Здоровье детей в доу. Проект в детском саду «В здоровом теле - здоровый дух

Ирина Попова
«Здоровье детей в детском саду»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка

Весь распорядок дня в дошкольном учреждении должен быть направлен на то, чтобы сохранять и укреплять установку детей на то , что здоровье – это главное богатство человека и ценность - ЗДОРОВЬЕ .

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад , нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Иммунитет можно было бы назвать приобретенной памятью, которая включает и сделанные в течение жизни вакцины.

Факторы, которые влияют на переносимость инфекции :

1. наследственность;

2. наличие прививок для профилактики заболеваний :

3. закаливание;

4. подверженность аллергии;

5. нехватка витамина D;

6. санитарная обстановка, экология, окружающая обстановка и прочие внешние факторы.

Однако основная причина частых болезней все же психологическая. Начало посещения детского сада для большинства детей является огромным стрессом, и болезненно переживать его они могут от недели до нескольких месяцев. Тяжелее адаптируются дети, отданные в детский сад ранее трех лет .

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось : 50 – 80 % детей имеют различные заболевания. Причин тому множество : и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка .

Здоровье детей в детском саду - это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития .

Педагогический проект в ДОУ

Цели и основные задачи проекта: Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья

Педагогическое кредо проекта:
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. Жабаев

Обоснование проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Педагогический коллектив нашего ДОУ давно занимается проблемой формирования валеологически культурной личности дошкольника, проявляющего интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Проект «В здоровом теле- здоровый дух» помог создать радостное настроение в зимнюю каникулярную неделю, помог в пропаганде здорового образа жизни среди всех субъектов образовательного процесса, позволил проведение каникулярной недели, посвященной ЗОЖ стать традицией детского сада.

Основной целью проекта является:
Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни через традиции и ценности культуры в области здоровья.

Мы считаем, что главное помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье, быть нравственно и эмоционально отзывчивым.

Объектом проекта являются:
заинтересованность всех субъектов и каждого в активной популяризации здорового образа жизни.

Предметом: мероприятия ДОУ.

Гипотеза:
Проведение каникулярной Недели здоровья обеспечит формирование социально – значимой здоровой личности, поможет реализовать новую форму взаимодействия детского сада с семьей, эта форма работы даст более эффективный результат сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
Исходя из гипотезы, необходимо предложить такие направления работы, которые способствовали бы достижению следующих задач:

Задачи:
1.Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни путем национальных, семейных и иных традиций в оздоровлении детей.
2. Привитие навыков профилактики и личной гигиены
детей.
3.Создание эмоционального настроя.

Для реализации проекта основной деятельностью должно быть:
Освоение и накопление знаний в сфере воспитания и развития детей у педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни, углубление социально значимых представлений у детей.

Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта мы выдвигаем ряд важнейших принципиальных требований.

Основные педагогические принципы:
1.Принцип культуросообразности – формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
2.Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
3.Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
4. Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Методы:
1.Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.
2. Консультирование родителей специалистами ДОУ (инструктор по ФИЗО, ст. медицинская сестра, старший воспитатель, логопед).
3.Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.

Условия, необходимые для реализации цели:
1. Заинтересованность педагогов и родителей в реализации проекта.
2. Эффективное взаимодействие между участниками проекта и руководителем.
3.Материально – финансовое обеспечение.

Для уверенности педагогов и родителей в полезности своего участия в реализации проекта были созданы мотивационные условия:
наличие системы вознаграждения за участие в реализации проекта.

Технологическая карта проекта.

В рамках работы ДОУ в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и той идеей, которую нам предстояло решить, творческая группа проекта единодушно пришла к мнению, что проект
«В здоровом теле - здоровый дух» необходимо провести в течение шести дней, т.к. задумка проекта состояла в том, что детям в течение шести дней необходимо каждый день находить по одной букве таинственного слова здоровье. Каждому педагогу в группе необходимо было спланировать так свою работу с детьми, чтобы название деятельность с детьми в течение дня отражала данную букву.

День первый:

Задача педагогов состояла в дом, чтобы подготовить материалы различных видов деятельности работы с детьми, которые отражали букву «З»
Так в этот день в разных группах были проведены комплексы утренней гимнастики «Зима», «Зимний лес», «Заячья зарядка»
беседа « Здоровые зубы», «Как растут зубы», «Как правильно чистить зубы».
Проведены соревнования «Кто быстрее задует мячик в ворота»
Чтение сказок «про больные зубки», «Золотой гусь», «Золушка»,
рисование «Зимние забавы», «Зимнее звездное небо», «Зима», «Зимующие птицы», аппликация «Как звери зимуют»
подвижная игра «Затейники», дидактическая игра «Золотая рыбка», «Найти, где спрятался звук «з».

Вечером в каждой группе появилась буква «З», которую дети вместе с воспитателем сложили в папку.

День второй

В этот день наши воспитанники вспомнили «Правила дорожного движения»,участвовали в «Дорожных стартах», повторили пословицы о доброте, стихи, песни о дружбе, узнали «Что такое девиз» понятие крылатого выражения его суть, беседовали о «Дыхательной системе», «Как вести себя при встрече с дикими и домашними животными»
Чтение «Дикие лебеди», игры «Два Мороза», «Да – нет».
А вечером все на новогоднюю Дискотеку

Вечером в каждой группе появилась буква «Д»

День третий

Утром детский сад готовился к «Открытию зимней Олимпиады»
В этот день был проведены беседы « Детский организм»,
«Органы человека», «Осанка», «Отдых», «Один дома».
Опыты с водой и ее значение в жизни человека, чтение «Огниво», «Оле- Лукое», игры «Один – много», «Охотники и зайцы»,», «Найди звук «О» в группе», «Острый- тупой».
Детям детского сада подготовительной группой была показана Зимняя сказка «Зайка,Медвежонок и Снежный Барс спешат на Олимпиаду».
В старшей группе была проведена гимнастика для профилактики нарушений осанки
Изготовлены Одарки для подарков совместно с родителями.

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «О»

День четвертый

Дети подготовительной к школе группы были приглашены на развлечения «Рыцарский турнир», старшей группы- на развлечение во время прогулки «Зимние забавы с клоуном Машей».
А также были проведены: беседа «Руки», чтение «Русалочка», игры «Ребусы», «Ручеек», «Радио».

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «Р»

День пятый

Этот день был связан с буквой «В», а это веселье.
Всех детей приглашает Веселая Коляда.
В этот день дети беседовали на темы «Волосы», «Время года», слушали сказку Г.Х Андерсена «Воротничок», играли в игры «Волк во рву», провели викторину «Узнай сказку»
Изготовили «Веселые маски», устроили волшебные гадания. На прогулке лепили Весёлого снеговика.

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «В»

День шестой

Этот день был связан с полезной и вкусной едой.
Проведена беседа «Как ты ешь», прочитана книга «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда», « Правила приема пищи». Были составлены любимые рецепты салатов детей подготовительной группы, проведена викторина «Ешь на здоровье», вспомнили пословицы и поговорки о хлебе, о правилах поведения за столом, о еде, загадки о продуктах питания, лепили полезную еду.

Проведена дегустация приготовленных блюд.

После появления последней буквы слова Здоровье все воспитанники были приглашены в зал. Каждому желающему была представлена возможность высказаться, как сохранить своё здоровье, здоровье близких людей. Все дети были награждены вкусными и полезными овощами и фруктами.

Новизна и значимость проекта

1.Ставиться цель: Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья.
2. Отвечает основным принципам: культуросообразности, гуманистической ориентации, опоры на эмоционально - чувственную сферу ребенка, дифференциации.
3. Опирается на системно – деятельный подход к участникам образовательного процесса.
Данный проект предполагает определенные риски:
1. Отсутствие интереса к проекту педагогов и родителей.
2. Проблемы со здоровьем участников проекта.

Предполагаемые результаты:

1. Каждый педагог, родитель, ребенок - активный участник проекта в силу своих возможностей.
2. Каждый участник проявляет инициативу.
3. Приобретает новые знания, повышает свой уровнь, компетенцию детей.
4. Проведение каникулярной недели, посвященной здоровому образу жизни становится традицией детского сада.

