Редькина Татьяна Павловна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми
Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9)..02.2020).
Заказ № 36491
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).
Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.
Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
Уметь видеть проблему и ставить вопросы;
Уметь доказывать;
Делать выводы;
Высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.
Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа
Тема |
Тема деятельности |
Цель деятельности |
Описание |
|
«Планета Земля в опасности» |
«Глобус своими руками» |
Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года. |
Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10) |
|
«Обитатели нашего уголка природы». |
«Растения пьют» |
Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды). |
В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин - у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды. Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям) |
|
«Влаголюбивые и засухоустойчи- вые комнатные растения». |
«Влаголюбивые и засухоустойчи- |
Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот. |
Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу. |
|
«Почему белые медведи не живут в лесу?» |
«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет» |
Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя. |
Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?». Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя - она черного цвета. Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя - они прозрачные. Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы. |
|
«Беседа об осени» |
«Почему листья осенью желтеют» |
Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня. |
Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света - лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда). |
|
«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях» |
«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне» |
Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно. |
Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки. Зачем лягушке такая особенность? Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка… У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему? |
|
«Как видит лягушка» |
Показать особенности зрения лягушек. |
Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой. Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это? Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны |
||
«Сравнение рыб и лягушек». |
«Как видят рыбы» |
Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды. |
Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям. Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии. Хорошо видно друг друга? (плохо) Так и рыбы видят - они близоруки. Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду. Хорошо видно? (ничего невидно). Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде? Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы) |
|
«Беседа о кроте» |
«Как видит крот» |
Показать приспособленность крота к подземному образу жизни. |
Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота). Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно) А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно). |
|
«Почему мех крота ложится в разных направлениях» |
Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против. Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти) Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад). |
|||
«Слепые землекопы» |
Проект «Слепые землекопы» |
Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей. |
Презентация «Слепые землекопы» |
|
«Что мы знаем о птицах?» |
«Как видят птицы» |
Показать зависимость расположения глаз от типа питания. |
Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя) А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки - мыши, тигры - антилопы, волки - зайцы). |
|
«Полет листа бумаги» |
Показать важность площади опоры о воздух для полета. |
Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук. Какой лист упал раньше? (скомканный) - Почему? Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы. |
||
«Сохраним елку - красавицу!»» |
«Елочки - школьницы» |
Показать сколько елок вырубается на праздник. |
Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей. |
|
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» |
«Маскировка» |
Уточнить приспособительные особенности животных. |
Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
|
«Этажи леса» |
Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает. |
Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
||
«Волк и лиса - лесные хищники» |
«Чьи ноги быстрее» |
Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи. |
Моделирование при помощи «ног - циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих. |
|
Подвижная игра «Поймаем зайца» |
Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи. |
Лето - один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться. |
||
«Лес в жизни человека» |
«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели» |
Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях. |
Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец. |
|
«Заповедные места и памятники природы» |
Сюжетная игра «Некультурные туристы» |
Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей. |
Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей - «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы. |
|
«Кому нужна вода?» |
«Капля за каплей» |
Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов. |
Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. - Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана? Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня. |
|
«Обитатели водоёма» |
Фото-загадки «Животное водоема» |
Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем. |
Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей). |
|
«Что живет в воде, что растет в воде» |
«Почему завяла валлиснерия» |
Показать детям полную зависимость от воды водных растений. |
Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть. |
|
«Почему ива плачет» |
Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы |
В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода. Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями. |
||
Праздник «Земля, с днём рождения тебя!» |
В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др. |
|||
«Зелёная служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями» |
Показать способы размножения растений, виды корневой системы. |
Посадка и пересадка комнатных растений. |
Литература:
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
- Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М.: Сфера, 2005.
Тема: Вода и подсолнечное масло.
Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла
Задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становления сознания;
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжать учить читать схемы;
- развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.
Воспитательные:
— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации растений;
- круги Эйлера;
- схема свойств воды;
- две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.
Раздаточный материал:
- рабочие карточки для исследования;
- фишки красного и зеленого цвета;
- одноразовые стаканчики;
- ложечки;
- соль;
- кисточки;
- набор картинок подсолнуха и капельки воды;
- клей;
- салфетки;
- дощечки.
Предварительная работа:
- Беседа о воде.
- Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
- Отгадывание загадок.
- Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
- Экскурсия на кухню.
Ход НОД
1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.
— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?
2. Мотивация
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что- то важное.
(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)
— Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы?
3. Беседа
Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?
4. Дидактическая игра «Назови растение»
Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец.)
— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.
5. Исследовательская деятельность
— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.
Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)
Перейдем к исследованию.
6. Практическая деятельность
Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.
В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.
- Дети нюхают воду.
- Пробуют на вкус.
- Кладут сахар и размешивают.
- Наливают немного воды в тарелочку.
После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:
- Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
- Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
- Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
- Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
- Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
- Растворитель? (Да – зеленый кружок)
- Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)
7. Физминутка
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой
- определить прозрачность;
- имеет ли вещество цвет;
- есть ли запах;
- растворяет ли сахар в нашем случае;
- остается ли след на руках.
9. Вывод
— Читаем,дети, что у нас получилось на листах.
В какой бутылочке вода? Почему?
Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.
Сверяемся по контрольному листу воспитателя.
10. Работа с кругами Эйлера
В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.
Что общего? Какой признак поместим в пересечение?
(посмотреть по листу)
11. Работа с микроскопом
— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.
(микроскоп подключен к ноутбуку).
Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.
— Чем отличаются изображения?
(капелька масла желтого цвета)
Итог занятия
— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?
Хорошее мы дело сделали?
На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.
А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.
Цель:
Задачи:
1) Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.
1) Способствовать развитию художественных способностей, используя нетрадиционные способы рисования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебная солька»
Программное содержание : Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах.
Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1) Развивать познавательный интерес детей, воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1) Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.
2) Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека. На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).
Образовательная область «Речевое развитие»
1)Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
2) Развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения.
3) Активизация слов: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1) Способствовать развитию художественных способностей, используя нетрадиционные способы рисования.
Образовательная область «Физическое развитие»
1)Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
Знакомство с историей возникновения соли.
Материал и оборудование: Мультимедийная система, презентация, иллюстрации по теме, лабораторный журнал, карточки, картон, клей, краски, лупы, микроскопы, пипетки, пинцеты, воронки, стаканчики с водой, чайные ложки, крупная и мелкая соль, цветная соль, морская соль, яйца, подносы, прозрачные банки с крышками, кувшин с водой, перчатки, белые халаты, салфетки, полотенце для рук.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Здраствуйте ребята, а вы любите разгадывать загадки? (ответы детей)
Отгадайте мою загадку:
Из воды родится, а воды боится. (ответы детей)
С солью бочонок приучен с пеленок. Всегда и везде кланяться еде. (ответы детей)
- . Это солонка, в ней хранят соль. Почему солонка пустая? (ответы детей)
Это мы с вами сможем узнать, послушав сказку:
«Соль и снеговик»
Как-то ночью Соль решила отправиться в поход. Она и раньше слышала, что в походе соль – очень нужная вещь, её обязательно берут с собой.
Неужели я одна не смогу мир повидать? – подумала она.
Соль вылезла из солонки, в котором жила, вышла на улицу, остановилась. Стояла тихая зимняя морозная ночь.
Как красиво! – воскликнула Соль. Такой блестящий, белый снег, очень на меня похож.
По какой дорожке мне пойти? Соль выбрала ровную ледяную. По такой дороге идти ведь легче. Она спрыгнула с порога и пошла. Сначала всё, и, правда, было хорошо, она шла легко и быстро. Но потом, почему-то, Соль начала проваливаться! Она то и дело спотыкалась, проваливаясь в непонятно откуда бравшуюся воду.
Да что со мной? – воскликнула ничего не понимающая Соль.
Колдовство какое-то.
И никакого тут колдовства нет. Глупости! – возмутился Снеговик, мимо которого Соль как раз проходила.
А откуда тогда берётся вода? Её же только что не было? И почему у меня под ногами, - всхлипнула Соль.
Всё правильно, - произнёс Снеговик, - ведь соль заставляет лёд таять.
Как?
А вот как. Когда ты, Соль, наступаешь на лёд, то от толчка лёд немного разогревается. Совсем немного, но этого хватает, чтобы чуть-чуть льда растаяло, и образовалась лужица.
Что же мне делать? Значит, в поход дальше идти нельзя? – совсем расстроилась Соль.
Солью у нас утром дворники часто лёд посыпают, чтобы людям было не скользко ходить – сказал Снеговик.
От сознания того, что таяние льда кому-то может быть полезно, порадовало Соль. Она улыбнулась и перестала всхлипывать, подумав при этом, что прогулка ночью по улице ей, собственно, и не очень-то нужна.
Возвращайтесь-ка вы домой. Ты нужна людям. Если соль не найдут утром на кухонном столе, все очень расстроятся, несолёный суп – это невкусно.
Ты прав, прав, конечно, - согласилась Соль.
Соль побежала по дорожке назад, - Я придумала, теперь я отправлюсь путешествовать по дому!
Снеговик засмеялся, провожая Соль взглядом.
- Так и живет соль в каждом доме. Соль везде: в море, в хлебе, в нашем теле, на обеденном и лабораторном столе. Соль-символ добра и дружбы.
Сейчас я предлагаю вам узнать об удивительных свойствах соли.
Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная), очищенная (поваренная), морская.
Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Внимание на экран. (слайд).
Каменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх . (Слайд)
- Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)
Соль просто необходима для жизни человека, её употребляют в пищу, консервируют овощи для длительного хранения. (Слайд)
Соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания. (Слайд)
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (Слайд).
Также соль используют в косметологии, добавляют в маски, соляные ванны. (Слайд).
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд. (Слайд).
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец. (Слайд).
Ребята, но соль не только полезное ископаемое, она может и нанести вред человеку. (Слайд)
Как вы думаете какой? (ответы детей) Большое употребление соли вредит организму, избыток соли в почве вредит растениям. (Слайд).
А теперь, ребята, приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи. А что такое лаборатория? (ответы детей) это помещение, где проводят опыты. Проходите.
В нашей лаборатории есть правило:
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности- не трогать руками глаза.
Опыт №1. Соль белая, без запаха, сыпучая, состоит из кристаллов
- Скажите, какого цвета соль? (ответы детей)
- Определим, имеет ли соль запах. Поднесите к себе тарелку и понюхайте. (ответы детей)
Но если в неё добавить йод, появляется запах. Понюхайте, чем она пахнет? (ответы детей)
- Наберите полную ложку соли и переверните её. Что мы определили? (ответы детей)
- Возьмите пинцетом кристалл соли, положите на черный картон и рассмотрите его под лупой (дети рассматривают)
-
Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали? (ответы детей)
-
При надавливании кристаллы трутся друг о друга, мы слышим хруст.
- Подойдите к микроскопам, рассмотрите кристаллы соли. (Вывод).
Опыт №2. Соль топит лед и снег.
- Посыпьте солью снег и лед на тарелках, вернемся к ним через несколько минут.
Опыт №3. Соль растворяется в воде. Соленая вода выталкивает предметы
- Размешайте в стакане 6 ложек соли. Что мы определили? (ответы детей)
- Налейте в другой стакан пресную воду. Опустите яйцо стакан, яйцо утонуло. Опустите яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (ответы детей) Соленая вода выталкивает предметы В море вода соленая, поэтому там легко плавать. (слайд)
- Вернемся к опыту соль, снег и лед. Что произошло? (ответы детей)
Предлагаю вам сделать Пальчиковую гимнастику
Пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз – два – три – четыре – пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.
Вернемся в нашу лабораторию
Опыт №5. (Соль впитывает воду, её можно красить.)
В. Выберите листочки картона, обведите клеем контур картинки. Посыпьте сверху солью. Лишнюю соль стряхните на поднос. Наберите в пипетку краску и капните на контур картинки. Получились яркие рисунки.
В . Что мы определили? (ответы детей)
(Дети проходят к столу и рассматривают баночки с морской солью).
Морская соль. Морская соль добывается из моря. В состав морской соли входит большое количество полезных минералов.
- Люди научились окрашивать морскую соль, добавляя в неё разные вещества. Соль с ромашкой, лавандой, крапивой, морскими водорослями. Есть такую соль нельзя, но принимать с такой солью ванны приятно и полезно.
(Дети проходят за столы)
- Цветную соль можно использовать и для украшения дома.
Нужно насыпать соль в банку слоями с помощью воронки, банку при этом немного поворачивать.
(дети выполняют работу)
- Получились красивые «Насыпушки» для украшения нашей группы.
Вывод:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали. Что понравилось? Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. Вы молодцы.
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».
Цель: Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми; социально - нравственных черт личности, стремление быть похожими на героев своей страны.
Задачи:
Образовательные: Расширить, закрепить знания о строении Солнечной системы (названия планет, их расположении и движении относительно Солнца). Способствовать представлению целостной картины мира.
Развивающие: Развивать познавательно - исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, интерес к космосу, физической подготовке космонавтов.
Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, уважения к первооткрывателям космоса.
Предварительная работа: Познавательные беседы: О празднике 12апреля - " День космонавтики«; О вечернем небе, о космосе; «Земля - планета, на которой мы живем». Занятие «Ознакомление с основными планетами». Рассматривание картинок, загадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики, стихотворения, считалки.
Словарная работа: Вселенная. Атмосфера. Названия планет. Космос.
Методические приёмы: Наглядный, словесный, игровой, практический.
Оборудование: Ракета, конструктор, модель солнечной системы, иллюстрации.
План:
Организационный момент.
Беседа о космосе, о космонавтах.
Открытие школы космонавтов.
Космическое путешествие.
Конструирование роботов.
Возвращение на Землю.
Интервью с корреспондентом.
Звучит космическая музыка, дети заходят в зал.
Добрый день! Добрый день! Нам здороваться не лень.
Этими словами здороваемся с вами. (Проходите, присаживайтесь.)
Ребята, я вам загадаю загадку, а отгадкой- будет то, что ждёт нас сегодня впереди.
Состоит из точек свет,
Полна горница планет.(Космос).
Да, совершенно верно. Слайд - изображение космоса.
А что такое космос?
Космос - это таинственный и манящиймир звёзд, планет, астероидов икомет, пронзающих безвоздушноепространство. Ещё космос называют другим, словом Вселенная. Повторим хором.
Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе?
А кем для этого надо стать, чтобы полететь в космос?
Каким должен быть космонавт? (Смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным).
Как называется костюм космонавта? (Скафандр).
Для чего он служит? (Для защиты человека при выходе в открытый космос).
На чём можно полететь в космос?
Как называют ещё ракету? Почему? (Потому что, длинный, как корабль.)
Какие животныепервыми полетели в космос и вернулись на Землю? (Собаки - Белка, Стрелка).
Кто был первым в мире космонавтом?
Правильно. Первым в мире космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. И наш народ гордитьсяэтим. Почему?
Кто знает стихотворение об этом замечательном человеке?
Юрий Гагарин.
В космической ракете,
С названием «Восток».
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни,
Весенняя капель.
Навеки будут вместе,
Гагарин и апрель.
В. Степанов.
Как фамилия первой женщины космонавта? (В. Терешкова.)
Где стартуют космические корабли?
Почему человек захотел полететь в космос?(Чтобы узнать, как устроен космос, есть ли там жизнь.)
А сейчас я вам,
Ещё вопрос задам.
Школу юных космонавтов,
Вы хотели бы, ребята,
Собираюсь я открыть.
В эту школу поступить?
Тогда! Выходи на тренировку!
Начинаем подготовку!
Построение:
В колонну по одному становись! - Равняйсь! Смирно! Направо, шагом марш
Ходьба на носках, на пятках. Перестроение в круг: положить руки на плечи друг другу - покачивание с ноги на ногу. Присесть, встать. Перестроение в колонну.
Подготовкой я довольна,
Каждый к вылету готов.
Пальчиковая гимнастика.
Ждут нас быстрые ракеты, (Руки вверх, соединить пальцы).
Для прогулок на планеты.
На какую захотим, (Руку ко лбу, повороты в стороны).
На такую полетим.
Но в игре один секрет, (Указательный палец.)
Опоздавшим места нет! (Идём к ракете.)
Ребята, задание мы выполнили но, чтобы зайти внутрь ракеты, нам нужно убрать лишнюю картинку.
Что изображено на этих картинках? (Ракета, планета, звезда, ключ.)
Как вы думаете, которая из них не относится к космосу? (Ответ)
(Звуковой сигнал)
Правильно. Вход открыт. Проходите и займите места в ракете.
Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в космическое путешествие. Мы совершим полёт по солнечной системе.
Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, побывать возле Солнца, облететь планеты.
За нашим полётом будет наблюдать Центр управления - наши гости. Пристегните ремни. Обратный отсчёт: дыхательная гимнастика - через нос набрать воздух - 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1 Пуск! Слайд - изображение взлёт ракеты.
Пока летим к планетам проверка знаний.
На какой планете мы живём?
Как называются люди на этой планете?
Какой формы наша планета?
Какой формой представляли нашу Землю люди в прошлом?
Как называется естественный спутник Земли?
Человек создал и запустил на околоземную орбиту искусственные спутники земли. Спутники ловят сигналы и передают их в нужное место.
А скажите, пожалуйста, как вы думаете, что может произойти на планете Земля, если спутники перестанут работать? (Исчезнет мобильная связь, перестанет работать Интернет, телевидение).
Будьте внимательны, мы приближаемся, к Солнцу. Наш корабль находится в солнечной системе. Ознакомимся с её достопримечательностями.
Центр системы - Солнце. Слайд - изображение Солнца.
Можно высадиться на Солнце? Почему? - Солнце очень горячее, к нему нельзя приближаться, потому что сгоришь.
Правильно. Солнце - это огненный шар, где сгорают даже камни. Свет и жар доходят и до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, всё живое на земле сгорело бы.
Атмосфера - газовая оболочка, как воздушное одеяло окутывает Землю и спасает от жгучего солнца. Повторим хором. Слайд - Атмосферы.
Солнце - звезда, вокруг которого вращаются планеты, какие ближе, какие дальше. В Солнечной системе 8 планет. И сейчас мы с вами каждую из нах рассмотрим.
1. На этой планете такая жара. Что там оказаться опасно, друзья.
Какая это планета? Ближе всех к солнцу. - Меркурий. Слайд.
2. На этой планете тоже жарко, как в печи. Хоть пеки пироги. Как называется 2 планета от солнца - Венера. Слайд.
3. А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета... Земля. На каком месте от Солнца находиться наша планета? На 3.
4. К планете Земля - это планета близка и похожа. Марс. Слайд. 4планета.
Чем похожа?(4 времени года, смена дня и ночи.)
5. А эта планета гордится собой. Поскольку считается самой большой.
Что за планета? Юпитер. Слайд
6. Планета кольцами окружена. И этим от всех отличалась она. Сатурн. Слайд. Орбита № 6.
7. А что за планета. Зеленовато- голубого цвета? Уран. Слайд. № 7.
8. Царь морской названье той планете дал. Он именем своим её назвал. Какая это планета? Нептун. Слайд. № 8.
Все планеты заняли свои места и вращаются вокруг Солнца. Слайд Солнечной системы.
Кружит хоровод планет. У каждого свой размер и цвет. У каждой планеты есть свой путь - орбита. Для каждой планеты путь определён. Но только на Земле мир жизнью заселён. И посмотрите ещё раз, как прекрасна наша родная планета Земля.
Ребята, мы побывали около всех планет, увидели и рассмотрели их.
Продолжаем полёт.
Из Центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать - видео.
SOS. SOS. Помогите, помогите. Мой корабль при посадке на Марс сильно пострадал. Я не могу его починить один. Прошу выслать мне роботов на помощь!
Ребята, давайте поможем инопланетянину, и сконструируем роботов в нашей лаборатории. (Ответ детей). Пройдемте в лабораторию. Посмотрите здесь много разных деталей. Давайте рассмотрим, из чего состоит робот. Самостоятельное выполнение задания. Рассматривание работ.
С работой мы справились. А доставкой роботов будет заниматься Центр управления.
Нам пора возвращаться на Землю.
Мы уселись на места. Закрываем все глаза.
Мы теперь уж не сидим. А летим, летим, летим. Звучит музыка.
Прилетели. Мы на родной Земле. Наше космическое путешествие закончилось.
Встречает корреспондент: Я корреспондент Газеты «Мир науки». Рада, что удачно приземлились. Скажите, где вы были? Что интересного видели? Чем занимались в космосе? Чем планета Земля отличается от других? Понравилось вам космическое путешествие? Спасибо за интервью.
Музыка - летит шаттл - доставка угощения от инопланетянина.
Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.
Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации - цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Л. С. Выготский
«Воображение и творчество в детском возрасте»
Возрастные особенности старших дошкольников
Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:
- Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. В подготовительной группе можно проводить длительные исследования во время познавательных занятий и прогулок.
- Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах с воспитателем и в группе дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме (поздравление аудитории с каким-либо событием, презентация проекта, отчёт о выполненном исследовании).
- Развитие мыслительных способностей. Дети этого возраста ориентируются в пространственных и временных показателях, сравнивают качества и свойства объектов, способны к обобщению и классификации полученной информации. Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи, дети выстраивают логические цепочки из многих звеньев.
- Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках, во время игр, опытов и экспериментов.
- Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он оценивает результаты своей деятельности, но для большинства старших дошкольников наблюдается тенденция к завышенной самооценке.
Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией
Задачи познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:
- Расширение представлений об объектах окружающего мира.
- Обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.
- Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
- Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности.
- Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.
Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие - губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных - проходит свободно.
Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.
Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова
Методика организации исследовательской деятельности
Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:
- Наличие ситуации или вопроса, активизирующего желание решить проблему, ответить на вопрос. Эксперимент проводится не ради развлечения или зрелищности, но является методом познания мироустройства.
- Проведение устного анализа проблемной ситуации. В подготовительной группе дети анализируют самостоятельно, воспитатель контролирует степень погружения в проблему и правильность изложения мыслей, направляет при необходимости уточняющими вопросами.
- Определение гипотезы для проведения практического подтверждения/опровержения (эксперимента, опыта, наблюдения, изучения макета или модели).
- Фиксирование результатов исследования (в специальных журналах, на карточках и т. п.) и формулирование выводов.
- Создание ситуации успеха. На занятии с исследовательской направленностью каждому воспитаннику должна предоставляться возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента.
- Педагог контролирует практическую деятельность детей и следит за выполнением техники безопасности, положения которой повторяются перед проведением каждого опыта.
Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.
В. А. Сухомлинский
Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:
- Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту), изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента, его свойств, когда ведётся ремонт в детском саду.
Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков
- Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Информационный поиск осуществляется также путём рассматривания иллюстрированных энциклопедий и тематических плакатов. В подготовительной группе может проводиться исследовательская работа при помощи мнемотехники: ребята знакомятся с каким-либо процессом во время рассматривания специальных карт. Мнемокарты представляют собой последовательность информационных картинок.
Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов
- Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике - процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации. Собранные объекты дети оформляют в мини-выставки, гербарии, альбомы, ящички. Старшие дошкольники владеют написанием печатных букв, под контролем педагога они подписывают экземпляры коллекции, присваивают номера.
Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах
- Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности.
Опыты с водой - одни из самых любимых у дошкольников
- Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалённых территориях и областях: Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Структура игры состоит из виртуального перемещения ребят в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные (в эпоху динозавров, ледниковый период, в гости к первобытным людям, во времена строительства пирамид в Египте и т. п.).
Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования
- Исследовательские проекты. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Экология», «Общественно-социальная деятельность», «Животный и растительный мир», «Космос», «География». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, лэпбуков, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.
Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски
Виды занятий исследовательской направленности
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:
- Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Старшие дошкольники показывают большую степень самостоятельности в устных заданиях и практических действиях. Разнообразить занятия НОД можно, комбинируя различные формы работы (беседы, изучение наглядного материала, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры, включение аудиоматериалов). Дети 6–7 лет воспринимают словесные описания образов, находящихся вне их чувственного опыта (космические объекты, рассказы о других материках, древних животных), для этого тема занятия должна заинтересовать воспитанников, на что направлено мотивирующее начало каждого занятия.
- Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализуется в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.
Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).
- Нетрадиционные занятия: спектакль, кукольное представление, квест, концерт, КВН, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «О, счастливчик!», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, дошкольники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.
- Экологические акции. Проведение мероприятий в поддержку бережного отношения к природе требуют обширной предварительной работы: изучение какой-либо экологической проблемы, прогнозирование в случае неблагоприятного развития событий (загрязнение воздуха, воды и почвы, гибель растений и животных), поиск информации о способах решения проблемы, практический вклад.
Варианты экологических акций в подготовительной группе детского сада: «Одень дерево» (действия по защите деревьев на территории ДОУ от морозов - укутывание), «Покормите птиц!» (создание кормушек и обеспечение кормом птиц, остающихся зимовать), «Утилизация батареек» (акция по сбору использованных носителей энергии и передача их в утилизацию), «Зелёный десант» (акция по озеленению территории ДОУ или по очистке прилегающей территории от мусора).
Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе
Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ
Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.
Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.
Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.
В. А. Сухомлинский
«О воспитании»
Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес
В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.
Таблица: схема построения плана исследования
Этап исследования | Пример хода детского экспериментирования |
Постановка вопроса | Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?». |
Целеполагание | Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории. |
Выдвижение гипотез | Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала). |
Проверка гипотезы | Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом. |
Анализ полученных результатов | Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью). |
Подведение итогов исследования, формулирование выводов | Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды. |
Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают
Мотивирующее начало занятия
От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).
Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников
От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений о природном явлении - извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора - вулкан»). |
|
Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»). |
|
Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). | Проведение эвристической беседы:
|
Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема занятия | Задачи исследования |
| Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой. |
| Формирование представлений об условиях роста растений. |
«Невидимый и близкий» | Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле. |
«Откуда берётся звук?» | Формирование представлений о колебании предметов. |
|
|
«Зеркало, зеркало» | Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании. |
«Почему двигаются предметы?» | Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения». |
«Почему не тонет корабль?» | Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса. |
«Сахар» | Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования. |
«Соль» | Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения. |
«Клей» | Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами. |
«Цемент» | Знакомство со свойствами цемента и способами его использования. |
| Знакомство с понятием «экологическая проблема». |
«Измерение длины предметов» |
|
| Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов. |
|
|
Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом
Временной план занятия в подготовительной группе
Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:
- Организационный момент - 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
- Построение плана исследования - 2–3 минуты.
- Физическая активность - 2–3 минуты.
- Практическое исследование (наблюдение, проведение опыта, экспериментирование) - 10–15 минут.
- Фиксирование результатов исследования - 1–2 минуты.
- Подведение итогов - 1 минута.
Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Проговаривание этапов исследования (планирование) | Физическая активность | Практическая работа | Фиксирование результатов | Подведение итогов |
«Путешествие в Эру динозавров» | 1 минута. |
| 2 минуты. | Подвижная игра «Динозаврики». 3 минуты. | Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии). 13–15 минут. | Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие. 1–2 минуты. | 1 минута. |
«Листья жёлтые над городом кружатся» | 1 минута. | Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?». 3 минуты. | 2 минуты. | Физкультминутка «Дерево всё выше». 2 минуты. | Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла). 14 минут. | Оформление страницы гербария. 2 минуты. | 1 минута. |
«Берегите воду!» | 1 минута. |
| 3 минуты. | Зарядка «Капельки - бух! Капельки - прыг!». 2 минуты. | Опытная деятельность по очистке воды. 15 минут. | Заполнение карточки исследования. 1 минута. | 1 минута. |
Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы
Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Автор | Ковалевская Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Радуга», г. Исилькуль, Омская область. |
Название | «Гербарий. Деревья на участке детского сада» |
Цель | Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада. |
Задачи |
|
Предварительная работа |
|
Формы организации деятельности |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Мотивационный этап. В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария). Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги - энциклопедии). А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей). Основной этап. В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.
Итоговый этап.
|
Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.
Видео: открытое занятие по экспериментированию «Молекулы и пузырьки»
Видео: опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе (изучение свойств воды)
Видео: опытно-экспериментальная деятельность «Зимняя вода»
Видео: открытое занятие «Секреты лимона»
Видео: НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Самый главный волшебник»
Видео: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина»
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности воспитанников
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
- умение постановки проблемы;
- грамотное формулирование вопросов;
- построение алгоритма действий для решения проблемы;
- выдвижение гипотез;
- выбор способов исследования;
- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
- наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
- степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий
Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию педагога ДОУ
Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.
К. Чуковский
Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь
Таблица: этапы работы по самообразованию воспитателя в рамках темы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»
Этап работы по самообразованию | Содержание деятельности |
Теоретический этап |
|
Практический этап | Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег. |
Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкольников
В исследовательском уголке размещаются различные материалы для проведения опытов Материалы исследовательского уголка должны находиться в свободном доступе детей При работе в мини-лаборатории обязательно соблюдение техники безопасности При организации исследовательского уголка важно предусмотреть пространство, где дети будут работать с материалами Работа с микроскопом требует аккуратности, но оставляет у детей незабываемые впечатления В опытной лаборатории могут заниматься не все дети, а только наиболее мотивированные Педагог обязательно знакомит воспитанников с оборудованием исследовательского кружка
Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.