Презентация уголка краеведения в детском саду оформление. Мастер-класс изготовления макета «Уголок родного края

Вырастить из маленького ребёнка гражданина и патриота, любящего свою родину, поможет патриотический уголок в детском саду. Оформление его зависит от возрастных особенностей малышей, ведь информация должна быть доступна детскому пониманию.

Для чего это нужно?

Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.

Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.

Своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.

С чего начинать?

Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина - это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.

Чем наполнить патриотический уголок в ясельной группе?

Это может быть любой материал по социально-нравственному развитию:

  • Тематические папки, содержащие иллюстрации, с изображениями членов семьи, демонстрирующими их взаимоотношения, заботу, совместные дела.
  • Фотоальбом «Моя семья» с изображениями воспитанников в семейном окружении.
  • Альбом или выставка «Здесь мы живём», в которой можно разместить фотографии, иллюстрации или макеты улиц или разных архитектурных строений (садик, школа, дома, где живут дети, другие объекты города).
  • Выставки, знакомящие с истоками русской народной культуры, которые могут содержать разнообразные предметы старины, традиционные игрушки (деревянные и обереги, экспонаты декоративно-прикладного искусства (расписные матрешки, подносы и прочая утварь с городецкой, хохломской и дымковские игрушки, вышитые рушники, платочки, вязаные салфетки, скатерти и другие предметы).

Художественную литературу, произведения фольклора - песни, прибаутки, потешки и сказки - также можно поместить в патриотический уголок в детском саду. Оформление ясли подразумевают красочное и понятное, оно не должно содержать много текста, лучше, если это будет наглядный материал, привлекающий внимание детей и их родителей. Важно помнить и требования безопасности, которые одинаковы для всех уголков: все материалы нужно размещать так, чтобы они не смогли упасть или поранить ребёнка. Недопустимо наличие острых углов или краёв.

Дети старше - задачи сложнее

Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка. Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь.

Оформление патриотического должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.

В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.

Наполнение для средней группы

Детям этого возраста будут интересны и полезны для развития следующие материалы:

  • иллюстрации семейных праздников и традиций, художественная литература на нравственные темы;
  • фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки, тематические папки, знакомящие с историей родного города, его знаменитыми жителями, достопримечательностями;
  • экспонаты, приобщающие дошкольников к традиционной культуре: старинные предметы, народные игрушки, образцы декоративно-прикладного искусства, тематические ;
  • произведения народного творчества - от песенок до сказок;
  • символы государства, области и города.

Что мы родиной зовём?

В старшем усложняются задачи патриотического воспитания, дети продолжают знакомство с родным краем, изучают не только свой город, но и область, и страну, получают сведения о государственной символике, историческом прошлом России, о народном календаре.

Усложняется и материал, помещаемый в патриотический уголок в детском саду. Оформление дополняется детскими и семейными творческими работами. Так, например, продолжая изучение темы «Моя семья», дети с родителями создают фамильный герб или генеалогическое древо. Интересны будут и помещённые в уголок семейные альбомы, которые дети любят рассматривать и показывать друг другу.

От города родного до страны

Продолжить знакомство с родным городом помогут различные материалы на такие темы: «Как возник город?», «Что производят в нашем городе?», «Культура моего города», «Знаменитые земляки», «В период Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура». Родители и воспитатели совместно могут создать подборку стихов о городе.

Карта населённого пункта и его символика также должны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление выставки о родном крае может содержать символику и карту области, информацию о её городах и знаменитых местах, а когда дети воспримут эту информацию, то готовы будут к знакомству с родной страной. Тут уже не обойтись без карты России. Современная полиграфия выпускает специальные детские карты, содержащие доступный детскому пониманию материал. И, конечно, на видном месте должны появиться российские символы - герб, флаг, гимн и портрет президента.

О культуре, защитниках Отечества и планете Земля

Кроме краеведческих сведений, патриотическому воспитанию способствуют и другие темы и направления.

При наличии необходимого материала в патриотическом уголке размещается информация о том, как зарождалась культура нашего народа. Это могут быть тематические выставки «Как жили люди на Руси?», «О чём рассказывают старинные вещи?», «Из истории русского народного костюма», «Как народ гулял и веселился?», «Народный календарь» и другие.

Сведения о защитниках Отечества также способны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление (фото ниже) выставок о богатырях земли русской, Великой Отечественной войне и о Российской армии может вызвать интерес мальчишек, формировать у них стремление стать защитником родины.

Глобальной задачей патриотического воспитания является формирование у детей понятия о том, что планета Земля - это наш общий дом, и все, кто живёт на ней, должны жить в мире. Детей необходимо знакомить с условиями существования людей в других уголках планеты, их обычаями и традициями.

Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.

Утверждено на педагогическом

совете №___ от ______________ года

Заведующая МКДОУ д/с № 2

__________(Е. А. Шевченко)

Положение о проведении смотра-конкурса уголков краеведения и патриотического воспитания в ДОУ

«Уголок России – Отчий дом»

Смотр уголков краеведения и патриотического вос­питания по группам проводится в со­ответствии с годовым планом работы ДОУ в целях реализации задачи по совершенствованию системы патрио­тического воспитания в ДОУ.

В младших группах такие уголки будут носить условное название «Уго­лок социально-нравственного воспи­тания».

Цель конкурса: Создание условий для приобщения детей и педагогов к изучению истории родного поселка, края, создание оптимальных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию. Способствовать обновлению и отбору наиболее интересного и доступного для детей материала. Активизация деятельности воспита­телей по патриотическому воспитанию дошкольников. Пополнение в группах предметно-развивающей среды по данному разделу

Задачи смотра-конкурса:

1. Знакомство с историей поселка и родного края.

2. Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.

3. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране.

4. Побудить педагогов - участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего города.

5. Выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.

Организация и порядок проведения смотра – конкурса:

1. Сроки проведения конкурса – с 10.03.2014 по 05.03. 2014 года

2. Конкурс проводится на уровне детского сада, в соответствии с настоящим положением.

3. Участниками смотра являются все возрастные группы детского сада, начиная с младшего возраста.

4. Руководство смотром-конкурсом и подведение итогов возлагается на комиссию в составе:

· Е. А. Шевченко – заведующий ДОУ.

· Л. И. Чигрова - старший воспитатель.

· Т. А. Саморукова – воспитатель.

· М. В. Челяева - муз. руководитель.

Подведение итогов смотра - конкурса:

1. Все номинации оцениваются по 5-ти балльной системе.

2. Комиссия подводит итоги и определяет три призовых места.

Награждение победителей:

1. Результаты смотра доводятся до педагогов на педагогическом часе, с предоставлением итоговой справки.

2. Победители награждаются грамотой администрации МКДОУ д/с №2 п. Бреды.

Приложение 1

Младший дошкольный возраст
Цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление детей с ближайшим окружением.

1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспи­танию:

    взрослые люди - родовые характери­стики, профессии, действия, внешний
    вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры; семья - подбор иллюстраций, те­матических папок, изображающих
    семью, членов семьи в отдельности; показывающих взаимоотношение членов семьи - заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;
    дом, в котором ты живёшь, - фотографии, иллюстрации архитектурных строений, раза размеру, внешнему виду, материалу, назначению; ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются; эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей; поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а так - нельзя», этикет

2. Материал для знакомства детей «малой родиной» (детским садом, ближайшими улицами, родным поселком) - фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен сад.

3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т д.: куклы из деревянных чурбачков, обереги), предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки)

Приложение 2

Средний дошкольный возраст

"Работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, мой поселок, достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

1. В уголке пополняется материал по социально - нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной
тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Материал для знакомства детей с малой родиной» - детским садом,
близлежащими улицами, родным поселком, знаменитыми жителями,
природой, транспортом, архитектурой, профессиями. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, набор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории поселка.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры -
предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4. Художественная литература по фольклору - сказки, песенки, посло­вицы, поговорки и т. д.

5. Элементы государственной сим­волики - флаг, герб.

6. Элементы краевой символи­ки - флаг, герб.

7. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор
иллюстраций, тематические папки.

Приложение 3

Старший дошкольный возраст
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, орга­низация жизни детей по народному календарю.

Моя семья - семейные фото­альбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево». Родной край - иллюстрации, фотоматериалы, тематические пап­ки на темы «История возникновения поселка», «Зна­менитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о крае, карта края, символика края (флаг, герб). Макеты (микрорай­он, улица, архитектурные сооружения поселка). Родная страна - карта России
(хорошо, если это будет детская карта) России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные до­стопримечательности); природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство); символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности горо­дов, архитектура и т п.). Защитники Отечества - иллю­страции, тематические папки на тему
«Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная
война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники во­инской славы». Художественная лите­ратура и дидактические игры по теме,
макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры - иллюстрации и
тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,
«Из истории русского народного ко­стюма», «Народные праздники и гуля­нья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. Духовно-нравственное воспита­ние - материал, дающий детям перво­начальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитек­турных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия). Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотече­ственниках, прославивших Россию. Наша планета Земля - глобус, детская карта мира. Художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей
в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных
для той или иной страны.

Дата проведения: 28.10.2013

Смотр-конкурс уголков нравственно-патриотического воспитания

В детском саду прошёл смотр-конкурс уголков нравственно-патриотического воспитания.

Цель конкурса: создать оптимальные условия для воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию. Способствовать обновлению и отбору наиболее интересного и доступного для детей материала.

Критерии конкурса: разнообразие; доступность расположения; соответствие возрасту; эстетичность; степень участия родителей; оригинальность.

В каждой группе уголки выполнены по-разному, с творческим подходом, эстетическим вкусом в соответствие с возрастом детей. Представлены тематические папки « Моя семья», «Дом, в котором ты живёшь», «Ребёнок и его сверстники», «Прошлое и настоящее родного города». Материал для ознакомления детей с малой родиной, по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, росписи, вышивка, резьба по дереву); куклы в национальных костюмах. Художественная литература (сказки, былины, предания, произведения малых форм фольклора. В уголках представлены элементы государственной символики Российской Федерации, элементы муниципальной символики, карта России, глобус. Воспитателями и родителями собран и бережно хранится богатый материал о защитниках Отечества.

Весь собранный материал хранится в доступных местах, дети проявляют интерес к данной теме, имеют необходимые знания, участвуют в викторинах, занятиях, праздниках, досугах.

По итогам конкурса лучшие результаты показали:

Группа № 8. Воспитатели: Побирей Елена Николаевна, Стригун Валентина Владимировна.

Группа № 10. Воспитатели: Тарло Екатерина Михайловна, .

Группа № 11. Воспитатель: Анютина Елена Алексеевна.

Группа № 12. Воспитатели: Коломыцына Виктория Александровна, .

Группа № 13. Воспитатели: , Фатеенкова Ольга Викторовна.

Группа № 14. Воспитатель Кондратьева Людмила Алексеевна

Юлия Сафарова

В рамках празднования дня семьи, любви и верности мы изготовили макет «Уголок родного края » .Делать этот макет мы начали с детьми , а закончили совместно с родителями на празднике.

Изначально мы определили что в нашем макете будет иметь место . И решили что это обязательно будут березки, так как березка символизирует страну в которой мы живем - РОССИЯ. Ромашки символизируют российский праздник семьи, любви и верности. Ну и без хоровода девушек вокруг березки нам не обойтись.

Фон - основу я изготовила сама , а вот все остальное это наше совместное творчество. Ромашки сделали по принципу гармошки, дети справляются с этой работой без затруднения.


так как макет не большого размера , то и ромашки должны быть небольшие. Для этих целей мы использовали фигурный дырокол.


Облачка сделали в технике скомканных салфеток.


Березки делали торцеванием.



Вот такие чудесные березки у нас получились.


Дополнили кустиками ромашек.


Солнышко сделали методом жгутиков.


Дальнейшую работу мы оставили для совместной деятельности с родителями.

Мамы с дочками делали девочек, все по тому же методу гармошки.


А папа с сыновьями торцевание делали березки.


Потом все поместили на макет .


В дальнейшем планируем использовать его для игр.

Публикации по теме:

У нас проходит областной конкурс по мотивам русских народных сказок "Старая, старая сказка". Мы тоже решили принять участие в конкурсе,.

Уже с раннего детства воспитатели прививают своих воспитанников уважению к национальным традициям своего народа, толерантности, бережного.

Мастер-класс игрового макета "Ферма" рассчитан на педагогов, родителей. Назначение- знакомство малышей с домашними животными, средой обитания.

В ходе проекта «Насекомые луга родного края» нами был изготовлен макет луга. Макет мы использовали на итоговом мероприятии «Пчелка Жужа.

Мы с детьми приняли участие в конкурсе творческих работ по изобразительному искусству " С любовью к Отечеству". И вот картина, которую мы.

Мастер - класс: макет "Мир динозавров". Хочу рассказать вам историю создания в моей группе макета "Мир динозавров".Ребята у меня уже.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Россия - Родина моя»
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края
2. Закрепить название «Россия»
3. Закрепить знания о флаге России. Дать представление о российском триколоре.
4. Развивать диалогическую речь, память, мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать уважительное отношение к Российской геральдике.
Пособия и материалы: картинки с изображением солдата, Российского флага, цветные карандаши, контур флага; картинки с изображением растений, животных и птиц, флага.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят в круг:
«Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.».
2.Основная часть.
- Ребята, на земле много разных стран. Как называется страна, в которой мы живём?Россия.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде.
Вы любите путешествовать?
(Дети садятся на стулья, стоящие друг за другом.)
- Отправляемся. Счастливого пути! Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.

«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка. Наша первая остановка называется «Лесная». Какие деревья растут в лесах нашей Родины?
(дети рассматривают картинки деревьев)
Какие птицы живут на территории России? (картинки птиц)
Какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных)
- Молодцы. Поехали дальше. Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Останавливаемся. Станция называется «Сказочная». Назовите русские народные сказки (иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»).
- Молодцы, ребята. Поехали дальше. Звук поезда
- Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка «Военная».
Дети выходят из поезда, слышится марш.
- Какая это музыка? (ответы детей). Кто под неё марширует (солдаты). Звучит марш на военных парадах (звучит запись). Под эту музыку маршируют солдаты.
- Посмотрите, ребята, на этой картинке кто-то изображён. Кто это? (солдат)..
В: А, как вы догадались, что это солдат? Да, он одет в форму и у него в руках оружие.
В: Правильно! Молодцы! Когда много солдат, то получается целая армия! Как вы думаете, ребята, для чего же нужна армия?
- Да, ребята, чтобы защищать людей нашей огромной Родины от тех, кто захочет напасть на неё, т. е. от врагов.
Для того, чтобы защищать нашу Родину солдаты много тренируются, чтобы стать сильными, храбрыми. А мы хотим стать такими как они? (ответы детей). Для этого нам надо тоже потренироваться.
Физкультминутка.
1,2- стоит ракета, 3,4 - самолёт.
1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт.
1,2,3,4- руки выше, плечи шире.
1, 2, 3,4 - и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, правой - два,
Посмотрите все на нас!
3.Практическая часть.
- Ребята, давайте пройдём к столам.
Дети садятся за столы.
- Посмотрите, как вы думаете, что это? (на доске картинка с изображением флага)
- Ребята, это флаг нашей Родины. Давайте посмотрим: какие цвета есть у нашего флага.
Я - белый цвет - свобода, гордость, слава.
Я - синий цвет - покров родной страны.
Я - красный цвет - могучая держава.
Все вместе мы - едины и сильны!
Посмотрите, ребята, у меня есть три полоски цветной бумаги. Сейчас мы с вами будем учить расположение цветов на флаге России. И будем делать флаг своими руками
Показ воспитателем порядка выполнения работы.
У вас на столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу.
- Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине.
4.Итог
. О чём мы сегодня говорили? Что мы увидели? Что научились делать? А вам понравилось наше путешествие?
- В конце нашего путешествия послушайте стихотворение «Наша Родина»
- Родина
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
А теперь садимся опять в поезд и возвращаемся в детский сад.