу в России нужны патриоты, интеллектуальные и духовно развитые личности, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, готовые на самопожертвование ради спасения других людей, ради свободы и независимости Отчизны. В настоящее время проблема патриотического воспитания молодежи является очень острой. Если в советском государстве она решалась с помощью пионерской организации, тимуровского движения, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», то сейчас это забыто.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма.

Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет следующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

    Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (создание музея боевой славы, проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).

    Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

    Проведение конкурсов военно-патриотической песни, фестивалей, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

II направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и клубами («Юные казачата», «Юные друзья пограничников», «Патриот»), спортивными секциями « Казачий рукопашный бой», встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, посвященные Дню Защитника Отечества.

В начале 2011-2012 учебного года было решено добавить к ним еще такие формы работы, как организация краеведческого кружка «Патриот» и создание школьного музея боевой и трудовой славы.

Когда мне поручили вести краеведческий кружок и на его основе начать создание музея, я задалась вопросом: «А что же знают мои будущие кружковцы об истории нашего края, о Великой Отечественной войне, о ее героях, о том, какой след она оставила в судьбах нашего города и наших земляков?» Поэтому первое занятие кружка прошло в виде игры - исторического лото. Разделившись на две команды, ребята ответили на одинаковые вопросы, не требовавшие специальных знаний или изучения программного материала. Ответы на них были, как говорится, «у всех на слуху». Например, названия улиц Азова, носящих имена героев-земляков, имена великих полководцев, самые важные даты, связанные с войной и так далее. Каково же было мое разочарование, когда оказалось что на большинство вопросов команды дали ошибочные ответы. И это не удивительно. Все дальше и дальше уходят от нас в прошлое исторические события. Для сегодняшних подростков середина XX века - уже глубокая старина, когда жили их прадеды. Одним из самых знаменательных событий этого сложного и противоречивого века была Великая Отечественная война. Время летит, все меньше остается в живых участников и свидетелей этого грозного времени. Уходят из жизни ветераны. Время, болезни, окопная жизнь не дают им прожить отпущенный природой век. Поэтому так важно для будущих поколений собрать, упорядочить, сохранить для наших наследников Правду, суровую Правду в солдатской шинели: воспоминания, письма, вещи, рассказы очевидцев реальных событий.

Создание в школе музея боевой и трудовой славы стало насущной необходимостью и потребностью. Вести эту работу предстояло краеведческому кружку.

Мы начали с того, что побывали у памятников героев Великой Отечественной войны Цезарю Куникову, Аркадию Штанько, у мемориального комплекса г.Азова- Вечного огня. А когда ребята прониклись этой темой, почувствовали хоть частично всю тяжесть и бедствия той суровой поры, мы стали встречаться с ветеранами войны и тыла - теми, кто завоевал победу в бою, и теми, кто ковал ее в тылу. На нашу просьбу охотно откликнулись Краснокутский М.Д., Пухкало И.П., Шабанов В.Г., Нестеренко В.А. и другие.

Юные краеведы внимательно слушали их рассказы о войне, о своих боевых друзьях, записывали их в письменном и электронном виде, фотографировали, делали копии документов, принадлежащих ветеранам. Живое слово участников далеких событий так волнующе действовало на ребят, что они теребили меня вопросами: «А когда мы еще пойдем к ветеранам?».

Следующим шагом работы краеведческого кружка стали выступления перед обучающимися и воспитанниками школы с рассказом о собранном материале. В начале декабря 2011 года кружковцы подготовили и провели устный журнал, посвященный 70-летию битвы под Москвой - «Дороги доблести и славы». На страницах этого журнала они рассказали о подвиге 28-ми героев-панфиловцев, о Зое Космодемьянской, о других защитниках нашей столицы от немецких захватчиков осенью 1941 года. Рассказы сопровождались песнями, стихами, слайдами электронной презентации, подготовленной самими школьниками. На экране зрители увидели не только портреты героев битвы за Москву, но и карты, картины сражений, фотографии боевого оружия советской армии. И песни военной поры, и кадры презентации, и рассказы, и минута молчания – все это способствовало не только патриотическому воспитанию школьников, но и расширяло их эмоциональный опыт, а у членов кружка, кроме того, вырабатывало коммуникативные качества. Ведь многие из них впервые выступали на сцене перед большой аудиторией, переживали чувство ответственности за свои слова, за умение воздействовать на слушателей.

Еще одно выступление членов краеведческого кружка было приурочено к акции «Молодое поколение выбирает чтение». Это был урок-диспут «Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет». На занятиях кружка предварительно были прочитаны отрывки из шеститомной книги воспоминаний азовчан о Великой Отечественной войне – «Незабываемые годы». Ребята познакомились также с другими книгами о героях, чьи имена живы в памяти народа. На уроке-диспуте его участники поделились своими впечатлениями о прочитанных книгах, услышали интересную информацию о том, как тема героизма воспринимается народами европейских стран, посмотрели слайды электронной презентации, посвященной роли книги в жизни человека, познакомились с выставкой книг военно-патриотической тематики. Такой разговор о героях, о книгах помог повышению образовательного уровня школьников, воспитанию у них устойчивого интереса к чтению книг, привлек внимание к литературе военно-патриотической тематики.

За четыре месяца работы краеведческого кружка сделано не очень много: собраны первые экспонаты для музея боевой и трудовой славы, оформлены первые его экспозиции, велась пропагандистская работа. Но главное даже не в этом. Гораздо важнее то впечатление, которое оставила она в душах ребят. Наблюдая, с каким интересом и участием они слушают рассказы ветеранов о былом, с каким волнением участвуют в проводимых мероприятиях, я видела, что они неравнодушны к судьбе своих земляков, застигнутых войной в молодости, искренне переживают за те бедствия, которые война принесла нашему народу. Не с этого ли начинается патриотизм? Не удивилась, когда кружковцы сами предложили: «А давайте поздравим наших ветеранов с Новым годом». Ребята мастерили новогодние поделки, готовились задать ветеранам все новые и новые вопросы об их военном прошлом.

Придя на встречу с Пухкало Иваном Поликарповичем, ребята еще и комнату его украсили новогодними снежинками. Может быть, став взрослыми, они вспомнят об этих своих маленьких и скромных делах на пользу уважаемому ветерану и расскажут своим детям о войне и ее героях.

Краеведческому кружку предстоит еще сделать немалый объем работы по сбору экспонатов для музея, раскрывающих историю Донского края, оформлению музейных экспозиций, накоплению материала о ветеранах войны и тыла. Предстоит провести еще много встреч с участниками боевых действий и в годы Великой Отечественной войны и афганской войны, и боевых действий в Чечне. Эта увлекательная и полезная для юных краеведов работа станет органической частью общего воспитательного процесса педагогического коллектива школы, направленного на формирование патриотических качеств у наших воспитанников. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Много надо еще сделать, чтобы они стали активными гражданами своей страны, любили малую и большую Родину и готовы были вложить свои силы, знания, умения в ее процветание.

Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель каждой школы. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Патриотическое воспитание детей и молодежи становится одной из самых актуальных проблем современности. Резкие колебания социальных и нравственных ориентиров в стране, изменения ценностей и отсутствие стабильности в обществе показали негативные результаты. Понятие «патриотизм» приобрело расплывчатые рамки. Еще каких-то двадцать лет назад быть патриотом было, по меньшей мере, непочетно. Сегодня ситуация заметно стабилизируется. Правительство и Министерство образования РФ видит патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.

Патриотическое воспитание — составная часть общего образовательного процесса в школе . Это систематическая деятельность, цель которой лежит в формировании у учащихся чувства патриотизма, верности своей Родине, гражданского долга и готовности к выполнению обязанностей по отношению к своему народу и стране.

Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи , стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность. Патриотическое воспитание – не каприз государства . Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель – реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Патриотическое воспитание детей в начальной школе

🔴 Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность . Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.