Трудный ребенок – особый ребенок. Трудный ребенок в семье. Причины и работа с трудным ребенком

«Как помочь трудному ребенку?»

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые . Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают , как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, "со стажем". И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он "воевал". А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание , необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему . Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение , то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный , он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

6. Оказание психологической помощи родителям "трудного" школьника.

Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества,

контролировать его поведение и занятия в свободное время.(Пойми меня)

Организация свободного времени "трудных" школьников

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными" детьми.

7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Условия действенности приемов работе с «трудными» учащимися

(по Верцинской)

Волевое качество, которое развивается в результате соответствия приема педагогическому условию:

1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания.

Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности.

Самодисциплина.

2. Активизация волевой установки.

Единство перспективных линий развития коллектива и личности.

Целеустремленность.

3. Стимулирование усилий на немедленное выполнение заданий.

Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений.

Самодисциплина.

4. Одобрение первых успехов деятельности.

Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положи-

тельных качеств, сил и способностей подростка.

Уверенность в себе.

5. Уважение самолюбия.

Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе.

Требовательность к себе.

6. Подчеркивание неизбежности выполнения задания.

Строгая система контроля в отчетности.

Добросовестность.

7. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.

Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения.

Самоконтроль.

Дифференцированно - групповой подход в процессе обучения.

В процессе контроля за подготовкой «трудных» учащихся рекомендуется:

Создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;

Снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записки;

Дать ученику примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;

Дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.;

Стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике.

Возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений;

Привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятийно - абстрактному;

Привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:

Дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;

Разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т.д.;

Указание на аналогичное задание, выполненное ранее;

Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;

Указание приема или способа выполнения задания;

Инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы;

Стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности;

Более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.

При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:

Выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение порядка выполнения задания;

Предположение о возможных затруднениях;

Дать карточки - консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;

Дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;

В необходимых случаях составление индивидуального плана на ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос).

Отклоняющееся или девиантное поведение, как правило, возникает не из-за не случайного стечения обстоятельств, а в результате продолжительного действия целого комплекса факторов и имеет разные формы проявления.

Существует множество точек зрения на то, каким образом стоит воздействовать и взаимодействовать с "трудными" детьми. Но прежде чем начать коррекционную работу необходимо знать, что послужило "отправным пунктом" для девиантного поведения, что является причиной. В сфере научных знаний есть огромное количество классификаций причин "трудного" поведения, составлены они в зависимости от того, к какой сфере деятельности принадлежит автор классификации (педагогика, социология, психология).

Традиционно следует выделять два вида причин:

  • · Причины, связанные с психическими и нервными расстройствами личности;
  • · Причины, относящиеся к сфере социальных отношений и взаимодействий.

На мой взгляд, такое выделение не оправдано, так как трудное поведение характеризуется продолжительностью и стойкостью и не может рассматриваться как период в развитии личности.

Говоря о социальных причинах появления трудного поведения, следует обратиться к тему, кто стоял у истоков этой проблемы.А.С. Макаренко в свое время очень четко и ясно сформулировал причины появления "трудных" детей - это тот или иной вид неблагополучия окружающей среды ребенка. Прежде всего, стоит говорить о потере семьи как о главной причине появления трудного ребенка. Речь здесь идет не только о детях потерявших родителей и вынужденных беспризорничать или скитаться по детским домам, а так же и о детях, потерявших семьи не в прямом значении этого слова. В качестве примера могу привести такие ситуации: большая загруженность отца и матери работой, при которой они не имеют возможности должным образом производить присмотр и уход за ребенком, более свободная форма семьи, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий, смерть одного из родителей, измены, мачехи, болезни и инвалидность.

Подробно остановимся на социальных причина появления "трудных" детей.

Наиболее общей причиной социального характера является само отношение общества к ребенку. По причине того, что общество негативно реагирует на детей с отклоняющимся поведение и влечет за собой появление и становление "трудного" ребенка. Такие ситуации называют конфликтом общества и ребенка.

Данная концепция нашла свое отражение в трудах Дж. Мида, М. Дойча, Р. Краусса. Они рассматривали проблему общества и ребенка как отрицание или непринятие человеком той социальной роли, которую он должен выполнять. В данном случае социальная роль - это система ожиданий общества от личности относительно его поведения, представления человеком его модели поведения, согласно его статусу. Отклоняющееся поведение здесь может пониматься как отказ личности от его социальной роли, непринятие нормативного поведения, так и сознательное принятие на себя роли девианта.

