Воспитание ребенка, как не воспитать эгоиста, правильное воспитание, детский эгоизм. Воспитание сильной личности или как не вырастить эгоиста

Иногда молодые мамы спрашивают: «Когда начинать воспитание детей?» Воспитание малыша начинается с рождения. Пока ребенок маленький, родители окружают его вниманием и заботой, чутко реагируют на его плач и капризы. Они любят его и готовы многое сделать, чтобы младенцу было уютно, тепло и комфортно.

Кроха познает окружающий мир, наблюдая за взрослыми, осматривая обстановку комнаты, пробуя «на вкус» красочные предметы. Встав на ноги, исследует обстановку дома и улицы. Радуясь первым шагам и успехам своего чада, родители восхищаются малышом, не обращая внимания на мелкие шалости: ведь он еще несмышленыш.

После его «исследований» мама или бабушка начинают убирать за ним разбросанные вещи и игры. Это первые ростки взращиваемого эгоизма. Потакая прихотям подрастающего дитяти, умиляясь его скромным пока желаниям, взрослые совершают типичную ошибку.

Усвоение хороших привычек

Прежде всего учитесь разговаривать с малюткой. Поясняйте, что делать позволяется, а что запрещается. Приучайте его убирать за собой. Поиграл, наведи порядок, показывая на собственном примере. Похвалите за работу, выделяя поступок словами: «Как чисто стало в нашей комнате, у нас растет настоящий помощник».

Научите малыша обслуживать самого себя: ходить на горшок, надевать и снимать белье, правильно держать ложку, аккуратно кушать. Конечно, проще и быстрее сделать самим, но чрезмерно опекая малыша, отбиваете инициативу делать это самостоятельно.

Безусловная польза

Много читайте и рассказывайте. Сначала потешки, песенки, прибаутки, сказки, рассматривая яркие картинки. Есть много детских произведений, в которых показываются положительные и отрицательные черты характера. Это расширяет кругозор и развивает память.

Например, «Заюшкина избушка». Прочтите, рассмотрите иллюстрации и обсудите, кто из персонажей правильно поступил, а кто нечестно. По книжкам научите переживать за героев и оценивать их действия. Это поможет малышу понять реальность. Придумывайте сказки сами, связывая сюжеты с действительностью.

Не упустить момент

Если у ребенка плохое настроение, поговорите с ним, что случилось. Узнайте причину беспокойства. Объясните, что в таких ситуациях можно предпринять. А лучше всего сделайте что-то сообща: покормите дворовых животных или птиц, сходите на спортплощадку, приготовьте обед.

Малец увидел новую забаву у друга и захотел такую же. Не поддавайтесь порыву уступить ему. Уступив единожды, результат не заставит себя ждать.

Внук, приходя к бабушке в гости, забирался с ногами на кухонный стол и требовал конфет. Сначала это было забавно, потому что он был маленький. Но взрослея, он продолжал повторять это из раза в раз. И в случае отказа устраивал истерики. Не допускайте, чтобы дитя манипулировало вами. Уйдите в другую комнату, дайте ему выплакаться и возможность понять, что он неправ.

Через игру – в жизнь

Научите ребёнка играть. Сначала это займет много времени. Но пока малыш не узнает, как обращаться с тем или иным предметом, ему трудно определить ее назначение. Будьте не только учителем, но и образцом для подражания. Активно включайтесь в совместные игры. С их помощью развивается речь, воображение, творческие способности.

Двойняшки выходили на улицу поиграть в песочнице. Там под зонтиком всегда было полно разных игрушек для песка: машинки, ведерки, даже емкость для воды. Но ребятишки не знали, что с ними делать. Воспитательница показала, как поливать песок, что можно из него лепить, какие проложить дорожки для машин, как катать кукол. В дальнейшем дети играли самостоятельно.

Скромность украшает

Мальчик 5 лет любил ходить с папой в детский магазин. Отец покупал ему все, на что тот указывал. Но однажды он пошел туда с няней. Они долго ходили по магазину. Мальчику хотелось купить все подряд: велосипед, машину, мяч. Но наставница подсказала выбрать ту игру, которой не было дома.

Он послушался. Выбрали и подошли к кассе, у которой скопилась небольшая очередь. Мальчик не хотел стоять и ждать, стал кричать и требовать пропустить его. Объясняйте ребенку, как надо себя вести в общественных местах. Чаще бывайте с ним в театре, цирке, посещайте детские праздники и дни рождения сверстников.

Не идите на поводу

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, автор книги «После трех уже поздно» считает, чтобы развить мыслительную деятельность и умение находить нестандартные решения, не нужно покупать все, что попросит ребенок.

Научитесь договариваться с детьми о покупках заранее. «Да что он понимает?» — Спросите вы. Дети многое понимают, только не могут свои мысли выразить словами. Если вы пришли за одной покупкой, не покупайте попутно то, что вдруг понравилось малышу. Умейте тактично отказать. Вы и так купите ему недостающие книги и развивающие игры, когда придет время.

И продолжайте читать книги, учитывая возрастные особенности. Кроха подружится с устным творчеством, это поможет пополнить словарный запас, воспитает положительные качества характера. Даже когда карапуз не умеет разговаривать, он накапливает информацию.

«Не стой в стороне равнодушно»

После работы мама взяла сына из детского сада. Придя домой, он самостоятельно переоделся, помыл руки. Но свои вещи кинул на кровать, даже не потрудившись вывернуть. На слова матери убрать их на место мальчик никак не отреагировал. Он схватил пульт от телевизора и включил мультфильм. Ребенку важно было удовлетворить свою потребность.

Воспитывайте уважительное отношение к окружающим, учите детей понимать их состояние и оказывать посильную помощь. Ведь взрослые тоже устают или болеют. Закрепите за малышом его обязанности по дому: помыть свою тарелку, полить комнатные растения, подмести у порога. Воспитывайте ответственность и умение считаться с интересами других.

Дети – наше отражение

Если все-таки со стороны взрослых произошло упущение, то незамедлительно постарайтесь исправить положение. Посвятите время самому родному человечку, подскажите, как нужно поступить в данный момент. Не забывайте, что ребенок – это отражение ваших отношений в семье, потому что он впитывает в себя науку жизни, глядя на близких ему людей.

Всегда интересуйтесь, что делали в детсаду или школе, что произошло нового у него и его друзей. Принимая участие в повседневной жизни дошкольника и школьника вне дома, тем самым приучаете думать не только о себе, но и своих товарищах, их успехах и достижениях.

Старайтесь приглашать маленького члена семьи на домашние советы: что важнее приобрести в квартиру, куда поехать на отдых всей семьей, что подарить дедушке на день рождения. Вы научите его думать, самостоятельно анализировать и находить правильное решение, тем самым готовя к реальной жизни.

Воспитывая детей, воспитываемся сами

Мама попросила дочку помыть посуду и вынести мусор. Она играла и пропустила наказ мимо ушей. Не спешите выполнить сами посильную для дошкольника работу. У родителей тоже должно быть личное время на досуг. Но и за оказанную помощь не расплачивайтесь подарком и тем более деньгами. Это приводит к плачевным результатам: даже стакан воды не поднесет бесплатно.

Дитя всегда нуждается в одобрении его поступков, внимании и ласке. Не лишайте его удовольствия быть любимым и счастливым рядом со старшими. Обделенный в детстве радостью и сочувствием, он станет душевно черствым и эгоистичным. Какими вырастут дети, полностью зависит от наглядных примеров, прочитанных книжек, проведенных вовремя бесед в период формирования подрастающего человека.

Маленькое, беззащитное и такое любимое чадо - ну как же можно его не баловать, запрещать делать то и это, не купить ему понравившуюся игрушку? А ведь такое отношение к детям - первый шаг к тому, что в семье вырастет эгоист. Практически всегда в семьях, где дети избалованны, родители страдают от их эгоизма, постоянного «хочу», «не буду», «купи», «я и только я!». А ведь пока малыш еще мал, нам эти мелкие шалости кажутся такими забавными, мы все эти эгоистические замашки списываем на маленький возраст, на неокрепшее сознание, на чрезмерную любознательность. И только когда эгоистичность начинает проявляться вовсю, ребенок говорит: «не помою посуду, пока не купишь футболку», «мне некогда сходить к больной бабуле, потому что я договорился с друзьями», «купи мне это сию же минуту», «я всегда прав и знаю все лучше других» - вот тогда родители хватаются за голову и не могут понять, что же они пропустили в воспитании своего горячо любимого сына или дочки.

