В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти влияют на социальное
Какие разновидности можно выделить
Существуют следующие виды деятельности - практическая, и духовная - теоретическая. Последний создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.
Что собой представляет практическая деятельность
Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них передаются от поколения к поколению.
Зачем необходима духовная деятельность
Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные - средство развития человека в обществе, и духовные - способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.
Духовная деятельность в настоящее время необходима
Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.
У человека имеется множество различных видов деятельности, и их можно разделить на группы, пользуясь следующими основаниями:
Числом имеющихся у человека потребностей;
Функциональным назначением деятельности;
Доминированием в деятельности внутренних или внешних ее компонентов;
По своему функциональному назначению виды деятельности можно разделить на общение, учение, игру и труд.
Общение - это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, в координации их действий и в оказании влияния друг на друга.
Игра - это вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха.
Учение можно определить как вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений, навыков и на развитие способностей человека.
Труд - это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.
По доминированию внутренних или внешних компонентов деятельность условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Во внешней деятельности преобладают двигательные компоненты, связанные с работой скелетных мышц; во внутренней - психические компоненты, то есть действия и операции, совершаемые в уме, или процессы, происходящие внутри организма.
Практическая деятельность связана с решением человеком практических задач. Она выполняется в реальной жизненной ситуации с помощью практических действий.
Теоретическая деятельность - это деятельность, итогом которой становится решение какой-либо теоретической задачи, например, определение понятия, выполнение логической операции, умозаключение, предложение и обоснование теории, объясняющей определенную группу явлений.
Материальной называют деятельность, в которую включены действия с реальными материальными предметами.
Идеальная - это деятельность в уме, совершаемая с так называемыми идеальными объектами: образами, мыслями, чувствами.
Предметная - это деятельность человека с предметами человеческой культуры, в которой они осваиваются или используются по их прямому назначению. К примеру, если человек пользуется авторучкой для того чтобы ею писать, то его деятельность будет предметной; однако если человек пользуется ручкой как палочкой или подпоркой, то его деятельность не будет называться предметной.
Межличностная, или коммуникативная, - это деятельность, направленная на других людей и предполагающая общение и взаимодействие с ними.
Деятельность человека - это развивающееся, динамически изменяющееся образование. Основные направления развития деятельности человека в онтогенезе можно представить себе следующим образом 1:
1. Появление у человека новых видов деятельности.
2. Изменение иерархии уже имеющихся видов деятельности.
3. Изменение содержания и строения одной и той же деятельности.
4. Изменение мотивации деятельности.
5. Интериоризация деятельности, т. е. превращение ее внешних компонентов во внутренние.
6. Автоматизация деятельности.
План:
2. Духовное производство.
o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей.
4. Духовное потребление.
1. Сущность и виды духовной деятельности.
Деятельность делится на:
o Духовную (производство идей, изменение сознания людей).
o Материальную (преобразование природы и общества).
o Духовно теоретическая.
Производство духовных ценностей. Продукты производства - мысли, теории, образы в форме научных и художественных произведений и т.д.
o Духовно практическая.
Сохранение и освоение духовных ценностей. Результат - изменения сознания людей.
2. Духовное производство - создание идей.
Идея - это результат умственных усилий.
Духовное производство - это производство новых духовных ценностей. В форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.
Духовное производство, связано с производством материальным.
Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание.
Особенности духовного производства:
o Его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.
o Между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует разрыв.
3. Сохранение и распространение духовных ценностей.
o Роль музеев в сохранение и распространение духовных ценностей.
Вьетнамский термин "бао та", что означает хранилище реликвий.
С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т.д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т.д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.
o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей,("хранилище" и "распространение").
Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.
Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.
o Роль архивов в сохранение и распространение духовных ценностей.
Архив (в переводе с лат. - письмо хранилище), как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений.
o Роль школы в сохранение и распространение духовных ценностей.
Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости - вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель - это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.
o Роль средств массовой информации (СМИ) в сохранение и распространение духовных ценностей.
Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т.е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России и зарубежных стран.
4. Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.
5. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти "лоцманы" - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.
6. Духовное потребление - это особый вид деятельности, процесс удовлетворения потребностей людей, которая имеет свою направленность и требует определенных усилий использования. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей.
Потребности:
1. Познание (хочу все знать).
2. В эстетики (стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения).
3. В общении (любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении).
Соединение духовного производства с духовным потреблением - это основа духовной жизни общества, (писатель - читатель, композитор - слушатель, учитель - ученик).
o Особенности духовного потребления.
§ Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека.
§ Восприятие духовных ценностей носит творческий характер, т.е. в процессе потребления идет духовное производство, (например: осмысление книги, музыки у каждого своей, идет творческая работа ума и души человека).
o Духовное потребление и духовные запросы.
Направления духовного потребления:
1. От общественных условий.
2. От духовных запросов человека.
3. От моды.
Средства достижения цели:
4. Материальные возможности.
5. Знания и навыки, т.е. уровень образования и культуры.
Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей. Но главное - это качество духовного потребления, а не его количество.
а) соблюдение заповедей
б) сфера деятельности человека
в) жизнь в любви и мире
К национальным религиям относится:
а) буддизм в) конфуцианство
б) христианство г) ислам
Какие функции выполняет культура?
а) целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека
б) выражение сущности и значение в обществе
в) формирование потенциала и деятельности в обществе
Выберите верное суждение
А. Коммуникативная функция взаимодействует между людьми и общностями
Б. Функция социализации дает возможность человеку усваивать систему знаний и норм
В связи с чем появилась массовая культура?
а) с развитием компьютерной культуры
б) с объединением людей в группы
в) с развитием средств коммуникации, способных оказывать влияние на людей
Дайте определение слова «искусство»
Заполните пропуски
а)__________-это культура, преобладающая в широких слоях населения. Появилась она в б) ____ веке. Культура имеет в)____________ направленность.
Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации, возникшие в ХХв. Запишите буквы, под которыми они указаны.
а) кинематограф г) газета
б) интернет д) радио
в) телевидение
Опишите проявления народной культуры.
Что такое наука, каковы ее задачи и цели?
Ответы:
это форма человеческой деятельности
а- массовая культура
б-ХХ
в-коммерческая
б, в, д
Народная культура проявляется в жизни, воззрении и ценностях народа
Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата. Главная задача науки – это производство новых истинных знаний, методов их сознания и оценки
Вариант 2
Что такое мораль?
а) Совокупность норм, определяющих поведение человека
б) высшая деятельность человека
в) внутренняя убежденность в том, что является добром и злом
К духовно-теоретической деятельности относится:
а) знания, вера и стремления людей
б) воспроизведение и сохранение созданных духовных ценностей
в) производство духовных благ и ценностей
Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите буквы, под которыми они указаны.
б) носит преимущественно коммерческий характер
в) не требует специальной подготовки для своего восприятия
Верны ли следующие суждения о роли науки в обществе?
А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много столетий назад
Б. В обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Наука отражает мир в:
а) Понятиях и терминах
б) Художественных образах
в) символах веры
Дайте определение слова «образование».
Заполните пропуски
а) _________- это сфера человеческой деятельности, направленная на достижение ее главной цели и основного результата. Она имеет 2 функции: б)____________и в)____________.
Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в ее способности участвовать в решении вопросов
а) Управления общественными процессами
б) Совершенствования производства
в) возникновения и сущности жизни
Какова роль СМИ в современном обществе?
Что такое искусство, какое место оно занимает в культуре?
Ответы:
а, в
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека
а)наука, б)познавательная, в)практически-действенная
Социального катализатора
Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах
Искусство занимает неотъемлемую часть в культуре
Вариант 3
Что такое религия?
а) Форма общественного сознания
б) Мировоззрение, мироощущение
в) Несовершенное сознание или познание
К мировым религиям относится:
а) Христианство в) Индуизм
б) Синтоизм г) Конфуцианство
Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?
а) Литературоведение в) Этика
б) Лингвистика г) Эстетика
Верны ли следующие суждения о современной культуре?
А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная и другие
Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Каковы функции образования?
а) Социализация индивида
б) Формирование потенциала общества и государства
в) Обеспечение физического и эмоционального развития человека
Дайте определение слова «культура»
Заполните пропуски
Изучением культуры занимается наука а)__________. Развитие культуры требует создания б)____________- это в)_________________________________________.
Верны ли суждения о массовой культуре?
А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории
Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль
а) верно только А в) оба суждения верны
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Что такое элитарная культура?
10.Что такое мораль?
Ответы:
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества
а) культурология, б) традиции, в) стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности
элитарная культура-это культура, рассчитанная на узкий круг потребителей
10.Мораль-это особый вид регуляции поведения людей и отношений между ними
Если рассматривать духовную деятельность, то можно выделить два вида:
1. Духовно-политическая деятельность (производство духовных ценностей, мыслей, художественные произведения).
2. Духовно-практическая деятельность (сохранение, воспроизведение, распространение духовных ценностей).
Духовное производство связано с материальным. Во-первых, бумага, краски, музыкальные инструменты – необходимое условие духовного производства. Духовное производство осуществляется определенной группой людей, профессионалами. Но наряду с ними, многие люди приобщаются к духовной деятельности (театральная самодеятельность, шансон и т.д.).
ИТАК: духовное производство – это деятельность людей по создание духовных ценностей, назначение которых – удовлетворение духовных потребностей человека, воздействие на его сознание. Как следствие наблюдается рост духовной культуры.
Духовные ценности могут быть утрачены и тогда они не окажут ни какого влияния на сознание людей (1932г. разрушение «Храма Христа Спасителя», как обеднело бы человечество без произведений античности, египетских пирамид, Андрея Рублева и др.).
Кто же способствует сохранению духовных ценностей? Это:
1. Музеи (во всем мире 12 тысяч музеев). Они разнообразны по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, музеи под открытым небом и др.
2. Библиотеки (1-ая библиотека создана в VII в. до н.э.) – им.Ленина в Москве (44 млн единиц на 247 языках мира).
3. Архивы – предназначены для научных исследований. Бывают как небольшие, так и гигантские архивы.
Египтяне называли музеи, библиотеки и архивы – «домами жизни».
Народным достоянием называются кинофильмы, театральные постановки, телевизионные передачи. Важнейшая потребность человека – потребность в познании. Аристотель говорил – «Все люди от природы стремятся к знаниям». Другая духовная потребность человека – эстетическая. Глубоко чувствовать поэзию, музыку, живопись – это грани эстетической потребности. Еще одна потребность – потребность в общении. Моральная поддержка, внимание к друг другу, сочувствие, совместное творчество – проявление потребности в общении.
Материальные блага существуют во времени (одежда изнашивается), духовные ценности передаются из поколения к поколению. Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям – книги, радио, телевидение. Чтение – важнейший вид духовного потребления. Д.Дидро говорил – «люди перестают мыслить, когда перестают читать». В последнее время возросло потребление культуры в домашних условиях (личные библиотеки, видеоматериалы).
ИТАК: духовная деятельность людей многообразна. У каждого человека есть широкий выбор ее форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.