Ребенок, не подозревая о том, является активным участником различного рода социальных отношений, и, в большинстве своем, именно эти части общественной жизни являются причинами появления "трудных" детей.

В.А. Пятунин рассматривал социальные причины девиантного поведения ребенка через призму семейных отношений. Он выделял четыре обширные группы социальных предпосылок девиантного поведения:

  • 1. Социально-экономические причины. Это те причины, влияющие непосредственно на быт ребенка. К этой группе причин можно причислить низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия. Так же может существовать другая ситуация, при которой девиантное поведение может возникать на платформе благополучных социально-экономических условий. Достаток в материальном плане, без должного нравственного воспитания и подкрепления, способствует развитию в ребенке вседозволенности и попустительскому отношению к окружающим.
  • 2. Медико-санитарные причины . К этим причинам относятся хронические заболевания родителей и плохая наследственность, последствия которой, отражаются на развитие ребенка и его способностях к обучению, воспитанию, социализации, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.
  • 3. Социально-демографические предпосылки . К данной группе причин относятся такие условия жизни ребенка, которые влияют на структуру и состав семьи. Примером таких причин являются неполные семьи, многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми. Приведенные ситуации очень разные, но есть в них одно сходство, в подобных семьях социальная роль ребенка может меняться, а так же может происходить смена социальных ролей участников семьи.
  • 4. Социально-психологические причины. К данной группе причин относятся ситуации при которых в семье характерны деструктивные эмоционально-конфликтные отношения. педагогическая неосведомленность и несостоятельность родителей, так же их низкий общеобразовательный, нравственный и культурный уровень.

Следует отметить, что наличие фактора социального риска, вовсе не означает, что возникнет социальное отклонение. Эти причины способствуют появлению отклонений в поведении ребенка.

Данная классификация социальных причин отклоняющегося поведения не единственная, существуют и другие взгляды на причины появления "трудных" детей.

На процесс становления поведенческих отклонений может оказывать влияние большой круг социальных факторов.

К социальным факторам следует отнести:

1. Макрофакторы:

процессы и ситуации в данный момент происходящие в обществе. (социально-экономическая ситуация, политика государства, традиции, мода, СМИ и др.)

Социальные процессы один из мощнейших факторов, влияющих на поведении личности. Они могут формировать позитивный или асоциальный опыт или образ жизни. Влияние может достигать такой степени, что может привести к рассогласованию личности и общества. А именно этот конфликт лежит в основе устойчивого отклоняющегося поведения.

  • 2. Микрофакторы:
  • 1) характеристика социальных групп, в которые включен ребенок. К данным факторам относят классовую принадлежность, расовую принадлежность, субкультуры, социальный статус и др. Воздействие социальных групп играют большую роль в формировании мировоззрения личности, порождают систему представлений человека о себе самом, преимуществах своего места в этом мире и необходимости исполнения социальной роли.
  • 2) уровень жизни ребенка, стиль жизни семьи, климат в семье и т.д. Именно семья первейший институт социализации ребенка. Именно семья закладывает фундамент общественной жизни ребенка. В семье усваиваются первые социальные роли (дочь, сын, брат, сестра, внучка, внук, племянник, племянница). Именно в семье ребенок учиться взаимодействовать с окружающими людьми, учиться реагировать на различные ситуации. Дефекты ранней социализации могут носить губительный характер для дальнейшей социализации ребенка
  • 3) социальные институты детский сад и школа являются очень сильным инструментом социализации или же десоциализации ребенка. В детском саду требуется четкое соблюдение норм и правил, предъявляемых к ребенку.

В современном обществе существуют ситуации, при которых ребенок или не посещает детский сад вплоть до школы или посещает частный детский сад. При таких условиях у ребенка могут быть проблемы с социализацией, так как ему будет трудно следовать жёстким правилам, предъявляемых ему обществом.

Школа, как институт социализации личности, может выступать источником развития у ребенка "трудного" поведения. В учебно-воспитательном процессе возникают ситуации, которые способствую развитию девиаций, такие как:

  • а) завышенные требования к учащимся;
  • б) перегрузка учащихся;
  • в) негативная оценка результатов деятельности;
  • г) негативный подход в воспитании;
  • д) невнимательное отношение к детям, несоблюдение дифференцированного подхода.

Учитывая все причины и факторы развития "трудного" поведения можно сделать вывод, что ребенок, в процессе своего развития и взросления может быть подвержен огромному количеству рисков, которые могут послужить "толчком" для развития девиантного поведения, а впоследствии "трудновосптуемости".

Как часто приходится слышать «Мой сын не выносим..», «Моя дочь вымотала мне все нервы…». В отчаянии родители мечутся от детского психиатра к местным бабушкам для снятия порчи и сглаза. Вконец вымотав себя, они оставляют все как есть, надеясь, что со временем их дети перерастут и изменяться. Но, к сожалению, пассивность, которая усыпляет их, дает возможность более грозным врагам захватить психику ребенка и сделать их полностью бесконтрольными, разрушая и их самих и жизнь их родителей.

Причины появления в семье трудного ребенка

«За что мне все это???» - вопрос, который задают себе все родители в порыве отчаяния, когда их чадо совершило очередной неразумный поступок. Конечно, для того чтобы выдержать все это и найти выход, в первую очередь им необходимо понять почему их ребенок ведет себя таким образом и какова их собственная роль во всем происходящем. С точки зрения психологии появление в семье трудного ребенка возможно по двум причинам.



  • Разрешение проблем в психологии родителей
    В противоположность первому, во втором случае трудные дети приходят, чтобы помочь своим родителям разрешить проблемы в их собственной психологии. Возможно, такая ситуация более заметна. Часто можно наблюдать состоятельные семьи, в которых ребенок ни в чем не нуждается, но его поведение отличается нетерпимостью, властностью и необъяснимой жестокостью. Все это – внешний сигнал для родителей, которые полностью сосредоточили свою жизнь вокруг материальных ценностей. Для них человек становиться синонимом существа, обладающего определенной суммой денег. Все остальные с бюджетом ниже установленного уже автоматически становиться ниже людей. Еще одним ярким примером являются родители, обладающие скандальным характером и истерическим поведением. Придя к такой матери или отцу, ребенок со сложной психологией призван помочь им остановиться и перестать обвинять во всех своих проблемах других, а начать самим принимать ответственность за свою собственную жизнь.

Работа с трудным ребенком

Рассмотрев причины прихода трудных детей, нам теперь будет легче выбрать дальнейшее направление в работе над улучшением ситуации. Когда Вы чувствуете сильные внутренние обязательства перед своим сыном или дочерью, тогда Вам необходимо принять, что Вам нельзя пассивно присутствовать в его или ее жизни. Ваша задача сделать все возможное, чтобы Ваш ребенок научился доверять Вам и прислушиваться к тому, что Вы говорите. Здесь необходимо работать и с детским психологом и проделать большую самостоятельную работу. Ваш фокус должен быть на гуманном отношении ко всему живому, уважению к другим людям и культуре поведения. Нужно помнить, что такие дети способны учиться в основном только на последствиях своих поступков. Поэтому каждую большую проблему нужно анализировать и рассматривать вместе с ребенком, чтобы он мог понять, что на нем лежит ответственность за последствия этой проблемы. Трудные дети отличаются сильной внутренней запуганностью и уверенностью в том, что они никому не нужны. Особенно им не хватает женской энергии в своем существе, чем и объясняется их хладнокровное поведение. Мамина любовь – это самое ценное лекарство, которое может оказать поистине чудесное воздействие на психику такого ребенка. Для таких детей мама становиться тем мостиком, который соединяет их и с папой и со всем остальным миром.


Когда Ваш ребенок приходит, чтобы помочь Вам, то здесь основной становиться работа над собой. Меняя что-то в себе, Вы становитесь настоящим примером для своего ребенка, зацикленного только на своих потребностях. Пример того, что мама или папа избавились от старой привычки обвинять всех вокруг в своих проблемах или снизили ценность денег в своей жизни, станет началом переворота и в жизни их ребенка. Такая работа является лучшим доказательством того, что меняя себя, мы помогаем меняться и другим. Научившись общаться с другими без истерик и скандалов, Вы также откроете своему ребенку новый мир, где решение проблемы достигается спокойным обсуждением и рассматриванием точек зрения всех сторон, а не сфокусировано только на потребностях и желаниях одного человека.