Причины формирования эгоизма ребенка

  • Чрезмерная любовь - пагубное действие

Как только ребенок появился на свет, он стал центром внимания. Мама и папа не спят ночами, дни напролет они стараются сделать жизнь своего чада безопасной, уютной, теплой и комфортной. И по-другому быть не может, ведь человеческий младенец создан Всевышним так, что пока он не начнет хотя бы самостоятельно передвигаться по Земле, ему просто жизненно необходима помощь родных. А вот когда ему уже исполнится годик, он начинает познавать мир и потихоньку понимать, что сейчас он является главным в жизни мамы, и все, чего бы он ни попросил, сию же минуту будет сделано. Любая игрушка, конфета, любые аттракционы в парке - всё это немедленно преподносится ребенку «на подносе с голубой каёмочкой» по первому его зову. После такой вседозволенности и «всепокупаемости» у ребенка стирается граница дозволенного, ему становится неважно, что папа потерял работу, что вы не можете купить ему очередную навороченную игрушку - раз ребенок её хочет, значит, она тут же должна быть у него, ведь раньше всё так и было. Если ребенок этого не получает, он может биться в истерике, кататься по полу и громко кричать, плакать. И если вы поведетесь на эту утку, то считайте, что этот «бой» вы проиграли, и эгоизм ребенка начал проявляться в полную силу.

  • «Нет» самостоятельности - «да» эгоизму

Есть еще один распространенный вид гиперопеки - когда родители всё делают за своего ребенка, лишь бы он рос здоровым и хорошо учился. С самого детства ребенок даже не знает, что нужно застилать постель, убирать за собой тарелки, мыть их, складывать игрушки и вещи сразу после их использования - за него всё это делает мама и бабушка. Во-первых, такой ребенок вырастает абсолютно неприспособленным к нормальной взрослой жизни, он может всю жизнь прожить рядом с мамой просто потому, что не в состоянии обойтись без её помощи. А во-вторых, когда ребенок просто не умеет всего этого делать сейчас, он будет отказываться учиться в будущем. Вы будете говорить «ты уже большой, пора застилать постель за собой», на что в ответ получите либо просто игнорирующую тишину, либо озлобленность ребенка, и в этом виноваты будете только вы, потому что никогда не позволяли делать ему что-то самостоятельно.

Особенно ярко недостаток самостоятельности будет проявляться во время принятия каких-то решений. Если вы с самого начала все и всегда решали за ребенка, то в любой последующей ситуации он будет прибегать к вам и трясти из вас ответ сию же минуту, и вы просто обязаны будете решить его проблемы тут же, отложив все свои дела.

Если ребенку не о ком заботиться - нет ни сестры, ни брата, за бабушкой тоже ухаживают мама с папой, то он никогда и не научится жертвовать собой ради другого человека. Не раз доказывался факт: если ребенок в семье один, то в большинстве случаев он вырастает эгоистом (эта черта у некоторых выражена ярче, у некоторых окружающие её почти не замечают, но она всё равно есть). В итоге получается, что все, что делает ребенок, он делает только ради себя, ему не нужно делиться с сестренкой, ему не нужно думать о том, что курточку родители должны купить не ему одному, а еще и брату. Всё, что покупают, дарят, говорят и делают родители - это всё для него. А если всё вокруг с самого детства крутится вокруг одного ребенка, он начинает чувствовать себя центром вселенной, и в будущем его трудно будет переубедить в обратном.

  • Материальное поощрение

У ребенка должен быть моральный стимул и уважение к своим родителям, а не материальный расчет. Например, один раз вы попросили ребенка помыть посуду и сами же сказали, что он получит за это конфетку или какую-то денежку. В первый раз ребенок обрадуется и с удовольствием выполнит вашу просьбу. Однако когда в следующий раз он это сделает в надежде получить вознаграждения и не получит его - вот тут-то и начнутся проблемы. Больше он мыть посуду просто так не будет, и если вы что-то попросите, то сразу услышите «а что мне за это будет?». То есть у ребенка уважение к вам и к вашему труду стоит на ступеньке намного ниже, нежели возможность вознаграждения. Он в первую очередь задумывается о себе, а не о том, что вы устали - а это первый тревожный звоночек.

  • Недостаток внимания

Эгоистами вырастают дети и в диаметрально противоположной ситуации - если им не хватает внимания, любви, они не чувствуют безопасности в жизни, не общаются с близкими, у них нет устойчивого домашнего мира. Живя в таких условиях, ребенок учится выживать, а не жить, и у него в голове складываются мысли о том, что если он не сделает сам, то больше никто и не поможет, а значит, нужно думать только за себя, ведь никто в этом мире о нем не думает. Такой эгоизм у детей появляется, как защитная реакция неокрепшей психики на невеселое страшное детство.

Даже если дети растут в нормальной семье, но их родители сами по себе эгоисты, то ребенок будет брать с них пример. Когда родители воспитывают ребенка, руководствуясь своим удобством, а не потребностями малыша, то и ребенок в дальнейшем примет эту же позицию, ведь он будет видеть, как мама и папа эгоистически потакают своим прихотям, так зачем же ребенку тогда делать по-другому? Если родители не считают нужным быть близкими с ребенком, то он будет считать это нормальным.


Как не вырастить эгоиста?

  1. Поймите, что все мы существуем ради продолжения рода, то есть ради детей, но мы не должны свою жизнь положить к их ногам и пожертвовать всем ради них;
  2. В первую очередь, скорректируйте своё поведение: осознайте, что ваша опека для него чрезмерна или ему, наоборот, не хватает вашего внимания;
  3. Не забывайте просить и даже требовать у ребенка помощи в домашних делах, в уходе за близкими, в работе на огороде, да и просто приобщайте его к всеобщей помощи;
  4. Сызмальства приучайте детишек заботиться о других людях, о животных, уступать место старшим, подавать бабушке палочку или наливать дедушке тарелку супа. Обязательно делайте скворечники, подкармливайте птичек зимой, летом рассыпайте с ребенком крошки для голубей, ходите кормить соседскую собаку - в общем, показывайте ребенку пример того, как нужно заботиться об окружающих. Так в ребенке будет развиваться доброта, сочувствие, забота о ближнем, он будет думать не только о своих прихотях, но и об окружающих людях, не будет заострять внимание только на своих желаниях, соответственно, и эгоистом вряд ли станет. Однако малыш не должен делать это сам - вы должны помогать ему, а не просто один раз показать и ждать, что в следующий раз малыш сам побежит кормить птицу. Все добрые дела делайте вместе с ребенком и обязательно хвалите его за это, чтобы он чувствовал себя счастливым от того, что сделал что-то приятное маме;
  5. Важно не только заботиться об окружающих, но и всегда быть внимательным к ним - поздравлять со всеми праздниками, с днями рождения, звонить и спрашивать «как дела» у родных. Ребенок должен понять, какое это удовольствие доставлять радость другим людям;
  6. Решитесь родить еще одного малыша, но сразу же настраивайте себя на то, что любить детей нужно одинаково: и время уделять, и поощрять, и воспитывать их также нужно одинаково. Старшие дети обязаны помогать маме по уходу за младшими. Однако своего самого маленького ребенка учите также заботиться и о старшем брате. Если же ребенок в семье один, приучайте его заботиться о других членах семьи, не возводите его на пьедестал;
  7. Уделяйте ребенку внимание, заботьтесь о нем и показывайте свою любовь, но не балуйте его, иначе он будет принимать это как должное;
  8. Старайтесь не ссориться при ребенке, особенно не затевайте крупных шумных разбирательств, потому что любая ссора родителей потихоньку разрушает тот защитный купол ребенка, в котором он чувствует себя в безопасности. И если у ребенка разрушится ощущение надежности, то он просто зациклится на себе и в итоге вырастет эгоистом;
  9. Отведите ребенку несколько посильных домашних обязанностей, например, полная уборка его комнаты и вытирание пыли во всей квартире. Ребенок должен чувствовать на себе ответственность хотя бы за мелкие домашние дела, которые ему поручили;
  10. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка - за то, чтобы он не проспал, не опоздал, сделал уроки и пр. Не сразу, но постепенно подводите ребенка к тому, что за все свои личные дела он должен отвечать сам, а вы лишь в самых крайних случаях его подстрахуете. Как говорится «на своих ошибках учатся», поэтому, пока ребенок не пройдет свою школу жизни, он не научится по-настоящему жить;
  11. Предлагайте ребенку выбор, не решайте всё за него, ведь он так и вырастет без своего мнения, без своей цели, он будет жить вашими мыслями, чувствовать себя незащищенным и требовать от вас опеки до самой старости;
  12. Расширяйте круг общения ребенка, не держите его дома «под крылышком», обязательно водите его в садик, чтобы зарождающийся эгоизм ребенка разбивался о социум, о прихоти, желания и потребности других детей, воспитателей, чтобы ребенок знал и понимал, что не ему одному на этом свете что-то нужно.

Как не воспитать эгоиста?

И ответственность за «волшебное» превращение милых ангелочков в эгоцентричных тиранов и инфантильных нюнь, в первую очередь лежит на родителях.

