Личность педагога как фактор формирования личности ребенка-дошкольника. Влияние взрослого на формирование личности ребенка

Мельникова Виктория Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8"
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль воспитателя в формировании личности дошкольника"
Дата публикации: 12.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Роль воспитателя в формировании личности ребенка

дошкольника

Профессия

воспитателя

непростая,

справедливые

обманывать, от них невозможно ничего утаить. Дети – наша самая большая

радость в жизни, наше будущее. Именно профессия воспитателя является

«основой» всех профессий в мире. Воспитателя становятся по зову сердца.

Дошкольный

важнейший

развитии

Воспитатель с самого раннего детства учит доброте, любви, сочувствию,

состраданию. Воспитатель, чтобы воспитать личность, в первую очередь сам

должен быть личностью. Ведь именно с воспитателя ребенок берет пример

как с первого учителя. Именно воспитатель закладывает первые кирпичики

тех личностей, которые будут строить наше и их будущее. Именно поэтому

воспитатель никогда не имеет права на ошибку. Зерно, посеянное педагогом,

обязательно пойдет в рост и только от педагога зависит будет ли из него

крепкое и здоровое растение.

настоящее

педагогическое

образование

выдвигает

огромные

требования к претендентам носить гордое имя педагога. Оно требует не

только быть личностью, но и сочетать в себе гуманизм, нравственность,

компетентность,

творчество,

стремление

по стоянно

совершенствоваться и развиваться.

Только педагог наравне с родителями«ведёт ребёнка по жизни»: обучает,

воспитывает,

направляет,

развивает

личность. Кроме

профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной

щедрости,

детям. Педагог

заинтересовать

познавательную

активность

главное уметь расположить к себе и наладить тесный контакт с ребенком.

создавать

положительный

микроклимат

группе, ведь именно там ребенок впервые окунается с головой в социум и

учится взаимодействовать с ним. Благополучие ребенка, его положение в

сверстников,

душевный

социальный

значительной

степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при

взрослым

помогает

устанавливать

социальные

контакты,

познавать

оказывает

непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со

сверстниками.

ребенок –

существо

социальное.

выступает условием и источником развития.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками, в познавательной

деятельности

происходит

интенсивное

развитие

личности

руководством взрослого малыш овладевает новыми видами деятельности,

умениями,

навыками.

Огромная

педагога

принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является

эффективным

средством

формирования

личности

морально-

волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Ребенок без оглядки доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым

глазах детей именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти

на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно

спокойно посидеть и послушать. Поскольку воспитатель является для них

настолько

значимой,

огромная

ответственность за создания условий для личностного развития.

Повседневная

способностей

интересов,

умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная

роль воспитателя в развитии личности ребенка.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика.

От того, как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая детей,

вырастут.

Основное

назначение

педагога

максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и

раскрытие его потенциальных способностей. Только знающий и любящий

детей педагог сможет сформировать личность дошкольника.

Успешное осуществление задач всестороннего и гармоничного развития подрастающего поколения во многом зависит от педагога, который является созидателем личности, доверенным лицом общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное - детей.

Ни в одной из профессий характер человека, его убеждения, личностные качества, мировоззрение не имеют такого важного значения, как в профессии педагога. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зародыши мировоззрения, отношение к окружающему миру, воспитывает высоконравственные качества личности, чувство долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями современности.

Оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении с целью обеспечения готовности детей к школе невозможно без постоянного роста мастерства воспитателей , повышения ответственности, четкости в работе всех, кто причастен к воспитанию детей.

Ребенка дошкольного возраста воспитывать нелегко, ведь работа с детьми этого возраста требует от педагога сочетание материнской любви к своим воспитанникам, постоянной заботы об их здоровье, самочувствии с четкой организацией учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен обеспечить общее психическое развитие ребенка наряду с физическим и духовным. Именно поэтому, такие высокие требования предъявляются к личности воспитателя, его идейной и профессиональной подготовке. Жизнь доказывает, что формировать всесторонне и гармонично развитую личность необходимо с самого раннего возраста, и делать это должны высокообразованные, эрудированные, преданные педагогическому делу люди.

Своим собственным поведением, культурой проявления чувств воспитатель формирует личность ребенка . Дошкольники во всем пытаются подражать своему наставнику, он для них является представителем и образцом рода человеческого. Силой воспитательного воздействия на детей является сочетание внешней и внутренней культуры педагога.

Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя - его скромность, честность, справедливость, умение понимать ребенка, делить с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой воздействия педагога на детей. Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез личностных качеств воспитателя, его знаний, умений и навыков.

В любой деятельности есть обычные работники и настоящие мастера своего дела. Мастер достигает высокого профессионального уровня и совершенства. Он не останавливается на достигнутом, творчески работает над собой, стремится воплотить в практику новое, оригинальное. Чтобы стать специалистом - мастером, недостаточно одних знаний, необходимо еще и умение творчески применять эти знания.

По данным психолого-педагогической литературы, составляющими мастерства педагога являются:

Глубокое знание материала, который подается детям, всех тех моральных правил, норм и привычек, которые им надо постоянно прививать;

Владение методикой обучения и воспитания, умение трансформировать свои знания, делать их доступными детям определенного возраста и уровня умственного развития;

Педагогический такт, который в первую очередь предполагает умелый подход к воспитанникам, учет их возрастных и индивидуальных особенностей.

Характерной особенностью деятельности воспитателя дошкольного учреждения является то, что он работает с детьми, которые интенсивно развиваются психически и физически. Это ставит его перед необходимостью постоянного варьирования приемами и методами воспитательного воздействия на воспитанников.

Существенную роль в обретении мастерства играют интерес воспитателя к педагогической деятельности и любовь к детям - это умение видеть и чувствовать детскую душу. В том, как воспитатель относится к переживаниям ребенка, насколько способен понимать его, заключается основа педагогического мастерства.

Важным качеством личности воспитателя является его интеллигентность . Она проявляется, в частности, в способе общения с ребенком, понимании и признании его прав. Педагог воспитывает всегда, поскольку он сам - объект детского внимания и подражания. Своим внешним видом - походкой, одеждой, прической, привычкой говорить, опрятностью, выправкой - воспитатель воспитывает ребенка не только морально, но и эстетически.

Одна из главных заповедей педагога - уважать воспитанника, глубоко понимать его чувства, уважать человеческое достоинство, быть тонким психологом.

Какими же средствами можно достичь этого? Прежде всего - развивая в себе такие качества, как наблюдательность и контактность.

Психологическая наблюдательность - это способность замечать эмоциональное состояние ребенка, его настроение, желание. Внимательный педагог видит особенности его восприятия, памяти, мышления, уровень понимания высказанных замечаний и советов, мотивы деятельности.

Повлиять на ребенка невозможно без духовного контакта с ним - эмоционального и интеллектуального. Контактный воспитатель может и сам понять ребенка и вызвать у него взаимопонимание, сострадание, взаимопомощь, сопереживание успехам и неудачам. Эта особенность эмоционально сближает взрослого и ребенка, а потому усиливает его влияние на него. Важным свойством контактности педагога является его способность перевоплощаться - чувствовать и переживать состояние питомца, поставить себя на его место.

Значительную роль в налаживании взаимосвязи воспитателя с детьми играют средства общения - мимика, жесты, позы, речь, интонация, умение рассказать и показать так, чтобы удивить и заинтересовать. Педагог должен владеть своим голосом, уметь придать ему нужную окраску, подчеркивать существенное, главное в сообщаемом, передавать свое настроение, эмоциональное отношение к поступкам и действиям ребенка, результатам его деятельности.

Большое воспитательное воздействие на детей оказывают взаимоотношения педагога с коллегами , обслуживающим персоналом, родителями. Атмосфера взаимного уважения и сотрудничества в педагогическом коллективе - одно из важных условий нравственного развития дошкольника. Положительный психологический климат помогает детям приобрести опыт отношений с другими людьми, создает своеобразный барьер против усвоения отрицательных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Доброжелательное участие взрослого вносит в детскую деятельность оживление, делает ее результат значительно весомее. Под влиянием эмоционального тепла, которое появляется в процессе активного взаимодействия детей и воспитателя, у них лучше формируется восприимчивость к его воспитательному воздействию.

Конечно, нелегко проявлять любовь к детям, постоянно и в каких - либо ситуациях. Случается, что на доброту и ласковое отношение воспитателя ребенок отвечает резко, даже дерзко. Особенно часто это делают те воспитанники, которые постоянно являются свидетелем грубости и недоброжелательности в отношениях между членами своей семьи. Нездоровая семейная атмосфера порождает в детском сердце недоверие ко всем взрослым, в том числе и к воспитателю. Преодолеть недоверие и отчуждение может только тот педагог, который умеет терпеливо и постоянно, а не только время от времени, проявлять искренний интерес и заботу о ребенке.

Наряду с вышеуказанным, педагогическая работа требует также широты и глубины познавательной деятельности воспитателя, его интеллектуальных запросов. Важную роль играет умение педагога передавать свои знания детям, делать сложное простым, доступным, не упрощая при этом самой сути знаний.

Успех работы воспитателя зависит, как отмечалось, и от культуры его речи она должна быть правильной, четкой, понятной, конкретной, вызывать у ребенка соответствующие чувства.

Наводящие вопросы, указания типа: «А как вы думаете?», «Обратите внимание», «Присмотритесь» активизируют мышление дошкольников, побуждают их самостоятельно решать задачи, искать ответы. Чтобы речь педагога производила должное воспитательное воздействие, она должна быть лишена ошибок. Однообразие и бесцветность языка воспитателя мешает четкому восприятию содержания.

Важное место в педагогической деятельности воспитателя занимают чувства и воля. Чувства становятся педагогически влиятельными тогда, когда человек умело пользуется ими. Равнодушие педагога, однообразие его эмоций, постоянное недовольство поведением детей отрицательно сказываются на настроении и деятельности воспитанников. Педагог, как актер, должен уметь произвольно управлять своими чувствами, предоставлять им четкость и выразительность в зависимости от ситуации, сложившейся в ходе контакта с детьми.

Влияние воспитателя зависит и от наличия у него таких волевых качеств, как инициативность, дисциплинированность, самообладание. Активность и творчество помогают ему находить новый интересный материал, побуждают постоянно пополнять свои знания, а не останавливаться на достигнутом. Умственные, эмоциональные и волевые качества личности педагога дошкольного учреждения при их постоянной тренировке и самовоспитании превращаются в устойчивые черты характера - рассудительность, вдумчивость, наблюдательность, смелость, настойчивость, которые крайне необходимы в организации педагогического процесса.

Роль педагога в формировании личности ребенка.

Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М.И.Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.

В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организованных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.

В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния личностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности...». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя».

Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность до-школьника сложна, глубока и многогранна. В работах А.А Бодалева (1982) подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980), также исследовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмоциональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание картины воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя. Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индивидуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя.

Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития .

Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром.

Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров: способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знания особенностей психического развития детей; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.

Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.

Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.

Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога.

Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздействия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привлекают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?».

Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воздействием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению выдвинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога

В условиях современного общества необходимы специфические требования к педагогу дошкольного учреждения, для реализации целого ряда педагогических функций: информационной, предполагающей умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала; побудительной, предусматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом; конструктивно-организаторской, включающей в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности ребенка; диагностической, содержащей умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы; координирующей, предполагающей наличие следующих умений: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения; коммуникативной, требующей от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым, вежливым.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок» ,когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников. В оспитатель и ребенок, как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития.

Одним из самых важных таких условий является построение правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам .

Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.

При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.

Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы: Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине.

Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов. Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя следующие компоненты: описание произведенного действия (Когда ты …) ; описание возможного результата этого действия (Может случиться, что…) ; предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…) . Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации.

Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен заканчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту.

Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении.

Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уважение к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит поставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным.

«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом: « Если ребенка критикуют, он учится обвинять».

Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Именно в период дошкольного детства закладывается базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зависит от Вас уважаемые педагоги.

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог


Восприятие ребенком воспитателя по Петровскому. 1. ребенок демонстрирует атрибутику воспитательской власти т. к воспитатель рассматривается как властелин , который доминирует.

2. Эффект смещения существенного и несущественного в образе воспитателя т. е. воспитатель целостный объект и нарушать его нельзя. 3. ребенок видит в воспитателе нравственный образец, эталон поведения даже при наличии эмоциональной непривлекательности для ребенка.

4. то , как ребенок оценивает воспитателя, говорит о том, что воспитатель прав всегда, это может привести к искаженному восприятию воспитателя себя. Это является проявлением эффекта ореола. Ребенок воспринимает эффект непогрешимости воспитателя как следствие социальной роли. 5. ярко выраженная бдительность воспитателя, проницательность: ребенок ощущает его присутствие, ждет, что его накажут за его проступок. 6. Это все идиолизирует воспитателя в глазах ребенка, воспитатель для ребенка - идол . Полное положительное отношение меняется к полному отрицательному в период пубертата. Модели общения. 1. Диктаторская - типичная форма, воспитатель парит над детьми, эмоционального контакта нет, только формирование определенных ЗУН. 2. Дифференцированное внимание - характерно для начинающих воспитателей т. к. не успевают держать в поле зрения всех детей, получается, больше как-бы вырывает кусками. 3. Гиперрефлексия - положительное в работе: как воспитателя воспринимают дети (истероиды). 4. Негибкое реагирование (робот) - напоминает первую модель, но здесь ригидность. Характерна для воспитателей, которые долго работают по старым правилам. 5. Авторитарная («Я сам») - отсутствие учета индивидуальных особенностей, блокирование инициативы детей. 6. Активное взаимодействие. Типология отношений воспитателя к детям по Коломенскому . Отношение воспитателя к детям может быть следующих типов: 1. Устойчиво-положительный тип : ровное, душевное отношение к ребенку, преобладание положительных оценок, искренность оценок, учет индивидуальных особенностей, тактичность и деликатность, демонстрация любви к ребенку (искренняя любовь). 2. Пассивно-положительный тип : нечеткое проявление положительного отношения к ребенку, авторитарен и сух с детьми, но собственные отношения идентичны первому типу. 3. Неустойчиво-положительный тип - ситуационность поведения, внутренние установки аналогично первым двум типам. Ситуационность зависит и от поведения воспитателя, (лабильные типы), получается большое затруднение адаптации детей к воспитателю. 4. Открыто-отрицательный тип - негативное отношение к детям, даже может вуалироваться положительное отношение (формальное) получается большая напряженность в группе, наибольшее число детей страдающих аффективным поведением. Воспитатель негативно реагирует на детское поведение. 5. Пассивно-отрицательный тип: воспитатель ленив, получается, ярко проявить агрессию не хочет. Проблемы во взаимоотношения с детьми: детский коллектив не организован, дети зациклены на отрицательных характеристиках. Реакция детей ее не интересует.

Детский сад и его роль в формировании личности ребенка

Детство - это чудесная и уникальная пора нашей жизни, которую каждый из нас вспоминает с улыбкой. Первые шаги в познании мира, первые победы и разочарования, праздники, детский сад - все это веселой чередой проносится в наших воспоминаниях. Именно в детстве формируются основные черты характера человека, происходит становление личности, а также закладывается основа будущего здоровья. Основную роль в этом, наряду с семьей, играет детский сад, где малыш 2-6 лет проводит большую часть рабочего дня.

Детский сад - первая ступень социализации ребенка

Человек в своей сущности существо коллективное. Первым коллективом в жизни ребенка выступает семья. От атмосферы в семье зависит какое представление сформируется у малыша об окружающем мире, о взаимоотношениях, о том каким нужно быть. Но круг общения ограничивается близкими взрослыми, которые опекают малыша, говорят, что ему делать, предлагают играть по их правилам и т.д. Наступает момент, когда этого становится недостаточно. Возникает потребность в расширении круга общения в частности общения со сверстниками, где ребенок может проявить свои навыки и способности и приобрести другие. Решить эту проблему помогает детский сад, одна из основных задач которого научить маленького человека искусству общения - одному из важнейших факторов успешности взрослой жизни. Первоначальная задача - научить малыша сотрудничать с другими детьми, вырабатывать общие правила игры, считаться не только со своими желаниями, но и с интересами других.

Дети придают значение тому, что их окружает

Переступая порог детского сада, каждый из нас чувствует атмосферу детства, здесь все подчинено тому, чтобы детям было комфортно и удобно. Это касается и оборудования для детского сада, и детской мебели, и оформления залов и комнат. Игровые комнаты оборудованы ярко и красочно, учитывая современные тенденции и возрастные потребности детей. Все товары для детского сада, включая игрушки, отвечают санитарным требованиям, обладают хорошей износоустойчивостью и сделаны из качественных материалов. Все это вместе взятое формирует благоприятную атмосферу для малыша, базу для его всестороннего развития.

Режим дня

Режим дня играет большую роль в жизни каждого человека, а ребенка особенно. Выполнение режима дня способствует укреплению здоровья, в том числе психологического, позволяет малышу чувствовать себя уверенным и защищенным. Он, например, четко представляет, что после прогулки будет обед, после обеда дневной сон…а потом придет мама или папа. Кроме того распорядок дня предохраняет нервную систему от переутомления, чередуя фазы активности и отдыха, способствует гармоничному развитию личности, воспитывает пунктуальность и самодисциплину.

Главное достижение выполнения режима дня в дошкольном возрасте - это формирование простых полезных привычек, таких как: умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, мыть руки перед едой, вовремя вставать и ложиться, кушать в одно и то же время и т.д., которые станут основой будущего характера.

Игра как средство развития и воспитания

Игра является основным видом деятельности дошкольника. Играя, решаются многие задачи, которые стоят перед детским дошкольным учреждением, в первую очередь это -

Формирование устойчивого интереса к знаниям, к учебе;

Обучение правил поведения;

Прививание любви к природе, родному краю;

Обучение ребенка жить в коллективе, а также правилам общения со взрослыми;

Способствовать формированию таких чувств как доброта, справедливость, чуткость, благородство, позитивное отношение к жизни и другие.

Игра в детском саду соответствует возрастным особенностям ребенка и его возможностям, что очень важно для создания ситуации успеха, его закрепления и перехода на новый уровень. Ребенок учится очередности выполнения задания, вниманию, умению следить за действиями педагога и других детей, концентрировать свое внимание и вовремя переключать его на другое.

Дидактические игры и дидактические наглядные пособия способствуют расширению кругозора воспитанника, его знаний о предметах, явлениях, животных и растениях, развитию умственных способностей, умению обобщать и сравнивать.

Словесные игры развивают речь, активизируют мыслительные процессы, учат высказывать свое мнение или желание.

Сюжетно-ролевые игры - это отражение окружающего мира малыша, в котором он подражает взрослым, в первую очередь родителям, их действиям и отношению к людям и различным ситуациям. Роль воспитателя при этом вовремя скорректировать эти представления, расширить знания малыша о профессиях и взаимоотношениях, научить думать, чувствовать, адаптироваться к изменяющимся правилам, принимать решения и управлять эмоциями.

Коллективные игры учат общению детей друг с другом, умению подчиняться правилам, считаться с интересами других, организованности, вниманию и ответственности за результат. В таких играх четко просматриваются лидерские качества ребенка, умение брать инициативу в свои руки.

Подвижные игры способствуют укреплению здоровья, умению владеть собственным телом, быть ловким и выносливым. Игры, которые носят соревновательный характер, воспитывают волю, настойчивость, умение преодолевать трудности.

В эстетическом воспитании важную роль играют творческие игры, театральные постановки и музыкальные занятия. Они наполняют жизнь ребенка приятными впечатлениями и позитивными эмоциями, развивают чувство прекрасного, учат сопереживать и дарить радость. Чтение книг, просмотр спектаклей, посещение концертов, умение делать что-то своими руками развивают воображение, творческое мышление и формируют художественный вкус.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника

В детском саду для малыша воспитатель самый главный человек в группе, непререкаемый авторитет, которому он доверяет, поверяет свои тайны и проблемы, который все знает и может помочь и поддержать.

Умение создать в коллективе такую психологическую атмосферу, где дети чувствуют себя комфортно и свободно, способствует формированию личности каждого ребенка.

Уважительное и справедливое отношение к малышу, искренний интерес к его успехам и нуждам, позитивный настрой, доброта и оптимизм, педагогический такт - вот качества, которые присущи настоящему профессионалу.