Что делать если ребенок матерится. Ребенок ругается матом

Бранными словами неосознанно. Он даже не понимает их значение, но продолжает материться. Почему? Потому что малыш копирует взрослых, перенимает эту привычку от других детей, слышит мат в телевизоре, на улице. Но что же делать в этом случае родителям и близким людям крохи? Есть главное правило, которое вы должны безукоризненно соблюдать: после того как малыш скажет бранное слово, сделайте вид, что не расслышали его. В этом случае ребенку станет неинтересно ругаться матом. Но это правило сработает, только если он систематически не слышит брань от близких людей.

Общение в семье

В первую очередь нужно пересмотреть общение в семье. Если кто-то из родственников малыша постоянно матерится, он будет воспринимать это как нечто должное и правильное. Ребенку еще сложно понять, что хорошо, а что плохо. Он учится у взрослых. Именно они показывают ему, как правильно поступать и что можно говорить. Следите за своей речью, не материтесь при ребенке. Бранные слова заряжены отрицательной энергией, и малыш чувствует это. Вы же хотите, чтобы ваше чадо росло в благоприятной обстановке? Тогда ни в коем случае не ругайтесь матом хотя бы при нем!

Как сделать так, чтобы ребенок не ругался матом?

Как уже было сказано выше, ребенок может услышать бранные слова не только дома. И невозможно с этим что-то делать. Вы же не запрете малыша в квартире. Остается только сделать так, чтобы матерные слова не закрепились в лексиконе ребенка.

Ни в коем случае нельзя:
1. Шлепать кроху по губам, заставлять лизать мыло, сыпать в рот соль или перец! Таким образом у ребенка понизится самооценка, и его будут преследовать ночные кошмары! Также есть риск, что малыш станет заикой.
2. Не рассказывать всем о том, что малыш матерится, ведь он непременно захочет «порадовать» свою маму снова.
3. Наказывать кроху всевозможными способами и не говорить ему о том, что бранные слова можно употреблять в речи только взрослым. Ребенок поймет вас так: если можно материться только взрослым, значит, надо побыстрее вырасти. А что для этого надо? Ругаться как можно громче и чаще.

Научите чадо выражать свои негативные эмоции по-другому. Например, отвлекаться на какое-то дело. Спокойной объясняйте ему, что бранные слова - нехорошие, что произносить их нельзя. Говорите ему, что мат ранит людей, что это настоящий разбойник, которого ни в коем случае нельзя пускать в свою жизнь. Расскажите малышу, что брань - не признак силы, а постыдная привычка.

Так или иначе, нецензурная брань присутствует в жизни каждого современного человека – как взрослого, так и маленького. Если мы не сквернословим сами, то слышим непотребные слова от кого-то другого в обиходе или по телевизору, читаем их в газетах, журналах или книгах. Поэтому, к сожалению, нет ничего удивительного в том, что однажды мы можем услышать от нашего ребенка матерное слово или даже целое бранное предложение. И если мы – нормальные родители, то, скорее всего, в этом случае мы испытаем целую гамму всяческих чувств – от удивления до шокового состояния.

С одной стороны – это вполне нормальная реакция всякого адекватного родителя. С другой стороны – толку от такой реакции немного. Скорее всего, от этого наше дитя нецензурно изъясняться не перестанет. Поэтому, услышав от ребенка мат, крайне важно задуматься над поисками ответов на два вопроса: почему он матерится и что делать, чтобы отучить его от этой пагубной привычки?

Причины, по которым ребенок ругается матерными словами

Обыкновенные, обиходные слова дети обычно употребляют осознанно. Если, например, малыш произносит слово «яблоко» или словосочетание «хочу пить», то он имеет в виду именно то, о чем говорит. Что касается бранных слов, то дети их произносят неосознанно и машинально, так как не понимают, что именно они означают и с какой целью произносятся. К слову, взрослые так же, матерно выражаясь, обычно не задумываются над истинным смыслом и целью тех слов, которыми они бранятся: в этом и заключается коварство и разрушительное воздействие на человеческую психику нецензурной брани.

Однако могут быть причины, при которых дети могут материться вполне осознанно, стараясь с помощью мата добиться каких-то конкретных и важных для себя целей:

  • Ребенок матерится, пытаясь таким способом обратить на себя внимание взрослых. Причем, тем самым он может требовать для себя не только положительной реакции от взрослых, но даже и отрицательной. Обычно это случается тогда, когда взрослые по каким-либо причинам не уделяют малышу должного внимания, и он начинает себя чувствовать ненужным и брошенным. В этом случае, чтобы отучить ребенка браниться, необходимо уделять ему больше времени, играть вместе с ним, разговаривать, читать ему сказки и смотреть вместе с ним мультфильмы – то есть, всячески давать малышу понять, что он – очень нужен и ценен взрослым, которые его окружают;
  • Матерясь, ребенок тем самым пытается подражать другим детям, с которыми он общается в детском саду, в школе, на улице, в спортивной секции и т. д. Подражание сверстникам, а тем более, старшим товарищам заложено в детской природе и является важным условием детского развития. Понятно, что такое подражание может приносить как пользу, так и вред. Когда малыш, наслушавшись своих товарищей, начинает изъясняться нецензурными выражениями, запрещать ему общаться со сверстниками (как это пытаются делать многие родители) не нужно, поскольку это бессмысленно. Полностью оградить ребенка от общения невозможно. В этом случае важно понять, что, скорее всего, таким образом ваш сын или дочь пытаются утвердиться в коллективе ровесников, доказав им свой «авторитет» и свою «значимость». В большинстве случаев повышение собственного авторитета с помощью матерщины свидетельствует о том, что у ребенка не хватает уверенности в себе, его мучает комплекс собственной неполноценности. Следовательно, родителям надо постараться вселить в своего сына или дочь уверенность. Для этого, опять же, ребенку необходимо уделять как можно больше времени, тонко и незаметно внушая ему необходимые истины и правила поведения, которые помогут малышу приобрести настоящий, а не фальшивый авторитет у сверстников;
  • Многие дети выражаются нецензурной бранью назло или в отместку родителям или другим взрослым людям, которые их окружают (воспитателю, учителю, тренеру, соседу и пр.). Иначе говоря, таким образом они бунтуют против несправедливого, как им кажется, отношения к ним самим и их интересам. Большей частью в этом бывают виновны сами родители и другие взрослые, обзывающие детей всяческими обидными эпитетами или применяющие в качестве воспитательного аргумента телесные наказания. Детская психология такова, что подобные эпитеты (не говоря уже о телесных наказаниях) ребенок воспринимает как собственную ненужность для родителей и других взрослых. Поэтому взрослым надо всячески стараться не допускать в общении с детьми никаких бранных эпитетов и телесных наказаний, объясняя им с помощью других слов и правильного тона, в чем именно они неправы;
  • Взрослые, окружающие ребенка, сами матерятся. Это – одна из основных причин того, что и малыш рано или поздно начнет нецензурно браниться. Он берет слова из родительского репертуара, и вставляет в свой лексикон. Выход в данном случае прост: чтобы никогда не слышать матерщины из детских уст, взрослым надо самим не ругаться матерными словами;
  • У ребенка просыпается интерес к собственному телу и физиологии. Зачастую именно по этой причине дети начинают выражаться нецензурно. Тем более – именно на эту тему в настоящее время можно найти множество «комментаторов» и «специалистов» – как среди сверстников, так и в интернете и телевизоре. Причем, значительная часть таких «специалистов» изъясняется именно с помощью матерщины либо – в словесных оборотах, весьма близких к нецензурной лексике. Наслушавшись или начитавшись подобных «комментариев», дети воспринимают их как истину, и сами начинают изъясняться подобным образом. Ругать их в этом случае – очень опасно, так как у ребенка может сформироваться извращенное представление о подобных вещах. Гораздо разумнее понять, что такой интерес у детей – это процесс естественный, и говорить о нем следует не матерными оборотами, а вполне нормальными словами. И, разумеется, объяснить это ребенку.

Это – лишь основные, то есть, наиболее часто встречающиеся причины, по которым дети начинают употреблять в разговоре матерные слова. Устраняются такие причины, в первую очередь, благодаря спокойной, дружественной и любящей атмосфере в семье, где растут и воспитываются дети.

Детский возраст и матерщина

Житейская практика показывает, что дети могут материться в любом возрасте – начиная с двух лет, когда они только научились произносить свои первые слова, и заканчивая подростковым возрастом. Впрочем, причины, по которым они произносят нецензурные слова в том или ином возрасте, различны:


  1. Если малышу 2-3 года, то нехорошие слова он произносит неосознанно. В этом возрасте ребенок только учится говорить, слыша слова от кого-то постороннего, запоминая их, повторяя и обычно не понимая их сути и значения. Поэтому, скорее всего, нецензурное слово он также где-то услышал и запомнил.
  2. 4-5-летние дети могут ругаться вполне осознанно и с далеко идущими умыслами. Большей частью они употребляют нецензурную лексику, чтобы родители или другие взрослые обратили на них внимание.
  3. Начиная с 5 лет и заканчивая подростковым возрастом, дети обычно ругаются, стараясь таким способом обозначить и утвердить собственное «я». Особенно, если им кажется, что родители и другие взрослые посягают на их независимость и не принимают во внимание их мнение, которое детям в этом возрасте представляется исключительно ценным и правильным.
  4. Подростки могут выражаться нецензурными оборотами по нескольким причинам. Одна из причин заключается в том же, отчего матерятся и 4-5-летние дети. То есть, если подросткам кажется, что родители не обращают на них внимания, они могут добиваться родительского внимания с помощью матерщины. Утверждение собственного «я» в глазах взрослых – еще одно объяснение, почему дети подросткового возраста выражаются нецензурно. Третья причина нецензурных ругательств у подростков – попытка утвердить собственное «я» среди своих сверстников.

Если ребенок растет нормально (то есть, в хорошей семье и при этом у него нет никаких проблем с психикой), то обычно он «перерастает» возрастные периоды и перестает материться. Родителям это надо знать. Конечно, пассивно ожидать, пока у сына или дочери само собою пропадет желание изъясняться матерной лексикой, не следует. Наоборот, надо всячески помогать им избавляться от скверной привычки, учитывая при этом, что в некоторых случаях малыш может употреблять матерные выражения и по другим причинам:

  • Некоторые дети в силу своих психологических особенностей или воспитания не умеют выражать накопившиеся в них отрицательные эмоции в общепринятых «рамках», и способны эмоционально разряжаться лишь посредством матерщины;
  • Если ребенок застенчивый и робкий, то он может материться, чтобы преодолеть свою робость и неуверенность перед другими людьми, житейскими проблемами, всяческими переменами и т. д. Кстати, к такому же способу прибегают и неуверенные в себе взрослые. Закомплексованным людям, независимо от того, дети они или взрослые, обычно представляется, что матерщина в их устах делает их самостоятельными и могущественными.

Какова бы ни была причина того, что дети начали изъясняться нецензурными словами, главная задача всякого адекватного родителя – постараться, чтобы его ребенок в самое короткое время избавился от этой дурной привычки.

Главные родительские ошибки

Стараясь отучить детей ругаться матом, родители зачастую вольно или невольно допускают множество ошибок. Апробированная многими веками и множеством поколений житейская практика ясно говорит о том, чего именно нельзя делать, отучая сына или дочь от пристрастия к сквернословию:


  • Применять . Обычно такой способ не исправляет положение, а лишь усугубляет его. Наказанный ребенок может продолжать материться – теперь уже исключительно родителям назло и в знак протеста. Ни в коем случае нельзя шлепать детей по губам, заставлять лизать мыло, сыпать в рот соль или перец! Таким образом у ребенка понизится самооценка, и его будут преследовать ночные кошмары! Также есть риск, что малыш станет ;
  • Запрещать употреблять матерщину, используя свое родительское положение (вроде «Чтоб я больше от тебя этого не слышал!» или «Сказано – нельзя, значит – нельзя!»). Обычно такие безапелляционные запреты результата не достигают по причине особенностей детской психологии. Детям нужно подробно и аргументированно объяснять, отчего именно нельзя употреблять бранные слова и к чему это может привести;
  • Ни в коем случае не радоваться и не смеяться, слыша, как ребенок матерится, и тем более не пытаться переводить в шутку произнесенные малышом неприличные слова. Это может привести к тому, что он подумает, будто его сквернословие родителям приятно, и по этой причине станет материться чаще;
  • Упрекать и стыдить детей в присутствии посторонних. Это может вызвать в ребенке озлобленность, он замкнется или ожесточится и может ругаться еще больше;
  • Устраивать ребенку «партизанские допросы» на тему о том, «где ты это услышал» или «кто тебе сказал такое плохое слово» . Вероятней всего, он и сам не знает или не помнит, где и от кого он впервые услышал непотребное слово. Зато родительское пристрастие может оттолкнуть от вас юного матерщинника, и тогда наладить с ним дальнейший контакт будет во много раз труднее;
  • Материться самим родителям – хоть в присутствии детей, хоть в их отсутствии. Необходимо соблюдать золотое родительское правило: то, чего нельзя делать детям, не может быть позволено и родителям. Иначе ребенок, видя родительское лицемерие, перестанет уважать отца с матерью, что почти наверняка приведет к тому, что он станет сквернословить еще больше;
  • Стараться сделать так, чтобы дети были изолированы от внешнего мира. Во-первых, в современных условиях это практически невыполнимо. Во-вторых, такая изоляция, даже если бы она и могла быть осуществимой, к желанному результату, скорее всего, не приведет. В результате ребенок почти наверняка утратит правильное представление о том, что такое хорошо, а что – плохо, и по этой причине объяснить ему, почему нецензурная брань – это плохо, практически будет невозможно.

Нельзя говорить детям о том, что матерные слова можно употреблять только взрослым. Ребенок поймет вас так: если можно материться только взрослым, значит, надо побыстрее вырасти. А что для этого надо? Ругаться как можно громче и чаще.

Все перечисленное вовсе не означает, что родители никак не должны стараться отучить своих детей от сквернословия. Это будет неправильно как с педагогической, так и с психологической точки зрения. Всякое родительское самоустранение ребенок почти наверняка воспримет как сигнал о том, что ничего скверного он не делает и, больше того, что ему все позволено. Следовательно, он продолжит совершенствоваться в своем пагубном «мастерстве», и очень скоро достигнет весьма печальных результатов.

Как добиться, чтобы ребенок не ругался нецензурными словами

Чтобы добиться успеха в столь непростом деле, необходима специальная родительская тактика. Проще всего отучить от матерщинной брани 2-3- летнего сквернослова. Не надо делать трагедии, если малыш вдруг произнес нехорошее слово. Случайно услышав, запомнив и повторив какое-то бранное выражение, он в силу своей детской памяти через самое короткое время о нем забудет. А вот если в его присутствии повторить это слово несколько раз, то тогда наверняка он его прочно запомнит, слово войдет в его обыденный лексикон, и в этом случае искоренить его будет намного труднее.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К детям, чей возраст старше, применима несколько иная тактика. Здесь желательно придерживаться следующих неукоснительных правил:

  • Если матерится ребенок дошкольного возраста, нужно постараться объяснить ему, что бывают хорошие слова, а бывают – плохие. С помощью хороших слов общаются хорошие люди, а с помощью плохих – плохие. Мама и папа малыша всегда говорят хорошими словами и никогда – плохими. Если их сын (или дочь) будут произносить плохие слова, то мама и папа очень огорчатся и даже – заболеют. Другие люди, услышавшие, как сын (или дочь) ругаются, также могут огорчиться и заболеть. К этому можно добавить, что и сам ребенок в случае употребления плохих слов также может заболеть;
  • В том случае, если нецензурно изъясняется школьник доподросткового возраста, необходимо помочь ему сформировать здоровую самооценку. Такому любителю матерщины нужно объяснить, что брань не делает человека личностью. Если ребенок хочет формироваться как личность, то он может попробовать себя в спорте, в искусстве, в науке и прочих полезных сферах человеческой деятельности;
  • Чтобы отучить от брани подростка, полезно привести ему в пример некий авторитет. Именно в подростковом возрасте дети обычно решают, «делать жизнь с кого», и потому с охотой могут брать пример с кого-то, кто может быть для них образцом для подражания. Идеальный вариант – если таким авторитетом могут быть сами родители;
  • В любом возрасте не надо оставлять ребенка в одиночестве. У всякого нормального человека одиночество вызывает страх, растерянность и неуверенность, попытаться избавиться от которых проще всего посредством матерщины. Когда родители всегда находятся рядом со своими детьми, то в этом случае у детей возникает намного меньше желания употреблять нецензурные слова;
  • Родителям всегда нужно знать, с кем общаются их дети. Конечно, подбирать им друзей по собственному, родительскому вкусу – это не выход. Всякий ребенок – личность, и потому у него могут и обязаны быть свои пристрастия и право выбирать себе друзей. Однако корректировать круг общения своего ребенка родители не только вправе, но и обязаны. Возможно, кого-то из знакомых своего сына или дочери лучше будет деликатно удалить, а кого-то, наоборот, пригласить к ребенку в гости. Полезно будет, если время от времени родители будут общаться с теми, с кем водит дружбу их дочь или сын;
  • Одно из самых важных правил – научить ребенка правильно и адекватно выражать свои эмоции – как положительные, так и отрицательные, стараясь при этом объяснить, что брань – это вовсе не выражение эмоций, а нечто гораздо более постыдное и скверное;
  • Всякий раз, как малыш употребил бранное слово, нужно дать ему понять, что сквернословие не красит человека. При этом родителям необходимо как можно громче извиниться перед посторонними за ругательство, произнесенное их сыном или дочерью, чтобы ребенок мог понять и осознать, что отцу или матери за него стыдно. Кроме того, полезно предупредить юного сквернослова, что хотя родители его и любят, однако до тех пор, пока он не прекратит нецензурно ругаться, они не смогут его взять с собой ни в какое приличное место;
  • Необходимо принимать меры к тому, чтобы ребенок меньше смотрел телевизор. Кроме того, важно знать, по каким именно сайтам в интернете любит путешествовать их отпрыск. И если эти сайты – предосудительного или сомнительного содержания, то надо деликатно и вместе с тем настойчиво убедить сына или дочь посещать другие сайты, с более полезным содержанием.

Совет детского психолога: как отучить ребенка от плохих слов

Все дети – разные. У каждого – свой неповторимый характер и индивидуальные психологические особенности. И потому может так случиться, что те меры, о которых говорилось выше, при всем родительском старании все же не принесут должного результата. Отчаиваться не стоит. Наоборот, надо применить дополнительные меры, чтобы отучить наследника от привычки сквернословить:

  1. Зачастую бывает, что малыш выражает нецензурными словами какие-то собственные эмоции. Это может быть радость, испуг, восхищение, недоумение. В этом случае родителям надо стараться, чтобы словарный запас ребенка пополнился, и в первую очередь, именно теми словами и фразами, с помощью которых эмоции можно выражать без всякой матерщины.
  2. Чтобы пополнить словарный запас малыша, следует читать ему книги и учить вместе с ним детские стихотворения. Лучше, если это будут не современные стихи, а произведения детской советской классики, в которых практически невозможно встретить бранное или двусмысленное слово. Кроме того, можно также специальными программами для детского обучения. Раздобыть в настоящее время такую программу не составит никакого труда.
  3. Очень хорошо помогают пополнить словарный запас мультфильмы. Но, разумеется, не современные «бегалки» и «стрелялки» с их примитивными воплями и таким же содержанием, а – классические советские мультфильмы. В большинстве таких мультиков их герои говорят прекрасным, образным, понятным и доступным всякому нормальному ребенку языком, в котором нет даже намека на какую бы то ни было нецензурщину. Необходимо объяснять малышу, что и ему самому нужно говорить так же красиво и правильно, как говорят мультяшные герои.
  4. Бывает так, что ребенок сам спрашивает у родителей, что означает услышанное им бранное слово. В этом случае очень важно, как родитель себя поведет. Самая правильная линия поведения – не ругать ребенка за произнесенное слово, не допытываться, от кого он его услышал, ничем не выражать своего смятения и неудовольствия. Гораздо разумнее постараться спокойно объяснить, что это – плохое слово, что употребляют его – скверные люди, а поскольку ребенок – замечательный и родители его очень любят, то будет замечательно, если малыш никогда больше такое слово произносить не станет.

Конечно, может случиться и так, что никакие родительские усилия и старания так и не смогли отучить ребенка от привычки выражаться нецензурными словами. Это бывает очень редко, но все же – бывает. В таком случае может быть полезен строгий родительский запрет. Причем, это должен быть не голословный запрет, а, так сказать, запрет с подтекстом.

Например, юному матерщиннику можно запретить встречаться с друзьями до тех пор, пока он не перестанет ругаться. Или – не позволять ему пользоваться компьютером. В арсенале всякого родителя найдется немало запретительных средств. Можно также посоветоваться с детским психологом: не исключено что у сына или дочери какое-нибудь заболевание психиатрического свойства. Но в большинстве случаев отучить детей от сквернословия – задача вполне выполнимая.

С форумов

Мерит: Наши дети не в вакууме находяться, дома не материшься — так на улице, в школе, да и по телевизору матов наслушаются. Тут ничего не поделаешь. Увы, это проблема общества в целом, а не отдельного ребенка. Я думаю, маленьких лучше не трогать (не акцентируешь внимание — нет интереса для ребенка), детям постарше (лет 5 -10) можно объяснить, что эти слова плохие, ну а с подростками уже ничего не сделаешь, хотя можно попытаться втолковать ему, что в семье и публично это говорить не стоит, а с друзьями да за закрытыми дверями пусть общаются как хотят.

Olgabel: Многие дети проходят «матершинный» период.
У меня ребёнок очень любил такие слова вставлять, причём всегда по делу и по смыслу. Помню, сидит сын на ковре (возраст что-то около 3-х лет), сооружает какую-то сложную конструкцию, тишина, очень увлечён. Неверное движение, вся конструкция рушится. «Пи***ц». Всего одно слово сказал, но с такой законченной интонацией! (ржу) Я его не ругала вообще, просто не обращала внимания. Прошло само. Самое интересное, что мы с мужем не материмся, тем более выше озвученное слово не употребляем. Где подхватил — загадка?

goroshka: Моему сыну сейчас 1.11 мес., ругается уже осознанно, я не акцентировала на этом внимание, но врач сказала, что нужно ругать, говорить что это очень плохо, и не в коем случае не смеяться!

marta2018: если матерится маленький — не обращать внимания. Поругается и перестанет. А если школьного возраста — то явно проблемы не с ребёнком, а с семьёй. И надо не ребёнка наказывать, а подумать, какие именно факторы привели к тому, что он матерится: чаще всего это ругань родителей или попадание в соответствующую компанию. И одно, и другое — вина взрослых, а не ребёнка. Боритесь с причинами, а не со следствием. Причем борьба с компанией — это дать хорошую альтернативу, а не тупо «ещё раз увижу с Толяном — из дома не выйдешь!».

Felina: Хаха, а я тоже в детстве матом ругалась)) вот именно в таком возрасте (4 года). Благо я далеко не первый ребенок, родители это уже проходили. Эти слова до того пренебрежительно игнорировали, что мне очень скоро стало неинтересно. Ведь значение я не понимала, это как на китайском что-то сказать. Сама не понимаю и другие сделали вид, что не поняли. Пару раз повторила и прошло. Забыла эти словосочетания до подросткового возраста))

Читаем также:

Видео от любящих мам: если ваш ребенок матерится

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова , и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально : «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо : «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо : «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Сынишка пришел из детского сада и заявил такое, что бабушка чуть не упала в обморок. Спросили, кто таким словам научил, оказалось – мальчик из группы в детском саду. Не совсем понимаем, как себя вести. Сыну всего шесть лет, поэтому понятно, что он просто повторил чужие слова. Для начала объяснили, почему плохо так говорить, а как вести себя дальше?

Почему дети ругаются матом?

Детское злословие – проблема для многих родителей. И это неудивительно, ведь сегодня у ребенка есть немало источников, откуда он может почерпнуть такую «премудрость». Начнем с того, что во многих семьях постоянно включенный телевизор – это норма жизни. Попробуйте провести у экрана хотя бы пару часов, и вы обязательно услышите те слова и выражения, которым наверняка не хотели бы научить своего ребенка.

Есть родители, которые вовсе не придерживаются правила: никогда не выражаться нецензурно при ребенке, всегда разговаривать вежливо и красиво. Слова, сорвавшиеся в сердцах, слова-привычки очень часто становятся и детскими привычками. Но справедливости ради стоит отметить, что даже если в семье всегда следят за культурой речи, то это еще не означает, что малыш из этой семьи никогда не произнесет плохих слов. Ведь мы не можем ограничить ребенка со всеми детьми и взрослыми, которые знают плохие слова.

Радио, реклама, прохожие на улице и пассажиры в транспорте, соседский мальчишка или нетрезвый дяденька, который встретился в подъезде – вот далеко не все источники тех плохих слов, которые попадают в лексикон наших детей.

Что такое детское злословие?

Ребенок обзывает родителей или братьев и сестер, от него достается дедушке и бабушке, сегодня в группе он оскорбил воспитательницу, а во дворе нагрубил соседке – родители в ужасе, ведь их малыш не просто говорит плохие слова, он демонстрирует неуважение к окружающим, причем не только к детям, но даже ко взрослым.

Если ваш карапуз трех-четырех лет вдруг повторит случайно услышанное нецензурное слово, то, скорее всего, это не вызовет вашего беспокойства. Ну, сказал… Ничего страшного, забудет, ведь еще маленький совсем. Но если ребенок старше пяти лет использует неприличные слова довольно часто, то тут уже стоит задуматься всерьез и заняться поиском причин. Ведь в ситуации со злословием главная причина далеко не всегда лежит на поверхности. Время начала периода «плохих слов» иногда может совпасть с походом в школу или в детский сад, разводом родителей или поездкой в летний лагерь, появлением братика или сестрички, болезнью ребенка. Бывает, что наши дети повторяют «взрослые» слова, стремясь казаться старше. В любом случае, независимо от того, в каком возрасте ребенка вы заметили такую вредную привычку, прежде всего, начните с выяснения причин.

История из жизни

– Мы понимаем, что все дети рано или поздно через это проходят, то есть они приносят домой плохие слова, могут выражаться в садике или школе. Но у нас случай особый. Дочке 7 лет; пару лет назад у нее стали появляться неприличные слова, и мы с мужем ее ругали и наказывали. Сначала нам показалось, что теперь все хорошо, дочка перестала выражаться, по крайней мере, она не делала этого при нас, и из садика жалоб тоже не поступало. Но вот пару месяцев назад дочка стала ругаться словно специально. Мы делаем замечания, а она еще сильнее ругается, причем старается сказать плохое слово бабушке или братику, но так, чтобы мы это услышали. И никакие наказания, даже самые строгие, не помогают. В чем причина такого поведения?

Почему дети матерятся?

Если ребенок ругается матом, и при этом вы знаете, что в классе или компании во дворе так принято и не считается неприличным, то вполне вероятно, что таким способом ребенок старается завоевать популярность среди сверстников, считая, что ненормативная лексика повысит его статус.

Еще одна причина злословия – желание выглядеть старше и стать взрослым как можно скорее. Иногда так ведут себя те дети, к которым в семье относятся как к маленьким, не дают им возможности проявить свою самостоятельность, ограничивают их личную свободу. Нецензурные выражения, их использование к месту и не к месту являются для ребенка символом того, что он поступает как взрослый, а значит, считает он, все окружающие тоже будут считать его взрослым и самостоятельным человеком. И хотя такое поведение больше характерно для подростков, все же нередки случаи, когда дети шести-девяти лет ведут себя точно так же, чтобы показаться старше.

Это важно!

Об истинной причине детского злословия вы можете даже не догадываться. Например, если вашему ребенку не хватает внимания, любви, ласки, он вполне может привлекать их и таким необычным способом.

Слушая «неправильные» слова своего ребенка, мы чаще всего не остаемся равнодушными к ситуации. Ведь каждый родитель постарается изменить ситуацию – сделать замечание, прикрикнуть, запретить, наказать. А это именно то, чего и добивается ребенок: вызвать нашу, пусть и не слишком положительную, но все-таки реакцию. Такое поведение можно наблюдать у тех детей, которые растут в семьях, где родители много работают, редко бывают дома, а если и бывают, то все свое время посвящают отнюдь не детям, а просмотру телевизора или общению с друзьями, компьютеру и своим собственным делам, никак не связанным с ребенком.

Причина «семейная» – еще одна строчка в истории о злословии. Ведь стоит нам понаблюдать за собой, как сразу становится понятен источник многих детских выражений. Вот папа уронил на пол тяжелый предмет и выругался сквозь зубы. Вот мама выясняет отношения с соседкой и не скупится на выражения, вот знакомый рассказывает «соленый» анекдот, не считаясь с тем, что малыш стоит рядом. А ведь ребенок так хочет быть похож на маму, на папу и даже на этого дядю, потому что они взрослые, а малыш очень-очень хочет стать таким же. И он повторяет услышанные слова, легко запоминая их и выдавая текст, максимально близкий к оригиналу.

Чего не стоит делать, если Вы хотите отучить ребенка материться.

— Не нужно бить или грубо ругать ребенка за то, что он произнес плохие слова.

— Не нужно говорить ребенку о том, что своими плохими привычками он похож на папу (зачастую мамы видят причину в том, что ругается папа, а ребенок всего лишь повторяет его слова или выражения).

— Нельзя закрывать глаза на проблему, считая, что ничего поделать невозможно, ведь все вокруг выражаются.

— Нельзя просто изолировать ребенка от других детей (перевести в другую школу, садик, класс, двор). Это не выход из положения, ведь таким образом вы не решаете проблему, а только пытаетесь спрятаться от нее.

— Если ребенок не говорит, откуда он узнал то или иное слово, не нужно «клещами» вытаскивать из него информацию, ведь источник вы можете так и не обнаружить, зато отношения с ребенком основательно подпортите.

Как отучить ребенка ругаться матом?

— Если ребенок матерится оттого, что в его компании так принято общаться, то в подобной ситуации самый простой способ решения проблемы – запрет на общение с «неправильной» компанией – может оказаться самым неэффективным. Вряд ли ребенок послушается вас и перестанет общаться с детьми, которые, на ваш взгляд, учат его плохому. Поэтому решать проблему нужно, повышая самооценку ребенка и воспитывая в нем уверенность в себе. И хотя это на первый взгляд кажется не очень логичным, все-таки постарайтесь сдержаться и не ругать ребенка, а спокойно объяснить ему, чем плохо использование в речи подобных слов.

— Что делать родителям, если причина злословия – это стремление показать себя взрослым, опытным? Постараться проанализировать, в чем они ограничивают своего ребенка, где не дают возможности почувствовать себя взрослее, и подумать, что именно можно изменить в ситуации. Малыш вырос, а ваши подходы и требования, по всей видимости, остались те же.

— Если ребенок испытывает недостаток тепла и внимания со стороны своих близких, то для решения проблемы родителям придется прежде всего осознать, что они необходимы сыну или дочери и что ситуация дошла до своей критической стадии, если уж ребенок использует такие крайние меры. Время, проведенное с ребенком, разговоры по душам, слова любви, внимание к детским проблемам помогут решить и проблему злословия.

— Если ребенок копирует поведение родителей, повторяя за ними нехорошие слова, то тогда решение проблемы просто и одновременно сложно. Хотите, чтобы ваш ребенок не ругался – прекратите делать это сами, даже сквозь зубы, даже начиная и не заканчивая неприличное слово, даже называя всего одну букву. Если уж ребенку нельзя, то и всем остальным тоже нельзя – и никак иначе. Правила игры должны быть едины для всех.

Ребенок матерится, ругается матом - что делать в этой ситуации? Сгорать от стыда, проводить нравоучительные беседы, наказывать? Это проблема, столкнувшись с которой, родители буквально становятся в тупик. Вопрос, как отучить ребенка от мата, лежит не только в области нравственности и этикета - она намного глубже.

Рано или поздно каждый родитель слышит от своего ребенка матерное слово. Многих из нас это ужасает и заставляет краснеть. И даже если это еще не случилось - можно залиться краской только от мысли, что это случится в будущем. "Хорошо, если это свой ребенок - ему уж как-то можно закрыть рот, - думаем мы, - а если соседский?" Ведь общаясь с ним, наш ребенок, рано или поздно тоже будет материться. "А его родителям, как будто, все равно, что их сын матерится. Ну как такое может быть?" - возмущаемся мы в душе.

"Это просто ужас", - думаем мы про себя, услышав, что ребенок матерится. А давайте на одну секунду все же откинем наше личное отношение брезгливости и снобизма к матерному слову и попробуем все же разобраться, почему дети ругаются матом?

Почему дети ругаются матом?

Если мы слышим мат от чужого ребенка, то ответ на вопрос "Почему дети ругаются матом?", как нам кажется, лежит на поверхности. Мы уверены, что он наследует родителей, которые не стесняются в выражениях при сыне или дочке. Когда же мы слышим мат от собственного ребенка, то уверены, что его этим словам научил тот самый сорванец, при котором родители ругаются матом. Так ли это? Действительно ли все зло идет именно от непутевых родителей?

На самом деле это немножко не так. Если изучить ситуацию более тщательно, то станет очевидно, что все дети, которые общаются на улице со сверстниками, в возрасте 6-7 лет проявляют интерес с матерным словам. Они не просто ругаются матом, они как бы впервые пробуют это. Им интересно это, их захватывает это. Казалось бы, почему дети повторяют это? Ну, даже если и подслушали они у родителей, зачем повторять? Что в этом такого? Ан нет, можно отметить, что они буквально смакуют слова, пробуют их. Удивительно, но это проходит в тот же период возраста - попробовав, дети в большинстве своем бросают материться, в независимости от того, наказывают их за это родители или нет. Почему?

Загадочное отношение детей к матерным словам сегодня нам объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана. В 6-7 лет у ребенка происходит первое, атавистичное половое созревание - это первый гормональный всплеск в их жизни. В глубокой древности, когда была первобытная стая, а человек в 30 лет считался старцем, в этом возрасте дети созревали для взрослой жизни. Сегодня все изменилось, и наши дети, благодаря цивилизации имеют еще лет 10 времени, в этот период могут спокойно учиться в школе и узнавать то, что пригодится в будущем. Но, тем не менее, именно в возрасте 6-7 лет они, не физически, но (!) психически созревают для того, чтобы понять свой пол, что кто-то из них мальчик, а кто-то девочка, в чем различие между ними, понять, что у человека, у них самих, есть сексуальность. Отсюда интерес к противоположному полу, первые изучения друг друга. Ребенок начинает задавать родителям вопросы по этой теме. Кожно-зрительная девочка в этом возрасте вообще может начать эксгибиционировать - оголятся прилюдно , чем шокирует своих родителей.

Кто-то должен рассказать детям о том, что такое сексуальность. Но кто этот человек, который раскроет перед ребенком сексуальность? Величайшим заблуждением современных психологов и педагогов является мысль о том, что это должны сделать родители. На самом деле, разговаривая с ребенком в этом возрасте на эту тему, взрослые могут нанести ему удар по психическому - дети не должны узнавать о сексуальности от родственников, так же, как мы, взрослые, не входим в половой контакт с родственниками - это противно природе.

Тем более, что природой уже предусмотрено «первобытное сексуальное воспитание». Дети должны узнать об этом в своей среде, от сверстников, на улице - это самое природное, что может и должно с ними случиться. И узнают они о сексуальности именно через матерные слова - ведь на самом деле, если вдуматься, мат - это и есть прямые, не завуалированные, слова о сексе (не путать мат с грязными, туалетными словами-ругательствами). И знакомит их с сексуальностью не просто любой сверстник, а ребенок с оральным вектором - очень важный человечек в маленькой стае детей.

Приблизительно 5% детей рождается с оральным вектором . Это особенные дети и у них особенная задача в нашем обществе - когда они вырастут, если их правильно воспитывать, они смогу стать великими ораторами и завораживать публику своей речью. Это та способность, которая будет им служить во взрослой жизни.

Но в детстве, пока у всех детей настоящее детство и игры, у них уже есть работа, очень важная роль – это «сексуальное воспитание». Именно они начинают употреблять матерные слова совершенно не стесняясь. Они могут петь матерные частушки, говорить матом без остановки. Откуда это в них берется, остается загадкой для родителей. Ведь даже если родители никогда не ругались и очень интеллигенты, их ребенок с оральным вектором будет ругаться матом не хуже остальных оральников.

Это его природа и это его задача . Наказывать его за это, бить по губам или по шее, вызывать в нем стыд за свои действия - это ошибки родителей, за которые взрослый оральный человек может поплатиться - его жизнь будет разрушена, а сам он будет несчастлив. Заикание, проблемы с артикуляцией, патологическое вранье, неуправляемая матерщина - это все то, с чем сталкивается оральный человек, которого пытались насильно отучить от матерного слова в детстве, которого заставляли отказаться от своей природы.

На самом деле, услышав от детей матерные слова, необходимо просто договорится с ними о том, что говорить эти слова при взрослых нехорошо. Объясните ребенку понятно и просто, что ругаться матом можно, но не в любой ситуации.

Не стоит думать, что шестилетки, если им разрешить ругаться матом, создадут клуб любителей матерщины и будут материться потом всю жизнь. Это совершенно не так. Познав свою сексуальную природу , поняв и осознав себя мальчиком или девочкой, дети утрачивают какой-либо интерес к этой теме. Они же дети и у них нет еще желаний к сексу, как понимаем его мы, взрослые. Они вспомнят свою сексуальную природу только во второе половое созревание, в подростковом возрасте. А вот мат во взрослой жизни они не будут использовать направо и налево.
Исключение составляет только оральник - для него мат - это язык. Он умеет красиво говорить им, а не ругаться. Это его свойство остается с ним на всю жизнь. Но при правильном подходе, который описан выше, даже он будет контролировать мат и не употреблять его постоянно.

Дети ругаются матом - пусть ругаются

Ребенку 6-7-ми лет очень важно услышать матерные слова от орального сверстника - это задает ему нормальное развитие в жизни. Потом, взрослея, он сможет создать отношения, пару, а потом и семью, у него не будет комплексов в сексуальном. Поэтому очень важно, чтобы дети в этом возрасте общались со сверстниками и не под присмотром родителей - а в своем кругу, в котором обязательно окажется оральный ребенок.