Анатомо-физиологические особенности органов и систем новорожденного ребёнка. Анатомо-физиологические особенности новорожденного


Нервная система новорожденного ребенка характеризуется морфологической и функциональной незрелостью, к моменту рождения она не достигает полного развития. Масса головного мозга к рождению относительно велика, но извилины и борозды его развиты недостаточно, серое вещество практически не дифференцировано от белого, почти нет мие- линовой оболочки*, т.е. наименее зрелым отделом нервной системы у новорожденных является именно головной мозг, в отличие от которого спинной мозг развивается раньше и является более зрелым образованием как в морфологическом, так и в функциональном отношении. Образование и дифференциация межнейронных связей происходят уже в процессе развития нервной системы. Огромную роль в формировании нервных связей играет активное общение ребенка с окружающим миром, которое наиболее полно осуществляется только при помощи взрослых.
Одним из важнейших проявлений деятельности нервной системы новорожденного является врожденный безусловный пищевой рефлекс - пищевая доминанта, проявляющаяся тем, что во время кормления всякая другая активность оказывается подавленной. Однако уже в первые дни жизни начинают формироваться и условные рефлексы, связанные прежде всего с процессом кормления, питанием. Так, может выработаться положительный пищевой рефлекс на время кормления, если ребенка кормят приблизительно в одни и те же часы, на определенную позу, привычное место кормления (кресло, стул).
Импульсивные движения, характерные для новорожденного первых дней жизни, к концу 1-го месяца жизни тормозятся в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, а также способности фиксировать взгляд на предметах.
Кожа и подкожная жировая клетчатка. Эпидермис, состоящий из 2-3 слоев легко слущивающихся клеток, у новорожденного нежный, рыхлый, а роговой слой тонкий, что объясняет интенсивное испарение влаги и легкую его ранимость при минимальных механических воздействиях. Базальная мембрана, соединяющая эпидермис с дермой, представлена рыхлой клетчаткой, почти не содержащей еще соединительной и эластичной тканей, сосочки дермы (собственно кожи) сглажены. Такая непрочная связь эпидермиса с дермой определяет легкую ранимость кожи новорожденного, что требует особой аккуратности при уходе.
Кожа ребенка при рождении покрыта первородной сыровидной смазкой серовато-белого цвета. При проведении первичного туалета новорожденного ее удаляют стерильной салфеткой, смоченной в стерильном растительном масле, после чего кожа здорового новорожденного приобретает розовый цвет, равномерную окраску, бархатистость. В случае изменения цвета кожи необходима консультация педиатра. На коже ребенка могут быть родимые пятна (плоские, возвышающиеся или в виде монголоидных пятен). Сальные железы у новорожденного ребенка достаточно развиты и выделяют много секрета, при их закупорке возможно образование milia (белые угри) на спинке носа, щеках, подбородке, имеющих вид белых пятен. Потовые железы развиты, но не функционируют, так как потоотделительные центры созревают лишь к 3- 4-му месяцу жизни. Воспалительный процесс, развивающийся при инфицировании, быстро охватывает все слои кожи. В то же время у новорожденных детей кожа обладает высокой способностью к восстановлению. Дыхательная и выделительная функции кожи у новорожденных детей имеют большее значение, чем у взрослых, поэтому необходим тщательный гигиенический уход (купание, обтирание, подмывание). Подкожный жировой слой развит хорошо, лучше он выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах и предплечьях.
Кожа новорожденного покрыта нежными пушковыми волосами, которые вскоре после рождения выпадают и постепенно заменяются на постоянные. На голове волосы имеют различную длину и цвет, их количество не определяет в дальнейшем пышность и густоту волосяного покрова.
Ногти у новорожденных достигают конца последней фаланги. В первые дни после рождения рост ногтей временно задерживается.
Костно-мышечная система. У новорожденных кости мягкие и эластичные, что объясняется малым содержанием солей кальция в костной ткани. Кости черепа еще не сращены, между ними находятся швы и роднички (рис. 2.1).
Во время родов благодаря такому строению черепа его кости находят друг на друга, улучшая прохождение по родовым путям. Роднички и швы - это зоны роста костей черепа.
Позвоночник состоит из хрящевой ткани, не имеет изгибов. Грудная клетка конусообразная, ребра расположены горизонтально.
Отмечается также повышенный мышечный тонус, причем тонус мышц-сгибателей выше тонуса мышц-разгибателей, поэтому для новорожденного ребенка характерна поза с согнутыми в коленях ногами и согнутыми в локтевых суставах руками. Мышцы не расслабляются даже во сне, что помогает организму сохранять необходимый уровень теплопродукции и поддерживать оптимальный метаболизм.
Физиологический гипертонус связан с незрелостью коры головного мозга и преобладанием деятельности подкорковых образований.
Дыхательная система. Органы дыхания у новорожденного также имеют свои особенности. Дыхательные пути недостаточно развиты, имеют узкие просветы, а слизистая оболочка богата кровеносными сосудами, этим объясняется легкое возникновение воспалительных и стенотических* (сужение просвета) процессов у новорожденного ребенка. В то же время дыхательные пути содержат мало гладкой мускулатуры, поэтому явления спазма* бронхов менее выражены, а бронхиальная обструкция* во многом связана с отеком слизистой оболочки и вязким секретом, продуцируемым бронхами.
Нос у новорожденного мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, а нижний носовой ход отсутствует. Дыхание через рот у новорожденного ребенка невозможно вследствие того, что относительно большой язык оттесняет надгортанник кзади.
Придаточные пазухи носа к рождению развиты недостаточно, хотя их формирование начинается еще в период внутриутробного развития плода.
Глотка у новорожденного также мала и узка, отмечается слабое развитие лимфоглоточного кольца: обе небные миндалины не выходят из-за дужек мягкого неба в полость рта.
Гортань к рождению ребенка имеет воронкообразную форму. Хрящи гортани мягкие и податливые, голосовая щель узкая.
Трахея практически сформирована и также имеет воронкообразную форму.
Бронхи к моменту рождения ребенка достаточно хорошо сформированы, правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого.Легочная ткань новорожденного менее воздушна, имеет хорошо развитые кровеносные сосуды и рыхлую соединительную ткань в перегородках ацинусов*. Недостаточно развитая эластическая ткань способствует относительно легкому возникновению эмфиземы при различных заболеваниях легких.
