Что такое нанизм и гигантизм? Что делать, если ребенок очень маленький

Владимир Нашему сыну исполнилось три года. С самого рождения он был полненьким ребенком а в два года, набор веса стал замедлятся. Скажите это нормально? Сколько должен весить ребенок в три года?

В первый год жизни маленькие детки очень быстро прибавляют в весе и росте . После года данные процессы несколько замедляются, что вполне нормально и закономерно. Согласно таблице, составленной Всемирной Организацией Здоровья, усредненные показатели массы тела ребенка всецело зависят от его возраста и пола. На основании этих данных большинство детских педиатров определяет недостаток или переизбыток веса у детей.

Таблица весовых нормативов для малышей трех лет, составленная специалистами ВОЗ, разделена на следующие категории: недостаточный вес, ниже среднего, нормальный, выше среднего, высокий. Недобором килограммов считается вес мальчика от 11 кг и вес девочки от 10 кг. Ниже среднего считается вес мальчишек и девчонок от 12 кг. Стандартными показателями массы тела для трехлетних детей являются цифры от 14 кг для мальчиков и от 13 кг - для девочек. Допустимым отклонением для малышей являются показатели 16 кг для мальчиков и 15 для девочек. А вот об избыточном весе говорят тогда, когда у ребенка мужского или женского пола в три года вес составляет более 18 кг.

Главным фактором, влияющим на массу тела детей, является питание. Сбалансированный рацион важен для нормального роста и развития ребенка. Меню крохи должно состоять из натуральных продуктов питания, богатых витаминами, минералами, белками и углеводами. Зачастую именно недостаток тех или иных элементов приводит к недобору веса и ожирению у детей . Если показатели массы тела малыша существенно отклонены от норм, указанных в таблице ВОЗ, то ребенок нуждается во врачебной консультации. Как правило, такие проблемы решаются с помощью коррекции питания, а также увеличения двигательной активности ребенка. Никаких диет ребенку назначать нельзя! Подобные ограничения могут спровоцировать развитие серьезных проблем со стороны желудочно-кишечного тракта крохи.
Каким бы ни был вес малыша, принимать меры по коррекции массы тела можно только после консультации со специалистом. Доктор сможет определить наличие проблемы и решить ее наиболее безопасным для детского здоровья способом.

Еще вопросы:

Что ребенок должен уметь в 2 года

Двухлетний малыш проявляет самостоятельность во всем: он вполне аккуратно ведет себя за обеденным столом - не разбрасывает еду и не обливается; может…

Как объяснить ребенку, откуда берутся дети

Какую температуру надо сбивать у ребенка

Педиатры утверждают, что сбивать температуру у малыша необходимо только в том случае, если отметка градусника достигла более 39 градусов. Однако даже…

Как разбудить новорожденного для кормления

Режим дня для новорожденных детей предполагает многократный прием пищи. Как правило, грудничков кормят семь раз в сутки, каждые три-четыре часа. Как…

Рождение ребенка – главное событие для родителей. Для оценки и контроля за его физическим развитием разработаны специальные возрастные таблицы роста и веса у детей. Приводятся цифры, которые указывают на нормативы, соответствующие определенному возрасту малыша. Очень большие или низкие значения говорят об нормативных отклонениях, отступающие от средних незначительно, обозначают соответствие нормативам.

Нормы роста и веса детей

Всемирной организацией здравоохранения было проведено Многоцентровое исследование показателей развития, направленное на определение физического развития детей, в которые вошли рост и вес ребенка по годам. Необходимость изучения вопроса продиктована изменением условий жизни, климата, что влияет на развитие детей. Весовые, ростовые показатели малышей до 5 лет зависят не только от наследственности, но и от типа вскармливания первые 24 месяца жизни. Дети, питающиеся искусственной смесью, набирали массу на 16-20% больше нормы, чем растущие на грудном кормлении.

Специалисты ВОЗ считают, что завышенные нормативы получены после рекомендаций педиатров по докорму грудничков, что привело к переходу на искусственное вскармливание, перекармливанию и ожирению. Предыдущие нормы оценивания физических показателей детей не являются абсолютной истиной. К 2006 г. ВОЗ внесла коррективы, определила новые данные, после чего были составлены возрастные таблицы роста и веса детей.

Антропометрический показатель величин тела зависит от особенностей каждого малыша. Соотношение роста и веса у детей обуславливается многими факторами: питанием, продолжительностью сна, физической активностью, генетикой. Средняя высота мужчины – примерно 178 см, женщины – 164 см. Мальчики формируются к 22-х летнему возрасту, интенсивный период роста наблюдается в возрасте 13-16 лет, девочки – до 19, активно растут от 10 до 12 лет. Подростковый период отличается резким ростовым скачком, поэтому пропорциональность тела не всегда наблюдается.

Соотношение роста и веса

Рост – это всемирный показатель, который учитывает здравоохранение при оценке развития детей. Общепринятые оценки этого параметра:

  1. Явно низкорослые – сильное отставание, возможно наличие врожденных патологий, хромосомных заболеваний.
  2. Низкорослые – большой недобор, иногда присутствует избыточная масса тела.
  3. Ниже среднего – величина небольшая, но соответствует норме.
  4. Средний (своего рода стандарт).
  5. Выше среднего – рост большой, но соответствует нормативу.
  6. Высокорослые­– наследственная предрасположенность.
  7. Завышенные – могут быть нарушения эндокринной системы.

На ростовые показатели крохи и родители, и врачи должны обращать внимание. Факторы, влияющие на высокорослость и ростовое отставание:

  1. Хромосомно-генетические – проявляются непропорциональными размерами стоп, кистей, лица, психическими расстройствами, проблемами с половым развитием.
  2. Конституционально-наследственные – нет отклонений в развитии.
  3. Раннее половое развитие (8-9 лет). Дети выше своих сверстников, но, взрослея, остаются низкорослыми по причине раннего закрытия зон роста.
  4. Эндокринно-повышенный уровень приводит к гигантизму или акромегалии.

Эндокринный контроль физических показателей детей важен для оптимального соотношения этих показателей. Дитя младшего возраста, юноша, девушка от 15 лет могут иметь следующие оценки массы:

  1. Значительный недовес – серьезное истощение организма.
  2. Низкий вес.
  3. Меньше среднего – норма, но показатели на нижних границах.
  4. Средний – индекс массы тела (ИМТ) в пределах нормы.
  5. Выше среднего – небольшой излишек массы.
  6. Завышенный – избыточный вес, ожирение.

Таблица для детей до года

Проводя измерение величины чада, нужно понимать, что до двух лет речь идет о длине малыша – потому что он не умеет ходить, стоять, после 3-4 – о росте. Обращается внимание на многие факторы. Детские параметры ­по месяцам первые 12 месяцев жизни изучает медработник. Он учитывает:

  • пол малыша;
  • физические данные при рождении;
  • наследственность;
  • перенесенное заболевание (если было);
  • наличие патологий;
  • социальные условия;
  • вскармливание (искусственный или грудной прием пищи).

Если имеет место недоношенность или маловесость, таблица роста и веса ребенка будет отличаться от детей с нормальными показателями. Годовалый кроха за 12 месяцев набирает определенную массу тела. Усредненный вариант весового показателя – 6-7 килограмм. Основная прибавка приходится на первые 6 месяцев жизни крохи. Грудничок имеет месячный прирост примерно на 1 кг. При правильном кормлении новорожденный с низким весом способен «догнать» за 6 месяцев детей с нормальной массой тела. Младенец к концу 12 месяца имеет вес от 8 до 12 кг, рост – 75-80 см.

Родители должны понимать, что приведенные в таблицах данные могут иметь отклонения примерно на 2-3 килограмма, пару сантиметров в разные стороны. Это не будет считаться нарушением нормы. Однако если имеет место неправильная организация питания, перекармливание, гормональный сбой, изменение режима дня, то отклонения будут значительными. Это серьезный повод обратиться к врачу-педиатру, пройти обследование, чтобы диагностировать верное заболевание.

Рост по месяцам­

Нормы роста и веса детей до года отражены в таблице (девочки). Шкала указана в сантиметрах (см. таблицу):

(по месяцам)

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденная

Физические данные мальчиков выше, чем у девочек. Длина тела по месяцам (в сантиметрах):

(по месяцам)

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденный

Вес по месяцам­

Нормальная масса тела девочки в 12-месячном возрасте варьируется в пределах 8-10 кг. Нормативы следующие (в килограммах):

(по месяцам)

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденная

Масса тела мальчиков больше, чем у девочек. Таблица веса по месяцам (в килограммах):

(по месяцам)

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденный

Рост и вес ребенка по возрасту

От рождения и до десяти лет наблюдается стремительный набор высоты детей. Однако если до 12 месяцев изменения были видны хорошо, то далее грудничок растет чуть медленне. Объясняется это тем, что метаболизм изменяется, детский растущий организм тратит больше сил, чем у грудного малыша. Рацион крохи более калорийный, но полученная энергия быстро расходуется. Ниже таблица роста детей по возрасту дает предствление о нормах физических показателей для детей до 10 лет.

Возрастные таблицы­показывают, что в период от двух до трех лет малыш продолжает расти, но не так быстро. Весовой диапазон: 12-14 кг. Это объясняется большой активностью, подвижностью малыша. Изменение высоты незначительное: увеличивается примерно на десять сантиметров. Далее:

  • Возраст в 4-5 лет характеризуется повышением массы тела на пару килограмм, возможны отклонения от нормы на 2-3 кг.
  • В 5 - масса достигает примерно 18 кг, рост примерно 109 см.
  • В 6 - весовая норма составляет 18-23,5 кг, ростовая – 112 см.
  • К 7 – масса увеличится на 2-3 килограмма, высота будет примерно 115 см.

Таблица роста

Рост ребенка представлен в таблице (девочки). Измерения даны в сантиметрах:

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенные

Физические данные мальчиков выше, чем у девочек. Таблица высоты (в сантиметрах):

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Таблица веса

Нормальная масса тела девочки варьируется в пределах 32-47 кг. В таблице указаны нормативы по годам (в килограммах):

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Масса мальчиков немного меньше, чем у девочек. Таблица веса (в килограммах):

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

От 11 до 18 лет

В 11-18 летнем возрасте меняется интенсивность набора физических показателей. Родители должны понимать, почему подросток крайне нестабилен эмоционально. Физиологические отличия или половой диморфизм проявляется по внешним признакам, особенностям строения тела, функциональным возможностям отдельных систем организма. Все эти изменения оказывают влияние на несовершеннолетнего. Девушки начинают раньше формироваться, в возрасте 12-14 лет у них все показатели выше, чем у мальчиков. Однако к 15-16-летнему возрасту юноши перегоняют девочек по физическому развитию.

Подростковый период для мальчиков характеризуется активным ростом трубчатых костей скелета. Это проявляется в вытягивании конечностей, хотя туловище немного отстает в этой гонке. Из-за этого нередко создается впечатление, что подросток нескладный, непропорциональный. Грудь остается узкой, мышцы слабоваты для такой величины, что приводит к сутулости, неспособности длительное время держать спину прямо.

Мышечная масса увеличивается медленнее, чем костная. Основательно закрепляться она совершеннолетию. Масса увеличивается медленно, но неравномерно: показатель нормы у мальчиков колеблется от 2,4 до 5,3 кг за 12 месяцев, у девочек – от 2 до 5 килограммов. После 15-летнего возраста масса тела у девочек увеличивается больше, чем рост. Это процесс связано с увеличением мышц, подкожной жировой клетчатки, развитием костей скелета. Это период, когда двигательные реакции, координация движений становятся более точными, развиваются пространственные и мышечные ощущения.

Особенности полового созревания

Резкий скачок физических показателей объясняется гормональной активностью. Половое созревание девочек и мальчиков отличается. В это время важно контролировать массу тела подростка – профилактика убережет не только от многих серьезных заболеваний, но эмоциональных всплесков, которые проявляются в пубертатном периоде у несовершеннолетних. Однако применять диеты запрещено. Прививать навыки правильно питания нужно с самого рождения. Для нормализации высоты необходимо организовать прием витаминов.

Половое созревание у мальчиков проходит по нескольким этапам, продолжается нескольких лет. Оно характеризуется наступлением гормонального созревания половых желез, в подростковый период (13-18 лет) достигает своего пика. С 18-19 лет наступает время половой зрелости. Параллельно с этими изменениями увеличивается мышечная масса, растет все тело. Фигура становится мужской: плечи расширяются по сравнению с тазовыми костями.

Половое созревание у девочки проявляется активной «игрой» гормонов, которые называются эстрогенами. Они заставляют организм быстро расти: появляются волосы в паху, подмышечных впадинах, увеличивается грудь. Девочки, которые созревают слишком рано, должны находиться под особым наблюдением взрослых. Половое созревание у девочек длится примерно 7-8 лет.

Физиологические особенности, характерные для подростка в период полового созревания:

  • контур и пропорции головы изменяются;
  • окончательно формируется скелет;
  • у мальчиков наблюдается гиперплазия мускулов и плечевого пояса;
  • у девочек идет гиперплазия жировой ткани и подвздошной кости;
  • у мальчиков бывают головокружения и обмороки;
  • девочки становятся капризными, обидчивыми, вспыльчивыми.

Таблица роста и веса для девочек

Вес девочек (в килограммах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Высокорослый

Завышенный

(больше указанного)

Высота девочек (в сантиметрах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Высокорослая

Завышенная

(больше указанного)

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

(больше указанного)

Высота мальчиков (в сантиметрах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

(больше указанного)

Видео

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

Рост ребенка в 3 года зависит от того, насколько интенсивно малыш развивается. Постоянное увеличение параметра роста - это довольно хороший показатель развития.

Антропологические факторы и их влияние на развитие ребенка

На физиологическое развитие детей влияют следующие факторы:

Питание ребенка (в каком количестве получает он белки, жиры, углеводы, витамины и другими необходимые микроэлементы);

Наследственность;

Гормональный фон.

Также на рост ребенка в 3 года оказывают влияние такие факторы, как хороший уход, физические нагрузки, длительный сон, благоприятная психологическая атмосфера, окружающая ребёнка.

В процессе взросления на детей положительно влияет спорт, который сопровождается частыми прыжками (волейбол, баскетбол).

Кроме того, рост ребенка в 3 года интенсивно увеличивается в процессе сна, особенно утреннего (когда ребёнок постоянно не высыпается или рано встаёт, это негативно сказывается на его развитии).

Психологические факторы замедления роста

Огромное влияние на физическое развитие детей 3 лет имеет пол. У увеличивается быстрее, чем у девочек. Исключением является подростковый возраст, именно тогда девочки нередко перегонят мальчиков в развитии, но потом мальчики все равно набирают своё.

Половое созревание также играет важную роль. Когда в организме подростков находится большое количество половых гормонов, рост замедляется (к 18 годам он практически останавливается).

На рост ребенка 3 года жизни также могут влиять и климатические условия.

Правила проведения измерений

Для того чтобы замерить рост ребенка до 3 лет, применяют измерительную ленту. Процедуру эту делают на столе. Предварительно ленту распрямляют и хорошо закрепляют.

Малыша укладывают на ровную поверхность таким образом, чтобы верхняя часть головы лежала на начале измерительной ленты.

Затем, немного нажав на колени, выпрямляют ноги и производят замер.

Чтобы замерить рост ребенка в 3 года, можно пользоваться ростомером (это из бумаги). Ребенка разувают и ставят на пол, при этом прислоняют спиной к линейке. Тело должно быть выпрямлено, руки нужно опустить вдоль туловища, колени должны быть разогнутыми, а стопы - сдвинутыми. Во время замера нужно следить за тем, чтобы ребёнок легко соприкасался со стеной в трёх местах: спиной (лопатками), попой и пятками. На голову ему кладём перпендикулярно ростомеру любой плоский предмет и на шкале делаем отметку, по которой легко узнаем рост ребёнка. Таблица нормативов позволяет судить о правильном развитии ребенка.

Определение веса

Вес можно легко узнать с помощью цифровых весов. Нужно контролировать, чтобы ребенок располагался строго по центру измерительного прибора. От возраста зависит способ измерения. Малышей кладут на пеленку, после взвешивания из общего показателя вычитают её вес.

Взвешивать нужно утром, перед кормлением, после того, как ребенок сходил в туалет.

Окружность груди замеряют в основном сантиметровой лентой, её накладывают на грудь под лопатками, ребёнок должен отвести в сторону руки. Потом он должен опустить руки, а концы измерительной ленты соединяют на уровне сосков. В момент, когда ребёнок ровно дышит, делают замер. Девочкам, у которых хорошо развита грудь, ленту накладывают над грудью и производят замер.

При измерении окружности головы ленту для замера накладывают сзади на затылок, а спереди - на надбровные дуги. Концы ленты соединяют и получают результат замера.

Оценка антропометрических показателей с применением центильных таблиц

Центильная таблица используется для определения степени развития малыша, она подразделяет детей по параметрам роста, веса, окружности головы и груди. Применять такие таблицы довольно просто и удобно, в полученных результатах легко разобраться.

Колонки таблиц показывают нам числовые границы признаков по доле (процента, центиля) детей определённого возраста и пола.

За средние значения или нормальные величины берут значения, которые имеет половина здоровых детей, это соответствует интервалу 25-50-75 %. Таблица, которая содержит такие показатели, как возраст, вес, рост малышей, указывает на эти показатели, обозначая их красным цветом.

Интервалы, расположенные рядом со средними значениями, оценивают ниже или выше среднего (10-25 % и 75-90 %). Такие показатели родители могут оценивать как вполне нормальные.

А вот когда показатель располагаются в зоне 3-10 или 90-97 %, стоит насторжиться и обратиться к врачу. Когда показатели малыша располагаются в этой зоне, необходимо провести обследование малыша.

Масса тела мальчиков, кг

Возраст

Центили

Возраст

Масса тела девочек, кг

Центили

Когда показатели малыша вышли за установленные пределы нормы, а именно за значения 3 или 97 %, скорее всего, у него имеется какого-то рода патология, которая отражается на его физическом развитии. Когда у вас такие значения, только врач может определить причину отставания в развитии ребёнка и помочь решить эту проблему.

Чтобы помочь вам разобраться в том, что собой представляет центильная шкала, приведём пример. У нас имеется сто малышей одного возраста и пола. Они стоят по увеличению роста, начиная с маленького и заканчивая наибольшим. Рост первых трех малышей самый маленький, его считают очень низким. От 3 до 10 - низким, от 10 до 25 - ниже среднего, от 25 до 75 - средним, от 75 до 90 считается уже выше среднего, от 90 до 97, согласно существующим нормативам, считается высоким и последние три малыша с очень высоким ростом.

Заключение

Когда прожил ребенок 3 года, рост, вес его должны соответствовать нормальным показателям антропологической таблицы. Это лишний раз подтвердит тот факт, что он нормально развивается, получает должный уход, соблюдает режим дня и полноценно питается.

Для хорошего развития ребёнка его нужно приучать к спорту, труду в раннем возрасте. Вывод напрашивается сам собой: чтобы ребенок не отставал в росте, нужно следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня, правильно питался и дружил с физкультурой. В результате физиологическое развитие не заставит себя долго ждать.

Процент детей с лишним весом повсеместно увеличивается с угрожающей скоростью - в среднем, каждый третий подросток или ребенок в настоящее время обладает лишним весом или ожирением.

Теперь многие дети тратят мало времени на тренировки и подвижные игры, больше времени они находятся перед телевизором, за видеоиграми или компьютером. А во многих работающих занятых семьях у родителей меньше свободного времени, чтобы приготовить здоровую домашнюю еду. От фастфуда до компьютера, быстро и в спешке - вот реальность для многих семей.

Уберечь детей от избыточного веса означает установить в семье правильный режим питания и спортивных занятий, а также полезный отдых вместе. Мы должны включить своих детей в здоровый образ жизни при помощи своего собственного примера.

Есть ли у вашего ребенка недостаток веса или лишний вес?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Министерство здравоохранения США, а также большинство стран мира для оценки лишнего веса у взрослых и детей успешно применяют ИМТ - индекс массы тела, - который основывается на соотношении роста и веса, и последующего расчета доли жира в теле человека. Метод подсчета ИМТ является разработкой Адольфа Кетле и для детей он предусматривает особую схему. Сначала нужно вычислить ИМТ ребенка по общей формуле:

Калькулятор индекса массы тела (ИМТ) по формуле Кетле

Так как дети и подростки отличаются активным ростом и развитием, их ИМТ может существенно меняться в течение короткого времени. Поэтому, обычная оценка ИМТ, распространенная у взрослых, им не подходит. Чтобы точно и правильно оценить индекс массы тела ребенка, ученые исследовали соотношение массы и роста многих тысяч детей. И когда нужно определить, является ли ИМТ вашего ребенка нормой или отклоняется от нее, сравнительные таблицы - «процентные кривые», или распределительные шкалы - со средними показателями для детей этого возраста и роста дадут вам возможность понять, нужно ли корректировать вес. Таким образом, индекс массы тела вашего ребенка сравнивают со средними показателями тысяч других детей. Благодаря этому подходу учитываются этапы развития, которые дети проходят в определенных возрастных группах. К примеру, если ребенок имеет индекс массы тела выше, чем 97% детей его же возраста, то можно прийти к выводу, что у ребенка имеется избыточный вес.
Данная таблица содержит информацию по ИМТ подростков и детей обоего пола от 2 до 20 лет.

В результате, ИМТ вашего ребенка попадет в одну из четырех категорий:

  • Недостаток веса: ИМТ ниже 5-го среднего показателя (процентной кривой);
  • Здоровый вес : ИМТ между 5-м и 85-м средним показателем;
  • Избыточный вес : ИМТ в интервале между 85-м и 95-м показателем;
  • Ожирение : ИМТ попадает в область 95-го показателя или выше.
Для детей младше 2 лет врачи используют диаграммы соотношения веса и роста, а также тщательный непосредственный осмотр.

Таблица оценки массы и роста ребенка по ИМТ



Одновременно с этим ИМТ не является идеальным показателем количества жира в теле и может вводить в заблуждение в некоторых случаях. Например, подросток с развитой мускулатурой может обладать высоким ИМТ, не имея избыточного веса при этом (мышцы прибавляются к массе тела, а не к избыточному весу). Кроме того, ИМТ бывает трудно оценить правильно в период полового созревания, при котором молодые люди переживают этапы быстрого роста. В любом случае, важно помнить, что ИМТ является, как правило, хорошим показателем, но это не непосредственное измерение количества жира в теле.

Установить точный процент жировой ткани позволяет биоимпедансный анализ. При помощи определенного прибора через тело пропускают слабый безопасный электрический ток, меняя его частоту. Различные ткани тела имеют разное сопротивление к электротоку, таким образом, появляется возможность рассчитать, какая доля организма приходится на мышцы, а какая - на кости и на жир.

Если вы беспокоитесь, что у вашего ребенка может быть избыточный или недостаточный вес, устройте встречу с лечащим врачом, который оценит питание и уровень физической активности, и предложит положительные изменения. Врач также может порекомендовать профилактику некоторых заболеваний, сопутствующих недостаточному весу или ожирению.

Нормы веса и роста ребенка по возрасту

Таблица роста и веса ребенка до года

Возраст Рост в см. Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

1 месяц

49,5 см. 51,2см. 54,5см. 56,5см. 57,3см. 3,3 кг. 3,6кг. 4,3кг. 5,1кг. 5,4кг.

2 месяц

52,6см. 53,8см. 57,3см. 59,4см. 60,9см. 3,9 кг. 4,2кг. 5,1кг. 6,0кг. 6,4кг.

3 месяца

55,3см. 56,5см. 60,0см. 62,0см. 63,8см. 4,5кг. 4,9кг. 5,8кг. 7,0кг. 7,3кг.

4 месяца

57,5см. 58,7см. 62,0см. 64,5см. 66,3см. 5,1кг. 5,5кг. 6,5кг. 7,6кг. 8,1кг.

5 месяцев

59,9см. 61,1см. 64,3см. 67см. 68,9см. 5,6кг. 6,1кг. 7,1кг. 8,3кг. 8,8кг.

6 месяцев

61,7см. 63см. 66,1см. 69см. 71,2см. 6,1кг. 6,6кг. 7,6кг. 9,0кг. 9,4кг.

7 месяцев

63,8см. 65,1см. 68см. 71,1см. 73,5см. 6,6кг. 7,1кг. 8,2кг. 9,5кг. 9,9кг.

8 месяцев

65,5см. 66,8см. 70см. 73,1см. 75,3см. 7,1кг. 7,5кг. 8,6кг. 10кг. 10,5кг.

9 месяцев

67,3см. 68,2см. 71,3см. 75,1см. 78,8см. 7,5кг. 7,9кг. 9,1кг. 10,5кг. 11кг.

10 месяцев

68,8см. 69,1см. 73см. 76,9см. 78,8см. 7,9кг.
8,3кг. 9,5кг. 10,9кг. 11,4кг.

11 месяцев

70,1см. 71,3см. 74,3см. 78см. 80,3см.
8,2кг.
8,6кг. 9,8кг. 11,2кг. 11,8кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

Таблица роста и веса ребенка по годам

Рост в см. Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

1 год

71,2см. 72,3см. 75,5см. 79,7см. 81,7см. 8,5кг. 8,9кг. 10,0кг. 11,6кг. 12,1кг.

2 года

81,3см. 83см. 86,8см. 90,8см. 94см. 10,6кг. 11кг. 12,6кг. 14,2кг. 15,0кг.

3 года

88см. 90см. 96см. 102,0см. 104,5см. 12,1кг. 12,8кг. 14,8кг. 16,9кг. 17,7кг.

4 года

93,2см. 95,5см. 102см. 108см. 110,6см. 13,4кг. 14,2кг. 16,4кг. 19,4кг. 20,3кг.

5 лет

98,9см. 101,5 108,3см. 114,5см. 117см. 14,8кг. 15,7кг. 18,3кг. 21,7кг. 23,4кг.

6 лет

105см. 107,7см. 115м 121,1см. 123,8см. 16,3кг. 17,5кг. 20,4кг. 24,7кг. 26,7кг.

7 лет

111см. 113,6см. 121,2см. 128см. 130,6см. 18кг. 19,5кг. 22,9кг. 28кг. 30,8кг.

8 лет

116,3см. 119см. 126,9см. 134,5см. 137см. 20кг. 21,5кг. 25,5кг. 31,4кг. 35,5кг.

9 лет

121,5см. 124,7см. 133,4см. 140,3см. 143см. 21,9кг. 23,5кг. 28,1кг. 35,1кг. 39,1кг.

10 лет

126,3см. 129,4см. 137,8см. 146,7см. 149,2см. 23,9кг. 25,6кг. 31,4кг. 39,7кг. 44,7кг.

11 лет

131,3см. 134,5см. 143,2см. 152,9см. 156,2см. 26кг. 28кг. 34,9кг. 44,9кг. 51,5кг.

12 лет

136,2см. 140см. 149,2см. 159,5см. 163,5см. 28,2кг. 30,7кг. 38,8кг. 50,6кг. 58,7кг.

13 лет

141,8см. 145,7см. 154,8см. 166см. 170,7см. 30,9кг. 33,8кг. 43,4кг. 56,8кг. 66,0кг.

14 лет

148,3см. 152,3см. 161,2см. 172см. 176,7см. 34,3кг. 38кг. 48,8кг. 63,4кг. 73,2кг.

15 лет

154,6см. 158,6см. 166,8см. 177,6см. 181,6см. 38,7кг. 43кг. 54,8кг. 70кг. 80,1кг.
Очень низкий Низкий Средний
Высокий
Очень всокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень всокий

Предотвращение лишнего веса и ожирения

Ключ к поддержанию детей всех возрастов в здоровом весе - это образ жизни всей семьи. Это то, что «проповедуется» в семье. Сделайте физическую активность и здоровое питание семейным увлечением. Чтобы детям это тоже было интересно, позвольте им помогать в планировании полезного меню и его приготовлении, берите их с собой в продуктовые магазины, чтобы они научились выбирать здоровые и правильные продукты.
Не попадайте в эти распространенные ловушки в питании:
  • Не вознаграждайте детей за хорошее поведение и не пытайтесь удержать их от плохого поведения с помощью сладостей или угощений . Поощрение или наказание не должны включать в себя еду, существует масса других эффективных и правильных способов воспитания.
  • Не поддерживайте «политику чистой тарелки» . Следите за признаками того, что ребенок голоден. Даже младенцы, которые отворачиваются от бутылочки или груди, сообщают, что они сыты. Если дети сытые, не заставляйте их продолжать есть. Напоминайте себе, что мы должны есть только когда голодны.
  • Не говорите о «вредных продуктах» и не исключайте полностью все сладости и любимые лакомства из детского меню . Дети, скорее всего, взбунтуются и будут есть в больших количествах эти вредные продукты вне дома или когда родители не видят.

Выводы

Ребенка непросто мотивировать на результат, его нельзя «посадить» на диету. В свою очередь, подростковый возраст сложен тем, что есть опасность возникновения неприятия себя, замкнутости, депрессии, анорексии. После того, как вы выясните, нуждается ли ваш ребенок в коррекции веса, мы хотели бы дать некоторые дополнительные рекомендации для ребят всех возрастов:
  • От рождения до 1 года : кроме общеизвестной многосторонней пользы для здоровья, грудное вскармливание может помочь не допустить также и чрезмерное увеличение веса. И хотя точный механизм пока не установлен, дети, находящиеся на грудном вскармливании, более четко ощущают свой голод и чувство сытости, защищая себя таким образом от переедания.
  • От 1 года до 5 лет : вырабатывать полезные привычки лучше с ранних лет. Помогите ребенку установить правильные пищевые предпочтения, предлагая ему разнообразную здоровую пищу. Поощряйте детскую природную склонность к активности и помогайте ему развиваться.
  • От 6 до 12 лет : поддерживайте физическую активность ребенка каждый день. Пусть это будет спортивная секция или подвижные игры во дворе. Поощряйте активность и дома - в повседневной домашней работе и в совместных играх и прогулках по выходным. Приучайте ребенка выбирать полезные и здоровые продукты, помогите ему самому собрать свои бутерброды в школу.
  • От 13 до 18 лет : подростки часто склоняются к фастфуду, но постарайтесь подтолкнуть их к более здоровой еде. Например, к сэндвичам с печеным куриным мясом, салатам и порциям поменьше. Научите их готовить дома вкусную здоровую еду и лакомства. Помогите им поддерживать физическую деятельность каждый день.
  • Все возрасты : сократите время, проводимое ребенком перед телевизором, компьютером и за видеоиграми. Боритесь с привычкой ребенка есть, смотря в телевизор или монитор компьютера. Старайтесь готовить и предлагать ребенку разнообразную здоровую еду. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать с ребенком вместе. Поощряйте детей есть овощи и фрукты не менее пяти раз в день, ограничьте сладкие напитки и никогда не пропускайте завтрак.
Если вы правильно питаетесь, часто занимаетесь спортом и включаете здоровые привычки в обычную каждодневную жизнь своей семьи, вы строите здоровый образ жизни ваших детей, который они смогут поддерживать и дальше. Объясните им важность физической активности и правильного питания, но обязательно сделайте это вашей общей семейной привычкой, чтобы это стало второй натурой каждого из вас.

Но прежде всего, пусть ваши дети знают, что вы их любите независимо от их веса, и ваше главное желание - помочь им быть счастливыми и здоровыми.