Я иногда забиваю имена людей. Что можно считать нормальной забывчивостью, а что нет? (тестовые вопросы). Состояние на кончике языка

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Не могу вспомнить свой ПИН-код или название любимого фильма… Или почему вы просто вошли в комнату? У всех бывают такие моменты забвения, и, вполне естественно, беспокоиться о том, что происходит с нашей памятью.

Дело в том, что забывать вещи нормально. Научные исследования показывают, что и абсолютно здоровые люди могут страдать до 30 провалов памяти в неделю.

«Проблема в том, что мы склонны ожидать слишком многого от возможностей нашей памяти», говорит д-р Jo Iddon, клинический психолог, доктор философии и нейропсихологии из Лондона.
«Многие люди очень беспокоятся о своей памяти. Мы все думаем, у нас есть хуже память, чем есть на самом деле», — говорит она. «Мы – перфекционисты, и считаем, что все происходящие вещи предсказуемы. Но память не предсказуема. И, тем не менее, все мы склонны к этим ошибочным суждениям. Ваша память зависит от того, насколько вы устали, с похмелья ли вы, от наличия стресса или утомления от жизненной ситуации (например, при рождении ребенка)».

НОРМАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ПАМЯТЬЮ

Следующие типы провалов в памяти являются нормальными и, как правило, не считаются предупреждающими сигналами слабоумия:

  • Забыть для чего вы вошли, например, в комнату.
  • Требуется несколько минут для того, чтобы вспомнить, где припаркован ваш автомобиль.
  • Иногда забыть позвонить другу или забыть о встрече, занимаясь, к примеру, детьми.
  • Забыть что-то тривиальное, что друг упомянул накануне.
  • Забыть имя кого-то, с кем вы только что познакомились.
  • Забыть, где вы оставили вещи, которыми регулярно пользуетесь, например, очки или ключи.
  • Кратковременно забыть имя знакомого или автоматически назвать внука по имени своего сына.
  • Кратковременно забыть название предмета.

Почему это может происходить
«Наша ближайшая краткосрочная память очень легко отвлекаема», говорит д-р Оливер Кокерелл, консультант невролог в Лондонской клинике.
Так почему же мы забываем тривиальную информацию?
«Ваш мозг знает, что вряд ли нужно постоянно помнить такие рутинные задачи, как, например, подъем по лестнице, т.к. эта информация содержится в долговременной памяти. Довольно быстро эта информация восстанавливается, так что мозг стирает её из «оперативной» памяти, чтобы освободить место для более важных вещей. Вот почему мы иногда не можем вспомнить, почему мы шли в комнату».
Д-р Мари Янсон, из Института Альцгеймера в Великобритании, объясняет: «Мозг должен решить, нужна ли будет новая информация и стоит ли её запоминать. Если будет нужна, то положу её в долговременную память; если нет, то она удаляется».
Стресс, печаль и нехватка сна могут повлиять на память также, как и попытка сделать слишком много вещей одновременно.

КОГДА СТОИТ НЕМНОГО БЕСПОКОИТЬСЯ?

  • Если многозадачность становится трудной — хороший повар вдруг обнаруживает, что приготовление воскресного жаркого подавляет его.
  • Возникают проблемы с ориентированием в знакомых местах, например, вы регулярно не можете найти свой автомобиль на привычной парковке.
  • Забываете имена близких родственников и друзей.
  • Появляются проблемы с распознаванием лиц, цветов, форм и слов.
  • Повторяете тот же вопрос, на который вы уже получили ответ полчаса назад.
  • Изменяется личность и стиль поведения. К примеру, социально активный человек превращается в затворника.
  • Часто обнаруживаете, что вы оставили предмет в неподходящем для этого месте. Например, ключи вы оставили в замке и не помните этого.

Почему это может происходить
Многие из этих симптомов могут быть на самом деле признаком депрессии, стресса или недостатка концентрации.
Тем не менее, они могут быть ранним признаком слабоумия или болезни Альцгеймера.
«Существует тип слабоумия, где память не сильно задета, но часть мозга, отвечающая за визуальную обработку, повреждена», — добавляет д-р Анна Корбетт — координатор научных исследований в обществе по изучению этого заболевания.
«Огромное количество из заболевших не могут вспомнить имена людей. Однако, суть в том, что если вы в курсе ваших проблем с памятью, у вас вряд ли есть слабоумие».

ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ, ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ.

  • Просите чашку чая, не осознавая, что она уже стоит перед вами.
  • Забываете имена внуков, но свои детские воспоминания остаются яркими.
  • Теряете рутинные навыки для выполнения повседневных задач, например, таких как стирка.
  • Сложно вспомнить структуру семейных связей, например, какой из ваших внуков чьим ребенком является.
  • Нарушаются суждения, например, носите пальто летом.
  • Становитесь не в состоянии сказать назначение повседневных предметов быта.
  • Не узнаёте друзей и членов семьи.
  • Оставляете вещи в странных местах, например, чайник под кроватью или бумажник в холодильнике.
  • Появилось чувство дезориентации во времени и месте — часто посещаемые места кажутся незнакомыми.

Почему это может происходить
Слабоумие или болезнь Альцгеймера влияет на гиппокамп — часть мозга, ответственного за кратковременную память. Долговременная память при болезни Альцгеймера, как правило, не страдает.
«Люди с болезнью Альцгеймера не могут преобразовать краткосрочные данные в долгосрочные, поэтому они сразу стираются», — говорит д-р Энн Корбетт.

Наверное, многим из нас знакома неприятная ситуация, когда мы встречаем знакомого человека, но не можем вспомнить его имя. Или, что ещё хуже, знакомимся с кем-то и уже через 5 минут понятия не имеем, как к нему обращаться. Такое может произойти где угодно - как на вечеринке у друга, так и на деловом обеде или в новом рабочем коллективе.

Как же научиться запоминать имена? Для этого есть несколько проверенных способов.

Согласно материалу в журнале «Психология сегодня» (Psychology Today), способность запоминать имена ухудшается ещё и с возрастом. Оказывается, около 85% людей среднего возраста и пожилых людей забывают имена. Однако это вовсе не значит, что забывчивость на имена появляется лишь с возрастом, ведь многие молодые люди также замечают за собой такой недостаток.

Почему мы забываем имена

Этот феномен можно объяснить. Когда мы встречаем кого-то впервые, наше внимание рассеивается на множество факторов - лицо, внешний вид человека, его голос, манеру разговора, жесты и обстановку вокруг. Переизбыток информации и расфокусирование нашего внимания нередко приводят к тому, что мы не можем вспомнить, как зовут человека, находящегося перед нами.

Помнить имя важно

Если вы хотите добиться внимания человека, проще всего это сделать, назвав его по имени. Исследования показывают , что произношение нашего имени активизирует наш мозг, даже если мы находимся в шумном помещении. Именно поэтому многие влиятельные лидеры придают именам большое значение и стараются по максимуму их использовать. Эффект от этого легко проверить: полагаю, каждому приятно осознавать, что о нём помнят, когда он слышит своё имя. И наоборот, забывчивость других вызывает негативные эмоции.

Как запоминать имена

Если вы так же, как и множество других людей, постоянно забываете имена, Кристи Хеджс , профессиональный коуч, спикер и автор книги The Power of Presence: Unlock Your Potential to Influence and Engage Others, предлагает несколько проверенных на практике советов, которые помогут избавиться от этого недостатка раз и навсегда.

Встретились - повторите

Когда вы услышите чьё-то имя, не просто кивайте в ответ и продолжайте разговор, а повторите это имя, включив его в свой разговор или спросив о чём-то нового знакомого. Например, если вашего нового знакомого зовут Марк, вы можете сказать: «Привет, Марк, приятно познакомиться», - или же задать ему вопрос: «Как долго Вы работаете в IT, Марк?».

Используйте имя на протяжении беседы, только не переусердствуйте и не повторяйте его слишком часто. Также включите имя в прощальную фразу и, произнося её, смотрите в лицо собеседнику, чтобы закрепить в памяти его образ и имя вместе.

Записывайте

Доктор Гари Смол, психиатр и эксперт в области изучения памяти, предлагает просить человека записать его имя, особенно если оно необычное или редкое. Эта техника будет эффективной, если у вас хорошо развита визуальная память. Кроме того, можно попросить у человека визитную карточку и прочитать его имя на ней, пока вы с ним общаетесь. Так вы создадите связь между человеком и визуализацией его имени у себя в памяти.

А сразу после встречи запишите имя человека и основную информацию о нём в свои контакты. Так вы сохраните всё самое главное и при случае легко вспомните собеседника. Записать можно как личную информацию, так и особенности его внешнего вида или тему последнего разговора.

Используйте ассоциации

Многие эксперты советуют в момент, когда вы слышите новое имя, создавать в воображении словесную связь или картинку для ассоциации. Это может быть любой факт, который вы знаете о человеке, - его увлечения, сфера деятельности, место проживания и т. п.

Вивиан Жанг приводит пример этого совета, который она узнала из учебного курса Дейла Карнеги:

Воображайте картинки, которые звучат, как имя человека, и сопоставляйте их с другими фактами, которые вы о нём знаете. Если вы встречаете кого-то из Бразилии по имени Лаура, представьте её в лавровом венке на голове, плавающей в реке Амазонке.

Создавайте связи

Ещё один способ запоминания имён - сопоставление человека с другим человеком с таким же именем, которого вы хорошо знаете. Например, с вашим другом или родственником.

Кристи Хедж узнала этот приём на одном из тренингов, в котором принимали участие 15 человек. Она была удивлена, когда тренер после краткого приветствия с каждым из участников снова прошёлся по группе и обратился с каждому из них по имени без единой ошибки. Он тогда использовал простую технику - ассоциировал каждого человека с известной личностью (или известным ему человеком). Например, Райан ассоциировался с Райаном Гослингом. Сперва это может показаться сложным, но с практикой вы научитесь мгновенно создавать такие связи между людьми и запоминать их имена.

Проявите внимание

Большинство психологов и экспертов в области изучения памяти утверждают, что одной из главных причин забывчивости имён является то, что мы не сосредотачиваемся на нём и уже через мгновение наше внимание рассеивается на другие вещи, которыми мы окружены.

Такой же совет даёт в первую очередь и один из самых общительных людей на планете Кейт Феррацци:

Если вы примете сознательное решение запомнить имя, потому что проявляете внимание к людям, которых встречаете, вы сразу же начнёте делать это гораздо лучше.

Надеюсь, что эти простые советы помогут вам лучше запоминать имена и избегать неудобных ситуаций в будущем. Лично я обязательно возьму на вооружение самый первый совет с устным повторением имени. Мне кажется, что с него легче всего начать практиковаться. Расскажите, а как вы запоминаете имена и испытываете ли с этим трудности?

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 25 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Забыть чье-то имя - это довольно неловко, но не стоит из-за этого смущаться. Это очень распространенная ситуация, в которую, скорее всего, хоть раз попадал каждый из нас. Согласно психологическому исследованию, что человеческое имя является одной из наименее запоминающихся деталей нового знакомства - информация о месте работы, родном городе или хобби запоминается лучше. Осознав, что вы забыли чье-то имя, не паникуйте и помните, что существуют способы это исправить.

Шаги

Заставляем человека упомянуть свое имя

    Попросите у человека контактную информацию. В зависимости от ситуации иногда бывает уместно обменяться визитными карточками. Обычно в визитке наряду с контактными данными указано имя.

    • Зачастую даже спросив адрес электронной почты, вы можете узнать имя человека. Многие люди используют в адресе свое имя.
    • Вы можете попросить человека записать его номер в ваш телефон. Скорее всего, он введет не только номер, но и имя с фамилей.
  1. Представьте этого человека кому-нибудь. Если вы находитесь на вечеринке или каком-либо мероприятии с друзьями, скорее всего, там будет кто-то, кого вы еще знаете. Используйте эту возможность, чтобы узнать имя нужного человека, познакомив его с одним из ваших друзей.

    • Когда вы будете знакомить людей, велики шансы, что человек сам захочет представиться.
    • Как только вы услышите заветное имя, повторите его, чтобы снова не забыть. Вы можете легко ввести имя в беседу, сказав: «Извини, (имя), забыл тебя представить».
  2. Представьтесь сами еще раз. Если человек к вам не подошел, инициируйте общения, представившись еще раз. Скорее всего, человек тоже назовет себя и оценит вашу прямоту.

  3. Попросите у человека дополнительную информацию о его имени. Люди любят рассказывать о происхождении и значении своего имени.

    • Если вы помните, что у человека редкое или необычное имя, спросите, как оно пишется. Однако вам нужно придумать, что сказать, если вы все же ошиблись и перед вами Сергей или Марина!
    • Вы также можете спросить человека о значении или географическом происхождении его имени. Обычно люди любят говорить об этом, а у вас будет больше информации, чтобы запомнить имя и не забывать снова!

    Применяем детективные навыки, чтобы выяснить имя

    1. Попросите о помощи другого человека. Будучи в гостях или на приеме, спросите хозяина или хозяйку или посмотрите список гостей. Вы можете объяснить свой интерес, честно признавшись в своей забывчивости.

      • Спросите друга. Если вы в гостях или на вечеринке, велики шансы, что-то еще знает этого человека. Тихонько уточните его имя у кого-нибудь из друзей. Если не можете спросить во время мероприятия, сделайте это позже.
      • Если вы находитесь в баре, ресторане или другом публичном месте и вам кажется, что этот человек здесь свой, вы можете поинтересоваться у персонала, не знает ли кто его имени. Попросите вам помочь. Вы можете объяснить ситуацию, признавшись, что просто забыли имя человека. Обычно люди с понимаем относятся к этому и рады помочь.
      • Подслушайте его разговор с другими людьми. В компании человек вполне может представиться кому-нибудь еще.
      • Обратите внимание на любые печатные материалы, на которых может быть имя человека. Если вы, например, пришли на официальный ужин или свадьбу, у вас могут быть таблички с именами на местах. Если вы находитесь на ярмарке вакансий, возможно, у человека есть печатные материалы или визитки с его именем.

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


IStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника»