Особенности младенческого возраста - воспитание и развитие

Ведущий вид деятельности в этом возрасте - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования возраста

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь ребенка младенческого возраста


До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.


Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.


Особенности автономной речи:

  • не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
  • общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
  • связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.


Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь


Возникает к 1,6 - 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова - это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!"). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.


Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность


Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз. Известен феномен "глаза новорожденного" - они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления - см. выше).
  3. Перемещение в пространстве - предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это - в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования - предметной деятельности.


Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.


Предметная деятельность - это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия "не написан" на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.


Он осваивает:

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.


В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала - в ориентировочном поведении, далее - в общении со взрослыми; затем - в предметной деятельности.

Умственное развитие


Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития - сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 - до года.

  1. Упражнение рефлексов. Дети "упражняют" все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 - 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 - 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого"), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 - 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста


Базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет - ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. В этом же возрасте формируется чувство привязанности.


Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.


Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения.


Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении - суть кризиса одного года.

Наконец чудо свершилось, и ваша семья увеличилась. Остались позади волнения и страхи, переживания и сомнения, связанные с ожиданием ребенка. А впереди — новые страхи и сомнения, переживания и неуверенность. Теперь вам кажется, что ваши прежние сомнения были смешны. Ведь самое главное, как взаимодействовать с этим маленьким плачущим комочком. Ваши мысли направлены в сторону воспитания. Вы озабочены тем, каким человеком вырастет ваш ребенок. Понимание того, что малыш в своем становлении, взрослении проходит определенные этапы, на каждом из которых он развивается в соответствии со спецификой своего возраста, во многом помогут вам правильно построить свои взаимоотношения как с малышом, так и внутри семьи.

Сразу после рождения, в младенческом возрасте , у ребенка пока есть система безусловных рефлексов. Он беспомощен и не может без взрослого их удовлетворить. Биологическая сущность беспомощности заключается в том, что у новорожденного нет сформированных поведенческих актов. Все его существование обеспечивает взрослый человек. Основными рефлексами новорожденного считают пищевые, защитные и ориентировочные рефлексы. Основой развития ребенка в этом возрасте является постоянный контакт с матерью и другими близкими членами семьи. Очень важна позиция отца. Если, к примеру, отец хотел сына, а получил дочь и не слишком доволен этим фактом, то девочка все чувствует. Ну а если в этой семье вторым рождается мальчик, то дочь, видя искреннюю и долгожданную радость отца, может и не простить ему отношения к ней в младенчестве.

Если воспитание в семье поставлено разумно, то вполне возможно это отношение не перенесется на брата. И, наоборот, если условия будут неблагоприятные — большее внимание к мальчику, выражение чувств отца, бабушек, восхищение друзей, тогда, как правило, семью будут сотрясать взаимные обиды детей, и даже их вражда в борьбе за первенство в обретении родительской любви. Мать и дитя «повязаны» и создают некую общность, в основе которой неразрывное единство ребенка и взрослого. Показателем такого единства служит положительный эмоциональный фон, который способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Ведущим типом деятельности младенца является эмоциональное общение с окружающими его взрослыми. Основная же потребность выражается в желании находиться рядом с взрослым. Достаточно понаблюдать за родившимся младенцем. Он не хочет находиться один, если не спит. Он нуждается в «компании». В принципе он и плачет только тогда, когда хочет кушать, когда он мокрый или у него что-то болит, и тогда, когда ему «скучно». Поэтому вполне ес-тественно, если все члены семьи будут активно общаться с малышом. Улыбаться, рассказывать ему сказки, об-суждать с ним какие-то события и не смущаться тем, что внешне он пока не реагирует на общение. Такое поведение взрослых формирует у ребенка доверие к внешнему миру.

В младенчестве у ребенка развивается слуховое восприятие, он реагирует на голос матери и начинает при-влекать к себе внимание голосом.

До года у ребенка происходит сильный скачок в развитии. В процессе общения родителей и малыша повышается жизненный тонус ребенка, усиливается его ак-тивность. Это в свою очередь создает предпосылки для двигательного, речевого и сенсорного развития. Любой родитель скажет, какими «скачками» развития характеризуется первый год жизни ребенка.

К концу первого года ребенок уже устанавливает связь между предметом, который показывает ему мать или с которым он играет и со словом, его обозначающим. Уже к пяти месяцам ребенок приобретает хватательные навыки и крепко держит предметы. Акт хватания относится к поведенческому акту. Игра с различными игрушками дает возможность знакомиться ребенку с его свойствами. Ведь хватая те или иные предметы, он уже активно следит за ними взгля-дом. Так формируется предметное восприятие. Да и про-странство для ребенка расширяется. Ведь для того, чтобы схватить, малыш вытягивает руку и увеличивает пространство вокруг себя на ее длину. Умение хватать по-зволяет ему манипулировать предметами, перемещать их. Его действия становятся более совершенными. Каждый новый день открывает перед ним новый мир! Восприятие ребенка становится предметным и константным.

Ранний возраст охватывает жизнь ребенка от одного года до двух и знаменуется важнейшим событием в жизни ребенка — он встает на ноги и начинает ходить. Это чрезвычайно важно для него, поскольку позволяет активно осваивать пространство. Овладение ходьбой дает ребенку некую самостоятельность, отдаляя его от взрослого.

К концу второго года движения ребенка из хаотичных превращаются в более осознанные. Улучшение координации позволяет осваивать действия, которые до этой поры были трудны для выполнения. Ребенок становится более ритмичным. Он уже может достать понравившуюся ему вещь, залезая на стул или диван. Он может умыться и уже пользуется горшком или туалетом. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Поэтому очень важно научить его по-разному обращаться с разными предметами. Это помогает ребенку приспособиться к свойствам разных предметов, список которых расширяется с каждым днем. Развитие предметного действия происходит в совместной деятельности с взрослыми с последующим отделением от них и переходу к самостоятельному действию.

Вначале ребенок осваивает предметы только совместно с мамой или папой, в ходе совместной деятельности . Взрослый контролирует эти действия, и ребенок один ничего не может сделать. В ходе развития предметной деятельности к ребенку переходят частично функции взрослого. Мама или папа начинает действие, а ребенок его заканчивает. И только потом взрослый говорит, как сделать, и ребенок делает. Конечно, поначалу ребенок не понимает функциональности предметов. К примеру, он одевает ботиночки. Но может одеть задом наперед. Он наблюдал, как это делала мама, но еще не владеет способом действий с этим предметом. Впоследствии овладевая способами переноса предметной деятельности, ребенок учится сравнивать свои действия с действиями взрослых. Роль мамы, папы, родственников в глазах ребенка возрастает, поскольку взрослые умеют делать то, что еще трудно или недоступно ребенку.

Разнообразная предметная деятельность влияет на развитие мышления ребенка раннего возраста . Оно носит наглядно-действенный характер, поскольку ребенок вначале манипулирует предметами и только после этого устанавливает между ними связи. Он учится правильно оперировать разными предметами, перемещать их, использовать одни предметы для овладения другими, новы-ми для него. От практического освоения свойств предметов ребенок переходит к умственному освоению, создавая условия для развития речевого мышления. Появление слова является особенностью этого возраста. Речь ребенка носит переходный характер. Она понятна только близким людям и то не всегда. Речь ребенка, как правило, яркая, экспрессивная, эмоционально окрашенная. Он уже говорит активно и знает много слов, но для окружающих они не совсем понятны. Словарь увеличивается и это очень заметно — ребенок постоянно что-то говорит. Иногда сам с собой, но чаще всего с взрослыми. Он уже использует предложения из двух слов. Это большой скачок в его развитии. Формирование речи в этот период — главное событие в жизни ребенка.

Воображение ребенка еще недостаточно развито. Это подтверждает его тяга к предметам быта, используемым ребенком для игры. Он еще не проявляет большого инте-реса к игрушкам, хотя элементы игровой деятельности уже появляются. Вся деятельность взрослых направлена на расширение мира для ребенка, на подготовку его пе-рехода на другой возрастной этап.

В предметной речи происходит развитие восприятия. Естественно, что это начальная ступень его развития, которая выражается в том, что ребенок фиксирует какое-то одно качество предмета и по этому качеству узнает предмет. Восприятие ребенка тесно связано с практиче-скими действиями. При знакомстве с новым предметом, ребенок выделяет его характерные особенности. Если ваза с острым ободком, то он воспринимает этот ободок преувеличенно острым. И на рисунке ободок может быть больше вазы. Под влиянием восприятия происходит раз-витие остальных психических процессов. Память носит непроизвольный характер, и она еще не действует как отдельный процесс.

Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста.

Специфика.

В младенческом возрасте выделяют три этапа:

Новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;

Первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

Второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

Завершение младенчества связано с "кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

(англ. infancy ) - (в рос. возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. - Ред .). М. в. подразделяется на 3 этапа: , 1-е и 2-е полугодия жизни.

Этап новорожденности охватывает 1-й мес. жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

1-е полугодие жизни - этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью . На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления . Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности - ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности ). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во 2-е полугодие.

Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе - в раннем возрасте ). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также , .)

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать взрослых и произносить первые слова (см. ), осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года , в котором впервые проявляется личность ребенка (см. ). (С. Ю. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "младенческий возраст" в других словарях:

    Младенческий Возраст - период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие … Психологический словарь

    Младенческий возраст - Период возрастного развития человека от рождения до одного года (в пределах которого выделяют и возраст новорожденности от момента рождения до 1 месяца). По современным представлениям М. в. исключительно важен во всех сторонах становления его… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Младенческий возраст - период жизни ребёнка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребёнок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое… … Педагогический терминологический словарь

    Младенческий возраст - возрастной период, охватывающий первый год жизни ребенка. М. в., в свою очередь, подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни. Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МЛАДЕНЧЕСКИЙ - МЛАДЕНЧЕСКИЙ, младенческая, младенческое (книжн.). 1. прил. к младенец. Младенческий возраст. Младенческий лепет. «Он был свидетель умиленный ее младенческих забав.» Пушкин. 2. перен. Слабосильный, беспомощный, неумелый (пренебр.). Младенческие… … Толковый словарь Ушакова

    Возраст - – 1) рост, величина тела (Мф. 6, 27, у Лук. 19, 3; 2) совершеннолетие по Иоанн. 9, 21, 23. Возраст детищный – младенческий возраст. Возраст законный – лета, когда человек может пользоваться предоставленными ему гражданскими,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… …

    Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В возрасте младенческом выделяют три этапа: 1) новорожденность (первый месяц жизни) когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми; 2) первое… … Большая психологическая энциклопедия

    ВОЗРАСТ - ВОЗРАСТ, возраста, муж. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста. ❖ Войти в возраст стать взрослым. Выйти из… … Толковый словарь Ушакова

    ВОЗРАСТ - ВОЗРАСТ, а, муж. 1. Период, ступень в развитии, росте кого чего н. В. человека, животного, растения. В. Земли. Младенческий в. Зрелый в. (сменяющий юность). Выйти из школьного возраста. 2. Количество прожитого времени, лет. Ребёнок в возрасте… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст , Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. В пособии представлена диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Предметом диагностики являются наиболее важные в раннем возрасте сферы, определяющие развитие целостной…
Глава 2. Развитие ребенка на разных возрастных этапах.

1.Период младенчества (первый год жизни).

1.1. Новорожденность и ее особенности.

Процесс рождения ребенка – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, иной тип дыхания, смена питания. Приспособиться к этим новым чувствам и условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

1. Система пищевых рефлексов – при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные тормозятся.

2. Закрытие глаз – действие яркого света (раздражитель); шлепок по переносице; хлопок руками возле головы ребенка.

3. Сгибание рук – поворот головы направо; разведение локтей в сторону.

4. Сжатие и разжимание пальцев рук – касание пальцами ладони руки.

5. Сжатие пальцев ног – нажатие пальцем на подошву ребенка.

6. Колено и стопа сгибаются – укол булавкой подошвы.

7. Попытки поднять голову – на живот.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается на коленях у матери, у него возникают сосательные движения.

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

К трех - четырехмесячному возрасту, дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет, и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 - 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе, и сами приобретают характер ориентировочно - исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях, рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно - исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.

Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год увеличивается примерно в 1,5 раза; вес – почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца:

Время появления движения Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, не промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5 -6 месяцев Хватает предмет рукой
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте:

возраст успехи неудачи
0-2 Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких действия
2-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном Продолжает следить за движущимся предметом после его остановки, ищет его на новом месте
4-6 Не делает ошибок, характерных для 2-4 мес., находит предмет, закрытый платком (частично) Не может найти предмет, который полностью закрыт платком
6-12 Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком Ищет предмет там, где находил раньше, игнорируя то место, когда этот предмет прятали у него на глазах.

1.2.Кризис одного года.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов, мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает актуальность.

Чаще всего появление сложных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня – можно, завтра – нельзя. Рецепт: пробовать предоставить самостоятельность.

Главное приобретение периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским, автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому) строению и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему значению иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них: ика – шкаф, «па» - упала; слова искажения: ниняня – не надо; звукоподражательные: ав – собака.

Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия; часы – это вещь, с помощью которой мы определяем время. Ребенок не может так обобщить предметы, у него своя логика, его слова становятся многозначными и ситуативными. Например, Ч.Дарвин и его внук увидели утку на пруду, на прогулке. Дома пролили воду на столе, такая же ситуация. На монетах птицы, все монеты блестят.

1 – целостная ситуация утки на воде;

2 – поверхность пруда – блестящая лужица молока, жидкости;

3 – утки – на монетах – к предметам, имеющим форму и цвет, что монеты; такая отнесенность называется многозначность.

«Скольжение» значений многозначных слов связано с условиями их возникновения – с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально-насыщенную ситуацию.

Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга, как междометия.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, уже многое может: ходит или пытается ходить, выполняет действия с предметами; принимает обращенные слова; начинает говорить.

Литература

Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. Соч.: В 6т. М.,1984. Т.4

Выготский Л.С. Младенческий возраст // Там же. М.,1984.

Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Период младенчества (первый год жизни)»:

1.Расскажите об изменениях, происходящих с ребенком в течение первого года жизни.

2. Обозначьте суть физического развития младенца.

3. Решение простейших познавательных задач в младенчестве.

4. Какие аффективные реакции возможны в период 1 года.

5. Автономная детская речь.

Тестовые задания

Первый год жизни – совершенно исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит человек за первые 12 месяцев своей жизни. Все, что происходит в это время, — все впервые: первая улыбка, первые игры, первые движения, первые слова, первые шаги.

Младенец уже при рождении обладает большим запасом инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Об этом говорилось в статье . Эти органические потребности обеспечивают выживание ребенка и не могут составить основу психического развития. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении, они постепенно отмирают, т.к. все формы поведения человека складываются прижизненно.

Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственное эмоциональное общение. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Так, у ребенка возникает новый тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
К 4-5-ти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно (в больнице, в детском доме), ребенок отстает в психическом развитии. До 9-10 месяцев у такого малыша бессмысленный, безразличный взгляд. Ребенок мало двигается, не стремится схватить попавшиеся на глаза игрушки, он вял и апатичен, не испытывает интереса к окружающему.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери – это показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «мы» (т.е. неразрывное единство ребенка и взрослого).

Гармоничность взаимодействия матери и ребенка составляет важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга.

Психическое функции и процессы, которые развиваются в течение первого года жизни:

1. Развитие ощущений.

Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и др.

Ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели. В 2-3 месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивать голову в сторону источника звука. На 3-4 месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку улыбкой, общим оживлением.

Зрение у детей развивается медленно. Цвет ребенок начинает различать только на 5-м месяце жизни.

2. Развитие сенсорики.

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, у младенцев совершенствуется. К 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца ребенок уже активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.
Во втором полугодии новая задача зрения – направлять и регулировать поведение. Развивается тактильная чувствительность.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять потребность в новых впечатлениях.

3. Развитие восприятия.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия ребенка – константность, правильность, предметность и системность. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Дети учатся видеть предмет под разным углом зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разным углом зрения. Появляются первые сенсорные эталоны – постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты.

На втором месяце жизни младенец реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека почти всегда ярко окрашены.

4. Развитие памяти.

Именно в течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти – эмоциональная, моторная, образная и вербальная. Эмоциональная память по некоторым данным есть уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ребенку ориентироваться в действительности.

В 7-9 недель появляется моторная память – ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты (начало будущих операций).

До 3-4-месячного возраста ребенок в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более 1 секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня.

В 4 месяца у детей появляется образная память – сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев ребенок воспринимает то, что видел раньше.

В 8-12 месяцев ребенок выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ в долговременной памяти. К 1,5 годам формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. Таким образом, к концу 2-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.

Появление образной памяти существенно влияет на общение ребенка и формирование его мотивационной сферы.

5. Развитие мышления.

К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакций на новые предметы, стремление их обследовать. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

6. Развитие внимания.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители (например, при переходе от темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и др.)

Начиная с 3-го месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот.

Произвольное внимание начинает проявляться только к концу 1-го года жизни. Здесь большое значение имеет игра, т.к. в процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.

7. Развитие речи.

До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции. В это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета, жестов, а затем и первых слов.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки – гуканье. От 4 до 6 месяцев у ребенка формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочки певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

В 6-7 месяцев появляется лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания (повторяющиеся слоги, цепочки слогов), связанные чаще всего с действиями ребенка. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к самому себе.

Около года у ребенка появляется и его собственная, автономная речь. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. При этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а развитие внутренней речи – от предложения к слову. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов.

Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.