Исследовательская деятельность в логопедической группе детского сада. Элементы экспериментально-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы.

«Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму»
/китайская пословица/

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Учиться играя, экспериментируя! А что же такое игра, эксперимент?

Игра — это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно реагировать, коллективно действовать.

Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

В.А. Сухомлинский писал:

«В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

А эксперимент — это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо»

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи :

  1. расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
  2. развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния;
  3. развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  4. формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
  5. развитие абстрактного и логического мышления детей.

Примеры игр-экспериментов

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи-ОНР).

Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой.

Что это дает?

  • Идет закрепление лексико-грамматических средств языка,
  • Развивается связная речь,
  • Логическое мышление.
  • А самое главное, дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

I. Тема «Фрукты».

Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное)

Загадка, помогающая понять, что на тарелках:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(яблоко)

Обобщение (что это овощ или фрукт?)

Цвет, форма.

Что можно приготовить? Как это назвать?

Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое?

Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выво­ды.

2 варианта:

Зеленое яблоко — сладкое, красное — кислое,

И зеленое, и красное яблоко сладкое.

II . Тема «Игрушки»

«Что тяжелее?»

Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы.

Вопрос: какая игрушка тяжелее?

Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее.

Игры-эксперименты с мячом.

Загадка про мяч:

Круглый, гладкий и пузатый –
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.

Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться?
Что может делать мяч? (прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.)

Какой мяч? (слова-признаки).

Варианты эксперимента:

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй — из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Ответы детей.

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет?

Ответы детей.

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей.

А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущен­ным мячом, потом обычным.

Есть ли разница, в чем причина?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный.

Ставится вопрос,

Ответы детей,

С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ.

Делаем выводы.

«Что плавает, что тонет? »

Две ложки: одна из металла, другая из дерева.

Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему?

Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.

Игры-эксперименты с песком.

Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствитель­ности и мелкой моторики рук.

1) «Куличики»

Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой.

Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого?

2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения.

Вопрос: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый?

Ответы детей.

«Сколькими способами может передвигаться человек? »

Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь.

  • человек живой или неживой?
  • по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвиже­ния.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

«Сколькими способами можно напиться?»

Цель: развивать мыслительные способности детей.

Примерные варианты — выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Цель: развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь. Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответсвовать гигиеническим нормам.

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.)

Придумать разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то.

Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных спосо­бов, чтобы есть хлеб.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры — эксперименты, создаются благоприят­ные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познава­тельной, эмоционально-волевой сферах.

Пимкина И.Н.,
учитель-логопед

Тема номера

«Перспективы обучения детей с ОВЗ»

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • 2-е дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 1909 им. Героя Советского Союза А.К. Новикова», Москва
    • ГБОУ «Школа № 498», Москва
    • ГБОУ «Школа № 1566», Москва
    • ГБУ ВО «ЦППиСП», г. Владимир
    • ГБУ ЦССВ «Академия семьи», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Алые паруса», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Наш дом», Москва
    • ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва
    • МАДОУ д/с «Аленушка», пос. Сосновка Белоярского р-на Тюменской обл., ХМАО—ЮГРА
    • МАДОУ ЦРР — д/с «Сказка», раб. пос. Красные Баки Нижегородской обл.
    • МБДОУ д/с № 1, г. Апшеронск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 7, пос. Заветы Ильича Хабаровского края
    • МБДОУ д/с № 14, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 18, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 35, г. Сергиев Посад Московской обл.
    • МБДОУ д/с № 105 «Антошка», г. Прокопьевск Кемеровской обл.
    • МБДОУ д/с № 124, г. Череповец Вологодской обл.
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 156, г. Чебоксары, Чувашская Республика
    • МДОУ д/с № 10, г. Богородицк Тульской обл.
    • Школа для детей с ОВЗ «Благо» ГБПОУ «Технологический колледж № 21», Москва
    • Ахметшина Анастасия Алексеевна
    • Бобылева Елена Владимировна
    • Венчальная Валентина Николаевна
    • Волконская Татьяна Викторовна
    • Германовичене Елена Николаевна
    • Дженгурова Лариса Николаевна
    • Жужма Алина Николаевна
    • Запьянцева Вера Ивановна
    • Иваненко Ольга Валериевна
    • Кириллова Роза Александровна
    • Клейменова Дарья Александровна
    • Кузнецова Светлана Адольфовна
    • Кукушкина Евгения Борисовна
    • Мартыненко Светлана Михайловна
    • Севостьянова Анна Николаевна
    • Стрыгина Елена Николаевна
    • Тихонова Елена Александровна
    • Трунова Ия Васильевна
    • Фетисова Майя Валентиновна
    • Шишкина Светлана Анатольевна
    • Шмакова Марина Вячеславовна
    • Шмакова Мария Игоревна
    • Шуба Светлана Васильевна
    • Щелкунова Елена Павловна

Колонка главного редактора

  • Танцюра С.Ю. Перспективы обучения детей с ОВЗ

Гость номера

  • Мартыненко С.М. Умейте видеть настоящее и прогнозировать будущее

Мастер-класс

Исследования

  • Севостьянова А.Н. Исследование звукопроизносительной стороны речи у детей-сирот дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    В статье описывается звукопроизношение детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Приводится сравнительный анализ звукопроизношения детей с нормальным развитием и детей с нарушениями.

Новые формы работы

  • Кузнецова С.А., Венчальная В.Н. В гостях у Курочки Рябы. Занятие по развитию речи с элементами нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста с ОВЗ

    В статье представлен опыт по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ средствами русской народной сказки и нетрадиционной техники рисования.

Предлагаем обсудить

  • Жужма А.Н. Прогулка по зимнему лесу. Занятие по дифференциации предлогов на и под для детей 4—6 лет с ОНР

    В статье представлены разные виды упражнений для понимания и дифференциации предлогов для детей с общим недоразвитием речи, работа с пространственными понятиями.

Методическая гостиная

  • Иваненко О.В. Познавательно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях с детьми с ОНР

    В статье представлены задания по поисково-исследовательской деятельности для воспитанников старшей группы с ОНР в соответствии с лексико-тематическим планом, приведены примеры бесед. Введение в речевые занятия таких заданий поможет повысить внимание, интерес, мотивировать детей к речевой активности.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Бобылева Е.В. Невероятное путешествие в сказку. Занятие по дифференциации звуков (с)—(с’) для детей 4—5 лет

    В данной статье представлены занятие по дифференциации звуков [с]—[с’] с использованием русской народной сказки «Гуси-лебеди», практические упражнения для их автоматизации и дифференциации.

  • Шмакова М.В., Шмакова М.И. Ударение. Занятие в подготовительной к школе группе

    В статье представлено занятие с различными видами игр и упражнений, которые можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.

Досуги и развлечения

  • Трунова И.В. У нас в гостях домовенок Кузя. Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

    В статье представлено занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Продукты питания».

  • Кириллова Р.А. Веселая страна Читай-играния. Логопедический досуг в подготовительной к школе группе

    Логопедический досуг может быть использован как в логопедических, так и в общеобразовательных группах. В процессе практической деятельности дети обучаются элементам грамоты.

Игры и оборудование

  • Волконская Т.В. Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

    В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления.

  • Стрыгина Е.Н. Волшебство грамматики. Занятие с использованием игр по обучению грамоте для детей 5—7 лет

    В статье представлено занятие по обучению грамоте с использованием игр, сочетающих двигательную гимнастику и упражнения на развитие пространственного восприятия.

  • Шишкина С.А. Игрушечка-говорушечка Логоигровой комплекс для детей 3—5 лет с ОВЗ

    В статье представлена авторская разработка — логопедическая игрушка используемый на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. С его помощью учитель-логопед создает игровую ситуацию, решая при этом коррекционно-развивающие задачи.

Взаимодействие с семьей

  • Дженгурова Л.Н. Мини-кроссворды как одна из форм взаимодействия родителей и детей

    В статье представлен практический опыт использования мини-кроссвордов как одной из форм взаимодействия с родителями. мини-кроссворды можно использовать как фрагмент занятия или часть досуговой деятельности.

  • Кукушкина Е.Б. Родительская конференция по развитию речи детей

    В статье представлено сотрудничество логопеда с родителями в рамках конференции, даются комплексы упражнений на развитие речи.

