Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
- музыкальное сопровождение;
- магнитная доска;
- макет телефонной трубки;
- «профессорские» шапочки;
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- экран и проектор для презентации (Приложение 1);
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
- веера (по количеству детей);
- воздушные шары (по количеству детей).
Ход занятия
Появляется фиксик Нолик.
Нолик: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Мне Симка задала загадку, а я не могу ее отгадать, вы мне поможете?
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Нолик: Воздух? А что это такое? Вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Нолик: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный.
Нолик: Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, а пойдемте в мою лабораторию и как настоящие ученые мы с вами проведем опыты и узнаем все о воздухе. Вы хотите? Тогда за мной. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Нолик : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Нолик: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Нолик: Вывод: воздух невидимый , чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Нолик: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Дети: Соломинки.
Нолик: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют.
Нолик: Ой, что это?
Нолик: Пузырьки, поднимающиеся наверх, и есть воздух.
Нолик: Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Нолик:
Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы на столько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка, давайте
сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)
Вывод : Человек не может жить без воздуха.
Физминутка:
Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Нолик: В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
Нолик: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Нолик: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
Нолик: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Нолик: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.
Нолик: Вот спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и Симке все рассказать.
(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух находится даже внутри людей;
Без воздуха ничто живое не может жить.
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
АУТОТРЕНИНГ
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Нолик: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
Нолик: Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?
Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.
(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)
Нолик: А можно я этот шарик Симке подарю, а вам на память о себе я подарю воздушные шары.
Нолик: До свидания!
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Продемонстрировать свойства магнита.
Программные задачи: Дать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать. Отделять магнетические предметы от не магнетических, используя магнит. Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты. Развивать познавательный интерес у детей. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление.)
Словарная работа: магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный.
Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры в магнитном уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит? »
Материал и оборудование: магниты на каждого, скрепки, гвозди,тарелочки 4 шт. Деревянные, пластмассовые, стеклянные, кожаные, бумажные маленькие игрушки. Две корзинки. Плотный лист бумаги. Стакан с водой, высокий прозрачный кувшин с водой. Нить. Сумка с письмом. Имитация леса. Картонные ели.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит под ёлочкой?
Ответы детей: Сумка!
Воспитатель: А вдруг её кто то потерял, и ему нужна помощь? (открывает сумку. Достаёт письмо, читает) :
« Василису из плена вызволит тот, кто в лаборатории ответ найдёт »
Воспитатель: Ничего не понимаю. А вы, ребята? Хотите разобраться, что же здесь происходит?
Ответы детей: Да!!!
Воспитатель: Ну, тогда отправляемся в нашу волшебную лесную лабораторию!
Психогимнастика
Воспитатель: Что бы преодолеть любые трудности, нам с вами нужно стать одной командой. Для этого возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи, почувствуйте тепло товарища.
Давайте вместе скажем: « Команда, вперёд!! »
Дети вместе: «Команда, вперёд! »
(Переход в зону лаборатории)
Воспитатель: Давайте представим, что вы юные научные работники. Вы мне доверяете, быть старшим лаборантом? Да? Спасибо.
Но прежде чем зайти в лабораторию, расскажите мне, какие вы знаете металлы?
Дети: Железо, медь...
Воспитатель: Много на свете разных металлов. Вы их назвали правильно. Какие свойства металла вы знаете?
Дети: Тяжёлый, прочный, твёрдый, не бьётся, не режется, не ломается.
Воспитатель: А есть металл, который притягивает разные предметы? Как он называется?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Все ли предметы притягивает магнит?
Дети: да, нет, не знаем.
Воспитатель: Чтобы это узнать я вас приглашаю в лабораторию, проверить всё на опыте. Oденьте шапочки, возьмите магнит и поднесите его к предметам в тарелочке.
Какой предмет притянул магнит у тебя, Женя?
Женя: гвоздь.
Воспитатель: А у тебя Маша?
Маша: Скрепка.
Воспитатель: Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала сделаны эти предметы?
Дети: Они все из металла.
Воспитатель: А знаете, все эти предметы ещё называют, магнетические. Все магнетические предметы положите в пустую корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку? (магнетические)
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (рассматривают)
Воспитатель: Остались предметы, из какого материала? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги) . Что об этом можно сказать?
Дети: магнит пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу не притягивает.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Я довольна вами, вы меня порадовали своими знаниями.
Наша лаборатория находиться в волшебном лесу, посмотрите, какой густой, красивый лес вокруг. Давайте поздороваемся с лесом.
Физминутка «В лесу».
«Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем - это к нам птицы летят,
где они сядут, тоже покажем, руки - согнули назад.
Здравствуй лес, дремучий лес полный сказок и чудес.
Воспитатель: Ой, кто это к нам из сказочного леса идёт?
(появляется Иванушка. Кукла бибабо)
Воспитатель: Что Иванушка не весел, буйну голову повесил?
Иванушка: Как же мне не печалиться: Потерял я суму походную, в которой ответ находился, как освободить невесту мою - Василисушку. Томится моя Василисушка в царстве Кащея Бессмертного. Хочу вызволить её из плена, но чтобы биться с Кащеем, нужен мне меч - кладенец. А лежит тот меч на дне колодца. Как же мне достать оттуда меч, ведь колодец глубокий и до самых краёв наполнен водой?
Воспитатель: Не печалься, Иванушка, вот сумка твоя (Иванушка берёт сумку, читает письмо.)
Иванушка: Но здесь не сказано, как достать меч из глубокого колодца с водой.
Воспитатель: Ребята как можно помочь Иванушке?
Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать)
Воспитатель: Может нам магнит поможет?
Дети: (да, давайте попробуем)
Воспитатель: Отправляемся в лабораторию!
Опыт
Воспитатель: Давайте проверим это.. Бросьте в стакан с водой скрепку, а потом с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Как тебе удалось достать скрепку,Ульяна?
Ульяна: магнит её притянул.
Воспитатель: Правильно, молодец.
Воспитатель: Сохраняются ли свойства магнита в воде?
Дети: Сохраняются. И в воде притягивает магнит.
Иванушка: Но колодец глубокий - не стакан, а магнит маленький, как же достать с его помощью меч со дна?
Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у воспитателя. Иванушка благодарит за помощь, уходит на поиски меча, выручать любимую.
Воспитатель: А сейчас я вам задам задание посложнее. Попробуйте достать скрепку так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как это сделать? (попробовать приложить магнит к стеклу)
Проводят опыт
Дети: Магнит притягивает предметы и через стекло.
Воспитатель: Я вам сейчас покажу фокус «Танцующие скрепка»
(Скрепка на бумаге, магнит под бумагой)
Воспитатель: Почему она пляшет?
Дети: Магнит притягивает.
Дети: Не только через стекло, но и через дерево магнит притягивает металлические предметы.
Магнит может притягивать металлические предметы через стекло, воду, картон, дерево, в воздухе.
Воспитатель: Какое задание вам показалось трудным?
Дети: Достать меч.
Воспитатель: А какое задание было лёгким?
Ответы детей:
Воспитатель: Вы сегодня были настоящими исследователями. Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали о магните, других предметах (стекло, дерево, бумага).
Занятия для детей 3-5 лет. Воздух-невидимка
Разработала: Кубасова Надежда Валерьевна воспитатель Кожильской СОШ сельско-хозяйственного направления Глазовского района Удмуртской республики.Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3-5 лет. Может использоваться как в непосредственно образовательной деятельности так и как вовремя прогулки или вечернее время.
Задача. Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека.
Материал, инструменты, оборудование. Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, салфетки, мыльные пузыри, воздушные шарики, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик.
Эксперимент №1 Какой воздух. Для чего нужен воздух?
Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух.
Дети подходят к воспитателю и интересуются: А что вы делаете?
Воспитатель : Воздух ловлю. Посмотрите я его поймала. Вот какой круглый, надутый пакет стал, а вы хотите попробовать поймать воздух? (воспитатель раздает детям пакеты. Дети рассматривают его и определяют, что находится внутри- пакет плоский, пустой.)
Затем воспитатель предлагает взять пакет за концы одной стороны, взмахнуть и поймать воздух.
Воспитатель: Что случилось с пакетом?
Дети: Он стал круглым.
Воспитатель: Чем заполнился пакет?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Но здесь ничего не видно.
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.
Чем они похожи?
Дети: Они оба прозрачные.
Воспитатель: А как узнать в котором воздух? Вот подержите.
Дети: Вода тяжелая,а воздух легкий.
Воспитатель: Правильно. А для чего нам нужен воздух? Вот вода нам нужна чтоб пить,варить еду, умываться, стирать, а воздух для чего?
Дети: Дышать.
Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать?
Дети: Нет. Очень тяжело.
Воспитатель : Да, ребята, человек не может жить без воздуха.
Воспитатель : И так что мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Эксперимент №2. Где живет воздух?
Ребята, мы уже знаем, что воздух вокруг нас мы им дышим и мы его ловили, а где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом может ли воздух жить внутри нас?
Дети: Может.
Воспитатель:
Проверим. Вот возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?
Дети: Он улетит.
Воспитатель
: Кто же его толкает?
Дети: Воздух.
Воспитатель
: Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Ребята, посмотрите у меня в руке стаканчик. В нем что-то есть?
Дети: Нет, он пустой.
Воспитатель:
Я его переверну верх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна.
Воспитатель достает из воды стаканчик и показывает детям.
Дети обследуют его и приходят к выводу: с снаружи стаканчик мокрый, а внутри сухой.
Воспитатель : Почему вода не попала внутрь?
Дети: Потому что там был воздух.
Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите салфетку. Как вы думаете что станет с салфеткой?
Дети: Она промокнет. Останется сухой.
Воспитатель: Мнения разделились. Проверим.
Дети выполняют опыт.
Воспитатель : Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан держать нужно очень ровно. Погрузили?
Дети: Да.
Воспитатель: Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой?
Дети: У меня сухая. И у меня сухая.
Воспитатель: Теперь погрузите стакан в воду, но держите его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: А откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель : Молодцы. (воспитатель пускает мыльные пузыри) А что находиться в внутри мыльных пузырей?
Дети: Воздух(дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»)
Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он воздухом надутый
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: Воздух живет в стакане, в шарике, в воде и в нас тоже.
Эксперимент №3. Как помогает воздух?
Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой- парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы
думаете какой шарик упадет раньше?
Дети: С парашютом. Без парашюта.
Воспитатель:
Давайте посмотрим. Воспитатель отпускает одновременно оба шарика, а дети определяют что быстрее упадет на землю.
Дети: Быстрее упал без парашюта.
Воспитатель: Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?
Дети: Ему помог воздух.
Воспитатель:
Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу Посмотрите с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся.
Что же мы узнали? Кому помогает воздух.
Дети: Воздух помогает человеку если он прыгает с парашюта.
Воспитатель
: Правильно. Он медленно опускает парашютистов на землю.
Литература.
О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом».
Образовательные:
- дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;
Словарная работа:
Оборудование:
- ноутбук;
- диск;
- машина мыльных пузырей;
- магнитная доска;
- музыкальное сопровождение;
- «профессорские» шапочки;
- сосуд - «море» для корабликов;
- вееры (по количеству детей);
- воздушный шарик.
1.Организационный момент
Воспитатель:
И здоровым будет много лет.
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети: да.
Почемучкин:
Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда - вперед!
Дети: Да
Воспитатель: послушайте загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель:
Дети
Воспитатель : Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух -не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель
Дети: Нет.
Воспитатель :
Дети: Невидимый.
Воспитатель : а какого он цвета?
Дети : бесцветный, прозрачный.
Воспитатель
Дети : ничем, он без запаха.
Воспитатель :
Воспитатель :
Дети: Он пуст.
Воспитатель:
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод 3: воздух невидимый
Воспитатель:
Дети: Соломинки.
Воспитатель:
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему?
Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки - это и есть воздух.
Вывод 4: вот мы и доказали:
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель:
Воспитатель
Вывод 5 :
Физминутка (с мягкими модулями):
Весело гуляли, друга повстречали.
- Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Воспитатель:
Дети: Пускать их по воде.
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель:
Вывод 6: ветер - это движение воздуха.
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель:
(дети рисуют на песке)
Воспитатель:
Воспитатель:
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Вывод 3: Воздух невидимый ,
Вывод 4:
Вывод 5 : Человек не может жить без воздуха.
Вывод 6: Ветер - это движение воздуха.
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
АУТОТРЕНИНГ
Воспитатель: Мы с вами на лугу.
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети: да, конечно.
Воспитатель
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментированию в средней группе В лабораторию к профессору Почемучкину »
Тема: В лабораторию к профессору Почемучкину
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
воспитывать любознательность, взаимопомощь,
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Развивающие:
развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Образовательные:
дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
обогатить словарь детей новыми словами.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
экран и проектор для презентации;
машина мыльных пузырей;
сенсорный столик «Песочная фантазия»
магнитная доска;
музыкальное сопровождение;
«профессорские» шапочки;
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
стаканчики с водой (по количеству детей);
коктельные трубочки (по количеству детей);
кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
сосуд – «море» для корабликов;
вееры (по количеству детей);
воздушный шарик.
Логика построения организованной деятельности детей
1.Организационный момент
(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Постановка цели, игровая ситуация.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей старшей группы «». Это, наверное, нам. Диск. Хотите посмотреть, что там?
Дети: да.
(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина)
Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Почемучкин.
(Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики».)
Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?
Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!
Дети: Да
Воспитатель: послушайте загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети : Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель : Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель : Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель : Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель : а какого он цвета?
Дети : бесцветный, прозрачный.
Воспитатель : а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).
Дети : ничем, он без запаха.
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Воспитатель : Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод 3: воздух невидимый , чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Дети: Соломинки.
Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему?
Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
Вывод 4: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)
Воспитатель : Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Вывод 5 : Человек не может жить без воздуха.
Физминутка (с мягкими модулями):
Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Воспитатель: В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.
Вывод 6: ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: На столе лежат тарелочки с геометрическими фигурами, попробуйте сложить из них кораблики.
Воспитатель: Молодцы ребята как хорошо у вас получилось!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать море, но не бумаге, а на песке. Попробуем?
(дети рисуют на песке)
Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями из машины мыльных пузырей).
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и профессору Почемучкину все рассказать.
(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Вывод 3: Воздух невидимый ,
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5 : Человек не может жить без воздуха.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
АУТОТРЕНИНГ
Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)
Воспитатель: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?
Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.
(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)
Воспитатель: А можно я этот шарик подарю профессору на память о нас.
Дети: да, конечно.
Воспитатель : тогда вы идите играть, я пойду на почту, отправлю шарик профессору.
Подготовила и провела воспитатель средней группы №4 «Растишки» Бурцева Наталия Владимировна
Ноябрь 2014г.
ЦЕЛЬ:
ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.
ЗАДАЧИ:
- расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.
- активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде.
- закрепить правила безопасности при работе с мылом.
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
- развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- Миски для каждого ребенка;
- Миска для воспитателя;
- Трубочки для коктейлей;
- Мыло разной формы, цвета, размера (для выставки) ;
- Куски мыла по количеству детей;
- Венчик;
- Салфетки для рук;
- Фартуки;
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Приветствие гостям:
Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем:
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
2. Письмо.
А сейчас, ребята, внимание! К нам в садик пришло письмо. На конверте написано: «Детям из группы «Растишки» .
Посмотрите на конверт и догадайтесь, от кого письмо.
Давайте прочтем его.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Совсем скоро уже будет наш любимый праздник – Новый Год, а у меня на подарочной фабрике закончились мыльные пузыри. А ведь их так любят малыши всего мира!
Я хотел узнать у Мойдодыра, как их сделать, но он, как всегда, занят – отмывает всех грязнуль к празднику.
Я знаю, что вы умные и любознательные дети, поэтому прошу вас – помогите мне!
Заранее благодарен,
ваш Дедушка Мороз.
Ребята, поможем Дедушке Морозу?
Попробуем сами изготовить мыльные пузыри?
А как вы думаете, из чего они делаются?
Вот поэтому мы сначала должны хорошенько познакомиться с мылом, изучить его виды и свойства.
3. Беседа о мыле.
1 часть:
Ребята, а для чего нужно мыло?
А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?
Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. «От простой воды и мыла
У микробов тают силы»
2 часть:
Ребята, у нас в группе есть коллекция мыла. Давайте-ка внимательно рассмотрим ее.
Какое мыло бывает по форме?
Какое мыло бывает по цвету?
Какое мыло бывает по размеру?
Какое мыло бывает по запаху?
Какое мыло в бутылочках?
(жидкое, твердое, туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Вступление.
А сейчас я приглашаю вас всех в нашу лабораторию. Лаборатория – это место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому, что каждый работает над своим открытием.
А мы с вами будем проводить опыты с мылом, чтобы создать мыльные пузыри.
2. Правила безопасности.
- Для начала повторим правила безопасности во время работы с мылом:
- не брать мыло или намыленные пальцы в рот
Не допускать попадания мыла в глаза.
А если попадет, что нужно сделать?
3. Рассматривание мыла.
– Возьмите в руки по кусочку мыла, потрогайте его.
Какое оно? (твердое, гладкое)
4. Первый опыт:
Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду?
Давайте проверим это.
Потрогайте воду. Какая она? (прозрачная, теплая)
Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое)
5. Второй опыт:
А теперь, ребята, мы возьмем губку, намочим ее и натрем мылом.
Опустите губку в воду и отожмите ее.
Что происходит? (вода стала мутной, появилась пена)
Что такое пена? (много мыльных пузырьков)
А сейчас давайте вытрем руки и немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пузыри пускать!
Дунем в трубочку тихонько,
Полетят они легонько.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не пытайтесь их поймать!
Чуть дотронетесь рукой,
Хлоп!... И пусто над тобой!
6. Опыт с трубочкой.
Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них. - Что происходит? (появляются большие пузыри)
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!»
А теперь возьмите петельку для пузырей и медленно дуньте в нее. Получились мыльные пузыри? нет
Тогда давайте попробуем не твердое мыло, а жидкое (интенсивно взбить венчиком) .
Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку. Получились мыльные пузыри? нет
Теперь давайте попробуем вот такое мыло. Кто знает, для чего это мыло? Для посуды (интенсивно взбить венчиком) .
Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку. Получились мыльные пузыри? да
Справились мы с заданием? да
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом
Какое сухое мыло? - гладкое
А каким оно становится в воде? – гладим, но еще и скользким
Что будет, если намылить губку и выжать ее? – появится пена
При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? - пузыри
Для чего нужно мыло? – для уничтожения микробов
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
Ребята, а что больше всего вам понравилось на занятии?
Мне и, я думаю, что и нашим гостям тоже понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь.
Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты, а, самое главное, вы очень хотели помочь Деду Морозу и у вас это получилось.
Молодцы, ребята! Я вами горжусь!
Я уверена, что он скажет вам спасибо, когда получит посылку и подарит на Новый Год интересные подарки.
А сейчас попрощайтесь с нашими гостями.