Картотека игр на развитие мышления. Что плавает, что тонет? « Волшебный мешочек»

Виктория Королева
Картотека игр для развития мышления

Картотека игр на развитие мышления помогут развивать логическое , образное, словестно - логическое мышление , развивать умение квалифицировать предметы по одному или нескольким признакам.

1. Игра «Чудесный мешочек» .(2-3 года)

Цель : развивать образное мышление , память.

Оборудование : игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок.

Описание : воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и называет кто это. Также может прочитать стихотворение об этом животном : если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

2. Игра «Во саду ли, в огороде.» . (3- 4 года)

Цели : развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Оборудование : карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона ) .

Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет : овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

3. Игра «Товарный поезд» . (3 – 4 года)

Цель : развивать логическое мышление .

Оборудование : карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные) .

Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках -вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий , но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

4. Игра «Нелогичные ассоциации» . (4 – 5 лет)

Цель : развивать ассоциативное мышление .

Оборудование : карточки с изображением предмета.

Описание : необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например : тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку . Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

5. Игра «Третий лишний» . (4 – 5 лет)

Цель : учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание : воспитатель называет три слова, например : «собака» , «кошка» , «рыба» . Ребенок должен определить : все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее» . Примеры слов : береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

6. Игра «Где чей листочек» . (4 – 5 лет)

Цели : развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

Оборудование : карточки с изображениями деревьев (дуб, клен, листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или другой вариант.

Описание : смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) - дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первое время выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина) . По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

7. Игра «Нарисуй и зачеркни» (5 – 7 лет)

Цель : развитие слухового внимания , памяти и мышления .

Оборудование : лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

Описание : На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям :

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

8. Игра «Чем похожи и чем отличаются?» (5 – 7 лет)

Цель : развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи .

Оборудование : магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок : мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Описание : Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

9. Игра «Разложи карточки » (6 – 7 лет)

Цель : развитие логического мышления .

Оборудование : квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками , три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

Описание : На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками , три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так , чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки .

Публикации по теме:

Игра для развития мышления 3-5 лет. «Запомни и угадай». Цель игры: научить ребёнка запоминать предметы и перечислять их. Ход игры. Игру.

Формирование наглядно-образного мышления у детей с ограниченными возможностями развития Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений. В среднем дошкольном.

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха Игра «Кто быстрее соберет вещи?» Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш". Оборудование: Большая карта, на которой.

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики Игра «Путешествие пальцев» Цель игры: Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Картотека игр на развитие мышления, памяти, внимания для детей средней группы 1. "Четвёртый лишний" Цель: развивать логическое мышление. Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7» Картотека игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: педагог-психолог Гончарова Г.С. ЗАТО Северск 2016г

2 Картотека игр на развитие мышления О МЫШЛЕНИИ Мышление наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Задача мышления раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Функция мышления расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Развитию мышления на дошкольном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребенка дошкольного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формальнологические рассуждения детям еще не доступны. Можно с уверенностью сказать, что мышление основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать). Но именно несформированность мышления мешает детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление. *** Последовательные ступени интеллектуального развития: 1.Наглядно-действенное мышление 2.Наглядно-образное мышление 3.Словесно-логическое мышление. 1 этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются. 2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какоето действие. 3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженны-

3 ми словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие кошка уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими, например, абстрактными понятиями как время и пространство. При правильно развитом мышлении человек способен: * Анализировать разделять предметы или явления на составляющие компоненты. * Синтезировать объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей. * Сравнивать сопоставлять предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия. * Классифицировать группировать предметы по признакам. * Обобщать объединять предметы по общим существенным признакам. * Конкретизировать выделять частное из общего. * Абстрагировать выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других. Решать: Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации. Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения. Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойства Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями). Задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев, Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников Игры на развитие логического мышления 1. Игры на формирование умений выполнять классификацию. «Разложи предметы» Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов, различных по назначению, но одни деревянные, а другие пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки. Ход игры: Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке

4 оказались игрушки чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке все деревянные игрушки, а в другой все пластмассовые». «Летает не летает» Ход игры: Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает». Игру можно проводить на прогулке. «Съедобное не съедобное» Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное». «Будь внимательным» Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов. 2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию. «Новоселье у матрешек» Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак. Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая на первом этаже, на втором немного побольше, на третьем еще побольше, на четвертом еще больше. А на пятом, последнем этаже самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры. Игра «Что тяжелее?» Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов. Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее и осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче осеннее пальто, еще короче зимнее платье и т.д. По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?» Игра «Угадай-ка: плывет тонет?» Ход игры:

5 Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие тонут. Педагог называет парную группу предметов: деревянная палочка гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему? Рассказы загадки. «Что было ночью?» «В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?». «Дождливая погода» «Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?». «Не покатались» «Два друга Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?». Продолжи предложения: Мы включили свет, потому что. Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что. Дети надели теплую одежду, потому что. Щенок громко залаял,потому что. Алеша выглянул в окно и увидел. Таня проснулась утром и. - Также для развития логического мышления я использую игры, сделанные из дерева: «Сложи квадрат», «Головоломки», «Уни - кубы», «Палочки Кюизенера», «Рамки вкладыши Монтессори» и магнитный 3D конструктор Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор подосиновик, платье юбка, ваза кувшин, заяц кролик, кот рысь, трамвай троллейбус, аист лебедь, ель лиственница. Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами. Игра «Подбери пару к слову». Цель: развитие внимания, мышления и речи. Оборудование: мяч.

6 Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла». Игра «Что это? Кто это?» Цель: развитие мышления и речи. Оборудование: 24 предметные картинки. Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших. Игра «Разложи карточки» Цель: развитие логического мышления. Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых одинаковые (для каждого ребенка). На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки. Игра «Разложи картинки по группам» Цель: развитие навыков анализа и синтеза. Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты молоток, пила, лопата и т. д. Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные). Задание «Закрой лишнюю картинку» Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка). Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком. Задание «Нарисуй и зачеркни» Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления. Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка). На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям: Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру; Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

7 Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру Игра «Придумай загадку» Цель: развитие речи и мышления. Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы. На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим. Игра «Составь предложение по двум картинкам» Цель: развитие внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка кофта (чашка, ваза, девочка кролик (фасоль, лыжи, мальчик кот (велосипед, коньки, аист гнездо и т. д. Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений. Игра «Любимая еда» Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Оборудование: предметные картинки, например: корова сено, кролик капуста, медведь мед, кошка молоко и т. д. Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду. Игра «Скажи мне наоборот» Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы. Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый грустный, быстрый медленный, пустой полный, умный глупый, трудолюбивый ленивый и т. д. Игра «Нелепицы» Цель: развитие речи, внимания, мышления. Оборудование: карточка к заданию. Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какиенибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле. Задание «Дополни фразу» Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи. Если песок мокрый, то. Мальчик моет руки, потому что. Если переходить улицу на красный свет, то. Автобус остановился, потому что. Игра «рассказ наоборот»

8 Детям младшего школьного возраста (играть могут одновременно несколько человек) предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот. Предположим, один говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь». Другой: «Вернулись братья в свою деревню». Третий: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры. Четвертый: «Сколько в одиночку старались мост построить, а ничего не выходит» и т.д. Игра «Ассоциация» Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации. Щенок играет в мячик. Щенок прыгает как мячик. Щенка надо кормить, а мячик нет. Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный. У щенка глаза круглые, как мячик. Дети любят играть со щенком и мячиком. Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки). Как играем: сначала читается стихотворение: Зайчик любит морковку, Мишка малинку, Воробушек рябинку, Рыбка червячка, Избегай, рыбка, крючка. Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова сено, собака кость, мышка сыр, кошка молочко и т. д. Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом. Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Буратино?» и пр. Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка заяц, зерно птица, лошадь сено. Когда представится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками. Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе. Раз, два, три лишний уходи

9 Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ синтез) Необходимый инвентарь: картинки. Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл самолет; трамвай, автобус, электричка КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему? Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы. Небылицы Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение Необходимый инвентарь: мяч. Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее. Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» мяч ловить не нужно и т. д. Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз. Выиграет тот, кто ни разу не ошибется. Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы. Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно. Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями. Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял? В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например: Сел воробушек на дом, Провалилась крыша. Под березою с котом Пляшут польку мыши. Мухи съели паука. Рыбы ловят рыбака.

10 На телегу села лошадь, Погоняет ездока. Автор: В. Чантурия. Сладкоежки Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок. Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил? Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки? «Сели мы на саночки» Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение Необходимый инвентарь: картинки времен года, сопутствующих предметов к ним. Как играем: покажите картинки времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи, коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко, лопатка, формочки и пр. Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а велосипед к зимней и т. д. Закрепляем: вспомните стихи и песни про времена года: «По малину в сад пойдем...», «Сели мы на саночки, взяли мы коньки...». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с собой сегодня именно эти игрушки? Усложняем: сыграйте в словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут. Например: лето самокат, зима санки, весна бумажный кораблик, а осенью что? И т. п. Да - нет, говорите Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.

11 Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает да, бывает нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать. Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать. Загадочные умники Игра учит делать выводы, доказывать их правильность Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки, формирует логическое мышление? Итак, загадываем: Лижет дочку языком, будет телочка здорова. Кормит также молочком, кто же мама? (корова) Когда ребенок ответит, спросите его, как он определил, что же это корова? Вот тут и начинается самое интересное! Если ребенок ответит, что корова кормит молоком теленка, скажите, что многие животные кормят молоком детей. А главная подсказка это теленок! Только у коровы теленок. Далее: В клетке пестрая головка, Чистит перышки так ловко. Что за птичка, угадай, В клетке верно... (попугай) В клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова ит. д. Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает вы отгадываете. Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может, ребенок придумает свою загадку? Например, вот загадка ребенка 4,5 года: «По лесу ползет, иголки на себе несет». А если завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее «Загадай-ка». Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на отличительную черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь дождик можно устроить и из лейки. Например, придумываем: «Водичка льется с неба, как из лейки» (аналогия) и т. д. Ребятушки-загадушки Игра учит определять предмет по его характерным признакам Необходимый инвентарь: игрушки. Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил. Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.

12 Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д. Математические круги Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися множествами Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры. Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые в другом или большие красные круги в одном, маленькие синие в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого в большом большие квадраты, в маленьком маленькие. Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или скакалки. Парные картинки Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр). Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках? Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет. Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные. Литература 1. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М.: КСП, с. 2. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Академия, с.

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных

Коллекция дидактических игр для развития мышления у дошкольников. Мышление О МЫШЛЕНИИ Мышление наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между

Дидактические игры по развитию речи во 2- младшей группе «Вьюнок» (консультация для родителей) Развивающие игры для детей 3-4 лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают

Дидактическая игра Дидактическая игра это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические

Краснова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 72», г. Чебоксары. Игры на классификацию по математическому развитию в детском саду В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе

СЕНТЯБРЬ понедельник вторник среда четверг пятница 1 неделя «Встреча с Гномиком» - развивать представления детей о пространственном расположении частей своего тела. восприятия и внимания.(тема на несколько

Играем, учимся, развиваемся ЧАСТЬ I Подготовка к школе развивающие упражнения «РАСКРАСЬ ФИГУРЫ» Цель: развивать умение слушать и точно выполнять указание взрослого, ориентироваться в пространстве. Раскрась

Игровая школа мышления В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Дети образуют полукруг.

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Игра «Фотоаппарат». Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь. Игровой материал

Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_05e.shtml 1. Тест на оценку устойчивости внимания На рисунке изображены 7 переплетенных линий. Это дорожки, по

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Развивающие занятия с детьми 3 4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток. Задание для ребенка: Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что

По закреплению математических знаний детей 5-ого года жизни. Для каждого родителя собственный ребенок и умен, и красив. И когда воспитатель рекомендует проводить те или иные упражнения дома для закрепления

Занимательный математический материал» (младший возраст) составила воспитатель МБДОУ 45 Забалуева О.В. Дидактическая игра «Портрет» Возраст 4-5 лет * Учить детей видеть в схематичном изображении предметов

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ Любимова М.М. Для проведения обследования предлагаются следующие задания 1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД (методика А. А. Венгер). Задание направлено на

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесный мешочек» Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая

Азвитие речи «шяг вя шагом» Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь 1 БРИЗ Творческий Центр Москва 2009 УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Покажи, кто режет, кто варит, кто несет, кто читает, кто моет,

Игры для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного

Развивающие упражнения на память 1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов» Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Тема: ««Маша идет домой». Воспитатель:

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

Игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 78 «Алые паруса» города Ставрополя Рабочая тетрадь 2 для детей старшего дошкольного возраста по развитию

Сташкевич О.Н.-воспитатель МБДОУ 320, Красноярск. Педагоги наблюдают, что у детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Мы должны не только помочь им в этом, но

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЕ - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность

Картотека игр для активизации словаря детей раннего возраста В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На 2 году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

ОБЩАЯ МОТОРИКА 1. Школа мяча Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите кубик, мячик, любой другой предмет. По сигналу игроки должны игрушечной шпагой,

Математика для малышей Консультация для родителей Развивающие игры для детей 2-3 лет Обучение малышей математике дома. В возрасте 2-3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления.

«Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все

Дидактические игры для активизации словаря детей раннего возраста В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На 2 году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает

МАДОУ «Детский сад 56» Учитель дефектолог Лушникова С. А. 2015г. Мышление Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Мышление - это высшая форма

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Знакомство с понятием «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация в пространстве. Знакомство с понятиями «высокий - средний - низкий», «высоко низко»,

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 368» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Играем дома (игры на развитие мыслительных операций)» Материал подготовила: Учитель-дефектолог

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка»)

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДУМАТЬ? Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Конспект организованной образовательной деятельности по зудожественному творчеству (аппликации) с детьми группы 1 «Огоньки в окнах домов» Воспитатель: Исмаилова Э.Х. Цель: приобщать детей к искусству аппликации,

Учитель-логопед Н.В. Савинская ГБОУ СОШ 89 им. А.П. Маресьева Цель: Упражнять в подборе антонимов (слов-неприятелей) «Наоборот» В гости пришел ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит

Тема Область Содержание деятельности (закрепление лексических тем по областям на неделю) Октябрь «Осень». Признаки осени. Математика (ФЭМП) Обучение грамоте Сенсорное Закрепление знаний о временах года.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки

Консультация для родителей. средней группы 4 «В игры играем, память развиваем» 1. Помните, память ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

Игра «Большой маленький» Цели: формирование понятия о величине: большой, маленький. Развитие и совершенствование внимания ребенка (различие и тождество однотипных предметов по величине). Пополнение пассивного

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!»

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 7 лет» 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 86» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ДЕТЬМИ 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Тема «В гостях у лесных жителей» Подготовила: воспитатель 1-ой кв.кат.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических представлений существует

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 44 г. Липецка Консультация Тема: «Организация игр-занятий по грамматическому строю речи в младшем возрасте» (из личного

"Грамматика - логика языка" К. Д. Ушинский В сборнике подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения по формированию грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи: на развитие

ЧТЕНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ 1. Упражнение Расставь по порядку Всем учащимся предлагаются наборы картинок, на которых изображены времена года, они должны расставить их по порядку: начиная с зимы начиная с лета

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинѐнных предложений) Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу) Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу) Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда?

1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Аннотация стр. 3 2. Введение стр. 4-5 3. Подбор дидактических игр стр. 6-13 4. Список используемых источников стр. 14 2 АННОТАЦИЯ Работа поможет воспитателям детских садов и родителям сформировать

Игры и упражнения, способствующие развитию познавательных процессов Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры). «Построй

ЗАНЯТИЕ 3 ОН МОЙ ОНА МОЯ ОНО МОЁ 1. Подпиши картинки. Вставь слова МОЙ, МОЯ ИЛИ МОЁ. СОБАКА ЯБЛОКО СТУЛ _Она моя КРЕСЛО ПЛАТЬЕ ТИГР ДОМ МЯЧ КНИГА КОШКА КОНФЕТА ВАРЕНЬЕ 8 2. Соедини слова с картинкой. Соедини

1. Назови одним словом Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники

Консультация для родителей «Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет. Проблема: Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 играют очень важную роль. Поэтому для похода в магазин игрушек

Диагностика аспектов речи детей мигрантов, поступающих в 1-2 классы образовательной организации (методика проведения диагностики, определение уровня владения устной речью) Диагностический инструментарий

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Повторение понятий «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация во времени. Изучение темы: сезонные изменения в природе и жизни человека. 4 сезона:

Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы. Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 223» городского округа Самара Конспект НОД По развитию речи в старшей группе: «Обучение рассказыванию» Цель:

Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста Ребёнок рождается, не имея мышления. Чтобы думать, необходимо овладеть чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. Память

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию речи детей 5-6 лет Консультация для родителей: «Игры для развития словаря и связной речи детей старшего дошкольного возраста». Учитель логопед

Кружок по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений

Татьяна Румянцева
Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст)

1. Игра «Муха» .

Цель : Научить детей анализировать зрительный образ.

Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре сидит «муха» . Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратные движения совершать нельзя. Задачей игроков является : не выпустить «муху» за пределы девятиклеточного поля. В игре участвуют 2-3 человека. Каждый по очереди называет свой ход перемещения «мухи» . Проигрывает тот , кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все игроки видят игровое поле, хотя действие производятся медленно. Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Через несколько минут игры поле закрывается и каждый игрок должен продолжать игру, ориентируясь на свое зрительное представление.

Анализировать зрительный образ можно в упражнениях типа : «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку» или предложить детям найти на картинке с «запутанным» рисунком геометрические фигуры : квадрат, треугольник, круг и т. д. и обвести их разными цветами.

2. Упражнение «Найди отличие» .

Цель : Научить детей запоминать образ, ситуации.

Предложить детям картинку, на которой нарисована ванная комната.

Ребенку нужно представить, что он находится в этой комнате и дотрагивается до каждого из нарисованных предметов. Важно запомнить их местоположение. Как только ребенок запомнит все, переворачиваем страницу. На другой странице та же ванная комната, но предметы сменили свои места. Нужно назвать как можно больше предметов.

3. Упражнение «Счетные палочки» .

Цель : Научить детей представлять зрительный образ.

Детям предлагается четыре квадратных листа, на которых из счетных палочек выкладываются образы или геометрические фигуры. Например : лицо, клоун, кошка, ежик. Нужно запомнить образы, закрыть их листом бумаги и выложить такие же изображения на чистых квадратах.

4. Игра «Волшебные кляксы» .

Цель : Научить детей узнавать предметы в неопределенных графических формах.

Перед игрой изготавливают несколько клякс : на середину листа выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот , кто назовет больше всего предметов.

5.«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.

6. Игра «Что на что похоже» .

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются , какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает : То, что я загадал похоже на…» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку : например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8» , которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

7.«Дорисуй фигуру» .

Цель : Научить детей собирать целостный образ из его частей.

Детям предлагаются шесть листов бумаги, на которых изображены : Два кружка, соединенных линией; полукруг; волнистая линия; овал во весь лист; круг в круге; круг «на палочке» . Детям нужно ответить на что похожи фигурки на картинке, подумать и дорисовать детали, так, чтобы рисунки были как можно интереснее.

8. Игра «Круглые очки» .

Цель : Научить детей работать со свойствами предметов.

Ребенку нужно представить, что он надел круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Нужно осмотреться и назвать все круглые предметы в группе. Затем ребенку предлагается представить, что он вышел на улицу и назвать 5 предметов круглой формы, которые ему встретятся.

Можно предложить упражнение : «Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. Например : «Яркий и желтый» . Варианты ответа : «свет, солнце, лампа» . В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном смысле. Например : сладкий, легкий (жизнь, запах, победа) .

Для того, чтобы научить детей находить общие и различающиеся признаки объектов, детям предлагается ряд заданий по объединению предметов в группы, исключению лишнего предмета из группы, обозначению группы предметов одним понятием. При этом необходимо помнить, что обобщение может производиться по разным основаниям : по ситуативным признакам (ложка, чашка, скатерть, стол – предметы обычно находящиеся в пространственной близости); по функциональным признакам (крючок, поплавок, удилище, ведро – предметы, используемые в рыбной ловле); по категориальным признакам (стол, стул, кровать – мебель) . Дети должны научится обобщать, используя все эти основания. Поэтому желательно не ограничивать их одним способом группировки, а поощрять выполнение задания разными способами.

9. Игра «Лишнее слово» .

Назови лишнее слово. Объясни, почему :

щука, карась, окунь, рак;

мяч, коньки, качели, клюшка; и т. п.

10. Игра «Назови отличие»

Даны предметы : шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет.

Чем эти предметы отличаются от : телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Найди как можно больше отличий.

Например : шкаф – большой, телевизор – маленький; шкаф используется для хранения вещей, телевизор не используется; шкаф не нуждается в электричестве, а телевизор нуждается.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в форме игры «Что? Где? Когда?» (старший дошкольный возраст) Игра «Что? Где? Когда?» (итоговое занятие по обучению грамоте старший дошкольный возраст) Задачи: Обучающие. Закреплять умение проводить.

Конспект занятия по изготовлению дидактической игры «Лишний предмет» (старший дошкольный возраст) Цель: изготовление дидактической игры. В группу заходит воспитатель другой группы: - Здравствуйте, ребята! Я принесла вам письмо. Почему-то.

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст) Дидактические игры «Определи похожий узор». Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в.

Игры для развития словаря посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст) Игра «Волшебная указка» Цель: развитие умения изменять слова с помощью суффикса, получая однокоренные (родственные) слова. Средства: волшебная.

Консультация «Исследование уровня сформированности наглядно-действенного мышления у детей 4–5 лет с ЗПР» При отборе диагностических методик на развитие наглядно – образного мышления учитывались имеющиеся в детской психологии данные о том, что.

Картотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления

детей старшего дошкольного возраста.

I этап

  1. «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии. После организации практической ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.

  1. «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

  1. «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.

  1. «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать ключик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать ключик».

  1. «КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»

Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и рассказать мальчику, как присоединить вагончики между собой и присоединить к паровозику. В случае затруднения педагог помогает ему проанализировать сюжет, задает вопросы: «Где паровоз? А где вагончики? Что хочет мальчик перевезти в вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как надо соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить? Что находится рядом с вагончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организуется наблюдение за реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка снова просят рассказать мальчику, как построить поезд.

  1. «КАК ДОСТАТЬ КОЛПАЧОК?»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает ребенку понять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нарисован? Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять ситуацию, изображенную на картинке, организуется ситуация наблюдения за действиями сверстников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание в наглядно-образном плане.

Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога помогают ребенку как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа.

  1. «В ПЕСОЧНИЦЕ»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Кто нарисован на картинке? Во что девочка хочет поиграть? Что ей для этого нужно? » В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девочки. Если и после этого ребенок затрудняется ответить, используется прием припоминания: «Чем ты берешь песок, когда делаешь куличики? Во что ты насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке, чтобы делать куличики?»

  1. «ПОСТРОЙ ЗАБОР ВОКРУГ ДОМА!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь мальчику: «Расскажи мальчику, как строить забор». При этом обращают внимание на предметные картинки.

В случае затруднения педагог использует прием припоминания: «Чем удобно забивать колышки, гвозди? А чем ты забиваешь гвозди? Ты видел, чем забивали колышки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы построить забор».

  1. «ПОМОГИ РЫБКАМ!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь рыбкам. Педагог говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не знает, как это сделать.

Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и переложить их в аквариум». Если ребенок все-таки пытается решать задачу практическим путем, т.е. пытается взять рыбку в руку и поднести ее к аквариуму, то необходимо организовать ему наблюдение за действиями сверстника. После чего ребенок рассказывает, как надо достать рыбок из банки и опустить их в аквариум.

  1. «КАК ДОСТАТЬ ШАРИК?»

Ребенку предлагают рассмотреть ситуацию, изображенную на картинке, и рассказать о том, во что хотят поиграть дети. В случае затруднения педагог помогает ребенку воспринять и понять целостную ситуацию, изображенную на картинке. Он задает уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что хочет мальчик? Во что дети хотят поиграть? Что хочет достать девочка? Чем она достанет шарик? Расскажи девочке, как достать шарик из банки». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, используется прием припоминания или наблюдения за действиями сверстников.

II этап

  1. «Да-нет»

Ребенку задаются вопросы, а тот, подумав некоторое время, должен ответить «да» или «нет». Если он ошибается, нужно снова задать ему тот же вопрос и попросить подумать еще раз. Если ребенок опять даст неправильный ответ, то его надо поправить и объяснить в чем его ошибка.

  1. «Какое время года»

Перед ребенком положить четыре карточки с разными временами года. Далее задать ребенку вопросы, касающиеся каждого времени года, а он должен указать на ту из арточек, которая ему соответствует.

  1. «Что каким бывает»

Спросить ребенка «Что бывает высоким?», а он предлагает разные варианты ответов. В ходе игры выяснится, что высоким могут быть и дом, и подъемный кран, и человек, и дерево, и шкаф.

  1. «Чего не бывает»

Сказать ребенку: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего на самом деле не бывает». Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением. Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе».

  1. «Разложи по порядку»

Задания ребенку: I вариант. Разложить по порядку картинки с временами года. II вариант. Разложить картинки с изображением членов семьи, от самого старшего к самому младшему. III вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце.

  1. «Разложи на группы»

Перед ребенком разложить комбинацию из 15 карточек, предлагая ему объединить карточки по тематике «Домашние животные», «Одежда для девочки», «Мебель» и найти одну картинку лишнюю. Ребенок должен найти и показать ее, а также ответить, почему именно эта карточка оказалась лишней.

  1. «Подбери похожее»

Задача детей – найти соответствие геометрических фигур и предметов. Детей можно разделить на группы и провести мини-соревнование. Побеждает та группа детей, которая быстрее и успешнее справилась с заданием. Для усложнения упражнения вы предлагаете детям самим подобрать к каждой геометрической фигуре соответствующий предмет так, чтобы он не совпадал с предметом другого участника.

  1. «Ходит-бегает-ездит»

Вы предлагаете ребенку подумать, что или кто может идти, а что или кто – бегать или ездить. Затем вы даете рассмотреть картинку и найти на ней объект, который не может идти (велосипед). При этом надо объяснить, что остальные нарисованные объекты идут. Ребенок, осознав это, должен указать, кто из нарисованных объектов может еще бегать (лошадь, человек).

  1. «Где моя тень»

Вы раскладываете перед детьми цветные картинки и каждому раздаете по одной черной. После этого объясняете, что каждый черный силуэт – это тень, которая из-за чего-то обиделась на своего хозяина и решила от него убежать. Дети очень помогут, если вернут каждую тень ее хозяину. Каждый должен подобрать к тени родную картинку.

  1. «Назови похожее»

Детям называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Нужно назвать как можно больше аналогов для него, то есть других предметов, которые сходны с ним по существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они, подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и др.

  1. «Для чего это пригодится»

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка – назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для чего-нибудь, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

III этап

  1. «На что похоже»

Вы кладете перед детьми один из простых рисунков (треугольник, квадрат, круг и т.д.). Задача каждого из них – найти в рисунке определенный смысл, образ и сказать, что бы это могло быть. Все участники предлагают свои варианты ответов. Чем больше их в конечном счете будет, тем лучше.

  1. «Вопрос-ответ»

Дети садятся в один ряд. Вы задаете им вопросы, а они по очереди отвечают. Вопросы могут быть следующие: что бывает высоким? что бывает узким? Что бывает глубоким? Что бывает круглым? И т.д.

  1. «Составь предложение»

Ребенку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

  1. «Нарисуй целое»

Разложить перед ребенком разрезную картинку и попросить нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.

  1. «Назови три предмета»

Назови мне три предмета голубого (красного, черного) цвета;

Назови мне три предмета, которые меньше твоего мизинца;

Назови мне три предмета, которые больше чем автобус;

Назови три предмета, которые могут находится в земле;

Назови три предмета, которые могут летать;

Назови три предмета, которые стоят;

Назови три предмета, которые сделаны из бумаги (дерева, металла).

  1. «Рисунок из палочек»

Детям раздаются комплекты палочек и им показываются разные картинки, на которых изображены различные предметы (ежик, домик, самолет, елка, пароход, юбка, флажок и т.д.). затем спросить у детей, могут ли они выложить из палочек, те предметы, которые видят на картинках. Затем дети пробуют отгадать кто какие предметы выложил.

  1. «Что общего между?..»

Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например лимон и апельсин. Постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне не похожие.

  1. «Что можно сделать из?..»

Ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газета, консервная банка, фольга, карандаш и т.д.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете признаки и свойства других предметов.

  1. «Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

  1. «Опиши предмет»

На столе разложены карточки с перевернутыми вниз картинками. Дети по очереди берут карточку, но не показывают ее остальным участникам. Ребенок должен описать предмет, изображенный на картинке, не называя его. если после рассказа остальные участники не смогли угадать, что нарисовано на картинке, то они могут задавать наводящие вопросы.

  1. «Веселый зоопарк»

Дети удобно усаживаются и по очереди изображают разных животных. Один из детей получает задание изобразить, к примеру, веселого крокодила. При этом остальные дети об этом не знают. Ребенок изображает животное с помощью жестов и определенных движений. А вы по наводящим вопросам помогаете угадать, кого изображает ребенок.

Список использованной литературы:

  1. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.;
  2. Круглова А.М. Простые упражнения для развития логического мышления/ А.М.Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2013. – 96с.;
  3. Модестова Т.В. Скоро в школу: Экспресс программа подготовки и развития. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 160с.:ил.;
  4. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е.А. Стребелева: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 256с.: ил.;
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн.для педагога-дефектолога/ Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 180с.: ил.