Этот проект позволяет:
1. Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.
2. Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ.
3. Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
4. Создавать новые проекты, здоровьесберегающей направленности.

Ситуация вполне обычная: здоровый ребенок, который летом купается в местной речке, за свои 3-4 года перенес несколько простуд, пойдя в детский сад, начинает кашлять, хлюпать носом, температурить. Почему ухудшается здоровье детей в детском саду? Одна из причин заключается в снижении иммунитета. Несколько факторов влияют на то, как ребенок переносит инфекцию. Настройтесь на победу, закаляйтесь вместе с ребенком и не допускайте ошибок в самолечении.

Иммунитет можно было бы назвать приобретенной памятью, которая включает и сделанные в течение жизни . Врачи считают, что болеть в детском возрасте - это вполне нормально. Именно так иммунитет «знакомится» с миром микробов. Не считается патологией, если ребенок более 6-8 раз в год болеет ОРВИ. Но кто-то болеет неделями, которые сопровождаются антибиотиками, осложнениями и больницей, а не выздоравливает в течение 3-4 дней.

Факторы, которые влияют на переносимость инфекции:

1. наследственность;

2. наличие прививок для профилактики заболеваний:

3. закаливание;

4. подверженность аллергии;

5. нехватка витамина D;

6. санитарная обстановка, экология, окружающая обстановка и прочие внешние факторы.

Как настроиться на победу

Закаляемся

Закаленному организму не страшны ни сквозняки, ни ветер, ни мороз, ни дождь, ни холодный пол. Лучше всего посоветоваться с врачом, в каком возрасте и какие процедуры можно начинать. Персонал детских садов обязан гулять с детьми не менее 2-х раз в день по 4–4,5 часов. Если на улице холодно, то продолжительность прогулки сокращается (температура ниже +15 °С). При температуре ниже –15 °С воспитатель не должен выходить на улицу с подопечными (для малышей до 4 лет) и при температуре ниже –20°С для остальных деток. В отсутствие ребят помещения в детском саду должны проветриваться ежедневно.

Ошибки самолечения

Всем мамам хочется, чтобы ребенок быстрее встал на ноги, и они начинают пичкать крох антибиотиками. Но бактериальная инфекция не отличается на глаз от вирусной. Помните, что на вирусные инфекции не действуют антибиотики. Антибактериальные средства может назначать только врач. Еще одна ошибка мам: если препарат не действует в течение дня, то они отменяют его, тем самым возникает опасность не долечиться. В результате ребенок становится носителем инфекции при возвращении в детский коллектив.

Подружитесь с гигиеной

Приучите ребенка мыть руки после посещения туалета, прогулки, перед тем, как сесть за стол, пользоваться носовым платочком, чихать, кашлять. Расскажите ребенку о том, что предметы личной гигиены нельзя никому давать. Чисто индивидуальными должны быть: расческа, ложка для приема пищи, платок, полотенце, зубная щетка.

Берем ответственность на себя

Больной не должен играть на детской площадке, ходить в гости, особенно если накануне у него повысилась температура, была рвота или диарея, воспалился глаз. Маме или другому родственнику может быть выдан лист о нетрудоспособности на основе заболевания ребенка. Если болен ребенок дошкольного возраста, то больничный выдается на весь период лечения. Из них оплачиваются 60 дней в год и 45 дней в год, если ребенку 7-15 лет. Родственники могут следить за больным ребенком по очереди, чтобы не терять в заработке. Оплачиваемым будет весь период болезни малыша, если в садике на этот период объявлен карантин.

«А мой малыш, как только пошел в садик, так постоянно и болеет!» - не правда ли, знакомая реплика? И слышим мы ее довольно часто, и не только от тех родителей, чей кроха отправился в детский сад совсем недавно, но и от тех, чьи дети уже собираются переходить в школу. Так почему же здоровье детей в детском саду так резко идет «на убыль», по сравнению с детьми домашними?

Ответ, как обычно, находится на поверхности. Все дело в очень широком круге общения ребенка, ведь большинство болезней, «накидывающихся» на кроху, передаются воздушно-капельном путем. И если сидя дома с мамой или бабушкой малыш близко общается в основном только с ними (плюс еще два-три человека из числа общих знакомых), то в ДОУ численность его окружения нередко достигает 35-40 человек (включая детей из группы, воспитателей, нянечек, муз.работников и прочих сотрудников учреждения). И конечно, вероятность, что кто-то из них окажется носителем инфекции, очень велика (а уж про то, что в садике малыши постоянно фыркают носом и кашляют и говорить нечего).


Разобравшись с причиной заболевания детей, можно поискать выход из ситуации. И первое, что приходит на ум – это повышение иммунитета малыша еще до поступления его в садик. В качестве «защитников здоровья» подойдут свежие фрукты и овощи (круглый год), занятия физическими упражнениями, прогулки на свежем воздухе, обязательный ежегодный отдых на море или в деревне (за пределами городского смога). Все это в комплексе (а не по отдельности) повысит естественную сопротивляемость организма ребенка инфекциям.

Вторым источником иммунитета можно считать… прививки. И хотя сегодня часть родителей относятся к ним отрицательно, положительную статистику по привитым малышам и снижению количества заболеваний никто не отменял. Конечно, вероятность, что ребенок заболеет, например, полиомиелитом, сегодня довольно мала, но она не равна нулю. А если малыш заразится, вероятность серьезных последствий (в том числе потери способности ходить) остается на высоком уровне для не привитого ребенка, и практически нулевая – для крохи, которому сделали прививку.

Кстати, большинство садиков не возьмут к себе в группу вашего малыша, если ему не будут сделаны все прививки. И дело здесь не только в наличии соответствующих указаний по Министерству здравоохранения, но и в ответственности воспитателей за здоровье детей в саду (всех остальных, которых может заразить Ваш малыш).

Третий источник иммунитета – это закаливание организма. Но речь идет не об экстремальных процедурах (вроде бега зимой по снегу босиком или обливаний холодной водой на морозе). Для поддержания иммунитета ребенка в должном состоянии достаточно снять дома с крохи носочки, убавить отопление (чтобы в комнатах было не более 20-22°C) и оставить малыша в шортиках и легкой маечке (а девочек – в тонком платьице). Начинать следует постепенно и лучшее время года для этого – осень, так как именно в этот период (пока не включили центральное отопление), в квартирах поддерживается именно такая температура. Взрослым тоже рекомендуется забыть про носки и теплые тапочки (если только нет медицинских противопоказаний и позволяет возраст).



Как бы странно это не звучало, но на здоровье ребенка в детском саду оказывает большое влияние и выбор мамы между работой и нахождением с крохой дома. Речь в данном случае идет о преждевременном выходе матери на работу (до того момента как крохе исполнится три года). Ведь чем младше ребенок, тем больше вероятность, что он будет болеть. При этом, маме потребуется брать больничный (так как не все бабушки оказываются в нужный момент рядом).

В итоге мамы выходят на работу, не долечив малышей (которым требуется на полное выздоровление обычно около двух недель). Такой ребенок, оказавшись в детском саду, не только быстро заболевает повторно (не стоит думать, что вы – единственная, кто возвращает малышей в садик с насморком), но и из-за ослабленного организма очередное заболевание переносит чаще всего с осложнениями (на сердце, легкие, почки, печень). И теперь ему потребуется еще более сложное, действенное и дорогое лечение. Если же кроху опять не долечили, «цепочка» заболеваемости повторяется.

В конце концов, ни мама не может нормально и спокойно работать, ни ребенок долго ходить в садик, сохранив при этом свое здоровье. Кроме этого, из-за постоянной необходимости приобретать лекарства иногда на эти цели тратится вся получаемая мамой зарплата (за вычетом сумм, потраченных на проезд до места работы, на обеды в рабочее время, на новую одежду для поддержания дресс-кода). И, конечно, при этом вообще теряется смысл выхода на работу.

Отпуск по уходу



Согласно действующему Трудовому Кодексу, мамы могут находиться в отпуске по уходу за ребенком, пока малышу не исполнится три года. Но при этом в последние полтора года они не будут получать никакой денежной поддержки со стороны со своего работодателя (или государства, если до ухода в декрет мамочка нигде не работала). Именно это обычно и заставляет родителей отправлять кроху в садик в возрасте от полутора до трех лет (и рисковать его здоровьем).

Но есть и другие выходы из этого положения, например, работа через Интернет, позволяющая получать неплохой доход, не расставаясь с ребенком и работая дома на компьютере.

Второй вариант – устроить домашний детский сад (для своих и «чужих» детей) с гарантированной государственной зарплатой. Это дает возможность заниматься со своими детьми по выбранной вами методике, контролировать их питание и физическую активность.

Третий вариант – неполный рабочий день и наличие человека, которому вы можете доверить своего кроху (пока сами будете на работе). Чаще всего с малышами сидят бабушки, но это могут быть и знакомые (например, организовавшие домашний детский сад), и подруги с детьми такого же возраста или чуть старше-младше. В тех случаях, когда за услуги няни придется платить, перед выходом на работу стоит просчитать, действительно ли получаемая зарплата с лихвой перекроет эти затраты.



Однако иногда причиной, по которой мамочки стремятся выйти на работу раньше трех лет, является… скука. Просидев «в четырех стенах» пару лет, многие женщины стремятся как можно быстрее сбежать из своей «клетки», не задумываясь о здоровье ребенка. И происходит это из-за элементарного нежелания найти себе домашнее занятие по душе. Конечно, находясь 24 часа в «должности» мамы, любая представительница прекрасного пола «полезет на стенку». Но ведь никто не мешает разнообразить свой день. Возможно, что для этого понадобится помощь близких ей людей:

  • бабушек и дедушек, способных посидеть пару часиков с малышом, пока мама сходит на фитнес (в бассейн, в кино, в ресторан с мужем, на концерт, на занятие в художественную студию, на водительские или иные курсы и т.д.);
  • мужа, берущего на себя заботу о ребенке вечерами или в выходные дни, а также организующего семейные выходы (на природу, прогулку на велосипедах, экскурсии в океанариум, поездку в отпуск и т.д.);
  • старших детей, играющих с малышом, пока мама читает, болтает по телефону или «сидит» в Интернете.

В любом случае, молодой маме не стоит взваливать на себя все обязанности по дому и единоличную заботу о детях и муже. Ведь при такой нагрузке может пошатнуться не только здоровье малыша, но и ее собственное (а также семейное счастье).

Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение – это, прежде всего, агрессивная вирусно-микробная среда с постоянной частотой обновления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый попавший в эту среду ребенок находится под угрозой постоянных инфекционных и простудных заболеваний.

К сожалению, некоторые несознательные родители ведут своих детей в сад, не обращая внимания на постоянный насморк, а порой даже кашель и другие симптомы начинающейся болезни. Однако не все инфекционные заболевания на первой стадии имеют заметные симптомы, а некоторые дети могут даже не болеть сами, но являться носителями той или иной инфекции. Поэтому даже обычная детская площадка – это уже место скопления микробов, что уж говорить о замкнутых пространствах детсадовских групп.

Многие педиатры считают, что отдавать ребенка в сад нужно в 3 месяца, когда он еще ни к чему не привык или же уже в 4,5 года, когда собственный иммунитет малыша достаточно окреп и сможет противостоять новой окружающей его среде. Отдать ребенка в ясли в возрасте 3 месяцев вряд ли решится хоть одна мать, да и яслей таких у нас практически нет, а вот к 4,5 годам, как правило, все «декретные» мамы должны уже полтора года как трудиться на благо общества, а не сидеть дома, предаваясь заботам о своем чаде.

В связи с этим возникает вопрос, как подготовить своего ребенка и его иммунитет к детскому саду? Как избежать постоянных болезней и частых больничных? И как прийти к общему знаменателю под названием «здоровый ребенок» через основной принцип осознанного материнства – «не навреди»?

2 дня в саду – 3 недели дома?

Спросите мам, чьи дети уже ходят в детский сад, большинство из них знакомо со схемой «2 дня в саду – 3 недели на больничном». Многие даже расскажут вам, что до детского сада их дети ничем никогда не болели, а вот пошли в сад и все – постоянные болячки, кашель, насморк, микстуры…
Как показывает практика, именно постоянные болезни порой становятся основной причиной, по которой матери «созревают» до таких процедур, как обливание и закаливание, на которые раньше, как говорится, рука не поднималась. Ну а поскольку любое заболевание легче предотвратить, чем лечить, то и подготовку к саду целесообразнее начинать до его посещения, а не тогда, когда вся семья дружно настрадалась, наболелась и належалась по больницам.

Итак, если хотите, чтобы ребенок быстро и безболезненно освоился в детском дошкольном учреждении, не болел и не страдал, прислушайтесь к нашим советам и следуйте этим нехитрым правилам…

Правило 1: Нет тепличным растениям!

Первое, что рекомендуют всем мамам врачи и педагоги – это отказаться от тепличных условий. Больше свежего воздуха, больше ходьбы босиком или на босу ногу, воздушные ванны, частые контакты с другими детьми (на площадках, в гостях и пр.) – все это поможет ребенку как можно безболезненней пройти акклиматизацию в новом детсадовском коллективе. И не старайтесь создавать дома стерильную обстановку – это нанесет ребенку больше вреда, чем обычное количество окружающих нас бактерий.

Правило 2: Вы хотите поговорить об этом?

Как это ни странно, но психическое здоровье и душевное равновесие ребенка оказывает немалое влияние на его иммунную систему. Поэтому важно, чтобы ребенок не заливался слезами перед входом в садик, а шел туда осознанно и с интересом.

Для этого выбирайте подходящий сад, где как можно меньше детей и больше педагогов в каждой отдельно взятой группе. Заранее объясните ребенку, что его ждет, проговорите с ним все правила поведения в саду, расскажите, сколько интересных вещей он сможет узнать и увидеть, со сколькими детьми сможет познакомиться – в общем, постарайтесь заинтересовать и заинтриговать ребенка, чтобы избежать лишних стрессов.

Не стоит также оставлять ребенка сразу и на целый день, попробуйте сначала привести его на полчасика и, быть может, даже посидеть с ним рядом, если это потребуется. Пребывание ребенка в саду увеличивайте постепенно – так вы сможете избежать многих психологических проблем.

Правило 3. Доверяй, но проверяй!

Не смотря на то, что ваш ребенок выглядит здоровым и бодрым, перед походом в сад нужно пройти диспансеризацию. В первую очередь это нужно вам самим, чтобы потом не кусать локти, что вовремя не распознали ту или иную болезнь. А во-вторых, это простое правило поведения человека в коллективе – если сам болен, не заражай других.

Итак, пройдите всех полагающихся врачей (конкретнее вам расскажут об этом в вашей районной поликлинике), сделайте все полагающиеся прививки (в том случае, конечно, если вами не принято решение от них отказаться) и тогда уже со спокойной совестью идите «сдаваться» в сад.

Правило 4: Сбалансированное питание – основа здоровья ребенка

Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей – это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Так что организуйте питание своего ребенка с самых первых дней его жизни так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами.

Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, т.е. выросшие в той полосе, где рожден ребенок. К примеру, для нас, жителей средней полосы, черная смородина является более полезным продуктом богатым витамином С, нежели южные апельсины.

Организм человека на 80% состоит из воды, поэтому каждый человек должен потреблять в сутки хотя бы небольшое ее количество. К сожалению, мы часто забываем о воде, особенно, когда речь идет о детях: заменяем ее на сладкие соки, компоты и чаи. Безусловно, это восполняет запасы жидкости в организме, но качество этих запасов оставляет желать лучшего.

Правило 5: Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Еще с советских времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья: «если хочешь быть здоров – закаляйся!»
И правда, статистика утверждает, что среди закаленных детей больных в разы меньше. Однако это путь не для слабонервных. Мало какая мама отважится облить свое чадо ледяной водой. Так уж сложилось, что все мы – homo sapiens – обладаем невероятной способностью «убивать» своей любовью. Дрожа за здоровье малыша, мы надеваем на ребенка лишнюю пару колгот вместо того, чтобы поутру окатить его кувшином холодной воды, и добиваемся обратного эффекта: получаем избыток тепла, в результате которого ребенок потеет и простужается с еще большей вероятностью. Все хорошо в меру, поэтому и закалка тоже требует системного подхода, в противном случае есть риск добиться обратного эффекта.

Итак, есть несколько принципов, следуя которым, вы сможете закалить своего малыша, оказав неоценимую поддержку его хрупкому иммунитету:

Главное правило для мамы: ничего не бояться и верить в успех;
врачи рекомендуют начинать закаливание с воздушных ванн;
начинать закаливание нужно как можно в более раннем возрасте, но НИКОГДА НЕ ПОЗДНО;
все процедуры нужно проводить систематически (каждый день или через день – как заведете);
все нужно делать постепенно, так что не стоит сразу же выливать на ребенка ледяную воду, начать лучше с положенных телу 36 градусов, снижая температуру на 1-2 градуса в 3-4 дня (учтите, что в этом случае все индивидуально и возможно ребенку потребуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой температуре);
все нужно делать в процессе игры, с хорошим настроением и с улыбкой – слезы и истерики исключены, лучше отложить процедуру на несколько дней, пока малыш не забудется;
не допускать переохлаждения, все нужно делать быстро – облили, растерли, одели;
не допускать перегрева;
не начинать закаливание, если ребенок не здоров;
перед началом процедур руки и, главное, ноги ребенка должны быть теплыми.

С помощью этих нехитрых правил, многие дети перестали болеть не только простудными заболеваниями, но и стали легче переносить инфекционные болезни и постоянные стрессы.

Помните о том, что для ребенка важно не только его здоровье, но и здоровье его родителей, иначе, кто о нем позаботиться, если не вы? Так что самый лучший способ – это закаливаться всей семьей. И кстати, если сочетать водные процедуры с массажем и зарядкой, то лучшего способа предохранить здоровье вашего малыша не найти. Однако прежде чем начинать любые процедуры будет нелишним посоветоваться с педиатром.

Правило 6: Страховой полис для иммунитета

Кроме того, существует множество медикаментозных способов поддержать хрупкий детский иммунитет – от иммуномодуляторов до физиопроцедур. Но применять их самим не стоит, для начала нужно проконсультироваться с педиатром, а еще лучше с иммунологом. Ведь известно, что большинство иммуномодуляторов, например, при постоянном применении угнетают естественные функции иммунитета.

Однако существуют и другие маленькие хитрости, не требующие вмешательства докторов. Одна из таких хитростей – это промывание носоглотки ребенка после возвращения из детского сада. Для промывания используется слабый (0,85-1%-ный) раствор поваренной соли или же специальные препараты на основе морских солей, продающиеся в аптеках. После промывания можно смазать нос оксолиновой мазью. Помимо этого нужно не забывать мыть руки с мылом после прогулок и перед едой и по возможности избегать общественного транспорта и других мест повышенного скопления микробов.

Природные иммуномодуляторы

И напоследок, хочется сказать два слова о натуральных иммуномодуляторах, регулярное употребление которых в пищу поможет поддерживать в тонусе детский иммунитет. К ним относится сироп шиповника, мед и так называемое «холодное» варенье – протертая с сахаром свежая ягода.
Шиповник – незаменимый источник витамина С, особенно в зимнее время года.

Мед вообще с давних времен применяется во врачебной практике, как заживляющее, успокаивающее, снимающее раздражение, сухость кожи и стимулирующее выработку эндорфинов вещество. Однако не стоит забывать о его сильных аллергенных свойствах.

«Холодное» варенье, заготовленное с лета – также является источником различных витаминов, его можно добавлять в чай вместо обычного сахара. Получается не менее вкусно и даже более полезно.