Составление описательных рассказов. Схема для составления описательного рассказа на тему «Мой дом

Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка составлять рассказ из личного опыта .

Не секрет, что дети, рассказывая о каком – то ярком событии из их жизни начинают говорить сбивчиво, перескакивают с одного момента на другой, повторяются и даже забывают о первоначальной теме. Это происходит потому что дети просто не знают, как рассказывать, в какой последовательности, не могут выделить самое главное.

Основное, что надо сделать взрослому – это помочь дать направление рассказу, посоветовать, как составить план рассказа, задать наводящие вопросы.

Как такового доступно детям с 5 лет. Это истории о любимой игрушке, об интересных новых играх, о том, как малыш помогает по дому маме или папе в гараже. Ребенок шестого года жизни уже способен сообщить подробно о событиях ближайших дней, а так же о давно прошедших. Например, зимними вечерами может рассказывать как он отдыхал летом на даче или в деревне, как с бабушкой и дедушкой собирал грибы в лесу и ягоды в огороде, купался в пруду и ловил рыбу.

На седьмом году жизни ребенок способен сам придумать сказку или рассказ, развернуто говорить о своих впечатлениях и чувствах.

Задача взрослых – научить последовательно излагать свои мысли.

Как научить детей описаниям из личной жизни, добиваясь связных и живых рассказов?

1. Освежить воспоминания ребенка на конкретном событии, задавая вопросы. Начинать учить рассказыванию лучше с простых и очень близких тем. Например, «Как ты любишь играть?»

  • Какие у тебя есть любимые игрушки?
  • Как интереснее всего с ними играть?

2. Дать образец рассказа, который поможет найти аналогичный случай из жизни ребенка.

Например: «Когда я была такая как ты, у меня была любимая кукла Матрёна. Мама мне сшила куклу из тряпочек. Она была маленькая, как 2 ладошки. Очень мягкая и розовая. Волосы у Матрены были из черных шерстяных ниток. А лицо было вышито цветными нитками. Я любила разговаривать со своей куклой.

Мама давала мне красивые лоскутки, и я делала кукле разную одежду. Матрена приходила в мою мастерскую и выбирала себе красивую ткань. Я отрезала ножницами нужную длину и вырезала дырочки для рук. Мама разрешала мне иголкой пришивать красивые пуговки на платья Матрены. Когда платье было готово, я наряжала ее, и мы отправлялись в гости к моей подружке Свете. У нее была тоже кукла. Там наши куклы пили чай и беседовали».

3. Затем надо объяснить ребенку, что рассказ состоит из двух частей:

  • Рассказ об игрушке (внешний вид, свойства и особенности);
  • Как я с ней играла.

4. Можно попросить повторить рассказ по частям

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Учим детей 5-6 лет пересказывать,составлять рассказы по картинкам.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.


1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.


1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.


1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.




1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.




1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказов - описаний по схемам

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Составить рассказ - описание по схеме "Насекомые"

Составить рассказ - описание по теме "Фрукты":

Составить рассказ - описание по теме "Животные":

Составить рассказ - описание по теме "Домашние птицы":

Составить рассказ - описание по теме "Дикие животные":

Составить рассказ - описание по теме "Деревья":

Составить рассказ - описание по теме "Цветы":

Составить рассказ - описание по теме "Здания"

Составить рассказ - описание по теме: "Мебель"

Составить рассказ - описание по теме "Бытовые приборы":

Составить рассказ - описание по теме "Посуда":

Итоговое занятие по теме «Осень»

Задачи:

1.Развитие общих речевых навыков

    Учить детей произвольно изменять силу голоса.

2.Лексика

    Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

    Закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».

    Расширить активный словарь по данным темам.

3.Обучение связной речи.

    Совершенствование навыка составления рассказов по картине и по серии картин.

    Обучение построению предложений со значением противопоставления.

4.Развите грамматического строя речи

    Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

    Обучать согласованию прилагательных с существительными, употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.

    Употребление в речи простых и составных предлогов.

    Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

5.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

    Развивать умение концентрировать внимание и выделять 1 предмет из нескольких наложенных друг на друга изображений предметов.

6.Общая и мелкая моторика

    Игры на развитие координации речи с движением.

    Пальчиковая гимнастика.

    Игра «Волшебные шнурочки».

Оборудование:

Картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; раздаточный материал: шнурки трех цветов (зеленый, оранжевый, желтый), круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); для фланелеграфа: карточка с изображением контуров овощей наложенных друг на друга, карточка-схема для построения предложений со значением противопоставления, карточки – серия картин «Осень»; мягкая игрушка кот, чудесный мешочек.

Предшествующая работа:

    Разучивание стихотворений: С. Есенин «Нивы сжаты…», Т.Трутнева «Осень», Н.Нищева «Есть у каждого свой дом».

    Беседы по вышеуказанным лексическим темам.

    Подготовка пересказа текстов: «Как яблоки собирают» Б.Житков, «Давно скосили…» по И.Соколову-Микитову, «Осенние дожди» по Г.Скребицкому, «Первыми тронулись в путь» по Г.Скребицкому, «Последние ягоды» по И.Павловой, «Медведь» по А.Клыкову.

Ход занятия

Дети встают рядом с партами.

Воспитатель. Сядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

Перед…

Рядом с…

Дети занимают свои места.

Воспитатель загадывает загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Д е т и. Осенью!

Воспитатель.

Ребята, вы слышите звук?

По-моему это стук.

К нам пожаловали гости!

Откроем дверь и войти попросим.

Воспитатель открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Воспитатель . К нам в гости пожаловал кот по имени Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, - ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, - ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Воспитатель. Грустное настроение

Дети. Нет, веселое настроение

Воспитатель. Пасмурный день

Дети. Нет, солнечный день

Воспитатель. Длинные ночи

Дети. Нет, короткие ночи

Воспитатель. Холодная погода

Дети. Нет, теплая погода

Воспитатель. Ядовитые грибы

Дети. Нет, съедобные грибы

Воспитатель. Кислые ягоды

Дети. Нет, сладкие ягоды

Воспитатель. Глубокие лужи

Дети. Нет, мелкие лужи

Воспитатель. Ранняя осень

Дети. Нет, поздняя осень.

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Воспитатель. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

Дети. Поздняя осень.

Воспитатель. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Воспитатель предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Один из детей называет приметы ранней осени по картине «Ранняя осень».

Воспитатель.

Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками.

Воспитатель включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Дети проходят за столы.

Воспитатель.

Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На фланелеграфе карточки с изображением помидора, печатной буквы А, моркови. Воспитатель вызывает одного из детей, объясняет правила игры на примере: «Помидор красный, а морковь оранжевая». Воспитатель задает вопросы: какие овощи на вкус, по форме, как растут, какие на ощупь.

Дидактическая игра «Замаскированные предметы»

На фланелеграфе карточка с изображением наложенных друг на дгуга контуров овощей. Воспитатель вызывает одного из детей и задает вопросы: «Что ты увидел на картине? Обведи контур каждого предмета. Посчитай одинаковые предметы».

Воспитатель. Дети, кажется кот Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

Игра «Волшебные шнурочки»

Воспитатель открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Воспитатель. Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Воспитатель. А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек и посчитаем их.

Дети. В мешочке один банан,.. в мешочке пять бананов (апельсинов, груш).

Воспитатель. Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

Дети. Грибами и ягодами.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Воспитатель задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Воспитатель .

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели

Улетели журавли…

Воспитатель выставляет картину «Перелетные птицы».

Воспитатель.

Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной?

Дети. Перелетные птицы.

Воспитатель.

Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей . Похвала.

Воспитатель. Скажите, как улетают птицы?

Дети. Вереницей, стаей, клином, поодиночке.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному

Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)

Воспитатель.

Посмотрите в окно! Не видать золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень!

Воспитатель выставляет картину «Поздняя осень» и предлагает одному из детей рассказать стихотворение о поздней осени.

Один из детей называет приметы поздней осени.

Воспитатель. Ударили морозы и теплые дома покидать не хочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные? Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель. Так вот как зимуют звери нашего леса!

А сейчас, дети, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об уходящей поре осени.

Воспитатель вызывает 2-х детей, каждый из них составляет рассказ по серии картин, выставленных на фланелеграфе.

Итог занятия

Логопед спрашивает нескольких детей, что понравилось на занятии. Похвала каждого ребенка.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

Задачи :

1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

2.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.

3.Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Воспитатель

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
- Посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики!

Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!»

Лесник.

Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
- А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
его домик? (сторожка)
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
- Вы согласны пойти в гости?
- А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим

"Пчёлка, пчёлка - покажи,
Пчёлка, пчёлка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"

Пчёлка: - Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж) , ветра (ш-ш-ш-ш) , водички (с-с-с-с) .
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
песенку комарика (З) - зебра , машина, зонтик, зима, снег; забор. песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук , ёжик, ножик ;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина ;
песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Воспитатель: -Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Белка: - Покажу. Только поиграйте со мной.
Д/и "Назови одним словом "

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

Берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

Брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
- ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные

Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру " Маленький - большой"
"У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой
носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие
глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая
головища "

Физминутка

Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…

Воспитатель:

"Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"

Зайка:

Конечно! Если вы со мной поиграете.

Д/и "Назови ласково"
Лист -
листочек ,

гриб - грибочек ,

ветка - веточка ,

куст - кусточек ,

ягода - ягодка ,

трава - травушка ,

гусеница - гусеничка ,

жук – жучок ,

елка – елочка,

цветок – цветочек.
дождь –
дождичек .

Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком ,

волк - волчонком ,

медведь - медвежонком ,
белка -
бельчонком ,

ёж – ежонком ,

тигр – т игренком ,

слон – слоненком ,

лев – львенком ,

заяц – зайчонком ,

мышь – мышонком.
- Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!

Воспитатель:

Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
"Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Ёжик:

Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- Кто живёт в лесу? - Как называются животные, которые живут в лесу? - А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю? - Что делают птицы весной? - Какую пользу приносят птицы? - Как люди заботятся о птицах? - Какие деревья летом и зимой стоят зеленые? - Чего нельзя делать в лесу?
- Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
Лесник:

- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
- Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.

Развитие речи у детей

Врачи и детские психологи всегда советуют родителям общаться с ребенком еще до его рождения или сразу после. Чем больше родители реагируют на те звуки, которые он издает в первые месяцы (плач, улыбка), чем больше с ним общаются, тем скорее он начинает говорить. Уже через три месяца подобного общения родители обычно понимают звуки, издаваемые их дитем, например, по характеру плача определяют, что с ним случилось, чего он хочет. Тем не менее, родители должны знать, что зависит не только от него самого и его возраста, но во многом и от них. И это не только постоянное общение с ребенком, но и многое другое.

От чего зависит развитие речи

На это влияют многие факторы, а именно:

    Связь с родителями на уровне эмоций. Ее влияние очень большое. Ребенок обычно хорошо и свободно разговаривает, если чувствует себя любимым и защищенным. А сели воспитание жесткое, построенное на множестве запретов, ребенок может быть замкнутым и малообщительным.

    Постоянная потребность ребенка во внимании и общении. Ребенок, научившись произносить некоторые слова и словосочетания, ищет общения, и прежде всего – с близкими ему людьми. Поэтому не ленитесь и поддерживайте разговор с малышом, объясняйте ему что-либо, рассказывайте что-то интересное. При этом помните об осторожности в выражениях, потому как дети чаще всего копируют модель общения своих родителей.

    Логопеды и педиатры оценивают этот фактор наиболее высоко. Мелкую моторику нужно развивать с самого рождения малыша, массируя ему пальчики, играя в пальчиковые игры с использованием специальных предметов и материалов. Для ребенка будет очень полезно и интересно играть с разными крупами. Например, игры с фасолью, когда малыш засовывает руки в емкость с фасолью и шевелит там пальчиками. Разрешите ребенку при вас собрать спички в коробочку, поиграться с узелками на веревке, перекатывать орешек ладонями или круглую щетку для волос. Для развития моторики очень полезно или теста, играться с кубиками. Практика показывает, что чем больше родители играют с детьми и общаются с ними, обращая их внимание на окружающие предметы, тем скорее ребенок заговорит.

Характеристика речи ребенка первого года жизни

Свои первые слова большинство детей начинают произносить в возрасте 12-14 месяцев. Перед этим у ребенка наблюдают предшествующую речи звуковую активность, проявляющуюся в виде крика, похожего на плач, или «гуления».

Плач - это сигнал для родителей с просьбой о помощи. Есть четыре причины, почему ребенок кричит:

    он голоден,

    ему холодно,

    ему нужно поменять белье,

    ему нездоровится.

Мама может научиться определять характер и причину детского крика. Когда причины устранить, ребенок перестанет кричать.

Когда малыш сыт, здоров, ему сухо, комфортно и тепло, то относительно рано, где-то на третьем месяце жизни, он начинает проявлять звуковую активность, а именно «гулить». «Агу» - такой звук издает ребенок, когда он радуется и полностью всем доволен.

Ученые отмечают, что обращение к ребенку с речью, даже когда он еще не понимает ее, способствует его положительному настроению, которое становится еще ярче, когда они игриво разговаривают с ним и улыбаются. Именно это является причиной того, что речью ребенка надо заниматься с самого начала его жизни. С ним надо разговаривать постоянно. Когда берете на руки, чтобы покормить, проговаривайте вслух: «А сейчас мама тебя покормит». Разговаривайте, когда меняете ему памперсы, делаете гигиенические процедуры, когда он просто лежит в , бодрствуя. Напевание колыбельной песенки перед засыпанием способствует развитию речи, ведь важно, чтобы ребенок слышал и воспринимал человеческую речь с самого начала жизни.

Консультация для воспитателей, логопедов и родителей, раскрывающая методы и приемы составления описательных рассказов в процессе игр-выставок. Представлена нетрадиционная и интересная форма работы, позволяющая добиваться высоких результатов в составлении описательных рассказов.

Совершенствование связной речи детей — это одна из ведущих задач развития в дошкольном возрасте.

На пятом году жизни, появляется сложная форма связной речи — «сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном». (Д,Б.Эльконин). Именно в этом возрасте необходимо уделять внимание обучению рассказыванию.

Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов-монологов. Легче всего начинать работу с описания игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Умение точно, экономно и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления человека, облегчает процесс обмена информацией в различных видах деятельности.

«Несомненно, что слово играет решающую роль уже в наглядно-действенном мышлении и что только отражение в речи определенных предметов дает возможность ребенку составить о них дифференцированные представления и оперировать этими представлениями в умственном плане или в плане воображения». (А. Запорожец).

Опыт моей работы, анализ литературы, наблюдения, беседы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки приобретенные при описании одной родственной группы предметов (например, посуды), дети не всегда переносят в деятельность описания иной группы предметов (например одежды, мебели). Легче усваивается совместная деятельность по составлению плана описания, совместное составление с педагогом. А вот самостоятельное составление рассказов детьми — утомительно для детей. Снижается устойчивость внимания в случаях, когда рассказывают сверстники. Логопеду необходимо все время искать приемы, чтобы активизировать их внимание.

При сообщении цели непосредственной деятельности и игрового упражнения не стоит забывать о мотивах. Ведь именно мотивы побуждают человека к деятельности. Необходимо мотивировать детей. Можно включать в работу деловой мотив: «Ты сможешь купить игрушку, если сочинишь рассказ о ней». Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только принята, но и затронула его интересы. Также необходимо учитывать следующие моменты: желание детей рассказывать и слушать рассказы сверстников, количество и качество сочиненных рассказов.

Я решила провести эксперимент в процессе игры: » Срочно необходим ваш совет». Вниманию детей предложила пять бокалов и объяснила: «завхозу надо купить малышам новые бокалы. В магазине предложили образцы, которые сейчас есть в магазине. Помогите выбрать нужные бокалы, только учтите бокал для малыша должен быть легким и конечно, красивым. Иметь удобную ручку. Прежде чем вы будите высказывать свое мнение, нет ли у вас ко мне вопросов.»

Вопросы оказались:

Вы действительно выберите те чашки, которые мы выберем? (Конечно, иначе зачем бы мы затеяли этот разговор?).

Заданные вопросы уже свидетельствовали о том, что дети заинтересовались. Позже, оценивая эту работу, дети высказывали удовлетворение тем, что им доверили настоящее дело, радовались деловому сотрудничеству со взрослым.

Как же проходила игра? Объяснение задания, включая цель, мотив деятельности, план описания чашки заняло 7 минут, количество заслушенных рассказов — 9 минут. Радовал тот факт, что дети размышляли, приступая к описанию. (мне понравился вот этот бокал, но я еще не проверил, годится ли он малышам.) Легче, чем обычно, начинали рассказывать. И первая фраза не была стереотипной, как зачастую бывает при составлении описательных рассказов по плану.

Обучая ребенка речи, необходимо создавать ему такие условия, однотипные с естественными, чтобы его речевые высказывания приближались к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации.

При работе по составлению описательных рассказов необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят . В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками, ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль. Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения. Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.

Работу по составлению описательных рассказов можно также проводить в процессе игр «Выставок». Интерес к играм- выставкам, так велик, что они играют в выставки на прогулке, дома, требуя, чтобы родители не только слушали, но и задавали вопросы.

Как же в играх-выставках решается ведущая задача — составление описательного рассказа? С этой целью я анализировала рассказы — результат речевой деятельности старших дошкольников, по традиционной методики и в игре-выставке. В основном я ориентировалась на два параметра:

  • употребление сложных предложений,
  • употребление наречий и прилагательных.

Монологи в процессе игры «Выставки» оказались объемнее, описывая экспонат дети чаще использовали сложные предложения, особенно сложноподчиненные, употребляли самые разнообразные наречия и прилагательные. В их рассказах прилагательные составляли 21% от числа всех используемых слов, 6 % — наречий. Когда при описании подобных объектов вне выставочной ситуации эти же дети употребляли лишь 14% прилагательных и 3% наречий. Информативность, ведущий признак текста, выступил отчетливее. В рассказах детей экскурсоводов четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями.

Что еще положительно характеризуется в процессе игр-выставок:

  • Воспроизводят ситуации, в которых высказывания детей и их поведение максимально приближены к жизненным.
  • Отвечают потребностям старших дошкольников в активном деловом содружестве с окружающими.
  • Учат культуре общения. Ребенок помнит о взятой на себя роли и действует в соответствии с ней.
  • Поведение детей подтверждает положение Л.С.Ввыготского о том, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя и может решать более трудные задачи.
  • Внимание детей поддерживается за счет чередования монологов (моментов более утомительных) и диалогов (моментов оживления).
  • Возможность задавать вопросы, возможность сформулировать вопрос поинтереснее необычайно активизирует мысль и речь ребенка.

Во время подготовительной работы к выставкам вопросы и ответы детей в массе своей просты и стереотипны. Однако в процессе игры звучат высказывания, вызывающие радость.

Наблюдения показывают, что после закрытия выставок интерес к экспонатам сохраняется в течении 6-8 минут, а в случае, когда экспонируются заводные игрушки, интерес не угасает в течении 10-15 минут.

Выставки можно проводить, используя разные игрушки и предметы. Это позволяет определенным образом решать проблему межпредметных связей. Так выставки решают интегративные задачи. Помогают уточнить представления детей об окружающем.

В старшей группе успешно проходят описания таких выставочных экземпляров, как чайная и столовая посуда, куклы в национальных костюмах, различные автомобили, подносы, книги.

В подготовительной группе дети с увлечением характеризуют изделия хохломы, дымковской игрушки.

Игры-выставки помогают достичь высокий результат, строятся с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально-волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.

Рассказы детей, записанные при традиционной методике.

Игры-выставки (2).

Наташа Т., 5 лет 7 месяцев.

1. Летний костюм мальчика.

Это костюм для лета. Рубашка красная, на плечах широкие синие полоски. Есть карман, еще карман. И брюки. Костюм сшит из мягкой ткани. (Дальше молчит, затрудняется. Ждет наводящих вопросов). Рубашка сшита с воротником.

2. Летнее платье девочки.

Это платье для лета. Девочке купили, чтобы носить в жару. У платья беленький воротничок и золотые пуговки. Рукава короткие. На платье есть поясок, а на пояске пряжка. Платье ситцевое. Очень красивое.

Денис Ш., 5 лет 6 месяцев.

1. Хохломская тарелка

Это тарелка, она черная. А внутри золотая. Вот тут проходит узор, ягодки и три листочка. Опять ягодки и опять три листочка. А вверху какие-то листочки. Тарелка небольшая.

2. Хохломская тарелка.

Это большая красивая тарелка для салата. Внутри она, как многие хохломские тарелки золотая, а снаружи черная. Нарисован красивый золотой узор, который состоит из веток и ягод, похожих на рябину. А над листьями — цветы. У тарелки обычная форма. Круглая. Есть красный ободок. Очень красивый.

1. Игрушечный пылесос.

Это пылесос. Сделан он серой пластмассы. Вверх непрозрачный, а низ прозрачный. Видно желтые шарики. Это, наверное, мусор. Еще есть шланг и щеточка. Есть кнопка. На нее нажмешь, и пылесос включается.