Масса легких при рождении составляет 50-60 г, это примерно /50 - Хо массы тела, в последующем масса легких быстро увеличивается, причем особенно интенсивно именно в периоде новорожденное™ и в 1-й месяц грудного возраста.
Дыхание у новорожденного ребенка поверхностное, большей частоты, чем у взрослого (40-60 в 1 мин), аритмичное. При беспокойстве, плаче, крике, физическом напряжении дыхание учащается.
Сердечно-сосудистая система. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму и занимает срединное положение в грудной клетке. Оно относительно велико, его масса составляет 0,8 % от массы тела. Правый и левый желудочки имеют примерно одинаковые размеры, толщина их стенок составляет примерно 5 мм. Предсердия и магистральные сосуды у новорожденного относительно желудочков имеют несколько большие размеры, чем в последующие возрастные периоды. Артериальный и венозный протоки еще не закрыты, поэтому кровообращение имеет некоторые особенности. Так, в частности, нет четкого разделения на большой и малый круги кровообращения, они соединены между собой при помощи овального отверстия, которое у значительной части новорожденных остается открытым.
Миокард у новорожденных имеет очень тонкие, слабо отграниченные друг от друга мышечные волокна, соединительная ткань развита слабо.
Частота сердечных сокращений достигает 125-160 ударов в 1 мин и учащается при плаче, крике, изменении положения тела, поэтому число дыхательных движений и частоту сердечных сокращений у новорожденного ребенка лучше определять в состоянии покоя, когда он спит. Артериальное давление у новорожденных детей ниже, чем у взрослого: систолическое - 70-75 мм рт.ст., диастолическое составляет X или Уг систолического.
Кровеносные сосуды у новорожденного имеют тонкие стенки, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна. Просвет сосудов относительно более широк, причем в большей степени это касается артерий: артерии по ширине практически равны венам, но вены в последующем растут быстрее, поэтому в более старшем возрасте их диаметр превышает диаметр артерий.
Пищеварительная система также является незрелой и анатомически, и функционально. Морфологическое строениепрактически всех отделов желудочно-кишечного тракта новорожденного ребенка имеет общие особенности, сохраняющиеся и в последующие возрастные периоды (по крайней мере до дошкольного возраста). К числу таких особенностей можно отнести:
тонкую, сухую, легкоранимую слизистую оболочку;
подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки и богато снабженный кровеносными сосудами;
недостаточное развитие мышечной и эластической ткани;
низкую секреторную активность железистой ткани.
Все это создает предпосылки для затрудненного переваривания пищи, особенно если она не соответствует возрастным потребностям ребенка, снижает барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и может приводить к возникновению заболеваний.
Строение полости рта новорожденного приспособлено к процессу сосания, посредством которого новорожденный ребенок получает пищу. Короткий пищевод - всего 10 см, а также слаборазвитый мышечный слой его и желудка создают условия для срыгивания пищи. Железы желудка вырабатывают соляную кислоту, пепсин, птиалин, сычужный фермент, створаживающие грудное молоко в желудке, участвующие в расщеплении жиров, белков и углеводов; в панкреатическом соке, поступающем из поджелудочной железы в двенадцатиперстную кишку, также содержатся пищеварительные ферменты - липаза, расщепляющая жиры, амилаза, участвующая в расщеплении углеводов грудного молока, и трипсин, способствующий усвоению белков. Однако активность этих ферментов очень низкая.
Первые 3-4 дня у новорожденного ребенка стул бывает темным, липким и без запаха - меконий, первородный кал, который образуется с 4-го месяца внутриутробной жизни и представляет собой выделения зародышевого пищеварительного тракта. Через 3-4 дня стул становится переходным и имеет вид зеленовато-коричневых водянистых, иногда пенистых выделений со слизью. В дальнейшем стул приобретает гомогенность, кашицеобразную консистенцию, становится светло-коричневым. Частота его колеблется от 2 до 6 раз в сутки, внешний вид может изменяться в зависимости от состава грудного молока. При искусственном вскармливании нормой считается дефекация и 1 раз в сутки. Частым явлением в этом периоде жизни бывает метеоризм, вздутие кишечника, что может стать причиной беспокойства ребенка и его окружения.
Мочевая система. В первый день жизни однократно может выделиться 2 мл мочи, в последующем с каждым днем мочи выделяется все больше и больше (60-140-200 мл, к концу 1-го месяца - 330 мл), а количество мочеиспусканий может достигать 6-10 и даже 25 за сутки. Количество мочи и частота мочеиспусканий у новорожденного ребенка подвержены большим колебаниям и зависят от количества выпитой жидкости, температуры воздуха и т.д. Считается, что шестикратное мочеиспускание в течение суток является признаком достаточного поступления в организм жидкости. Помня о легкой ранимости кожи новорожденного, следует обеспечивать аккуратный и тщательный уход за кожей вокруг анального отверстия и мочеполовых органов, включая складки кожи.
Система кроветворения. Основным источником образования всех типов клеток крови, за исключением лимфоцитов, у новорожденного является красный костный мозг, масса которого составляет примерно 40 г (1,4 % массы тела). Он содержится и в трубчатых, и в плоских костях, постепенно в процессе роста частично превращаясь в желтый (жировой) костный мозг, прежде всего в трубчатых костях. Лимфоциты вырабатываются лимфатической системой, к которой относятся лимфатические узлы, селезенка, вилочковая железа, солитарные лимфатические фолликулы* кишечника и другие лимфоидные образования. В периоде новорожденное™ для костного мозга характерны функциональная лабильность и быстрая истощаемость, что при определенных обстоятельствах (острые и хронические инфекции, тяжелые анемии и лейкозы) может привести к типу кроветворения, характерному для внутриутробного периода (эмбриональный тип кроветворения).
Общее количество крови у новорожденного не является постоянной величиной и зависит от его массы, времени перевязки пуповины, доношенности и зрелости ребенка. В среднем количество крови, приходящееся на 1 кг массы тела новорожденного ребенка, составляет 140-150 мл.
Состав периферической крови уже в первые дни после рождения значительно меняется. Так, сразу после рождения в крови содержится большое количество эритроцитов, соответственно отмечается и повышенное содержание гемоглобина. Уже через несколько часов содержание эритроцитов и гемоглобина увеличивается еще больше, а с конца первых - начала вторых суток жизни вследствие распада эритроцитов наблюдается снижение содержания и эритроцитов, и гемоглобина, что обусловливает появление физиологической желтухи. Для периода новорожденное™ характерными являются также наличие не совсем зрелых форм эритроцитов, низкая продолжительность их жизни, которая составляет на 2-3-й день после рождения ребенка всего 12 дней, что в 10 раз меньше жизни эритроцитов у взрослого. Большое количество эритроцитов и их молодых незрелых форм в крови, повышенное содержание гемоглобина в первые дни жизни новорожденного свидетельствуют об интенсивном эритропоэзе как ответной реакции на недостаточное удовлетворение потребности в кислороде во внеутробном периоде и в родах. После рождения потребность в кислороде удовлетворяется за счет внешнего дыхания, и это вызывает подавление эритро- поэза, что ведет к падению количества эритроцитов и снижению содержания гемоглобина. Снижение содержания гемоглобина достигает наибольших значений к 10-му дню жизни.
Имеются отличия от крови взрослого и в количестве лейкоцитов, а также в лейкоцитарной формуле. В первые часы внеутробной жизни количество лейкоцитов нарастает, а со 2-5-го дня жизни - уменьшается. В лейкоцитарной формуле преобладают нейтрофилы (до 60-70 %), причем содержание менее зрелых форм достаточно велико; на 5-6-й день после рождения отмечается выравнивание числа нейтрофилов и лимфоцитов за счет относительного уменьшения количества нейтрофилов и возрастания содержания в крови лимфоцитов (так называемый первый перекрест относительного содержания нейтрофилов и лимфоцитов). В дальнейшем продолжается относительное снижение числа нейтрофилов и увеличение количества лимфоцитов, уменьшается и содержание незрелых форм лейкоцитов.
Изменения со стороны остальных форменных элементов крови сравнительно невелико.
Скорость оседания эритроцитов практически постоянна во все периоды детства и составляет 6-10 мм/ч.
Система анализаторов. Развитие глаза и зрительного анализатора к моменту рождения ребенка еще не завершено, для окончательного их формирования необходима стимуляция световым раздражителем.
Форма глазного яблока новорожденного приближается к шаровидной, масса его относительно массы тела выше, чем у взрослых, примерно в 3,5 раза, переднезадний размер равен 16,2 мм, поэтому глаза новорожденного кажутся большими.
В первые часы и дни жизни для новорожденного характерна значительная дальнозоркость (гиперметропия), величина которой может доходить до 7,0 дптр, что обусловлено шаровидной формой глаза. Острота зрения низкая.
Световая чувствительность имеется сразу после рождения, но в течение первых примерно 3 нед отмечается светобоязнь, что связано с процессами адаптации глаза к условиям внеутробного существования, поэтому значительную часть времени глаза новорожденного закрыты, зрачки сужены. Но уже в возрасте 2 нед может возникать преходящая фиксация взора, обычно лишь одним глазом, зрачок начинает умеренно расширяться.
Примерно с 3-недельного возраста ребенок начинает достаточно устойчиво фиксировать взгляд обоими глазами нанеподвижных предметах и в течение непродолжительного времени следить за движущимися.
К моменту рождения орган слуха морфологически достаточно развит, но наружный слуховой проход короткий из-за недоразвития его костной части. Барабанная перепонка имеет почти такие же размеры, как у взрослого, но расположена в горизонтальной плоскости. Евстахиева труба короткая и широкая. Среднее ухо содержит эмбриональную соединительную ткань, которая рассасывается в течение периода новорожденное™. Полость барабанной перепонки до рождения не содержит воздуха, который начинает заполнять полость среднего уха при первом вдохе, глотательных движениях. Заполнение воздухом барабанной полости происходит постепенно в течение первого месяца жизни.
К моменту рождения ребенок слышит, но в силу незрелости слухового анализатора не всегда реагирует на звук, особенно слабый (до 12 дБ). Функцию слухового анализатора у новорожденного можно проверить по ответной реакции ребенка на громкий голос, хлопок, шум погремушки, при этом необходимо, чтобы ребенок не видел источник звука. Слышащий ребенок реагирует на звук смыканием век, стремлением повернуть голову в сторону источника звука, иногда двигательным беспокойством, которое может проявляться гримасой плача, сосательными движениями, открыванием рта.
Обоняние к моменту рождения хорошо развито, обонятельные рецепторы воспринимают запах сразу после рождения, новорожденный ребенок реагирует на сильные запахи изменениями пульса и дыхания, мимикой, однако дифференцировать приятные и неприятные запахи он еще не может.
Вкусовой анализатор у новорожденного ребенка развит хорошо, порог вкусовых ощущений выше, чем у взрослого человека, за счет того, что вкусовые рецепторы занимают значительно большую площадь по сравнению со взрослым: они занимают весь язык, включая нижнюю поверхность его кончика, твердое небо, слизистую оболочку губ и щечных поверхностей ротовой полости. Новорожденный ребенок хорошо различает сладкое, реагируя на него успокоением, сосательными движениями; но соленое, горькое, кислое вызывают у него отрицательную реакцию, проявляющуюся гримасой неудовольствия, закрыванием глаз, общим беспокойством.
Физическое развитие. В период новорожденное™ ребенок прибавляет в массе около 600 г. Такая низкая прибавка объясняется физиологической потерей массы тела в первые дни жизни ребенка, а также проблемами адаптации к внеутробному существованию. Рост ребенка за первый месяц увеличивается примерно на 3 см.Нервно-психическое, социальное и познавательное развитие. К концу периода новорожденное™ ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 50-80 см от его глаз (физиологическая дальнозоркость), улыбается в ответ на обращенный к нему разговор взрослого, прислушивается к звукам, голосу взрослого, пытается поднимать и удерживать голову, в ответ на разговор с ним издает отдельные звуки. Во время бодрствования в ответ на обращение к нему отвечает мимикой радости и улыбкой. В периоде новорожденное™ происходит образование условных рефлексов; начинает развиваться координация движений, возникает эмоциональный, зрительный, слуховой и тактильный контакт с родителями, особенно с матерью.

ТЕМА: ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД И ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Основные закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде

2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

3. Потребности новорожденного и способы их удовлетворения

4. Основные проблемы периода новорожденности

Самостоятельная работа:

1. Составление планов патронажей / дородовых, к новорожденному

2. Составление планов обучения уходу за новорожденным

Основные закономерности роста и развития человека

Во внутриутробном периоде

Период внутриутробного развития (антенатальный) занимает время от момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней).

Внутриутробный период ребенка характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш превращается в плод с органами и системами. На 1-й неделе эмбрионального развития происходит деление клеток, на 2-й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3-4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-8-й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8-й неделе масса плода составляет 1г, а длина – 2,5см. Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период - за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.



Во внутриутробном периоде выделяют две фазы:

фаза эмбрионального развития 0 - 3 месяца

фаза плацентарного развития с 3-х месяцев и до рождения

В эмбриональной фазе происходит формирование из зародыша плода с органами и системами. Особенности этого периода: быстрый рост, питание за счет матери, между матерью и плодом еще нет плаценты, следовательно, нет барьера и все вредные воздействия, действующие на мать, действуют и на ребенка.

При воздействии вредных факторов на организм беременной в первые три месяца нарушается органогенез (формирование органов), что ведет к возникновению врожденных уродств. Болезни этого периода называются эмбриопатиями. Лечение этих заболеваний неэффективно, значит, главное внимание - профилактике. Для этого нужно знать вредные факторы, опасные для беременной (тератогенные факторы).

Причинами, вызывающими отклонения в отдельных системах и органах плода, являются: патология плаценты, приводящая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, коревая краснуха на сроке, аденовирус, вирус простого герпеса, гриппа, цитомегало- вирус и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несбалансированное питание женщины во время беременности.

Здоровье ребенка зависит и от организации проведения родов. Если происходит нарушение родового акта, могут возникнуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.

Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психическое здоровье ребенка.

Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.

К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.

Алкоголь является наиболее частой причиной развития пороков плода во время внутриутробного периода ребенка, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.

У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нервной системы.

Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли– и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дауна и др.

Для формирования тех или иных пороков развития имеет значение срок воздействия тератогенных факторов - поражается орган, который в этот момент наиболее быстро растет и дифференцируется, например:

6 - 8 недель беременности - пороки сердца;

8 - 10 недель беременности - пороки органов зрения.

В фазе плацентарного развития между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию. Кроме этого, органы плода уже в основном сформированы. Поэтому вредные факторы уже не ведут к уродству плода, а вызывают воспалительную реакцию, ведущую не к нарушению строения органа, а к нарушению его функции. Эти болезни называют фетопатиями.

В этой фазе, когда появляется питание плода через плаценту, образуется система кровообращения. На 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем – и легочной ткани. Формируется пищеварительная система: глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17-20-й неделе плод выпячивает губы, с 28-29-й недели он способен к активным сосательным движениям.

Мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 18 - 20-й неделе мать начинает ощущать движения плода.

В периоде с 12-й по 18-ю неделю жизни в связи с плацентарным кровообращением воздействие неблагоприятных факторов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение дифференцировки тканей.

После 22-й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внеутробной жизни, особенно это касается органов дыхания.

В связи с вышеизложенным, представляется особо важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка. Основные ее звенья:

1. Наблюдение за течением беременности в женской консультации.

2. Система дородовых патронажей детских поликлиник.

3. Государственное законодательство.

После перерезки пуповины начинается внеутробный период жизни, который, в свою очередь, начинается с периода новорожденности или неонатального. Неонатальный период продолжается от 0 до 28 дней и подразделяется на ранний (0 - 7 дней) и поздний (8 -28 дней).

В силу особой важности и специфики средств и методов охраны здоровья плода и новорожденного принято поздний фетальный, интранатальный (роды) и ранний неонатальный периоды объединять под общим названием "перинатальный период":

с 28-й недели внутриутробного развития до 7 дня внеутробного

Число детей, погибающих в перинатальном периоде, равно числу смертных случаев в течение 40 лет жизни. Вот почему борьба за сохранение жизни в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности и увеличения продолжительности жизни.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО

С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребенка прекращается связь с матерью. Он вступает в период внеутробной жизни - период новорожденности. С первым криком ребенок начинает приспосабливаться к окружающей среде. Период новорожденности. В течение этого периода складываются своеобразные анатомо-физиологические особенности новорожденного. В организме ребенка происходит определенная перестройка. С одной стороны, начинают функционировать органы и системы, которые не функционировали во внутриутробном периоде, с другой стороны, изменяются функции ряда органов.

Ранний неонатальный период - самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.

В этот период:

Устанавливается самостоятельное легочное дыхание;

легкие, которые до рождения ребенка были спавшимися, безвоздушными, после рождения расправляются, наполняются воздухом.

Изменяется способ питания, начинают функционировать пищеварительные органы;

В сердечно-сосудистой системе происходит ряд изменений: закрываются зародышевые кровеносные пути - боталлов и аранциев протоки, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов, устанавливается постоянный малый и большой круг кровообращения, устанавливается внеутробное кровообращение с большим и малым кругом;

Появляется самостоятельная терморегуляция;

Изменяется тип кроветворения, физические и химические свойства крови;

Значительно повышается обмен веществ;

Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия

Все сказанное подчеркивает важность специального ухода за новорожденными. Для осуществления грамотного, эффективного ухода за новорожденными необходимо знание анатомо-физиологических особенностей детей в этом периоде.

При переходе ребенка к внеутробной жизни резко изменяются условия внешней и внутренней его среды. Ребенок начинает существовать в окружающей среде с более низкой, чем в матке температурой, имеется гравитация, масса звуковых, тактильных, зрительных раздражителей. Необходим иной способ дыхания и получения питательных веществ. Кроме того, изменение условий происходит очень резко, в момент рождения. Поэтому состояние ребенка после рождения можно охарактеризовать как стрессовое. Все органы и системы приспосабливаются к новым условиям, но в условиях стресса находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому легко возникает нарушение процессов приспособления (адаптации) при малейших нарушениях условий жизни (питания, ухода, внешней среды).

Течение адаптационных процессов зависит кроме этого от исходного состояния ребенка(наследственность, течение беременности и родов) У ребенка, развивающегося во внутриутробном периоде в хороших условиях, процессы адаптации пройдут легко, без осложнений, иногда даже незаметно. А у ребенка, перенесшего внутриутробною гипоксию, адаптация будет трудной, чаще возникнут так называемые транзиторные (переходные, физиологические) состояния:

транзиторная лихорадка, физиологическая желтуха, половой криз, мочекислый инфаркт почек, физиологическая убыль веса, физиологическая эритема.

Транзиторные состояния - это не заболевания, а состояния отражающие трудности процессов адаптации к внеутробной жизни. Они не требуют лечения, проходят самостоятельно в условиях правильного ухода (внешняя среда, питание, гигиенический уход). Однако, при несоблюдении требований к уходу, транзиторные состояния легко могут перейти в заболевания, поэтому их и называют пограничными.

(5 голосов : 3.2 из 5 )

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров - очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 - 8 месяцев, большой - к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных - 120 - 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 - 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное- 40 - 60 раз в минуту (у взрослых норма - 18 - 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка - нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6- 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 - 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 - 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже - два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 - 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 - 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 - 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 - 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 - 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически - до и после кормления, во время активного бодрствования - держат над тазиком или горшком. С 5 - 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного - результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте - реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом - криком. Следовательно, задача взрослого - прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно - «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке - здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня - их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции - никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек - такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 - 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

Рождение малыша это самая большая радость в жизни каждой семьи. Правда, вместе с радостью в дом приходят и дополнительные заботы. Молодые родители, особенно, воспитывающие первенца, часто становятся в тупик, поскольку не отдают себе отчета в особенностях новорожденного. Маленький человечек, недавно появившийся на свет, в значительной степени отличается от детей старшего возраста или взрослых. Поэтому для того, чтобы обеспечить здоровье малыша и его хорошее самочувствие, нужно понимать, что особенности новорожденного делают его очень восприимчивым к определенным воздействиям извне.

Период, когда ребенок считается новорожденным, длится первые 4 недели после его появления на свет. Хотя и по окончанию этого периода некоторые особенности новорожденного ребенка остаются. По мере роста, малыш продолжает адаптироваться к окружающей среде.

Каковы особенности новорожденного ребенка?

Сразу после рождения нельзя не заметить физиологические особенности новорожденного ребенка. Первый крик малыша запускает работу многих систем, которые до этого момента находились в состоянии ожидания. Они не могут сразу начать работать в полную силу, для этого требуется время. Рассмотрим, каковы же основные физиологические особенности новорожденного:

  • Кожа ребенка при рождении нежная и тонкая. Ее отличительной особенностью является повышенная чувствительность, поэтому раздражения и ссадины на коже малыша не редкость. К моменту рождения младенец имеет хорошо выраженный подкожный жировой слой. Кожа пронизана большим количеством капилляров, поэтому ребенок быстро краснеет при перегревании или крике.
  • Система терморегуляции сразу после рождения еще не развита. Это приводит к тому, что малыш быстро перегревается, или, наоборот, остывает. Определить, тепло или холодно малышу, можно по внешнему виду его кожных покровов. Если ребенку холодно, кожа бледнеет и покрывается мелкими пупырышками, если же ему жарко, то на коже может выступать мелкая испарина. Нужно сказать, что новорожденный гораздо хуже переносит перегрев, чем переохлаждение.
  • Мышечно-связочный аппарат у новорожденного также еще не развит. Наблюдается ограничение двигательной активности, сгибательно-разгибательные мышцы постоянно напряжены, поэтому ручки и ножки младенца все время находятся в полусогнутом состоянии. Ребенок не может держать головку, а первые несколько месяцев после родов стремится принять позу, в которой находился в утробе матери.
  • Еще одной анатомо-физиологической особенностью новорожденных детей является рыхлость костной ткани, хотя скелет к моменту родов уже полностью сформирован. В результате этого кости ребенка мягкие и легко деформируются. Некоторые кости представляют собой хрящи и лишь со временем они укрепляются и становятся столь же прочными, как у взрослого человека.
  • Строение черепа – одна из наиболее заметных анатомо-физиологических особенностей новорожденного. Он состоит из отдельных костных долей, которые соединяются между собой мягкой тканью. Такое строение позволяет головке малыша легко пройти сквозь родовые пути. На темени и в лобно-теменной области черепа находятся так называемые «роднички», представляющие собой впадины, закрытые мягкой тканью. По мере роста малыша они закрываются костной тканью. Малый родничок закрывается к 7-8 месяцам, а большой к году.
  • Система кровообращения новорожденного испытывает большую нагрузку, чем у взрослого человека. Частота сердечных сокращений ребенка в спокойном состоянии составляет 120-140 ударов в минуту, а во время крика может повышаться до 160-180 ударов в минуту.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного затрагивают также и органы дыхания малыша. Гортань и носовые ходы выстланы слизистой оболочкой, насыщенной кровеносными сосудами. При этом гортань и носовые ходы короткие, что делает их очень чувствительными к воздействию холода и тепла. Рыхлая слизистая быстро разбухает, что вызывает отек и затрудняет дыхание малыша. Дыхание новорожденного чаще, чем у взрослого примерно в 3 раза. Так, малыш делает от 40 до 60 вдохов в минуту, в то время как взрослый человек всего 18-20 вдохов.
  • Отличается по своему строению и желудочно-кишечный тракт новорожденного. Пищевод у малыша короткий, а размер желудка равен размеру сжатого кулачка ребенка. У детей плохо развит клапан, расположенный между пищеводом и желудком, что приводит к частому забросу пищи из желудка в пищевод, который проявляется у малыша в виде срыгиваний. Тонкий кишечник малыша длинный, но его стенки отличаются проницаемостью для разного рода токсических веществ. Поэтому малейшие нарушения в питании приводят к возникновению проблем.

Психическое развитие ребенка

Особенности развития новорожденного отражаются не только на физическом уровне, они касаются также и его психического развития. В момент рождения психика малыша представляет собой некий набор рефлексов, которые помогают ему существовать в новых условиях первое время. По мере роста ребенка, его психика трансформируется и стремительно развивается.

О зрелости ЦНС говорит наличие всех основных безусловных рефлексов. Психическое развитие ребенка сопровождается созреванием его мозга и постепенным угасанием первичных рефлексов. Особенностью развития новорожденного является тот факт, что к году практически все первоначальные рефлексы исчезают, а малыш приобретает сложные рефлексы и поведенческие комплексы.

В то же время, сразу после рождения ребенок уже обладает определенной чувствительностью. Он может различать вкус, а также реагировать на звук. Реакция на визуальные раздражители происходит, как правило, на 3-5 неделе. По мере созревания нервной системы, совершенствуется зрительное и звуковое восприятие и реакция на внешние раздражители. Это, наряду с совершенствованием двигательных функций, является подтверждением нормального психического развития малыша. Если выявляются особенности развития новорожденного, не соответствующие норме, следует обязательно обратиться к врачу.

У доношенного новорождённого голова составляет 1/4 всей площади тела, у недоношенного - до 1/3. При этом мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Плотность костей черепа зависит от гестационного возраста. На голове определяются швы (стреловидный, венечные, лямбдовидные), большой и малый роднички. Может присутствовать родовая опухоль - тестоватое образование в теменно-затылочной области, которое исчезает самостоятельно на вторые сутки жизни.

Кожа

Эпидермис новорождённого имеет тонкий роговой слой и с дермой связан слабо, так как базальная мембрана рыхлая и содержит мало соединительной ткани. Кожа богата кровеносными сосудами, стенки которых имеют один ряд эндотелиальных клеток. У потовых желёз недоразвиты выводящие протоки. Сальные железы расположены поверхностно и активны с рождения. Волосы только пушковые, брови и ресницы мало выражены и их рост замедлен. Защитная функция кожи снижена. Она легко ранима, её местный иммунитет незрелый. Эти особенности облегчают газообмен через кожу и обеспечивают 1% потребляемого организмом кислорода. Для новорождённых характерны следующие физиологические изменения на коже:

Milia - желтоватые точки на крыльях носа, подбородке, представляющие собой сальные железы с избыточным секретом и закупоренными выводными протоками;

Физиологическая эритема - покраснение кожи, возникающее как реакция на снятие первородной смазки и гигиенические процедуры;

Физиологическое шелушение - крупнопластинчатое шелушение на 3-5-е сутки жизни;

Токсическая эритема - серовато-жёлтые папулы на эритематозном фоне, находящиеся на разгибательных поверхностях рук и ног, груди, спине, ягодицах и возникающие на 2-3-й сутки жизни;

Телеангиэктазии на веках, в области переносицы и задней поверхности шеи.

Подкожная жировая клетчатка у новорождённых имеет склонность к отёкам и формированию локальных уплотнений. Жировая ткань составляет до 16% массы тела. Она представлена в основном бурой жировой тканью, в которой содержится большое количество твёрдых жирных кислот.

Дыхательная система

У новорождённого относительно маленькая носовая полость и узкие носовые ходы. Голосовая щель узкая и располагается выше - на уровне IV шейного позвонка. Там же находится верхний край трахеи. Правый главный бронх короче и шире левого и является как бы продолжением трахеи, что определяет более частое поражение правого лёгкого при аспирации. У новорождённых легко развивается эмфизема из-за недостаточно развитой эластической ткани лёгкого. Более горизонтальное расположение рёбер и недостаточное развитие межрёберных мышц - причина низких компенсаторных возможностей новорождённого при развитии дыхательной недостаточности. В дыхании участвуют и грудная клетка и диафрагма. Частота дыхательных движений у доношенных новорождённых до 30-40 в минуту. Дыхательный объём 20 мл. Минутный объём дыхания в среднем составляет 36 мл/мин, функциональная остаточная ёмкость лёгких 100-150 мл. Для новорождённых характерна нерегулярность дыхания, 10-15-секундные циклы, которые перемежаются с паузами, длящимися в среднем 3 с. Апноэ - это признак патологии.

Апноэ - пауза между дыхательными циклами длительностью 15 с и более или задержка дыхания любой длительности, сопровождающаяся брадикардией и/или цианозом. Апноэ является признаком патологии у новорождённого.

Сердечно-сосудистая система

У новорождённых диафрагма находится выше, чем у взрослых, и сердце расположено более высоко, а продольная ось сердца имеет почти горизонтальное направление. Объём сердца относительно объёма фудной клетки больше, чем у детей старшего возраста. Проекция верхушки находится в четвёртом межреберье. Систолический объём составляет 0,8 мл/кг, минутный объём - 120 мл/кг, объём циркулирующей крови - 80-100 мл/кг. Вязкость крови у новорождённого в 10 раз выше, чем у взрослого, а скорость кровотока выше в 2 раза. Частота сердечных сокращений очень лабильна и составляет в среднем 130-150 в минуту, что объясняется слабым парасимпатическим влиянием на иннервацию сердца. Необходимо помнить, что в период новорождённое™ в зависимости от условий возможно функционирование фетальных коммуникаций, так как анатомическое закрытие овального окна и артериального протока происходит позже.

Нервная система

Спинной мозг новорождённого представляет собой наиболее зрелую часть нервной системы. Он достигает нижнего края III поясничного позвонка и относительно длиннее, чем у взрослого, что важно для проведения спинномозговой пункции. Среди долей головного мозга наиболее развита височная.

У новорождённых отмечают недостаточную миелинизацию волокон вегетативной нервной системы и преобладание тонуса симпатической нервной системы.

Пищеварительная система

Желудок имеет относительно малый объём, его моторика замедлена, кардиальный отдел развит слабее пилорического. Это обусловливает склонность к срыгиваниям. Кислотность в желудке, активность панкреатической амилазы и липазы относительно низкие. Основной орган, в котором происходит переваривание и всасывание пищи - тонкая кишка, причём проксимальный отдел более активен, чем дистальный. Для новорождённого характерен пиноцитоз - внутриклеточное пищеварение и везикулярное всасывание. Заселение кишечника микрофлорой происходит в первые дни жизни. Такие защитные факторы, как иммуноглобулины, лизоцим и другие вещества, играющие важную роль в становлении нормального биоценоза и барьерной функции, новорождённый получает с молоком матери.

Таблица 1-1. Физиологические рефлексы новорождённых

Название

Описание рефлекса

Время появления

Время угасания

Рефлексы орального автоматизма

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина)

Надавливание на ладонь вызывает открывание рта и сгибание головы

С рождения

После 2-3 мес

Хоботковый рефлекс

Быстрый лёгкий удар пальцем по губам вызывает сокращение т. orbicularis oris, вытягивание губ «хоботком»

С рождения

После 2-3 мес

Поисковый рефлекс Куссмауля

Поглаживание пальцем области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы

С рождения

После 3-4 мес

Сосательный рефлекс

Возникновение сосательных движений в ответ на раздражение полости рта

С рождения

Рефлексы спинального автоматизма

Защитный рефлекс новорождённого

При укладывании новорождённого на живот происходит рефлекторный поворот головы в сторону

С рождения

Рефлекс опоры и

автоматической

Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. При наклоне новорождённого слегка вперёд он делает шаговые движения

С рождения

Угасает в норме к 2 мес

Рефлекс ползания (Бауэра)

При укладывании новорождённого на живот (голова по средней линии) он совершает ползающие движения. Если к подошвам подставить ладонь, то ребёнок будет рефлекторно отталкиваться от неё ногами

С рождения

После 4 мес

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона

При надавливании на ладони новорождённый обхватывает пальцы осматривающего (хватательный рефлекс) и его можно приподнять (рефлекс Робинсона)

С рождения

После 3-4 мес

Хватательный рефлекс нижних конечностей

Надавливание большим пальцем на подушечки стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев

С рождения

После 3-4 мес

Физиологический рефлекс Бабинского

Штриховое раздражение подошвы вызывает тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев

С рождения

После 3-4 мес

Рефлекс Таланта

При раздражении кожи спины паравертебрально новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах

С рождения (хорошо вызывается с 5-6 сут жизни)

После 3-4 мес

Рефлекс Переза

При проведении пальцами, слегка надавливая по остистым отросткам позвоночника, от копчика к шее, ребёнок начинает кричать, поднимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности (исследуется в последнюю очередь, так как сопровождается болевой реакцией)

С рождения

Рефлекс Моро

Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки (фаза 1). Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (фаза 2)

С рождения

Таблица 1-2. Надсегментарные позотонические автоматизмы

Название

Описание рефлекса

Время появления

Время угасания

Миелоэнцефальные позотонические автоматизмы

Асимметричный шейный тонический рефлекс

При повороте головы лежащего на спине новорождённого (нижняя челюсть на уровне плеча) происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных конечностей

С рождения

После 4 мес

Симметричный шейный тонический рефлекс

Сгибание головы вызывает повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного в ногах

С рождения

После 2 мес

Тонический лабиринтный рефлекс

В положении на спине отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц; в положении на животе - в сгибательных

С рождения

После 2 мес

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция

За поворотом головы в сторону, произведённым активно или пассивно, следует ротация туловища в ту же сторону

С рождения

После 5-6 мес

Туловищная

выпрямляющая

При соприкосновении стоп ребёнка с опорой происходит выпрямление головы

Отчётливо определяется с конца первого месяца

После 5-6 мес

Выпрямляющий рефлекс туловища

К повороту головы присоединяется плечевой пояс и поворот таза вокруг оси тела

Выражен к 6-8 мес

Видоизменяется после 10-15 мес

Рефлекс Ландау

Если ребёнка держать свободно в воздухе лицом вниз, то поднимается голова и наступает тоническое разгибание спины

Мочевыделительная система

Ёмкость мочевого пузыря новорождённого 30 мл, частота мочеиспусканий до 20-25 раз в сутки, суточный диурез 250 мл, относительная плотность мочи 1005-1010. У новорождённого отмечают следующие особенности функционирования почек:

Низкая концентрационная функция, высокая частота мочеиспусканий;

Низкая способность экскретировать избыток солей склонность к отёкам;

Выведение мочевины снижено, а мочевой кислоты - увеличено;

Натрий почти полностью реабсорбируется;

Ограничена способность выведения ионов водорода;

Легко возникает глюкозурия.

Относительно больший диаметр мочеточников, слабо развитые мышечные и эластические волокна обусловливают склонность к пузырно-мочеточниковому рефлюксу.

Олигурия в первые-вторые сутки жизни и «инфарктная моча» (жёлто-кирпичного цвета) на первой неделе жизни - физиологические состояния. Тесная связь лимфатических сосудов почек и кишечника предрасполагает к распространению инфекционного процесса кишечника на почки.

Кровь

У новорождённого в первые дни жизни можно наблюдать более высокое содержание гемоглобина (180-200 г/л), эритроцитов (5-6х1012/л), гематокрита (более 60%), ретикулоцитов (до 15-40%) и цветового показателя (до 1,0-1,1). Содержание HbF достигает 60-85%. В лейкоцитарной формуле в первые дни жизни преобладают нейтрофилы, сдвиг формулы влево. На 4-5-е сутки жизни наблюдается первый «перекрёст», т.е. количество нейтро- филов и лимфоцитов становится примерно одинаковым. В крови отмечается относительно низкая активность тромбоцитов и витамин К-зависимых факторов свёртывания крови, таких, как II, VII, IX и X.