Как бы не сложилась Ваша ситуация, всегда нужно помнить о тонкой грани в отношениях со своими детьми. Вы не сможете прожить за них их жизнь или принимать на себя все удары их судьбы. Нужно избегать фанатичной жертвенности. Нужно помнить, что Вы объединились в этой семье для каких-то общих целей. Но, несмотря на это, у каждого из Вас свое направление в жизни. Дайте своему ребенку учиться пользоваться своей свободной волей и принимать решения. В свою очередь учитесь чему-то новому сами. В Вашей жизни существует еще много задач, которые Вам предстоит выполнить. И для того, чтобы Вы это сделали на должном уровне, Вам нужны и силы и время. Сделайте все зависящее от Вас. Но если Вам так и не удалось помочь своему ребенку, не стоит винить себя, а принять это как его собственный выбор.

· экологических (неблагоприятная обитания)

· медицинских (болезни, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.)

· психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации)

· криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение- это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Делинквентное поведение – это , выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, т. е. нарушение успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося в общеобразовательной школе.

Антиобщественное поведение – 3 вида:

· аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения;

· противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение;

· преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Ранней профилактике подлежат первых два вида.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, учебных программ и социальных норм.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ»

Отечественные психологи выделяют такие особенности личности трудных подростков как лживость, аффективность, конфликтность, слабоволие, грубость, безответственность, агрессивность и т. п. Результаты изучения мотивационной сферы трудных подростков свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремлением ценой добиться определенного, удовлетворяющего подростка положения в микрогруппе, показать перед товарищами свою смелость, решительность и т. д.

Сопротивляемость педагогическим воздействиям, свойственная трудным подросткам, может быть обусловлена не только особенностями личности подростка, но и может быть связана с учителем как субъектом педагогического воздействия, с особенностями его взаимодействия с учащимися.

Обычно педагог, стремясь найти наиболее эффективные методы воздействия на учащегося, собирает обширную информацию о нем, включающую разнообразные сведения, зачастую не отражающие те , которые являются причиной существующих отклонений. Педагогическое на ученика осуществляется по методу проб и ошибок, что приводит к излишней затрате сил, а иногда и к прямо противоположному эффекту.

Существуют типичные педагогические ошибке в работе с трудными подростками:

· грубость, проявляющиеся в поведении ученика, могут быть ложными. На самом деле эти черты характера на присущи ребенку. Это похоже на те проявления поведения , которые являются реакцией на неумелые воспитательные воздействия. Кроме того, эти формы поведения могут быть лишь маской, за которой скрывается истинное отношение ученика.

· Специфика труда педагога такова, что учитель довольно часто склоняется к признанию «нормальным» поведение ученика, который ничем не выделяется из общего фона. Яркое проявление индивидуальности подростка может иногда вызвать конфликтные отношения с учителем. Учителю нельзя также забывать, что многие так называемые шалости подростка часто свидетельствуют не об укоренившейся в нем недисциплинированности, а являются выражением его активных попыток самопроверки и самовоспитания.

· Очень часто отрицательное поведение подростка является следствием игнорирования воспитателем такой его возрастной особенности как чувство взрослости, которое выражается в стремлении подростка к признанию его самостоятельности, к удовлетворению потребности в самоутверждении, к попыткам негативными средствами завоевать себе достойное место в коллективе.

· Субъективизм учителя, пристрастное отношение к ученику. Оценки учителя оказывают существенное влияние на формирование личности ученика, влияют на взаимоотношения детей в классе, на их взаимооценку. Выражающую степень популярности ученика в коллективе. Особенно остро переживают несправедливую оценку, предвзятое отношение к себе учителя. Позиция «трудного», которая закрепилась за учащимся, с которой он почти примирился, распространяется на все ситуации, с которыми он встречается, а главное мешает ему определить свои действительные возможности. Чрезвычайно опасно для развития личности, соглашается с отведенной ему в коллективе позицией неполноценного, второсортного, если он этому не сопротивляется, если эта позиция оказывается для приемлемой и привычной. Основная роль в возникновении и становлении этой позиции принадлежит внушающим воздействиям взрослых. Когда ребенку из дня в день говорят, что он ленивый, . Он постепенно начинает привыкать к тому, что он такой и есть.

· Причиной сопротивления педагогическим воздействиям могут быть также противоречия, возникающие в системе «учитель- » в ходе УВП. Между учителем и учеником в связи с этим возникает «смысловой барьер». Это такое явление, когда ребенок хорошо понимая и умея то, что требует от него учитель, не принимает эти требования и упорно их не выполняет. Характерным признаком всякого смыслового барьера является требования. Причины возникновения смыслового барьера могут быть следующие:

Непонимание взрослыми истинных мотивов поведения ребенка, реагирование на результат его деятельности. В результате учитель неадекватно реагирует на действия ученика, что вызывает протест и неудовольствие последнего.

