Роль праздников в воспитании детей классному руководителю. «Роль классного руководителя в воспитании ученика» " Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; Плохое воспитание. Какие качества человека для тебя наибол

Алехина Анастасия Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №135»

Кировского района г. Казани РТ

Статья на тему: Роль классного руководителя в школе.

Не прием, не метод,

а система является ключевым

понятием в педагогике будущего”.
Л. И. Новикова


Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Я считаю, что классный руководитель - одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты - психологические и физические - ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем свои предметы, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов: через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;
– оценку его деятельности по результату.
Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.
Н.К. Крупская в статье «О воспитательной работе» писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.
Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.
А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье «Цель воспитания» он писал: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…».
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Важно анализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы.

С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служит этому интересная увлекательная внеклассная работа, которая способствует всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

П
ринцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела
Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

П
ринцип деятельности.

Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии, совместные проекты и т.п.


Принцип свободы выбора.
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.

Принцип обратной связи.
Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

П
ринцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат - нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и

инициативы в порученном деле.

Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Мне кажется, что на родительских собраниях, проводимых вместе с учащимися, мы воспитываем будущих родителей. Учащиеся видят различные варианты поведения взрослых, имеют возможность выбирать свой стиль поведения. Хорошо, если тему собрания подскажут родители и дети.
Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой. Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии. Привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.
Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.
Я считаю, что классное руководство - это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив - единый организм, где каждый школьник - яркая индивидуальность. Давайте же работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.

Завершить свою работу хочу цитатой К.Д.Ушинского. «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем она кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания ».

Список литературы:

    Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006

    Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1995

    Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1990

    Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.

    Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности: Учеб.-метод. пособие. -М.: Педагогический поиск, 2007

    Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2010

    Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978

    Селиванова Н.П. Современный школьный класс: становление коллектива. Народное образование. 2007. № 4.

    Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007

    Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы. Воспитание школьников. – 2003. – №7.

    Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. В.Воронов. Воспитание школьников, №7, 2010 с. 21-26.

    Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов. Классный руководитель, №6, 2003 с. 65-86.

Роль классного руководителя в становлении классного

коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Развитие человека происходит в течение всей его жизни. И если в полных семьях с достатком, живущих в благоустроенном доме или квартире, на развитие маленького человечка большое влияние оказывают родители, учат жить в группе, т.е в семье, а потом - в коллективе, учат стать личностью, то в стенах школы – интерната родителей заменяют классный руководитель и воспитатель.

Если в обычной школе с родительскими детьми главным педагогом в классе является классный руководитель, то в школе-интернате это не совсем так. Понятия «классный руководитель» и «воспитатель» неразделимы.

В условиях школы-интерната именно они играют главную роль в жизни каждого своего воспитанника. Они сопровождают процесс индивидуального становления и развития личности ребёнка в период обучения в школе.Но мы сегодня говорим о классном руководителе.

Два с половиной года назад (1.12.2009 г) меня назначили классным руководителем 7 класса. Чуть позже произошла смена воспитателей. В классе было 23 ученика. Неожиданные перемены в классном коллективе, подростковый возраст, дети «группы риска», отсутствие единого требования между классным руководителем и воспитателем, «движение» учащихся дали свои результаты. Не было единого классного коллектива, дети делились на группы, были свои лидеры. Отношения между одноклассниками тревожили нас, взрослых. Дети друг к другу относились жестоко.

Но в тоже время они умели трудиться, имели навыки учебной деятельности и в разных мероприятиях показывали себя как единое целое. В классе было 6-7 ударников. Каждый из них существовал сам по себе. Некоторые вели себя как несамостоятельные и безответственные ученики. Часто наблюдалось расхождение между тем, что воспитанники говорят и что они делают.

Необходимо было познакомиться с индивидуальными особенностями детей, наблюдать за их поведением, отношением друг к другу и окружающим, следить за нравственными и этическими проявлениями. Трудность заключалась в том, что я детей практически не знала, т. к работала в данной школе совсем немного.

Главной задачей в то время для меня было создание единого классного коллектива, в котором каждому ученику было бы комфортно. В то же время необходим был благоприятный климат для формирования личности воспитанников. Данная работа оказалась сложной, так как дети жили по своим правилам, состав класса часто менялся, и они долго привыкали к новым наставникам. Понимание нашла у воспитателя, с кем мы работали. Работали и работаем. Думаю, в тесном контакте, т. к понимаем, что отсутствие единого требования со стороны взрослых, работающих в одном классе – это напрасная, безрезультатная работа.

Добиваясь решения поставленной задачи, использовала различные формы и методы работы. Это индивидуальные беседы, классные часы, собрания, работа с учителями – предметниками, вовлечение учащихся в кружковые занятия, общественно-полезную деятельность, участие в различных мероприятиях, дополнительные занятия по предметам после уроков, оформление уголка здоровья, классного уголка, беседы о культуре общения и поведения, о соблюдениях норм элементарной нравственности во взаимоотношениях, встречи, шефство над ветеранами, шефство над малышами. Наиболее эффективным средством развития коллективизма считаю коллективную творческую деятельность (класс старался принимать активное участие в общешкольных мероприятиях - концертах, спортивных соревнованиях, конкурсах). Именно через неё происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, активного отношения к другим людям, к окружающему миру.

Как классный руководитель создавала условия для творчества и самореализации личности детей. Необходимо в таком возрасте воспитывать у учащихся и требовать с них самостоятельность принятия решений, активную жизненную позицию.

Всегда очень важно знать, как относятся друг к другу одноклассники, значим ли для них классный коллектив, в котором они находятся на протяжении учёбы в школе. На занятиях и на перемене они могут себя показать по-разному. В школе они одни, в общежитии – другие. Поэтому необходимы наблюдения за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся.

Иногда кажется, что вкладываешь всю душу в работу со своими воспитанниками, а они отвечают равнодушием и твой труд – это напрасное дело. Но, оказавшись в затруднительной ситуации, дети теряются и они снова «идут» в свой коллектив, где так уютно, тепло, и где всегда поможет взрослый человек. Даже в минуты радости они бегут к тебе и делятся своим счастьем…

Конечной целью моей работы в качестве классного руководителя в этом классе считаю подготовку ученика как выпускника, обладающего необходимыми знаниями, широким кругозором, творчески мыслящего, способного реализовать себя в дальнейшем процессе обучения в учебных заведениях нашей республики.

Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности, подсказывает, направляет в нужное русло. Он наблюдает за ними во время учебных занятий, следит за успеваемостью в классе, помогает тому или иному ученику «догнать» лучшего в учёбе и поведении.

С помощью классного руководителя каждый воспитанник должен найти свое место в классном коллективе, а после уже в обществе.

РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Каниева Гулден Умиртаевна

КГУ ОСШ №87

Республика Казахстан, Карагандинская область, город Караганда

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Настоящий праздник - символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.

Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е - политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.

Важнейшее гуманистическое начало праздника - одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию - признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов - установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.

Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники - явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Событие - это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).

Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:

Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);

Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

Разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;

Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;

Отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;

Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности . Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание - без них немыслим настоящий праздник.

Коллективность и совместимость праздника - не есть стадность, потому что это - традиция, потому что праздник - коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник - тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.

Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.

Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.

Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.

Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.

Роль классного руководителя в воспитании успешной личности школьника

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи,смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. . Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
У чеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

С оциализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

П озитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Е динство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Х аризма – исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Программа «Лестница успеха» позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Эта программа - осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Программа рассчитана на 7 лет - семь ступеней:

Ступенька первая-5 класс «Созвездие юных дарований» (формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту, формирование детского коллектива).

Ступенька вторая-6 класс «Я+ мои друзья-вместе классная семья» (формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала).

Ступенька третья-7 класс «По лестнице успеха» (гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг другу).

Ступенька четвертая-8 класс «Людей не интересных не бывает» (воспитание доброго отношения к жизни умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности).

Ступенька пятая-9 класс «Счастье. которое мы ищем» (сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, становление профессионального самоопределения).

Ступенька шестая-10 класс 2Мир взаимоотношений-честь и достоинство»(развитие познавательны интересов учащихся, их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя. других, любое дело; научить его жить в коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимоподдержки).Она не противоречит воспитательной программе школы и перекликается с основными направлениями,целя ми и задачами школьной программы. Цель программы-создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год,а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Приоритетными направлениями работы являются:
Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

1. Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю шестой год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования
3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка.. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла стихотворение - Похвалите меня
Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

К таким ещё не совсем взрослым людям!

