Социально-психологическая готовность подростков к самостоятельной жизни. Формирование готовности к самостоятельной жизни выпускников из приёмных семей

Проблема адаптации к самостоятельной жизни подростков, утративших поддержку родителей, развитие социальнопсихологической готовности к самостоятельной жизни является важнейшей задачей всего педагогического коллектива и психологической службы в первую очередь. Резюмируя вышесказанное, данный показатель (социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни) интегрирует все результаты работы мультидисциплинариой службы образовательного учреждения.

Для того чтобы раскрыть понятие социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни , необходимо определить психологический смысл понятия «самостоятельная жизнь». В основу могут быть положены психологические качества развитой личности: активная жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и ценности. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы: семью, работу, государственные и международные отношения. Индивиду необходимо к ним адаптироваться, т.е. успешно учиться, работать, создавать семью, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо:

  • - разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;
  • - иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия (от философской до бытовой), уметь действовать в соответствии с ней (позицией);
  • - самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;
  • - самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);
  • - позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью.

Исходя из вышеперечисленного, психологическая готовность к самостоятельной жизни предполагает сформиро- ванность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы. Анализ тематической литературы позволяет вычленить структурообразующие параметры адаптированной личности подростка, готового к самостоятельной жизни.

  • 1. Самоопределение включает самосознание, систему мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную направленность.
  • 2. Интеллектуальная готовность - определенный уровень развития мышления, внимания, воображения, памяти, уровень, который позиционирует молодого человека в его «социальной нише».
  • 3. Устойчивый эмоциональный фон предполагает уравновешенность личности в ситуациях различной сложности.
  • 4. Коммуникативные навыки помогают человеку не только успешно общаться, но и получать необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации.

Приоритетное значение в комплексной работе по социальному развитию детей, оставшихся без попечения родителей, имеет формирование самосознания, ценностной и мотивационной сферы, профессиональной ориентации. В этой связи более подробно остановимся на параметре «самоопределение».

Самоопределение подростка как этан социализации.

Проблема самоопределения рассматривалась С. Л. Рубинштейном в контексте проблемы детерминации, т.е. закономерной зависимости психических процессов от порождающих их факторов: «Внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия». Он подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения - самодетерминации, собственной активности индивида, осознанного стремления занять определенную позицию.

В. Ф. Сафин и Г. П. Ников понимают самоопределившуюся личность как субъекта, осознавшего, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; т.е. как субъекта, готового функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, по мнению авторов, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества. Основными критериями границ и этапов самоопределения следует считать уровень понимания личпостыо смысла жизни.

Ключевым механизмом самоопределения личности является самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, выполняемые самооценкой, - регуляторная, па основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностных качеств и достижений индивида.

Проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л. И. Божович, которая понимала его как выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, обществе, жизни, поиск цели и смысла своего существования, потребность найти свое место в общем потоке жизни. Автор выделила существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двупла- новости: во-первых, самоопределение осуществляется через деловой выбор профессии и, во-вторых, через общие, лишенные конкретности, искания смысла своего существования. Только к концу юношеского возраста, по мнению ученого, эта двуплановость ликвидируется. Потребность в самоопределении возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов. Необходимость возникновения этой потребности объясняется автором логикой личностного и социального развития подростка.

Потребность в самоопределении рассматривается Л. И. Божович как потребность в формировании определенной смысловой системы представлений о мире и о себе самом. В процессе жизни и воспитания человека возникает система мотивов, в которой ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода системы или иерархии мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Также самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее и подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему .

И. В. Дубровина внесла уточнения в проблему самоопределения. Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению.

Психологическая готовность к самоопределению предполагает:

  • - сформированное™ на высоком уровне психологических структур, прежде всего, самосознания (способность сознательно анализировать свои переживания, свои сильные и слабые стороны, познать себя как личность, отличную от других);
  • - развитость нравственных установок, ценностных ориентаций и временной перспективы, которая является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и представляет собой надежды, опасения, стремления, связанные с более или менее отдаленным будущим. Временная перспектива формируется на протяжении всего детства стихийно через усвоение общекультурных, социальных, ценностных установок родителей, развитие мотивационной сферы;
  • - становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов.

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем .

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная американским ученым Э. Эриксоном. Процесс становления личности в переходном возрасте рассматривается им сквозь призму понятия «идентичность» - тождественность (адекватность) человека самому себе, умении владеть собственным «Я» независимо от ситуации. Механизмом формирования идентичности является, по Э. Эриксону, последовательная идентификация ребенка со взрослым. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все ценности, оценки, переживания детства должны быть синтезированы, он должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, провести переоценку самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом в физическом, социальном и эмоциональном планах. Непреодоленный кризис идентичности ведет к состоянию острой диффузии идентичности и составляет основу социальной патологии юношеского возраста. Происходит регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса. У подростка возникает чувство изоляции и опустошенности, страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола, враждебность к признанным общественным ролям. Если индивид успешно справляется с задачей обретения идентичности, у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда ему идти дальше.

Из всего круга вопросов, относящихся к проблеме самоопределения, вопросы профессионального самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. С. П. Крягжде отметил, что на начальном этапе профессиональное самоопределение носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор профессиональной сферы - социальный выбор. Автор указал, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то индивид пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Исследователь рассматривает социальный выбор как ограничение индивида определенным кругом профессий, а это качественно более низкий уровень профессионального самоопределения .

Самоопределение как личностное новообразование возникает к концу раннего юношеского возраста. Его формирование обусловлено развивающимся в подростковом возрасте самосознанием: примерно в 11 лет у ребенка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается усиление дифференцированности и обобщенности самосознания, что приводит 15-16-летнего юношу к становлению относительно устойчивого представления о самом себе.

К 16-17 годам наступает самоопределение, которое характеризуется осознанием себя в качестве члена обществ, конкретизируется в новой, общественно значимой позиции, а также выражается в определении смыслов своего собственного существования. Личностное самоопределение не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, а становится базисом собственного дальнейшего развития.

Ценностные ориентации и самостоятельность подростка. Другой психологической областью, тесно связанной с личностным самоопределением является ценностно-смысловая сфера. Как указывали Б. Ф. Зейгарник и Б. С. Братусь, область смыслов и ценностей есть та область, в которой происходит взаимодействие личности и общества. Ценности определяют собой главные характеристики личности, ее мораль и нравственность, они создают образ будущего и оценивают деятельность с ее смысловой стороны. Ценностные ориентации - это устойчивые образования, основные идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, составляющее суть нравственности человека. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и выражающие смыслы определенного общества, всего человечества, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Сформированная система ценностей является необходимым условием готовности к самостоятельной жизни.

К социально-психологическим параметрам готовности к самостоятельной жизни следует отнести самостоятельность как необходимый аспект самоопределения. Самостоятельность - это комплекс психологических функций, навыков, обеспечивающих выполнение индивидом сложных социальных действий. Составляющими самостоятельности являются целеполагание, планирование, принятие решений, самоконтроль (саморегуляция), ответственность. Самостоятельность является психологической основой сознательного поведения.

С. А. Беличева, специалист в области превентивной психологии, приводит показатели социального развития подростков :

  • - наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;
  • - степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

уровень развития знаний, разнообразие интересов;

  • - адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
  • - коллективные проявления, способность считаться с другими;
  • - способность критически в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки других;
  • - самокритичность, наличие навыков самоанализа;
  • - внимательное отношение к другим, эмпатия;
  • - волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;
  • - внешняя культура поведения преодоление и отказ от дурных привычек.

Выделенные параметры самостоятельной жизни тесно взаимосвязаны. Например, несформированная иерархия мотивов будет влиять на деформацию временной перспективы, а сложности с ценностными ориентациями могут привести к проблемам в общении.

Таким образом, быть готовым к самостоятельной жизни - это стать субъектом жизни, действовать самостоятельно, следуя собственным целям и намерениям, но в соответствии с нормами окружающего мира.

Подводя итоги теоретического анализа рассматриваемой проблемы, отметим, что параметрами социально-психологической готовности к самостоятельной жизни современных подростков являются: самоопределение (включает самосознание, систему мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную направленность); интеллектуальная готовность; устойчивый эмоциональный фон и коммуникативные навыки.

Проводимое на кафедре педагогической психологии МГППУ в течение ряда лет исследование особенностей психосоциального развития детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, апробация направлений и содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса подростков данной категории позволяют выдвинуть следующие положения.

  • 1. Для подростков, оставшихся без попечения родителей, в настоящем важно быть уверенными в себе и иметь друзей, уметь общаться и быть доброжелательными.
  • 2. В будущем важными для себя они выделяют дружбу и любовь, интересную работу и материально обеспеченную жизнь.
  • 3. Для подростков характерна фрустрация будущего, они слабо представляют, что их ждет завтра. Особая проблема заключается в осознании того, что их будущее зависит от них самих.
  • 4. У подростков недостаточно развит самоанализ, рефлексия, нередко они отрицательно воспринимают себя.
  • 5. Существует проблема идеального образа мужчины и женщины.
  • 6. Представления о профессиональной сфере размыты.
  • 7. Недостаточно понимают ответственности самостоятельной жизни.
  • 8. У подростков рассматриваемой категории устойчивая защитная реакция при вмешательстве в мир их переживаний.

Приведенные выше положения можно рассматривать как стратегические линии психолого-педагогической работы с подростками, лишенными родительского попечения.

  • Божович Л. И. О многоплановости личности // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 112-113.
  • Практическая психология образования: учеб, пособие / иод ред.И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  • Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23-30.
  • Беличева С. А. Превентивная психология в подготовке социальныхпедагогов и психосоциальных работников. СПб.: Питер, 2012.

Исполнительного комитета

Отдел образования Березинского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

"Березинский районный социально-педагогический центр"

Материал для участия в E - mail -конференции по теме:

«Организация социальной, психолого-педагогической помощи выпускникам социально-педагогических и интернатных учреждений, испытывающим трудности в социализации»

Формирование готовности

к самостоятельной жизни выпускников

из приёмных семей

Педагог-психолог Березинского РСПЦ

Минская обл.,

г. Березино,

2012 год

Программа подготовки к самостоятельной жизни выпускников из приёмных семей.

Пояснительная записка.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни является не только актуальной проблемой для интернатных учреждений, но и для приёмных семей. Понятно, что приёмная семья может максимально успешно корректировать последствия негативного опыта, полученными детьми в биологических семьях, и заменить его более приемлемым в естественных, семейных условиях. Более выгодным представляется положение приёмной семьи и в том плане, что она избавляет детей от обособленности от внешнего мира и проблем психологического уровня, характерных для детей интернатного учреждения.

Но, как показал опыт работы, и приёмные семьи, и дети-выпускники из этих семей испытывают определённые трудности при выходе в самостоятельную жизнь.

Одна из проблем заключается в том, что часто дети попадают в приёмную семью уже в подростковом возрасте, когда упущены наиболее благоприятные периоды формирования основных навыков, морально-этических и поведенческих норм, и наоборот, закрепились вредные привычки и искажённые представления.

Другая актуальная проблема проявилась в ситуации, когда дети испытывают трудности при выходе из семьи: не могут отсоединиться эмоционально и фактически не хотят покидать семью. Появились в практике и случаи, когда дети – выпускники как бы теряют приобретённые в приёмной семье полезные навыки и живя, самостоятельно, сводят к минимуму даже навыки самообслуживания. Они не могут грамотно распределять свой бюджет, планировать своё свободное время и ближайшее будущее.

И, наконец, как показывают наблюдения, большинство подростков данной категории имеют некоторые личностные особенности:

· черты сенсетивной, астено-невротической и шизоидной акцентуации

· повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности

· заниженная самооценка

· негативное отношение к будущему или иждивенческая позиция.

Попадая в новую жизненную ситуацию и воспринимая её как психотравмирующую, такие подростки могут испытывать эмоциональный дискомфорт, коммуникативные трудности, проблемы с учёбой.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости работы как с детьми, так и с родителями.

Цель программы:

1. Повышение степени социальной адаптации, снижение уровня тревожности детей.

2. Уточнение и получение системы знаний о законодательной и правовой базе (для детей и приёмных родителей)

3. Конкретизация знаний о социально-бытовых умениях и навыках, развитие психологической готовности к экономической самостоятельности.

4. Повышение компетентности в области полового воспитания, формирование здоровых представлений о семье.

5. Формирование позитивной установки по отношению к окружающему миру, навыков конструктивного целеполагания, построение желаемого будущего.

Проведение:

в форме тренинговых занятий, информационных бесед, лекций, ролевых игр.

Группа детей: 10 встреч, 1 раз в неделю по 3-3,5 часов.

Родительская группа: 16 часов, 1 раз в неделю по 4 часа.

Работа с семьями при выходе детей из приёмной семьи .

· Фиксация на прошлом

На первом этапе педагог-психолог работает вместе с ребенком и приемными родителями.

Цель: Пробудить процесс воспоминаний каких-либо приятных запомнившихся эпизодов совместной жизни. Родителям и ребенку предлагается вспомнить хотя бы один эпизод и зафиксировать свои ощущения. При этом как бы запускается процесс воспоминаний. И дети, и родители начинают раскручивать клубок всего прожитого вместе времени. Для помощи можно предложить им принести какие-нибудь фотографии, на которых запечатлен их досуг и т. д. При этом желательно, начать процесс воспоминаний с самого первого дня, с момента встречи. Можно выяснить какие ощущения испытывал каждый из них в тот момент. При этом обязательно фиксация приятных ощущений, их подробное описание, так как это будет способствовать большей активности и включенности в процесс.

На втором этапе психолог и патронатная семья фиксируют свои ощущения, воспоминания и подводят определенный итог. Основным здесь должна быть фиксация на следующих фразах, которые потом можно перевести в своеобразный автотренинг: «Я рад, что мы встретились», «Я приобрел новых друзей, которые стали близкими мне», «И на это наши отношения не заканчиваются». Психолог может незаметно подвести семью к этим выводам или сам задать точку опоры, сказав одну или несколько фраз. Важно, что бы эти фразы были пережиты каждым участником процесса, и что бы они запомнились ему.

· Фиксация на будущее

Цель: Найти положительные стороны в будущем, построить планы на будущее. Для этого ребенку предлагается сначала самому, без помощи психолога, подумать о том, что он будет делать, когда покинет семью. Если ребенок находится в возрасте 15-16 лет, то можно предложить ему рассказать о своих планах относительно выбора будущей специальности, образования. Если же ребенок младше и ему предстоит вернуться в «биологическую» семью, то ему следует объяснить причины его возвращения:

- «Приемная семья не может временно тебя содержать».

- «Мы будем общаться».

Ребенку вместе с приемными родителями предлагается составить план общения в будущем, это может быть и проведение совместного досуга, участие в делах друг друга, регулярное общение по телефону.

На завершительном этапе задача психолога состоит в том, что бы зафиксировать положительное отношение ребенка к будущей жизни без приемной семьи. Для этого следует делать ударение на всех положительных моментах, которые были перечислены выше. Для психолога такая работа лучше всего представляется в качестве беседы, в которой он приводит доводы понятные ребенку и объясняет их правильность.

по подготовке детей к выходу из приемных семей в самостоятельную жизнь.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни является актуальной проблемой как для интернатных учреждений, так и для приемных родителей. Как показывает опыт работы, и приемные семьи, и дети-выпускники из этих семей испытывают определенные трудности при выходе в самостоятельную жизнь: не могут отсоединиться эмоционально и фактически не хотят покидать семью. Появились в практике такие случаи, когда дети-выпускники как бы теряют приобретенные в приемной семье полезные навыки и живя, самостоятельно, сводят к минимуму даже навыки самообслуживания. Таким образом, приемным родителям необходимо постепенно подготавливать и настраивать детей на дальнейшую самостоятельную жизнь, чтобы зафиксировать положительное отношение ребенка к будущей жизни без приемной семьи. Для этого следует делать ударение на все положительные моменты, которые вы прожили вместе, несмотря на многие сложности и проблемы. Такую работу лучше всего осуществлять в качестве беседы, проводимой в подходящий и заранее подготовленный момент.

1. Проявляйте доброту, внимание и заботу к детям-выпускникам.

2. Опирайтесь на положительные качества личности подростка. Используйте поощрение, подчеркивая лучшие качества ребенка.

3. Высказывайте положительные мнения о личности ребенка, «вселяйте» в него уверенность в собственных силах, поощряйте инициативность и активность.

4. Всегда интересуйтесь и учитывайте настроение ребенка, открыто спрашивайте у подростка, что он чувствует, почему у него плохое настроение, что у него случилось.

5. Поддерживайте подростка во всех его начинаниях силой своего авторитета .

6. Морально поддерживайте и укрепляйте веры подростка в свои силы и возможности.

7. Делитесь с ребенком собственными чувствами и переживаниями по поводу расставания с ним.

8. Пробуждайте процесс воспоминаний каких-либо приятных запомнившихся эпизодов совместной жизни (через совместный просмотр общих фотографий, видео и т. д.).

9. Обсуждайте при этом, какие ощущения Вы испытываете, обязательно фиксируйте приятные ощущения и подробнее их описывайте, основным здесь должны быть фразы: «Я рада, что мы встретились», «Я рада, что встретила человека, который стал мне очень близким», «Мы с тобой будем общаться» и т. д.

10.Совместно с ребенком найдите положительные стороны в его будущем.

11.Совместно постройте планы на будущее: выбор будущей специальности, учебного заведения, что он будет делать, когда покинет приемную семью, кем он станет, где будет работать, какую видите вы его собственную семью (обязательно все это проговаривайте через фиксацию на положительную сторону).

12.Совместно составьте ваш план общения в будущем, это может быть проведение совместного досуга, участие в делах друг друга, регулярные встречи или общение по телефону и т. д.

Показатели социально-психологической готовности выпускника школы к самостоятельной жизни

Заканчивая школу, старшеклассник должен быть социально и психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Эта готовность заключается в наличии способностей, знаний, умений и навыков, которые позволили бы реализоваться ему в обществе как неповторимой личности, стремится к успеху, обеспечили бы развитие его как гражданина, работника, создателя семьи.

Конкретными свидетельствами готовности выпускника школы к самостоятельной жизни являются:

1. Большая сила духа, знания законов жизни и готовность соблюдать их, чтобы самореализоваться, самовыразиться и самостверд идти.

2. Образованность, которая заключается в наличии знаний из различных сфер общественной жизни, жизненного опыта, устойчивых и реалистичных взглядов на жизнь, политические события; в осознании своего места в жизни, обязанностей и прав; в сформированности национального самосознания, знании исторического прошлого и перспектив развития своего народа и государства, готовности защищать их интересы.

3. Благоразумие, что проявляется в умении не поддаваться негативному влиянию, анализировать явления, события, рационально преодолевать сложные, экстремальные ситуации.

4. Способность к труду. Свидетельством ее является выполнение различных видов работ, умение рационально использовать свое время, овладение навыками ведения домашнего хозяйства, готовность обеспечить себя материально. Основным проявлением этой способности является избрание профессии, которая соответствует возможностям личности и нужна обществу.

5. Личностная культура, которая проявляется в адекватной оценке своей личности, знании своих сильных сторон и недостатков. Важными признаками личностной культуры есть уверенность в себе, умение самореализоваться, управлять своим настроением, контролировать себя, заботиться о своем здоровье (правильно питаться, заниматься физкультурой, соблюдать личную гигиену, режима сна, труда и отдыха), отсутствие вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.п.), занятия самовоспитанием, наличие разносторонних интересов.

6. Готовность к семейной жизни, свидетельством которой является осознание особенностей ролей жены или мужа, обязанностей по воспитанию детей.

7. Любовь и уважение к родителям, помощь им, доброжелательное отношение к старшим.

8. Культура общения, которая заключается в умении вести себя, веселиться и отдыхать среди людей, в способности доброжелательно, справедливо, гуманно, потовариськы относиться к ним. Она предусматривает также понимание людей, умение объективно оценивать их поступки, давать советы, прощать ошибки, помогать в сложных ситуациях.

Итак, главным достижением в социально-психологическом развитии старшеклассников является внутренняя духовная сила, самоосознанность, рассудительность, готовность к самостоятельной взрослой жизни, способность быть субъектом собственного жизненного пути, высокая личностная культура, проявляется во всех сферах их актуальной жизнедеятельности, отчетливо проецируется в будущее.

Общие особенности зрелой юности

На этапе зрелой юности возникает новая социальная ситуация развития, центром которой является переход к самостоятельной жизни (начало профессионального становления, реализации жизненных планов). Продолжается интенсивное развитие самосознания, молодые люди самоопределяющихся в системе нравственных ценностей, принципов, норм и правил поведения, осознают личную социальную ответственность.

Социальная ситуация развития в период зрелой юности

На смену раннем юношеском возраста приходит зрелая юность - период, когда заканчивается переход от детства к взрослости. В психологической литературе по проблемам юности (работы Б. Бриксона, Б. Шпрангера, И. Кона, В. Слободчиков) прослеживаются различные подходы к выяснению возрастных границ, основных противоречий и новообразований этого возраста. Большинство исследователей ограничивает зрелую юность периодом от 18 до 20 лет.

В зрелой юности завершаются процессы биологического созревания, одной из важнейших потребностей личности становится интеллектуальное развитие, усиливается эмоциональная стабильность, в межличностных отношениях важное значение приобретает общение со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола, продолжаются саморазвитие и самосовершенствование.

В период зрелой юности происходит существенная перестройка личности, обусловленная изменениями социальной ситуации развития. Эти изменения могут быть связаны с вступлением в вуз, началом трудовой деятельности и тому подобное. В этом возрасте молодой человек должен самостоятельно принимать и реализовывать решения, разрабатывать жизненные планы, строить собственную жизнь. Она переходит от познания мира к его преобразования, начинает активно самоутверждаться в профессиональной деятельности.

Выбор профессии и обучения в высшей школе свидетельствуют о профессиональном самоопределении человека. Это очень сложный и важный этап, поскольку от правильного выбора профессии зависит будущее человека, его самореализация, удовлетворенность жизнью. Профессиональное самоопределение происходит на основе жизненных ценностей личности. Если главным для нее является общественный престиж, признание, то профессию она выбирает, ориентируясь на существующую в обществе моду по профессий. При выборе профессии считаются и на социальные, материальные выгоды (социальный статус, заработную плату, льготы и др.). Нередко профессиональный выбор является результатом пассивной согласия с желанием родителей или романтического, некритического интереса к определенной профессии. Вполне вероятно, что такой выбор может привести в будущем глубокие разочарования, побуждать человека к запоздалых поисков себя в профессии, сдерживать ее социальной и личностное развитие. Учитывая это важно, чтобы профессиональное самоопределение происходило сознательно, на основе всестороннего учета предпочтений, способностей, возможностей личности, соответствия их требованиям специальности, избираемый.

Высшее учебное заведение является важнейшим этапом освоения профессии, началом профессионального становления. Оно заключается в активном, сознательном утверждении человека в профессиональной позиции на основе усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, овладение профессиональными умениями. В зрелом юношеском возрасте происходит адаптация студента-новичка до учебного заведения, деятельности в условиях высшей школы. Бывший школьник должен существенно перестроить свои представления об обучении, привычки, поведение, на новых началах обеспечить собственную самоорганизацию.

Немало молодых людей сразу после окончания школы включается в практическую деятельность. Адаптационный период в таком случае является достаточно сложным, ведь они вынуждены не только привыкать к новым условиям деятельности, но и одновременно учиться выполнять ее. Трудовые будни часто не оправдывают их ожиданий относительно работы и профессионального роста. их адаптацию могут облегчить терпимость, понимание и заинтересована помощь родителей и сотрудников. Как показывает практика, искренние и требовательны взаимоотношения с коллегой-наставником играют ведущую роль в обеспечении оптимального, безболезненного перехода юношу отношений в мире взрослых.

Зрелый юношеский возраст связан с обязательным участием человека в общественной жизни, осознанием личной гражданской ответственности за которой есть и должна быть ее государство. Эту возможность и одновременно гражданскую ответственность она реализует своим участием в выборах. В этот период человек впервые становится объектом психологического давления различных политических технологий, нередко сковывает, а то и парализует ее рациональной личностный выбор. Выстоять против этих давлений помогут объективный, беспристрастный анализ разнообразной, в том числе противоположного по смыслу, информации, попытки распознать настоящих и обманчивых друзей, осмысленная мировоззренческая и гражданская позиция.




ЗАДАЧИ: 1 2 Проанализировать и обобщить параметры, характеризующие успешность самостоятельного жизнеустройства; выявить и систематизировать причины, обусловливающие неуспешность в самостоятельной жизни выпускников-сирот с интеллектуальной недостаточностью; определить показатели готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов – воспитанников интернатных учреждений VIII вида для детей- сирот. Обосновать направления, содержание и формы педагогической работы, способствующей повышению готовности умственно отсталого воспитанника-сироты к самостоятельной жизни.






Сложившаяся практика обучения и воспитания таких детей не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы. При этом, выпускники вспомогательных школ- интернатов, не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.


Положения, на которых должна строится работа по подготовке воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни: Успешность независимого жизнеустройства характеризуется следующими параметрами: - профессиональное самоопределение; - стабильная трудовая занятость; - создание семьи; - продуктивность разнообразных контактов в социуме; - соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества. Возможность успешного независимого жизнеустройства определяется готовностью к самостоятельной жизни, формирующейся в процессе взросления. 1 2


Основными показателями готовности к самостоятельной жизни являются: - реальный и конкретный характер жизненных планов; - адекватное профессиональное самоопределение; - готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи; - социально-нормативное поведение; - умение использовать личный опыт в изменяющихся условиях. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами, знания и умения, получаемые ими в школе, не обеспечивают в должной мере их подготовку к самостоятельной жизни. 3 4


Неготовность учащихся старших классов школы- интерната VIII вида к самостоятельной жизни проявляется в следующем: - размытость жизненной перспективы; - иждивенчество как личностная характеристика; - социально-бытовая некомпетентность; - деформация потребности в общении и несформированность средств ее удовлетворения. Преодоление неготовности к самостоятельной жизни умственно отсталых воспитанников возможно в ходе целенаправленной педагогической работы в следующих направлениях: - становление жизненной перспективы; - формирование положительного отношения к труду; -обеспечение продуктивности социальных контактов. 5 6


«Проблемы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни» Подготовка к самостоятельной жизни - это процессы, обеспечивающие успешность вхождения молодых людей в самостоятельную жизнь, которые обозначаются как взросление, социализация, социальная адаптация.


Процесс социализации – приобретение индивидом социально-типических черт и определяется через социальное научение, самоактуализацию "Я-концепции". Процесс взросления – путь развития от социального к индивидуальному. Процессы социализации и индивидуализации рассматриваются современной наукой как главные механизмы взросления.


Задачей взросления является подготовка к самостоятельной жизни, завершающаяся готовностью к самостоятельному жизнеустройству. Параметры успешного жизнеустройства: 1. Профессиональное самоопределение, 2. стабильная трудовая занятость, 3. создание семьи и житейская компетентность, 4. возможность установления разнообразных контактов в социуме, 5. соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.




Потеря семьи препятствует формированию у ребенка способностей, обеспечивающих достижение им подлинной взрослости, приводит к ряду "социальных вывихов", которые проявляются в невладении навыками продуктивного общения, моральном и материальном иждивенчестве, конфликтности системы требований к мужественности и женственности, слабой ориентированности на будущее.


"Современное состояние подготовки воспитанников к самостоятельной жизни» Приоритетным направлением подготовки учащихся к самостоятельной жизни является трудовое обучение. Неготовность выпускников специальной (коррекционной) школы к самостоятельной работе выражается: в частой смене рабочих мест, связанной с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, непосильностью рабочего режима и норм выработки, неадекватно завышенном уровне притязаний на специальность и высокую оплату труда, недисциплинированности, плохом отношении к труду части выпускников. Успешному вхождению в самостоятельную жизнь умственно отсталых препятствует недостаточное владение ими обще трудовыми умениями и навыками.


С целью конкретизации характера самостоятельного жизнеустройства умственно отсталых выпускников - сирот нами было проведено исследование, в ходе которого мы проанализировали данные о судьбах своих выпускников за 3 года, с опорой на ранее выделенные параметры, характеризующие успешность вхождения в самостоятельную жизнь молодых людей (трудоустройство, семейное положение, жилищные условия, взаимоотношения с законодательством).


"Совершенствование подготовки воспитанников интернатных учреждений VIII вида для детей-сирот к самостоятельной жизни" Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 1. Скоро ты покинешь школу – интернат. Чего ты боишься? 2. Какую профессию ты хотел бы выбрать по окончании школы? 3. Нравится ли тебе профессия, по которой ты будешь обучаться в ПУ?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 4. Чем ты любишь заниматься в свободное время? 5. Где бы ты хотел работать по окончании школы? 6. Где ты будешь жить по окончании учебы? 7. Какие проблемы беспокоят тебя при вступлении в самостоятельную жизнь?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 8. Что такое, по твоему «хорошая жизнь»? 9. Что такое бюджет? Сколько денег тебе понадобиться на один месяц? 10. Ты идешь по улице, тебя кто – то ударил, что ты сделаешь? 11.Представь: у тебя волшебная палочка. Что ты попросишь?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 12. Сможешь ли ты устроить свою жизнь самостоятельно? Чья помощь тебе нужна. 13. Через сколько лет ты сможешь достигнуть того чего ты хочешь? 14. В каком возрасте ты создашь семью? Какими качествами должен обладать твой спутник?


Причины препятствующие готовности воспитанников к переходу к самостоятельному жизнеустройству 1. Большинство обследованных воспитанников не подошло к построению замысла жизни. Образ желаемого будущего у воспитанников интерната - учащихся выпускных классов - недетализирован, в ответах преобладают эмоциональные, незрелые характеристики его; временные условия достижения цели не являются программными пунктами жизненного плана подростков-сирот.


2. Значительная часть учащихся выпускных классов не готовы к уходу от зависимости от взрослых. Склонность к материальному иждивенчеству проявляется в равнодушии к таким необходимым условиям полноценной самостоятельной жизни, как наличие жилья, достаточное количество средств


Вывод: Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, самостоятельность, а также необходимых ценностных ориентации, прежде всего, жизненной перспективы.


Основными условиями, необходимыми для эффективной реализации программы, являются следующие показатели: внутренняя готовность педагогического коллектива к решению новых задач; наличие безопасной и защищенной среды пребывания ребенка-сироты в интернатном учреждении; организация правильного режима; психологическое сопровождение развития воспитанника; учет возрастного фактора; обеспечение материальной базы, соответствующей поставленным задачам.




Готовность к самообеспечению на основе труда включает в себя: o положительную мотивацию к труду; o выбор профессии, соответствующей возможностям и интересам; o умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда; o чувство хозяина. Приобретение таких качеств и умений подразумевает уход от иждивенчества, как негативной склонности ребенка, воспитанного в условиях государственного обеспечения.




Направление «Становление жизненной перспективы» Цель - конкретизация и уточнение жизненных планов. Задачи: 1. Моделирование образа прошлого; 2. Моделирование образа будущего; 3. Организация жизнедеятельности воспитанников с опорой на целесообразность и периодичность выполнения жизненных функций; 4. Формирование образа избранника/ избранницы.




Направление "Формирование положительного отношения к труду" Цель - формирование у воспитанников готовности к самообеспечению на основе труда. Задачи: 1. Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда; 2. Расширение перечня трудовых профилей; 3. Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность; 4. Обеспечение адекватного профессионального самоопределения на основе профориентации.


Формы работы: приучение воспитанников к самообслуживанию начиная с первых дней пребывания их в интернате; трудовое обучение и воспитание в сфере обслуживающего труда (начиная с пятого класса); работа домашнего клуба, организация в учреждении ремонтной бригады из воспитанников; включение старших воспитанников в работу с младшими; накопление «приданого»; приобщение воспитанников к посильной трудовой деятельности через трудоустройство воспитанников в интернате.


Направление «Обеспечение продуктивности социальных контактов» Цель - формирование у воспитанника необходимых для осуществления таких контактов коммуникативных навыков. Задачи: 1. Преодоление базового недоверия к миру как основы нарушения коммуникативной деятельности ребенка- сироты. 2. Преодоление отчуждения от окружающих как специфической личностной черты детей-сирот. 3. Привитие моральных и правовых норм общества. 4. Обеспечение возможности функционирования в различных социальных ролях. 5. Расширение социальных контактов.


Формы работы: утверждение традиций, организация разновозрастного общения, организация занятий детей в секциях, клубах, студиях вне стен интерната; психолого-педагогические тренинги; деловые игры (самоуправление); драматическая студия; проведение встреч с интересными людьми и коллективами; передача воспитанников на временное проживание в семьи родственников.


Выводы 1. Подготовка к самостоятельной жизни есть одна из важнейших задач взросления, понимаемого как процесс развития личности от социального к индивидуальному. 2. Параметрами успешного жизнеустройства как позитивного результата взросления являются профессиональное самоопределение, стабильная трудовая занятость, создание семьи, возможность установления разнообразных контактов в социуме, соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.


Выводы 3. Ход и результаты взросления искажаются в результате нарушения его механизмов и условий, в особенности, в случае нарушения взаимодействия ребенка со взрослым. 4. В случае раннего сиротства и воспитания в условиях депривации у ребенка не формируется в достаточной мере готовность к самостоятельной жизни.


Выводы 5. Нарушения психического развития значительно затрудняют процесс подготовки к самостоятельной жизни. 6. Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, а также необходимых ценностных ориентации, прежде всего, жизненной перспективы.


Выводы 7. Показателями готовности к самостоятельной жизни умственно отсталых старшеклассников- сирот являются адекватное профессиональное самоопределение, реальная временная составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в изменяющихся условиях. 8. Программа коррекционно-педагогического воздействия с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни должна иметь целостный характер.


Выводы 9. Условиями, необходимыми для успешной реализации программы в интернатном учреждении, должны быть следующие: достаточная психолого- педагогическая грамотность педагогического коллектива, создание защищающей среды, психолого-педагогическое сопровождение, учет возрастного фактора, соответствующая материальная база. 10. Предложенные пути формирования готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов могут эффективно использоваться в широкой образовательной практике.