Слишком однообразное и длительное применение одних и тех же воспитательных приемов и средств. Особенно часто это бывает при назойливых словесных воздействиях: нотациях, выговорах, внушениях.

В связи с отрицательной эмоциональной реакцией ученика на неправильное, по его мнению, поведение учителя по отношению к нему: заниженную оценку его успеваемости, незаслуженное наказание, а тем более оскорбление и его достоинства.

В связи со сложившемся у сверстников негативного мнения об этом

педагоге.

Во многом смысловой барьер возникает из-за недостаточного понимания ученика и непродуманных педагогических воздействий. Это требует изменения поведения учителя по отношению к данному ученику, изменения методов и приемов УВР.

Наряду с педагогическими ошибками, оказывающими влияние на формирование личности трудных , необходимо указывать на недостатки семейного воспитания. (это тема следующего семинара).

Факторы появления трудных подростков:

1. Важным фактором формирования асоциальной личности является господствующая система норм и ценностей общества, когда личные достоинства человека измеряются количеством имеющихся у него денег. Презрение молодежи к таким социальным ценностям как , справедливость, честность, становится фактором, провоцирующим правонарушение.

2. Акселерация, причиной которой является диспропорция между физическим развитием и некоторыми сторонами физического созревании. Процесс акселерации, с одной стороны, и недостатки школьного и семейного воспитания, с другой, приводят к неблагоприятным изменениям сфер общения подростка. Свободное общение приобретает доминирующую роль, возникают социально опасные связи. В связи с этим обостряется актуальность рациональной организации свободного времени подростка.

3. Снижение значимости классного коллектива и учителей.

4. Позиция взрослых на возможные неизбежные ошибки подростков в поведении. В большинстве случаев такая ошибочна и неадекватна. Дело в том, что подростки ищут свою дорогу в жизни методом проб и ошибок. Они экспериментируют вне зависимости от того, позитивен такой опыт или негативен. Взрослые не признают за подростком права на ошибку. Любые действия подростка признаются как окончательно принятая им . Изменение подростком линии поведения характеризуется излишне категорично: либо как исправление, либо как хулиганство, а не как . Тем самым подросток лишается права выбора вариантов собственного поведения. Эта грубая часто приводит к тому, что подросток, раз начав реализовывать какую-либо негативную форму поведения, чувствует обязанным продолжать ее реализацию, поскольку взрослые из его микросоциального окружения признали эту форму окончательной.

Синонимы аномального поведения: девиантное, делинквентное, диссоциальное, дезадаптивное.

В соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МБК-10) аномальное поведение рассматривается современной клинической психиатрией как болезнь – поведенческое и эмоциональное расстройство, начинающееся в детском и подростковом возрасте.

Разработанная под эгидой ВОЗ диагностическая система кодирования психических болезней детского и подросткового возраста рассматривает 5 групп факторов, способствующих формированию болезни:

1) клинический психиатрический синдром (н-р, синдром гиперкинезии);

2) отставания в развитии (н-р, ЗПР, ЗРР);

3) уровень интеллекта;

4) органические заболевания (МДМ);

5) аномальные психосоциальные условия (н-р, наличие психически больных членов семьи).

Среди психосоциальных факторов, вызывающих стресс и способствующих развитию обострений того или иного заболевания. По шкале тяжести можно разделить на следующие группы:

отсутствие стресса. Никакие события не могут рассматриваться как острый стресс, способный вызвать заболевания. стресс: переход в другую школу, с другом; хронический – в условиях перенаселения (

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры

Кафедра психологии

Трудные дети: кто они, причины появления

(Курсовая работа)

Выполнил студент

________________

(подпись)

Научный руководитель

____________________

(подпись)

Барнаул 2006

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.

ГЛАВА II

2.1. « Трудные дети» в школе и учебной деятельности.

2.2. «Трудные дети» в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества . В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самой неблагополучной для общества группой.

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице. Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место - тюрьма».

Однако всегда ли это будет единственное и правильное решение?

Объектом исследования в данной работе станет современное общество, а именно дети и подростки современного общества.

Предметом рассмотрения являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».

2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.

