Формируем уверенное поведение детей 3 7 лет. Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку. Как воспитать в ребенке уверенность в себе

От того, насколько прочно вы усвоите правила касательно того, как воспитать уверенного в себе ребенка, будет зависеть его будущая успешность. Это касается и профессионального поприща, и личной жизни. Истоки заниженной самооценки всегда нужно искать в самом раннем детстве. Если родителям удастся победить детские комплексы, развить в малыше самостоятельность и внушить ему уверенность в собственных силах как можно раньше, многих проблем в дальнейшем удастся избежать.

Строгих правил по поводу того, как воспитать мальчика или девочку уверенным человеком, конечно, нет. Каждый родитель интуитивно подбирает для своего малыша «тактику и стратегию» воспитания. Кто-то пользуется советами из глянцевых журналов, кто-то прислушивается к словам мамы и бабушки. И все же усилиями многих психологов и педагогов были собраны основные рекомендации по поводу того, как повысить уверенность и самооценку ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Чтобы вселить в ребенка уверенность как можно раньше, он должен не сомневаться в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства. Для воспитания уверенного в себе ребенка не забывайте говорить ему о своей любви почаще. И никогда никому не говорите о малыше плохо! Верьте в него, и у ребенка все получится.

Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Для формирования у ребенка уверенности в себе будьте всегда открытыми и доступными для него. Малыш должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи. И постарайтесь создать дома атмосферу душевного тепла - это пока единственное убежище для малыша от любых житейских бурь.

Чтобы воспитать в ребенке уверенность в себе, как советуют психологи, малыш должен иметь право на ошибку и возможность ее исправить, не получив за это оскорбление, незаслуженное наказание. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить, и предупредить. Можно заметить, что и мама, и папа, и вообще любой человек иногда ошибается, нет «идеальных» людей.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку

А как воспитать счастливого и уверенного в себе ребенка, не превратившись для малыша в строго цензора? Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи. При этом постарайтесь служить малышу образцом для подражания. Ведь не зря англичане говорят: «Не воспитывайте своих детей, все равно они вырастут похожими на вас». Есть и другой вариант этой пословицы: «Не воспитывайте ребенка - воспитывайте себя».

Чтобы развить в ребенке уверенность в себе как можно раньше, позволяйте ему решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встревать в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, я тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, и не их решение. Но если малыш просит помощи, обязательно помогите. Вместе разберитесь с проблемой, наметьте способы ее преодоления, а какой именно способ выбрать, пусть решит ребенок.

Чтобы ребенку стать уверенным в себе, как того желают все родители, никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите его оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что, если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна. Сравнивать можно «себя вчерашнего» с «собой сегодняшним» - вчера еще что-то не получалось, а сегодня смог. Да и «себя завтрашнего» можно увидеть: сегодня не смог решить задачу, но вечером потренируюсь и обязательно справлюсь.

Сделать ребенка уверенным в себе, как показывает практика, совсем не сложно, главное – любовь и терпение.

Что делать, если ребенок не уверен в себе: как воспитать мальчика и девочку уверенными в своих силах

Когда ребенок маленький, избегайте в его оценке слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, причиняющие боль или неприятности, от которых он может пострадать. Даже когда ругаете малыша, подчеркивайте, что он сам хороший ивы его любите, но огорчены неправильным поступком ребенка. Используйте выражения без «не», например, лучше не говорить малышу: «не можешь», «не сделал», «не выполнил». Воспитать девочку или мальчика как можно более уверенными в себе помогут позитивные чувства. Всегда говорите: «С этим ты обязательно справишься», «Тебе это по плечу», «Ты способен еще лучше сделать».

Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но, если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии; поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор. Хорошая возможность показать ребенку, что вы ему доверяете и надеетесь на его помощь, - с раннего детства давать малышу разные мелкие поручения по дому, потом постепенно приучать выполнять постоянные (ежедневные, рутинные) обязанности.

А как помочь ребенку стать уверенным в себе, если он только начинает вливаться в детский коллектив? Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся его жизнь с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортивная школа, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция, особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше, и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе и повысить самооценку

Всегда поддерживайте малыша, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ, как добавить ребенку уверенности и повысить его популярность в группе - это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

А что делать, если ребенок не уверен в себе и не имеет адекватной самооценки? Уважайте своего малыша и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку). Чтобы воспитать в мальчике или девочке уверенность, как показывает практика, не надо бояться позволять малышу спорить с вами - а вдруг он вас переубедит? Заодно поучится аргументировать свои действия - это очень важное качество.

Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала - вовремя и по делу. Даже небольшие достижения достойны похвалы, если малыш приложил усилия и чего-то добился (пусть незначительного, на ваш взгляд, успеха). Чтобы вырастить уверенную в себе девочку или мальчика, как рекомендуют психологи, нужно всегда радоваться вместе с ними, ведь ваши дети – самые лучшие и любимые, цените и принимайте малышей такими, какие они есть!

Как придать ребенку уверенности в себе: воспитание через игру

Развитию в ребенке уверенности в своих силах всегда помогут игры и игровые упражнения. Ниже предложены примеры самых эффективных из них.

«Мое красивое имя»

Имя малышу вы выбирали с любовью, пусть он носит его уверенно, гордится им. Если ребенок уже знает буквы, пусть напишет свое имя крупными буквами на альбомном листе (поверните лист, словно это страница в книге), если еще не освоил чтение, напишите вы. И расшифруйте каждую букву, напишите хорошие качества характера малыша. Вам ведь известно выражение «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»?

Например, так:

  • А - активный
  • Л - любознательный
  • Е - естественный
  • К - красноречивый
  • С - справедливый
  • А - аккуратный
  • Н - настойчивый
  • Д - добрый
  • Р - решительный

А малыш пусть украсит этот листок, как захочет и повесит над своей кроваткой. Каждое утро «расшифрованное имя» будет напоминать крохе, какой он замечательный.

Если ребенок уже учится в школе, «подбросьте» ему этимологический словарь имен или найдите в Интернете и распечатайте рассказ о значении его имени, истории об известных людях, которых звали так же. Пусть малыш гордится своим именем!

«Плакат уверенности»

Такое «наглядное пособие» совершенно необходимо ребенку, который сомневается в своих силах. Возьмите большой лист бумаги, поделите его на две части. Первый «столбик» назовите «Уже могу!», второй «пока еще не умею». Вместе с малышом обсудите, и запишите на плакате все умения, которые вы считаете важными, распределив их по столбикам. Время от времени проверяйте, не пора ли вычеркнуть что-нибудь из второго столбика и записать в первый. Почаще говорите ребенку, что он молодец, быстро учится что-то делать и у него получается: «Видишь, ты не мог зашнуровать ботинки, а теперь сам справляешься! Пора записать твое умение в первый столбик!» И дайте в руки малышу красный карандаш, чтобы он вычеркнул из «неумелого столбика» освоенное действие. Эта игра поможет вырастить уверенного в себе ребенка, ведь, как показывает практика, осваивая новые навыки, у малыша очень повышается самооценка.

Как ещё можно научить ребенка быть уверенным в себе

«Пока… Зато!»

Если малыш не уверен в своих силах, играйте с ним в игру, похожую на «Плакат уверенности». На любое высказывание «Я пока не умею… (аккуратно складывать одежду, рисовать тигра, писать букву «Д», водить машину, чинить водопровод…) ребенок должен ответить: «Зато я могу… (чистить зубы, раскрашивать картинки, кататься на роликах, помогать маме убирать в комнате, прыгать через лужи…).

«Закончи фразу»

Попросите малыша закончить фразу, например: «Я могу…». «Я умею…», «Я добьюсь…», «Я смогу…»

«Что говорят о тебе?..»

Чтобы научить ребенка быть уверенным в себе как можно раньше и развить его фантазию, попробуйте поиграть в следующую игру. Малыша окружают различные предметы. Попросите ребенка представить себе, что все они умеют разговаривать и могут что-то рассказать о нем. Например, велосипед: «Какой ты молодец! Так быстро научился управлять мной! Скорее садись, покатаемся!» Примерные «рассказчики»: кровать, ботинки, мячик, зеркало, мыло, тарелка, расческа и другие предметы, которыми пользуется малыш. Найти их не составит труда, просто оглянитесь вокруг.

Следующее упражнение не только поможет ребенку быть уверенным в себе, но и научит, как общаться со сверстниками. Его можно провести с группой детей - во дворе, летом на даче с соседскими ребятишками, на детской площадке.

«Каждый сам!»

Это замечательная тренировка «личной ответственности». В игре каждый действует самостоятельно, рассчитывает на свою смекалку, свои силы, но в результате задание должна выполнить группа детей. Правила простые. Дети свободно ходят по комнате (или по детской площадке). По команде они должны выстроиться так, как скажет ведущий. Все действуют молча, никто никем не «руководит», никаких подсказок и «подталкиваний». Для деток постарше можно даже ввести запретна «контакт», «дотрагивания». Следующая команда - можно разойтись. И вновь перестроиться, когда скажет ведущий.

Примерные команды:

  • построиться в колонну по росту;
  • образовать круг;
  • построиться в шеренгу «через один»: девочка - мальчик - девочка - мальчик;
  • образовать треугольник и т. д.

Как привить ребенку уверенность в себе: игра «Трон умельца»

Игра «Трон умельца» – отличный способ, как поднять самооценку и уверенность ребенку младшего возраста. Поставьте посередине обычный стульчик и предложите малышам сыграть: «Сегодня каждый из вас сможет посидеть на «троне умельца». Когда кто-то сядет на трон, все должны вспомнить три дела, которые очень хорошо получаются у этого малыша». Пусть дети говорят по очереди. Такое упражнение во многих вселяет уверенность. Ведь ребенок чувствует себя настоящим умельцем, и даже не в одном, а в трех делах! Только это действительно должны быть дела, а не «красивое Платьице» или «кудрявые волосы». Если дети затрудняются, подскажите им.

Это могут быть:

  • пение: «Даша замечательно поет песню про елочку!»;
  • танцы: «Сережа сплясал на празднике танец медвежонка, все ему так хлопали!»;
  • физкультурные упражнения: «Игорек вчера на занятии прыгнул выше всех!»;
  • рисование: «На рисунке Анечки море получилось как настоящее!» - и другие занятия.

Да, и не забудьте предварительно вспомнить три умения самых робких и стеснительных ребят. Так как они «тихие», друзья могут не сразу сообразить, какие дела у них получаются очень хорошо. Тут-то и пригодятся ваши подсказки.

Как вырастить уверенного в себе ребенка: проигрывание ситуаций

Проигрывание различных ситуаций – ещё один отличный способ, как поднять уверенность в ребенке с самого раннего возраста. Играйте с малышом «в случаи». Их можно придумывать или брать из жизни вашей семьи, главное, чтобы ребенок мог в игре «становиться» кем-то из главных героев. Задача игры - научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, находить выход из затруднительных положений. Вот примеры некоторых «случаев», а вы, конечно, можете предложить ребенку свои варианты игры.

  • В конкурсе стихов ты занял первое место, а твой друг не попал в число призеров. Он очень расстроился. Как ты мог бы его успокоить?
  • Ты вышел во двор, а там ребята играют в интересную игру. Как ты попросишь, чтобы тебя приняли? Представь, что ребята отказались тебя принять, что ты будешь делать?
  • Мама принесла три апельсина тебе и сестре (брату). Как ты их поделишь? Почему?

Как помочь ребенку стать уверенным в себе: говорите и слушайте

Чтобы придать ребенку уверенности в себе и своих силах как можно раньше, побольше говорите с ним и обязательно слушайте, что малыш говорит вам.

Говорите своему ребенку:

  1. Я люблю тебя.
  2. Люблю тебя, несмотря ни на что.
  3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
  4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
  5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
  6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
  7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
  8. Спасибо.
  9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
  10. Мое любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.

Слушайте:

  • Вашего ребенка в машине.
  • Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
  • Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается в вашей помощи.
  • На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
  • Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.

Как вселить уверенность в своего ребенка: рассказывайте и спрашивайте

Не знаете, как привить ребенку уверенность в себе? Рассказывайте и спрашивайте!

Рассказывайте:

  • Историю его рождения или усыновления.
  • О том, как вы «нежничали» с ним. когда он был маленький."
  • Историю о том, как вы выбирали ему имя.
  • О себе в его возрасте.
  • О том, как встретились его бабушки и дедушки.
  • Какие ваши любимые цвета.
  • Что иногда вам тоже сложно.
  • Что когда вы держите его за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает «люблю тебя».
  • Какой у вас план.
  • Чем вы сейчас занимаетесь.

Спрашивайте:

  • Почему, ты думаешь, это случилось?
  • Как думаешь, что будет если…?
  • Как нам это выяснить?
  • О чем ты думаешь?
  • Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
  • Как думаешь, какое «оно» на вкус?

Как добавить уверенности ребенку: показывайте и находите время

Есть ещё несколько отличных способов, как ребенку внушить уверенность в себе и своих силах.

Показывайте:

  • Как сделать что-то, вместо того чтобы запрещать это делать.
  • Как свистеть в травинки.
  • Как тасовать карты, сделать веер/домик…
  • Как резать еду.
  • Как складывать белье.
  • Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
  • Привязанность к вашему супругу.
  • Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.

Находите время:

  • Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
  • Чтобы посмотреть на птиц.
  • Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
  • Ходить в какие-то места вместе.
  • Копаться вместе в грязи.
  • Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
  • Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.

Как ещё можно ребенку внушить уверенность в себе

Чтобы ребенок обрел уверенность в собственных силах как можно раньше, обязательно радуйте малыша.

Порадуйте своего ребенка:

  • Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
  • Положите шоколад в блины.
  • Выложите еду или закуску в форме смайлика.
  • Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете ему что-то делать.
  • Играйте с ним на полу.

Отпускайте:

  • Чувство вины.
  • Ваши мысли о том, как должно было быть.
  • Вашу потребность быть правым.

Отдавайте:

  • Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
  • Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
  • Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
  • Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
  • Давайте вашему ребенку возможность справиться со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
  • Делайте ванну в конце длинного дня.
  • Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

Статья прочитана 15 606 раз(a).

В рубрике «Мы вам поможем», на страницах сайт мы разберем проблему - «Как воспитать в детях уверенность в себе?» Какими методами должны родители пользоваться, чтобы не закомплексовывать свое чадо еще больше.

Как выработать в ребенке уверенность в себе? Мальчику 12 лет.

Родители оберегают своих детей сызмальства, сопровождая каждый шаг малыша всевозможными «ой». «Ой, осторожно, ой, не трогай. Не бери, возьми, не клади, не упади - ой, ой, ой». Все эти ограничения (с «да» и «нет») лишают ребенка инициативы, пусть даже детской, развивается неуверенность (ведь без оглядки на родителей он уже ничего не может сделать), взращиваются комплексы.

В каждом ребенке заложен талант, и родители должны уметь разглядеть эти способности, помочь ребенку в развитии их. Многие родители не хотят мириться с тем, что их чадо - самый обычный, среднестатистический ребенок. Каждый считает, что его ребенок какой-то особенный, и с этим никто и не спорит. Возникает неуемное желание сделать из ребенка вундеркинда - стремление к заниманию первых мест. В гонке за показателями родители нагружают ребенка всевозможными занятиями (музыка, спорт, языки, кружки, танцы). Ребенок носится, как угорелый, не может нигде до конца проявиться, достичь каких-то высот.

В итоге получается, что истинная сущность ребенка никогда не удовлетворит родителей, которые заранее решили, что их дети обязательно будут самыми замечательными и выдающимися. Дети, которые видят к себе такое отношение, никогда не смогут быть довольны собой и своими успехами, и достижениями. Поэтому неудивительно, что дети с такой судьбой, как правило, предпочитают скрываться за маской, и всю жизнь страдают от неуверенности в себе и заниженной самооценки.

К сожалению, мы хвалим своих детей за высокие показатели и чаще ругаем даже за малые провинности. На самом деле родители, конечно же, любят своих детей независимо от внешних факторов, но не всегда считают уместным говорить им об этом, опасаясь своим отношением развить в ребенке вседозволенность.

Питая к ребенку с самого рождения безумную любовь, родители, со временем, по мере взросления его, начинают оценивать ребенка по его достижениям. И только когда он ведет себя так, как хочется родителям, добиваясь определенных успехов, они готовы похвалить его и приласкать, проявляя, таким образом, свою любовь. Пользуясь механизмами любви, мы не осознаем, что ребенок воспринимает это проявление чувства, как условность - родителе его любят за определенные достижения. Чтобы ребенок не стал замыкаться и отчуждаться, а это в дальнейшем может вырасти в проблему, нужно время от времени анализировать характер своей любви к ребенку, чтобы он чувствовал, что вы любите его независимо от внешних обстоятельств.

Невозможно расслабиться и полностью сконцентрироваться на конкретной задаче, если постоянно думать о том, что любое наше дело будет пристально разбираться и оцениваться. А именно это вы и предлагаете своим детям.

Все дети разные. У каждого ребенка существует своя эмоциональная реакция на отношение, людей, событие, и многое другое. Если мы не научимся, не только ожидать, но и поощрять, то вырастим закомплексованного, неуверенного человечка, который не сможет противостоять трудностям и преодолевать их. Нам нужно критично относиться к своим ожиданиям. Насколько они реалистичны? Может быть слишком завышены? Может мы переоцениваем своих детей, примеряя к ним такие же критерии, как и ко взрослому, требуя невозможного?

Но чаще у нас происходит крен в другую сторону, когда мы предъявляем слишком заниженные требования к ребенку, обращаемся с ним как с маленьким, несмотря на то, что он уже вырос.

Мы не раз слышали, как дети одергивают родителей, когда они с ними носятся, как с писаной торбой: «Хватит, я уже не маленький». Если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя независимо, научился сам отвечать за свои поступки, то нужно предоставлять ему право выбора. Детское стремление к независимости должно быть поддержано, но в рамках допустимого. Вместе со свободой поведения приходит и доверие, а также удовлетворение от правильности поступков, и ответственность за неправильные решения.

Неверием в способности и возможности ребенка мы подрываем его веру в себя. Ребенок начинает считать, что он неспособен выполнить даже какие-то простые вещи. Поэтому если мы, родители, уверены, да еще и озвучиваем, что ребенок не в силах справиться с поставленной задачей, то и ребенок, независимо от того по плечу ли ему это задание, станет точно так же придерживаться этого мнения. Ребенка нужно поддерживать и в маленьких победах и в больших неудачах, для того чтобы он умел справляться с преградами, особенно это касается мальчиков. Мы не должны к нашему взрослому представлению о чем-то (гипотетически) притягивать за уши детское представление об этом же.

Нужно позволять ребенку совершать ошибки в праве выбора, побуждать к принятию решения и развивать независимость и ответственность. А это возможно только тогда, когда вы помогаете, а не мешаете, ребенку самому делать выбор, а затем при любом раскладе вместе разбираетесь в результатах его разрешения. В этом разборе главное подтолкнуть ребенку к выражению собственных оценок своих действий.

Все родители хотят видеть своих детей уверенными, способными отстаивать свое мнение, ответственными, но и естественно воспитанными. Но при этом боятся своё ненаглядное чадо нагружать. Лишний раз мы не отправим ребенка в магазин за покупками, особенно, если недостаточно благоприятные погодные условия, только бы ножки не промочил. А потом удивляемся тому, как ребенок отмахивается от нашей просьбы, предлагая самим нам это выполнять.

С ребенком необходимо всегда проводить одну линию поведения. Какие бы мы обязанности ни поручали ребенку, и какой бы метод их исполнения ни избирали, всегда нужно помнить одно, - не стоит менять своего решение «на скаку» в зависимости от каприза ребенка. Это не означает, что мы взрослые должны сразу же бросаться в атаку и тем самым отбивать охоту у детей к последующим обязанностям. Ребенок ждет от нас реакции. В такой момент родителям необходимо взять себя в руки и скрыть свое недовольство.

Спокойно выслушать аргументы ребенка и в следующий раз, когда ребенок что-то попросит, точно также спокойно пройти мимо этого (его просьбы), при этом, конечно же, не ссылаться на него самого (не припоминать отказ), а просто объяснить, что и в вас «неуемный порыв» к исполнению желаний не всегда присутствует. Но… Есть чувство ответственности и желание помочь.

Все эти механизмы, я уверена, родители давно знают, но не всегда прибегают к ним. Задерганные жизнью и каждодневными проблемами у нас не хватает времени и терпения, и мы, родители, махнув рукой на все рекомендации, а чаще выплеснув определенную порцию эмоций, беремся за дело сами…

Если мы хотим вырастить уверенных в себе детей, то надо с раннего детства приучать их к ответственности не только за свои поступки, но и к ответственности за других людей. Помимо всех других преимуществ ответственность за кого-то является защитой от излишней застенчивости. Очень хорошо, если в семье имеются еще дети. Поручите ребенку заботу о младших. В такой защите и опеке за детьми младшего возраста у вашего ребенка не останется времени думать о какой-то неуверенности в себе. Ребенок научиться отстаивать права младшего, а значит и свои права…

Любой родитель своим вмешательством в конфликты детей подрывает его авторитет, уверенность в себе и умение постоять за себя. Я сама бросалась, как и каждая мать, на защиту своего ребенка в случае «недопонимания» с другими детьми. А потом увидела, как у ребенка формируется подсознательная уверенность в том, что он не способен справляться с ситуациями без родительской помощи. Понятно, что ни один родитель не будет спокойно стоять и смотреть, как обижают его ребенка.

Прежде чем бежать на выручку, убедитесь в том, что ребенка несправедливо обидели. Если такой уверенности не существует, то дайте своему ребенку самому разбираться в проблеме. Иначе он свыкнется с мыслью о своей неспособности постоять за себя. Самый эффективным способом борьбы с детской застенчивостью, касается мальчиков, хотя и девочки не остаются в стороне, - найти ребенку компенсирующее занятие, которое способствовало бы повышению его уверенности в себе. Через успех можно многого добиться…

В 12 лет дети еще не подростки, у них слишком много, пока, инстинктов, в какой-то мере жестокости, которую они еще не научены контролировать. Они не приучены давать отчет своим поступкам, анализировать их. В них не выработано чувство вины или прощения. А потому очень часто «слабые» духом дети зависят от более сильных сверстников, не только физически, но и психологически.

Застенчивость, неуверенность в себе можно преодолеть. Застенчивость обычно проявляется, когда человек боится, что не сможет добиться результата, которого ожидают, боится рисковать. Хорошо было бы поощрять детей иногда предпринимать рискованные предприятия. Подпитывать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться, добиться цели. В это время правильнее было бы направить энергию ребенка в нужное русло. Спорт может сыграть немаловажную роль.

Единоборства, командные игры. Дайте ребенку информацию, подбросьте фильмы о тех или иных видах спорта. Поинтересуйтесь мнением ребенка, что ему нравится, чего он опасается. Постарайтесь дать оценку тем преградам и страхам, которые видятся вашему ребенку в том или другом предложенном вами занятии. Мне кажется, командные игры хотя и вырабатывают командный дух, чувство плеча, коммуникабельность, но в них не всегда может проявиться индивидуальность ребенка.

Традиционно мужскими занятиями считаются боевые искусства (дзюдо, карате и т.д.). В них ребенок развивает характер, учится отвечать конкретно за свои удачи или промахи, закаливает характер, развивает выносливость, уверенность. Мальчик учится стойкости, К тому же для мальчика важно уметь за себя постоять. Здесь главное правильно выбрать наставника…

Выясните, каким единоборством хотел бы заниматься ребенок, что он ждет от этих занятий. Не навязывайте свое желание ультимативно. Человек не может быть успешным в навязанном ему деле. Если вы знаете свое чадо, то найдите нужные слова и аргументы, чтобы он поверил вам и не зацикливался на своем нежелании. Попробуйте выяснить, даже если он и знает, как это делается, почему он не хочет, или наоборот желает заниматься определенным видом спорта…

Что такое уверенность в себе? Когда мы говорим уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка, гордость - все это означает понимание себя. А этому нужно учиться.

Если вы, как многие родители пытаетесь в детях воплотить свои несбывшиеся мечты, то забудьте об этой затее. Давайте детям возможность заниматься тем, чем они действительно хотят заниматься, что будет давать им удовольствие, что будет способствовать росту их уверенности в себе.

Не старайтесь, чтобы ваши дети сразу же преодолели свои пока еще детские комплексы. Ведь даже взрослому человеку этот первый шаг бывает очень труден. Застенчивому, неуверенному в своих силах малышу этот первый шаг дается слишком тяжело, безумно сложно пересилить себя. Но как только он проделает это, полный беспокойства и волнений шаг, его страхи улетучатся, и ему станет интересен процесс. Исчезнет страх перед очередной стадией борьбы, так как ничего страшного не происходит. Вот тут задача родителей не оставлять без награды каждую попытку ребенка хоть чуть-чуть продвинуться в выбранном направлении. Радуйтесь и поощряйте его…

Всегда нужно с пониманием относиться к детским страхам, к их видению ситуации. Никогда не насмехайтесь над ребенком и не приводите ему в противовес других детей. Такими параллелями мы только еще больше развиваем и укрепляем в ребенке комплексы, так как даже в глазах самых близких людей он хуже всех …

Мы хотим, чтобы наши дети стали менее робкими, уверенными в себе. А помогаем ли мы им в этом? Многие дети испытывают дикий страх, просто какой-то стопор, когда нужно предстать перед большой аудиторией. И это состояние оправдано детской неуверенностью в себе, страхом неудачи. Мы, родители, видя явную неготовность ребенка к данному действу, не считаемся с этим состоянием ребенка, подталкиваем его, тем самым облекаем на явный провал, который будет иметь самые не радужные для психики последствия. В такой момент следует остановиться и подумать, чего мы больше жаждем. Хотим, чтобы ребенок это сделал для нас, или все же ради себя.

Когда же мы убеждаемся, что наш ребенок созрел для выступления, то надо обязательно объяснять, что на пути к успеху неудачи возможны. Неудача - это ступень для движения вверх, а вот страх перед неудачей, нежелание испробовать свои силы, сделать хоть какое-то движение, чтобы преодолеть свою неуверенность и робость - вот это неудача и провал. Ребенок должен понимать, что успех - это готовность идти на риск, готовность попробовать сделать…

И еще... Очень часто мы сами отбивает у наших детей всякое желание проявить себя, стремлением продемонстрировать всем талант своего ребенка - или свое представление о таланте его. Заставляем детей выступать перед своими друзьями. Ребенок воспринимает это как насилие, хнычет, вырывается. Мы нервничаем в своем бессилии справиться с ситуацией, выплескиваем недовольство, еще больше загоняя ребенка в его нежелание. Всем этим мы вырабатываем у ребенка еще больший страх и стеснительность. Действия под принуждением делают ребенка менее уверенным в себе. Такими же методами мы заставляем ребенка проявлять эмоцию, которая нереальна для него…

Если вы считаете, что ваш ребенок не коммуникабельный, то не существует такого критерия развития этих способностей (коммуникабельности). Ребенок относится к общению с позиции - нравится ему бывать с другими людьми, испытывает ли он удовольствие от общения. Когда вы видите, что ваш ребенок испытывает трудность в общение, то здесь важно, чтобы вы были открыты ребенку, чтобы ему было легко с вами обсуждать свое поведение...

Один из наиболее действенных способов воспитания уверенности в ребенке - научить его методу компенсации. Когда можно сбалансировать потери, вызванные недостаточными способностями ребенка, или его физическими данными, за счет его сильных сторон.

Например. Ребенок физически слабенький, но зато в интеллектуальном плане намного опережает своих сверстников. Или же - нет склонности к точным наукам, зато гуманитарные даются легко. Родители должны помочь ребенку обнаружить в себе эти сильные стороны и научить его пользоваться ими, чтобы они приносили удовлетворение.

Проблемы, связанные с неуверенностью в себе, могут возникнуть у любого человека. Неуверенность - это незнание. Уверенность - это понимание.

Сейчас многие психологи рекомендуют родителям игнорировать нежелательное поведение детей и фиксировать свое внимание на положительном поведении ребенка. Считается, что ребенок за счет своего плохого поведения старается получить недостающее ему родительское внимание, пусть даже и в негативной форме. Наказывая и ругая детей за проступки, мы тем самым подкрепляем их нежелательное поведение…

Любите ребенка за то, что он есть, а не за то, что он сделал. Воспитывая, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и внимательно присматриваться к его увлечениям, чтобы в дальнейшем помочь наметить сферу будущей деятельности.

На страницах сайт мы опять будем обращаться к письмам читателей. Обсуждать все то, что волнует читателя в данный момент.

На формирование уверенности в детском возрасте влияют различные факторы: отношение к ребенку родителей, сверстников, педагогов, а также первые удачи и поражения. Когда ребенок идет в школу, его качества и способности проходят серьезную «проверку» на прочность. Чтобы это испытание прошло успешно, родителям стоит заранее, с четырех-пяти лет, заняться воспитанием у детей уверенности в себе и своих силах.

На сегодняшний день психологи выделяют шесть основных правил, которые помогают тем или иным образом сформировать у ребенка уверенность в себе.

1. Начните с себя

Дети перенимают многие черты характера и особенности поведения родителей. Поэтому прежде чем начать воспитывать уверенность в ребенке, обратите внимание на свои взаимоотношения с супругом (ой). Дети очень болезненно реагируют на родительские ссоры, даже если не являются их участниками или свидетелями. Напряженная атмосфера, царящая в доме после любого конфликта, негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, подрывая его доверие к родителям. Старайтесь проявлять уважение друг к другу при любых обстоятельствах, тогда и ваше чадо будет чувствовать себя увереннее. В семьях, где плохой «микроклимат», дети вряд ли вырастут оптимистами и будут хоть сколько-нибудь социально успешными. Неуверенность родителей в себе передается ребенку, который воспроизводит их низкую самооценку. А она, в свою очередь, может стать причиной его неудачи в любой деятельности - так возникает порочный круг.

По мнению некоторых специалистов, воспитание у ребенка уверенности не должно быть самоцелью родителей. Прежде всего, формируйте в нем гармонично развитую личность. А для этого нужны беседы с ребенком, поощрение его инициативы, уважение личности ребенка, нормальный микроклимат в семье. Узнать о том, как воспитывает своего сына Александра певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы сможете, посмотрев передачу «Мы–родители».

2. Развивайте коммуникативные навыки

Уверенность в себе формируется в ходе взаимодействия с другими людьми. Научите ребенка выражать свои желания и чувства. Застенчивые дети зачастую идут на поводу у чужих мнений из-за того, что не умеют или стесняются объяснить окружающим то, что хочется им. Необходимо обучать таких детей навыкам общения со сверстниками. Для этого можно составить перечень фраз, которые помогают построить разговор, и репетировать диалоги на разные темы. Хорошим подспорьем для таких занятий являются сюжетно-ролевые игры, где каждому участнику предоставляется возможность побыть в главной роли.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая ребенка с другими детьми, причем не в его пользу, взрослые рискуют сформировать у него комплекс неполноценности, который мешает гармоничному развитию личности. Отсутствие у ребенка уверенности в поддержке родителей приводит к тому, что он начинает чувствовать себя нелюбимым и нежелательным. Для нормального развития детям необходимо находиться в атмосфере любви и психологического благополучия. Ребенку важно быть уверенным, что в трудную минуту родители всегда придут ему на помощь.

4. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть

Нередко взрослые хотят, чтобы их дети обладали какими-то конкретными качествами и способностями, которые они считают полезными для ребенка. Стремясь воспитать их в своем в малыше, родители не замечают или не ценят тех качеств, которые есть у ребенка. Старайтесь объективно оценивать свои ожидания от детей: не являются ли они чересчур завышенными? В этом случае ребенка может преследовать страх не соответствовать вашим ожиданиям, боязнь неудачи, которые подрывают основу его веры в себя. Имеет значение и то, насколько хорошо взрослые умеют понимать потребности и интересы своего чада. Примите ребенка как личность. Тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы – значительно больше.

6. Хвалите ребенка за любые заслуги

Любые, даже незначительные, успехи детей не должны остаться не замеченными родителями. Хвалите ребенка за заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно скажется на его самооценке. Однако гостья программы «Как воспитать счастливого ребенка» Елена Пиотровская предлагает не просто хвалить ребенка за совершенные действия. предлагает общаться с ребенком. Прямую похвалу интересно заменить качественными и количественными вопросами на тему выполненной ребенком работы. И пусть он сам сделает вывод о вашем отношении к его поступку. Неподдельный интерес и отсутствие прямой качественной оценки его деятельности поможет развить у ребенка аналитический склад ума.

Если вы не получили ответ на вопрос, как воспитать у ребенка чувство уверенности, задайте его эксперту портала «Я–родитель». Для этого воспользуйтесь формой обратной связи в рубрике « ».

Надежда Малинкина

Пройдите тест на нашем портале и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

Чрезмерная требовательность, строгость и завышенные ожидания взрослых способны создать комплекс неполноценности у ребенка любого возраста. В результате дети просто смиряются с постоянным недовольством папы и мамы и подсознательно стараются застраховать себя от подобных эмоций самым простым способом — избегая действий: ведь так риск ошибиться практически исчезает. Уверенность в себе «растет» из чувства защищенности: если малыш знает, что в трудный момент родители придут на помощь, научиться верить в собственные силы ему будет совсем не сложно. Так, например, расхожий совет «не вмешиваться в детские конфликты» мы иногда воспринимаем слишком буквально. Нужно ли стоять в стороне, когда вашего трехлетнего карапуза обижает пятилетний? Задача родителей как раз в том, чтобы разрядить обстановку, изолировать хулигана, не допустить драки и слез — иными словами, защитить малыша и объяснить ему, что когда-нибудь он обязательно сможет сам справиться с подобными сложностями. Вы не просто предотвратите ссору, но и «напитаете» ребенка необходимой долей уверенности. Все очень просто: если вы сами верите в собственных детей, то и они рано или поздно поверят в собственные силы. Так что же мешает развитию уверенности у детей?

Что мешает успеху?

Повышенная тревожность. Родитель, который боится всего на свете (проблем, неудач, осуждения), вряд ли сможет вырастить уверенного в себе человека. Ребенок впитывает нашу тревожность, как губка, а значит, придется изменить отношение к себе и миру и научиться получать от жизни настоящее, не омраченное тревогами удовольствие. Не получается? Отправляйтесь к психологу: давно пора вдохнуть полной грудью и передать свою уверенность ребенку.

Система сравнений. Все дети крайне болезненно реагируют на родительские выступления вроде: «Посмотри, какая Леночка молодец — и отличница, и музыкой занимается, и маме помогает». Ребенок слышит что-то вроде: «Тебе никогда не стать таким же успешным». Сравнивая его с другими, вы, во‑первых, ставите под сомнение его уникальность, а во-вторых, даете понять, что другие дети нравятся вам гораздо больше. Постоянные сравнения формируют у детей страх «быть недостаточно хорошим», который остается с ними навсегда. Всю жизнь он будет стараться быть «не хуже», и всегда найдется кто-то более успешный и талантливый. По‑настоящему уверенные в себе люди не оглядываются на чужие достижения, а исходят исключительно из собственных желаний и возможностей.

Негативные утверждения. Если на любое начинание ребенка вы реагируете фразами: «У тебя не получится» или «Что-то вышло не очень», — ни о какой успешности даже говорить не приходится. Разумеется, вы хотите уберечь его от неудач и разочарований, но давайте позволим своим детям пробовать свои силы так, как им самим кажется правильным. Да, не все дети станут великими художниками, но, если сын хочет рисовать, просто поддержите его в этом стремлении. Великие цели он поставит перед собой, когда вырастет, а пока пусть пробует то, что интересно ему самому. «Если хочешь, давай попробуем», «Я в тебя верю» — вот что слышат от мамы с папой дети, которые потом вырастают уверенными в себе людьми.

Фиксация на ошибках. Родители, которые с маниакальной точностью готовы перечислять детям их ошибки и прегрешения, уверены, что действуют строго в интересах ребенка. Но на самом деле они просто тешат свое эго и взращивают в ребенке чувство вины за бесконечные неудачи. «Недохваленные» в детстве дети, став взрослыми, начинают в буквальном смысле гоняться за похвалами, а не получая их, чувствуют себя очень неуверенно. Научитесь понимать и здраво оценивать возможности и, главное, потребности своего ребенка — и тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы — значительно больше. И, кстати, не отделывайтесь дежурным «молодец» — скажите, что именно вам нравится и почему. Больше идей о том, как воспитать в ребенке уверенность в себе. Советы родителей успешных детей


Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Ирина (33 года) и Антон (10 лет): «В детстве каждое новое дело вызывало у Антона слезы и крики «не получится». Я купила две куклы-перчатки: вышло так, что в «трудные моменты» не я прошу его сделать что-то, а ослик и мишка. С ними он чувствовал себя на равных — страх неудачи исчезал!»

Степан (35 лет) и Миша (4,5 года): «Сын был самым младшим на площадке, другие дети не хотели с ним играть. Я понимал, что Мишка чувствует себя отверженным. Однажды я принес бумажного змея, запускать который захотели все малыши, и еще пару раз придумывал общие игры. Отношения наладились!»

Наталия (39 лет) и Лена (12 лет): «С нашими «я не смогу» я боролась личным примером. «Я никогда не научусь рисовать», — рыдала дочка, и я тоже пошла на занятия к ее педагогу. Нас с ней это сплотило, а дочка убедилась, что и у меня не все сразу получается. Сейчас Лена уверена в собственных силах».

Как справиться со страхами

Анастасия (44 года) и Иван (18 лет): «В седьмом классе мой сын стал очень болезненно реагировать на достижения других — с завистью рассказывал, как учитель кого-то похвалил, как приятель победил в олимпиаде. Я посоветовала ему поближе пообщаться с ребятами, которым он так сильно завидует. Ивану никто не отказал — довольно быстро он понял, что и у суперуспешных детей тоже случаются ошибки и неудачи. Просто они умеют не застревать на них, идти вперед. Ване это помогло перестать бояться неудач».

Маша (45 лет) и Вика (22 года): «В Викином детстве мы с ней придумали тайный пароль «Пух сможет!» (это ее прозвище). Шептали его, когда страшновато, когда что-то не получалось, когда были сомнения в своих силах. Смешно, но работает до сих пор: недавно Вика сдавала важный экзамен, и мы снова, не сговариваясь, обменялись эсэмэсками с «паролем».

Маргарита (37 лет) и Вероника (12 лет): «В первом классе дочка до слез боялась всего на свете: общаться с детьми, отвечать у доски, сдавать тетрадь. Я посоветовалась с классной руководительницей и решила просто забрать Нику из школы на пару недель: дома вместе делать все, что вызывает у нее панику. Учительница приходила к нам два раза в неделю и оценивала результаты. Благодаря спокойной обстановке, дочка справилась с проблемами».

Марина (30 лет) и Денис (8 лет): «У меня очень робкий сын, да и я была такая же в детстве — родители многовато критиковали. Я решила, что сделаю все иначе, и стала хвалить Дениса почаще. За то, что поел сам, что помыл руки — да за все! Не могу сказать, что он очень уверен в себе, но по крайней мере неудачи его больше не обескураживают».

Дмитрий (37 лет) и Костя (13 лет): «Сын всегда боялся делать доклады, читать стихи — все выступления были мучением, он не мог закончить ни одной фразы. Психолог посоветовал курсы ораторского искусства. Месяц занятий — и парня как подменили: недавно занял первое место в областном конкурсе чтецов».

Антон (45 лет) и Саша (15 лет): «Саня — в очках, нерешительный, часто попадал в драки, его дразнили. Мы отдали его в секцию самбо — думали, научится защищаться. Результат был неожиданный: наоборот, сына там научили не лезть в драку, с достоинством и уважением относиться и к себе, и к противнику. Это повысило его самооценку, травля закончилась».

Анжела (38 лет) и Лариса (14 лет): «В пятом классе у дочки возник конфликт с новой учительницей — она придиралась буквально ко всему! Дочка очень переживала. Все взвесив, я безоговорочно приняла сторону дочери. Как только я перестала убеждать Лару, что, возможно, дело в ней, она воспряла, перестала быть жертвой, учительница это почувствовала и оставила дочь в покое. Верьте в своих детей, ведь если не вы, то кто же?»

Как развить лидерские качества

Как развить лидерские качества — развитие уверенности у детей

Евгения (28 лет) и Маша (8 лет): «Моя дочка, кокетка и модница, очень переживала, что в детсадовской группе девочки каждый день меняют наряды и хвастаются этим. Денег на обновки не было, но я изучила видеоуроки в Интернете, и мы стали каждый день менять прически. Маша тоже освоила эту премудрость, так что все «принцессы» вскоре начали выстраиваться к ней в очередь за сложными косичками».

Алина (35 лет) и Ксения (16 лет): «У второклассницы Ксюши не было подруг в школе, она была застенчивая, робкая. А потом в нашу школу перевели Ксюшину двоюродную сестру Олю, она на три года старше. Летом девочки отлично общались, стали дружить и в школе. Ксюшин «статус» сначала повысился просто благодаря Оле, а потом еще и оказалось, что дочка учит одноклассниц новым играм, о которых узнала, рассказывает о новых книгах, приносит их почитать. Старшая подружка помогла ей раскрыть себя!»

Герман (44 года) и Артем (19 лет): «Мы тяжело переживали Темин подростковый возраст: он отказывался учиться, съехал на двойки, хамил и ночи напролет играл в компьютерные игры. Летом, буквально от отчаяния, я взял его с собой на работу в рекламное агентство. «Сдал» в отдел разработки, попросил — пусть он хоть что-то делает, хоть кофе вам варит. Через месяц оказалось, что стажер неплохо разбирается в дизайнерских программах, действительно может сделать что-то полезное, а главное, хочет учиться дальше. Сын понял, что работать по‑настоящему, видеть результат, стремиться к успеху интереснее, чем быть двоечником».

Александра (40 лет) и Марина (15 лет): «Сама я не образец женственности: люблю рыбалку, походы, хожу в джинсах. Так же воспитывала и дочь, но лет в 13 лет она пришла в слезах, сказала, что не хочет быть пацанкой. Я поняла, что просто навязала ей свой образ жизни. Она сменила секцию туризма на танцы, научилась красиво двигаться, перестала стесняться. Я боялась, что мы отдалимся друг от друга, но, кажется, только сейчас Марина начала мне доверять».

Ульяна (38 лет) и Аня (11 лет): «Анин папа — фотограф, фотоаппарат ей подарил уже в три года. Недавно в школе проходил конкурс, и дочка принесла на него свои снимки — фото кошки, сестренки, какие-то композиции из «Лего». Они всем так понравились, что подружки стали просить Аню их поснимать, устроили девичник с переодеваниями, выпустили стенгазету. Аня, которая раньше скептически относилась к этому занятию, поняла, что кое-что умеет лучше всех!»

Есть ли у вас свои секреты о том, как воспитать уверенность в себе?

Уважаемые читатели моего блога, здравствуйте! Сегодня я затрону в своей статье актуальную проблемукак воспитать уверенного в себе ребенка, привить ему чувство собственного достоинства?

В современном мире как никогда надо уметь преодолевать трудности. Такова наша действительность: начиная с первых сознательных лет жизни ребенок должен уметь постоять за себя в разных ситуациях. Для этого надо быть уверенным в своих силах. А всегда ли родители стремятся воспитывать в своих детях уверенность в себе. Не надо путать это качество с другим – самоуверенностью, граничащей с наглостью. Какие качества отличают уверенного в себе ребенка? Как развить у ребенка уверенность в себе, преодолевая различные трудности и фобии? Об этом пойдет речь в предлагаемом материале.

Уверенный ребенок – какой он?

Основы поведения, заложенные в детстве, переходят во взрослую жизнь. Неуверенный в своих возможностях ребенок, постоянно испытывающий страх сделать что-то не так, формируется как неполноценная личность, для которой постоянно требуется руководство извне. Как утверждают психологи, в ребенке 7 лет можно уже определить черты успешного и уверенного в себе человека, или того, кто будет идти по жизни в тени других. Можно ли исправить наметившиеся в поведении дошкольника неуверенность и страхи? Да, можно и нужно. Но при этом, родителям надо быть немного психологами-аналитиками. Чтобы увидеть свое дитя со стороны надо проанализировать его поведение. Уверенные в себе дети проявляют себя следующим образом:

  • Радуются новым знакомствам, коммуникабельны, имеют много друзей;
  • Не выказывают волнения, когда им дают оценку другие, хотя эта оценка имеет для них значение;
  • Осознают свои права, стремятся их отстаивать не только перед своими сверстниками, но и перед взрослыми;
  • Настойчивы в достижении своих целей;
  • Умеют сказать «нет», если предложение идет вразрез с их убеждениями и представлении о чем либо;
  • Умеют проигрывать, не видят в поражении непоправимой трагедии.

Неуверенные в себе дети – это диагноз?

А как проявляют себя неуверенные в себе дети? Основные черты характера – малая общительность, безынициативность. Им очень трудно устанавливать контакты с незнакомыми людьми. Часто от них можно услышать «У меня не никогда это не получится», « Я не смогу», « Я не знаю». У них всегда есть оправдание невыполненной работе: нехватка времени, неумение, непонимание чего-то.

Внешне неуверенный ребенок выглядит замкнутым, малообщительным, стеснительным. В то же время такие дети проявляют неоправданное упрямство. Как правило, в основе такого поведения лежат отрицательные эмоциональные переживания по поводу своей неполноценности в глазах окружающих.

Формированию неуверенности в своих силах способствует многократный отрицательный опыт в каком-либо виде деятельности, конфликты с родителями или сверстниками, постоянный строгий контроль со стороны родителей, или их чрезмерная опека, не допускающая никакой самостоятельности.

Неправильное воспитание может проявляться в постоянном сравнении ребенка с другими. При этом подчеркиваются ошибки, и принижается его личность. Растущий в постоянной критике и упреках до 8 лет он успевает сформировать в себе комплекс неполноценности. В дальнейшем он перестает выражать свое собственное мнение, а становится моральным « флюгером» — куда подуло, туда он и поворачивается. Такая тенденция в поведении очень опасна, так как может привести человека в более взрослом возрасте в плохие компании и на « скользкую дорожку».

Актуальность развития уверенности в ребенке


Как видим, проблема формирование в ребенке уверенности в себе актуальна, и должна побудить родителей заняться ею, если к этому есть основания. Как помочь ребенку обрести чувство решительности и смелости, научить его самостоятельности? Для дошколят психологи предлагают добавить уверенности через игру, где они могут раскрыться с лучшей стороны и увидеть лучшие стороны других. Например, такая игра как « За что меня любит мама, или папа, бабушка или дедушка». Дети, если они в группе, могут по-очереди рассказать за что их любят родители. Они могут с помощью игры повысить самооценку в своих собственных глазах и в глазах других детей и взрослых. А такая игра как « Комплименты» дает увидеть малышам свои положительные стороны как бы со стороны. Дети говорят, что им нравится друг в друге. После игры, можно обсудить, что каждый из них узнал о себе нового.

Еще не поздно

Для развития уверенности, ребенку следует побороть страх. Детские фобии взрослым порой кажутся нелепыми. Особенно впечатлительные малыши могут нафантазировать себе страхи и сами в них поверить. Вернуть уверенность в себе детям должны родители. Это особенно важно сделать перед школой, когда детский мир, где было все знакомо, стремительно расширяется, и в нем присутствуют не только дети, но и много взрослых, много условностей и правил.

Но и с детьми постарше так же можно решить эту проблему. Для детей старше 13 лет могут подойти тренинги, как и для взрослых, конечно, если они сами в этом заинтересованы.

Для детей 7-13 лет можно просто потихоньку менять тактику воспитания, снижать количество наказаний и критики к ребенку, хвалить, прислушиваться к их мнению. Как именно это делать читайте дальше. Конечно резко перестроится не получится ни у вас, ни у ребенка, но важны даже малейшие шаги к росту самоуважения вашего ребенка.

Итак, вам стоит определится: кого вы хотите видеть — лидера, уверенного в себе или ребенка, который выполняет все безоговорочно. К сожалению, так не бывает, что до 17 лет человек полностью подчиняется, а в 17 лет становится лидером и уверенной в себе личностью. Скорее всего, он будет искать руководителя во взрослой жизни и ему трудно будет ставить самому себе цели и достигать их. Психологические исследования подтверждают, что послушный ребенок вырастает послушным работником, но не директором, владельцем компании.

Что делать родителям

Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке. Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.

Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним


Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:

— Хочешь к бабушке?

— Нет, не хочу, мне там не скучно

— Ничего, найдешь себе занятие.

Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?

Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия. Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.

Второе главное правило — шанс исправиться

Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо? Я думаю да.

Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит». У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.

Внимание. Под наказанием я не имею в виду физические наказания. Они работают, но временно и не эффективно. Как только палка будет далеко, то можно делать все? Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет.

Третье главное правило — критика и приказы

Что будет, если постоянно и беспрекословно по всяким мелочам подчинятся чьей то воле? Вырастет отличный солдат.


Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить - убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.

Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.

Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.

Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций: «Мама пришла((((сейчас опять заставит убирать»

Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?

Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.

Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.

Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

  • Нельзя выражать недовольство по поводу ошибок ребенка, переходя на его личность. Важно при « разборе полетов» это подчеркивать, что отрицательное отношение выражается к проступку, а не к совершившему его;
  • Собственные фобии ни в коем случае нельзя навязывать детям. Мало того надо анализировать вместе с ними их страхи и помогать избавляться от них.

Научившись преодолевать первые трудности самостоятельно, ребенок будет переносить свой опыт на другие ситуации. Это научит его справляться с трудностями в школе, в общении со сверстниками и с взрослыми. Задача родителей – внушить, что у него все получится, и что у него всегда будет надежная поддержка.