Конспекты занятий в средней группе зима. Проект (средняя группа) на тему: Проект в средней группе Зимушка - зима. Рассматривание одной из картин

Тип проекта:

творческо-исследовательский

Продолжительность: 1 месяц

Участники:

дети средней группы и родители

Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель проекта ;

Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь

Задачи проекта :

1.Формировать интерес детей к явлениям природы,

умение взаимодействовать с окружающим миром.

2.Развивать связную речь, чувственность к живой и неживой природе.

3.Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.

4.Отметить, что в разные времена человек меняет одежду в зависимости от сезона.

5.Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц медведь, лиса).

6.Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.

7.Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

8.Воспитывать интерес и уважение к чужому и собственному труду, умение видеть его результаты..

9.Закрепить знания о зимних развлечениях.

10.Закреплять знания детей о свойствах снега.

11.Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Умение называть зимние природные явления,

2. Знание о свойствах снега.

3. Знание о том, зачем нужна зимняя одежда.

4. Знания, как и где, зимуют животные и птицы.

5. Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки).

6. Умение рассказывать по картине.

7. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Предварительная работа .

Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы: «Первый снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери и птицы зимой»

Пальчиковые игры: «Зимой», «Пришла зима», «Снег ложится на дома», «Санки лыжи и коньки».

Дидактические игры:

«Прятки», «Кто что делает?», » Зимние забавы«, «Мы гуляем по саду», «Раз, два, три посчитай», «Как», «Что забыл нарисовать художник?», «Где и как зимуют звери?» «Что сначала, что потом», «Подбери признак», «Когда это бывает».

Познавательное развитие .

Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми ,за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

1. Опыты: Как снег становится водой.

2. Зачем деду морозу и Снегурочке шубы?

Речевое развитие .

Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»).

Игры и упражнения на формирование общих речевых навыков: «Погреться на морозе», «Снежинки летят», «Вьюга», «Дует ветер», «Снегири», «Снежок», «Снежная баба», «Снеговик», «Зимние забавы».

Чтение сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка».

Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Санки», «Снежинка».

Разучивание стихотворений: «Зима» Сурикова, Воронько «Снег»

Художественно-эстетическое развитие .

Аппликация: «Снеговик», «Снежинка

Лепка: «Снегурочка», «Зайчик»

Конструирование: «Горка»

Физическое развитие

Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Мы весёлые ребята», «Попрыгунчики возле санок».

«Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках».

Сотрудничество с родителями :

1. Оформление папок-передвижек для родителей:

2. «Небезопасные зимние забавы»;

3. «Зима»;

4. «Зимние подвижные игры».

5. Домашнее задание на тему «Зима»

6. Подборка стихов для разучивания с детьми дома,

7. Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».

8. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Зима»;

2. Составление картотеки дидактических игр по развитию знаний у детей о данном времени;

3. Подбор рассказов о животных зимой;

4. Изготовление книжек малышек на тему:

5. Зимние забавы.

6. Зимушка - зима.

7. Художники о зиме.

8. Пошив зимней одежды для куклы.

Комплексно-тематическое планирование по теме

«Зима»

( с 28.11- 16.12.2016 )

Цель: Формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период;

Задачи :

    Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.

    Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)

    Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу .

Итоговое мероприятие – выставка творчества детей и взрослых «Зимние картинки».

Дата проведения: 16.12.2016г.

Образовательная

область

Совместная деятельность взрослых и детей

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьёй и социальными партнерами по реализации

ООПДО

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

Ознакомление с окружающим миром - 3

ФЭМП - 3

Развитие речи-3

Художественное

творчество-

6

Музыка-6

Физическая культура-8

- « Наступила зима»

- «Стайка снегирей на ветке рябины»

- «Зима, зимние узоры»

(КЗ,с166)

И.А.Помораева

В.В.Гербова

Чтение Р.Н.С. «Лисичка- сестричка и волк»

Чтение и заучивание стих. о зиме

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»

Т.С.Комарова

Рисование-3

- «Маленький гномик» с.46

- « Кто в каком домике живет,с.49

Снегурочка,стр.51

Аппликация-1

- «Вырежи и наклей какую хочешь постройку»

Лепка-2

- «Слепи какие хочешь овощи и фрукты в подарок зверятам»

- «Девочка в зимней одежде»

Познавательное развитие:

- Рассматривание иллюстраций и картин: «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла», «Зима».

Рассматривание иллюстраций с птицами. Рассматривание новогодних игрушек и открыток. Рассматривание картинок с зимними видами спорта.

- Беседы: «Зимушка - зима», «Зима и дети», «Зимние виды спорта», «Зима в лесу», «Зимние праздники», «Новый год». «Какое время года сейчас наступило?», «Что мы знаем о зиме?», «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «О зиме», «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?» «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?», «Чем украшают ёлку?» «Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?» «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «О зимней одежде», «О реках зимой»

«Что такое маскарад? Зачем нужны маски?», «Зачем нужны новогодние открытки?», «Как вы будите встречать Новый год дома?», «О птицах зимой» (Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах зимой?), «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие забавы любите играть?», «Без чего не бывает Зимы?» «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?», «Какие вы знаете зимние виды спорта?»,«Какая одежда нужна для занятия зимними видами спорта?», «Какие вы знаете зимние игры на участке детского сада?», « О хоккее», «О фигурном катании», «О конькобежном виде спорта».

- ОБЖ

«Одежда и здоровье».

Просмотр презентаций

«Зима», «Почему на новый год наряжают ёлку», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта»,»Дед Морозы разных стран», «Труд людей зимой», «Снег», «птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».

Просмотр мультфильмов

«Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Новогоднее путешествие», «Времена года», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегурка».

Художественная литература:

- Чтение русских сказок: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Заюшкина избушка». «Морозко», «Снегурочка»

- Чтение и заучивание наизусть стихотворений: М.Родиной «Снежинки», В.Егорова «Снеговик», В.Орлова «Почему медведь спит зимой?». К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год», М. Лапыгин «Снегирь», Е.Русаков «Зима» В. Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки».

- Чтение рассказов по Ю.Козловой «Зима», «Праздник»; В.Бианки «Лес зимой». ,

- Фольклор (загадки, потешки на зимнюю тему)

Игровая деятельность:

- Дидактические игры: «Снеговик-почтальон», «Когда это бывает?», «Сложи снеговика», «Назови ласково». «Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».

Упражнения

«Как на горке снег, снег», «Зима», «Лепим снежки», «Назови свойства льда», «Дорисуй», «Можно – нельзя», «Покажи Снегурочки как мы умеем умываться», «Нарисуй снежинку».

Сюжетно ролевые игры

«Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года».

- Подвижные игры : «Через снежки по кругу», «Прокати снежный ком», «Попади в обруч (или ком)».

«Будь внимателен», «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Три мороза», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Шире шагай», «Снежки», «Совушка», «У ребят порядок строгий», «Кто выше подбросит снежок», «Трамвай», «Не опаздывай», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Передай снежок», «Катание на санках», «Заяц».

Динамические паузы:

«Под ёлочкой», «Часы», «Отдых наш – физкультминутка», «Белки», «Разминка», «Будем прыгать, и скакать!», «Прыгают зайчата», «Буратино» .

Дыхательная гимнастика

«Снежный ком» , «Филин», «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Ножницы», «Трубач», «Медвежонок», «Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Снеговик веселится», «Вырасти большой», «Подуем на».

Гимнастика для глаз

«Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».

Пальчиковая гимнастика

«Мороз», «Ветер северный подул», «Новогодние игрушки», «Елка», «Ножницы», «Замок», «Добро и зло», «Попрошайка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «Спортсмены».

- Зимние виды спорта : катание на ледянках с горы, хоккей.

Изодеятельность :

Рисование красками: «Снегурочка», «Снежинка», «Зайчики большие и маленькие»;

Лепка: «Снегурочка», «Снеговик»;

Аппликация: «Снеговичок», «Кустики в лесу».

Музыкальная деятельность:

Музыкальные произведения (слушание): «Зимняя сказка», «Кабы не было зимы», «Дедушка», «Елка-елочка», «Песня конфеток», «Фантики», «Про Новый год».

Музыкальная игра: «Дед Мороз».

Наблюдения:

«Птицы зимой», «Деревья зимой», «Где зимуют почки?» «Какие они сугробы», «Участок нашей группы». «Наблюдение за снежинками», « Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Свойства снега», «Сравнение ели и тополя», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за льдом на лужах», «Наблюдение за почвой в морозную погоду», «Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за поведение птиц у кормушки», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника.

Опыты и эксперименты:

«Какой бывает снег?», «Снег – вода – лед», «Какой глубины сугроб?»

Игровая деятельность

Поместить в физкультурный уголок атрибуты для проведения подвижных игр и развлечений.

Внести для конструктивной деятельности конструктор «Лего», деревянный строитель, фигурки людей, деревьев.

Пополнить уголок по изо альбомными листами, подточить цветные карандаши.

Подобрать музыкальное сопровождение для проведения режимных моментов.

Внести для рассматривания иллюстрации по теме Зима

Пополнить книжный уголок иллюстрациями по по теме

Познавательно-исследовательская

Рассматривание иллюстраций, плаката «Зиа», Наборы сюжетных картин «Зимние забавы». Игры детей с природным материалом(шишки, жёлуди, камушки) бросовый материал, игры с бельевыми прищепками, геометрическими формами(классификация по цвету, форме, величине). «Пазлы», «Сложи картинку», настольно-печатные и развивающие игры.

Развитие речи

Рассматривание иллюстраций: «Зима», Что мы делаем зимой» картинки с изображением взрослых людей: «Что делают люди зимой».

Конструирование

Игры детей с различным строительным материалом: лего, напольный, настольный деревянный, магнитный конструктор. Постройки по замыслу детей. Конструктивные игры: со счётными палочками, выкладывание узора из макаронных изделий, «Сложи узор», «Палочки Кьюзинера», «Блоки Дьёныша» и др.

Создать условия для с/р игры «К доктору на прием с простудой гриппом»: закреплять умение обращаться за помощью при заболевании, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью

Папка передвижка: «Зима», «Как встретить Новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех.

Памятка: «Безопасность в Новый год», «Установка ёлки», «Искусство наказывать и прощать», «Как воспитать хорошего человека», «Учим ребёнка правилам безопасности».

Статья: "Как уберечь ребенка от травм" (профилактика детского травматизма), Изготовление поделок и рисунков на выставку «Новогоднее чудо».

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года.

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
  2. Познавательное развитие: закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.
  3. Речевое развитие: учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.
  4. Художественно-эстетическое развитие : развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
  5. Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук

Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.

Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.

Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч, листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.

Технологическая карта

Этапы НОД

Действия педагога

Действия воспитанников

Организационный момент

Сюрпризный момент-включение мелодии П.И.Чайковского «Времена года», чтение под музыку стихотворения.

Слушание детьми мелодии и стихотворения

Включение в игровую ситуацию, опыт со снегом.

Предложить рассказать стихи о зиме, внесение снега, опыт со снегом.

Рассказывание стихов, участие детей в опыте со снегом.

Игра «Подбери нужное слово» (словарная работа»

Предлагает поиграть в мяч и ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы, выполняют действия с мячом.

Беседа: «Животные, птицы и деревья зимой»

Задаёт вопросы по теме.

Слушают педагога, отвечают на вопросы

Игра «Зимние забавы»

Включает быструю музыку и просит поиграть в зимние забавы (имитация движений)

Выполнение задуманных движений под весёлую музыку

Творческая работа детей с раздаточным материалом

Просит детей сесть на свои места и нарисовать картину о зиме, способы рисования на выбор.

Выбирают раздаточный материал и выполняют работу по желанию

Оценка деятельности детей в течении НОД

Комментирует оценку деятельности воспитанников.

Делятся впечатлениями

Ход занятия:

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Продолжает ребёнок.

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

— Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.

Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль - по одному ребенку.)

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? — Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово» (с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать)

Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

Тропинки запорошило - это как вы понимаете? - Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? — Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.

Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.

Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2-3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.

«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».

— Какие деревья в лесу зимой? - Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.

— Какой самый веселый праздник зимой? - Новый год. Праздник елки.

Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2-3 рассказа с дополнениями.

— Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?

А какие у вас забавы да игры зимой?

Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.

— Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься - имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)

Каким праздником мы проводим зиму? - Веселой Масленицей.

Вспомните, как это было в прошлом году? (1-2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.

Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз!

— А приметы?

Дым столбом - к морозу.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Кошка в печурку - стужа во двор.

— Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

Не зверь, а воет. (Ветер)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

— Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.

Итог занятия.

Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы детей по своим рисункам. Оцениваются работы детей.

Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями:

Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.

Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.

Наталья Шикина
Конспект занятия в средней группе «Зимушка-зима»

Цель : Формировать умение детей называть признаки зимы.

Задачи :

1. Расширять и конкретизировать представление детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно) .

2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи, формировать умение образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.

3. Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в занятии .

Предварительная работа : рассматривание снежинок, иллюстраций о зиме. чтение Артюховой Н. "Белый лед", Е. Чарушин "Кто чем занят зимой ?", А. Фет "Чудная картина", А. Пушкин "Зимний вечер".

Развивающая среда : Иллюстрации зимних пейзажей, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Ход образовательной деятельности :

Ребята когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро?

А какой воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное.

Посмотрите, какой волшебный сундучок! Хотите узнать что там? (да)

Посмотрите что это? (снежинки)

А снежинки непростые, на них загадки :

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает?

Когда это бывает? (Зимой)

Что за звездочка такая,

На пальто и на платке-

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Кто-то к дому подходил

И нигде не наследил

Но забавные картины

Появились на окне :

Пьют медведи чай с малиной;

Едут зайцы на коне, Во дворе катали ком, Кто же он, что ночь не спал

И на окнах рисовал? (Мороз)

Шляпа старая на нем,

Нос приделали и вмиг.

Получился? (Снеговик)

Все загадки отгадали

Как Вы думаете, какое сейчас время года? (зима)

Как вы догадались?)снег идет, деревья голые, солнышко не греет.)

Что можно сказать о снеге? (белый, легкий, пушистый, воздушный.)

Какой бывает лед? (скользкий, холодный, твердый.)

Какой день зимой? (короткий)

Какая ночь? (длинная)

Зима - владычица трех месяцев. Как вы думаете каких? (декабрь, январь, февраль) .

Вспомните пожалуйста какие вы знаете пословицы о зимних месяцах?

"Декабрь год кончает, а зиму начинает "

"Январь - крыша зимы"

"В феврале два друга : мороз да вьюга"

"В феврале, в феврале много снега на дворе"

Природа зимой замирает, но жизнь в природе не останавливается! Снег пушистым покрывалом защищает землю от мороза. Очень красиво написал в своем стихотворении о зиме С. Есенин "Белая береза. "

Подвижная игра "Мы с тобой. "

Поиграем со снежками? -только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре,

мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий

Раз - подбросим,

Два - поймали,

Три - уроним,

Ой - сломали.

Как весело мы поиграли в снежки.

А какие птицы остались зимовать? И что надо делать, что бы птицы не погибли?

Чтобы подкармливать птиц, необходимо соблюдать некоторые правила :

Во время подкормки не сорить,

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте,

Кормить птиц нужно регулярно.

"Покормите птиц зимой"

Пусть со всех концов

К нам слетятся как домой

Стайки на крыльцо. "

И может быть мы спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям - они будут поедать вредных насекомых и продолжать охранять сады, парки, скверы и радовать нас своим пением.

Посмотрите на столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с Вами говорили. По каким признакам, вы решили, что здесь изображены зимние явления природы? (иней, метель, снегопад, гололед, мороз)

Что Вы можете рассказать о зиме? Какая она? (холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? (стали одевать теплую одежду)

Чем заняты люди в зимнее время ? (чистят снег, подкармливают птиц.)

Какие зимние виды спорта Вы знаете? (хоккей, фигурное катание.)

Ребята кто любит зиму ?

За что Вы любите зиму ? Свои высказывания начнем со слов :

Я люблю зиму , потому что.

Какая у нас получилась зима? Просто чудесное время года!

Пальчиковая игра "Мы во двор пошли гулять":

Раз, два, три, четыре, пять

(все пальчики под счет по очереди загибаются)

Мы во двор пришли гулять.

(«идем» указательным и средним пальчиками )

Бабу снежную лепили,

(лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили,

(показываем всеми пальчиками, как «крошим» пальцами хлеб)

С горки мы потом катались,

(указательным пальцем правой руки ведем по ладошке левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладем ладошки на стол по очереди то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхиваем ладошки друг об друга)

Съели суп и спать легли.

(изобразили движения ложкой и положили руки под щеку)

Словесная игра с мячом :

Назови ласково :

Снег -снежок,

Мороз -морозец,

Ветер -ветерок,

Санки -саночки,

Лед -ледок,

Зима -зимушка

Гора -горка,

Холод -холодок.

Что сегодня Вы узнали нового? Вам нравится зима? А почему? Можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика. А что такое снежки? Хорошо зимой!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимушка-зима» Задачи: закрепить знание детей о зиме, зимних явлениях природы. Развивать.

Конспект НОД

Тамара Полуян

МКОДУ Верхнедобринский дс.

ПРОЕКТ «Зимушка –зима » .

средней группе )

Кочетова Мария Николаевна.

2016-2017 год.

Тип проекта :творческо-исследовательский

Продолжительность : 2 месяца

Участники проекта :

дети средней группы , воспитатель, библиотекарь, специалист природного парка «Щербаковский» и родители.

Актуальность : Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель проекта ;

Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность.

Задачи проекта :

1. Закрепить знания детей, о зимних явлениях природы : мороз, снег, иней, гололед, метель, вьюга, пурга и т. д.

2. Развивать связную речь, побуждать детей к словесному описанию изменений в природе в зимнее время года, наблюдательность, память, внимание, слуховое восприятие, мышление, способность чувствовать красоту природы каждого.

3. Учить сравнивать разные временагода, отмечая характерные признаки каждого.

4. Расширить и углубить знания детей о лесе и его обитателях животных и птицах, об одежде людей в разное время года.

5. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду.

6. Закрепить знания о зимних развлечениях, забавах.

7. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

8. Развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Умение называть зимние природные явления,

2. Знание о свойствах снега, зачем люди надевают теплую зимнюю одежду,

как и где зимуют животные и птицы .

3. Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки, игры в снежки, снежная карусель, кто быстрее, кто дальше и т. д.).

6. Умение рассказывать по картине,описывать ее.

7. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.

Предварительная работа.

Подбор методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений, картин, иллюстраций. Рассматривание репродукций.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы : «Первый снег» , «Приметы зимы» , «Одежда людей зимой» , «Звери и птицы зимой» , «Зимние игры и забавы» .

Загадки о зиме :Лечу, кручу, на весь мир ворчу (метель) .

Он всегда на что-то злится и всегда, когда сердит,

детворе румянит лица, а всех старых- молодит (Мороз)

Снег на полях, лед на водах,

вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой) и т. д.

Пальчиковые игры : «Птички» , «Кормушка» , «Снежок» , «Снеговик» .

Дидактические игры :

«Оденем куклу на прогулку» , «Закончи предложение» , «Назови три предмета» , «Не зевай» , «Где и как зимуют звери , «Что сначала, что потом» , «Когда это бывает» , «Угадай по следу» .

Экскурсия в библиотеку. Презентация на тему «Волшебница зима» .



Экскурсия в офис природного парка «Щербаковский» . Презентация на тему «Звери и птицы зимой» .



Познавательное развитие.

Наблюдения за погодой, ветром, небом, зимним солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, легкий, летает, хрустящий, кружится, сверкает, тает, липкий, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, галки, голуби, за прохожими, как одеты, за деревьями,за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, характерными, для зимы; иней, снег, гололед, метель, рассматривание следов на снегу.

Опыты : «Куда девается снег» , «Разноцветные сосульки» ,«Определение чистоты снега» , «Замерзание воды» , «Почему тает снег» .


Речевое развитие.

Рассматривание сюжетных картин «Зима в лесу» , «Зимние забавы» , «Собираемся на прогулку» , «Дети на празднике елки» .



Игры и упражнения на формирование общих речевых навыков : «Погреться на морозе» , «Снежинки летят» , «Вьюга» , «Дует ветер» , «Снегири» , «Снежок» , «Снежная баба» , «Снеговик» , «Зимние забавы» .

Чтение сказок : «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Зимовье» , «Зимняя сказка» , «Снегурочка» , «Рукавичка» .

Прослушивание ауди записи сказок «Морозко» , «Снегурочка» , песен «Зимушка хрустальная » , «Пришла зима» , «Едут санки» .

Разучивание стихотворений : «Птичьи гнезда опустели» , «Если снег идет» .

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация : «Снеговик» , «Зима» .


Лепка : «Снегурочка» , «Зайчик у елочки» .


Конструирование : «Горка» , «Ледяной домик лисички» .

Физическое развитие

Подвижные игры «Я- Мороз красный нос» , «Ворона и собачка» , «Снег кружится» , «Снежинка волшебная» .


Игровые упражнения «Снежинки кружатся» , «Поймай снежинку» , «Снежинки просыпаются» .

Скольжение по ледяным дорожкам». Игра в снежки. Катание с горки на санках.


Работа с родителями :


Оформление папок-передвижек для родителей :

1.«Зима пришла» , «Игры на прогулке» , «Давайте поиграем» , «Развиваемся играя» , «Читаем дома вместе» , «Учимся наблюдать» .

2. Мастер класс для родителей «Рисуем зимний лес» (свеча и гуашь) .

3. Участие в пошиве зимней кукольной одежды

4. Консультация «Одеваем детей по сезону» .

5. Изготовление кормушек для птиц.

ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Зима» ;

2. Пополнить картотеку дидактическими играми по развитию знаний у детей о зимнем времени года;

3. Подбор рассказов о животных и птицах зимой;

4. Изготовление кормушек для птиц.

5. Зимние забавы - на прогулке

6. Выставка рисунком на зимнюю тематику.

7. Художники о зиме.

8. Пошив зимней одежды для кукол.

9. Оснащение уголка «Зимнее время года» .