Конспект занятия пришла весна старшая группа. Ход занятия в старшей группе детского сада. Что щекочет нам лицо

Формировать у детей представление о характерных признаках весны

Задачи:

Познание:

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;

Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.

Коммуникация:

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Формировать умение отгадывать загадки.

Художественное творчество:

Развивать фантазию;

Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.

Направление: познавательно – творческое.

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов, разрезные картинки, мяч, бумага для рисования, акварель, кисти, баночка для воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ – детский сад №501

Воспитатель

Ларионова Мария Владимировна

Старшая группа

Провела: 23.03.2015 г.

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

«Весна пришла»

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

Формировать у детей представление о характерных признаках весны

Задачи:

Познание:

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;

Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.

Коммуникация:

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Формировать умение отгадывать загадки.

Художественное творчество:

Развивать фантазию;

Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.

Направление: познавательно – творческое.

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов, разрезные картинки, мяч, бумага для рисования, акварель, кисти, баночка для воды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Предлагаю вар ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки? (жили - были). Вот и наша сказка начинается со слов жила - была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей - Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Назовите их? (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.

Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.

Беседа о весне.

Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Назовите весенние месяцы.

Март, апрель, май –

Их не забывай!

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Д/Игра «Скажи ласково».

Д/Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Д/Игра «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель. Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?

Дети . Лишний воробей. Он зимующая птица, а все остальные птицы - перелётные.

Ребята, а почему их называют птицами? (тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост).

Какие птицы прилетают первыми? (грачи).

Что делают птицы? (выставляется картинка - подсказка: дерево с гнёздами.) (птицы вьют гнёзда).

Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).

Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.

Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).

А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).

Как изменилась жизни растений с приходом весны? (они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы).

Ребята, скажите, чем пахнет весна? (свежестью).

Дети, мы с вами вспомнили приметы весны, тогда вы с легкостью отгадаете все загадки. Готовы?

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
- весна –

***

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
- ручеек -

***

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
- скворечник -

***
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
- гнездо -

***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц …
- март -

***
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл …
- апрель -

***

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
- Нас теплом встречает…
- май -

***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
- подснежник -

***
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
- одуванчик -

***
Белые горошки
На зелёной ножке.
- ландыш -

***
Стоит в саду кудряшка
- Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
- ромашка -

Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветы растут, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас давайте вместе изобразим «Поляну мать-и-мачехи».


Конспект комплексного занятия в старшей группе «Путешествие по весне».

Павлова Галина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Малыш» Смоленская область
г. Рославль.

Комплексно- тематическое планирование предполагает проживание ребенком одной темы определенный период в различных видах деятельности. Поэтому закономерным является проведение в конце тематического периода такого мероприятия, которое позволит детям в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности, активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей, сформировать положительные взаимоотношения между воспитанниками, умение взаимодействовать в коллективе, а педагогу понять насколько хорошо усвоен материал.
Погружение в тему: «Весна» дало возможность не только интегративно решить воспитателю – образовательные задачи из разных образовательных областей, но и использовать все виды детской деятельности, которые организуются максимально интересно и полезно для детей. Тщательная подготовка педагога к тематическому дню сполна окупается эмоционально – положительной реакцией детей, их максимальной активностью. Это занятие прошло испытание на практике, было апробировано мною и моими коллегами в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Я надеюсь, что оно окажется полезным воспитателям детских садов.
ЦЕЛЬ: формировать представление о весне, как периоде пробуждения природы. Передавать в рисунке характерные особенности весенней природы (весенний закат солнца).
Образовательные: закрепить и обобщить знания о весенних явлениях в природе. Учить составлять рассказ по картинкам. Учить располагать рисунок на всём листе бумаги.
Развивающие: развивать логическое мышление детей путём решения логических задач. Развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать навык получения нового оттенка путём смешивания красок, навык рисования по сырому с целью получения эффекта размытости, полупрозрачности, развивать чувство композиции.
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе, культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать своё мнение к изобразительной деятельности.
Материал для занятия:
Картинка весны.
Картинки с явлениями в природе весной.
Картинки весеннего заката солнца.
Акварельные краски.
Восковые мелки
Кисти.
Банки с водой.
Листы белой бумаги.
Салфетки.
Воспитатель : сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Вы согласны.
Дети……
Воспитатель: мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем, но, чтобы узнать о каком времени мы будем говорить, вы должны отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Загадка:
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Дети……(весна).
Воспитатель: а может это не весна? Ребята отгадка на эту загадку вот она. Ничего не пойму? Конверт, чтобы найти отгадку вы должны ответить на вопросы. Попробуем ответить.
Дети….
Воспитатель: Я думаю, что мы справимся.
1.Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее
Воробей погоде рад
Заглянул к нам в детский сад.
О каком месяце, это стихотворение.
Дети……(март).
В ночь мороз
С утра – капель
Значит на дворе.
Дети……..(апрель).
Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет,
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает.
Дети……(май).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним весенние месяца?
Дети……..(март, апрель, май)
2.Между веток новый дом
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.

Дети……..(скворечник).

Воспитатель: Кто живёт в скворечнике?
Дети……(скворцы)
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит скворечник.
Дети…….(прямоугольник, треугольник, круг).
3.На лесной проталине
Вырос цветик маленький
Прячется в валежник
Беленький.
Дети:…(подснежник)


Воспитатель: посчитайте, сколько подснежников распустилось?
Дети……
Воспитатель: ребята, глядя на эту картинку, мы можем сказать, что это


(весна).
И разговор у нас сегодня пойдёт о весне.
Воспитатель: А почему весну называют красной?
Дети……..
Воспитатель: Продолжим путешествие по весне. Вот ещё одно задание (конверт с картинками, на которых изображены приметы весны). Чтобы выполнить задание вы должны разбиться на группы. Для этого вы возьмите круг понравившегося вам цвета, и станьте за стол с кругом такого же цвета, как ваша. Слушайте задание.
Разложите приметы весны с самой ранней, до поздней. Напоминаю, раскладываем слева, направо по порядку (дети работают за столами).










После выполнения воспитатель оценивает правильность выполнения задания.
Предлагаю рассказать, с чего начинается весна (по опорным картинкам) и чем заканчивается (по каждой картинке дети высказывают своё мнение, воспитатель обобщает).
Воспитатель:
1. Наступила весна. Утро, появилось яркое солнышко.
Что делает солнце весной?
Дети:…(светит, освещает землю, согревает, греет, радует).
Воспитатель: Воздух пронизан тёплыми лучами солнца. Весной солнце поднимается выше и светит ярче, и греет теплее.
Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко?
Дети:…(тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются цветы). Воспитатель: Небо стало голубым.
2. С крыш свисают сосульки, когда солнце пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.
3. Днём солнце пригревает всё сильнее, появляются первые?
Дети:…(проталины)
Воспитатель: Побежали журчание, говорливые ручейки. Откуда берутся ручейки?
Дети:….(снег – это замершая вода и при таянии он снова превращается в воду).
4.Воспитатель: Моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи.
Что вы любите делать весной?
Дети:….(ходить по лужам, пускать в них кораблики).
5.Воспитатель: Заканчивается зимняя спячка зверей. С наступлением тепла вышла из берлоги медведица с медвежатами.
Чем кормит мама медведица медвежат?
Дети….(молоком).
Воспитатель: Какие животные ещё проснулись весной?
Дети…(барсук, ёж).
Воспитатель: сейчас они голодные и худые.
6.Как только сходит снег, по берегам рек и ручьёв, вдоль дорог потянулись к солнышку.
Дети.. (первые цветы).
Воспитатель: Как называют растения, которые распускаются весной?
Дети:…(первоцветы).
Воспитатель: Какие первоцветы вам знакомы?
Дети: …(подснежник, ландыш, одуванчик, мать и мачеха).
7.Воспитатель: оживает лес, молодые зелёные ростки так и тянутся вверх - к самому небу. Растаял снег, появилась первая трава, набухли почки у деревьев.
8. Возвращаются из тёплых краёв на Родину перелётные птицы. Почему они возвращаются?
Дети:..(корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?
Дети:..(грачи, затем прилетают скворцы, жаворонки).
Воспитатель: Что делают птицы весной?
Дети:..(вьют гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов)
9.Воспитатель: погреться на весеннем солнышке выползают насекомые.
Откуда появляются насекомые?
Дети:…(из щелей, из земляной норки, из под древесной коры)
Воспитатель: Назовите насекомых, которые появляются весной?
Дети:..(божья коровка, бабочки, муравьи, мошки).
Воспитатель : Ребята, какой замечательный рассказ о весне мы сочинили. Молодцы!
Физкультминутка:
Посмотрите, посмотрите,
Потянулись с неба нити.
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить,
Дожди, дождик поспеши,
С нами вместе попляши. (Разминка под музыку: «Виноватая тучка»
Д. Тухманов).
Дети остаются стоять.
Воспитатель: (предлагает закрыть глаза, звучит музыка голоса природы).
Представьте, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами звуков. Послушайте пение птиц, журчание ручейка, глубоко вдохните воздух, выдохните и ещё раз вдох, поднялись на носочки, руки вверх, потянулись, выдох (откройте глаза).
Какой весенний воздух?
Дети:…(лёгкий, свежий, ароматный, лесной).
Воспитатель: весенний день подходит к концу. Солнышко садится.
Сегодня мы с вами поучимся рисовать закат, весенний закат солнца.
Попытаемся?
Дети:…..
Воспитатель : Приглашает сесть за столы. Показ картин закат солнца.




Закат так не похож один на другой. И всегда солнечные закаты необычно красивы. Что удивительного мы видим в закате солнца? Прежде всего, бросается в глаза жёлтый цвет заходящего солнца. И красный цвет не вблизи него. Мы наблюдаем закат в конце дня.
Какие цвета вы видите на картинах?
Дети:...(жёлтый, красный, синий, фиолетовый).
Воспитатель: я покажу вам, как нарисовать весенний закат акварелью и восковыми мелками. Свою картину начну рисовать, используя восковые мелки коричневый, чёрный. Это будут деревья, кусты. Ствол дерева нарисую извилистым, не спеша веточки дерева, они могут быть разными тоненькими и толстыми, короткими и длинными. Затем использую технику рисования акварельными красками по сырому. СС помощью этой техники цвета получаются прозрачными, плавно перетекают один в другой, сливаются. Смочив лист водой с помощью большой кисти, дети тонируют его акварельными красками.
Приступаю к написанию неба, используя жёлтый, красный, синий цвет акварельных красок. Рисуйте облака, как вам хочется, цвета будут смешиваться, создавая очень интересные переходы. Пока краска не высохла, намечу дальний план более тёмным оттенком, фиолетовым в отличие от неба. Мы изобразили красивый и красочный закат.
Самостоятельная работа детей. (Звучит музыка Ф.Шопена «Весенний вальс» (мелодия Рая), Ф. Шопен «Вальс дождя» (современная обработка)). Музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передаёт весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.
В ходе работы воспитатель следит, чтобы дети правильно и свободно, без напряжения держали кисть, следит за осанкой детей.
После того, как работа закончена, воспитатель рассматривает работы, отмечая удачные находки детей. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила. Все ребята молодцы.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по весне. Вам понравилось.
Дети……
Воспитатель: В следующий раз мы с вами отправимся в новое путешествие.

Тема занятия: «Добрая фея весна»

Скороговорка дня:

Ручейки, теките,

Ко реке бегите.

Говорите реченьке

Ласковые реченьки.

Цель занятия: организация практической работы детей, направленной на самостоятельное изучение природных объектов.

Оборудование и материалы : кукла фея Весна, металлическое ведро, корзина, эмблемки животных, цветная бумага.

Часть 1. Здравствуй, Весна!

Цели: актуализация, дополнение и использование знаний о весне; развитие речи; использование навыков само презентации.

Составляем описание «Загадки о весне».

Педагог. Угадайте, кто к нам сегодня придет в гости? Я загадаю вам загадки о нашей гостье.

День прибывает,

Солнце припекает,

Птицы прилетают.

Когда это бывает?

Вот проклюнулись листочки,

Травка первая видна —

Это в солнечном платочке

Приближается... (весна).

Педагог. Вы уже много знаете о весне. Посмотрите на рисунки и попробуйте сами придумать загадки о весне.

Начинаем с простого описания: в какое время года бывает капель? Когда прилетают с юга птицы?

Затем подбираем простейшие рифмы: подснежник расцветает, солнце пригревает, птицы прилетают. Когда это бывает?

Можно собрать все детские строфы в одно общее стихотворение:

Подснежник расцветает,

Белый снежок тает,

Ласточка поет,

Ручеек тенет,

Почки раскрываются,

Грачи возвращаются,

Поле зеленеет,

Дети веселеют!

О ком наш стишок?

Угадай-ка, дружок! (О весне.)

В гости к детям приходит Весна.

Весна . Здравствуйте, ребята. Я — Весна, всем мила, всем красна. Давайте знакомиться.

Дети знакомятся с Весной. Каждому ребенку предлагается сказать о себе несколько слов: во что любит играть, что любит делать, кем хочет стать и т. д.

Весна . Я хочу пригласить вас в гости. В моем доме еще не слишком тепло, не очень уютно, но уже можно увидеть много интересного!

Дети отправляются вместе с Весной на прогулку.

Часть II. Найди весну!

Цели: формирование навыков наблюдения за природными объектами, формулировки их результатов; развитие слухового восприятия, воображения; формирование элементарных умений, связанных с экспериментированием; использование навыков устного счета, составления арифметических задач.

Наблюдение «Кто больше?»

Педагог. Смотрите, ребята, еще много снега вокруг, но присутствие весны становится все заметнее.

Дети делятся на команды, каждая из которых должна постараться найти за отведенное время как можно больше признаков весны.

Педагог (подает команду к началу соревнования).

Глазки, посмотрите

И весну найдите!

Дети (по результатам наблюдений). Солнышко яркое, видны проталины, птицы собирают веточки для строительства и ремонта гнезд, «плачут» сосульки. Почки на деревьях становятся все больше, скоро на их месте будут маленькие ярко- зеленые листочки.

Игра «Услышь весну!»

Педагог. Ушки, слушайте внимательно и услышите обязательно весеннюю капель (подставляет пустое металлическое ведро под тающие сосульки) — поют сосульки песенку, зовут весну; услышите и пение птиц.

Экспериментирование «Прикоснись к весне ладошкой!» Потрогаем руками лавочку, ствол дерева — они теплые. Сделаем вывод: солнышко пригревает сильнее. Поднимем снег на лопатке — тяжелый. Сделаем вывод: снег уже тает. Посмотрим внимательно — в разгар зимы снег был чистым, белым, искрился, блестел. Сейчас он стал рыхлым, темным.

Весенние задачки. Придумываем задания и задачи о весенних превращениях, которые видим вокруг. Попытаемся представить эти изменения количественно.

Примерные вопросы

Сколько сосулек выросло на окне, под крышей?

Где больше сосулек?

Кто найдет самую длинную сосульку?

Сколько сосулек плачет?

Определите длину и ширину проталины в шагах.

Сколько шагов от лавочки до ручейка?

Дидактическая игра «Весенние чудеса в корзинке».

Педагог. Каждый весенний день просто переполнен чудесными событиями. Давайте соберем весенние чудеса в волшебную корзину. Я положу в корзину подснежник (снежок, сосульку, проталину, первые листочки, ручеек и т.д.).

В «волшебную» корзину можно «положить» любые весенние события, явления, природные объекты.

Подвижная игра «Зайка серый».

Фея Весна . Хотите, научу вас играть в новую игру? В разных частях игровой площадки развешиваются изображения (эмблемки) медведя, лисы, барсука, ежа, муравья, бабочки и т. д. Все дети «превращаются» в веселых зайчат. Нужно внимательно слушать и выполнять действия, встречающиеся в тексте.

Фея Весна. Давайте потренируемся, как зайчики будут умываться: мыть носик, чистить хвостик, ухо? Как будут вытираться? Как скакать? {Дети показывают.) Как будем добираться в гости к медведю? К лисе? {Дети прыгают в нужном направлении.)

Начинаем игру:

Зайка серый умывается —

Видно, в гости собирается.

Вымыл ухо, вытер сухо!

И поскакал: скок-поскок, скок-поскок!

Фея Весна (обращаясь к одному ребенку). Куда скачешь? К кому в гости?

Ребенок называет одного из животных, эмблемы которых развешены на игровом поле, и все скачут в нужном направлении.

Педагог. Добрались до медвежьей берлоги. Скоро медведь проснется, будет отъедаться после зимней спячки. А вот и нора барсука! Он уже проснулся! А лиса в своей норе уборку затеяла. Весной у нее появятся лисята — маленькие, пушистые. Вот муравьишкин дом — муравейник. Когда станет теплее, муравьишка, как и другие насекомые, выберется из своего укрытия, и закипит работа. Будет он муравейник чинить, еду добывать, чтобы личинок своих кормить...

Программное содержание:
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять,
-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей,
-обобщать представления детей о типичных весенних явлениях,
-формировать основы системного мышления, логического анализа окружающей действительности. Воспитывать умение слушать друг друга.

Предварительная работа:
-наблюдения детей за весенними явлениями на прогулках.
-экскурсия к грачовнику.
-рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование:

Слайды с картинками, запись видеоролика, напечатанные пословица и поговорки, сюжетные картинки, запись звуки весны, кроссворд, раскраски о весне.

Ход занятия:

I Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости.

II Постановка темы занятия

Воспитатель

Ребята, сейчас мы проведем с вами занятие, а тему вы попробуете определить самостоятельно после просмотра следующего видеоролика.

(Просмотр видеоролика)

Итак, ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? (Занятие весне)

III Основная часть
Воспитатель:
А какие весенние месяцы вы знаете?
Ответы детей
Как их называют в народе? Почему? (март — протальник, апрель — снегогон, май — травень). Ответы детей
(слайд каждого месяца).
-А чем пахнет весна? Признаки весны (дети по очереди называют)

1) Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой.

2) Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее.

3) Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.

4) Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.

5) Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодье.

6) От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям

7) Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.

(Слайд по каждой картинки)

Воспитатель

У нас на доске написаны пословицы и поговорки о весне, но они все перепутаны, мы должны составить их правильно.
Весна красная, а лето страдное.
Весна цветами красна, осень снопами.
Весной ведро воды — ложка грязи; осенью ложка воды — ведро грязи.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Апрель с водой, а май с травой.
Грач на горе - весна на дворе.

Физминутка

Март сосульки свесил с крыши (взявшись за руки идём по кругу)

И капелью зазвенел. (остановились, ритмично хлопаем)

Солнце в небе выше, выше. (подняли руки вверх)

Все хлопочут много дел. (наклоны вправо и влево)

Скоро снег совсем растает. (приседаем и всаём)

Выйдут в поле трактора. (руки на пояс, с перетопом продвигаемся вперёд)

Чёрный грач весну встречает (идём, высоко поднимая колени)

Громкой песней: (машем руками, «крылья»)

Кра-кра-кра.

Молодцы, садитесь на свои места.


Сейчас раздам вам карточки-символы. Каждый из вас придумает предложение о своем рисунке и прочитает составленное предложение.
После того, как дети составляют предложение, воспитатель ставит карточки-символы в кармашки и читает предложения.

Воспитатель:
-Что у нас с вами получилось? (рассказ)
Понравился он вам? А что можно сказать про солнце? Какое оно? (подбор эпитетов)
А что делает ручеек весной? (подбор глаголов)
А сейчас представьте, что вы оказались в весеннем лесу.
Запись звуков природы «Голоса весеннего леса».
Воспитатель:
-Что вы слышали? (звонко поют птицы).
-Где и когда так поют-заливаются птицы? (в лесу весной до появления птенцов).
-Голоса каких птиц вы узнали? (соловей, дятел).
-Каких перелетных птиц вы знаете?
-Кто возвращается первым в родные края? (грачи)

Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи — первые посланцы весны.
А кто из птиц прилетает последний? Почему? (ласточки, стрижи; когда появляются насекомые).
-Чем сейчас занимаются птицы? (строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов).

Птицы приносят большую пользу. Питаясь насекомыми, помогают людям сохранить леса, поля, сады и парки. Нас радует их ловкий и быстрый полет, они дарят нам ощущение свободы и красоты, чарующие звуки трелей.

Итог

А сейчас вы будете отгадывать кроссворд.

Кроссворд

1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … (верба) .

2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель ).

3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник ).

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед)

6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)

7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .

8. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)

9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. (Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Вы все хорошо работали, и я хочу подарить вам картинки о весне, которые вы можете раскрасить. Спасибо за внимание!

Елена Рыжикова
Открытое занятие в старшей группе «Весна пришла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад комбинированного вида №23 «Малыш» г. Альметьевска»

Интегрированная непосредственная

образовательная деятельность на тему : «Весна пришла »

Воспитатель МАДОУ №23

Рыжикова Елена Герасимовна

г. Альметьевск 2015

Конспект образовательной деятельности в старшей группе .

Тема : «Весна пришла »

Программное содержание :

Интеграция образовательных областей : Коммуникация, Познание, художественно-продуктивная деятельность, Социализация.

Развивающие :

развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику

Образовательные :

Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны ;

расширить знания детей о весне ;

обогатить и активизировать словарь детей по теме;

Воспитательные :

воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы

Активизация словаря :

Закрепить в речи детей : проталинки, цветень.

Оборудование.

Картины с иллюстрациями о весне , мяч, листы белой бумаги, китайская капуста для изображения солнца, краски, кисточки.

Методы и приемы :

Игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа. Беседы о весне , солнце. Заучивание загадок, чтение сказок, стихи о весне , приметы весны .

Структура ОД.

Воспитатель : Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель : А мы что только на русском умеем здороваться?

Дети : Исэнмесез.

Воспитатель : Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку :

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… .

Дети : Весна .

Воспитатель : К нам пришла замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Мы долго ждали весну значит какая она ?

Дети : Долгожданная.

Воспитатель : У меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, что сегодня утром принес почтальон. Это посылка. От кого она? Нет обратного адреса. Но к посылке прикреплены карточки с буквами, давайте попробуем сложить из них слово.

Дети : выполняют задание.

Воспитатель : Получилось слово ВИННИ ПУХ.

(зачитывает письмо)

Воспитатель : Винни-Пух приглашает ребят в гости в весенний лес. Попасть к нему могут только те, кто преодолеет все препятствия. Ребята, хотите в гости к Пуху? Готовы выполнить все задания? Тогда в добрый путь.

(Задания написаны на картинках, с изображением подснежников) .

1 задание.

Воспитатель : А какие весенние месяцы вы знаете?

Дети : март, апрель, май.

Воспитатель : Ребята, как в народе называли март?

Дети : март- капельник

Воспитатель : Почему?

Дети : Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель. Снег на крышах тает, капает вода.

Воспитатель : А как называли апрель?

Дети : апрель-водолей.

Воспитатель : Почему?

Дети : Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются.

Воспитатель : Как называли май?

Дети : май цветень.

Воспитатель : Почему?

Воспитатель : В мае расцветают деревья и кустарники , распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы.

2 задание.

Воспитатель : Ребята, а зиму с весной не перепутаете ? Давайте, проверим.

Зима ушла,

Дети : а весна … (пришла ) .

Воспитатель : Зима холодная,

Дети : а весна … (теплая) .

Воспитатель : Зимой солнце морозит,

Дети : а весной (греет) .

Воспитатель : Зимой сугробы высокие,

Дети : а весной (низкие) .

Воспитатель : Зимой надевают шубы,

Дети : а весной (куртки) .

3 задание.

«Исправь ошибку»

Засветило солнышко, стало теплее, пришла пора ставить праздничную елку.

Прилетели грачи, потому что пришла зима .

Бегут ручьи, потому что выпал снег.

Дети садятся за столы.

4 задание.

Воспитатель : Ребята, скажите весеннее солнышко какое?

Дети : Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное.

Воспитатель : Винни пух просит нас изобразить солнце нестандартным способом, с помощью китайской капусты. Мы ведь мастера на все руки поэтому справимся.

Выполнения задания.

Появляется ВИННИ ПУХ.

Винни пух : А вот подарки вам, ребята!

Чупа – чупсики для вас!

Вы ребята, молодцы,

Через все прошли преграды

Получайте леденцы!

И с гостями попрощайтесь

На прогулку собирайтесь!

Рефлексия :

1. Ребята, на какую оценку вы справились со всеми заданиями?

2. Скажите, каким было наше путешествие?

3. Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

4. Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?