В каком городе делают дымковские игрушки. Дымковская игрушка: история промысла, технология создания, фото

Слобода Дымково

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

«Свистунья»


В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски» , которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище , когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».

Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице — и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки — сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI веках. В конце XIX – начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире.

Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин


Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Она обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874–1934) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886–1979).

В этот момент решающую роль в судьбе всего промысла, а, значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц, сыграл вятский художник-пейзажист, подвижник и знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893–1948). С 15-ти лет он увлекся творчеством малограмотных мастериц, зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы, сумел разглядеть в их работах настоящее искусство. Особую любовь он питал к творчеству А.А. Мезриной.

Интерес к народному искусству у А. И. Деньшина возник после посещения воскресных курсов рисования и живописи, организованные по инициативе земства в 1908 году при Вятском техническом училище. Преподаватель рисования И. Ф. Федоров, выпускник Строгановского училища прикладного искусства в г. Москве, увлек своих учеников бесконечными беседами о русском искусстве и русских художниках, о народном творчестве и мастерах. Он дал первые основы знаний по истории стилей русского искусства и народного творчества, особенно вятского, образцы которого тот собирал и коллекционировал. Эта привитая им любовь к народному искусству, вылилась у А.И. Деньшина в серьезную работу «по собиранию и зарисовками образцов вятских народных художественных изделий» в течение всей его жизни, которую он сочетал с увлечением живописью.

После революции 1917 года А.И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926) , вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же став библиографической редкостью. Ценной частью изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но больше всего привлекали зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником на литографских камнях с последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с подлинников. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений.

Кроме того, художник также собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга первые коллекции дымковских игрушек. Так широкая общественность узнала о вятском дымковском промысле. Эта деятельность вскоре принесла свои плоды. Промысел выжил в самые трудные времена, а старейшей мастерице А. А. Мезриной в 1934 году была даже назначена персональная пенсия. В 1930-е годы возросла популярность дымковской игрушки (публикации, заказы столичных музеев на коллекции игрушек, участие на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке). Деньшин привлек обратно в промысел не только старых опытных мастериц (Е. А. Кошкина (1871–1953), Е. И. Пенкина (1882–1948)), но и заинтересовал в этом искусстве молодых.

Старейшие мастерицы

В 1920–30-е годы дымковский промысел развивался по старинке как типичный домашний народный промысел. Здесь не было никаких артелей, как в других промыслах того времени. С 1934 года мастерицы сдавали свои игрушки как надомницы сначала на фабрику гипсовых изделий в самой слободе Дымково, а затем переправляли в город в товарищество «Кировский художник».

В 1920–30-е годы усилилось внимание Советского государства на художественные промыслы. Это вмешательство в их традиционный строй образов привело к расширению тематики, изменению цветового и орнаментального строя. В это время появились первые композиции, состоящие из нескольких фигур, связанных по смыслу и объединенных цельным основанием («блинчиком»). Этот прием позволил с максимальной живостью отражать темы реальной жизни в жанровых сценках. Потомственные мастерицы А. А. Мезрина, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина первыми встали на новый путь в творчестве.

Елизавета Александровна Кошкина больше лепила традиционные отдельно стоящие фигуры, но в 1930–1940-е годы обратилась вместе со всеми к созданию многофигурных композиций. Она лепила сценки из двух – трех персонажей на основании, часто в соавторстве с дочерью Зиновией Федоровной Безденежных (1901–1964), которая делала роспись. Так, появилась композиция «Колхозный двор», где наряду с традиционными образами людей, домашних животных и птиц возник архитектурный мотив — колхозный хлев.

1960-е годы

Елизавета Ивановна Пенкина в 1940-е годы активно разрабатывала сказочную тему (в росписи с 1938 года ей помогали мастерицы Л. Н. Никулина (1906-1961) и Е. И. Косс-Деньшина (1901-1979)) . Немалую роль здесь сыграл 100 - летний юбилей А.С. Пушкина, который подсказал народным мастерам разных промыслов близкие каждому русскому человеку сказочные образы. Так, у Е. И. Пенкиной появились композиции «У Лукоморья», «Баба-Яга», где возникла сказочная избушка на курьих ножках.

В 1939 году бригада мастериц в составе Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной, О. И. Коноваловой и З. Ф. Безденежных под руководством А.И. Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград—Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

Пресса в те годы писала: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.

