Пальчиковые игры для малышей от года. Пальчиковая игра «пальчик о пальчик». Игры для младшего возраста

Главное двигательное достижение крохи к этому возрасту – ходьба. Ребенок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей малыша.

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка

Многочисленными исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. Маме важно только знать несколько специальных упражнений и выучить к ним тексты стихов. В эти игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику – там, где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать.

Пальчиковые игры для ребенка подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда кроха проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной.

Хорошую тренировку обеспечивают народные игры-потешки. Мама сначала ритмично читает потешку, интонационно выделяя смысловые части, сопровождая чтение игровыми движениями. Затем крохе предлагается повторять движения, а в более старшем возрасте – и слова потешки.

Когда малышу трудно выполнить то или иное упражнение, взрослый должен помочь, взяв его ручку в свою, помогая шевелить пальчиками, сгибать их и разгибать. Так происходит обучение необходимым движениям, тренируется тонкая моторика пальцев и, соответственно, стимулируется речевое развитие.

Пальчиковые игры для ребенка до года

Изучаем свои возможности

Работу по тренировке пальцев можно начинать уже с двухмесячного возраста. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик в отдельности, сгибайте и разгибайте его.

Игра «Каждому свое имя»

Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного – просто рассматривайте пальчики, назовите каждый пальчик, ласково погладьте. Можно просто перечислять названия пальчиков (большой, указательный, средний и т.п.), а можно каждому пальчику дать свое имя.

Называя «имя», сгибайте и разгибайте каждый пальчик по очереди:
Пальчик Антошка - Озорной немножко. (Сгибаем и разгибаем большой палец.)
Пальчик Влада – Обожает наряды. (Сгибаем и разгибаем указательный палец и т.д.)
Пальчик Коля Учится в школе.
Пальчик Тимоша – Мальчик хороший.
Пальчик Иришка – Совсем малышка.

Можно придумать свои имена и стихотворные строчки к ним или произносить имя малыша по-разному: сначала полное имя, затем уменьшительно-ласкательное, особенное, как ласково называет кроху кто-то из членов семьи и т.д. Таким образом, кроха привыкает к звуку собственного имени, учится выделять его из речи взрослых.

Игра «Карандаш - помощник»

Возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошкам и пальчикам крохи. Другой вариант упражнения – поместить карандаш между ладонями малыша и, плотно прижав ладошки, совершать ими растирающие движения. Выпуклые грани карандаша хорошо массируют поверхность ладоней, заставляя работать кожные рецепторы.

Можно массировать ладони и пальчики с помощью небольшого шарика (например, для пинг-понга), любого другого округлого предмета. Массажный эффект будет ощутимее, если вы используете специальный мяч-ежик с резиновыми «колючками». Покатайте его в ладонях крохи, прижимая их к мячу.

Освойте с крохой известные народные игры с пальчиками – «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-дереза».

К 9-10 месяцам жизни рекомендуется тренировать круговые движения большими пальцами малыша. Период, когда происходит противопоставление большого пальца остальным, имеет особое значение. С этого момента ребенку становятся доступны тонкие движения пальцев рук, малыш осваивает пинцетный захват (умение брать предметы большим и указательным пальцами).

Игра «Мальчик-с-пальчик»

Попросите ребенка разжать ладошку и, помогая ему совершать движения, начните проговаривать потешку:
Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем.)
С эти братцем – в лес ходил, (Загибаем по очереди сначала мизинец,)
С этим братцем щи варил, (затем безымянный палец и т.д.)
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел,
Оттого и растолстел. (Круговые движения большим пальцем.)

Игра «Подъемный кран»

Для игры понадобится пластиковое ведерко и 6--7 небольших игрушек или предметов (игрушки из «Киндер-сюрприза», большие бусины, грецкие орехи, детали конструктора).

Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают предмет и направляют прямиком в ведерко. Сначала медленно покажите малышу последовательность действий, комментируя попутно свои движения. Затем попросите кроху повторить сначала правой рукой, затем левой.

Покажите ребенку жесты-заменители слов: «До свидания, пока-пока!» - малыш разжимает пальчики и машет ладошкой, «Дай мне!» - кроха несколько раз сжимает и разжимает кулачок, «Это делать нельзя!» - ребенок выпрямляет указательный палец, а остальные прижимает к ладони и качает ручкой. Научите малыша хлопать в ладоши, когда ему что-то нравится. Кроха быстро запоминает эти движения, а со временем научится повторять.

Пальчиковые игры для детей от 1 года до 2 лет

Играем и разговариваем

В это время возрастает самостоятельность ребенка во многих действиях. Проявление самостоятельности кроха привносит и в выполнение упражнений с пальчиками. В этом возрасте некоторые простые движения он может повторять без помощи взрослого, ориентируясь на показ и копируя действия. Также проявляется самостоятельность и в речи. Малыш старается на свой манер, громко и четко произносить звуки, слова или словосочетания при выполнении какой-либо части упражнения.

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ползет, ползет, (Пальчики сжимаются и разжимаются, «шагая» по поверхности – по столу, руке, ножке.)
Паутинку он плетет.
Паутинка хоть тонка,
Крепко держит мотылька. (Округленные ладони складываются одна на другую.)
Мотылек сидел-сидел,
Вдруг вспорхнул – и улетел! (Машем ручками в воздухе.)
Просите кроху проговаривать слова-окончания: «ползет», «сидел», «улетел».

Пальчиковая игра «Семья»

Попросите малыша распрямить ладошку. Начинаем загибать мизинец, безымянный палец и далее - по направлению к большому:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вся моя семья.

Несколько раз проговорив потешку, побуждайте кроху повторять за вами, либо завершать начатое предложение. Например, вы говорите: «Этот пальчик», а кроха дополняет – «бабушка» и т.д. Повторите упражнение с другой рукой.

Пальчиковая игра «Пианино»

Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола:
Мы купили пианино,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Вместе с бабушкой играем,
А танцует вся семья.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Игра «Пальчики здороваются»

Сядьте с малышом за стол друг напротив друга, «поздоровайтесь» пальчиками – каждым пальцем коснитесь по очереди пальчиков ребенка, приговаривая: «Здравствуй, пальчик-мизинчик», «Рад тебя видеть, безымянный пальчик», «Добрый день, средний пальчик», «Приветствую тебя, указательный пальчик», «Хорошего дня, большой пальчик!»

Следите, чтобы кроха выдвигал для приветствия какой-либо один пальчик, а не всю ладонь. Помогите ему разделить пальчики, если возникли затруднения. Одновременно с тренировкой пальцев рук малыш усваивает разнообразные фразы приветствия.

Для тренировки пальцев рук могут быть использованы также игры без речевого сопровождения:

Игра «Человечек». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»). Те же движения нужно производить пальцами левой руки, обеих рук одновременно.

Игра «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Покачать руками вправо-влево. В начале каждой игры подскажите крохе, как правильно располагать пальцы, покажите варианты движений пальцами и руками.

Игра «Перетяни веревочку». Объясните крохе, что сейчас вы будете проверять, кто из вас самый сильный. Объясните правила игры: нужно перетянуть веревочку на свою сторону, взяв ее пальчиками или зажав в кулак. Веревочку, шнурок или носовой платок положите на стол. Один конец веревки отдайте ребенку, за другой возьмитесь сами. По команде начинайте тянуть на себя. Конечно, ребенок должен победить в этом соревновании, но сразу сдаваться не стоит – пусть малыш тренирует пальчики, развивает их силу, пытаясь удержать и перетянуть веревку. Обязательно похвалите кроху за то, что он самый сильный и ловкий.

Пальчиковые игры для детей от 2 до 3 лет

Послушные пальчики

За этот период пальцы и кисти ребенка приобретают хорошую подвижность и гибкость, постепенно исчезает скованность движений.

Если вы заметили, что ребенок легко справляется с заданием, усложняйте его: добавьте новые движения, измените их последовательность, выучите другие, более замысловатые пальчиковые игры. В игре просите кроху повторять за вами целые предложения, четверостишья. Подбадривайте и хвалите его за правильно выполненное задание.

Пальчиковая игра «Улитка»

Проговаривайте потешку, демонстрируя ребенку все действия. Попросите его повторять движения за вами:

Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)
Высунь рога! (Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем.)
Дам тебе я вкусного пирога! (Показываем раскрытые ладошки.)
Мне не надо пирога, (Вертим сжатыми кулачками.)
Мне свобода дорога.
Я ползу-ползу по дорожке,
Захочу – высуну рожки (Выпрямляем указательный и средний пальцы.)
А дотронешься слегка…
Убираются рога! (Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак.)

Пальчиковая игра «Баран и баранки»

Научите малыша собирать пальчики в колечки, смыкая поочередно большой палец с маленьким, безымянным, средним, указательным и большим:
Рано утром спозаранок
Накупил баран баранок. (Смыкаем колечки, начиная с маленького пальца.)
А потом на рублики
Прикупил он бублики. (Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке.)
Раз, два, три, четыре, пять - (Загибаем поочередно пальчики.)
Начал бублики считать.
Раз, два, три, четыре, пять - (В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы.)
Начал бублики жевать.
И все скушал… (Показываем ладони.)

Игра «Волшебная паутина»

Для этой игры понадобится тонкий цветной шнурок. Попросите кроху показать ручку, растопырив пальчики. Оплетаем шнурок колечками вокруг каждого пальчика малыша, а он пусть попытается снять его с пальцев, не задействовав свободную руку. Можно вместе с крохой обыграть это упражнение: например, рассказать, что паучок сплел свою волшебную паутинку вокруг его пальчиков, а ему нужно освободиться. Когда малышу удастся снять шнурок, сопроводите его успех сюрпризным моментом, например: «Ура! Ты – волшебник! Смог освободиться от волшебной паутины! Молодец!»

Пальчиковый театр для детей

Пальчиковый театр – отличное изобретение: легкое, удобное, мобильное. Можно приобрести уже готовые фигурки, которые одеваются на пальчики, можно персонажей для пальчикового театра изготовить самим - например, из фетра, бумаги, связать из пряжи, а можно приобрести в магазине. Эта игрушка долго будет радовать малыша, тренируя его пальчики, совершенствуя речь, фантазию и воображение.

Устраивайте совместные представления, а зрителями могут быть родные и друзья, сверстники ребенка.
Простейший вариант - изготовить «актеров» из бумаги.

Лист бумаги шириной 3-5 см оберните вокруг пальца и склейте в рулончик. Если кукловодом будет ребенок – соответственно, рулончик должен быть тоньше.

Дальше оформляем куколку: раскрашиваем, прорисовываем лицо, ручки, детали одежды. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажу: королю – корону, деду – бороду и усы, бабке – платочек.
Такие артисты удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый пальчик – отдельный герой. Так можно поставить русские народные сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр теней для детей

Сложенные определенным образом пальцы рук при специальном освещении могут превратиться в сказочных персонажей. Для освещения примените небольшой настольный светильник, ночник.
Установите ночник так, чтобы свет от него попадал на стену. Руки нужно расположить от источника света так, чтобы тень от них отражалась на стене.

До того как показать сказочное действо, вам вместе придется потренироваться и овладеть приемами правильного показа движений персонажа: как он шевелит ушами, открывает и закрывает рот и т.д.

Предлагаем несколько игр для теневого театра:

Игра «Зайчик». Локти опираются на стол. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного и мизинца соединить с кончиком большого пальца. Совершать плавные вращательные движения кистью (зайчик движется). То же упражнение выполнить пальцами левой руки, двумя руками одновременно.

Игра «Курочка пьет водичку». Локти опираются на стол, пальцы сложить в виде клюва. Совершать ритмичные наклоны рук вперед и возвращать в исходное положение – «клевать зернышки». Малыш может завороженно наблюдать за теневой проекцией на стене, а позже и сам будет рад принять участие в представлении.

Пальчиковая игра «Звери на работе». Прочтите малышу стишок, попутно показывая все действия, которые выполняют животные в нем. Пусть кроха повторяет движения за вами. Выполнять движения нужно двумя руками одновременно:

Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка шубку подшивает, (Собираем пальцы в щепоть и разжимаем.)
Серый медведь, старый дед, сапог подбивает, (Стучим кулаками друг о друга.)
А сорока-белобока мушек отгоняет. (Взмахи руками.)
Медведица Маша варит детям кашу. (Кистями рук совершаем круговые движения.)
Зайчиха под елкой метет метелкой. (Ударяем ладонями друг о друга по касательной – «отряхнем» ладошки)

Тренажер для пальчиков ребенка

Небольшую плотную резинку (например, для волос) наденьте крохе на большой и указательный пальцы и попросите несколько раз растянуть ее. Пусть кроха старается растянуть резинку только двумя пальчиками, без помощи второй руки. Затем наденьте резинку на большой и средний пальцы и так далее до мизинца. Эта игра позволяет укреплять мышцы пальчиков, совершенствует координацию мелких движений. Чтобы малышу было интереснее, можно сказать, что на пальчики вешаем замочек и ему нужно растянуть его, чтобы освободиться.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня хочу предложить вашему вниманию пальчиковые игры для малышей до года.

Пальчиковые игры-это забавные упражнения, часто сопровождаемые весёлыми стишками, которые помогают развивать пальцы и кисти рук.

Важное значение в младенческий период имеет развитие тактильной чувствительности грудничка. Это самый первый этап на пути овладения речью и развития мелкой моторикой.

С первых недель жизни приучайте кроху к спокойному и позитивному общению.

Очень хорошо использовать потешки и приговорки в сочетании с массажем ладошек, гимнастикой и пальчиковыми играми. Всё это активизирует речевые центры в коре головного мозга малыша
.
У ребёнка, с которым играли в такие игры и делали массаж пальчиков, своевременно появляется речь и не бывает проблем со звукопроизношением.

Пальчиковые игры для малышей до года

Пальчики малыша очень полезно укреплять с помощью массажа и гимнастики, используя забавные стишки.

1. "Клубочки"

Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы "мотает клубочки". Постепенно эту игру усложняем и выводим "кончик ниточки" на каждый пальчик по очереди, приговаривая:

"Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.
Ниточка-бабушке, ниточка-дедушке,
Ниточка-маме,ниточка-папе
И ниточка-деточке."

2. "Подушечки"

Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:

"Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.
Эта подушечка-для бабушки.
Эта-для дедушки. Эта-для мамы, эта-для папы.
А для детки-самая мягкая, самая маленькая".

3. "Кормим птичку"

Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными "клювиком", тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:

"Птичка, птичка,
Вот тебе водичка. (Водим "клювиком" по ладошке )
Вот тебе крошки на маленькой ладошке." (Слегка пощипываем "клювом" )

4. «Муха»

В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:

"Вот летела муха.
На варенье села. ("Муха" садится на ладошку крохи )
Вымазала брюхо. (Погладить ладошку круговыми движениями )
Дальше полетела." (Улетает )

5. Первые "Ладушки".

Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:

"Хлопают ладошки у нашей крошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.
Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки".

6. "Ладошки-хлопошки"

Взрослый помогает малышу проделывать все движения.

"Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Хлопали в ладошки, хлопали немножко.
Кулачки сложили, кулачками били".

7. "Ладушки-у бабушки".

А эти ладушки, думаю, известны почти всем.
Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:

"Ладушки, ладушки
Где были? (Руки разводят в стороны )
У бабушки! (Хлопок )
Что ели? (Руки в стороны )
Кашку! (Хлопок )
Что пили? (Руки в стороны )
Простоквашку! (Хлопок )
Попили, поели-шу! Полетели (Взмахи руками )
На головку сели" (Ручки приблизить к головке).

8. "Сорока- белобока"

Эта игра тоже известна большинству, но я всё-таки напомню.
Взрослый берёт ручку ребёнка в свою и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:

"Сорока – белобока, кашку варила,
Деток кормила,
Этому дала, (Загибает пальчики )
Этому дала, Этому дала, Этому дала,
А этому не дала (Показывает на большой палец )
(Поглаживая его, говорят ):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!"

Сначала все эти игры малыш сможет выполнять только с помощью взрослого, но со временем, по мере взросления, сам освоит эти движения.

Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр

1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.

2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, Они должны быть также чистыми.

3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.

4. Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы.

5. Занятие должно продолжаться от 2 до 10 минут, это зависит от возраста крохи.

6. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.

7. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.

Сегодня я предложила некоторые пальчиковые игры для малышей до года.

И возможно, к первому годику своей жизни, а то и раньше, ваш кроха научится сам выполнять все эти движения руками и пальчиками.

В какие игры для развития мелкой моторики можно поиграть с детьми дошкольного возраста,

Родители маленьких детей должны твердо помнить, что развитие речи ребенка напрямую связано с движением, а именно мелкой моторикой. Существует множество пальчиковых игр для детей. Мамы, бабушки, дедушки играя с ребенком, читая потешки и напевая песенки, могут проводить с малышами гимнастику пальчиков.

Развитию мелких движений кисти ребенка, подвижности пальцев рук, точности движений пальчиков, помогут следующие игры и игровые задания.

Пальчиковая игра "СОРОКА"

Читая потешку, поочередно загибайте и разгибайте пальчики ребенка:

Сорока-воровка,
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
А этому, большому, - не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил,
Зачем кашу не варил.

Есть еще одна похожая считалочка про сороку. Она из болгарских народных песенок и называется «Сорока и сороченок»

Длиннохвостая сорока прилетела издалёка,
Дров нарубила, печь растопила,
Кашу сварила очень сладкую.
Всех детей созвала, всем им каши дала,
Одного из-за стола только мама прогнала -
Малышоночка-сорочоночка.
Он всех больше шалил?
Он воды не носил, он и дров не колол,
Даже пол не подмёл!

Пальчиковая игра «МИЗИНЧИК»

При произнесении потешки, массируется каждый называемый пальчик ребенка. В такой пальчиковой игре выполняется не только массаж, но и активно идет запоминание названий пальцев на руках.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным доел,
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход их всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал!

Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПАЛЬЧИКУ ДЕЛАТЬ?»

Как и в предыдущей потешке-игре, при произношении потешки, массируют каждый пальчик ребенка.

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.

Пальчиковая гимнастика «ПАЛЬЧИКИ СПЯТ»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК»

К пальчиковой гимнастике в этом упражнении добавляется серия движений. Ребенку во время игры нужно показать какие движения следует выполнять по ходу стишка.

Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай. (Хлопки ручками.)
Ножками топай, топай. (притопывание 2раза.)
Спрятались, спрятались. (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ»

Держите перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.

Раз-два-три-четыре-пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел. (Загибаете мизинец.)
Этот пальчик чистит стол. (Загибаете безымянный.)
Этот - резал. (Загибаете средний палец.)
Этот - ел. (Загибаете указательный палец.)
Ну а этот лишь глядел! (Загибаете большой палец, щекочете ладони.)

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Пальцы обеих рук складываем вместе.

Кто приехал? (Быстро хлопать конниками больших пальцев.)
- Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев быстро одновременно хлопают.)
- Мама, мама, это мы? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками указательных пальцев.)
- Папа, папа, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками средних пальцев.)
- Братец, братец, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками безымянных пальцев.)
- Ах, сестричка, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да?да, да! (Хлопать мизинцами.)
- Все мы вместе, да-да-да! (Хлопать всеми пальцами.)

Пальчиковая игра «ОБВЕДИ ЛАДОНЬ»

Приготовьте лист плотной белой бумаги и фломастер. Попросите малыша приложить ладошку к бумаге и обвести контур руки. Пусть ребенок по очереди чуть приподнимает пальчики над контуром, а затем поднимет всю ладошку. После этого не сдвигая руки, попросите малыша собрать пальцы в ладонь и опять расправить их по обведенному контуру.

Пальчиковая гимнастика «ПОДВИГАЙ КРУЖКИ»

Приготовьте 10 разноцветных кружков из цветного картона диаметром 1-2 см. Попросите малыша положить ладошку на стол чтобы кончики его пальцев лежали на кружках. Предложите подвигать кружочки по очереди каждым пальцем, затем всеми вместе. Потом малыш поднимает руку и снова опускает ее так, чтобы кончики пальцев попали на кружки.

Игра с пальчиками «КОЛЕЧКИ»

Попросите ребенка поочередно соединять все пальчики с большим в кольцо, делая это строго по порядку.

Такая пальчиковая гимнастика игра очень нравятся малышам. Пусть пальчики ребенка будут ловкими!


Хорошее упражнение для развития мелкой моторики – пальчиковые игры для малышей. Мама хочет, чтобы ее ребенок уже в 2-3 года научился читать, рисовать, играть на скрипке. Не спешите, нервная система грудничка еще очень слаба, ей не под силу вынести большие нагрузки. При желании и большом упорстве можно научить полуторагодовалого младенца считать до ста или запоминать длинные стихи, только такое насилие пойдет в ущерб общему развитию. В этом возрасте с ребенком нужно играть, а движение пальчиков поможет головному мозгу сформироваться и подготовиться к получению знаний.

Десять тренажеров для нервной системы

Мышцы кистей рук у новорожденного развиты очень хорошо. Он может ухватиться за мамины пальцы и повиснуть, удерживая вес своего тела без больших усилий. Природа выполнила свою анатомическую функцию, теперь ваша задача – научить пальчики выполнять ловкие точные движения. Этот навык нужен не только для подготовки рук к письму, лепке и рисованию. Мелкая моторика необходима для развития всей нервной системы. При работе с детьми нельзя спешить, забегать вперед. Все должно идти последовательно: сначала формируются нужные мышцы и связки, потом можно приступать к упражнениям.

Малыш лежит в кроватке, мама поет ему песенки, читает сказки, а погладить пальчики, дать перебирать шарики на веревочке считает излишним. Родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, не произносит ни одного слова, с ним же постоянно разговаривают. Дело в том, что в коре головного мозга существенную часть занимает область, ответственная за движения рук. Полушария еще плохо взаимодействуют между собой, но ловкие движения кистей посылают нервные импульсы, способствующие развитию связи между ними.

Невропатологи давно заметили связь между мозгом и мелкой моторикой. При реабилитации после инсульта или травмы головы они рекомендуют больным вязать, шить, перебирать мелкие предметы, массировать ладони и кисти. Замечено, что у пациентов, прислушивающихся к этим советам, восстановление всех функций организма проходит быстрее.

Когда малыш активно перебирает свои пальчики, хватает и бросает мелкие предметы, у него отмечаются положительные изменения:

  • снимается напряжение всех мышц тела;
  • активизируется мышление;
  • формируются творческие способности и фантазия;
  • развивается внимание;
  • зарождаются способности к определенным видам деятельности.

Пальчики помогут развитию речи

Правая часть мозга распознает предметы, а левая отвечает за развитие речи. Когда работа полушарий не согласована, малыш видит маму, слышит это слово, ротик готов произнести нужные звуки, но объединить работу всех органов не удается. Прежде чем учить ребенка говорить, нужно провести подготовительную работу: наладить взаимодействие всех участков головного мозга, сформировать согласованную связь между полушариями.

Логопеды часто используют тест для поисков причины отставания в речевом развитии. Ребенка просят поочередно согнуть и разогнуть каждый пальчик отдельно, затем 2 или 3 вместе. Если кисть хорошо слушается команд, каждый палец может двигаться как самостоятельно, так и вместе с другими, мозговые центры и проводящие нервы работают нормально. В этом случае плохое произношение может быть вызвано анатомическими особенностями губ, языка, горла. Когда малыш умеет только сжимать и разжимать кулачок, а показать пальцем на предмет, сделать «рожки» не может, причины кроются в плохой работе нервной системы.

Развивать речь младенца нужно с самого рождения. Подвесьте над ним яркие игрушки, которые он сможет хватать и отпускать, подносите к его кистям свои пальцы, чтобы грудничок уцепился за них. Чем чаще новорожденный будет сжимать и разжимать ручки, тем быстрее пойдет его умственное развитие. Желательно приобретать игрушки со звуковыми или световыми эффектами, чтобы ребенку хотелось взять и потрясти их снова и снова. Если младенец до года не произносит даже слоги, а только издает непонятные звуки, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Пальчиковая гимнастика для грудничков

До полугода у ребенка развивается вся кисть: он сжимает и разжимает кулачки, хватает, перекладывает из руки в руку и бросает игрушки с удобной ручкой. Тренировать пальцы ему пока рано – должны окрепнуть мышцы, связки и сухожилия. Когда грудничку исполнится 6 месяцев, начните массаж кистей. Возьмите каждый пальчик по очереди, согните и разогните, разотрите от кончика к ладони и до запястья. Можете поиграть в «Ладушки».

В 10 месяцев пора приступать к развитию мелкой моторики. Дайте ребенку небольшие шарики, бусины, камешки и другие округлые предметы. Кулачком их не ухватить, чтобы играть с интересными новыми вещами, нужно работать каждым пальчиком отдельно. Покажите малышу, как строить башню из кубиков, надевать кольца на пирамидку. Прекрасным тренажером будет развивающий коврик. Прикрепите на него карман с крупной пряжкой или пуговицей, кладите туда разные игрушки. Любопытному младенцу будет интересно открыть застежку, чтобы найти новый сюрприз.

Если заметите, что ребенок с трудом берет или удерживает игрушки, скажите об этом педиатру. Ресурс сайт собрал информацию о развитии речи и выяснил, что часто проблемы с произношением возникают при плохой мелкой моторике.

В «Козу рогатую» ребенку играть пока сложно: два пальчика никак не хотят разгибаться вместе, но вы можете сами показывать ему «рожки», а малыш захочет повторить мамино движение. Зато «Сороку-белобоку» он освоит очень быстро. Эти старые пальчиковые игры для малышей были знакомы еще прабабушкам. Они ничего не знали о мелкой моторике, связи между движениями пальцев и головным мозгом. Материнская интуиция подсказывала, что необходимо сыну или дочери, и наши предки создали стихи и игры, не теряющие популярности у всех поколений.

Предложите ребенку поиграть в «Грибочки». Пусть он держит открытую ладошку и на каждой строчке загибает по одному пальчику: от мизинца к большому. Если сначала у малыша не получится, помогите ему.

Игры для младшего возраста

Когда малышу исполнится полтора года, его пальцы будут готовы к тонким точным движениям. Ему можно предложить простейшие конструкторы, крупную мозаику. Обязательно купите или сделайте сами игрушку-шнуровку: продевание веревочки в отверстия очень хорошо тренирует мелкую моторику. Дайте ему помять глину или пластилин, но помните, что любопытные дети все хотят попробовать на вкус. Приобретайте материалы для лепки только в специализированных торговых центрах, смотрите, чтобы они имели сертификат и соответствовали возрасту ребенка.

Малышам от годика до 3 лет можно подобрать более сложные игры. Кисть руки – неограниченный простор для фантазии. Многие из этих упражнений хороши тем, что ими можно заниматься при поездках в транспорте, ожидании очереди в поликлинике и в других местах, где ребенку скучно.

  • «Зоопарк». Средний палец может стать хоботом слона, хвостом тигра или ящерицы, а все остальные – лапами. Две ваших и две детских руки составят целый зоопарк, где звери бегают, танцуют, тихонько подкрадываются друг к другу.
  • «Корни». Сначала найдите старое дерево и покажите ребенку, как причудливо могут переплетаться его толстые корни. Рука до локтя – мощный ствол, пальцы – корни. По команде каждый из игроков «сажает» свое дерево. У кого получилось интереснее?
  • «Ловкие ноги». Большой и указательный пальцы становятся ногами человека, который прыгает, занимается карате, выполняет сложные пробежки в фигурном катании.
  • «Норки». Пальчики – звери, а перчатка – их общий дом. Пусть животные быстро и правильно забегут в свои норки.

Предложите ребенку самому придумать, кем еще могут стать его пальцы. Хорошо, если упражнения будут сопровождаться стихами, различными историями. Многие детские потешки можно сопровождать движением кистей. Например, можете с помощью рук сыграть сказку «Репка». В магазинах иногда продаются забавные мордочки животных или кукольные головы, которые можно надеть на пальцы и устроить настоящее театральное представление.

Не забывайте, что при занятиях с детьми нужно придерживаться определенных правил:

  • ясно объясните ребенку, чем вы будете заниматься;
  • ни на что не отвлекайтесь, играйте с настроением, азартом;
  • найдите, за что можно похвалить малыша, но никогда не ругайте за ошибки;
  • если игра не нравится, не настаивайте на ее продолжении;
  • не давайте ребенку утомиться и заскучать, вовремя заканчивайте занятие.

Очень хорошей тренировкой для пальчиков станут бытовые навыки. Скоро малыш пойдет в садик, ему нужно научиться самому застегивать пуговицы, кнопки и пряжки, на ботиночках. Если ребенок не хочет сам одеваться, превратите это занятие в интересную игру. У него есть 10 помощников-гномиков, которые бегают по одежде и проверяют, все ли в порядке. Маленькие человечки завязывают шапочку, поправляют шарфик, подтягивают носочки, смотрят, чтобы все было надежно закрыто и застегнуто. В конце пусть ребенок посмотрится в зеркало и оценит их работу.

Упражнения для дошкольников

После 3 лет можно продолжать игру в гномиков, только задания теперь будут сложнее. Ребенку пора запомнить названия пальцев. Если эти слова покажутся малышу скучными, пусть они будут фамилиями, а имена своим друзьям малыш придумает сам. У каждого помощника есть брат на другой руке, например, Коля Указательный и Саша Указательный. Когда нужно выполнить работу, которую дошкольник считает трудной или скучной, пусть позовет на подмогу 10 своих приятелей. Такой большой компанией они быстро уберут игрушки, сложат на полку разбросанные книжки или соберут сложную фигурку из конструктора.

Воздействие на кисти и пальцы приносят пользу не только головному мозгу и нервной системе. Восточная медицина считает, что в этой области сосредоточено множество точек, связанных со всеми внутренними органами. Игрушки не должны быть полностью гладкими и ровными, давайте малышу шершавые или пупырчатые предметы. Очень полезны игры с мячиком, покрытым резиновыми шипами. Предложите ребенку поймать «ежика», погладить его, покатать в ладонях.

Не нужно забывать и про пальчиковые игры для малышей. Купите специальных кукол, которые надеваются на кисти. Сначала малыш будет просто двигать руками и головой персонажа, а потом сможет разыграть театральное представление. В темной комнате направьте на стену свет настольной лампы, и покажите, какие интересные тени получаются при разных положениях пальцев. Если ребенок никак не может запомнить их название, прочитайте стишок, а ребенок пусть поднимает тот палец, о котором сейчас идет речь.

Если заметили, что пальчики ребенка до сих пор остаются непослушными, плохо двигаются по отдельности, сообщите об этом педиатру. Он направит вас к невропатологу, хирургу или другому специалисту, который может назначить занятия специальной гимнастикой. Комплексов существует много, но чтобы подобрать правильные упражнения, нужно выяснить причину проблемы.

Взаимосвязь творчества и мелкой моторики

Если вы вовремя и правильно проводили упражнения с пальчиками, творческая фантазия малыша уже бьет фонтаном. Только подтолкните его в нужном направлении, и ребенок создаст такие шедевры, что вы удивитесь. Научите его пользоваться ножницами, клеем, пластилином. Нарисованная акварельной краской елка выглядит уныло, но если наклеить на нее кусочки мишуры, части конфетных фантиков, блестящие бусинки, вид станет совсем другой. Творчество дает работу рукам, а точные движения пальцев стимулируют мозг на создание новых проектов.

Возьмите обычную пластиковую бутылочку, вместе с малышом облепите ее пластилином и покажите, как прилепить горошины, крупу, бисер, блестки. Очень скоро у вас в доме появится множество разнообразных самодельных вазочек. Девочкам можно начинать осваивать плетение из крупного бисера, простейшие приемы макраме. Мальчики с удовольствием собирают конструкторы. Не останавливайтесь на одном «Лего», приобретите металлические и строительные наборы, магниты, детали из гибкого пластика. С каждым годом элементы рукоделия должны становиться мельче, а движения пальчиков – точнее.

Иногда дети отвергают магазинные игрушки и конструкторы и играют с веревочками, камешками и другими не предназначенными для этого вещами. Если такое занятие не угрожает их безопасности – не возражайте: малыш получает и удовольствие, и двойную пользу. Предмет неправильной формы трудно взять, удержать и уложить в нужное место. Пальцы получают хорошую тренировку, а неровная фактура производит естественный массаж. Второе преимущество – развитие фантазии. Если малыш видит в шнурке змею, в ракушке – тарелку, а в кусочке дерева – любимую собачку, за него можно только порадоваться.

Пусть малыш рисует, пробует написать что-то печатным шрифтом, но не нужно учить его каллиграфии. Рука до 7 лет еще недостаточно развита, чтобы вывести письменные буквы. Перед поступлением в школу можно учить ребенка простейшему вышиванию и вязанию. Тонкие движения укрепят кисть, и у первоклассника не будет проблем с письмом.

Промышленность постоянно совершенствует товары для детей, начиняет их электроникой, и для занятий с современными игрушками малышу не нужны руки и ноги. Достаточно одного пальца, чтобы нажимать кнопки. Если вы заполните детский уголок только такой продукцией, у ребенка атрофируются не только мышцы, но и мозг и речь. Не переживайте, если, отправляясь на прогулку или в поездку, вы забыли дома пакет с игрушками. Зачем они, если у малыша есть 2 руки и 10 пальцев? С таким арсеналом можно придумать столько интересных занятий, что время пролетит незаметно.

Дорогие мамочки! Каждая из вас стремится вложить в своего ребенка как можно больше знаний, умений и навыков, прибегая к услугам высокооплачиваемых специалистов различных центров развития ребенка. При этом ни одна из вас не задумывалась о том, что самая лучшая школа развития — это ДОМ, а самая лучшая учительница — это МАМА. Более того, это образование не требует материальных затрат, специальных пособий и подготовки. Каждая мама, которая найдет хотя бы 10 минут в день для своего ребенка, будет вознаграждена его победными результатами. Итак, все, что вам необходимо, это время и терпение.

В первую очередь хотелось бы подробнее остановиться на основе основ детского развития — мелкой моторике. Ведь именно она способствует развитию речи, поскольку формируется под влиянием импульсов, которые идут из пальцев рук. Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы ускоряем созревание речевых областей коры мозга на 2-2,5 месяца. Другими словами, речь ребенка формируется правильно и своевременно, когда движения пальцев рук хорошо развиты.

Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него формируется внимание и память, связная речь. Такие дети подготовлены к письму. В ходе многочисленных исследований учеными было доказано: мысли и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, развитие движения рук напрямую связано с развитием зрения. Эта взаимосвязь сохраняется на протяжении всего детства.

Свою картотеку игр по развитию мелкой моторики я начну с пальчиковых игр и упражнений. Эти игры способствуют творческой активности, формированию мышления, речи и развитию мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость и умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Для того чтобы тактильные ощущения, двигательные усилия и зрительные впечатления малыша были самыми разнообразными, необходимо предлагать ему разные виды пальчиковых игр.

Среди специалистов нет единого мнения, когда именно необходимо предлагать ребенку такую игру. Из всего многообразия, предложенного мной, просто выберите наиболее понравившиеся вам игры, соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям вашего ребенка.

Пальчиковые игры для самых маленьких, 1-3 месяца

«Теремок»

Когда малыш сыт и спокоен, начните играть с ним в «кулачки». Возьмите крохотный кулачок в свои руки, поглаживая его и немного потряхивая. Как только ручка ребенка станет расслабленной и кулачок немного разожмется, возьмите первый пальчик (мизинчик), погладьте его от кончика к ладошке и скажите:

— Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Потом слегка потрясите выпрямленный пальчик и продолжайте выразительно читать текст:

— Я — мышка-норушка!

Затем проделайте ту же процедуру с остальными пальчиками, приговаривая:

— Я — лягушка-квакушка! (выпрямляем безымянный пальчик).

— Я — зайка-побегайка! (выпрямляем средний пальчик).

— Я — лисичка-сестричка! (выпрямляем указательный пальчик).

— Я — волчок-серый бочок! (выпрямляем большой пальчик).

После выпрямления всех пальчиков несколько раз легонько похлопайте раскрытой ладошкой крохи о свою ладонь:

В теремочке посидели

Да плясать вдруг захотели!

На лужайке прыг да скок,

Чуть не рухнул теремок!

Советы

1. Заниматься нужно только тогда, когда малыш в хорошем настроении.

2. Поглаживая пальчики ребенка, можно смазывать их детским кремом. Такая гимнастика позволяет малышу некоторое время держать пальчики расслабленными.

«Варим суп»

Сыпем-сыпем круп-круп,

Варим-варим суп-суп.

Поварешкой помешали…

Ой! Горячо!

Легко постучите пальцами по ладошке ребенка, будто насыпаете крупу, затем поводите пальцем по его ладошке, а потом аккуратно потрясите его ручками, изображая какой горячий суп.

«Чижи»

Малыш лежит на кровати в удобной для него позе.

Живут у озера десять чижей,

Они гнезда вьют, песни поют… (проведите пальцем по ладошке ребенка)

Этот варит,

Этот огонь разводит,

Этот воду носит,

Этот полы метет,

Этот платье шьет,

Этот еду раздает,

Этот посуду моет,

Этот постель стелет,

Этот сказки рассказывает,

А самый маленький в колыбельке спит.

В произвольном порядке перебирайте пальчики малыша, проговаривая текст.

«Пекарь»

Обхватите ручку малыша за локоток и, аккуратно приподнимая ее к колечку-подвеске, скажите:

Пекарь бублики испек

И припрятал под замок.

Ключ на полке высоко,

Дотянуться нелегко.

Потряхивая поднятую ручку ребенка, несколько раз прикоснитесь его кулачком к подвеске. Затем возьмите вторую ручку и, выполняя с ней те же движения, продолжайте:

Дотянуться нелегко.

Ключ на полке высоко.

После этого сведите ручки малыша вместе, легонько постукивая кулачком о кулачок, продолжайте приговаривать:

Два щенка залаяли:

Два щенка запрыгали:

Прыг-скок!

Быстро ключ свалился:

Динь-динь!

И замок открылся:

Кулачками-«щенками» похлопайте по одеяльцу, по своему лицу, по своей ладони. Когда кулачки раскроются, вновь прикоснитесь одной из ручек ребенка к колечку подвеске.