Взрослые эгоисты появляются от чрезмерной любви и повышенной опеки в детском возрасте. Потакая любому капризу малыша, безропотно выполняя каждую его просьбу, ты рискуешь однажды не узнать свое чадо. Правда, тогда уже будет поздно что-то менять - формировать свое отношение к себе, людям и окружающему миру необходимо в детстве.

Кстати, абсолютно неважно почему родители балуют малыша, потому ли, что он поздний ребенок, который «нелегко дался» или же компенсируя таким образом недостаток общения с сыном- дочкой («много работаем». Результат будет одинаковый.

Не воспитать эгоиста гораздо сложнее, чем обратное. Поэтому, решив объявить войну эгоизму, главное понимать, что борьба будет непростой. Ведь придется бороться не только с крохой, но и с самой собой.

Одной из главных ошибок родителей является желание все сделать за малыша: «Я сделаю это лучше и быстрее,» -- считает мама (папа, бабушка&hellip. Таким образом, ребенок привыкает к тому, что у него нет никаких обязанностей, зато всегда на подхвате куча людей, готовых прийти на помощь. Помогай ребенку, но не делай работу за него! Иначе, по крайней мере, будет странно требовать от него самостоятельности и энтузиазма в будущем.

Понятно, что разбросанные игрушки ты уберешь намного быстрее, но стоит ли это делать? Не лишай кроху инициативы. Если ребенок хочет делать что-то самостоятельно (одеваться, кушать), но делает это слишком медленно, подкорректируй распорядок дня, и вставайте раньше, чтобы не опаздывать в сад.

Хвалить надо уметь

Неправильная похвала, как и неконструктивная критика, может принести много вреда. Постоянно нахваливая кроху за дело и без, наедине и на людях, ты очень рискуешь вырастить зазнайку. Будет правильнее не хвалить малыша без меры, просто так, а все же отмечать его реальные достижения или процесс работы над ними. Также неправильно будет сравнивать своего кроху с другими, менее успешными, детьми.

Если у вас в семье есть еще и младшенький, говори старшему, что он твой самый важный помощник. Объясняй ему, что без его помощи тебе никак не обойтись. Проси его помочь сделать какие-то мелкие, но на самом деле очень необходимые дела. Даже трехлетний кроха может отнести использованный подгузник в мусорное ведро, подать тебе книгу, полить цветы. Поощряй заботу малыша о других. Бабушке он может поискать тапочки, а дедушке - очки, накрывая на стол - разложить вилки-ложки.

Постоянно демонстрируй сама, как должен себя вести кроха. Если папа пропускает женщину возле дверей магазина или уступает место старушке в метро, сын никогда не будет расталкивать людей локтями при входе и опускать глаза в транспорте.

В тоже время абстрактное морализаторство, не подкрепленное наглядным поведением родителей (а иногда наоборот противоречащим ему) не имеет никакой силы - ребенок пропускает замечания мимо ушей.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Еще один вариант профилактики эгоизма - ответственность за кого-то. Необязательно сразу заводить домашнее животное, ты можешь просто подарить ребенку его личный цветок, который он должен будет вовремя поливать.

Пусть кроха сам решит, что ему есть на завтрак или какой сок выпить в кафе, какой мультик поставить. Дети, за которых всегда кто-то выбирал, так никогда и не научатся принимать правильные решения, их всегда будет страшить проблема выбора.

Если малыш был в гостях у бабушки, расспроси его, как она себя чувствует, чем занимается. Когда он приходит из садика, внимательно слушай его рассказы и задавай вопросы не только о том, как прошел день у него, но интересуйся также его друзьями, их успехами. Тогда ребенок начнет обращать внимание на других людей, замечать и отмечать их существование.

Каждая мама имеет право

Конечно же, не нужно нагружать малыша взрослыми проблемами, но и не надо ограждать его он них полностью. Малыш должен понимать мама - тоже человек, у нее может болеть голова, она может чем-то быть расстроена или обижена. Но в таких случаях обязательно необходимо объяснять, в чем дело. Не бойся говорить с крохой о своих эмоциях и чувствах. Ему не нужны лишние детали, но он нуждается в общем понимании ситуации. Если же ты будешь угрюмо молчать, он, не зная в чем дело, возьмет вину на себя.

Самым надежным способом избежать формирования эгоизма психологи считают только один. Нужно научить ребенка сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям. Человек, обладающий такими качествами, никогда не станет эгоистом.

Была ли эта статья полезна для тебя?

