Школьный родительский чат: помощь или зло? Школьные чаты – боль родителя XXI века

– Давайте поговорим о том, что принес в школу XXI век. Речь не только о технических новинках вроде электронного дневника, но и о вещах социальных. Например, многие заметили, что на родительских собраниях в школе стало больше пап. Как вы думаете, с чем это связано?

Нана Оганесян. Фото: auroraprize.com

– По моим наблюдениям, в престижных школах папы присутствовали на собраниях всегда и были включены в процесс воспитания детей. В конце 90-х мне приходилось работать в школе на Ломоносовском проспекте, где училось много детей научных работников и преподавателей. Нельзя сказать, что там главенствовали папы, но их было вполне достаточно, не меньше трети.

В семьях детей, учившихся в этой школе, часто наблюдались партнерские отношения между родителями, в том числе и в воспитании детей. Сейчас можно сказать, что эта тенденция распространилась. В семьях, где папы есть, они, как правило, присутствуют и в школе, хотя в спальных районах могут быть иные социальные привычки. Есть школы, где на собраниях класс обычно полупустой, даже у первоклашек одни мамы и бабушки, и тех – немного. Смотреть на участие пап нужно не только по собраниям, но и по «текучке» – кто забирает ребенка из школы или садика, кто гуляет и занимается с ним.

В некоторых семьях папа по-прежнему остается «высшей инстанцией», к которой апеллируют только в случае каких-то форс-мажоров. В советские времена вызов к директору отца, а не мамы, был знаком чрезвычайной ситуации и где-то даже разновидностью наказания, считалось, что отец более строгий. В моей практике в те же 90-е и нулевые приходилось вызывать в школу пап – выходцев из восточных республик в тех случаях, когда мамы оказывались бессильны и не могли контролировать ситуацию с воспитанием и обучением ребенка.

Мне кажется, в России активность пап, которую мы видим в последнее десятилетие, связана и со сменой поколений, и с тем, что люди выезжают за рубеж, в страны, где папа, который возится с ребенком или с несколькими детьми, не вызывает удивления, и переняли это.

Социальные сети и популяризация детских тем, начиная с грудного вскармливания и заканчивая обсуждением ЕГЭ и вузов, тоже облегчили папам доступ в детский мир, который раньше в России был прерогативой мам. Отчасти это – мода, но это хорошая мода. Сообщения о том, что принц Уильям повел наследника в первый класс, а известный телеведущий или основатель популярной соцсети собирается взять декретный отпуск, вызывают волну подражаний, и это очень хорошо.

Учителя боятся сказать родителям то, что думают

– Сейчас в школах пропускная система, значит ли это, что учителя стали менее доступны для родителей?

– Мне кажется, проблем с доступом к учителю сейчас нет. Телефон классного руководителя сейчас есть у всех родителей. Я могу судить только о Москве, но мне кажется, что процесс общения родителей с директором и педагогическим коллективом сейчас не только стал проще, он стал абсолютно прозрачным, даже с некоторым перекосом в сторону родителей.

Учителя сейчас боятся сказать родителям то, что думают, потому что их могут неправильно понять и пожаловаться руководству. Даже электронное письмо родителя на сайт школы – уже внештатная ситуация, на которую нужно немедленно реагировать. А уж если недовольный родитель напишет на сайт департамента образования, после такого обращения с большой вероятностью «полетят головы». Поэтому учителя общаются с родителями очень осторожно.

Встреча родителей с педагогами превратилась в официальную церемонию. Ведется протокол беседы, родителя стараются ничем не обидеть, даже если родитель пришел с не слишком адекватным запросом и его требования и претензии звучат странно. Такое бывает, и гораздо чаще, чем хотелось бы. Я, как психолог, не раз на таких встречах присутствовала.

Тревога педагогического состава связана еще и с тем, что многие родители сейчас записывают беседу с учителем на диктофон, а то и на видео. Официально учителя не могут этого запретить. Эти записи могут появиться в социальных сетях или стать приложением к жалобе. Это мобилизует учителей, они стараются говорить только по делу и аккуратно выбирать слова, что, конечно, не может не создавать напряжения. Учителя в свою очередь стараются подстраховаться, ведя официальный протокол беседы.

Конечно, огульно обвинять родителей в том, что они не вылезают из чатов, было бы ошибкой. Они имеют право делать то, что им хочется и нравится. Беда в том, что есть учителя, которые тоже не расстаются со смартфоном, постоянно находятся в активной переписке, в том числе и во время урока. Ни законодательство, ни устав школы это не регулируют. Возможно, пора в контракт специалистов, работающих с детьми, включить пункт, обязывающий отключать смартфон во время уроков. Лично мне бы очень хотелось, чтобы такой пункт появился в должностных инструкциях учителей и школьных психологов.

На этом фоне то, что сейчас во всех школьных классах хотят поставить видеокамеры, выглядит благом, хотя многие педагоги подобными инициативами недовольны. В моей практике был случай, когда видеокамера помогла выяснить, что за конфликт у детей произошел во время тихого часа в детском саду и где в это время были воспитатели, которые обязаны были присутствовать в спальне. В Москве детсады вместе со школами входят в состав многофункциональных комплексов, я была руководителем психологической службы в таком учреждении.

Родительские чаты болячка нашего времени

– В зарубежных фильмах часто можно видеть замотанную работающую маму, которая внезапно узнает, что к завтрашнему утру нужно испечь пирог на школьный конкурс. Многим российским родителям приходилось собирать ноябрьским вечером осенние листья или печь в ночи блины к Масленице. Что посоветуете в таких ситуациях?

– Мне кажется, что в Москве эта проблема сейчас решена. Если набрать в поисковике «директор школы и чебурашка», можно узнать историю о том, как в 2016 году директор одной московской школы был уволен после записи одного из его педагогов в электронном дневнике: «Принести изделие “Чебурашка”».

Руководитель столичного Департамента образования так разнес этого директора на селекторном совещании, что Чебурашку все запомнили, и надолго. Теперь слово «принести» в московских школах под запретом, и учителя изощряются, подбирая неочевидные синонимы, чтобы и без клея и цветной бумаги на уроке технологии не остаться, и под гнев начальства не попасть: «На уроке понадобятся материалы для изготовления аппликации (список)». Так Чебурашка спас московских родителей, не думаю, что кто-то из учителей рискнет обязать их что-то принести в школу.

Работающим мамам из других городов, к которым Чебурашка не приходил, можно посоветовать выполнять подобные задания в меру своих сил, ресурса и желания. Каждый раз задавать себе вопросы: «Насколько это обязательно? Что будет, если я этого не сделаю?» Сказать: «Я работаю, я не могу» – совершенно нормально.

В школе учитесь не вы, а ребенок, в чем-то можно ему помочь, но главное – не устраивать в школе конкурс родительских амбиций, не включаться в этот забег.

Потому что в большинстве случаев это нужно не ребенку, а родителям, чтобы приобрести авторитет и статус в родительском коллективе. Я бы многим мамам посоветовала аккуратно относиться к родительским сообществам, в том числе и в соцсетях.

– Почему? Что не так с родительскими чатами и группами?

– Серьезным, работающим мамам я бы посоветовала поменьше внимания обращать на родительские чаты. Эти чаты, как правило, для родителей учеников 1-2-го, максимум 3-го классов, потом родители от них устают. Обычно мамы-активистки, энтузиастки родительских чатов весь свой пыл и все свое родительское рвение тратят на первый год обучения ребенка в школе.

Некоторые родители начинают проявлять энтузиазм, когда в первый класс идет кто-то из младших детей, потому что, когда учились старшие дети, чатов еще не было. Активность в родительском чате – как корь, этим «болеют» один раз в жизни, на всех оставшихся детей этой прививки хватает, родители становятся мудрее, перерастают эти чаты и начинают относиться к школьной активности философски.

Мне кажется, что родительские чаты, родительские группы в соцсетях – это болячка нашего времени. Родители упоенно общаются в чатах, забыв о том, что в школе учатся не они, что это не они одноклассники, а их дети. Если в чате есть учитель, ситуация усложняется. В виртуальном общении ему сложно сохранить дистанцию и субординацию, когда родители пытаются с ним «дружить» и требовать, чтобы он был в доступе 24 часа в сутки.

Я, как руководитель психологической службы, могу отметить, что в последнее время появилось много запросов от педагогов на регулирование отношений в таких чатах. Любые сообщества (в том числе и родительские) подвержены групповой динамике: конфликты, выяснения отношений, борьба за лидерство, травля. Нет никаких правил по ведению родительских чатов.

И только когда все родители в виртуальном пространстве уже перессорились, они начинают взывать к авторитету учителя. Но учителя этот процесс не контролируют, это выходит за рамки их компетенций. Я советую в школьные чаты и группы ходить осторожно. Чаще всего это просто потеря времени. Отдельно стоит предостеречь пользователей соцсетей: «дружить» с одноклассниками своих детей – не всегда хорошая идея, особенно если вы склонны к эмоциональным записям и любите публиковать личные фотографии.

Конфликт в школе: действуйте официально

– Изменился ли сейчас алгоритм решения школьных конфликтов? Что делать современной маме, если ее ребенок пришел из школы в слезах (вариант – с синяком), потому что его ударил одноклассник?

– Разговор с мамой агрессора, скорее всего, не приблизит вас к цели, любая мать будет защищать своего ребенка. Если мама другого ребенка адекватно оценивает ситуацию, то всегда можно разобраться, а если не очень, лучше не идти на конфликт.

Своему ребенку посоветуйте держаться от агрессора подальше. Если есть такая возможность, понаблюдайте за детьми, когда забираете ребенка из школы. Нужно обратиться к учителю. Для начала лучше всего неформально – послать письмо с описанием ситуации и просьбой разобраться. Можно спросить учителя: «Нужно ли мне информировать маму или вы возьмете процесс под свой контроль?»

Как действовать дальше, подскажет учитель. В школах есть социальный педагог или психолог, где-то эти обязанности возложены на учителя. Если проблема не исчерпывается одним обращением, мама должна написать запрос в социальную/психологическую службу.

Психолог или социальный педагог должен прийти и понаблюдать за детьми на перемене и во время урока, чтобы понять, насколько агрессивен обидчик вашего ребенка и насколько обоснованы претензии мамы. Если ситуация становится хронической, учитель приглашает маму ребенка на беседу в школу.

Если и эта беседа не возымеет никакого действия, Совет по профилактике ставит ребенка на внутришкольный учет. В решении таких конфликтов нужно идти официальным путем. Но начать нужно с неформального обращения к учителю.

У каждого человека бывают моменты, когда новые люди входят в его жизнь не поодиночке, а сразу большими группамидетский сад, школа, вуз, новая работа. И одно из таких коллективных пришествий – настоящее потрясение: снова школа, но уже твоих детей. Ты взрослый состоявшийся индивидуум, твоему кругу общения 20 лет в обед, и вдруг однажды первого сентября вместе с нервным звоном будильника в твою жизнь врывается оголтелая толпа чужих дядек и тетек – примерно 40 человек. И в связи с техническим прогрессом, сделавшим вотсап доступным любому из высших приматов, у тебя не получится определить этим людям местом для встреч нечастые родительские собрания. Одиннадцать! Одиннадцать долгих лет! Ты будешь с ними ежедневно, день и ночь, в будни и выходные, в соседнем сквере и в отпуске в Австралии, за рулем и дома в туалете, в горе и радости. Со временем ты не сможешь избежать знания, что едят на завтрак в семье Русланчика, отчего изжога у мамы Анжелики и что думает по поводу сирийских беженцев папа Армана. Разверзается гигантская черная дыра, задача которой поглощать твои нервы, время и право на отдых – это зло распространено повсеместно и широко известно как школьный чат . С этими людьми тебя не связывает ничего, кроме того, что ваши яйцеклетки оплодотворились примерно в один и тот же год, а потом оформились в детей, которые через семь лет оказались в одном классе. Но именно эти люди станут практически членами твоей семьи.

Утро здесь начинается с того, что отчаянные домохозяйки обмениваются любезностями в виде трех-пяти картинок с надписями вроде «Доброе утро!» и «Хорошего дня!» , неизменно с пошловатыми плюшевыми мишками и зайчиками, словно из мультфильмов куйбышевской телестудии – кошмара всех советских детей. Или с цветами, непременно лилиями или гладиолусами – тоже в духе пригласительных на свадьбу тридцатилетней давности. Ты сидишь на работе, день задался, квартальный отчет наконец-то пошел, но мишки с зайцами и гладиолусами вводят тебя в ступор. Дело даже не в том, что ты отвлекаешься на новые сообщения. Вопросы, где же они берут все это добро и неужели им больше нечем заняться в 9 утра, кроме как искать и постить идиотские картинки, полностью вытесняют из головы любые рабочие планы. Тебя бы устроило, чтобы данное сообщество оживало раз-два в день, но проблема в том, что большинство мам из чата не работают и им нужно как-то развлекаться. Например, искать и постить идиотские картинки.

Но только непосвященному может показаться, что это тихая гавань и уютный мещанский будуар с обоями в цветочек. Школьный чат – это ринг, это колизей, обильно политый кровью гладиаторских боев, это арена для борьбы без правил и Каунтер страйк, воплощенный в реальность. Здесь маме Рустема не понравилось, что Бекнур сбросил куртку ее сына с вешалки, а Аделина мама не доругалась на родительском собрании с папой Роксаны, которая назвала Аделю дурой. И виртуальная смертельная резня в мгновение ока разгорается на глазах тридцати с лишним зрителей. Разборки готовы вспыхнуть как спичка по самым ничтожным поводам. Ибо давно проверено в полевых условиях, на детских площадках и в очередях к педиатру: нет более фанатичных и яростных бойцов с мухами размером со слонов, чем мамаши. Но уже через несколько минут после стычки в чате все снова благородно и мимимишно, а следы грязных разборок мигом заметаются толстым слоем сердечек и поцелуйчиков.

Еще одна проблема таких чатов – грамотность. Ты – граммар-наци и намедни отпинал коллегу в фейсбуке за ошибку в слове «реконвалесценция», но здесь – как в стране невыученных уроков. «Не» с глаголами пишется слитно, «не кто» вместо «никто», про «–ться» никто и слыхом не слыхивал, и в ходу такие чудеса, как «Спосибо» или «Пажалуста». Зато шок от родительского уровня образования немного подготовил тебя к следующим открытиям и смягчил удар, когда 5 сентября в чате появился анекдот со словом «***», а 15-го – веселый порноролик, где персонажи, вот прямо да, совокуплялись. Все это мирно соседствовало с воззваниями носить хиджаб и не пропускать утренний азан. 18-го сентября предлагали недорогое спальное белье, а 23-го – сковородки оптом.

Это территория вне закона. Здесь не действуют не только правила грамматики и общепринятые нормы социума. О сетевом этикете в школьном чате тоже не слышали. Например, одна маман пользуется исключительно транслитом. Возможно, она единолично, не дожидаясь всей страны, перешла на латиницу или не смогла установить кириллицу в смартфоне. Неизвестно, что заставляет ее пользоваться столь неудобным способом ввода. Известно лишь, что читать это архитрудно. Легче расшифровать шумерскую клинопись, чем ее «sootnаshenye k vychitaemаmu». Другая, полуночница, любит спросить часа эдак в три ночи, сколько завтра уроков. Или очередная мамаша вопрошает, когда собрание. Хотя, три, шесть, восемь и пятнадцать постов назад все подробно обсудили этот вопрос. И становится понятно, что очередной мамаше попросту лень читать всю простыню, что есть сетевое неуважение и недостаток сетевого воспитания.

Разные города, школы, люди – но все школьные чаты одинаковы. Как будто есть универсальные законы их существования, а в твоей группе сидит тайный агент, который следит за соблюдением бредовых традиций.

Где-то среди двух десятков демотиваторов, полтонны смайликов и писем счастья, которые нужно переслать пятнадцати друзьям, затерялось домашнее задание – это, собственно, то, почему ты все еще здесь. Задачка по математике твоего первоклассника оказалась не по зубам бабушке с 30-летним стажем преподавания вышмата в КазНУ, папа с красным дипломом политеха тоже сдался через полтора часа. Задание не решить никак, кроме как силами коллективного разума школьного чата. В этом его, чата, тайная сила и парадокс. И ты сидишь на игле этой тайной силы и перерабатываешь немыслимые объемы мусора, чтобы однажды найти между строк настоящий бриллиант – информацию о том, что в эту субботу учебу отменили и можно поваляться в постели до полудня.

В общем-то, выхода два. Первый – решительно нажать на большую красную кнопку «выйти из группы». Когда надо будет собрать деньги в классный фонд на новые цветочные горшки, тебя найдут и без всякого чата, даже если ты сбежишь на Северный полюс или замуруешь себя в бункере. Выход второй – поймать дзен, отключить уведомления и звук в школьной группе. И повнимательнее присмотреться к парочке симпатичных вменяемых мам. Вполне может оказаться, что после нескольких совместных походов в кофейню ты пригласишь их на свою дачу, а через месяц, глядишь, ваши половинки махнут порыбачить на Балхаш. И в твоем самом близком круге общения появятся новые ценные приобретения – веселые, надежные, родные – на всю жизнь и даже для грядущих поколений. Настоящие члены семьи.

Председатель родительского комитета: Ребят, давайте обсудим, что будем дарить детям в новый год? Сильно не разбегаемся – бюджет 200 руб. на ребенка, так что…

Мама-кудесница: Я могу сделать всем набор расписных пряников. Зарабатывать на вас не стану – отдам по себестоимости.

Восторженная мама: Поддерживаю! Я видела работы мамы-кудесницы. Боже, боже!

Множество смайлов-сердечек.

Практичный папа: Позвольте! Что за мода дарить еду? Я считаю, деньги нужно потратить на что-то полезное.

Практичная мама (не жена практичного папы): Поддерживаю. Предлагаю купить шампунь или гель для душа.

Мать-ехидна: А что уже машину времени изобрели?

Практичная мама: Почему?

Мать-ехидна: Ну, как-то же вы к нам из девяностых попали? Давайте им еще стиральный порошок вручим. На случай дефицита. Или гель для бритья – на будущее.

Папа-юморист (как он о себе думает): О, порошок. Я за! Только не стиральный.

Мама без чувства юмора: Гель для бритья рано, про порошок вообще не поняла, а дезодорант вполне можно.

Мать-ехидна: Десятилеткам?!

Следующие полчаса посвящены обсуждению гормонального развития детей. Так класс узнает, кто из них уже вступил в пубертат, а кто все еще в песочнице.

Папа-псих: Раскудахтались. Никакого конструктива, один флуд. Про подарки будем говорить? Предлагаю подарить футболки. С принтом.

Мать-ехидна: А вы их цену видели?

Папа-псих: И что? Можно найти дешевле.

Папа-бизнесмен: Точно! Предлагаю заказать напрямую из Китая. У меня и подвязки есть, могу посодействовать. Вы только мне командировку в Пекин оплатите, а уж я договорюсь о партии дешевых футболок.

Мать-ехидна: О, Господи! Где тут смайл, закатывающий глаза?

Читающая мама: Футболки – бред, давайте лучше книгу.

В следующие полчаса чат узнает, кто из детей читает и что, а кого под дулом пистолета не заставить. Пара впечатлительных родителей не читающих детей удаляются делать себе харакири, еще несколько участников гибнут, лопнув от гордости. Обсуждение продолжают самые стойкие.

Практичная мама: Не нравится шампунь, давайте тетради подарим. Они всегда нужны. Или авторучки.

Мать-ехидна: А, может, счет за квартиру оплатить и квитанцию свитком свернем и лентой перевяжем. Чем не подарок? Вы еще трусы с носками предложите.

Практичная мама: И предложу! Моей дочке вот как раз бюстгальтер нужен, все лучше ваших пряников. От них только попа растет, мало нам расходов из-за вырисовывающейся груди.

Следующие двадцать минут в разговоре участвуют только родители девочек. Так класс узнает, кто из них уже с формами, а кто только мечтает и завидует.

Папа-псих нецензурно выражается и покидает группу. Осуждению и обсуждению его поведения посвящается не менее часа.

Председатель родительского комитета: Все высказались? Тогда предлагаю следующее: либо заказываем пряники, либо (кто не согласен) покупает подарки на двадцать пять детей. Общий бюджет – пять тысяч рублей.

На уроках информатики, чтобы рассказать и показать детям, как устроены и работают интернет-чаты и мессенджеры, приходится пользоваться интернет-сервисами, типа Skype, Mail.ru Agent или ICQ.

Однако, это совершенно необязательно. В этой статье мы покажем, как быстро, удобно, безопасно и бесплатно добиться желаемого.

Во многих школах России, Украины и Казахстана .

1. Где взять бесплатную версию локального чата?

3. Как правильно установить и запустить свой чат без Интернета?

Вам понадобится один компьютер в качестве сервера. Это может быть ноутбук учителя, например. Скромных технических характеристик будет достаточно, программа нетребовательна к ресурсам и будет работать на любой операционной системе, начиная с Windows XP и старше. Если у вас не Windows, а Linux, MyChat Server можно запускать из-под WINE . Если у вас Mac, то можно пользоваться Parallels .

Устанавливается сначала программа-сервер (файл mcserv-v5-22-1.exe из скачанного архива mychat.zip). Каких-то особых сложностей нет, стандартная установка Windows-программы без лишних вопросов.

Если это так, то WEB-версия для вас предпочтительнее.

Во всех остальных случаях, конечно, лучше выбрать полнофункциональную версию для вашей операционной системы. Там больше возможностей и её удобнее настраивать.

5. Как подключиться к серверу чата WEB-версией?

Создайте ярлык на рабочем столе с адресом, например, http://192.168.10.1 (192.168.10.1 – это IP адрес компьютера учителя, у вас он может быть другим).

Свой IP адрес можно увидеть в центре управления сетями и общим доступом или с помощью консольной команды ipconfig .

Открываете браузером (лучше Chrome или Firefox последних версий) этот ярлык и попадаете в чат, в окошко авторизации:

Можно сразу войти под уже существующим пользователем, или зарегистрировать нового. Пара мгновений, и вы в чате, прямо в браузере:

Есть конференции, где можно общаться сразу всем одновременно, а есть приваты, для разговоров один на один (видео и голосовые звонки доступны именно там).

6. Как установить и подключиться Windows-версией?

Нужно установить Windows-приложение из скачанного архива mychat.zip . Файл называется mcclient-v5-22-1.exe

Процесс установки MyChat Client, так же как и сервера, прост и линеен, обычная инсталляция Windows-программы, процесс по шагам хорошо .

После того, как вы установите и запустите программу MyChat Client в первый раз, стартует .

Надо будет указать IP адрес вашего учительского компьютера, на котором уже работает MyChat Server, чтобы программа знала, куда ей следует подключаться после запуска. В большинстве случаев мастер первого запуска сам найдёт сервер чата в вашей локальной сети, так что адрес даже вводить не придётся.

Потом сразу можно будет зарегистрировать пользователя и входить в чат:

7. Что можно показать и рассказать про чат детям на уроке?

С помощью чата можно показать, как работает интерактивное общение, рассказать про правила сетевого этикета и личную безопасность. Детям просто интересно видеть, как набирается и отправляется текст «вживую», а не только в обычном текстовом редакторе.

В чате работает автоматическая проверка правописания, программа подчёркивает красной волнистой линией слова с ошибками и .

Замечено, что дети общаются в текстовом чате с огромным удовольствием, даже если они находятся рядом, за соседними компьютерами. Вот тут они и понимают, насколько удобно владеть быстрым набором текста на клавиатуре.

Напоследок - короткий видеоролик про MyChat: