Общая характеристика развития в раннем возрасте. «Психология развития и возрастная психология». Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

Социальная ситуация развития в раннем возрасте это ситуация совместной деятельности с взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открываются и становятся сто миром. Кратко социальную ситуацию развития в период от одного года до трех лет (ранний возраст) можно охарактеризовать как взаимоотношения "ребенок – предмет – взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен исследованием предметного мира и для этого ему требуется помощь взрослого.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок стремится выполнять свое собственное индивидуальное действие с предметом.

Это противоречие решается в новом типе деятельности, появляющейся в раннем возрасте, – предметной деятельности, которая направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами, а общение становится формой организации предметной деятельности. Оно выступает как средство осуществления предметной деятельности и как орудие для овладения общественными способами употребления предметов.

Общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, однако оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и постепенно становится речевым – ребенок овладевает словами и речью. Переходу общения к речевым формам способствует предметная деятельность, так как только общение, опосредованное словом (названием предмета), способствует развитию деятельности.

Анализируя процесс овладения предметной деятельностью, Д. Б. Эльконин писал, что ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов – на вещи не написано, для чего она служит.

Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.

Принципиальное отличие орудийной деятельности от деятельности предметной заключается в том, что действие с орудием должно быть подчинено объективной логике, "скрытой" в орудии, т.е. в орудии в сжатом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. А в предметной деятельности представления о цели, о конечном результате вначале непонятны ребенку и нс ориентируют его действия, они возникают только в результате осуществления самого предметного действия. Только после того как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникает цель – пить из чашки воду. Только после того как ребенок научится использовать предмет, у него возникают цели, которые начинают ориентировать действия ребенка с предметами. Таким образом, цель должна быть вычленена в результате действия в конкретной ситуации.

В совместном предметном действии ребенка и взрослого первоначально все слито: сам способ ориентации действия, как и цель действия, также дан не в виде какого-то образца, а существует внутри действия ребенка с взрослым; лишь в ходе развития происходит постепенное расчленение действия на составляющие: выделяется цель, исполнение, оценка, ориентировочная основа действия. На основе предметного действия формируются все психические процессы, поэтому понять предметное действие означает понять развитие.

Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям. Во-первых, развитие действия от совместного с взрослым до самостоятельного исполнения и, во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

На первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. Как было показано И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым, взрослый берет руки ребенка в свои и производит ими действие (подносит ложку ко рту ребенка), и ориентация, и исполнение, и контроль, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частичное или совместно раздельное действие: взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется разделенное действие, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия.

Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа – это шаг чрезвычайной важности. Взрослый оторвал ориентировочную часть действия от исполнительской и хочет, чтобы ребенок тоже сделал это. Такой отрыв, как подчеркивал Д. Б. Эльконин, производит взрослый, поэтому процесс отнюдь не стихийный, не спонтанный. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. Такова первая линия развития предметного действия – линия движения от совместности к самостоятельности.

Вторая существенная линия развития предметных действий – линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета, следовательно, неспецифически. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Например, ребенок понимает употребление ложки, но когда ест, берет ее ближе к рабочему концу, так что все содержимое ложки выливается. Наконец, ребенок овладевает способом употребления орудия, но на этом процесс развития предметного действия не заканчивается.

Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса. Первый – перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение функции. Второй – перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п. (Ф. И. Фрадкина). Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя как исполнителя.

Д. Б. Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно, из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной.

Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он узнает в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя-паиа". Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация развития начинает распадаться: роль взрослого возрастает в глазах ребенка, взрослый начинает восприниматься ребенком как носитель образцов человеческого действия. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.

Наконец, в результате перехода действия от совместного к самостоятельному, за взрослым сохраняется контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий.

Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы. Оказывается, что ребенок действует гак, как взрослый, не вместе с ним, нс под руководством взрослого, а так, как он.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов с взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

Таким же образом, как развивается предметное действие, подчеркивал Д. Б. Эльконин, происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два- три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде – и двумя.

Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается, огромная роль в этом процессе принадлежит игрушке. Л. С. Выготский писал, что силой одной вещи необходимо похитить имя у другой – это и происходит в изобразительной деятельности и игре.

К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста.

Пассивная речь в развитии опережает активную, а словарный запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи.

Первое языковое "открытие", описанное В. Штерном: ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название, с этого момента он обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: "Что это?", "Кто это?". В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения.

Далее на границе второго и третьего года жизни, по мнению К. Бюлера, ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно "открывает", что слова в предложении связаны между собой. Отечественный исследователь А. Н. Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, т.е. правильное словоупотребление.

В раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий (Η. X. Швачкин).

Фонематический слух опережает развитие артикуляции: ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.).

Развитие речи оказывает значительное влияние на становление всех психических процессов в раннем детстве. Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия, а оно, в свою очередь, приводит к дальнейшему совершенствованию предметных действий. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий. Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.

Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта, в этом смысле восприятие синкретично; во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.

Так, например, если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо "дырявой", т.е. состоящей из кругов, либо "угловатой", состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае – он больше интересовался пересечением перекладин.

Под влиянием восприятия происходит развитие всех других психических процессов. Память , например, в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того – латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а "ему вспоминается", память еще не действует как отдельный процесс.

По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия". Это относится и к развитию мышления.

Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется как нагляднодейственное: ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними, говоря образно, это мышление, которое можно видеть глазами. Согласно Л. С. Выготскому, в интеллектуальном решении очень рано начинает играть роль речь, она меняет характер всей интеллектуальной активности.

П. Я. Гальперин подчеркивал, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы, ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную логику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладевает значениями предметов.

Итак, что же главное в развитии ребенка раннего возраста?

Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен "Я сам". Л. С. Выготский назвал это новообразование "внешнее Я сам". Именно этот момент разрушает существующую социальную ситуацию развития и предопределяет переход на другой этап развития через кризис – кризис трех лет.

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм – это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности – носит более обобщенный и более безличный характер, это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие – стремление к эмансипации от взрослого, когда ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти эго напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности, а здесь речь идет о самостоятельности намерения, замысла.

Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "Дура". Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", – писал Л. С. Выготский.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли с взрослым. Л. С. Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна – ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше нс закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека, в результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека, так через кризисные явления ребенок переходит к периоду дошкольного детства.

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка . Основными достижениями этого периода являются : овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком . Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи . Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все , что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно , выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам» , «ням-ням» , «тпруа» , «бяка» , «ав-авка» ). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком , будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка . Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях . Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие . В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Дети в раннем возрасте , подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка . Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения . Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того , что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком . В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому . Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты , как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка , так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком , найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка .

Зная возрастные особенности ребенка , можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка , внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Возрастные особенности

детей раннего возраста

Период раннего детства распространяется на два года (1-3 года). Качественные преобразования, которые происходят с детьми в этот период настолько значительны, что психологи считают этот возраст базовым в развитии психики человека.

Общение детей

Общение со взрослыми

Основным в развитии ребнка этого возраста - является совместная деятельность со взрослым на правах сотрудничества. Ребенок научается от взрослого способам употребления предметов. Малыш не способен самостоятельно “открыть” функции предметов, только взрослый может показать их малышу. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился с ними действовать так, как это принято в обществе.

Предметная деятельность ребенка – это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному. Взрослый постепенно становится образцом действия, с которым ребенок себя сравнивает.

Овладев способом действия с предметом, ребенок переносит эти действия на другой предмет, из одной ситуаии в другую, в итоге появляется игровая деятельность. Например научившись пользоваться ложкой, ребенок переносит это умение в игровую ситуацию – кормит куклу палочкой, замещающей ложку.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Если отношения ребенка со взрослыми носят эмоционально положительный характер до 18 месяцев, и дети отличаются надежной привязанностью, то позднее (в 2-5-и летнем возрасте) эти дети более умело обращаются с игрушками, более свободно общаются со сверстниками, чем другие малыши. Эти дети отличаются более высоким уровнем развития познавательных процессов.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности .

Общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его еще очень велика. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.

Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать, что дети второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» чаще остается без внимания. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними.

Общение со сверстниками

Общение ровесников складывается позже, чем общение со взрослыми. В 1,5 года у детей проявляется интерес и внимание к сверстнику. Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Подчас он действует с другим ребенком как с игрушкой: хватает ровесника за волосы, трогает за нос, хлопает по лицу. Его совершенно не интересуют сопротивления «игрушки». Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми. После полутора лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Они начинают бояться незнакомых детей: перестают играть, прячутся за маму и даже плачут. К 2 – 2,5 годам тревога при встрече других детей проходит.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают. Но интерес к сверстнику постепенно растет. К концу второго года жизни дети вступают в совместную игровую деятельность.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, т. к. в этом случае дети будут любыми способами стараться привлечь внимание взрослого на себя.

Познавательные процессы

Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия.

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, т. к. оно является доминирующей функцией сознания. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот.

Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению и выполняет действия без предварительного примеривания. Поэтому в возрасте 2,5-3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. В процессе знакомства со свойствами предметов ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать вопросы.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба позволяет ребенку расширить круг своего внимания и открывает перед ним большие возможности, теперь он сам выбирает объект для своего внимания. Знакомясь с большим количеством новых предметов, ребенок совершенствует способность переключать и распределять внимание. В процессе освоения речи ребенок фиксирует внимание не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научится выполнять краткие инструкции взрослого Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующем его действии 8-10 минут. Но дети все еще часто отвлекаются на предметы, попавшие в поле зрения ребенка. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно волновать взрослых, т. к. она связана с высокой познавательной активностью ребенка. Для повышения концентрации внимания у ребенка, можно обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки, интересующей его в данный момент.

Память ребенка раннего возраста связана с его активным восприятием – узнаванием. На втором году жизни память отделяется от восприятия, ребенок способен воспроизводить объект, не находящийся в поле его зрения.

Мышление. Главную роль в его развитии играет предметная деятельность. Мышление в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. Накопление опыта действия с предметами приводит к пониманию ребенком способа действия (пытаясь включить свет, полуторагодовалый ребенок, немного подумав, придвигает стул). К трем годам ребенок начинает использовать заместители в игре, что является доказательством протекания мыслительного процесса.

Эмоциональное развитие

В раннем возрасте дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, страх, стыд, гнев и другие. Ни одну из них нельзя назвать «хорошей» или «плохой», т. к. каждая из этих эмоций чему-то учит ребенка. Задача взрослых – научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих людей.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. В этом возрасте он наиболее непосредственен в выражении своих чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребенка повышена потребность в признании окружающих, и в первую очередь родителей. Для них очень важен в этом возрасте эмоциональный контакт с матерью, который может быть нарушен, если мать излишне принципиальна, поступает слишком рационально, без души, хотя и правильно. К нарушению эмоционального контакта приводит и то, что (по молодости лет) мать не испытывает материнского чувства к ребенку. Даже если впоследствии это чувство сформируется, может быть поздно, т. к. у ребенка уже пройдет пик эмоционального развития, и он не испытает «ответной любви». Эмоциональное неприятие каких-либо нежелательных, с точки зрения матери, черт ребенка также может стать причиной нарушения эмоционального контакта.

Проблема эмоционального контакта с отцом (особенно у девочек) может быть вызвана тем, что он не играет активной роли в семье или не придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком.

Таким образом, характер взаимоотношений ребенка с родителями влияет на его эмоциональное развитие. Однако любовь близких людей не должна носить обусловленный характер, но и безусловной любви ребенку уже мало – он требует непосредственного участия родителей в его делах и доказательства их любви и заботы.

Общение ребенка со сверстниками также влияет на эмоциональное развитие ребенка . Дети, посещающие детский сад, имеют большой опыт такого общения, хотя и не всегда конструктивного. Им свойственно более частое проявление отрицательных эмоций, т. к. малыши в яслях часто ущемляют интересы других детей. Это происходит потому, что дети в этом возрасте ориентируются на свои желания, не учитывая желаний других. Ребенок не умеет сопереживать другим людям, эта способность формируется только в дошкольном детстве. Но уже в раннем возрасте родители могут подготовить базу: говорить с малышом о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоции. Им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния переходящие и неустойчивые.

Родители заранее должны быть готовы к спонтанным вспышкам и вести себя обдуманно (оставаться спокойными, отвечать без излишних эмоций). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта , взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности.

Для детей 2-2,5 лет, которые входят в период кризиса 3-х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть в том случае, если ребенок, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не может добиться положительного результата.

Физическое развитие

Наиболее интенсивное физическое развитие ребенка характерно для первого года его жизни. Психологи отмечают, что если в этот период ребенок не получает правильного ухода и помощи от взрослого, то его дальнейшее развитие затрудняется. Примером может послужить развитие «дитя - Маугли», детей из неблагополучных семей.

Физическое развитие детей второго года жизни проходит уже не так интенсивно. Первое полугодие второго года жизни ребенка характеризуется высокой двигательной активностью, но еще недостаточной координацией движений. Научившись ходить, малыш еще не всегда умеет вовремя обойти препятствия, избегать столкновений с каким-либо предметом или с ребенком. К полутора годам он уже умеет взбираться на лесенку, бросать большой мяч, ходить по ограниченной площади. Периоды бодрствования увеличиваются до 4 – 4,5 часов.

Во второй половине второго года жизни ребенка резко повышается работоспособность нервной системы, и периоды бодрствования уже достигают 5 часов. Малыш уже умеет не только ходить, но и бегать, подпрыгивать, бросать мяч в цель. совершенствуется развитие пальцев рук, и ребенок уже пытается рисовать, расстегивать одежду.

На третьем году жизни ребенок становится еще более выносливым, т. к. совершенствуется деятельность всех органов. Но дети этого возраста по-прежнему легко возбуждаются, устают от однообразной деятельности. У ребенка увеличивается длина шага, но еще не всегда согласованы движения рук и ног. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может одеться, раздеться, завязать узелок на ботинках. Непрерывно бодрствовать он уже может до 6 – 6,5 часов.

Физическое развитие ребенка – это не только прибавка в росте и весе, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом4 это продвижение ребенка к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие его взрослые помогают ребенку освоить эти навыки и умения, малыш будет быстро развиваться.

Развитию крупной моторики будут способствовать игры на полу, ползание, лазание, игры с мячом, с крупными блоками, манипулирование различными (может быть хозяйственными) предметами.

Мелкую моторику помогут развить раскрашивания, головоломки с крючками, одевание и раздевание кукол (и себя), складывание пирамидок, мозаик, игры с мелкими игрушками, лепка из теста и пластилина, работа с пинцетом, с бельевыми прищепками, пальчиковые игры и даже просто собирание во время прогулок шишек листьев и мелких камушков.

Движения ребенка 1-3лет еще несовершенны. Он лучше понимает то, что находится у него перед глазами. Взрослому нужно выполнять все действия вместе с ребенком и новые, и уже знакомые малышу. Сначала ребенок, повторяя за взрослым какое-либо действие, может воспроизвести его лишь частично, т. к. координация еще недостаточно развита. Но за счет способности к подражанию малышу удается повторить показанное действие. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Удачи и терпения вам.

Ведущие достижения в раннем детстве

Ø Складывается предметная деятельность.

Ø Развивается общение со взрослым.

Ø Зарождается общение со сверстниками.

Ø Возникают предпосылки к игровой и продуктивной деятельности.

Ø Возникает гордость за свои достижения, сознание “Я сам”

Ø Формируется наглядно-действенное мышление. Ребенок, манипулируя с предметами самостоятельно “находит” способы действия с ним. (Перенося воду из одной миски в другую дырявым предметом, ребенок случайно закрывает пальцем дырку и усваевает для себя принцип действия).

Ø Выделяет свойства предмета (большой-маленький; круг-квадрат; красный – желтый и т. д.). Сопоставляет большие и маленькие предметы (большой кукле дает большую тарелку, а маленькой – маленькую). Собирает пирамидку из 3-4 колец; матрешку 3-4-х составную; картинку из 2-х частей. Сопоставляет 2-4 цвета.

Ø В речи появляются фразы, не всегда правильно грамматически оформленные. Появляются вопросы “почему”, “кто”, “что”. Понимает, чего он хочет, чего боится и т. д., перестает говорить о себе в 3-м лице (Катя хочет кушать).

Ø Моторика: ребенок начинает рисовать. Хорошо бегает, поднимается по лестнице, чередуя ноги. Ловит мяч двумя руками и прижимает к себе. Моет и вытирает лицо и руки. Застегивает пуговицы.

Ø В игре начинает использовать предметы – заместители (кормит куклу палочкой, кладет спать в коробку и т. д.). Строит несложные постройки: башню из 6-8 кубиков, воротца, мостик, стул, диван и т. д.

Ø В общении стремится к контакту с некоторыми детьми. Воспринимает взрослого как некоторый эталон поведения и стремится подражать ему. Повышается его “управляемость”.

(По материалам книги «Справочник дошкольного психолога»)

Специфика. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

Формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;

Развивается ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками;

Формируются когнитивные процессы;

Происходит овладение пассивной и активной речью;

Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

Ранний возраст

синоним: преддошкольный возраст) - стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира. Ведущей деятельностью в Р. в. является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (от 1 года до 1,5 лет); 2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). Основные линии психического развития детей в Р. в.: 1. Развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира. 2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми. 3. Развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры. 4. Овладение пассивной и активной речью. 5. Развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата. 6. Становление общения со сверстниками. 7. Формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации. Роль опыта, приобретаемого детьми в Р. в., для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе. Л.Н.Галигузова

прогулка дошкольный образовательный двигательный

Ранний возраст (от 1 до 3 лет) - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального, речевого развития.

Особенности развития детей раннего возраста:

быстрый темп развития, требующий своевременных воздействий, необходимой смены условий воспитания;

скачкообразность в развитии основных функций (чередование периодов ретардации с критическими периодами);

быстрое установление связей с окружающим миром и медленное закрепление реакций, требующие повторов в обучении;

неравномерность (гетерохронность) созревания структур и функций мозга, способностей, умений, навыков, контроль за развитием ведущих линий;

высокая ранимость, лабильность нервной системы, охрана нервной системы ребенка;

взаимосвязь состояния физического здоровья, психического развития и поведения ребенка;

большая пластичность мозга, легкая обучаемость, высокие сенсомоторные потребности ребенка.

В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам - в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности, разнообразные речевые возможности. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Л.С. Выгодский говорил: «Развитие психики происходит в процессе усвоения и присвоения общественно-исторического опыта».

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. На протяжении всего второго года жизни ребёнок овладевает ходьбой. Прямохождение - это великое достижение человечества, только человек овладел прямохождением, а это говорит о развитии мозга человека. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение - естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию. В результате такого высвобождения ребенка уменьшается его зависимость от взрослого и бурно развивается познавательная активность.

На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования. Вместо вопроса: «Что это?» при знакомстве с новым предметом, у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?» (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин).

Познавательный интерес ребенка чрезвычайно расширяется, поэтому он стремится познакомиться с большим количеством предметов и игрушек и научиться действовать ими. В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами - формой, величиной, цветом, массой, материалом и т. п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще очень слабо, хотя в быту он уже хорошо ориентируется. Это обусловлено скорее узнаванием предметов, чем подлинным восприятием. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков - ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, выполняя которые он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величина, форма, цвет) и приводить их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и свойств происходит в практической деятельности, затем развиваются соотнесения перцептивного характера и в дальнейшем формируются перцептивные действия.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотичных действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. Но отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию - к методу проб, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно персептивному ориентированию.

Ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое примеривание, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи.

Овладение примериванием и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на сигнальном уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу.

Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем - по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).

Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух. Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Однако, совершенствования фонематического слуха происходит и в последующие годы.

В процессе предметной деятельности у ребенка так же развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.

За действием идёт слово. Первые слова - это глаголы. Наряду с усвоением первых слов, обозначающих потребности ребёнка у него появляется и фраза. И к двум годам у ребёнка происходит так называемый «перекрёсток»: мышление становится речевым, а речь осмысленной, т.е. ребёнок начинает овладевать языковой системой, в которой живёт. К 3 годам заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни, и происходит оно в этот период очень интенсивно. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10?20 лепетных слов, то к трем годам и его активном словаре насчитывается уже более 400 слов.

Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Речь появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются называнием свойств предметов.

К трём годам у ребёнка появляется фразовая речь. Он уже может высказывать свои желания. У ребёнка появляются новые потребности и переход к новым мотивам деятельности. Фразовая речь выполняет определённую функцию - появляется коммуникативно-направленная речь.

На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Она состоит в возможности использовать один объект в качестве заменителя другого. При этом вместо действия с предметами выполняются действия с их заменителями.

Использование различных знаков и их систем - самая характерная особенность психики человека. Любой вид знаков (язык, математическая символика, искусно отображающее мир в картинах, музыкальных мелодиях и т.д.) служат для общения между людьми и замещает, обозначает предметы и явления. В раннем возрасте знаковая функция развивается первоначально в связи с практической деятельностью и лишь в дальнейшем переносится на употребление слов.

Очень важное достижение второго года жизни ребёнка - это навык опрятности. В норме это достигается к двум годам жизни ребёнка.

С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие.

Критические периоды в развитии ребенка раннего возраста - 1 год, 2 года, 3 года. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей:

1 год - овладение ходьбой;

2 года - формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи;

3 года - период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность. У ребёнка развивается осознание собственного «Я». Появляется концепция «Я сам». Ребёнок начинает себя выделять из окружающих его детей и взрослых. Происходит кризис трёх лет.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой.

Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний (в период адаптации при поступлении детей в ясли и др.).

Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу.

Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой положительными впечатлениями.

В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им чаще требуется смена во время игры спокойных и подвижных игр, более раннее укладывание спать, чем другим. Есть дети, которые сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние.

Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом побыл воспитатель; к другим сон приходит быстро, и они не нуждаются в особых воздействиях.

Во время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание было достаточно трудным, решалось ребенком самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша.