Развитие мелкой моторики руки у младших школьников. Выступление на МО учителей начальной школы « Развитие мелкой моторики рук младших школьников

Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей младшего школьного возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям.

В большом психологическом словаре под редакцией Б.Л. Мещерековой моторика (англ. motorics) определяется как вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата).

В книге А.А. Реана «Психология человека от рождения до смерти» моторика - движения, осуществляемые скелетно- мышечной системой.

В словаре-справочнике по психомоторике В.П. Дудьева моторика (от лат. мotor - приводящий в движение) рассматривается как двигательная активность организма, отдельных его частей .

Что же такое мелкая моторика?

Под термином «мелкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

В психологической литературе мелкая моторика рассматривается как психомоторное качество. Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев

Психофизиологическая структура движения сложна утверждает Н.А.Бернштейн, поэтому он определяет мелкую моторику как «координацию тонких движений пальцев рук, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему .

И.Кант считает, что мелкая моторика - это двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге. Он пишет: «Рука-вышедший наружу мозг»

В педагогической литературе мелкая моторика рассматривается как согласованные движения пальцев рук, как умение ребенка пользоваться этими движениями - держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить".

Отечественные специалисты в области педагогики Г.С.Коморова, Н.А. Ветлугина, В.А.Езикеева определили мелкую моторику как совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.

Они утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко .

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. Поэтому от уровня развития мелкой моторики зависит интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе .

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцову, Е.И. Исенину.

Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М., посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы.

Физиологи доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает возможность ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику .

Функция кисти уникальна и универсальна.Она основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Жест как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых. Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать .

И так, значения развития мелкой моторики следующие:

1. Повышение тонуса коры головного мозга.

2. Развитие речевых центров коры головного мозга.

3. Стимулирование развития речи ребенка.

4. Согласование работы понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствование улучшению артикуляционной моторики.

6. Развитие чувства ритма и координаций движений.

7. Подготовление руки к письму.

Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Таким образом, мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать, рисовать, лепить).

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама". Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.



Важную роль в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет развитие мелкой моторики рук у ребенка. Наряду с речевыми нарушениями, детям с речевой патологией присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи.

Проблемами взаимосвязи общей и речевой моторики изучены и подтверждены исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерев, П. Хризман и М.И. Звонарёва, Л.В. Фомина и другие. Было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение для физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое и общее развитие ребенка.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Развивать общую и мелкую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствуют совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Для младших школьников с нарушениями речи по развитию мелкой моторики существуют специальные упражнения:

  1. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Например, в банку с крупой, песком, бобовыми опускают мелкие игрушки, и ребенок старается на ощупь их. Опознание предметов, букв, цифр на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный мешочек»).
  2. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игры, например, с мячиком СуДжоком, также с разными подручными предметами круглой формы (орех): ребенок катает мячик между ладонями и приговаривает: «Здравствуй, мой любимый мячик! Скажет утром каждый пальчик». Игры с пальчиками, где кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»); так же и с левой рукой.
  3. Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, и др.).
  4. Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»; также игры с резиновыми кольцами, которые надо поочередно левой и правой рукой сжимать.
  5. Работа с бумагой: складывать, вырезать, оригами, выполнять аппликации, рвать бумагу на мелкие части и др.
  6. Лепка из глины, пластилина, соленого теста различных предметов, фигур, букв, цифр и др.
  7. Игры со счетными палочками, спичками, мозаикой, с бусинками, пуговицами, (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
  8. Игры-шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание /открывание замков, застегивание-расстегивание молний, пуговиц, липучек.
  9. Нанизывание на палочку колечек пирамидки, на веревочку – бусин, пуговиц, макаронин, бисера.
  10. Закрашивание и раскрашивание; штриховка фигур, обведение по контуру, соедини по точкам, цифрам, буквам; рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками; рисование с помощью трафаретов, рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу, по песку; рисование на листе бумаги пальцами, ватой или воском с использованием разного вида красок.
  11. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.).
  12. Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья, ягоды и т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
  13. Пальчиковый театр (сказочные персонажи, сделанные из бумаги, ткани), где ребенок проигрывает сценки из сказок, игры с мелкими предметами (киндер-игрушками, плетение бисером).
  14. Игры с матрешками, кубиками, пирамидками, с различного вида конструкторами.
  15. Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге: «фигурные линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную дорожку, соединив линию, штриховку или провести линию посередине фигурной дорожки, если она двойная, провести по назначенному направлению линию по фигуре (снизу/вверх, сверху/вниз, слева/на право, справа/налево)).

У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают развить чувство ритма, воображение.

Приветствую вас, мои любимые читатели! Каждый родитель знает, что чем больше наши дети двигаются, тем лучше они развиваются. А двигаться можно по-разному. Так, учёные доказали, что активные движения пальцев рук напрямую связаны с уровнем развития у детей так называемых «речевых» зон.

А ещё они, эти движения, хорошо действуют на кору головного мозга. Так что, упражнения для развития мелкой моторики – это путь к стимулированию умственного развития и настоящий помощник в овладении ораторским искусством.

Если раньше большинство домашней работы делали наши мамы с детьми вручную – полы мыли, бельё стирали-отжимали, вязали-вышивали, крупу перебирали, то теперь наши дети приходят на всё готовенькое.

Две трети, а то и больше, бытовых работ, требующих участия пальцев рук, делает за нас техника – комбайны-пылесосы-стиральные машинки. Вязать-шить мы почти разучились, а кашу варим из пакетиков, где уже всё перебрано. Так давайте-ка сегодня займёмся тренировкой речи и ума. Предлагаю усвоить ряд нехитрых упражнений для младших школьников.

План урока:

Перекатывания

В руках можно катать всё, что угодно: и мячики, и грецкие орехи, и карандаши-шестигранники, и даже мамины бигуди. Самым подходящим материалом для рук станет тот, что, словно ёжик, колется, так как «иголочки» ещё больше прибавят остроты тактильных ощущений и разгонят кровь. Итак, делаем самомассаж.

Катаем карандаш по столу, зажатый между ладонью и рабочей поверхностью. Перекатываем его, пропуская между пальцами как эквилибриста, удерживая в определённом положении. Активно трём его, зажатым между двумя ладошками.

А теперь очередь мячика.

Отлично развивают координацию вместе с моторикой катание мяча по заданной траектории. Можно нарисовать дорожку в виде лабиринта или спирали, по которой зажатый между ладошкой и поверхностью бумаги мячик побежит к заданной цели.

Отлично! Завалялись в хозяйстве два ещё не съеденных грецких орешка? Их тоже можно в дело!

Два орешка зажимаем в одной руке и начинаем перекатывать, словно стараемся их неровные края отшлифовать.

Шнуровка и мозаика

Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.

Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.

И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!

Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!

Лепка

Пластилин, солёное тесто, глина – отличные помощники в развитии мелкой моторики у дошкольников и у учеников начальной школы. Здесь не только речевая и умственная тренировка, здесь ещё и «раскручивание» фантазии и творческой составляющей.

Для дошколят это самый настоящий урок, прививающий аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Итак, раскатываем «колбаски», катаем шарики, из всего этого составляем объёмные фигуры.

А хотите полезное с приятным совместить? Тогда лепите с малышами пирожки из теста: булочки-крендельки, из слоёного иль дрожжевого – не важно. Главное, — месить-лепить-раскатывать руками. И на обед вкусняшка, и мозгу тренировка.

Бумага

Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.

Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!

Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва. Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка.

Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.

Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!

Пальчиковые игры

Любите театры теней, когда на стене из сложенных правильно пальцев рук вдруг вырастают олешки или лебеди, собачки или кошечки? Это интересная игра тоже развивает моторику.

А ещё полезно играть в домашний кукольный театр. Так что если у Вас дома где-то в углу пылятся кукольные герои сказок, то скорее доставайте их и берите в помощники, ставьте дома сказки и пьесы.

Вот такую игру тоже можно использовать для пальчиков:

В понедельник постирала – трём друг о дружку кулачками,

Пол во вторник подметала – расслабили кисти рук и «метём» по столу,

В среду испекла калач – лепим «пирожок»,

А в четверг искала мяч – делаем руками «козырёк», приставляя поочерёдно ко лбу,

В пятницу я чашки мыла – складываем левую руку горсткой — «чашкой», а пальцами правой водим внутри нашей «чашки»,

А в субботу торт купила – раскрываем ладошки и соединяем друг с дружкой мизинцами, показывая «торт»,

Всех друзей я в воскресенье созвала на день рождения – пальчиками машем по направлению к себе.

Вот такие нехитрые приёмы, которыми можно пользоваться «между делом», помогут вашим детям стать ещё умнее и ещё красноречивее! Удачи!

Ну а если мы что-то упустили, и вы знаете другие интересные способы развития маленьких пальчиков, делитесь ими в комментариях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«средняя общеобразовательная школа №3 им.

В-четвертых , недостаток в результативности обучения детей письму - это несформированность почерка, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма

Надо отметить, что особое место и важная роль отводится развитию мелкой моторики и графического навыка при обучении детей письму в 1 классе . Именно на первой ступени обучения учитель закладывает основы для развития каллиграфического навыка.

Рассмотрим учебно-методические комплекты, по которым работают педагоги нашей начальной школы

Учебно-методический комплект для первого класса (1-4) под общей редакцией. Грамота. Особенностью данного курса является значительно увеличенный подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию ребенка к школьному обучению, последовательное введение в языковую и математическую действительность, постепенную подготовку руки ребенка к письму (от печатания и письма элементов букв к письму слов и предложений), разнообразие игровых упражнений. Разработчики курса: , .

"Прописи" авторов, . С первых дней подготовительного периода (до письма букв) дети начинают работать в "Прописи 1", где они знакомятся с рабочей строкой и междустрочным пространством.
Сначала дети обследуют рабочую строку и междустрочное пространство, затем вместе с учителем делают выводы о них.
Во время урока предусмотрены упражнения для расслабления мышц, изменения позы.
Все уроки строятся в занимательной форме, так как при обучении письму первоклассников должен быть постепенный переход от игры к учебе. На уроках используются много стихотворений и загадок.
Проанализировав УМК по данному вопросу можно сделать вывод: учителем могут быть взяты элементы и из других программ, для лучшего формирования каллиграфических умений и навыков у учащихся своего класса.

В своей работе я поставила следующие цели (слайд)

1. Формировать графические навыки

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

Произвольное внимание;

Логическое мышление;

Зрительное и слуховое восприятие;

Память, речь детей;

Умение действовать по словесным инструкциям

Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы, специальные упражнения.

К ним относятся (слайд)

Упражнения на развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности . В процессе деятельности мышцы рук выполняют функции:

Органов движения.

Органов познания.

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

упражнение «Мешочек»

Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга) (слайд)

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

упражнение «ГУСЬ – КУРОЧКА – ПЕТУХ»

Статические упражнения: (слайд)

“Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт дораза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время упражнения нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы упражнение приносило положительные эмоции.

“Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

“Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

Мною подобран материал, который я объединила в игротеку «Зарядка для пальчиков» (слайд с переходом)

На всех уроках

1. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика (слайд)

2. Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

На переменах (организовать рабочий стол)

1.Работа с пазлами.

2. Игры на базе конструктора ЛЕГО

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

    с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха; конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

1. Пальчиковые игры

без предметов, с атрибутами, с предметами. Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Волшебный карандашик
Цель: Формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев, кистей рук. Развитие внимание и слухо-моторной координации.
Оборудование:
Карандаш с граненой поверхностью:
Педагог предлагает детям взять карандаш
- Возьмите волшебный карандашик, зажми его между ладошками и покатайте. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашиком возле правого уха, теперь возле левого уха. Что ты, слышишь?
- Затем покатай карандашик по внешней стороне кисти руки, потом по внутренней стороне кисти рук

игра «Рожки да ножки», «Перекаты», «Вертушка»

2. Рисование по трафаретам, шаблонам

«Пройди по дорожке», «Паутинка», «Обведи узор»

На уроках математики

1. Пальчиковые игры с палочками. (слайд)

2.Рисование по фигурным линейкам различных предметов.

3.Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений

Графические диктанты (Помогают подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.)

4.Упражнение «Дорисуй картинку», «Половинка потерялась»

Игра “Волшебные предметы”. Необходимы счётные палочки, геометрические фигуры. Выкладываем простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На уроках окружающего мира

Развитие тактильных ощущений

игра «Угадай, что у меня в мешочке?»

«Жучки и паучки» (дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки, нарисуй вторую половинку)

Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов» . В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый. шершавый, бархатный и т. д.). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство

Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Овощи, животные, растения и т. д.

Тактильная игра «Подбери пару» (геометрические фигуры)

На уроках литературного чтения

1. Пальчиковый театр (вылепить из пластилина, сделать из бумаги персонажей сказок Колобок, Репка, Курочка Ряба)

2. Книжка - самоделка театр Красная Шапочка

На уроках технологии и изобразительного искусства

1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т. д.

2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т. д., бросовым материалом

3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из ткани). Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.

4. Конструирование из бумаги - оригами.

5. Шитье

6. Вышивание.

7. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера, макарон и т. д.

8. Изонить – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии

Я, считаю, кропотливая работа удалась. Письмо стало качественнее, у ребят выработался устойчивый каллиграфический почерк, сформировались графические навыки. На данный момент даже те дети, которые с трудом выводили буквы, теперь выглядят достойно. Ученики более уверенно стали использовать школьные принадлежности – ножницы, карандаш, линейку.

Русский народ всегда ценил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать - красоту творить».

Практическая часть

Выполнение творческого задания.

Я хочу Вам предложить выполнить творческую работу. Изготовить картину в подгруппах, используя различные материалы (клей ПВА, бисер, различные крупы, пластилин, шерстяные нитки, вата, бисер и т. д.) Удачи ВАМ!

Литература:

1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.

2. 8. Косинова гимнастика.- М.: Издательство « Эксмо»,2003г, с.135

3. Кольцова активность и развитие функций головного мозга ребёнка.- М.: Педагогика. 1973г, с. 276

10. , Узорова к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998.

4.Рузина пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.

5. Рузина пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.

6. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

7. Тихомирова и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет). – М., 2000.

8. Тихомирова на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

9. , Нефедова гимнастика. – М., 2002.

10. Энциклопедия для родителей первоклассника. / Сост.: , . – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000.