  • Фетисова М.В. Почему молчим? Начинаем говорить! Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей

    Статья посвящена формированию речи у неговорящих детей с ЗРР. Раскрываются два аспекта работы: медико-реабилитационный и коррекционно-педагогический.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Ахметшина А.А. Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы со школьниками с РАС

    В статье отражена специфика организации психолого-педагогического сопровождения семьи обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено вопросам разработки индивидуальной адаптированной программы в рамках деятельности учителя-логопеда.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Запьянцева В.И. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка». Занятие в старшей группе

    В статье представлено занятие по пересказу произведения с использованием опорных картинок. Приводится отработка грамматического строя речи с помощью различных упражнений.

Секреты профессии

  • Клейменова Д.А., Тихонова Е.А. Криотерапия на занятиях с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

    В статье описывается криотерапия — эффективный метод развития тактильных ощущений, приводятся занятия с элементами криотерапии.

Добрые странички

  • Шуба С.В. Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком с ДЦП

    В статье представлен опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ДЦП. Описанные игровые приемы позволяют активизировать иннервацию движений мышц, развивают экспрессию.

  • Щелкунова Е.П. Один, два, три, четыре, пять. Авторская игра для старших дошкольников

    Предлагаемая игра на дифференциацию звуков помогает старшим дошкольникам в коррекции звукопроизношения, формирует грамматический строй.

Смешные странички

  • Говорят дети…

    Я люблю ходить в детский сад. Там много интересного: друзья, игрушки, и еще нас учат рисовать, и делать книжки для младшей группы. Дима, 6 лет

    В садике у меня много друзей. Но мой самый любимый друг логопед. Я научился говорить звук Р. Сергей, 5 лет

    Я уже взрослый. Мне 4 года. Занимаюсь в саду. Я умею танцевать и играть в машинки. И хожу заниматься с логопедом. Мы учим сказку про язычок. Виталий, 4 года

    Мне 5 лет. Я знаю буквы. Хожу в сад. В саду интересно, там весело, потому что логопед дает нам домашние задания. И я, и папа рисуем в альбоме овощи и фрукты. У папы лучше получается, потому что он хорошо говорит. Рома, 5 лет

Знаете ли Вы

  • Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ

    В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

    Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

    • преемственность основных образовательных программ;
    • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

    Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Власенкова В.И. учитель-логопед.

Программное содержание:

1. Познакомить детей со звуком “В”, закрепить артикуляционный уклад звука. Продолжать учить выделять заданный звук из слогов, слов, самостоятельно придумывать слова с заданным звуком.

Учить придумывать слова-признаки к заданному слову-предмету

2. Развивать внимание, мышление, догадливость при отгадывании загадок и нахождении выхода из проблемной ситуации в рассказе. Учить детей по итогам проведённого эксперимента делать выводы и корректировать свои поступки.

3. Закрепить знание детьми основ безопасности жизни (правила поведения в быту): уметь оценивать безопасность придумываемых игр.

Предварительная работа.

  1. Беседы о правилах поведения в быту.
  2. Чтение рассказа Г Юдина “Как Мыша шалил”.

Оборудование:

Раздаточный материал:

  1. конверты с разрезными картинками;
  2. пластиковые стаканчики и макароны для проведения эксперимента;
  3. полоски – слова, изготовленные из металлизированной бумаги;

Демонстрационный материал:

  1. картинка и игрушка мышонок Мыша;
  2. книга-копилка для придуманных слов;
  3. адаптированный рассказ Г.Юдина “Мыша-водолаз”;
  4. видео-мультфильм с официального сайта МЧС “Спасик и его друзья” (правила поведения в быту);
  5. Картинки с изображением водолазов;
  6. 6. Настойка валерианы.

    Ход занятия.

    Оргмомент.

    Логопед предлагает ребятам познакомиться с присутствующими на занятии гостями и улыбнуться им.

    Эмоциональная зарядка: Чтобы в кабинете стало ещё светлее и уютнее логопед предлагает собрать детские улыбки в один большой букет и подбросить вверх

    Ребята, к нам на занятие должен придти ещё один интересный гость, но, к сожалению, немного задерживается. Он просил вас сложить разрезную картинку и тогда вы сможете узнать его.

    (дети складывают разрезную картинку - мышонок)

    Основная часть.

    Появляется игрушка- мышонок МЫША, знакомится с детьми и предлагает ребятам поиграть, ведь он настоящий выдумщик и очень любит весёлые игры.

    1 Загадки мышонка Мыши:

    а) Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варили кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без…….(воды)

    б) Я зашёл в зелёный дом

    И весь вечер пробыл в нём.

    Оказался этот дом

    Быстро в городе другом. (вагон)

    в) Плещет тёплая волна

    В берега из чугуна.

    Отгадайте, вспомните,

    Что за море в комнате? (ванна)

    2.Выделение звука “В” из отгадок.

    3. Показ и объяснение артикуляции звука “В”.

    Показ сигнальной картинки на звук “В”. Произнесение звука тихо, громко, по столам, по рядам, индивидуально - по заданию логопеда.

    4.Внесение книги-копилки для слов (по мере придумывания слов, дети и гости складывают их в копилку)

    5. Игра “Хлопни в ладоши”, когда услышишь звук “В”

    Среди других звуков;

    Выделение звука в слогах;

    Выделение звука в словах (слова-полоски кладём в копилку)

  7. Упражнение на внимание:

“Сколько пальчиков мы загнули?”

Инструкция: загибаем пальчики, если услышим звук “В”

Летели птицы: ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.

(слова в копилку)

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мыша: Вам, как детям железнодорожников известно слово, которое начинается на звук “В”

Тут и там, повороты головы

Тут и там направо и налево

На перроне шум и гам. хлопки в ладоши

Вот гудок в путь зовёт- приставляем кулачки к губам,

как будто играем на трубе

Скоро поезд отойдёт. двигаем согнутыми локтями,

изображая колёса паровоза

8.Чтение рассказа Г. Юдина “Мыша-водолаз”

Логопед: Мыша, а ты знаешь, какие бывают игры? Наши ребята тебе подскажут:

Интересные

Развлекательные

Развивающие

Подвижные

Настольные

Спортивные

-опасные!!!

Давай прочтём ребятам рассказ Г.Юдина о том, как ты, озорник, играл в одну опасную игру

Мыша-водолаз.

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. (Вспомнить, кто такой водолаз, рассмотреть картинку).

Он налил полную ванну воды, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, заткнул ноздри и уши, и взял длинную макаронину, чтобы через неё дышать

(Эксперимент с макаронами)

Учитель-логопед предлагает ребятам положить макаронину в стаканчик с водой, а затем продолжает чтение рассказа.

Примечание: Чтобы не отвлекать детей, стаканчик убирается в шкаф.

Мыша сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну ванны, восхищаясь своей выдумкой.

Вопросы к детям: Как вы думаете, что произошло с макаронами?

Из шкафа вынимается стаканчик с размокшей от воды макарониной (чтобы эксперимент не зависел от времени – этот стаканчик приготовлен заранее)

“Ну, пора всплывать”- наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжёл, что всплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но верёвка разбухла и не развязывалась (Вспомнить, как трудно развязать мокрые шнурки или завязки у шапки).

Что делать?- в отчаянии думал водолаз.

Вопросы к детям: Как найти выход из трудной, проблемной ситуации? - ребята предлагают разные варианты решения этой проблемы.

Вдруг Мыша увидел в дне ванны пробку. Кое-как выдернул её Мыша и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного водолаза и мгновенно засосав его в дырку.

Вот так и просидел Мыша до самого вечера, пока не пришли мама с папой и не вычерпали вёдрами всю воду из ванной. Они вынули водолаза, высушили его, а потом сидели на кухне и пили вместо чая валерьянку. Вот так!

(предложить ребятам понюхать, как сильно пахнет это лекарство)

9. После короткой беседы об опасных играх, предложить гостям вместе с ребятами вспомнить, какие слова на звук “В” они запомнили в этом рассказе и тоже положить эти слова в копилку.

10. Рассказ логопеда о специальном портале, созданном МЧС для детей в Интернете, который называется СПАС - ЭКСТРИМ.

Просмотр видео-мультфильма “Спасик и его друзья” (правила поведения в быту).- 4 минуты

11. Повтор и закрепление правил организации домашних игр Беседа об опасных играх: с водой, с огнём, возле дорог, на железнодорожных путях,

Итог занятия.

Сюрпризный момент. (Мыша угощает ребят конфетками, которые превратились из нарисованных в настоящие).


Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].
Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Основоположник проектов американский педагог Уильям Кильпатрик представлял учебный процесс в детском саду, как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Именно исходя из этого я решила попробовать провести с детьми небольшую исследовательскую работу.
Коррекционные занятия на логопункте детского сада посещают дети подготовительных групп с нарушениями звукопроизношения. Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи школьника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.
Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые дошкольники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».
Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Задачи:
-выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека,-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р],-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р]
Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Адресация:
Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения
Участники проекта: дети подготовительной группыВозраст участников: 6-7 лет
Сроки реализации: ноябрь 2015-2016 учебного года
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.


Приложенные файлы

Ольга Сонина
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной логопедической группы

Тема : «Что такое воздух?»

Образовательные области : познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи :

- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

Дать представления о воздухе, как газообразном веществе.

Развивающие задачи :

Развивать связную речь :

Развивать навыки проведения опытов;

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов,

сопоставлять и делать выводы;

Развивать логическое мышление,

Развивать познавательный интерес .

Речевые задачи :

Активизировать предметный словарь и словарь прилагательных (опыт, атмосфера, оболочка, кислород, твёрдое тело, жидкое тело, газ, фильтр, грудная клетка, лёгкие; прозрачный, безвкусный, бесцветный)

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к окружающей среде.

Предварительная работа : игры с, ветречками”, наблюдение на прогулке за дымом из труб котельной, творческая мастерская : создание сюжетной аппликации (на ватмана) ,Наш город”, изготовление силуэтов деревьев, радужных облаков.

Наглядно практический материал : цветная иллюстрация героев мультфильма Фиксиков, схема,значения атмосферы для нашей планеты”,схемы-карточки определения на вкус, запах, на ощупь, схемы карточки веществ- твёрдых, жидких, газообразных, воздушный шарик, свеча, блюдце, тазик, стакан, с приклеенной на дне бумажкой, по количеству детей : камушки, стаканчики с водой, веера, резиновые игрушки, мелкие предметы (пуговицы, бусины, целлофановые пакеты, трубочки, кусочки губки, карандаши- клей, салфетки.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Сегодня необычный день, к нам в гости пришли герои мультфильма - Фиксики. Они очень любознательные и хотят знать про всё на свете. Однажды, они задумались, а что такое воздух? Какой он и как его можно обнаружить? Решили спросить у вас. Расскажем им?

Поисковый этап.

А что вы можете сказать о воздухе?)

Предложить детям сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

Как долго, вы могли не дышать?)

Почему?) Не хватало воздуха. Правильно, без воздуха мы не можем дышать, но не только мы люди.

А кому ещё нужен воздух?) Животным, рыбам.

А почему рыбам, они же живут в воде)Воздух всюду, но мы его не замечаем, не видим.

Как вы думаете, почему мы не видим воздух) Он прозрачный.

Как ещё можно сказать, какой он?) Не имеет цвета, значит какой) Бесцветный.

Сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом.

Какой воздух на вкус)

Снова закройте глаза и вдохните носом.

Какой запах у воздуха?)

Мы узнали о некоторых свойствах воздуха. Расскажите, а помогут вам в этом карточки-подсказки.)

Воздух-это удивительная оболочка Земли. Воздухом, как прозрачным покрывалом окутана вся наша планета. Воздух защищает её. Представьте, если бы воздух исчез, что бы произошло? Дети рассматривают рисунок-схему, дают ответы.)

Вода на Земле сразу же закипела, всё живое погибло бы от палящих солнечных лучей солнца днём, а ночью от холода. Без воздуха, Земля была бы мёртвой пустыней.

Но, что же такое воздух? Проведём некоторые опыты. А для этого пройдёмте в исследовательскую лабораторию, которую для вас приготовили Фиксики.

Практический этап

Возьмите в руки камень и сожмите его.

Какой он?) Твёрдый. Значит, камень-это твёрдое тело.

А можно ли взять в руки воздух и сжать его?) Значит сделаем вывод : (я начну, а вы продолжите) воздух-это) Не твёрдое тело. Дети подбирают схему.

Возьмём стакан с водой, и рассмотрим воду. (переливаем её из стакана в стакан) .

Что можно сказать о воде, какая она?) Жидкая.

Так что же такое вода?) Жидкость.

Какие жидкости вы ещё знаете?)

Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит это не твёрдое тело. Воздух не течёт, не льётся, его не пьют, значит это (продолжите) ) не жидкость. Дети подбирают схему.

Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. Дети подбирают схему.

Это наше первое открытие. Продолжим наши исследования.

1. Возьмём пакет и начнём скручивать его с открытого края.

Что происходит с пакетом?) Надувается.

Почему это происходит?) Пакет наполняется воздухом.

Потрогайте, какой стал пакет?) А воздух вы видите?)

Теперь возьмите веера и помашите на лицо; подуйте на ладонь.

Что вы чувствуете?)

Это движение воздуха. Делаем вывод : Хотя воздух мы не видим, мы его ощущаем.

2. Воздух есть везде и занимает место. Проверим это. У вас на столах разные предметы,бросьте их в воду и понаблюдайте.

Что вы видите?)

Когда предмет тонет из него выходят маленькие пузырьки - это воздух. Предметы тяжёлые, они тонут, а воздух лёгкий, он поднимается.

Возьмите резиновую игрушку и сожмите её.-

Что вы слышите?) свист.

Воздух выходит из игрушки. Теперь закройте отверстие пальцем и попробуйте сжать игрушку снова

Что происходит?) Она не сжимается.

Что ей мешает?)

Вывод : воздух находящийся в игрушке не даёт её сжать.

Посмотрим, что произойдёт, когда будем опускать стакан в тазик с водой. (на дне стакана прикреплена бумажка)

Что вы наблюдаете?) Вода не вливается в стакан.

Почему вода не заполняет стакан?) В стакане есть воздух, он не пускает воду.

Теперь наклоним стакан. Что произошло?) Вода влилась в стакан.

Она уступила место воде. Вывод : воздух занимает место.

Физкультминутка, Надувные игрушки”

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок игрушка, другой насос. Игрушка вяло сидит на полу, насос со звуком с-с-с накачивает её. Затем насос нажимает на кнопку- игрушка со звуком ш-ш-ш сдувается и переходит в исходное положение. Дети меняются ролями.

3. Ребята, давайте ещё раз вспомним, для чего нам воздух?) для дыхания.

Мы провели опыты и убедились, что воздух не видим, его можно ощутить, он занимает место.

А теперь проверим и убедимся, что мы дышим воздухом.

Возьмём соломинку и опустим её в стакан с водой, тихонько подуем в неё.

Что вы наблюдаете) пузырьки.

Это доказывает, что мы выдыхаем воздух и он выходит в виде пузырьков. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох.

Что происходит?) грудная клетка поднимается.

Наши лёгкие наполняются воздухом. А теперь выдохните.

Что произошло с грудной клеткой?) она опустилась.

Воздух вышел из наших лёгких.

Каким должен быть воздух, чтобы человеку легко дышалось?)

А от грязного воздуха, что может произойти?)

Что делает человек, чтобы воздух в помещении был чистым?)

Для чего выращивают растения?)

Скажите, а чем отличается воздух, которым мы дышим в городе, от воздуха,которым мы дышим в лесу?) Почему?

Деревья работают как пылесосы. Зелёные листья растений всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений, чем чище воздух, тем полезней для человека и его здоровья.

Подумайте, а от чего бывает грязный воздух в городах?)

Давайте посмотрим, что происходит с воздухом, когда их труб идёт дым, горит костёр.

Опыт со свечой. Зажигается свеча и держится над ней блюдце. Посмотрите, каким грязным стало блюдце. На нём образовалась копоть.

Что же надо делать, чтобы спасти воздух от загрязнения?)

4. Сейчас, ребята, хочу пригласить вас в творческую мастерскую. Давайте в нашем городе посадим много деревьев и украсим его радужными облаками. (дети приклеивают деревья и облака, приготовленные во время предварительной работы) Пусть наш город будет чистым, а люди, живущие в нём здоровыми и счастливыми.

Рефлексивно-оценочный этап.

Я, думаю, наши гости Фиксики и вы узнали много интересного о воздухе . У меня в руках воздушный шарик. Передавайте его друг другу и рассказывайте, что нового вы узнали о воздухе, что вам понравилось делать.

Публикации по теме:

«Северные приключения». Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы «Весёлое путешествие» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА СЫЗРАНЬ ГОРОДСКОГО.

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «Разноцветный лед» Ход деятельности. Воспитатель собирает детей у макета города, на улицах которого случился затор. Воспитатель: Ребята, как вы думаете,.

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

Краткосрочный проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Старая чашка» Формировать; мотивацию на познавательную деятельность, первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях,.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: введение.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север» Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для.

Библиотека изображений: