День весеннего равноденствия и праздник. Приметы на день весеннего равноденствия. Древняя славянская молитва

Даждьбожий Великодень, Масляна, Комоедица - названия одного из четырех главных праздников календаря

История этого праздника уходит корнями в седую старину, к архаичным языческим временам. Считалось, что в этот день 25 марта (березозола) годовое колесо поворачивало к лету, начиналась светлая (явная) половина года. Древние верили, что небесные врата в этот день отверзались, и добрые боги возвращались к людям, а из рая (Ирия) на птичьих крыльях прилетали души почивших предков, чтобы навестить своих внучат. А еще большинство славянских народов считало именно этот день началом нового года.

Действительно, день весеннего равноденствия - праздник, имеющий космическое значение, ведь именно с этой даты день становился длиннее ночи.

Празднование Масляны сопровождалось объемной, часто многодневной, обрядовой частью. Важнейшее значение уделялось зазыванию весны. В разных регионах Руси ход празднования мог в какой-то степени отличаться, однако, существовали характерные общие особенности.

Само празднование, как правило, происходило на свежем воздухе. Молодежь делилась на 2 условных войска, одно из которых «добывало» Весну, а другое боронило Зиму, но в конце, конечно же, сдавалось. Если позволяла погода, строилась и бралась приступом Устраивались показательные бои между «воинами» с обеих сторон, но побеждали непременно сторонники Весны. Борьба весны и зимы, холода и тепла не случайно воспевалась именно в день весеннего равноденствия, когда и день с ночью как бы борятся, меряются силами. Как логическое завершение «войны», и как главный смысл праздничного обряда, в конце сжигалось чучело Марены-Зимы, сделанное девушками из соломы и ветоши. Горел огонь крадного костра, а вместе с ним горела-догорала зима, давая дорогу молодой Весне.

Повсеместно на Комоедицу пекли блины - «комы» (отсюда и название). Румяный круглый блинок олицетворял собой Солнце. Еще одно угощение - мелкие булочки, закрученные особым образом в форме птичек, как символ возвращающихся, как тогда считалось, из Ирия, Вообще же, угощения в день у славян были щедры и богаты. Кроме блинов и булочек-птичек подавались разнообразные мясные и рыбные блюда, выпечка, сладости, хмельные напитки.

С приходом на Русь христианства Масленица, как и другие древние праздники, попала под запрет. Однако на протяжении нескольких веков народ продолжал праздновать день весеннего равноденствия, как, впрочем, и большинство других праздников. И лишь в XVII веке интерес церкви к гонению древних праздников постепенно утих. Перестав считаться «бесовским весельем», Масленица была наполнена новым смыслом - православным. Сохранился даже явно языческий (идолопоклоннический) обычай сжигать чучело зимы. Ставший частью православного календаря, праздник Масленица уже не совпадает с датой равноденствия и несет только обрядовую нагрузку - после богатого и щедрого масленичного стола начинается один из самых

Сегодня древний, исконно русский праздник любим и почитаем многими. Празднование Масленицы, сохранившее все отголоски древнего почитания весеннего равноденствия, в последнее время происходит всё с большим размахом, привлекая огромное количество участников.

День весеннего равноденствия одна из ключевых дат Колеса Года у славян и кельтов.
У славян этот день назывался "Велик день" или "Комоедица", а у кельтов "Остара"

а теперь подробнее:

21 марта Величественное Солнце заявляет о наступлении астрологического Нового Года. День весеннего равноденствия - поистине великий праздник Землян.

Этот день знаменателен тем, что Солнце восходит точно на востоке, а заходит точно на западе.
Переход Солнца из южного полушария в северное знаменует не только новый астрономический год, но и приход весны. С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня - дня летнего солнцестояния.

Этот день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами.

Именно День равноденствия астрологи и эзотерики даже выбрали своим неофициальным профессиональным праздником.

В этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». Весеннее равноденствие - точки пересечения плоскости экватора с плоскостью эклиптики.

Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения. В эти моменты относительно Земли энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром. Важно при этом, чтобы вода и сосуд были чистыми - поэтому накануне праздника рекомендован пост.

Во многих странах мира день весеннего равноденствия отмечают торжественным праздником, называя его разными именами. У кельтов Остара, в азиатских странах, например, это праздник Навруз, ведическая Индия также почитает этот период особым празднеством.

Как называется праздник весеннего равноденствия у славян?

Историки нашли несколько вариантов, как назывался праздник весеннего равноденствия:
- Комоедица
- Велик День;
- Красная Горка;
- Великодень;
- Красногор.

В неделю весеннего равноденствия принято было водить хороводы, прославляя песнями-плясками богов, пировать за столами, где непременным угощением присутствовали тестяные фигурки жаворонков, оладья и яства с символикой солнышка, и полностью отсутствовали хмельные напитки. И стар, и млад кормили зерном и сухим хлебом слетавшихся на Красной возвышенности птиц, олицетворявших души умерших предков, скатывали в зимнюю руку горящее колесо, украшенное яркими лентами как символ нового Солнца и приход на землю богини весны Весты.

Одной из любимых забав славян было катание на веревочных качелях и сжигание в кострище соломенных куколок с пожеланиями долгих лет, процветания, богатого в году урожая и счастья. С куклами в огонь бросали зерно как подношение богам в их благосклонности народу, а для очищения души особые смельчаки прыгали через костерок поменьше.

В древности также праздник называли Комоедицей, и отмечали именно тогда, когда солнце переходило из Южного полушария в Северное - 20-21 марта.
Праздник имел не только ритуальное значение, но и помогал людям «проснуться» после трудной зимы, и подготовиться к тяжёлому труду земледельцев - отмечали его 2 недели, и потом сразу начинали работать, чтобы следующую зиму прожить в тепле и относительной сытости.

В этот же день славяне почитали Медвежьего бога - ему относили в лес первые блины, выпекаемые в праздник. Выражение «первый блин комом» слышал каждый русский человек, но мало кто знает, что не «комом», а «комам» - комами на Руси называли медведей, и считали их священными животными. Настоящая древняя пословица звучит так: «Первый блин комам, второй - знакомым, третий - дальней родне, а четвёртый - мне».

Известно, что многие современные церковные праздники - в том числе и Пасха - тесно переплетены с традициями язычества, но их древняя сущность или утеряна, или изменена до неузнаваемости.

Так, вместо Комоедицы решено было разрешить праздновать Масленицу: по-другому она называется Сырной неделей, и отмечается перед Великим постом. Многие масленичные обряды кажутся настолько непонятными, что никто и не пытается их объяснить: люди просто празднуют, и почти не вспоминают о том, откуда этот праздник появился в таком виде - тем более что сегодня это действительно трудно понять.

Пасхальные яйца тоже не всегда были пасхальными: у них есть и другое значение, гораздо более древнее - у народов Северной Европы и Азии ещё в дохристианские времена крашеные яйца означали воскресение и возрождение - их часто клали в захоронения. С яйцами связаны и многие древние игры - те же самые, что и у христиан: яйца били друг о дружку, катали, дарили друг другу и т.д.

Наши предки не зря считали день весеннего равноденствия великим праздником: начало весны - это пробуждение всего живого к новой жизни, но ведь мы тоже всегда ждём весны с нетерпением, и очень радуемся, когда она приходит после зимних холодов. Давайте отмечать приход весны радостью и улыбками, и тогда солнце всегда будет для нас ласковым и тёплым, а жизнь - изобильной и богатой.

Древняя славянская молитва

«О, Великое Солнце!

Оживи меня светом благотворных лучей Твоих!

Да проснутся ясные мысли в душе моей!

Да воскреснут силы в груди моей и поведут меня туда,

где горит вечный свет незакатного торжества Твоего».

Магическое значение дня весеннего равноденствия

Еще со времен язычества дню весеннего равноденствия приписывали магические свойства. Это единственное время в году, когда зима встречается с весной, а день равен по продолжительности ночи.

По поверьям, в этот день на Землю спускается сам Бог-Солнце, для того чтобы проверить, как идут дела у его земных сыновей и дочерей и помочь им осуществить все их благие начинания.

Гадания и заговоры на день весеннего равноденствия

День весеннего равноденствия замечательно подходит для гаданий и ритуалов на исполнение желаний. Так как этот праздник является историческим «предшественником» Масленицы, вы можете смело использовать масленичные гадания и заговоры: например, попробовать по форме блина узнать, что вас ждет в новом году.

Также есть очень простой заговор на исполнение желаний, который отлично «работает» в ночь весеннего равноденствия: в канун праздника испеките ватрушку (у древних славян - это символ Солнца и благополучия) и пока она не остыла, поведайте ей свое желание. Ночью съешьте ватрушку, отщипывая от нее маленькие кусочки и мысленно повторяя то, что вы пожелали.

Проводить ритуал лучше в одиночестве, при свечах.

В чем магическая сила Дня весеннего равноденствия?
20 марта это уникальное событие - Солнце и Земля будут находиться в абсолютном равновесии и гармонии.

Солнце будет находиться в центре между Северным и Южном полушарии точно в центре между небом и землей. Это создаст Священный Крест, который уравновесит все энергии и приведет к полную гармонию все живое вокруг. По словам эзотериков, точка равноденствия — это мощное время для реализации желаний, сильный день для трансформации мысли и слов. Ритуалы на привлечение благополучия в день весеннего равноденствия Самый главный совет — 20 марта думать и говорить только о хорошем и приятном.

Дурные мысли, тревоги, бранные слова, ссоры и негатив приведет к тому, что все, о чем вы говорили и подумали в этот день, реализуется. Так что эзотерики рекомендуют провести этот день только с положительными эмоциями. Очистительный ритуал. В день весеннего равноденствия рекомендуется проводить очистительный ритуал. Проведите генеральную уборку, выбросите из дома все старые и ненужные вещи. Выметая мусор, представляйте, что избавляетесь от неудач, болезней, отрицательных эмоций. Проветрите помещение, окурите его травами, примите душ. В конце дня напишите на листе бумаги все то, от чего бы вы хотели очистить свою жизнь.

Перечитайте написанное и сожгите его в костре. Ритуал на исполнение желания. В День весеннего равноденствия все слова и желания материальны, а значит самое время рассказать Вселенной о своих мечтах. В этот уникальный день все желаемое становится реальностью! Уединитесь в комнате, где вас никто не потревожит, зажгите свечу, душите глубоко, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте свое самое заветное желание так, словно оно уже исполнилось. Прочувствуйте его, ощутите радость от его реализации.

Самое главное — почувствовать положительную энергетику от картинки у себя в голове. Потом мысленно поместите образ вашего желания в розовую сферу. Пусть она поднимается вверх — так вы отпустите свое желание на волю, к Вселенной. Пусть оно летит ввысь для того, чтобы очень скоро стать вашей реальностью. Откройте глаза и вздохните легко и радостно — теперь все будет хорошо. Используйте силу Дня весеннего равноденствия на пользу себе, меняйте свою жизнь к лучшему!


20-21 марта у кельтов праздник

В России нет другого праздника, столь тесно связанного со всей многосложной и драматической тысячелетней историей нашего народа. Эта страница поможет глубже и яснее понять историю русского народа и истоки его современного состояния.

Масленица 2017 - с 20 по 26 февраля.

Четыре великих солнечных праздника
наших древних предков (язычников)
Дни весеннего равноденствия (Комоедица), летнего солнцестояния (Купайла),
осеннего равноденствия (Вересень) и зимнего солнцестояния (Йоль-солнцеворот).

Современные схемы древнеславянских солнечных праздников:

1. Комоедица - 2-недельное празднование Дня весеннего равноденствия (начало астрономической весны), прощание с Зимой и сжигание чучела Марены (Зимы), торжественная встреча Весны и начала древнеславянского Нового года

Славянский языческий храм. Канун праздника Комоедицы.Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.

Комоедица (или Комоедицы ) во времена религии друидов (волхвов) и до XVI века - языческое празднование священного Дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю, начало астрономической весны), после которого день начинает становиться длиннее ночи, Ярило-солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа, и празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 года март открывал счет Новому году).

Комоедица - один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные жертвы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда правило - «первый блин комам» , т.е. медведям).

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Также у древних символом солнца были ватрушки .

2-недельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.

В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба - блинов, переряживание и т. д.).

На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.

В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение - после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года.

Тогда нынешних еженедельных выходных дней еще не было, и люди все короткое русское лето непрестанно от восхода до заката трудились, чтобы обеспечить пропитание себе и домашним животным на всю предстоящую долгую и холодную русскую зиму, запасти топливо, поправить или заново построить свои жилища, помещения для скота, подготовить одежду и пр. (как говорили, «готовь сани летом…»).

Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.
Давно утрачен первоначальный языческий смысл древнего священного праздника Комоедицы славянской религии волхвов - начала славянского Нового года, который до XIV века на Руси начинался с марта и был связан с днем весеннего равноденствия, когда славяне торжественно встречали Весну священную.

После принятия на Руси христианства и последовавшего запрета языческих обычаев (в те жестокие средневековые времена воинствующие христианские архипастыри не были настроены делиться сбором прибылей с другими верованиями), христианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным языческим праздником.

Некоторое миролюбие к другим верованиям появилось у православных архипастырей лишь под твердым воздействием монголо-татарского владычества, которое в равной степени (как и ныне в РФ) признавало все религии, и бороться им между собой жестко запрещало. За межконфессиональную борьбу монголы нещадно карали на месте, попросту ломая хребет слишком увлеченным борцам всякого религиозного фундаментализма путем притягивания пяток к затылку.

Но и после этого именно прежнее славянское язычество, представлявшее среди русского народа главную конкуренцию христианским церковникам, православная церковь на дух не переносила, борясь с ним самыми жестокими способами.

Новый всплеск жестокой борьбы церковников с народным славянским язычеством начался после развала Великой монгольской империи, в которую дотоле входила и Русь. Тогда мрак жуткого православного фанатизма тяжко накрыл всю Россию, надолго отбросив страну в развитии на многие века назад, Православное мракобесие вновь, как и во времена прежних рюриковичей, расцвело пышным цветом, опять кровью и пытками принуждая народ к своим порядкам.

Когда в течение нескольких столетий церковники все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной традицией, которую они вели самыми жестокими и кровавыми способами (Иисус Христос содрогнулся бы от безмерной жестокости жадных до прибылей «последователей» Его великого Учения о человеческой доброте), церковные архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри».

В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы.
Церковь просто приватизировала, как и многое другое, древнейший народный праздник встречи Весны и, по своему церковному обычаю, эту встречу извратила и опошлила.
И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать Масленицу с прежним разгульным размахом.

«ПОДМЕННЫЕ» ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ, УЧРЕЖДЕННЫЕ ЦЕРКОВЬЮ В ЗАМЕНУ ВЕЛИКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ СОЛНЕЧНЫХ ПРАЗДНИКОВ


1) Ныне Масленица (сырная седмица) - это один из четырех праздников Русской православной Церкви , введенных христианами взамен прежних языческих великих солнечных праздников (и в разной степени «сдвинутых» во времени, чтобы они не совпадали с языческими празднованиями и не попадали на христианские посты, когда праздновать запрещено). Т.к. День весеннего равноденствия попадает на христианский Великий пост, Масленица сдвинута церковниками на последнюю неделю перед Великим постом и утратила древний смысл торжественной встречи астрономической весны.


2) Второй «подменный» праздник - православный день Ивана Купалы, заменивший славянский День Купайлы (день вступления в права могучего летнего солнца-Купайлы), языческое празднование Дня летнего солнцестояния.
Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня. Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю, дата рождения Иоанна Крестителя (24 июня по ст. стилю) у нее приходится на 7 июля по новому стилю.


3) Третий - Рождество Пресвятой Богородицы, заменившее прежний славянский Вересень, языческое празднование вступления в права стареющего мудрого осеннего солнца-старика Световита в День осеннего равноденствия, древний праздник собранного урожая.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября по новому стилю (8 сентября по ст. стилю), т.е. в День осеннего равноденствия.


4) Четвертый - Рождество Христово, в 273 году н. э. заменившее языческое празднование Рождества солнца-младенца Коляды утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году).
В мире Рождество Христово празднуется 25 декабря. Живущие по старому юлианскому календарю русские православные празднуют этот праздник тоже 25 декабря по ст. стилю, т.е. 7 января по новому стилю.

Т.к. прежняя языческая Комоедица попадала на Великий пост , когда праздники и веселья Церковью строго запрещены, церковники «сдвинули» праздник во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временно́го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.

Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего языческого , чтобы уничтожить и стереть былые традиции из памяти народа. И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.По примеру церковников, в недавнее время подобная подмена праздника была сделана российской властью, заменившей всенародное празднование 7 ноября годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на празднование дня воцарения Дома Романовых 4 ноября, прежде ежегодно широко отмечавшееся в бывшей царской России (чтобы нынешний российский народ поскорее позабыл, что негодную власть можно запросто свергать). Согласно социальным опросам, большинство нынешних россиян даже не догадывается, что празднует в день 4 ноября - как положено во всякий праздник, в этот день россияне выпивают и закусывают, чтобы весело было.
Впрочем, для подмены даже не обязательно менять даты празднества - в 1992 году власти мудро подменили «1 мая - международный День солидарности трудящихся в борьбе за экономические и политические права» на безликий российский «Первомай - День Весны и Труда», в который никто не работает, все старательно пьют водку, а милиции запрещается забирать пьяных на улицах. Празднично выпив и закусив, народ о какой-то борьбе за какие-то свои права уже не вспоминает - что и требуется властям.Существенное смещение к началу года заменившего Комоедицу насильственно введенного церковного праздника делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний языческий лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом.
Так что наши мудрые древние предки-язычники встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих православные россияне.

Новый церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей) . Церковная «сырная седмица» стала предшествовать Великому посту .

В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название - Масленица .

Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые языческие обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу . Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского императора Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств (об этом см. ниже).

Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается праздником и НАРОДНЫМ СВЕТСКИМ (всенародный обжорный и пьяный разгул), иРЕЛИГИОЗНЫМ ХРИСТИАНСКИМ (это последняя из трех недель подготовки к Великому посту - перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» - см. ниже ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ ).

Как относиться к празднику Масленицы - это зависит от восприятия празднующего.

На современных «католических» масленичных карнавалах в Венеции , Риме , Рио-де-Жанейро и широких празднествах во многих других местах Европы и Америки о предстоящем Великом посте мало кто вспоминает, а многие весело празднующие туристы даже не догадываются, продолжая праздник и после наступления католического Великого поста. Например, в Аргентине масленичные карнавалы, начавшись в определенное Церковью время, продолжаются целых два месяца, т.е. весь Великий пост и даже после его окончания, пока народ не устанет. Столетиями вытравливаемая христианскими церковниками народная традиция древнего праздника продолжает проявляться в полной мере.

Конечно, в вечно скудной и постоянно борющейся за свое выживание России ежегодные столь широкие, яркие и богато украшенные всенародные масленичные празднования невозможны, хотя в последние годы российские власти пытаются организовать нечто подобное по примеру народов европейской культуры. Кое-что доброе из этого получается, но общая скудность народа пока не преодолена.

С 2002 года в Москве, с подачи тогдашнего московского мэра Лужкова, празднование народной Масленицы возродили, но почему-то стали начинать праздновать ее В ПОНЕДЕЛЬНИК , одновременно с началом церковной «сырной седмицы», хотя во все времена традиционное начало празднованиянародной Масленицы у русских приходилось НА ВОСКРЕСЕНЬЕ за неделю до Великого поста - на так называемое «мясное заговенье» , когда в последний раз разрешалось есть мясо, т.е. на день раньше начала церковной Масленицы (церковной «сырной седмицы», начинающейся в понедельник). Так еще раз проявилась жесткая интегрированность нынешней российский демократической власти с церковной, но всегда народная Масленица, в отличие от церковной «сырной седмицы» (недели), начиналась в воскресенье «мясного заговенья» и продолжалась 8 дней.

Не следует путать, как это сейчас часто случается, нынешнюю народную Масленицу с языческой Комоедицей - это разные праздники (как приведенные выше примеры празднований в России 7 ноября и 4 ноября).

Нынешняя народная Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним языческим праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия .

И смысл нынешней народной Масленицы , тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы .
- Комоедица - это торжественная встреча нашими древними предками наступления для Природы астрономической весны и начала древнеславянского Нового года, а также необходимое после холодной зимы взбадривание людей весельем и плотной едой перед началом интенсивных полевых работ.
- Церковная Сырная седмица - это подготовительная неделя к Великому посту, последняя неделя перед Великим постом. Посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая Масленицы. В продолжение церковной Сырной седмицы (Масленицы) не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица – это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.
- Определенной церковным календарем народной Масленице (просторечное название Сырной седмицы) праздновать, собственно говоря, нечего - это просто устойство некой гулянки, которой церковники заменили языческую Комоедицу, чтобы стереть ее из памяти. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано - на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Кроме того, после церковной Сырной седмицы (Масленицы) начинается введенный церковниками долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжелыми полевыми работами уж совсем неразумно.
Если некоторые обычаи живших в жаркой пустыне и породивших христианство древних евреев еще допустимы в теплой Европе, то они весьма глупы, а то и вредны в России - самой холодной стране на свете. Холоднее России только Антарктида, но люди там не живут; среднегодовая температура в России +4 о C, 64% территории - вечная мерзлота. Перенимать чужие обычаи можно, но с умом, а не бездумным обезьянничаньем.

Конечно, никакое христианство , ныне расколотое на католичество , протестантизм , лютеранство и др., а также на более 17-ти разных православных автокефальных (возглавляемых патриархами, РПЦ среди них 5-я) и автономных (возглавляемых митрополитами) церквей , не может определять или переносить даты праздников других верований, тем более, даты астрономических событий.

Древний языческий праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы это 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием - это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной природе .

День весеннего равноденствия - начало астрономической весны , которое никакие церковники и никакой Бог «переместить» не в силах.

И в наше время каждый может весело отмечать Комоедицу - светлый и радостный праздник наших предков, встречу Весны и весеннего обновления Природы.

В последние десятилетия в Европе и в Северной Америке празднование «языческого» Дня весеннего равноденствия год от года становится все более популярным и массовым, все больше людей в разных странах хотят изучать и празднично чтить исконные традиции своих народов, ранее церковниками старательно, а то и жестоко стиравшиеся из народной памяти.

У нас в России таких энтузиастов изучения давней истории и игрового костюмированного восстановления традиций пока немного - сказывается нынешняя эмоциональная и финансовая ограниченность большинства россиян, чаще воспринимающих праздники лишь как повод дополнительно выпить.

В некоторых странах День весеннего равноденствия является официальным всенародным праздником и выходным днем.

У православных христиан это замечательное для всей природы время попадает на Великий пост , потому скудно и тоскливо называется «весна постная» .

Три Масленицы на Руси:

1. Древняя языческая Комоедица

Великий солнечный праздник - торжественная встреча даруемой небом Весны священной.

Праздник древнейших земледельческих культов, дошедший до нас из времен мезолита.

Неделя до и неделя после Дня весеннего равноденствия - начала астрономической весны.

2. Церковная сырная (мясопустная) седмица

7-дневный православный церковный праздник с понедельника по «прощеное» воскресенье.

Последняя из 3-х седмица (неделя) перед Великим постом.
Ей предшествуют еще 2 церковные седмицы подготовки к Великому посту - «всеядная» и «рябая».

3. Народная Масленица

Проводимый в дни церковной сырной седмицы 8-дневный разгульный, пьяный и обжорный русский светский праздник c воскресенья «мясного заговенья» по «прощеное» воскресенье. Светское празднование Масленицы учреждено царским Указом Петра I по образу и подобию европейских карнавалов (см. ниже петровский «ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР»).

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ КРАТКО:

  • Масленица НЕ является языческим праздником и НЕ имеет никаких языческих корней - этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания языческого великого солнечного праздника встречи весны Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие (начало астрономической весны).
    «Сырная», или «мясопустная» седмица (ее народное название Масленица), введенная церковью взамен дотоле традиционного языческого празднования Комоедицы, - это один из элементов борьбы христианства с язычеством (с религиозными конкурентами).
    Соотношение церковной Масленицы и древней языческой Комоедицы подобно соотношению празднеств Дня царского Дома Романовых 4 ноября и прежнего революционного 7 ноября.
    То, что некоторые люди во время празднования церковной Масленицы не соблюдают строгие церковные установления и предаются пьяному разгулу, ни в коей мере не делает этот праздник языческим, т.е. относящимся к исконной древней религии славян.
  • Масленица (масленичная неделя) - христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который после воскресенья «мясного заговенья» запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло; отсюда в XVI веке, вскоре после введения церковниками «сырной седмицы» («мясопустной седмицы»), появилось ее народное название - Масленица.
  • Даты празднования Масленицы «подвижные», т.к. жестко связаны с определяемыми по лунному календарю «подвижными» датами Пасхи и предшествующего ей 7-недельного Великого поста - это последняя неделя перед Великим постом.
  • Древние языческие съедобные символы солнца, непременно использующиеся в праздновании Масленицы, - блины и ватрушки.
  • В последний день Масленицы, «прощеное воскресенье», сжигают соломенное чучело надоевшей Зимы (Марены), а не Масленицы, как многие ошибочно полагают.
  • В католичестве церковный праздник Масленицы называется карнавал.
  • Языческий праздник весеннего равноденствия сохранился в мусульманстве - это праздникНавруз.
  • Комоедица, великий языческий солнечный праздник наших древних славянских предков, всегда остается на своем месте (день весеннего равноденствия) и может ежегодно весело отмечаться всеми желающими чтить традиции своих древних предков; в некоторых странах это государственный праздник и выходной день.
  • Рекомендуется читать эту страницу по порядку от начала до конца.

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Из истории языческой Комоедицы,
церковной сырной (мясопустной) седмицы
и народной Масленицы

Масленица (до XVI века в народе праздновалась языческая Комоедица, посвященная встрече весны в День весеннего равноденствия, день начала астрономической весны) - христианская постная праздничная неделя (в питании запрещается мясо), введенная церковниками в XVI веке взамен запрещенной церковью Комоедицы, одного из 4-х древнейших солнечных праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех «варварских» народов Европы;
- прежде Комоедица - великий древнеславянский языческий 2-недельный праздник торжественной встречи Весны и начала древнеславянского Нового года в День весеннего равноденствия, которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам; празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после;
- возникновение у человечества 4-х великих солнечных праздников (отмечаемых в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний) восходит к временам Верхнего палеолита (древнего каменного века послеледникового периода), потому в той или иной форме эти праздники присутствуют в культурах всех народов Евразии и Северной Африки;
- после принятия христианства на Руси празднование славянской языческой Комоедицы, как и других языческих праздников, было строго запрещено и тяжко каралось;
- после долгой и безуспешной борьбы властей и церковников с празднованием Комоедицы, в XVI веке в России она была заменена на празднование церковной «сырной» (или «мясопустной») седмицы, определенной церковниками на последнюю неделю перед Великим постом;
- в том же XVI веке «сырная» седмица получила в народе наименование «Масленица», и назначенный церковниками праздник раскололся на два по сути разных празднования:
- церковная «сырная» седмица - последняя неделя подготовки к Великому посту,
- и народная Масленица - обжорное, пьяное и разгульное празднество;
(примечание: народная Масленица не является языческим празднованием)
- современные традиции празднования народной Масленицы на Руси оформились во времена царствования Петра I, который своим Указом ввел этот веселый разгульный праздник как организуемый светскими властями, обязательный для всего народа и проводимый по образу и подобию празднований традиционных европейских масленичных карнавалов;
ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР
- по Указу Петра I празднование Масленицы именовалось «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор» и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее; для организации празднований была учреждена своеобразная шутовская «орденская организация», объединявшая царских единомышленников;
- главной чертой «Собора», что явствует из названия, являлось отчётливое пародирование обрядов католической (собор возглавлял «Князь-папа», которого выбирали всепьянейшие «кардиналы») и православной церквей;
- «Собор» был создан с главной целью - дискредитации церкви и, наряду с бритьём бород, входит в общий ряд разрушения стереотипов старорусской повседневной жизни, в практике Собора использовалось большое количество матерной лексики и водочных возлияний;
- «Собор» просуществовал около 30 лет - с начала 1690-х до середины 1720-х годов, внеся свою лепту в восприятие царя рядом слоёв общества как Антихриста;
- «Всешутейший собор» относился к проявлениям типичного для Петра I (как и для ряда его предшественников, прежде всего Ивана Грозного) «антиповедения», опирающегося на народные представления и святочные маскарадные традиции;
- по старой дореволюционной орфографии писали «Масляница».

год Равноденствие
Март Солнцестояние
Июнь Равноденствие
Сентябрь Солнцестояние
Декабрь день время день время день время день время 2002 20 19:16 21 13:24 23 04:55 22 01:14 2003 21 01:00 21 19:10 23 10:47 22 07:04 2004 20 06:49 21 00:57 22 16:30 21 12:42 2005 20 12:33 21 06:46 22 22:23 21 18:35 2006 20 18:26 21 12:26 23 04:03 22 00:22 2007 21 00:07 21 18:06 23 09:51 22 06:08 2008 20 05:48 20 23:59 22 15:44 21 12:04 2009 20 11:44 21 05:45 22 21:18 21 17:47 2010 20 17:32 21 11:28 23 03:09 21 23:38 2011 20 23:21 21 17:16 23 09:04 22 05:30 2012 20 05:14 20 23:09 22 14:49 21 11:11 2013 20 11:02 21 05:04 22 20:44 21 17:11 2014 20 16:57 21 10:51 23 02:29 21 23:03

Равноде́нствие - момент, когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор .

Весеннее равноденствие наступает или 21 марта , когда Солнце переходит из южного полушария в северное, а осеннее - или 23 сентября , когда оно переходит из северного в южное. В эти дни для всех мест Земли (исключая районы земных полюсов) день почти равен ночи («почти» - из-за рефракции , того факта, что Солнце - не точечный источник света, а диск, и также из-за того, что сам момент равноденствия смещен относительно 6 или 18 часов местного солнечного времени). В дни весеннего равноденствия и осеннего равноденствия Солнце восходит почти точно на востоке и заходит почти точно на западе. Тогда как после весеннего равноденствия (в северном полушарии) оно восходит севернее востока и заходит севернее запада, а после осеннего равноденствия восходит южнее востока и заходит южнее запада.

Точки пересечения небесного экватора с эклиптикой называются точками равноденствий . Из-за эллиптичности своей орбиты Земля переходит от точки осеннего равноденствия до весеннего скорее, чем от точки весеннего до точки осеннего. Вследствие прецессии земной оси взаимное расположение экватора и эклиптики медленно изменяется; это явление называется предварением равноденствий . За год положение экватора меняется так, что Солнце приходит в точку равноденствия на 20 минут 24 секунды раньше, чем Земля завершает полный оборот по орбите. В результате меняется положение равноденственных точек на небесной сфере . От точки весеннего равноденствия ведётся отсчёт прямых восхождений по небесному экватору, долгот по эклиптике. Определение положения этой фиктивной точки на небесной сфере составляет одну из главных задач практической астрономии.

Весеннее и осеннее равноденствия считаются астрономическим началом соимённых времён года . Промежуток между двумя одноименными равноденствиями называется тропическим годом , который и принят для измерения времени. Тропический год составляет приблизительно 365,2422 солнечных суток , поэтому равноденствие приходится на разное время суток, передвигаясь вперёд каждый раз почти на 6 часов. Юлианский год заключает 365¼ суток. Вставной день високосного года возвращает равноденствие на прежнее число года. Но тропический год немного меньше юлианского, и равноденствие в действительности медленно отступает по числам юлианского календаря. В григорианском же летоисчислении вследствие пропуска 3 дней в 400 лет оно почти неподвижно (григорианский год в среднем составляет 365,2425 суток).

Народы и религии, у которых Новый год начинается в равноденствие

  • Бахаи - Навруз см. Календарь бахаи
  • Новый год у казахов

Исторические события, произошедшие в равноденствие

  • Смотрите: 20 марта
  • Смотрите: 21 марта
  • Смотрите: 22 марта

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • День выборов
  • День воскресения в Исламе

Смотреть что такое "День весеннего равноденствия" в других словарях:

    День весеннего равноденствия - Время, когда центр Солнца в своем видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор, называется равноденствием. Земля в это время находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Астрономическая весна, или день весеннего равноденствия - 21 марта день наступления астрономической весны, его еще называют днем весеннего равноденствия. В это время Земля находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День осеннего равноденствия - 23 сентября 2013 года в 00 часов 44 минуты по московскому времени (мск) Солнце в очередной раз пересечет небесный экватор и перейдет из северного полушария небесной сферы в южное. Наступит день осеннего равноденствия астрономическая осень в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День осеннего равноденствия (праздник) - День осеннего равноденствия время поминания умерших родственников и посещение их могил День осеннего равноденствия (яп. 秋分の日 сю:бун но хи … Википедия

    День зелени - (яп. みどりの日 Мидори но хи?) государственный праздник Японии. Начиная с 2007 года, отмечается 4 мая; в 1989 2006 годах, отмечался 29 апреля. Часть японской Золотой недели. До 1989 года, 29 апреля отмечался День рождения императора Сёва… … Википедия

    День совершеннолетия - (яп. 成人の日 сэйдзин но хи?) государственный японский праздник, который отмечается во второй понедельник января (один из «счастливых понедельников»). В этот день все японцы, которым за прошедший год исполнилось 20 лет, отмечают своё… … Википедия

Астрономическая суть праздника

День весеннего равноденствия... Звучит загадочно и таинственно. Даже в самом названии чувствуется мистика. Наверное, именно поэтому некоторые люди и связывают таинственные события и ряд суеверий с этим днем. На самом же деле ключевое понятие данного словосочетания - равноденствие - означает тот момент, когда центр солнца пересекает небесный экватор. Это явление происходит весной и осенью. Весеннее равноденствие, как правило, приходится на 20 марта (иногда на 21, если год високосный). В этот день солнце переходит из южного полушария в северное. Такой ход событий характерен для северного полушария, в южном полушарии день весеннего равноденствия приходится на 20 сентября. В период равноденствия день практически равен ночи на всей территории Земли. В этот день восход солнца точно определяет восток, а закат - запад.

Тропический год

Промежуток времени между равноденствиями одного сезона называется тропическим годом, который включает в себя 365 суток. Именно по этой причине День весеннего равноденствия - праздник. Многие народы считают его началом года, и поэтому празднование Нового года в Афганистане, Иране и почти во всех странах Великого Шелкового Пути приходится на этот день.

Древние славяне

Был великим праздником день весеннего равноденствия у славян. Назывался он в те далекие времена "Камоедица" и праздновался в течение двух недель перед этим днем. Основным моментом праздника было сжигание чучела Марены (так славяне называли Зиму) и проводы зимы. Также в это время торжественно встречали весну и отмечали древнеславянский Новый год. Быт славян был тяжелым и практически все свое время они проводили в труде. День весеннего равноденствия давал им возможность отдохнуть, так как работа в эти две недели считалась грехом. В это время они набирались сил для нового сельскохозяйственного года, так как считалось, что, начиная с этого дня, весна вступает в свои права и природа пробуждается. В дни Камоедицы славяне с песнями и плясками осуществляли основные мистико-религиозные обряды. Они славили солнце, которое растапливает снега и согревает все вокруг. Солнце было для них началом новой жизни, источником новых сил. Чествовать небесное светило было принято специальными пресными лепешками. День весеннего равноденствия был у древних славян также и днем почитания великого Медвежьего бога. В этот день на восходе солнца, до завтрака, собирались они в длинную процессию и с традиционными песнями и плясками шли в лес, чтобы принести Медовому зверю, как называли они медведя, особые жертвы в виде блинов. Принесенные блины они раскладывали на пеньках и только по возвращении домой начинали отмечать это событие праздничными застольями.

По всему миру

В течение многих веков отмечали этот день как великий праздник в Китае, Египте и Индии. Именно с днем весеннего равноденствия связано множество мифов и легенд. До наших дней некоторые народы сохранили этот праздник даже в своих календарях. Во многих странах, исповедующих ислам, он называется "Навруз" и отмечается 21 марта. Он не только сохранился в календаре, но объявлен официальным государственным праздником и является выходным днем. Разные имена носит этот день (например, в Японии его называют "Сюмбун Но Хи" и считают днем любви к природе). Но каким бы именем он ни назывался, он все равно является одним из знаменательных дней года.