В годы войны и после

Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Вначале казалось, что в такое тяжелое для всей страны время глиняные игрушки не нужны. Но вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом, на нее возник большой спрос. В 1942 году производство игрушек было возобновлено. Алексей Деньшин писал в газете: «Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойца в великой борьбе с кровожадным врагом, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения».

В 1943 году было принято решение возобновить ученичество. А в феврале 1944 года президиум Всесоюзного кооперативного товарищества «Художник» постановил: «Указать правлению Кировского товарищества, что основным видом производства Товарищества является дымковская лепная игрушка как изделия народного художественного творчества, предназначенная на экспорт. Товарищество обязано сосредоточить все свое внимание на качестве игрушки, на развитии художественно-творческой инициативы среди мастеров игрушки по созданию оригинальных образцов и на дальнейшее вовлечение новых кадров по этому виду творчества».

После Победы над фашизмом, возрождаясь из пепла, страна вновь обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц. Выделялись финансы на улучшение их условий труда, на обучение молодежи. Но организационные трудности никак не позволяли решить эту проблему на местах. Кроме того, уходят из жизни старшее поколение мастериц (Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина) и А. И. Деньшин. В 1955 году заключены трудовые соглашения на обучение молодых мастериц. В 1956 году работало уже восемь мастериц дымковской игрушки, среди которых значатся молодые Е. З. Кошкина (1914–1993) и З. В. Пенкина (1897–1988), снохи Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной. Имена их вскоре станут знаменитыми.

С конца 1950-х годов в стране началось возрождение художественных промыслов, проявлялся интерес к древним национальным корням, исследовалась проблема традиций и их развития. У дымковских мастериц начинается творческий взлет, поиск новых решений. Увеличился спрос на игрушку, она стала делиться на две категории: более традиционную («массовую») и выставочную. Последнюю группу изделий чаще делали для многочисленных художественных выставок – областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и даже персональных. Публикации в столичной и местной прессе, внимание специалистов, музейных работников делают имена мастериц знаменитыми.

Первые поколения учеников


В 1955 году в промысел приходят учениками в будущем известные мастерицы Е. А. Смирнова, З. И. Казакова, А. В. Кузьминых. В 1958 году З. В. Пенкина и Е. З. Кошкина также принимают на свое совместное обучение с З.Ф. Безденежных и Л. Н. Никулиной еще одну «звездную» группу учениц: Л. С. Фалалееву, Л. А. Иванову, А. П. Печенкину, А. Ф. Попыванову, В. П. Племянникову, Н. П. Трухину, А. И. Ворожцову, Н. Н. Суханову, Г. И. Баранову.

Е. З. Кошкина З. Ф. Безденежных ЛА Иванова

«Они поочередно менялись — месяц учила одна, а потом другая. Это делалось для того, чтобы мы поняли разницу в «руке», т.е. лепку, роспись, мастерство, характер учителя в его работе на игрушке. Так у Евдокии Захаровны мы научились лепить курочек, барынь в капорочках, лодочников, всадников, свистульки. Впоследствии эти игрушки так и назывались «кошкинские». Все они очень похожи на учителя – такие же дородные, пышущие здоровьем, гладенькие и круглые — сама душа кошкинская», — вспоминала спустя годы одна из учениц Валентина Петровна Племянникова. А в памяти Лидии Сергеевны Фалалеевой остались слова – напутствия Зои Васильевны Пенкиной: «Девочки, ведь глина — это такой материал, оторви да брось, если много. Если мало, возьми и добавь еще».

Сначала все молодые мастерицы сидели в одной комнате в Доме художника (ул. Свободы, д.65). Художественный руководитель промысла в то время Евгения Алексеевна Окишева (1927-2007) водила начинающих мастериц в местные музеи, где они целыми альбомами зарисовывали произведения старейших — А. А. Мезриной, Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной и других. Многие мастерицы занимались в художественной студии при Доме художника.

О творчестве Лауреатов

В 1967 году группа мастериц (З. В. Пенкина, Е. З. Кошкина, Е. И. Косс-Деньшина, О. И. Коновалова) получили звание Лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества». Кроме того, они были награждены многочисленными дипломами, почетными грамотами и медалями. Долгое время они вместе являлись членами художественного совета промысла, принимали и оценивали игрушку всех мастериц. Говорят, игрушка, рожденная в руках мастерицы, пропущенная через ее сердце, удивительным образом напоминает ее внешность и характер. Эта мысль доказывается творчеством мастериц.

Так, работы Евдокии Захаровны Кошкиной (1914–1993) , которая, по воспоминаниям всех была доброй, спокойной, аккуратной, уравновешенной женщиной, наполнены силой и крепостью формы, добротностью исполнения.

Она предпочитает традиционные сюжеты (животные, птицы, барыни, няни, мужички), в образе которых ищет всегда характерные черты из жизни, интерпретируя на свой лад. Создавая свои композиции, Е. З. Кошкина пользовалась лаконичным языком, отбрасывая лишние детали — украшательства, стремясь к симметрии, равновесию, тщательно отделывая каждую игрушку в лепке и орнаменте. Цветовая гамма, характерная для Кошкиной, также спокойна и слегка разбелена. Монументальность при среднем размере, фронтальность и симметричность присущи игрушке мастерицы.

Зоя Васильевна Пенкина (1898-1988) начала самостоятельно работать в 1935 году. В 1950-е годы расширяется круг сюжетов и образов в творчестве мастерицы. А ее полноправный соавтор, дочь В.В. Киселева на протяжении более чем двадцати лет в каждом произведении матери выявляла главное в теме и сюжете точно подобранным колоритом. Удивительная фантазия позволяла З. В. Пенкиной создать свой образ нарядной барыни с высокой прической, «одетой» в разнообразные шляпы с украшениями, в платья с множеством оборок, расположенных ярусами, с воланами и бантиками.

В 1961 году появился у Зои Васильевны Пенкиной ее истинный шедевр — фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и передника.

1960–1970-е годы явились периодом расцвета таланта З. В. Пенкиной. Она смело бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, ее чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы.

В ее творчестве продолжает развиваться сказочная тема, начатая еще ее свекровью Е. И. Пенкиной. Мастерица стала автором целого ряда многофигурных композиций и композиций-наборов от 4-х до 80-ти произведений, объединенных общим сюжетом. Таковы композиции «Теремок», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Особенно выделяются своим замыслом «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» и «Сказка о попе и работнике его Балде», навеянные образами любимого ею великого поэта А. С. Пушкина. Помимо главных героев и показа основных событий, здесь появляется златоглавый город, напоминающий куполами храм Василия Блаженного в Москве. Рассчитанный на круговой обход, он удивляет разнообразием форм, лепных деталей и орнамента на белом фоне. Обильное применение сусального золота усиливает ощущение сказочности. Впервые появился архитектурный мотив такого большого размера, который является частью большой композиции и одновременно может существовать самостоятельно.

Ольга Ивановна Коновалова (1886–1979) — потомственная мастерица, дочь А. А. Мезриной.

Она переняла от матери основной круг традиционных образов барынь, наездников, парочек, птиц. Особенно любила передавать мастерица разнообразие характера в лепке животных (оленей, коров, зайцев, медведей), свистулек. Среди сюжетных бытовых и сказочных композиций можно выделить «Катание на лодке», «Свадьба зверей», «Катание с горы», «Репка», «Старик с корзинкой». Она первой начала лепить «Барыньку на ножках». Для дымковской игрушки О. И. Коноваловой характерны небольшой размер, стремление передать в пластике движение, разнообразие орнамента.

Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1902–1979)
, жена А. И. Деньшина, в 1940-е годы начала работать самостоятельно. Ее творческие поиски принесли много нового в развитие дымковского промысла. Мастерица создала множество сюжетов и композиций, ставшими уже традиционными. В работе над игрушкой продумывала образ сразу с точки зрения лепки и росписи. Она является автором множества орнаментов из традиционных элементов: круги и точки, прямые и волнистые линии, клетка. Кроме того, после кончины мужа в 1948 году, Е. И. Косс-Деньшина долгие годы осуществляла, по сути, художественное руководство промыслом.

Творческий путь старейших мастериц, созданные ими произведения, хранящиеся в музеях, да вся их сложная, но интересная жизнь являются очень ценным и важным этапом в сохранении и развитии традиций дымковского промысла. Каждая из них – это легенда, которую невозможно забыть в силу значимости их вклада в общее дело. Современная мастерица, осваивая древнее ремесло, никогда не пройдет мимо их творчества, а обязательно заглянет в лицо каждой игрушке. Только тогда можно понять суть дымковской игрушки, если с глубоким почтением будешь относиться к прошлому, к судьбе и творениям каждой предшественницы. И так будет всегда, пока жив этот древний вятский промысел.

Время успеха

1960–80-е годы стали временем новых творческих исканий дымковских мастериц. Кроме старшего поколения, активно включается в творчество молодежь. Еще больше расширился круг сюжетов и тем. В это время наблюдался необыкновенный взлет интереса к искусству мастериц. Коллектив промысла составляли около 60 человек. Игрушка в большом количестве шла на экспорт. Именно тогда в 1981 году и было построено для промысла новое здание в центре города Кирова на ул. Свободы, д. 67 с большими мастерскими, в котором он продолжает работать и поныне.

Вятский художник, живописец В. Г. Харлов в 1981 году создает монументальную роспись «Дымковский промысел», показав в ней не только своеобразие природного и исторического ландшафта города и слободы Дымково, но и портреты вятских художников и старейших мастериц, поколения молодых, пришедших в промысел, связь времен через дымковскую игрушку.

История дымковского промысла сохранилась в игрушках, собранных в то время в коллекциях музеев Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга и многих других в нашей стране. Кроме того, в 1958 году работы мастериц в числе 60-ти произведений были переданы в фонд международной академии керамики в Женеве. Огромное количество выставок дымковской игрушки было организовано в ХХ веке как в России, так и за рубежом (Италия, Германия, Франция, Япония, Дания, Швейцария, Англия, США, Австрия, Голландия, Бельгия, Польша, и т.д.).
История дымковского промысла и его сегодняшний день по-прежнему вызывают интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?».

Традиции и современность


Дымковская игрушка в начале XXI века – явление сложное и многогранное. Тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость в цвете, тщательная проработка в деталях и орнаментах характерна для произведений современных мастериц. Эту игрушку с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция, которая, сохранив основное, на протяжении ХХ века постоянно изменялась и развивалась.

Само понятие «традиция» имеет латинское происхождение и обозначает «вручение, передача, предание, преподавание», то есть то, что передается во времени от поколения к поколению. Сюда мы можем отнести основные сюжеты и образы, технологию, приемы лепки и росписи, формы и элементы орнамента. В народном искусстве на традицию оказывают воздействие немало внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов.

Основная технологическая цепочка в создании дымковской игрушки – подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом – осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес существенные поправки в течение ХХ века.

Современная мастерица не копает глину, не месит и не очищает её от примесей. Все это делают машины на одном из местных керамических производств под руководством технолога, и глина поступает в дымковский промысел готовой к работе, упакованной в полиэтилен брикетами по 5-10 килограмм. Кроме того, изменился состав побелки. До середины ХХ века дымковские мастерицы использовали мел, разведенный на снятом молоке, куда окунали игрушку целиком. Сегодня для беления дымковской игрушки используется сложный химический состав, который наносится кистью. Также в течение века не раз менялись краски для росписи: от самодельных (пигмент с яйцом и водой) до фабричных (казеиново-масляная и темпера ПВА, гуашь), в состав которых по-прежнему добавлялось яйцо. С появлением не так давно новых акриловых красок, ярких по цвету и стойких, многие мастерицы заменили ими не прочные традиционные краски «фуксин» (малиновый) и «розовку», а некоторые взяли в свою палитру и другие цвета. Кроме того, в течение ХХ века не раз происходила замена потали (сплав меди и цинка) на сусальное золото. Сейчас оба этих материала в арсенале мастериц. Все эти новшества каждый раз требовали корректировки в целом цветовой гаммы на игрушке каждой мастерицы, менялась ее фактура. Современные фабричные кисти разного размера и качества волоса позволили мастерице усложнить традиционный орнамент мельчайшими деталями (точки, штрихи, прямые и волнистые линии), играя порой отрицательную роль в его перенасыщении и измельчении.

Произошли некоторые изменения и в форме организации производства. Это по-прежнему индивидуальное художественное производство, где каждая игрушка от начала и до конца выполняется вручную одним мастером, являясь уникальной. Но разница в том, что современная мастерица освобождается от всех не творческих процессов, выполняемых другими людьми (обработка глины, изготовление побелки, обжиг), отдавая все свое время непосредственно искусству создания дымковской игрушки — творчеству.


На протяжении ХХ века изменился ассортимент изготовляемых игрушек. Современную дымковскую игрушку по назначению можно поделить на две основные группы: традиционная по размеру, цвету и орнаменту, рассчитанная на продажу, и выставочная, где чаще идут творческие поиски.

Тематика современной дымковской игрушки очень обширна. Кроме древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное), каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому. Можно выделить основные темы, распространенные в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе.

Огромное значение на изменение традиции в дымковской игрушке сыграл рынок, его требования, условия и вкусы общества. В ХХ веке спрос на игрушку испытывал не раз мощные спады и подъемы. Здесь сказались катаклизмы прошлого века (войны, политические и экономические преобразования), разрушающие старые связи. Современный зритель, покупатель, очень разный по своему уровню понимания народного искусства, требует и разную игрушку. Спектр этих требований широк: от простого незамысловатого вкуса обывателя до интеллектуала-знатока, порой коллекционера, погруженного в историю промысла и традиции, умеющего оценить художественные достоинства и недостатки работы мастерицы.

Итак, современная мастерица — это, по сути, художник. Рождение выставочной игрушки, особенно композиции, в дымковском промысле сейчас очень напоминает рождение станкового произведения (живописи, графики, скульптуры, гобелена, росписи по ткани и т.д.). Свою задумку мастерица воплощает в эскизах, выполненных на бумаге или в глине. Затем идет поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте, аксессуарах. Цель, которую преследует мастерица, — это создание художественного образа, наиболее полно выражающего замысел художника. Для осуществления своей идеи она изучает традиции промысла в музейных коллекциях (зарисовки, копирование).

Промысел — дело коллективное, где каждый является творческой индивидуальностью и вносит свое в общее дело его сохранения и развития. О произведениях каждой из них можно рассказывать отдельно.

В 2003 году мастерица Л. Д. Верещагина (р. 1950) закончила свою творческую работу из 120 фигур «Праздник Преображения», в основе которой лежат реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря.

Расположив композицию тремя ярусами, автор выделила главное: храмы, колокольню, крестный ход. Промежуточным звеном стали сцены монастырской жизни: молитва, пекарня, сенокос, рукоделие, скотный и птичий двор и т.д. Вокруг монастыря показана обыденная жизнь провинциального города и его жителей. Мастерице удалось воссоздать одновременно цельную картину мира прошлого, элементы настоящего и мечту о будущем. Изобразив конкретный праздник Преображения Господня, храмовый праздник данного монастыря, ей удалось заложить в композицию и более глубокий смысл: преображение каждого человека, нашедшего дорогу в храм, а значит, и преображение самой жизни.

Время решений


Этих успехов в творчестве всего коллектива и в работе отдельных мастериц могло бы и не быть, если бы в 1993 году в период кризиса в стране не решилась судьба этой организации. В это время рушилась система Художественного фонда с его отработанной практикой заказов и продаж, куда на протяжении нескольких десятилетий входил участок дымковской игрушки. Наступил тяжелый период для мастериц, длившийся несколько лет: не было заказов и зарплат. Не было выставок. Дымковский промысел вместе со всей страной старался выжить и приспособиться к новым условиям. Свою судьбу, а, значит, судьбу промысла надо было решать самим. Было принято единственно верное решение: остаться в структуре Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Часть мастериц ушла из промысла на «вольные хлеба», остальные остались, взяв на свои плечи весь груз ответственности за его судьбу. Во главе промысла в то время встала известная мастерица, заслуженный художник России Н. П. Трухина (р. 1935) . Был создан Устав новой организации, началось медленное возрождение промысла. Легкой жизни не было. Все надо было делать заново: наладить новые связи в продаже и заказах, выставочной работе, научиться управлять организацией.

Все это удалось сделать. Сегодняшнее поколение дымковских мастериц (около 30 человек) работают в своей организации — «Союз художников России — «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», находящейся в центре г. Кирова. Среди них есть три заслуженных художника России (Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина, А.В. Кузьминых), остальные почти все — члены ВТОО «Союз художников России». Возглавляет промысел выбранное им же на общем собрании Правление, которое решает хозяйственные, художественные и выставочные вопросы. Руководит делами промысла председатель правления, также избираемое лицо. Уже несколько лет эту обязанность выполняет мастерица С. Г. Житлухина (р. 1953) . Ежемесячно художественный совет, состоящий из опытных мастериц и искусствоведов, просматривает сделанные за месяц игрушки, оценивая каждую из них за образность, традиционность, творческий подход и качество исполнения. Продажи осуществляются в магазине промысла, и по всей России. Сохранился и развивается свой музей. В последние два года не хватает игрушки, объем заказов намного превышает количество создаваемой игрушки. Вновь встает наболевшая проблема преемственности, набора и обучения нового поколения мастериц, которые продолжат дело предшественниц из Дымковской слободы…

(текст из книги Н. Н. Менчиковой «Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность», «О-краткое», Киров, 2010)

Из истории организации


Кировское городское отделение «Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» — продолжает добрые традиции в сохранении древнего вятского промысла. Эта организация имеет свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны.

В 1939 году был создан Союз художников СССР, а в 1944 году при нем была создана общественная организация «Художественный фонд СССР», являющаяся творческой, производственной, хозяйственной и финансово-экономической базой Союза. В 1957 году на Первом Всесоюзном съезде художников был принят устав Союза художников СССР, а также новая редакция устава Художественного фонда СССР. По всей стране начали открываться отделения Союза художников СССР и Художественного фонда СССР, затем РСФСР.

В марте 1957 года Кировское отделение художественного фонда СССР сдает приемной комиссии трехэтажное с цокольным этажом кирпичное здание Дома художников по адресу: г. Киров, ул. Свободы, 65а. С 1977 года принято решение о строительстве 4-этажного дома-пристроя мастерских к Дому художников (ул. Свободы. 67), которое сдано в сентябре 1981 года.

© 2011-2018, Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»

Трескунова Полина, 3 класс.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

На тему: История создания и возникновения Дымковской игрушки.

Выполнила: ученица 3-го класса

Трескунова Полина

Руководитель проекта:

Пузач В. С.

Москва 2010

I . Введение

Темой моего проекта была выбрана «История создания дымковской игрушки».

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

на столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…, нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно - светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки. У барышень очень красивые и разнообразные наряды.

Чему я выбрала эту тему? Выполняя проект, мы ответим на различные вопросы о дымковской игрушке и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.

II . Основная часть.

1. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе

Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

З емля Вятская упряталась в глубине материка между Нижним Новгородом

и Уралом, в восьмистах километрах от Ледовитого океана и в тысяче от Каспийского моря.
Там долгие зимы и быстротечное лето. Наверное, к ней относятся слова: край вечнозеленых помидоров. Но какая нарядная зима бывает на Вятке, какая красочная живописная осень гуляет по вятским лесам!
К лимат на Вятке не из мягких, особенно в северной части области. Больших гор нет. Красивейшие Вятские увалы - водораздел, отсюда реки веером бегут во все стороны и на север и на юг. Река Вятка протекает по многим районам области. Исток ее находится километрах в шестидесяти от истока Камы.

Набродившись по разным местам, воды двух сестер Вятки и Камы, сливаются в один могучий поток. Длина главной реки Вятки от истока до устья более тысячи километров. Ширина и глубина ее изменчивы, зависят от времени года и осадков.
Этот город носил три вполне законных собственных имени: Хлынов, Вятка, Киров. Однако слово «Вятка» и при всех иных названиях было в ходу: и когда центр наместничества назывался Хлыновом, и сейчас, когда город носит имя С.М. Кирова. Дело в том, что Вятка- название всей земли, и недаром прилагательные «вятский», «вятское», «вятская» теперь, как и встарь, в таком большом употреблении.

С амые древние города расположены на реке Вятке: Киров, Слободской, Котельнич, Орлов. Утратившие свое городское звание Шестаков, Кай и Лальск в былые времена находились на старом Сибирском пути. Во время укрепления Руси при Иване Грозном возникли города «на южном порубежье»: Яранск, Уржум, Малмыж, Кукарка (Советск), Царево-Санчурск, Нолинск.
Вятка всегда была мужицким, крестьянским краем. Мужик обходился почти без помощи города. Все, кроме соли, керосина и спичек, у него было свое, производимое собственными руками. Раньше каждый вятский мужик мог срубить баню, много было и печников, и пимокатов, умельцев сплести лапти, выточить чарушу, изладить гармонь.
Одинаково ловко орудовал крестьянин и топором, и цепом для обмолота зерна. По обилию кустарных промыслов редкая губерния могла сравниться с Вятской. Разнообразны и красочны вятские народные промыслы: кружева, резьба по дереву, изделия из капового корня, соломки, бересты. Всемирно известна глиняная расписная дымковская игрушка.
7 ноября 1934 года был создан Кировский край и чуть позже Вятка была переименована в Киров а двумя годами позже образована Кировская область.
К ировская область - один из крупных научных центров. Основные направления деятельности научно- исследовательских институтов- микробиология, гематология, создание лекарственных препаратов, разработка технологий и устройств для машиностроительной и деревообрабатывающей промышленности.

Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мезрину, Е.Пенкину, Е.Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до мелочей профессионально упорядочено.

2. Технология изготовления игрушки.

1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

3. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "обеливание".

« Обеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь.

4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. … Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

3. Барыня.

Лепили мы барыню следующим образом:

Свернули блин, и получился колокол юбки для барыни.

Свернули следующие два блина и

получились голова и туловище.

Аккуратно «примазали» сан и головку.

Скатали колбаску и разделили её пополам, затем «примазали» к туловищу. Головку украсили косицами, а туловище оборками.

Украсили барыню оборками, кокошником или шляпой.


Мы раскрашивали игрушку гуашевыми красками.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.


А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.


4. Свистулька.

Свистульки начали делать на праздник свистунья (свистопляска). В 1811 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово, зять прославленного полководца Михаила Илларионовича Кутузова, состоявший "при особе государя", был внезапно "удален на Вятку".
В Вятке впавшему в немилость генерал-майору довелось стать свидетелем удивительно самобытного, чисто местного, вятского народного праздника, называвшегося тогда свистопляской, а позже (примерно с 1890 года), да и теперь - свистуньей. Свистопляска произвела на него очень сильное впечатление. Он пространно написал о ней, как об "эпохе, торжествуемой каждый год на городских валах".
Из этого описания мы можем узнать, что в 1811 году праздник свистопляска еще разделялся на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у городских валов поминали предков. А "остальная часть сего достопамятного дня" посвящалась увеселениям: "народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице". И "продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные".
Таково самое раннее (из разысканных до сих пор) свидетельство очевидца о дымковских глиняных расписных.
Такая мелочь, как глиняные игрушки, конечно, не попала бы в поле зрения "удаленного на Вятку", но сохранившего свой высокий чин генерал-майора Хитрово, не будь пронзительно шумной, бушующей весельем свистуньи, которую уж никак нельзя было не заметить.
Да и позже, вплоть до 1871 года, сведения о дымковских глиняных расписных мы находим опять-таки только в описаниях свистуньи. А она продолжала поражать современников, и ее описания появлялись в печати одно за другим, последнее по времени уже в 1940 году.
Не будь свистуньи, мы знали бы о дымковских глиняных расписных куда как меньше, да и судьба их, возможно, могла бы сложиться по-иному.
Но что же такое свистунья? Обратимся к "Вятским запискам" Всеволода Лебедева, очень талантливого, безвременно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоционально точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края.

Сам по происхождению вятчанин, Лебедев не обошел вниманием и старой свистуньи. Правда, это была уже не такая свистунья, какую видел в 1811 году генерал-майор Хитрово, а такая, какою ее сделала дымковская глиняная игрушка, временами подчинявшая себе этот праздник. Уже давно не было на ней религиозных церемоний - поминок. Ветхая часовенка развалилась.

А было вот что: "Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание.
Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. Что-то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.
Этот блеск и свист сначала озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью - в глазах и ушах во сне стоит что-то яркое и радостно-нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славился город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста...
Вот идет Ашихмин Ванька, пиджак новый надет для праздника, а во рту бараний хвост - глиняного барана: и глиняный баран поет так тонко.
А старухи на скамейке сидят да говорят: - В прежние времена свистели еще здоровее. В прежние времена свистели и старики - к седой бороде приставит тоже барана, ходит и свистит" (Всеволод Лебедев. Вятские записки.)
Тут надо добавить, что не только острым свистом заполнялся этот жизнерадостный праздник. На нем и поводыри ходили с учеными медведями, и Петрушка, любимец детей, пронзительно пищал из балагана, и крутилась под визг девчонок пестрая, нарядная карусель. И чего-чего только не было.

Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.

Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.

III . Заключение.

Изучив материал для данного проекта, я узнала, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же любимые дымковские игрушки: барыня и свистульки, которые я сделала сама.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры. Изделия отличаются обобщенными, несколько гротескными формами. В 1919 была создана игрушечная мастерская (с 1942 – цех в ведении товарищества "Кировский художник", с 1956 – цех в составе Художественно-производственных мастерских Кировского отделения ХФ РСФСР; мастера – А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, З.Ф. Безденежных, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина).

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.

Мой проект можно использовать на уроках живописи и внеклассного чтения. Я буду рада, если взрослые и дети прочитав мой проект, узнают много нового из истории нашего русского промысла.


Идет весна, весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

Не зря весенний праздник.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

IV. Литература


1. Г.Л.Дайн "Русская игрушка"

2. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные

3. Энциклопедия Земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП "Вятка", 2000 год.

V . Содержание

I.Введение…………………………………………………………….стр.3

II. Основная часть

1. История создания дымковской игрушки………………………...стр.5

2. Технология изготовления игрушки………………………………стр.9

3. Барыня………………………………………………………………стр.11

4. Свистулька………………………………………………………….стр.15

III. Заключение…………………………………………………………..стр.18

IV. Литература…………………………………………………………..стр.22

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

«Дымковская игрушка»

Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера-игрушечники. Говорят, что потому слободу и называли Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали.

С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками. Об их происхождении существует несколько легенд, в которых рассказывается и о том, откуда взялся старинный вятский праздник «Свистунья».

Этот пестрый, шумный и веселый праздник – ярмарка существовал с древних времен. Вот как о нем рассказывает писатель В. Лебедев: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющихся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицом глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистели. Люди, идущие, приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад».

А вот одна из легенд

Однажды к Хлынову (так раньше назывался город Вятка, в последствии - Киров) подошли несметные полчища кочевников. Вятичам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям города – от маленьких детей до стариков – глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Кочевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказочное чудовище напало, то ли – что к вятичам подмога пришла. С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунью», всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной далеко разносится над Вяткой веселый свист.

Считается так же, что зародилась дымковская игрушка еще в языческие времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять.

А другая традиционная игрушка – разноцветные глиняные шарики. Известно, что такие шары вятичи во время «Свистуньи» сбрасывали с кручи в овраг. То же самое делали когда-то язычники – сбрасывали в овраги во время праздника в честь бога Солнца огненные колеса. А дымковская кукла – нянька с детишками на руках была когда –то богиней плодородия…

Чудом дожила старинная дымковская игрушка до наших дней. Если в середине ХIХ века игрушечным промыслом в Дымовке занимались почти 60 семей, то в начале прошлого столетия игрушки делала только одна мастерица – А.А. Мезрина. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей красоте.

Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что у всех игрушечников. Но только их игрушки не похожи на другие.

Так в чем же их отличие?

Дымковский промысел был всегда исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельной яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

Роспись начинают с изображения черной краской двух прядей волос; тонкой лучиной «глазничкой» наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба «пятнушечкой», печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает.

На втором этапе ровно закрашивают (мажут) желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом – кофту.

На заключительном этапе свободной кистью импровизированно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник.

Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатались особенности естественной окраски животных, яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров, коз. В орнаментации фигур людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел.

Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается набольшими элементами – синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

Ныне мастера дымковской игрушки работают в светлых, просторных мастерских, они обеспечены всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек. Но традиционная система росписи сохраняется. По настроению игрушки одинаковые, а по форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки. Есть и няньки с веселыми детишками, пестрые птицы, добродушные звери. А есть и целые композиции.

Хорошо поставить такую фигуру на полку и, если душа устанет, подойти, посмотреть на эту солнечную игрушки, и улыбнуться.

, Палех , Русская лаковая миниатюра , другой вариант лаковой миниатюры - елочные шары ручной работы , не так давно был опубликован рассказ о Федоскинской миниатюре . А сегодня мы поговорим немного о знаменитой Дымковской игрушке.

Дымковская игрушка ведёт свою историю с 15 в., когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным.
Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Дымковская игрушка имеет свою символику. Синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Интерес к бытовому жанру проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера. Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке.
(с) из книги П.И.Уткина и Н.С.Королевой "Народные художественные промыслы"