Тема первые цветы в старшей группе. Развитие логического мышления. Развитие зрительного восприятия

Организация: МБДОУ Детский сад №74 «Березка»

Населенный пункт: Чувашская республика, г. Чебоксары

Программное содержание: Знакомить детей с названиями цветов, их строением. Расширять и обогащать словарный запас. Закреплять умение создавать цветы с помощью аппликации. Закреплять аккуратность в работе с клеем. Доставить детям радость. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к цветам.

Воспитатель: Какое время года наступило? (Лето) С наступлением лета, все ждут тепла, солнца, цветение растений.

Воспитатель: А когда появляются первые цветы? Как они называются? А какие еще цветы вы знаете? Какие цветы вам нравятся больше других? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Вы любите путешествовать?(ответы детей) А где растут цветы?(ответы детей).Наш путь будет долгим,но увлекательным. Ну, тогда отправляемся в путешествие по цветочным местам.

Показ презентаций: Поле (рассматривание полевых цветов) -васильки,маки, одуванчики. Луг - ромашки,колокольчики. Лес - ландыши, медуница, купальницы. Сад - розы, астры, георгины.

Воспитатель: Представьте, что у вас в руках букет цветов, понюхайте их, какой у них аромат? (ответы детей: нежный, вкусный, приятный, сладкий, горький, воздушный).

Игра «Какой цветок?» На столе лежат картинки с изображением цветов.

Как назвать одним словом цветы, которые растут в поле? (полевые) Соберите только полевые цветы.(Дети выкладывают на магнитной доске полевые цветы)

А в лесу? (лесные)

А на лугу? (луговые).

Как называются цветы, которые растут в саду? (садовые)

Воспитатель: Ребята,что общего у цветов? (строение)

Рассматривание частей цветка. (корень, стебель, листья, бутон, лепестки)

Игра «Собери цветок» (несколько детей по очереди составляют цветок, называя части цветка)

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам превратиться в цветы! (надевают шапочки).

ФИЗМИНУТКА «ЦВЕТЫ»

Воспитатель:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если я и если ты

Если мы сорвем цветы,

То не будет красоты,

И не будет доброты!

Беседа о значении цветов.

Дети рассказывают о значении цветов: они украшают нашу жизнь,дают питание пчелам и бабочкам, из цветов делают лекарства.

Воспитатель: Представьте, что с нашей планеты исчезли все цветы, что же будет? Какой станет наша планета? (ответы детей). А что мы с вами можем сделать, чтобы наша планета стала еще краше? (Ответы детей: сажать цветы, ухаживать за ними, создавать самим цветы из цветной бумаги).

Воспитатель: Предлагаю присесть за столы и сделать своими руками цветы, которые могли бы украсить нашу планету.

(На столах лежит цветная бумага,клей,ножницы).

Во время работы звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковский.

Воспитатель: А теперь подойдите к модели нашей планеты и украсьте ее цветами.

Вы, ребята, цветочки берегите,

И бессмысленно их не рвите!

Сила в них заключена,

В красоте живет она!

Будут людям они служить,

С вами дружбой дорожить!

Яркой будет пусть планета,

Цветочной радостью одета!

Пора возвращаться,ребята, домой.

Итог занятия.

Занятие 1

Задачи: расширение и активизация словаря по теме; развитие длительного ротового выдоха, умения контролировать силу воздушной струи; развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики; развитие фонематического восприятия.

Оборудование: картинка «Волшебная полянка», предметные картинки с изображением цветов, счетные палочки, султанчики, колокольчик, бубен.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Тихий ветерок»

Логопед дает образец длительного ротового выдоха, предваряя показ двустишием:

Тише дуй, ветерок,
Тише дуй на мой цветок.

Используются султанчики.

2.Уточнение лексики по теме

Выставляется картинка с изображением полянки с цветами (маком, одуванчиком, васильком, ландышем, ромашкой, тюльпаном, колокольчиком).
На столе у логопеда картинки с изображением отдельных цветов. Дети рассматривают картину, затем по одному подходят к столу, выбирают цветок и находят такой же на картине. Логопед дает название цветка.

3.Конструирование модели «Цветок» (из счетных палочек)

Дети показывают называемые логопедом отдельные части цветка:
Стебель, лепестки, листок
-Распустился наш цветок.

4.Дидактическая игра «Соберем цветы»

Логопед раскладывает на полу картинки с изображением цветов и объясняет: когда, звенит колокольчик - дети гуляют по «полянке», а когда зазвенит бубен, то каждый ребенок должен «сорвать» цветок и назвать его (самостоятельно или при помощи логопеда).

Занятие 2

Задачи: активизация предметного и глагольного словаря по теме; развитие фразовой речи; развитие длительного ротового выдоха; развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование: сюжетные картинки («Девочка сажает цветы», «Мальчик поливает цвет! «Дети собирают цветы»); бумажные или искусственные цветы.

Ход занятия

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Наши алые цветки Локти на столе, кисти рук перпендикулярны крышке стол
Распускают лепестки. Ладони разводятся.
Ветерок чуть дышит, Подуть на ладони.
Лепестки колышет. Руки покачиваются из стороны в сторону.
Наши алые цветки Ладони соединяются,
Закрывают лепестки. покачивание ладонями
Тихо засыпают, вперед и назад.
Головками качают.

2. Составление предложений по сюжетным картинкам (по образцу, данному логопедов

Девочка сажает цветы. Мальчик поливает цветы. Дети собирают цветы.
Самостоятельное составление (видоизменение путем замены подлежащего и/или дош нения) предложений по картинкам. Например: Катя сажает цветы. Ваня поливает тюльпаны. Девочки и мальчики собирают ромашки.

3. Игра «Понюхаем цветы»
Вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

4. Игра на координацию речи с движением

Дети имитируют движения в соответствии с текстом:
Мы лопатки взяли, клумбы раскопали -
Раз - два, раз - два. Клумбы раскопали.
Грабли в руки взяли, клумбы причесали -
Раз - два, раз - два. Клумбы причесали.
Семена рядами в землю мы бросали -
Раз - два, раз - два. Семена бросали.
Клумбы поливали,
Цветочки вырастали.
Дети приседают и медленно встают.

Занятие 3

Задачи: развитие фразовой речи, закрепление предметного словаря по теме; практическое усвоение использования существительных в дательном падеже; согласование прилагательного с существительным в роде; закрепление основных цветов; развитие мелкой моторики, координации движений с речью.

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов (мака, одуванчика, ромашки, розы, василька, колокольчика), мозаика (по количеству детей).

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дидактическая игра «Назови цветок»
Логопед выставляет картинки с изображением цветов, дети называют цветок и его цвет, например:
-Это красный мак.
-Это желтый одуванчик.
-Это белая ромашка.

2.Дидактическая игра «Угадай, про какой цветок я говорю»

Красный... (мак).
Белая... (ромашка).
Красная... (роза).
Синий... (василек, колокольчик).

3.Дидактическая игра «Собери и подари цветок»

Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением цветка, выкладывает его из
мозаики и повторяет за логопедом:
-Я цветочек смастерю, После маме подарю!
Дети проговаривают:
-Я буду делать красный мак (синий василек и т.п.). Предварительно обсуждается, кому можно подарить цветок.
-Я подарю красный мак маме (папе, бабушке, дедушке, тете, дяде...).

4. Подвижная игра "Цветы "

На клумбе под окошком Дети сидят на корточках лицом в круг,
Поднялись цветочки, медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх,
Солнцу улыбнулись. широко в стороны.
К солнышку листочки Ладошки развернуть вверх,
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, руки соединить над головой.
В солнышке утонут. Медленно развести руки в стороны.

Занятие 4

Задачи: закрепление временных понятий; развитие словесно-логического мышления; обучение пересказу по зрительным опорам; закрепление названий основных цветов; «развитие общей моторики и ориентации в пространстве.

Оборудование: картинки с изображением времен года, картинки для фланелеграфа (мак, машка, желтый одуванчик, черная полоска земли, бабочки - красная, белая, желтая, черная), бабочки (по числу детей), крупные цветы из листов картона.

Ход занятия

1.Организационный момент

У детей картинки с изображением разных времен года. Логопед последовательно напоминает детям приметы определенного времени года и спрашивает, у кого такая картинка
Например:
- Летом листья на деревьях зеленые, цветут цветы, жарко и люди купаются... У кого на картинке «лето»?
При помощи логопеда ребенок описывает приметы лета по своей картинке.

2.Прослушивание рассказа «Четыре бабочки»

Логопед по ходу рассказа выставляет картинки на фланелеграфе (мак, ромашка, бель одуванчик; черная полоска земли; красная, белая, желтая и черная бабочки).
- Летали четыре бабочки - красная, белая, желтая и черная. Вдруг они увидели, что летит большая птица. Красная бабочка села на мак, белая бабочка села на ромашку, желтая бабочка села на одуванчик, черная бабочка села на землю. Птица не заметила бабочек улетела.

Затем логопед беседует с детьми по содержанию рассказа.

3.Игра «Бабочки»

На полу разложены цветы (из цветного картона). У детей бабочки (из цветного картона). После произнесенного логопедом текста дети сажают своих бабочек на цветы соответствующего им цвета:
Бабочки летают, бабочки порхают,
На какой цветок им сесть - не знают.
Птица большая летит сюда, .
Бабочкам прятаться пора!

4.Пересказ рассказа «Четыре бабочки»

С помощью опорных картинок, выставляемых логопедом на фланелеграфе, дети пересказывают прослушанный рассказ.

Наталья Фалилеева
Интегрированное занятие на тему «Цветы»

Интегрированное занятие на тему «Цветы»

Направления

Познавательно-речевое развитие (природный мир)

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

Образовательные области

Познание. Закрепить знания детей о цветах, их значении в жизни человека, строении (корень, лист, стебель, цветок, бутон). Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами.

Художественное творчество (продуктивная деятельность). Учить делать одуванчик из нескольких кругов с надрезами, развивать творчество.

Здоровье (пальчиковая гимнастика, физминутка). Развивать моторику, координацию движений, чувство удовлетворения от правильно выполненного упражнения.

Коммуникация. Развивать артистизм, воображение, речевую активность, формировать удовольствие от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Социализация. Воспитывать чувство доброты, бережного отношения к окружающей природе.

Предварительная работа:

Рассматривание цветов, хороводная игра «Мы на луг ходили», экскурсия в рощу, речевая подвижная игра «Цветики», дидактическая игра «Какой букет ты бы хотел подарить маме», музыкально-дидактическая игра «Сплетем венок», утренняя гимнастика под «Вальс цветов», сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин», уход за комнатными цветами, игры с мячом «Цветочные названия».

Работа с родителями: поручение родителям составить рассказ о цветах, беседы, изготовление масок, разучивание стихов, загадок.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Звучит музыка. Входит Фея цветов (воспитатель).

Здравствуйте, ребята, я – Фея цветов! Приглашаю вас к себе гости – в леса, поля, луга, сады, дома.

Все помнят как нужно вести себя в гостях?

Нельзя кричать – испугаешь птиц.

Нельзя рвать цветы (другие не смогут ими полюбоваться).

Рассказ Феи

(На экране цветы весенние сменяются летними, осенними, зимними)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблучком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами.

Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

Нет, - возражает ей Лето.

Цветы у тебя, и, правда, красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало свои цветы повсюду.

Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, ромашки.

Ах, холодом повеяло от зависти Осени, и краски лета поблекли.

Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом.

Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки. Снова распустились одуванчики.

А что же Зима?

Засыпала снегом и лес и луга; поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом в домах цветут бегония, цикламены, орхидеи. Люди сад вырастили в доме, а все равно он зимний. «Здесь цветы самые красивые», - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого самые лучшие цветы.

Воспитатель: А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы красивые)

Давайте мы сейчас с вами поиграем. Садитесь на крылья волшебной бабочки, только держитесь крепко! Неси нас бабочка по полям, по лесам. Опустись ты на лугу, прямо в радугу-дугу! Наконец-то мы прилетели! Сейчас ранее утро, цветы еще не раскрыли свои лепестки, не жужжат пчелы и шмели трава вся в росе. Идем по траве на носочках! Осторожно, чтобы ножки не промокли. А вот солнышко взошло.

Дети одевают шапочки-маски и рассказывают стихотворения.

1 ребенок

У ромашек серединки

В виде жёлтеньких кружков

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков.

2 ребенок

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому - дарят аромат

В мае распускаются и цветут в лесу

Даже книга Красная бережет красу

И лисичка рыжая рядышком пройдет,

Белый и душистый цветик не сомкнет.

3 ребенок

Он расцвел в тиши лесной, громофончик голубой

А звенит он или нет, только лес нам даст ответ!

Белая лилия - нежный цветок, красиво изогнут ее лепесток.

Как колокольчик раскрылся бутон, вот-вот раздается серебряный звон.

Приятен и стоек ее аромат, на листьях росинки искрятся, блестят.

Подвижная игра «Веночек»

Дети становятся в шеренгу на одном конце зала: это «Цветы в саду». Водящий - садовник находится на расстоянии 3-4 метров от детей. Садовник приближается к цветам и говорит:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок.

Дети – цветы отвечают:

Не хотим, чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова дети – цветы убегают, а садовник старается поймать кого-либо. Пойманный становится садовником.

Пальчиковая гимнастика

Наши алые цветки (дети соединяют ладони в форме тюльпана)

Распускают лепестки, (раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Листики колышет (плавно покачивают кистями)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (медленно закрывают пальцы)

Тихо засыпают,

Головой качают. (покачивают руками как головой)

Какие бывают цветы? (садовые, луговые, комнатные, полевые)

Какую пользу приносят цветы? (корм животным, лекарство, варенье)

Из каких частей состоит цветок? (корень, стебель, лист, лепестки, бутон)

Танец «Вальс цветов»

Загадка

«Золотой и молодой

За неделю стал седой!

А денечка через два

Облысела голова» (одуванчик)

Я предлагаю совершить чудо! Мы будем делать полянку из одуванчиков.

Дети берут круги из желтой цветной бумаги, согнули пополам, ещё пополам, делают надрезы, разворачивают, склеивают надрезанные круги между собой в центре и подклеивают к нарисованному стебельку, края цветка приподнимают приоткрытыми ножницами.

Итог

Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

Литература:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» ТЦ «Учитель» Воронеж, 2004.

2. Морозова И. А, Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром» Мозайка-Синтез, Москва 2009.

3. Малышева А. Н., Поварченкова Э. М. «Занятия по аппликации в детском саду».

Елена Сибирова
«Волшебные цветы». Интегрированное занятие в старшей группе

Образовательная область : познание, творчество.

Раздел : экология, рисование.

Тема : «Волшебные цветы » .

Цель : уметь одухотворять природу, иметь представление о способах распостранения растений, проявлять интерес к объектам природы .

Задачи : учить понимать роль растений в природе, уточнить и расширить представление о растениях, учить различать оттенки в живописи и использовать цвет , как изобразительное средство. Развивать речь, мелкую моторику рук, воображение, творчество. Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования. Воспитывать бережное отношение к творениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту произведений искусства.

Оборудование : силуэты деревьев,картинка строения цветка , схема жизни растений во все времена года, картинки с изображением цветов , плоскостные цветы , маленькие картинки цветов , музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов » , ватные палочки, гуашь, пластиковые бутылки, скомканная бумага, поролон, щетки, салфетки, вода, кисти, альбомные листы.

Билингвальный компонент : глдер-цветы ,кбелек-бабочка.

Круг радости «Доброе утро

Доброе утро нам! Доброе утро вам! Доброе утро всем! Я хочу подарить вам свое настроение (дует в сторону детей) Тебе Арнур и Соня- подарю радость, Ване, Эмилии, Анеле-веселье, Денису и Таисье – подарю бодрость, Аружане и Яне – озорное настроение. Все поймали? И всем вам я желаю здоровья.

Ребята, мы сегодня с вами попали на лесную полянку. (показывает вокруг)

Вбегает ребенок в костюме бабочки, делает круг по ковру, плачет и убегает.

Ребята, кто это был? А почему бабочка заплакала и улетела? (потому, что на полянке нет цветов )

А что такое цветы ? (растения)

Зачем они нужны? (для красоты, для насекомых, и тд)

Сейчас мы поговорим, какие бывают растения. Итак,растения бывают комнатные которые растут в комнате – кактус, герань, фикус, фиалка, декабрист, традесканция, гибискус, аспарагус. Если растения растут в саду –это садовые растения : пион, гвоздика, астра, нарцисс, ландыш. Роза, гладиолус, тюльпан. Полевые растения –это те, что растут в поле : василек, незабудка, ромашка, одуванчик, колокольчик.

Воспитатель показывает картинку строения цветка .

Давайте рассмотрим строение цветка .

Корень- находится в земле, всасывает из земли воду и полезные витамины для роста растения.

Стебель – по нему передается к листьям и цветку вода и питательные вещества.

Листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, она нужна растениям для роста.

Цветок – весной распускаются душистые цветы , в чашечке цветка хранится сладкая капля нектара, за ним к цветкам летят насекомые .

Нектар – это сладкий сок цветка . Если нектар спрятан глубоко, то к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели) .А если нектар спрятан близко, к нему летят жуки и мушки : у них хоботок короткий.

Как же насекомые находят сладкий нектар? Они очень хорошо видят и узоры на цветке и чувствуют ароматный запах цветов . Бабочки любят красные, а пчелы фиолетовые, синие, желтые цветы . Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят насекомых нектаром, а те их опыляют. А что же происходит с цветами зимой ? Они погибают? (Рассматривание схемы) . Светит ласковое солнышко, появляются ростки цветов . Растение развивается. Летом солнце светит ярко, идет дождь, и растение начинает расти. К осени, когда солнце уже не так сильно греет, на цветках созревают семена , семена падают в землю, а весной все повторяется. А если мы будем срывать цветы для букетов , что произойдет? (со временем все цветы исчезнут , нужно бережно относиться к ним)

Если я сорву цветок , если ты сорвешь цветок .

Если вместе я и ты, если мы сорвем цветы ,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Психогимнастика «Красивые цветы » .

Представьте, что вы красивые цветы . Закрывайте глаза. Ты еще маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои лепестки подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на полянке с другими цветами . Откройте глаза : вы часто моргаете, потому что солнце ослепило вас. Посмотрите вверх, на небо, вниз на землю. Вам понравилось быть цветами ? Почему? (потому что за нами ухаживали, поливали, рыхлили)

А теперь отгадайте загадки :

* Эй, цветочек , синий цвет , с языком, а звону нет. (колокольчик)

*Шел я полем по тропинке, видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи, солнца белые лучи. (ромашка)

*В белой шапке стоит дед, если дунешь, шапки нет. (одуванчик)

А теперь давайте сами превратимся в цветочки .

Говорит цветку цветок :

Подними-ка свой листок (поднять и опустить руки)

Выйди на дорожку, да притопни ножкой; (ходьба на месте)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай! (вращение головой)

Стебель наклони слегка, (наклоны вперед)

Вот зарядка для цветка .

А теперь росой умойся, (имитировать умывание)

Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук) .

Наконец, готовы все

День начать во всей красе.

Ребята, а как мы можем помочь бабочке? (посадить, т. е. нарисовать цветы )

Дети проходят за столы, выбирают материал для рисования : поролон, трубочки для коктейля, скомканные кусочки бумаги, и др.

Пальчиковая гимнастика «Спал цветок волшебным цветом » .

Спал цветок волшебным сном , был закрытым, а потом,

Показался лепесток, а потом его дружок.

Вот и третий не проспал, и четвертый не отстал,

Вот и пятый лепесток, и – раскрылся весь цветок .

Сегодня мы будем рисовать пластиковой бутылкой, поролоном. Ватными палочками, ладошками, пальчиками. Показ последовательности работы : вначале в верхней части листа, рисуем чашечку цветка выбранной техникой- донышком бутылки, поролоном, ватной палочкой и т. д. Стебель и листья растения рисуем кистью. Необходимо взять кисточку возле железного наконечника тремя пальцами. Набираем на ворс кисточки краску и кончиком кисти, аккуратно, сверху вниз от цветка до низа листа рисуем стебель, стебель тонкий,затем прорисовываем лист. Начиная снизу от стебля в стороны. Подумайте и решите в какой технике вы будете выполнять свой рисунок, выбирайте тот материал, который вам понадобится и приступайте к работе.

Воспитатель во время работы обращает внимание на осанку, аккуратность в выполнении работы, последовательность)

Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов » .

Ребята, давайте сделаем выставку наших рисунков. Посмотрите, какие красивые цветы получились . А теперь давайте закроем глазки. (прикрепить на каждый рисунок бабочку) Откроем глазки. Посмотрите, сколько бабочек слетелось на ваши цветочки .

Цветы украшают луга и леса.

Но это не только природы краса-

В них пчелы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать.

Не надо букеты из них составлять…

Букеты завянут…Погибнут цветы .

И больше не будет такой красоты!

Ребята, пусть цветы лучше останутся на ваших картинках и будут долго радовать нас.

Рефлексия «Мы молодцы!»

  • учить рисовать гуашевыми красками цветы, смешивая их, использовать различные приёмы: мазки, примакивание, кружение.

Задачи:

  • учить рисовать длинными, короткими мазками, примакиванием, круговыми движениями яркие цветы разной формы при помощи смешивания красок и наложения их друг на друга;
  • передавать в рисунке яркость и теплоту лета,
  • отражать на бумаге свои эмоции, чувства и настроения, навеянные музыкой.

Средства и материалы: бумага для рисования, краски гуашь, кисти толстая и тонкая, запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», игрушка «бабочка».

Ход занятия:

В. Ребята, смотрите, кто к нам сегодня прилетел:

Это что за чудо-птица,

Или маленький цветок?

Разноцветная, кружится

С лепестка на лепесток.

Догадались? Конечно, это бабочка! Хотя лето уже прошло, пока тепло, бабочка кружится и летает над цветами, сама такая же яркая и разноцветная, как летние цветы. Но осенью солнце греет все меньше, а цветы без света и тепла вянут. Поэтому бабочка залетела к нам в гости погреться и поискать цветы, ведь ей без них так грустно.

Давайте порадуем бабочку и нарисуем много красочных и ярких цветов. А чтобы нам легче было вспомнить лето, я включу музыку, а вы представьте, как будет порхать бабочка над цветами, а потом расскажите мне, что вы представили и какие это были цветы (звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Вы слышите, какая эта музыка лёгкая и мелодичная, она переливается разными красками, солнечная, игривая, радостная и яркая, как лето. (Дети делятся впечатлениями о музыке и своими представлениями.)

В. Давайте потренируемся, прежде чем рисовать цветы на бумаге, нарисуем их в воздухе (дети берут кисточки и делают в воздухе круговые движения — раз цветок, два, три).

Кто готов рисовать бабочке цветы? У всех хорошее настроение? Но помните, бабочка выбирает самые яркие и большие цветы, надо постараться, чтобы ваши цветы ей понравились. (Музыка звучит все занятие).

Первый цветок, самый большой, мы нарисуем в центре листа, у него круглая серединка и круглые лепестки вокруг. Сначала он был желтый, но когда рос, его пригревало солнышко и своими лучиками оставило красные следы-полоски на лепесточках и точки в середине.

Рядом с ним вырос второй цветок, у него маленькая середина и длинные тонкие лепестки. Пока он рос, был все время недоволен, что не слишком яркий, поэтому в нем смешалось сразу несколько красок: красная (дети рисуют длинные мазки из центра наружу, слегка закругляя); желтая (в такой же технике, некоторые мазки накладывают на красный цвет, некоторые отдельно, все это произвольно), и синяя краска.

Третий цветок необычный, он похож на колосок, у него длинный стебель, на котором растут маленькие цветы. Вначале они были синие, но потом солнышко решило добавить красной краски, и цветок сразу повеселел (дети рисуют стебель — длинный мазок, вокруг него примакиванием синие цветы, а сверху — произвольно, не обязательно точно попадая в контур синей краски — красную краску, используя тот же прием).

Теперь вы можете дорисовать по желанию любые цветы, которые вы видели или придумали сами, листики.

Подведение итогов:

Цветы готовы, мы сделаем поляну для нашей бабочки. (Рисунки выкладываем на полу в большой круг, бабочка летает, выбирая самые удачные цветы, дети объясняют, почему ей понравились эти цветы, как сделать цветок ярче, больше и привлекательнее).

В. Молодцы! Теперь бабочка сможет жить у нас всю зиму, ведь здесь у нее столько красивых цветов.