3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

Для выполнения этих задач и основной цели в работе будут рассмотрены исследовательские работы разных авторов по данной теме, данные из газет и журналов, данные социологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.

Работа строится по проблемному принципу: 1-я глава рассматривает различные определения понятия «трудные дети», классификацию отклонений от норм в поведении детей. Параграфы посвящены подробному рассмотрению понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, как формы поведения трудных детей. Глава также раскрывает причины появления «трудных» детей и подростков в нашем обществе. Параграфы посвящены причинам, возникающим в семье, в различных коллективах, в обществе в целом. 2-я глава посвящена особенностям работы с детьми «трудного» поведения, содержит некоторые практические данные. Заключение подводит общий итог работы и дает вывод о еёрезультатах.


ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения .

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику .

Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

Трудные дети. В-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников .

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

Вначале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот. Кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисления ребёнка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе .

Ребёнок становится трудным, справедливо отмечает профессор А.И Кочетов, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний .

К трудным обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства . Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

1. дети с нарушениями в сфере общения

2. дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

3. дети с недостатками умственного развития

4. дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные) .

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

2. неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

3. подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко – табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

4. аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

5. Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию – бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность .

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «трудные дети» очень ёмкое, и дать ему точное определение достаточно сложно.

1.3. Основные причины возникновения трудного поведения.

В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:

1. биологические причины

Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

1. Эндоморф – человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом – такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.

2. Мезоморф – тело человека отличается силой и стройностью – он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

3. Эктоморф – отличается тонкостью и хрупкостью тела – склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими .

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

Впоследствии социологическую теорию развивали Р.Мертон, Р.Линтон, У.Миллер, Г.Беккер. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей .

На самом деле, по мнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей .

Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие причины:

· Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей

· Неблагоприятная наследственность

· Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться

· Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

· Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)

· Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)

· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых

· Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения

· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности

· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития

· Педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду .

С. Невская и И.Невский объясняют отклонения в поведении детей и подростков следующими группами факторов:

· Педагогической запущенностью, когда ребёнок ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых знаний, умений, навыков.

· Социальной запущенностью, т.е. испорченностью неправильным воспитанием.

· Глубоким психологическим дискомфортом, вызванным негативным психологическим микроклиматом в семье, неуспехами в учёбе, несложившимися взаимоотношениями в классе, грубым или жестоким отношением к нему со стороны родителей, старших.

· Отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, возрастными кризами.

· Незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием лично значимых жизненных планов и целей, безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды .

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Во всех этих случаях наносится вред не только обществу, но и личности, её формированию. Очень часто человек остаётся ущербным всю жизнь .

Таким образом, самый общий и краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростов позволяет выделить следующие этапы развития:

1. неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.

2. порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей.

3. Девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, кражи и др.)

4. делинквентное, или предпреступное, поведение, которое несёт в себе зачатки криминального и деструктивного поведения – эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения.

5. противоправное, или преступное, поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления

6. деструктивное, или экстремальное, поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности – систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических средств и др.


Из вышеприведённых фактов можно сделать вывод, что помимо биологических и психологических теорий существуют и социальные теории, которые достаточно правдиво разъясняют причины появления «трудных» детей. Прежде всего, указывают социологи, семья воспитывает ребёнка: уделяет ему достаточно внимания, или попустительски относится к нему.

Пребывая в семье с раннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.

· Исследования неблагополучных семей позволяют определить основные причины педагогической запущенности подростков:

1) грубое, неуважительное, пренебрежительное отношение к детям со стороны родителей и взрослых членов семьи;

2) отсутствие требований к детям со стороны родителей;

3) несоблюдение единства требований к подростку со стороны отца и матери;

4) нарушение меры в поощрении;

5) нарушение меры в наказании;

6) нездоровая нравственная атмосфера семьи;

7) пребывание подростка в позиции иждивенца, в атмосфере ничегонеделанья;

8) злоупотребление родителей прямыми назойливыми назиданиями;

9) безнадзорность (объективная и субъективная);

10) избалованность, изнеженность детей,

11) нездоровый образ жизни родителей;

· Исходя из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:

1. Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.

2 Безнадзорные дети (дети, предоставленные сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей).

3. Избалованные, изнеженные дети (дети, получившие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделанья).

4. Дети развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка) .

Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к ним в нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные» дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему это происходит?

По мнению многих современных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей и подростков к девиантному и делинквентному поведению. Рассмотрим следующие факты.

Одним из средств массового воспитания, массовой культуры являются средства массовой информации – СМИ. Фильмы, газетные статьи, радиопередачи формируют представление ребёнка о том, что является модным, современным, увлекательным. И зачастую СМИ романтизируют девиантное поведение, т.е. те, которые должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют увеличению их численности.

В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки), "Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики), "Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих "американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками, поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей, где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС .

В августе-декабре 2004 г. Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о средствах массовой информации". В нем участвовали 754 человека. Среди них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни молодежи, ответы распределились следующим образом.

Источники информации о жизни молодежи
(Здесь и далее в % от числа опрошенных)

Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.

В ходе исследования был также задан вопрос, сколько времени уделяют подростки тем или иным информационно-культурным источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде" оказались книги.

Сколько времени Вы уделяете:

К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных, телевизионных и ведущих и т. п. На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению можно зачастую услышать горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет чувства. А после этого исполняется "хит сезона" - песня о наркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на эту тему - все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибыли наркомафии .

Во многих печатных и электронных средствах массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый, пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде .

Таким образом многие современные СМИ способствуют воспитанию у подрастающего поколения интереса к преступности, алкоголизму, наркомании, т.е. различным формам девиации.

ГЛАВА II . Особенности работы с детьми трудного поведения.

Итак, мы уже достаточно определились с вопросами о том, кто такие «трудные» дети и почему они появляются в нашем обществе. Осталось только ответить на вопрос, каким образом организовать жизнь этого общества, чтобы количество таких детей и подростков уменьшилось. Как предотвратить девиантное поведение, как помочь «трудному» ребёнку стать «нормальным»? Обратимся к работам известных педагогов, психологов и социологов.

2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.

Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреагирования психической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек; переключение интересов подростка на социально положительную норму с поддержкой уверенности в себе.

Восстановлению эмоционально психологических связей с коллективом посвящена вся педагогика перевоспитания А.С.Макаренко . Его педагогический опыт создания спец. школы – интерната для «трудных» подростков, подробно описанный в «Педагогической поэме» стал настоящей сенсацией. В своей деятельности и сопутствующих исследованиях он пытался приобщить каждого воспитанника к жизни коллектива с учётом его индивидуальных особенностей. Результатом его работы стало возвращение десятков бывших «трудных» детей и подростков к нормальной общественной жизни.

А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником» .

Эта точка зрения, высказанная ещё в прошлом столетии, полностью поддерживается большинством наших современников.

Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников .

Педагогическая позиция по отношению к «трудному» учащемуся должна сочетаться в разумном сочетании мер, поддерживающих положительные стремления личности и пресекающих развитие отрицательных. Педагог обязан уметь находить положительные начала в характере своего воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его .

Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен .

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя) .

На вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми В.А. Сухомлинский ответил так: «Главное - не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства» . Эта цель достигалась комплексом приёмов.

Во-первых, «учить и воспитывать таких детей надо в массовой общеобразовательной школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды». Это необходимо не только для того, чтобы недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей «неполноценности», тут важно, чтобы он находился в атмосфере полноценной духовной жизни школы».

Во-вторых, на уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности .

Известный педагог Н.Е.Щуркова предлагает несколько вариантов работы с такими детьми:

· Подавление их действий и поступков, способных нанести вред

· Игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения

· Вовлечение ребёнка в какую-нибудь активную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством)

Подводя итог всем упомянутым способам и методам, следует сказать, что «трудный» ребёнок всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем «нормальный». Если вспомнить, что «трудный» ребёнок – это чаще всего заброшенный родителями, запущенный близкими, нелюбимый в большинстве коллективов, то такое отношение к нему будет оправданным.

2.2. «Трудные дети» в обществе.

Одна из особенностей поведения трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников. Зачастую «трудные» дети и подростки противопоставляют себя обществу, в котором живут и стараются нанести ему, по возможности, вред. Таким образом, их поведение становится асоциальным, опасным для многих других членов этого общества.

Сложная социально-экономическая ситуация последних лет в России вызвала увеличение количества безнадзорных детей. По данным МВД ещё в 1997 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 67,6 тысяч безнадзорных несовершеннолетних, число лиц, лишенных родительских прав, уже тогда его рост считался возросшим за последние 5 лет в три раза. К сожалению, в наши дни рост безнадзорных и беспризорных детей ещё продолжается.

Растущий человек оказывается в асоциальной, подчас криминальной среде, где действуют чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые нормы (клички, “общий котел”, клятвы, ритуалы, “прописка”, татуировки, уголовный жаргон и пр.).

Для спасения детей от поднимающейся волны бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения стало создание Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям на всей территории Российской Федерации от Архангельска до Таганрога, от Калининграда и Пскова до Хабаровска.

Основное назначение Центров - оказание конкретной помощи ребенку в обретении им смысла жизни через обращение педагогов к его внутреннему миру, его природной активности, через изучение, понимание и реализацию его внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации, саморазвитию, самоопределению.

В условиях Центров воспитываются несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, получившие отсрочку исполнения приговора или осужденные условно (В большинстве случаев только благодаря вмешательству Центра в судьбу ребенка. В случае вынесения приговора с лишением свободы Центр содействует обжалованию приговора в более высокой судебной инстанции, и из следственного изолятора ребенок помещается в приют Центра). Существующая система “борьбы” с подростковой преступностью определяет помещение таких детей только в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа или в воспитательно-трудовые колонии системы МВД.

В последние годы отмечается высокий уровень девиантного поведения принимаемых в подобные Центры детей. Так при анализе базы данных одного из регионов России в 2002 году зафиксировано следующее:

Состояли на учете в ОПППН или имели судимость 88%

Употребляли алкоголь 98%

Употребляли наркотические или токсические вещества 78%

Сексуально-девиантное поведение с половой распущенностью 38%

Участвовали в грабежах и вымогательствах 26%

Участвовали в кражах 75%

Склонность к бродяжничеству, уходам из дома 64%

Практически каждый второй подросток - второгодник, либо не обучался в школе в течение 2-3 лет и более. В Центрах воспитываются дети от 10 до 18 лет, по возрастному составу свыше 50% - подростки старше 15 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что «трудные дети» являются большой проблемой нашего общества, и могут быть опасны для него. В то же самое время они нуждаются в постоянной заботе и поддержке этого общества, требуют к себе внимания и огромных затрат – как моральных, так и материальных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работе, можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью. Общественность с одной стороны, борется с девиацией: организуют центры психологической поддержки и реабилитации «трудных» детей и подростков, стараются обеспечить их занятость в общественно-полезных делах, проводят акции в поддержку здорового образа жизни и отказа от наркомании и курения. С другой стороны, это же общество провоцирует такое поведение, показывая в СМИ «героев» девиации и уделяя этой теме много внимания.

Возникает девиантное и делинквентное поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин – психологических, физических и социальных. К ним относятся и врождённые генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего – проблемы воспитания семьёй и обществом.

«Трудными» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых.

С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.

В данной работе рассмотрены основные способы и методы взаимодействия с ними, причины возникновения девиантного и делинквентного поведения, а также дано общее определение понятию «трудный» ребёнок.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.

2. Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю// Педагогика. - 1989.- № 4. С.18 -25.

3. Избранные произведения: в 4 т., Киев: Радянська школа, 1979-1980.

4. Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника// Вопросы психологии.- 2003.-№5. С.43.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

6. Коротов В.М. Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике воспитания – М: “Педагогика”, 1989г.

7. Любицина М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей – Ленинград, 1984г.

8. Макаренко А.С. О воспитании – М; Политиздат, 1990г

9. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя – М: “Просвещение”, 1984г.

10. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.

11. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос.

12. Плоткин М. М.Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей// Педагогика.- 2000.- №1. С.19

13. Психолого – педагогические подходы в работе с трудными учащимися: Методический материал для педагогов ПТУ/ В.Г.Сенько. Минск, 1995. С.4 М.,1999. С.219.

14. Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского - М: “Педагогика”, 1991г.

15. Собкин В.С. Проявление девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии.- 2004.-№3.С.3.

16. «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы».

http: // www.mos.ru

17. Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов – на Дону,2002001. С. 479.

18. Хрестоматия по педагогике.: Учебное пособие для учащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова.


Психолого –педагогические подходы в работе с трудными учащимися.: Методический материал для педагогов ПТУ/ В.Г.Сенько. Минск, 1995. С.4

«Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: // www.mos.ru Хрестоматия по педагогике.: Учебное пособие для усащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова. Барнаул,1999. С. 144.