Больше информации

Ребенка надо любить.
И в первую очередь любить ребенка обязаны родители.
Но далеко не все родители понимают, что любить - это не значит потакать ему во всем и удовлетворять все его капризы.
Общаясь со многими родителями и учителями становится понятным, что многие дети растут эгоистами. И этот эгоизм в них воспитывают именно родители.

Я несколько раз начинала писать пост на эту тему и несколько раз удаляла его. Но вчерашняя история, невольной свидетельницей которой я стала, вернула меня к написанию. Саму историю я подробно описывать не стану, но поговорить на тему детского эгоизма все же решусь.

Некоторые родители считают, что их дети идеальны. Идеальны во всем: в учебе, поведении, в дружбе.
Но многие ли родители знают о том, что их дети вне семьи совершенно другие? Думаю, что многие догадываются. Да и не всегда то идеальное поведение, которое устраивает родителей, идеально в других местах.

Педагог, делая замечание ребенку, часто не видит реакции с его стороны, но слышит от ребенка миллион слов в свое оправдание. Ребенок начинает спорить, доказывать, что он прав и даже ругаться с учителем. Это нормально? Нет, скажут многие, если это касается чужого ребенка. Но если замечание делает учитель конкретному родителю конкретного ребенка, то реакция, часто, неадекватная. Родитель тоже начинает спорить и доказывать правоту поступка своего ребенка, а на вопрос: "Вы бы так же поступили?" отвечает, что было другое время и другие дети.
А все потому, что поколение молодых родителей сегодня совершенно не готовы воспринимать негативные отзывы по отношению к своим отпрыскам.
Стоит только педагогу или не дай Бог кому-то из соседей сделать замечание в адрес ребенка, тут же поднимается волна неприятия и даже агрессии со стороны родителей. Родители не понимают и не хотят понимать, что бывают ситуации, когда нужно вмешаться как можно быстрее, чтобы не случилось более страшной беды.

Родители, запомните, если школьные учителя говорят вам, что ваш ребенок плохо себя ведет, проявляет агрессию к одноклассникам, все перемены проводит в телефоне, в него и на уроках заглянуть старается, выводы нужно сделать в отношении ребенка, а не учителей.

Сегодня наши дети растут в гораздо лучших условиях, чем жили мы. Намного больше им всего доступно, да и возможности родителей часто позволяют баловать детей. Но это не значит, что надо все стелить к ногам ребенка по первому его требованию. Не стоит удовлетворять все капризы малыша. Не стоит преклоняться и поклоняться детям. Мы должны любить их. Они для нас центр Вселенной, но сами себя они так воспринимать не должны.
Иначе вырастут эгоистами. Не получить желаемого всегда - это нормально.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок не только любил его, но и уважал. А не перегибаем ли мы палку, когда постоянно твердим, что все, что делается родителями, делается для счастливого будущего ребенка? Репетиторы самые лучшие. Только учись. Родители из кожи вон лезут, оплачивая их, себе во всем отказывают, только бы ребенку было счастье. И ребенок в школу ходит прохлаждаться, сидеть в телефоне, не реагировать на реверансы учителя перед доской. Он знает, что репетитор даст нужное, а это - лишнее.
Задумываемся ли мы о том, что став взрослым, у ребенка остается потребительское отношение к родителям и появляются обиды, если те не всю пенсию отдали или не дай Бог позволили себе чего-то лишнего?

Не стоит за детей решать все школьные проблемы.
Надо уметь давать ребенку свободу мыслить и поступать так, как он считает. Но вот выслушать и дать иногда дельный совет или правильное направление - это важно. Не потакать и не обвинять учителя, а выслушать ребенка и дать ему правильные советы. Но все ли дети спрашивают советы у родителей? Если нет, то и доверия к родителям у детей нет. И виноваты в этом сами родители. И поздно уже задавать ребенку вопросы и кричать, что мы тебя любили и только ради тебя жили.
Жить надо ради себя. У родителей должна быть своя собственная жизнь и свои собственные успехи. Детям нужен правильный пример для подражания. Станьте им!

Нельзя ребенку постоянно твердить, что он должен быть лучше и успешнее других. Нельзя превращать жизнь ребенка в бесконечное соревнование.
Я уверена, что многие из вас знают таких школьных "спортсменов"-отличников, которые с медалью закончили школу, с красным дипломом институт и потерялись. Жизнь - не соревнования. Жизнь другая. Это не только борьба за первое место. Это и радость, и любовь, и счастье сегодня и сейчас, и чем счастливее будет детство вашего ребенка, тем более счастливым человеком он вырастет. Но нельзя заключать счастье ребенка в его вседозволенность и исполнение его капризов.

Мне недавно одна учительница сказала, что самыми замкнутыми, агрессивными, обидчивыми и закомплексованными являются те дети, у которых нет детства, которых родители из-за страха, что они попадут в плохую компанию, максимально загружают после школы музыкой, танцами, спортом, иностранными языками, рисованием и многими другими кружками и секциями. Дети не отдыхают, дети перегружаются и на уроках не способны в полной мере усваивать материал.
Сегодня многие родители забыли свое детство и не хотят понимать, что у каждого ребенка должно быть право на детство.
Более того, сказала учительница, многие родители просто друг перед другом выделываются, соревнуются как бы своими финансовыми возможностями, оплачивая дорогие кружки и секции, репетиторов и разные занятия, показывая таким образом родительскую любовь и заботу. А в этом ли заключается любовь и забота?
Многие родители воплощают в детях свои несбывшиеся мечты, не понимая того, что так они все равно не получат идеального ребенка, о котором мечтают. Он все равно станет тем, кем хочет стать, если хватит силы воли или не станет никем, просто обиженным эгоистом.

Все мы знаем, что у каждого ребенка есть свой характер и свой внутренний моральный компас. Характер ребенок получает от родителей по наследству, хочется нам в это верить или нет, но это так. А вот моральный компас - это то, что ребенку даем мы, родители, учителя, окружающий мир. Это зеркало нашей работы, заботы, любви, нашего отношения.
И чтобы из ребенка не вырастить эгоиста, надо не унижать и осуждать всех окружающих, а самим становиться добрее, лучше, внимательнее и к своим родителям, близким, соседям, учителям, друзьям и к окружающему миру в целом. И тогда дети вырастут достойными людьми, а на глазах родителей не будет слез обиды и боли.

Возраст «Я»
Уже годовалый малыш начинает постепенно «отделяться» от матери, и к трем годам эта потребность самостоятельности достигает кульминации. Местоимение «я» звучит в его речи по поводу и без: «я сам», «я хороший», «я хочу» - сначала такие проявления самостоятельности и сознательности несказанно радуют мам.
Ребенок заявляет о собственных желаниях и возможностях, учится выражать свои чувства.
Трехлетнего малыша уже может очень обидеть отношение к нему взрослых как к несмышленышу. Иногда похоже, что ребенок бунтует, стремясь сделать все наперекор родительской воле, и нередко критикует действия взрослых. Именно в этом возрасте закладывается рациональная основа для оследующего развития личности. И именно это наиболее подходящий возраст для того, чтобы - если это еще не сделано - научить его большей самостоятельности. Упущенный момент обернется годами жизни с избалованным, капризным и эгоистичным деспотом, которому кажется, что весь мир должен крутиться вокруг него.

Это не обсуждается?

Типичная история. Мама готовит рыбный суп. Трехлетний малыш в недоумении: «Мам, зачем? Я же рыбу не люблю!» О том, что обедать собираются еще мама, папа, бабушка и старшая сестра, ребенок не задумывается ни на мгновение. Откуда берутся маленькие эгоисты? Часто - от чрезмерной любви и опеки. Мы потакаем каждому капризу малыша и спешим исполнить любую его прихоть. Игрушка, на которую кроха покажет пальцем, самые лакомые кусочки, выполнение любых просьб «подай-принеси». Разумеется, малыш входит во вкус и «садится нам на шею».

Причин такого поведения взрослых несколько.

  • Желание баловать долгожданного наследника («ребенок "дался" мне нелегко»; «пускай у него будет все, чего я была лишена в своем детстве»).
  • Чувство вины перед ребенком, ведь мы много работаем и не уделяем должного внимания - «а у ребенка должно быть счастливое детство». Пытаясь компенсировать вседозволенностью нехватку ласки, мы позволяем маленькому члену семьи занять лидерские позиции в общении.
  • Проще все сразу разрешить, чем каждый раз объяснять, почему что-то нельзя: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. «Пусть смотрит мультики хоть три часа подряд - за это время я столько успею сделать по дому!» Иногда проще сделать все за малыша самим, потому что нам некогда или, признаемся честно, лень прикладывать усилия и требовать выполнения от ребенка простых правил: «раскидал все игрушки? Я все соберу быстренько сама, у сына уйдет на это час, а мы спешим на прогулку».

С возрастом забавные капризы могут превратиться в неприятные черты характера. К тому же, научившись манипулировать взрослыми, ребенок будет совершенствовать и дальше свое умение добиваться желаемого любой ценой.

Похвала дорогого стоит

Опасаясь развить в ребенке комплексы, мы иногда чрезмерно «захваливаем» свое дитя, наедине и прилюдно. Разумеется, для каждой мамы ее ребенок - самый талантливый, самый умный, красивый, смелый, музыкальный… Но очень легко переступить невидимую границу и вместо уверенного в себе и в своих силах самолюбивого человека вырастить зазнайку и себялюбца. Хвалить тоже нужно уметь. Важно хвалить не только самого ребенка («ты у меня самый лучший»), но и результат его труда («мне очень нравится картинка, которую ты нарисовал»). В таком случае ребенок вырастет самодостаточным человеком: у него не будет комплексов, что его «любят за результат», при этом стимулов стремиться к этому результату будет достаточно.

Цель оправдывает средства?

Еще одна ошибка родителей - попытка реализовать собственные амбиции и желания в ребенке. Так, поставив перед собой цель вырастить маленького гения, мы готовы освободить любимое чадо от всего остального, «отвлекающего» от заданного направления, например, помощи по хозяйству. Лишь бы чадо училось отлично, стремилось к олимпийским рекордам в спортивной секции, стало вторым Моцартом. Но в ответ ребенок забрасывает занятия, тренировки, гаммы, предпочитая проводить время перед телевизором или с друзьями. Ему самому куда интереснее другие виды творчества, но мы не догадываемся спросить его, какие, - а только упрекаем в эгоизме и невнимании.

Предоплата неуместна

Столкнувшись с эгоистичным нежеланием ребенка делать что-то или следовать определенным правилам, некоторые родители пытаются заинтересовать ребенка материально: «выучи стишок - получишь шоколадку», «почистишь зубки - посмотришь мультик». Неважно, платят ли родители за сделанную работу или помощь по дому вещами или удовольствиями. В любом случае это опасный путь. Уже скоро ребенок без «предоплаты» и шагу не ступит, при этом изменения к лучшему в его характере так и не произойдут. Ведь с радостью и удовольствием человек занимается лишь тем, что ему действительно интересно, что его увлекает. Работа только «ради чего-то» не приносит творческого удовлетворения и всегда выполняется «из-под палки». Важно заинтересовать малыша, вселить в него энтузиазм другими, нематериальными способами. Например, превратить нудную и рутинную уборку в игру.

Прививка от эгоизма

  • Позвольте ребенку заботиться о других. Как бы ни было страшно, не ограждайте его от общения с грудным братиком или сестренкой или обсудите с ним возможность завести домашнее животное, ухаживать за которым будет он сам. Рассчитывайте, чтобы нагрузка в этом случае была посильная: вряд ли ребенок, с утра до ночи занятый в саду и кружках, сможет полноценно заботиться о собаке, с которой надо гулять и играть.
  • Обсуждайте с малышом не только его личные дела, но и дела его друзей. Это заставит его обращать внимание на других людей.
  • Позвольте ребенку принимать простые решения и делать выбор. Если дитя привыкает, что за него всегда думают и решают родители, он вырастает в инфантильное существо с кучей психологических проблем, зависимое от мамы и папы до старости.
  • Научите ребенка проигрывать. Не предостерегайте кроху от неверного решения (конечно, если оно не угрожает его жизни) - пусть он учится на собственных ошибках. Только пережив неудачу, он научится выбирать те пути, которые приведут его к успеху.
  • Помогайте ребенку, но не делайте работу за него. Если он умеет одеваться самостоятельно, но делает это очень долго, особенно по утрам, когда вы опаздываете в детский сад, - измените распорядок дня и вставайте раньше. Или научите пользоваться часами, чтобы малыш сам рассчитывал, сколько времени отвести себе на одевание.
Мама тоже человек

Разговаривайте с малышом о своих собственных чувствах и переживаниях. Расскажите о том, что на работе вы устали (обязательно объясните почему: написала много страниц доклада, приняла много людей с жалобами и т. п.) и поэтому не можете исполнить ту или иную просьбу ребенка. Малышу не нужны подробности, но ему нужно понимание ситуации: мама имеет право на собственные переживания, обиды, болезни, слабости и т. д. У нее может быть печальное настроение или болеть животик и т. д. Попросите малыша принести вам плед или поставить вашу чашку из-под чая на стол.