Трансформации, которые произошли за последнее время, сопровождались значительными изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, что привело исчезновению идеалов и потере духовных ценностей. В связи с этим роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи в современной школе приобрела важное значение и является одним из приоритетных направлений образования.
Классный руководитель, работающий с коллективом учащихся должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, и следует выбирать направления и формы работы с родителями, ведь взаимодействие классного руководителя с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Президент отметил, что в разработанной им программе-стратегии "Казахстан-2050" семья занимает особое место. Он подчеркнул, что благополучие этого социального института является стержнем для всех уверенных начинаний в обществе и государстве. Власти страны стремятся создать условия для всестронней поддержки казахстанский семей, развивая социальный сектор политики и экономики. …Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются все самые лучшие духовно-нравственные ценности нашего народа – толерантность, трудолюбие, любовь к родной земле, уважение к старшим, гостеприимство и устремленность в будущее.
Работа классного руководителя с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики школы, именно поэтому так велика роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи. Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Воспитательный потенциал семьи и его реализация зависят от многих социальных факторов:
структура семьи;
материальный уровень семьи;
личностные особенности родителей;
психологический климат в семье;
помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей, т.е. будет реализован воспитательный потенциал семьи.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт школы, особенностью которого является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Работая с классом, я хорошо представляю формирующую роль семьи и значимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов.
Владение такой информацией, позволяет предвидеть, как отношение в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, я и выбираю направления работы с родителями. Планируя работу, руководствуюсь одним из основных правил взаимодействия педагога с родителями – уважение, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами низкого поведения родителей. Родители должны видеть в своем классном руководителе человека знающего, авторитетного и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
Работу по реализации воспитательного потенциала семьи, я начинаю с определения целей взаимодействия:
повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации родителей, детей;
расширение сферы участия родителей в организации жизни школы.
Моя система работы по реализации воспитательного потенциала семей учащихся включает в себя три основных компонента:
1. Установление форм и видов взаимодействия с семьей:
Работа направлена на установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
2. Взаимодействие классного руководителя, родителей, детей:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со школьной жизнью ребёнка;
объединение усилий классного руководителя и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и школы.

3. Взаимодействие семьи и школы в интересах творческого развития личности ребенка.
Включает разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей. Перечислю проведённые мероприятия:

Беседа в вопросах и ответах (индивидуальная консультация родителей по вопросам воспитания)
Копилка полезных советов
Памятки для родителей
Праздник «День именинника», « Наурыз Мейрамы», « День семьи», « Папа, мама, я – спортивная семья», рисунки на асфальте - общешкольное мероприятие.
Индивидуальные консультации
«Неразлучные друзья – взрослые и дети». Конкурсно – игровая семейная программа.
«Интеллектуальный марафон»
Встречи многодетных семей, ветеранов;
Благотворительные праздники и концерты для семей, привлечение родителей к Организации экскурсий, праздников;
совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).
Родительский лекторий: "Университет педагогических знаний. Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний» и др.
Посещение учащихся на дому.
Каждый из представленных выше компонентов деятельности по
реализации воспитательного потенциала семьи мною, как классным руководителем, включает следующие формы взаимодействия:
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика разнообразна: "Мы - одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению" и др. Кроме того приходится разнообразить форму проведения родительского родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др. Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.
Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организую специальные встречи с отцами детей, провожу конференции-размышления, собрание "Роль отцов в воспитании детей" и др.
Презентации опыта семейного воспитания - проводятся с привлечением психолога, логопеда и др. специалистов.
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания. Встречи родительской общественности с администрацией школы. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальные консультации. На которых даю родителям возможность рассказать все то, с чем они хотели бы познакомиться в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивации учения;
моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации использую анкеты "Мой ребенок",и др. которые заполняется совместно с родителями
Тематические консультации. Беседы. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Посещение ученика на дому. Заранее предупреждается родитель о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение кл.рук должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого вначале разговариваю на отвлеченные темы, расспрашиваю о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждаю причину прихода в семью.
Родительский комитет. Родительский актив - это опора, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива. Благодаря чёткой работе моего родительского комитета в классном коллективе сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:
(хотелось бы перелистать странички некоторых наиболее удачных мероприятий)
в познавательной деятельности: неделя науки, совместное создание научных проектов, дни открытых дверей, праздник знаний и творчества, турнир знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, творческие отчеты, презентации Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это конкурсы: "Семейное увлечение"; викторина "Круг семейного чтения" и другие;
в трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение, выставки "Мир моих увлечений", изготовление поделок, создание снежных фигур и др.;

В досуге: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы экскурсионные поездки,. Широкое распространение получают классные семейные праздники: День рождения, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: "Спортивная семья", "Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, и др.

Весь мой педагогический опыт подтверждает слова А.С.Макаренко, сказавшего, что мы (педагоги) «…должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».

Считаю, главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам школьного коллектива является профессиональная организация педагогом совместной деятельности детей и родителей. То есть именно партнерство классного руководителя и семьи помогает реализовывать воспитательный потенциал. Ведь так хочется, чтобы две силы: семья и школа, как два мощных локомотива, тянули в одну, а не в разные стороны.

Наверное, секрет успехов моей работы с детьми заключается в том, что мне очень везет с родителями. В условиях деловой и доброжелательной обстановки мы обсуждаем проблемы, возникшие у наших детей, пытаемся найти пути выхода и принимаем решения.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности воспитания учащихся начальной школы, совместно с их родителями, достигать положительных результатов.

Итак, именно такой видится работа школы, класса по реализации воспитательного потенциала семьи классным руководителем. Эта работа системная, многоплановая, повседневная.
А закончить мне хочется словами В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский